Государственный музей истории религии в санкт-петербурге

18.06.2019

Есть несколько причин посетить Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге. Во-первых, его богатейшая музейная коллекция насчитывает порядка 200 тысяч экспонатов, среди которых присутствуют уникальные археологические находки, датированные VI веком до н.э.

Во-вторых, наряду с иконами и предметами культового назначения здесь представлены произведения изобразительного и декоративного искусства, редкие книги, образцы нумизматики и медалей разных эпох, стран и народов. Зарождение, развитие и особенности основных религиозных мировоззрений рассматриваются, таким образом, в контексте мировой науки, истории и культуры.

В-третьих, что немаловажно, в построении экспозиции присутствует хронология, логика и современные интерактивные средства подачи материала. И, конечно же, самое главное, — это отсутствие навязывания предпочтений, толерантность к представителям различных религиозных конфессий.

В итоге, все это делает музейно-туристический продукт актуальным для широкого круга посетителей, а расположение в центре города – удобным для посещения.

Историческая справка

Первый в мире музей истории религии был открыт в городе на Неве, и произошло это в стране, где государственной идеологией был атеизм.

В апреле 1930 года в залах Зимнего дворца прошла антирелигиозная выставка, организованная Институтом этнографии.

Здесь были представлены культовые предметы и тематические произведения искусства со всего мира. В те времена общественную мысль будоражили идеи о несовместимости науки и религии.

Они нашли свое выражение в огромном успехе экспозиции и вдохновили на создание музея истории религии и атеизма в системе Академии наук СССР, который был учрежден 26.04.1931 года.

Инициатором и первым его директором явился выдающийся российский ученый, историк и этнограф В. Г. Богораз-Тан. В основу собрания музея, кроме выставочной коллекции, легли экспонаты, поступившие из Кунсткамеры, Эрмитажа, Русского музея и Библиотеки Академии наук. Расположился музей в Казанском соборе, где и состоялось его торжественное открытие 15 ноября 1932 года.

То, что музей изначально формировался в научной академической структуре, отличало его от других подобных музеев, в том числе его предшественника — Ленинградского антирелигиозного музея (1929-1932).

Сотрудники не просто собирали, хранили и экспонировали памятники религиозной культуры, а занялись изучением такого сложного феномена общественной истории, каким является религия, научно-исследовательской работой и просветительской деятельностью.

Уже на первом этапе становления музея (с 1932 по 1944 год) собранные коллекции отображали многообразие и эволюцию верований и культовых традиций разных народов, — они рассматривались с точки зрения места религии в жизни различных эпох, в аспектах духовности, психологии, общественных движений, искусства.

Восстановление музея после войны в 1944-1960 годы и создание широкой экспозиции, посвященной истории мировых религий, принесло широкую известность в своей стране и за рубежом. Этому способствовали многочисленные передвижные фотовыставки, печатание монографий и публикация периодического издания «Ежегодник МИР».

В 1961 году музей переходит в подчинение Министерства культуры. Наступает период, когда научная деятельность сворачивается и ей на смену приходит пропаганда атеистических идей.

В начале 1990-х годов музей получает свое нынешнее название и здание в центре города, куда въезжает после проведения реконструкции в 2000 году.

Государственному музею истории религии в Санкт-Петербурге впервые выделяется светская постройка, которая была специально оборудована под музей. Здание имеет свою историю.

В начале XVIII века на близлежащих землях располагалась усадьба графа П. Ягужинского. Трехэтажный усадебный дом в дальнейшем приобрел известность благодаря своему театру, в котором давались цирковые представления и демонстрировался частный зверинец.

В 1786 году Почтовый департамент выкупил дом, ушедший с молотка за долги отпрыска благородного рода. Этот дом стоял напротив почтового ведомства, в нем стали проживать служащие почты. Через Почтамтскую улицу между двумя зданиями была перекинута арка, имевшая внутренний переход. По нему чиновники  попадали из дома на работу, не выходя на улицу. Сейчас переход закрыт.

В 1859-1861 годы архитектор А. К. Кавос достраивает 4-й этаж и изменяет фасады здания в модном тогда стиле эклектики, гармонично смешав в отделке элементы классицизма, барокко и ренессанса. Довольно символично было расположить музей, где также смешались самые противоречивые религиозные направления, в подобном доме.

