Сооружение гранитных набережных

0 Сейчас, когда идет конкурс на концепцию развития территорий вдоль Москвы-реки и ее берега ждет новый этап реконструкции, уместно вспомнить, как изменялась береговая линия Москвы на протяжении последних двух с половиной столетий. Что представляют собой набережные главной столичной реки и почему они стали такими, какими мы их знаем сейчас? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашем кратком историческом очерке. Деревянные набережные Москвы-реки в XVIII столетии. Изображение с сайта www.nevsepic.com.ua Первая каменная набережная напротив кремлевской стены была предусмотрена прожективным планом 1775 года, созданным примерно на 15 лет позже аналогичного плана для Парижа. В плане уделялось большое внимание рекам в черте города: он, в том числе, намечал трассировку грандиозного гидротехнического сооружения – водоотводного канала. Капитальные набережные, согласно плану, планировалось возвести перед Кремлем и Китай-городом, включая Воспитательный дом. На европейский манер эти набережные предписывалось обсадить двумя рядами деревьев.В 1795 было начато строительство первой каменной набережной перед Кремлем (взамен старой, обшитой бревнами). Работы, проведенные Экспедицией кремлевского строения, заключались в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. Тело стенки набережной было сложено из известняка, на известковой же основе с гидравлическими добавками. В облицовке был использован песчаник, а фундаментом для набережной служил деревянный свайный ростверк. Одно из первых изображений набережной перед Воспитательным домом в исполнении художника мастерской Федора Алексеева. На пейзаже можно видеть место старейшей пристани на Москве-реке. Акварель из собрания ГЭ. 1800-е гг. С сайта В эти же годы (1796–1801) по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы. Берег реки в этом месте был укреплен так называемой «Голицынской стенкой», включавшей подпорную стенку из известняковых плит разной величины с парапетом и две фланкирующие ее беседки. В XX веке партерный парк больницы вошел в состав Парка Горького. Во время комплексной реконструкции набережных в 1930-е гг. подпорная стенка была сохранена, поэтому сегодня это самый старый фрагмент московских набережных.Вернемся в центральную часть Москвы – на Москворецкую набережную. Следующей благоустроенной набережной стал участок возле Воспитательного дома. В 1801 было «повелено» облицевать берег камнем так же, как это было сделано возле Кремля, однако деревья было позволено не сажать. Строительные работы растянулись до 1806 года, но даже после их окончания горожане долгое время не могли пользоваться набережной, отданной в полное распоряжение обитателей Воспитательного дома – сирот, подкидышей и детей, родившихся вне брака или у неимущих родителей. Кремлевская набержная на картине Федора Алексеева «Вид Московского Кремля и Каменного моста». 1815. Из собрания ГИМ. С сайта Схема расположения сходов на старых набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940. В течение следующих десяти лет была выстроена набережная напротив Китай-города протяженностью 405 м. Попутно была произведена подсыпка и регулирование низкого берега.В рамках масштабных работ по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, в 1832–1836 в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. Любопытно, что для Софийской набережной был утвержден необычный двухуровневый проект: с подпорной стенкой у воды и верхним ярусом, устроенным на арках над рекой.Последние крупные работы по благоустройству набережных в дореволюционной Москве проводились в 1880, когда перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Н. М. Левачева было выстроено еще 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. В итоге на рубеже XIX­–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км (в тогдашних границах города).

Устройство старых сходов московских набережных

Как и нынешние набережные в центре города, старые московские набережные представляли собой стены, отделяющие берег от воды. Они имели форму бутовой стенки на свайном основании и были облицованы татаровским камнем (песчаник, добывавшийся близ села Татарово, недалеко от села Крылатского) и ограждены тумбами с решетками.

Высота стандартной тумбы составляла 1,36 м. Подпорная стенка имела уклон в 80 градусов и украшалась карнизом в виде вала диаметром в 25 см. Размер стандартной плиты равнялся примерно 100 см х 50–60 см, что значительно меньше современных облицовочных плит.

Важной характеристикой старых набережных было то, что сходы и съезды были углублены в тело набережной и не выдавались за линию регулирования, дабы не сужать речного русла. Ширина схода равнялась примерно 3 м, съезда – 7 м. Таким образом, они были заглублены в набережную на 10 м.

Более импозантные сооружения такого типа были расположены на левом, кремлевском берегу, а утилитарные сооружения – грузовые съезды – устраивались на правом берегу, преимущественно ниже Кремля по течению. При реконструкции набережных в 1930-е годы старые набережные были сохранены и включены в тело новых. Наружный профиль с почти вертикальной лицевой гранью был заменен на новый откосный. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940. После реконструкции 1930-х годов количество точек доступа к воде было сокращено. Например, на участке между Большим Каменным и Москворецким мостами изначально было 6 спусков к воде, а после реконструкции остался всего один, расположенный по оси Тайницкой башни Кремля, на противоположной стороне реки. На участке между Москворецким и Большим Устьинским мостом было 7 спусков к воде, после реконструкции остался также всего один сход – у Воспитательного дома. Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937. Из собрания Донецкого областного художественного музея. С сайта

Реконструкция набережных в 1930-е годы

Набережная-трибуна в ЦПКиО им. Горького была сооружена для наблюдения за водными соревнованиями на реке. Архитектор А.В. Власов. 1934. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940. Сегодняшние набережные и спуски к воде – это результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры, проходившей с середины 1930-х годов в рамках реализации Генерального плана Москвы 1935 года. В этот период произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе. Помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент. Это качество дополнительно усиливалась двумя параллельными реке трассами: «Река заключена между двумя главными магистралями города: осью старого города (диаметром: Ленинградское шоссе – центр – ЗИС), осью нового города на Юго-западе (Рублевское шоссе – Каширское шоссе)» (Цит. из книги «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940). Одновременно на транспортный каркас, важнейшим компонентом которого была Москва-река, накладывался зеленый каркас, одним из крупнейших «клиньев» которого становилась парковая зона, протянувшаяся от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.Транспортная функции также получила свое дальнейшее развитие за счет активного строительства новых каналов и гидротехнических сооружений, связывающих Москву с Волгой. В общей сложности в составе ансамбля канала Москва–Волга, растянувшегося на 128 километров, было построено более 240 сооружений, обладающих историко-культурным потенциалом, соизмеримым с ВДНХ.В 1930-е русло Москвы-реки было реконструировано, чтобы приспособить его для прохода комбинированного волжского транспорта, нефтеналивных судов, грузовых караванов. В соответствии с трассой судового хода была скорректирована и частично спрямлена береговая линия. В литературе того времени указывается, что достичь идеального выравнивании линии регулирования удалось далеко не везде. Так, например, линия регулирования Крымской набережной (у нынешнего парка «Музеон») не была в достаточной степени спрямлена и сохранила небольшой излом, что объясняется крупной водопроводной трубой, проходящей вблизи от берега: ее решено было не перекладывать.Транспортная роль реки наложила свой отпечаток и на конструкцию новых мостов. На раннем этапе проектирования за базовый тип моста предполагалось взять мост балочной конструкции, но такие мосты потребовали бы возведения дополнительных опор в русле реки, что ограничило бы свободу передвижения речных судов, поэтому в итоге предпочтение было отдано однопролетной конструкции арочного типа. В результате сегодня все мосты через Москву-реку имеют схожую конструкцию, исключение составляют лишь построенные ранее Бородинский и Новоспасский.

Основные типы московских набережных

Для реконструкции 1930-х годов характерно строгое деление набережных на общегородские, парковые и портовые. Такое разграничение до сих пор определяет характер береговой линии Москвы-реки на значительном ее протяжении.Общегородская набережная подразумевала прежде всего устройство проездной дороги и новую красную линию с отступом в 40 м от линии регулирования набережной.

В ходе строительных работ в первую очередь производилась реконструкция самих набережных, во вторую – примыкающей застройки, причем эта вторая очередь, включающая в себя возведение домов по новым красным линиям, была осуществлена лишь частично. Пожалуй, единственный пример, где она была доведена до идеала – это Фрунзенская набережная.

Особенность парковой набережной – отсутствие четкого отделения берега от воды при помощи стенки и отведение транзитного транспортного потока от реки. Набережная такого типа реализована в Москве только в Парке Горького.

Она имеет два уровня: верхний – для ограниченного транзита (внутрипарковый проезд) и нижний, расположенный практически на уровне воды, что дает ощущение непосредственного контакта с водным зеркалом, что использовалось в середине XX века при организации спортивных мероприятий и торжеств.