Открытие музея в новом здании состоялось 8 июня 2001 года. Известно, что после переезда исчезли экспозиции с пугающими обрядами, — например, демонстрирующие орудия пыток инквизиции, хотя это достаточно важный аспект в понимании жизни средневековой Европы.

Раздел атеизма вообще скрылся в архивах, унося с собой из залов музея часть нашей истории. Не получили места и различные секты. Например, баптизм, чрезвычайно популярный в США, никак не представлен.

Впрочем, эти замечания не умаляют значимости музея, а лишь подчеркивают необъятность поднятой им темы.

Экспозиция музея

«…Чем дальше назад ты сможешь обернуться,

тем дальше вперед сможешь увидеть…»

  сэр Уинстон Черчилль 

Красочные экспозиции представлены таким образом, что, переходя из одного зала в другой, посетители совершают путешествие во времени, постепенно передвигаясь от первобытных верований к современным религиозным течениям.

Соответствующее музыкальное оформление и антураж создают особую атмосферу, а интерактивные экраны, аудио и видео файлы, пользование аудиогидом дают возможность неспешного самостоятельного осмотра и полного погружения в эпоху, с которой Вы знакомитесь в данный момент.

При первом посещении рекомендуется все же принять участие в обзорной экскурсии. Опытный гид за 1,5 часа сумеет дать общее целостное впечатление о музее. Вся коллекция распределена на фонды, их всего 15, и даже беглое знакомство требует достаточного времени. Есть опасность потеряться на несколько часов!

Красиво выглядит вестибюль. Его украшает гипсовая скульптура, переданная из Эрмитажа и Академии художеств еще в 1950-х годах. Отсюда начинается путь, ведущий из глубины веков к современности, выстроенный в хронологическом порядке и с удивительной логической последовательностью представляющий периоды:

  • Архаические верования и обряды;
  • Религии Древнего мира;
  • Иудаизм;
  • Христианство;
  • Православие;
  • Католицизм, протестантизм;
  • Религии Востока;
  • Ислам;
  • Буддизм;
  • Религии Китая, Японии, Индии.

Первые залы переносят нас в эпоху палеолита, когда зарождаются погребальные обряды. Акустика и наскальные рисунки передают пещерную атмосферу. Экспонаты свидетельствуют о первых попытках наших далеких предков понять основы мироздания и место человека в нем.

Далее следует переходный период от первобытной эпохи к цивилизации. Мы попадаем в мир Древнего Египта и Месопотамии, Древней Греции и Рима, оказываемся среди ритуальных предметов, египетских саркофагов, увидим древнегреческие сосуды и погребальные маски.

Следующий этап – возникновение монотеизма. Здесь музей предлагает познакомиться с религией иудеев, причем с разных точек зрения: как с библейским периодом, в ракурсе веры в единого бога или взглянуть на историю глазами евреев. В залах мы сможем увидеть, как выглядит Тора, узнать, что такое свиток Торы, капорет и парахет.

Обширная экспозиция посвящена христианству, зарождению и первым пророчествам, его отдельным периодам и ветвям. В зале раннего христианства стоит обратить внимание на иконы, написанные Н. С. Емельяновым — ведь это по его эскизам были выполнены наружные мозаики храма Спаса на крови!

Читайте также:  Сенная площадь в Санкт-Петербурге

Интересные экспонаты, связанные с отечественной историей, представлены в разделе «Церковь и государство». Среди них: блюдо, изготовленное к 300-летию дома Романовых, живопись М. В. Нестерова, В. М.

 Васнецова, И. К. Айвазовского и других не менее знаменитых художников, — например, старинная картина «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны» или современное полотно Ю. А.

 Рыбакова «Мираж».

Многообразие религий Востока отображают экспозиции, посвященные странам Восточной, Южной и Центральной Азии.

Особенной популярностью пользуется зал, где представлен Буддийский рай – это макет, выполненный в 1904-1905 годах монахами Бурятских монастырей под названием «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи».

Многие поклонники буддизма приходят в музей с исключительной целью медитировать в этом зале.

В разделе «Ислам» есть еще один макет (поменьше). Это копия Соборной Мечети Санкт-Петербурга (оригинал находится на Кронверкском проспекте, 7, возле метро «Горьковская»).

Верхний этаж отведен под временные выставки. Музей участвует в мероприятии «Ночь музеев», организует экскурсии, в том числе по городу и за городом, занятия с детьми и курс лекций для взрослых. Специальные залы могут быть предоставлены под проведение концертов, конференций, презентаций.