Подобные спуски планировалось возвести на нескольких участках Москвы-реки, в частности, у Новодевичьего монастыря, но этот план не был реализован. Строительство набережной в ЦПКиО им. Горького. 1934. В некоторых местах набережная была отодвинута в сторону воды на 5 метров, чтобы сохранить существующие деревья. Фотография: А. Гринберг. С сайта samlib.

ru Портовые набережные предназначались для технических нужд, что автоматически исключало возможность транзита и общегородской характер использования. К таким набережным относятся территории Западного и Южных речных портов.

Следует отметить, что по плану реконструкции Москвы 1935 года предполагалось также строительство новых грузовых пристаней на спрямляющих каналах (Дорогомиловском, Андреевском, Лужнецком). По всей видимости, в дальнейшем предполагался перенос технической функции с берегов основного русла Москва-реки на берега каналов, но этого не произошло. Сегодня территории промышленных набережных представляют серьезную проблему и, вместе с тем, значительный потенциал для развития.

Оформление подпорных стенок

Схема архитектурных профилей стенок московских набережных. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940. В соответствии с программой реконструкции 1930-х годов, набережные получили гранитное оформление на протяжении около 30 километров русла Москва-реки (от Краснопресненской набережной до Кожухова). При облицовке набережных были использованы профили разных типов. За базовый был принят наклонный тип стенки с переменной крутизной граней. Предпочтение этому типу было отдано ввиду того, что такая стенка меньше заслоняет здания на берегу при восприятии с зеркала воды, а также поскольку наклонная стенка хорошо подчеркивает плавность изгибов реки, что в случае с извилистым руслом Москвы-реки было весьма актуально. Применение профилей с различной степенью уклона было связано с различным конструктивным устройством набережных. Строго вертикальный тип стенки был использован лишь в одном месте: на набережной нереализованного Дворца Советов. Сход у южной проходной ЗИЛа. Проект. Источник: П.И. Гольденберг, Л.С. Аксельрод. «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940. В облицовке набережных был использован гранит нескольких цветов из украинских и уральских месторождений. Так, набережная у Кремля была облицована породами серого оттенка, а стенка Раушской набережной выполнена из гранита серого цвета с парапетом розового оттенка. Такое сочетание цветов было признано критиками не очень удачным. Некоторые отрезки набережных (у Краснопресненской ТЭЦ, на территории ЗИЛа) облицованы красным гранитом.Парапеты набережных были выполнены в двух вариантах: сплошные гранитные в центральной части города, в виде чугунных решеток с гранитными пилонами – за пределами центра. При этом сразу после окончания работ критиками замечалось, что сплошные стенки набережных хотя и делают ее более монументальной (что было основной задачей при решении облика набережных), закрывают вид на речное зеркало на узких фрагментах реки, например, у Воспитательного дома.

Архитектура сходов

Гранитные набережные

?

handemade_ilia (handemade_ilia) wrote, 2016-02-23 23:22:00 handemade_ilia handemade_ilia 2016-02-23 23:22:00 Category: Друзья , мне безумно интересно , с помощью каких технологий в 18/19 веке обрабатывали гранит . Конечно на первом месте по шедеврам гранитного зодчества в России это Санкт-Петербург . Колонны и первые этажи домов оставим до лучшего случая , а сейчас читаем о набережных . Основной вопрос по ним , возникающий у сторонников альтернативной истории , это как при Екатерине было зашито в гранит столько километров берега .На видео человек без сверла , использую только молоток и зубило , лихо делит на две части камень . «…С ростом города были изданы первые правительственные распоряжения об устройстве набережных. Владельцы домов на набережных, согласно специальному указу 1715 г., должны были приготовить к сентябрю «каждый против своего дома паженые сваи (шпунтовые, т. е. одна свая входит продольным гребнем в паз другой. — Прим. ред.) для обивки берегов, мерою трёхсаженные, числом сколько против каждого двора оных бы столбов могло пойти». Одновременно с укреплением берегов на Адмиралтейской стороне и Васи-льевском острове сооружали небольшие гавани для причала судов и лодок.

После наводнений 1720 и 1721 гг., когда набережные были основательно разрушены, вновь последовали указы об их ремонте и строительстве, повторявшиеся вплоть до сооружения «каменного берега» во второй половине ХУШ столетия С начала 60-х гг. строились уже гранитные набережные «от Галерного двора до Литейного дома». В 1764-1790 гг. созданы набережные Екатерининского канала, затем Крюкова канала, реки Фонтанки, в 1798-1811 гг. — реки Мойки и т. д. На набережных, декорированных гранитом, сооружали парапеты и чугунные решётки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 г. на Неве построили почти 10 км гранитных набережных.Строительство набережных возобновилось после наводнения 1924 г. Появились новые типы набережных: терраса на стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощённые булыжником, диким камнем, брусчаткой; монолитные и сборные железобетонные; с навесной гранитной облицовкой и др. Сейчас в городе около 150 км укреплённых набережных…»

То есть речь о том , что основная масса гранитных набережных была сделана в советское время . Безусловно , 10 км гранитного берега это тоже очень не мало . Но согласитесь , 10 и 150 это всё-таки разные вещи .

Ссылочка на ЧП http://karpovka.net/2011/09/09/26849/И инфа о самом мосте он безусловно прекрасен , как и многое в Петербурге .

И я не знаю «литой» это гранит или тесаный , НО для создания тротуаров и проезжей части бюджет особенно не раскошеливался . (далее снова цитата)

«…Кроме наказа местным жителям Петр распорядился брать каменную дань с корабелов: судно должно было сдать в порту 30 диких камней, лодка — 10. Путешествующие по суше платили 3 камня с телеги. Несмотря на такое количество материала, первые мостовые из булыжников в городе клали кое-как, и улицы находились в состоянии перманентных ремонтных работ. Сначала мостовые появились на Березовом (ныне Петроградском) острове в 1710 году. До того местные жители пользовались исключительно грунтовыми дорогами.

Со временем самодеятельность заменили профессионалами, и в городе появились улицы, вымощенные гранитными брусками. Импульсивного Петра сменила вдумчивая Екатерина II, собравшая специальную комиссию по благоустройству города, которая взялась за систематизацию наследия основателя имперской столицы.

В 1824 году, например, появилась рекомендация производить мощение улиц «рядовой стилкой одномерных булыжных камней». В 1826 году на Невском были установлены деревянные колеи для колес карет. В этот период дерево потеснило камень: спустя 6 лет изобретатель Гурьев предложил для борьбы с надоедливым шумом мостить улицы деревянными торцами.

Затея понравилась императрице — опыт на Невском проспекте прошел успешно. Идею переняли в Европе, однако в самой Северной столице от нее в итоге пришлось отказаться: дерево не слишком хорошо реагировало на капризную петербургскую погоду.

Существуют официальные данные, что находилось в ведении городского управления к 1882 году: в проезжей части — 674 000 квадратных метров булыжных мостовых, 9605 торцовых, 138 000 шоссе, 1015 асфальтового покрытия; тротуаров — 40 290 плитных, 76 385 гранитных, 7040 деревянных, 7002 грунтовых.

(Прим ред. Что весьма не мало)В 1909 году дума установила типы покрытий для улиц. Проезжая часть должна была быть булыжной, асфальтовой или белым шоссе, пешеходная — асфальтовой или замощенной лещадной плитой.Тотальным асфальтированием Петербург обязан, разумеется, экономным большевикам, несмотря на то, что журналист Николай Иванович Греч еще в середине XIX века отмечал: «Асфальт оказался неудобным по нашему климату: он трескается зимою от замерзания просачивающейся в него воды». Попытка, о которой упоминает Греч, случилась в 1839 году и, между прочим, это был один из первых опытов асфальтирования в Европе. В 1871 году, несмотря на первый блин комом, было решено повторить попытку. И первый асфальтированный участок дороги появился на набережной Фонтанки, между Симеоновским и Пантелеймоновским мостами. Строители осмелели и продолжили эксперименты, которые имели место быть вплоть до революции.

После свержения царского режима город погряз в бездорожье. Оказалось, что 90% дорог держали в приличном состоянии домовладельцы, однако война 1914 года помешала многим из них в этом нелегком деле. Когда в семнадцатом году большевики пересчитали площади, они выяснили, что им досталось почти 700 000 квадратных метров, требующих немедленного ремонта дорог.

Что определяет архитектурный фасад города у воды? Гранитная набережная!