Выходной день в музее – среда, каждый первый понедельник – вход свободный для всех желающих.

Где находится и как добраться

Буквально в двух шагах от Исаакиевского собора, напротив Главпочтамта, слева от его знаменитой арки находится Музей истории религии, расположенный в здании по улице Почтамтской, 14 / Почтамтский переулок, 5.

Сюда можно дойти пешком от станций метро «Адмиралтейская» и «Сенная» или доехать от метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на троллейбусе №5, №22, автобусе №3, №22, №27 или маршрутном такси №169, №306.

Источник:

Музей истории религии

Фото музея истории религии

Государственный музей истории религии в Петербурге – уникальное учреждение, не имеющее аналогов в России. Музей наглядно демонстрирует посетителям историю возникновения, развития, расцвета и упадка различных религиозных культов и представлений. В фондах ГМИР хранится больше 200 тыс. ценных историко-культурных артефактов, среди которых есть предметы, датированные 6000 годом до нашей эры.

Туристов музей заинтересует объемной экспозицией, оригинальным зданием и интересной историей. ГМИР начался с небольшой выставки антирелигиозной направленности, открытой в 1930-ом году в одном из залов Зимнего дворца. Вдохновителем и первым руководителем экспозиции стал известный советский этнограф В. Богораз-Тан.

К 1932-му году выставка расширилась: ее решили перевести в Казанский собор, где и был официально открыт музей. Второй переезд музея состоялся в 2000 году: экспозиции были перемещены в отреставрированное здание, возведенное в 1860-ом году архитектором А. Кавосом.

В начале 20-го века четырехэтажный особняк использовался в качестве доходного дома, затем в нем располагались казенные учреждения. Здание отличается необычной концепцией окон, разработанной Кавосом: на первом этаже окна полукруглые, высокие; на втором – прямоугольные, удлиненные, с небольшими портиками; на третьем окна маленькие, ромбовидные; на четвертом – квадратные, похожие на бойницы.

В многочисленных залах и помещениях особняка расположены постоянные экспозиции-фонды, посвященные русскому православию, католицизму, буддизму, протестантизму, исламу, религиям Востока и Запада.

В фонде «Ислам» находится 1330 экспонатов. Это культовые и обрядовые артефакты, произведения живописи, скульптуры, народных ремесел. Предметы из исламской коллекции Музея религии представляют все мусульманские страны, в том числе: Пакистан, Турцию и Афганистан. Большинство экспонатов были изготовлены в 18-19 вв. Туристов заинтересуют коллекции амулетов, ювелирных украшений, графики.

В фонде «Православие» хранится 4000 артефактов. Это элементы убранства церквей, предметы для богослужения, кресты, лампады, скульптурные композиции. Туристы увидят старинные могильные камни и кресты, предметы, изготовленные русскими старообрядцами. В музее собрана одна из самых больших коллекций икон, созданных мастерами Троице-Сергиевой лавры и Соловецкого монастыря.

Гостей музея заинтересует собрание евлогий – уникальных икон, написанных на Вифлеемских раковинах, а также коллекция пасхальных яиц и посуды, которую представители церкви дарили императорской семье.

Самый большой фонд музея посвящен западному христианству, в нем содержится больше 27 тыс. предметов. Это огромные коллекции живописи, графики, скульптуры, одежды католических священников, предметов из костелов.

Выставка наглядно демонстрирует посетителям историю становления христианства в Европе и в мире. Гости узнают о гонениях христиан, о положении христианства в Средние века, о его пути в период Возрождения и Реформации.

В коллекцию живописи входят религиозные картины итальянских, испанских, немецких, голландских художников. Скульптура представлена произведениями таких знаменитых мастеров, как П. Пюже, П. Каноника, Л. Бьенеме и др. Также гости музея увидят нумизматические и геральдические коллекции.

В фонде «Иудаизм» посетителей ждут более 1200 уникальных экспонатов, в том числе: коллекции древнейших пергаментов Торы, тфилин, ритуальных предметов из ликвидированных при советской власти синагог, иудейских религиозных почтовых открыток, гравюр выдающихся еврейских художников, карикатур и графики из журнала «Безбожник».

Среди туристов огромной популярностью пользуются выставки фонда «Архаичные верования», в котором хранится около 4500 предметов. Это коллекции языческих культов народов России, стран СНГ, американских индейцев, африканских и азиатских племен, народностей Океании. Самый древний предмет датируется 6 тысячелетием до нашей эры.