По словарю Ожегова, набережная – это укрепленный бетоном, деревом или гранитом берег реки и идущая вдоль него улица.

Читайте также:  Зоопарк в санкт-петербурге: часы работы, цены 2019 года

Однако это сухое толкование не передает и сотой доли того, что на самом деле значит настоящая набережная для жителей и гостей города. Одетые в гранит берега служат наглядным показателем благосостояния города.

По набережным с удовольствием гуляют и местные жители, любуясь плещущими волнами, и гости мегаполисов.

На набережных чаще всего организовывают различные культурные мероприятия и концерты. Сюда, на речной или морской берег стекаются многочисленные мамочки с колясками, чтобы вдоволь нагуляться с малышом и подышать свежим воздухом. И, наконец, именно набережная может стать ключевым элементом в архитектурном ансамбле города, обрамляя собой городскую застройку.

Первые набережные России

Первые набережные в Санкт-Петербурге строили владельцы особняков, расположившихся на берегу Невы. В 1719 году был издан указ, обязывающий хозяев привести берега в порядок и соорудить причалы.

Взошедшая на престол Екатерина продолжила дело своих предшественников и издала указ об отделке берегов камнем.

Так появилась невероятной красоты гранитная Дворцовая набережная, которая протянулась от Зимнего дворца до Лебяжьей канавки.

В Москве, укреплять берега рек начинали примерно в это же время – XVIII век. Сначала крепили деревянными бревнами, затем, через несколько десятков лет, сменили их на камень-песчаник. В 1930 году было принято решение использовать для этих целей гранит. Сейчас в столице замощено гранитом более ста километров прибрежной территории.

Строительство каменных набережных в других российских городах началось в основном в XIX веке и получило активное развитие в советскую эпоху, сопровождавшуюся индустриализацией и ростом городов.

Некоторые берега облицовываются камнем и в наши дни: так, два года назад была открыта Набережная Цесаревича во Владивостоке, а в черноморском Геленджике до сих пор растет набережная, признанная самой протяженной в мире.

Вечные, гранитные набережные

  • Долговечность. Первые признаки разрушения можно заметить только после 500-600 лет эксплуатации.
  • Износостойкость. Даже при большой проходимости поверхность гранита не повреждается и не истирается.
  • Природная красота. Структура камня уникальна и невероятна красива. Оттенки и цвета гранита не теряют своей яркости даже через 500 лет активной эксплуатации, ведь рисунок камня не нанесен на поверхность, а пронизывает массив насквозь.
  • Устойчивость к воздействию окружающей среды. Ни вода, ни снег, ни град не оказывают значимого негативного влияния, на разрушение гранита требуются целые века. Поэтому на облицовке набережных разумнее всего не экономить и отделывать берега именно гранитом.

Виды гранитной продукции для набережных

Для того чтобы создать единый архитектурный ансамбль из потрясающей красоты и прочности камня, используются практически:

  • Облицовочная плита. Используется для отделки парапетов на набережной, облицовки подпорных стен. все строительные виды гранитной продукции.
  • Брусчатка. Элементы мостовой, которые используются для укладки на пешеходные зоны набережной.
  • Бордюр. Бортовой камень, отделяющий тротуар от проезжей части.
  • Ступени. Плиты, выточенные из цельной гранитной пластины, точно по ширине лестничного пролета.
  • Балясины. Вертикальные стойки, на которые опираются перила лестницы. Вытачиваются по индивидуальному размеру и форме.
  • Перила. Вертикальные поручни, обеспечивающие точку опоры при спуске или подъеме.
  • Уличная мебель: скамьи, которые вытачиваются из гранитных деталей и соответствуют общей архитектуре набережной; а также урны, обычно изготавливаемые из гранитных плит, закрепленных на металлический каркас. Уличная мебель устанавливается вдоль пешеходной части набережной и великолепно вписываются в единый стилистический ансамбль.
  • Гранитные фонтаны. Набережная, оборудованная фонтанами, смотрится особенно роскошно. Для облицовки фонтанов используются гранитные плиты, а также специально изготовленные закругленные и радиусные элементы.

Создать что-то действительно шедевральное можно в том случае, если тщательно подобрать все составляющие ансамбля, выдержать единое архитектурно-стилистическое решение с учетом объектов, которые будут окружать набережную. Такой целостный проект обычно носит название «морской (речной) фасад города». Поэтому для гранитной набережной, нужно подбирать элементы, которые органично вольются в общую картину и придадут ей законченный вид.

Наша компания поставляет все вышеперечисленные виды гранитной продукции со склада и под заказ по привлекательным для клиентов ценам! По вопросам приобретения гранитных изделий обращайтесь по тел. 8-800-700-85-45 (звонок по России бесплатный), (495) 766-13-30 (тел. в Москве) или (423) 276-19-76 (тел. во Владивостоке)

Сооружение гранитных набережных при Екатерине II

Указ, который звучит так: «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, а также Москвы», учреждался еще в период правления Екатерины II. Задачей комиссии было привести город, который носит название Санкт-Петербург в такое состояние, чтобы он полностью соответствовал  столице   пространного государства». 

К середине восемнадцатого столетия все самые лучшие здания столицы сооружались вдоль берегов Невы, однако,   невские набережные, как и прежде, были деревянными. Именно поэтому, изначально, Комиссия решила заняться созданием проекта облицовки набережных Невы,  таким материалом, как камень.

В этот период издали  указ, который предполагал   против всех   дворцов,  казенных домов и так далее берега соорудить каменные». Руководителем этих работ, был никто иной как, Ю. Фельтен, который славился своими уникальными архитекторскими знаниями.

В шестьдесят втором году, восемнадцатого века, завершились работы по строительству, Зимнего дворца, и самая первая   набережная из камня, была создана именно здесь. После всего этого строительные работы  продолжились по верхнему  течению Невы.  

Почти на 20 лет  набережные Невы стали, так называемой строительной площадкой. Стоить отметить, что работы были очень тяжелыми и длительными, так как укрепить берега Невы в связи с их зыбкостью  было очень и очень сложно.

В первую очередь вбивались специальные сваи, а затем пространство, которое было между ними,  заполнялось землей, а также большими камнями. На участке,  достаточно в близком расстоянии от  Летнего сада,  очень большую полосу, чтобы можно было выровнять основную  береговую линию.

Набережные старались делать очень высокими, чтобы создать определенную безопасность в момент возможного наводнения.

В момент трудоемких  работ строили и специальные спуски к Неве, которые служили как причалы. На сегодняшний день,  эти спуски по своему назначению  используют достаточно редко, зато они стали уникальными  романтическими местами невских набережных, где можно встретить огромное количество людей.

На данный момент этот красивейший и сказочный город, просто  невозможно представить без больших  каменных набережных. Они стали неким   пьедесталом, для различных сооружений, которые как будто  вырастают из гранитных невских берегов. Без таких фантастических  построек, просто невозможно было бы  представит себе столь удивительный город, который носит названием Санкт-Петербург.

Загадки Петербурга: сколько гранита на набережных города? Сенсация Северной столицы! | Санкт-Петербург Центр

Каждый турист в Санкт-Петербурге однозначно заметит его красивейшие гранитные набережные, обязательно остановится, чтобы полюбоваться и отметить для себя, насколько они превосходны и величавы. Набережные Санкт-Петербурга являются одной из достопримечательностей города. 

Никто не пройдёт мимо такой прелести, а более любопытные путешественники ещё и заинтересуются: сколько же в Северной столице гранита? Туристы, которых волнуют разные загадки истории, зададутся вопросами: каким образом доставлялся гранит сюда в то время, ведь это достаточно тяжёлый камень, и как его обрабатывали.

Постараемся ответить, хотя не гарантируем, что раскроем все секреты, как про гранитные тумбы Санкт-Петербурга.

Известные факты о гранитных набережных

Набережные Северной столицы являются магистральными улицами непрерывного движения, так как по ним проложены скоростные автомагистрали. Но самое главное, набережные Санкт-Петербурга отличаются гранитной облицовкой.

Поначалу для их облицовки использовали известняк, который сравнительно быстро приходил в негодность и ветшал. Чтобы справиться с этой проблемы осваивали гранит.

Его добывали в карельских и выборгских каменоломнях. Однако процесс этот продвигался сравнительно медленно, поэтому использование известняка продолжалось на протяжении всего XVIII века. Вот, тут то и начинаются загадки.

Загадки гранита и гравюр

А нам из истории известно, что к концу XVIII было построено более 30 километров гранитных набережных в молодом городе и столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Тогда в стране прорывали новые каналы и добывали гранит, который доставляли к месту использования и здесь же обрабатывали.

Но, если освоение шло медленно, то как же тогда смогли так много им облицевать? Сохранились картины и гравюры 1720 года и поздних лет, на которых можно увидеть набережные Санкт-Петербурга уже облаченные в гранит. И ещё одна загвоздка. Набережные в городе на Неве начали строить где-то со второй половины XVIII столетия.

Интересный и противоречивый факт

Эта достаточно противоречивая информация вызывает у историков желание докопаться до истины. И, вот, что они выяснили. Общий объём гранитной кладки, который был выполнен в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, составил 1,5 миллиона тонн гранита. Всего за 200 лет! Реально ли это было такое сделать?

Вопрос математикам. Просто, разделим это число на количество часов. Выходит, что 1 гранитный блок, весом 1.5 тонны, зодчие должны были уложить менее, чем за полчаса. Более того, работать они должны были, при этом, круглосуточно, без выходных и праздничных дней.

Читайте также:  Государственный музей-заповедник Петергоф

Вдобавок, сюда подключается производственный цикл, начиная от добычи и логистики, вплоть до вырубки на месте установки. Получается, космическая скорость и абсолютно фантастическая ситуация. Даже в наши дни это осуществить нереально, причём, с использованием современных технологий.

Сенсация Северной столицы

Напрашивается вывод, что Санкт-Петербург начали строить раньше, чем об этом пишет история. Старинные картины и гравюры, на которых изображён город на Неве, это подтверждают. Исследователи энтузиасты провели расчёты. У них получился сенсационный результат. Возраст материалов, использованных в облицовке набережных и фасадов домов Северной столицы, — около 1000 лет!!!

Говорят, что факты — упрямая вещь. Вот, и судите сами, молодой ли на самом деле Санкт-Петербург, как мы привыкли об этом говорить? Так, когда же был возведён этот восхитительный и таинственный город на Неве? Мы знаем только одно, что он однозначно самый изысканный и загадочный на Земле.

Речные и морские набережные из гранита и габбро

Все четыре стихии известные человеку с давних пор находятся в постоянном противоборстве – вода гасит огонь, ветер раздувает пламя, камень сдерживает воду. Наиболее ярко это противостояние наблюдается на стыке разных стихий. Одним из таких мест по воле природы стали берега рек, морей и океанов, где сила воды сталкивается с силой земли (камня).

Близость воды привлекала людей во все времена – они селились на берегах рек и морей, перевозили по ним товары, плавали в гости и ходили воевать.

И даже когда вода проявляла свой норов, смывая с лица земли их самих и все постройки, они не уходили с этих мест. Пытаясь обуздать стихию, строили плотины, укрепляли берега деревянными сваями, сооружали каменные насыпи.

И в то же время, живя у воды, сбрасывали туда весь мусор и нечистоты.

Набережные же появились в Европе лишь в XVII веке, когда аристократия стала строить свои дворцы ближе к воде. Так фасад Лувра был возведен в пятистах метрах от берега Сены, где по проекту знаменитого архитектора Клода Перро была обустроена 500-метровая набережная. А через сто лет гранит и габбро вступили в сражение с водной стихией в Санкт-Петербурге.

Почему гранит и габбро для набережных

Выбор камня для укрепления берегов и строительства набережных в первую очередь был продиктован практическими соображениями. Природная прочность и долговечность гранита и габбро, сравниться с которой может разве что габбро-диабаз, были известны издавна.

Из этих горных пород строили фундаменты крепостей и опоры мостов, а брусчатка из гранита на мостовых столетиями выдерживала движение пешеходов и транспорта.

Но для набережных, где водная и земная стихии почти постоянно находятся в контакте, главную роль сыграло ничтожное водопоглощение этих материалов, их высокая плотность и как следствие – способность выдерживать значительные перепады температур.

Погруженные в воду и подвергающиеся ее разрушительному воздействию 24 часа в сутки и 365 дней в году другие материалы не смогли составить достойную конкуренцию граниту.

Гранитные берега Невы

Северная столица Российского государства – Санкт-Петербург – стала вторым европейским городом, где появились набережные, а по их суммарной протяженности, грандиозности исполнения и суровой красоте безусловно вышла на первое место.

Укрепление и насыпка берегов, сооружение пристаней, гаваней и спусков к воде – такие первоочередные задачи стояли перед строителями города на Неве. Лишь со средины XVIII века в гранит из каменоломен Выборга и Карелии постепенно заковывают левый берег.

В начале XIX века набережные появляются на стрелке Васильевского острова. Подпорные стены и парапеты, в основу которых легли блоки гранитные протянулись от Менделевской до Биржевой линии, а также от Исаакиевского моста до Академии художеств.

Почти одновременно с оформлением набережных Невы было начато укрепление и отделка берегов Фонтанки и Мойки, которые в те времена служили настоящими транспортными магистралями города. Всего за 25 лет (1765-1790) было построено около 30 км набережных.

Строительство и отделка новых набережных, реконструкция и восстановление старых продолжается в Санкт-Петербурге и в настоящее время. Асфальт на тротуарах сменяют плиты мощения из гранита, тумбы ограждения соединяются чугунными решетками и перилами, парапеты все чаще отливают из бетона, а для их облицовки используется гранитная плита.

Москва-река и гранит на ее набережных

Первые проекты обустройства набережных в Москве относятся еще ко второй половине XVIII века. Эти планы включали замену деревянных, обшитых бревнами набережных и строительство каменных – Кремлевской, Москворецкой и набережной перед Китай-городом.

Начавшиеся в 1795 году работы были завешены лишь через 10 лет. Дальнейшее укрепление берегов и строительство набережных продолжалось медленными темпами до 1880 года.

За это время было завершена постройка Раушской, Софийской и набережной перед храмом Христа Спасителя.

Все старые московские набережные отделены от реки бутовыми стенами на свайных основаниях, а наружная отделка выполнена из песчаника, который доставляли из подмосковного карьера возле села Татарово. И лишь с приходом советской власти в 30 годы, когда была принята концепция изменения русла Москвы-реки, началось строительство новых каналов и реконструкция набережных.

В ходе выполнения этой программы более 30 км московских набережных были одеты в гранит.

Доставленный из месторождений Урала и Украины серый, красный и розовый гранит украсил Кремлевскую, Раушскую набережную и множество других.

Помимо облицовки подпорных стен из него изготовлены парапеты ограждения – на набережных, расположенных в центре столицы, они сплошные, а на периферии между пилонами из гранита установлены решетки из чугуна.

Сооружение гранитных набережных

Одним из первых указов вступившей на российский престол Екатерины II учреждалась «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачу комиссии входило «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которое соответствовало бы столице столь пространного государства».

К середине 18 века все самые большие и красивые здания столицы строились вдоль берегов Невы, сами же невские набережные по-прежнему оставались деревянными. Поэтому в первую очередь Комиссия занялась разработкой проекта #REKLAMA#облицовки набережных Невы камнем.

Был издан специальный указ, в котором говорилось: «Здесь в Санкт-Петербурге против всех наших дворцов, садов и казенных домов берега сделать каменные». Общее руководство этими работами легло на плечи архитектора Ю. Фельтена.

В 1762 году закончилось строительство Зимнего дворца, и первая каменная набережная была сооружена именно здесь. Затем строительство продолжилось вверх по течению Невы.

Сегодня Петербург невозможно представить без высоких и красивых каменных набережных. Они стали своеобразным пьедесталом для зданий, которые как бы вырастают из гранитных берегов Невы.

Ос1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц».

Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

нование Смольного института благородных девиц

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании «новой породы» людей.

В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.

Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми.

Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую #REKLAMA#очередь: родители могли посещать девочек только в определенные дни и только с разрешения руководства. В 1764 году в «Воспитательное общество» впервые приняли 60 девочек 5-6 лет.

Обучение и воспитание шло «по возрастам» (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста.

Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) — кофейного цвета, поэтому их часто называли «кофейницами», 8 — 10 лет — голубые или синие, 11 — 13 лет — серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

Довольно строгим был и распорядок дня: подъем в 6 часов утра, потом уроки, потом немного времени для гуляния под присмотром приставленной для этого дамы. Девочек учили чтению, правописанию, языкам, основам математики, физики, химии. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Оцените статью
Мой Город - Петербург