Гости музея увидят обрядовые предметы эвенков, чукчей, якутов, манси, скульптуры, снаряжение шаманов, обереги для защиты от злых духов. Коллекция ГМИР в Петербурге дает наиболее полное представление о сибирском шаманстве.

Огромные коллекции посвящены доисламским религиозным культам народов, населяющих Северный Кавказ. Это костюмы и снаряжение жрецов, орудия для жертвоприношений, обереги, ритуальные предметы.

Посетители ГМИР смогут познакомиться с языческими культами, практиковавшимися в Центральной России и в Беларуси, увидеть коллекции масок для коляды, венков для ночи Ивана Купалы, погребальных украшений.

В собрании предметов, посвященных традиционным религиям американских индейцев – маски, музыкальные инструменты, головные уборы, украшенные перьями и костями животных. Заинтересуют туристов и коллекции африканского оружия, ритуальных скульптур и масок.

Музей стал одним из важнейших в России центров по изучению религий, он широко известен за границей. Сотрудники учреждения ведут научную, лабораторную, просветительскую и археологическую работу. При музее работает Открытый университет истории мировых религий.

Посещение ГМИР станет большим событием и для взрослых, и для детей: экскурсии в музее выстраиваются таким образом, чтобы даже незнакомому с религиозными течениями гостю было интересно. Экскурсоводы рассказывают о связях религии и истории, географии, археологии, архитектуры.

В музее проходят научные диспуты, круглые столы, лекции, пресс-конференции, концерты этнографической и классической музыки, встречи с писателями, публицистами и художниками. При ГМИР работает одна из крупнейших в мире библиотек религиозной литературы.

Как добраться:

Источник:

Музей истории религии

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней.

Читайте также:  Михайловский сад в санкт-петербурге: мероприятия в 2019 году

Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны»,блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых,«Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников.Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж». В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.

Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом.Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества».

Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора  Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства.

Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга.  (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от  ст. метро Горьковская).
В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи.

В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова).Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии

  • Взрослые – 200 руб.
  • Студенты  — 80 руб.
  • Пенсионеры – 85 руб.
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий.

Сайт музея – gmir.ru
Телефон для справок 315-30-80.

Как добраться: тролл. 5, 22, авт. 3, 22, 27 до остановки «Почтамт», ст. м. «Адмиралтейская».

Источник:

Музей истории религии в Санкт-Петербурге — Хороший отзыв

18 Октябрь 2017       Ольга Курпас      Главная страница » Путешествия

В Санкт-Петербурге более 200 различных музеев. В таком многообразии скорее всего каждый человек сможет найти именно то, что ему подходит по интересам и предпочтениям.

Есть популярные музеи, как Эрмитаж или Русский, в которых бывают практически все гости Санкт-Петербурга и жители города, а есть музеи менее известные, но точно заслуживающие внимания. Таким музеем, по моему мнению, является Музей истории религии.

Как выяснилось, никто из моих знакомых никогда там не был и даже не слышал о его существовании.

Как и следует из названия музея, он посвящен религиям, тому как вера в Бога или Богов, вера в какие-то высшие над человеком силы развивалась в разных местах планеты, начиная от времен палеолита, когда люди жили еще в пещерах, и до наших дней и современных религий.

В музее 22 зала, каждый из которых посвящен определенной религии того или иного народа в разные времена развития. Залы отлично оформлены в соответствии с тематикой и несут атмосферу того времени и той религии, которой посвящены.

Например, зал палеолита – это подсвеченная пещера с наскальными рисунками и женскими фигурками, которые называют «венеры палеолита».

Зал ислама оформлен в голубых тонах и арабской вязью на стенах, также в помещении звучит пение корана, такое же как можно услышать возле мечетей. А зал античного времени украшен высокими белыми колоннами и т.

д. Энергетика каждого зала разная, но всюду божественная и возвышающая.

Венеры палеолита, женские статуэтки, возраст 23-22 тыс. лет, Россия

Зал античности

Многообразие различных икон Божьей матери в одном из залов Православия

Зал Ислама, раздел Суфизма

Зал Сибирского Шаманизма

Зал верований африканских народов

Египетский зал

Зал Католицизма

Меня повеселил зал, в котором рассказывалось о временах становления СССР с его идеологией, которую в определенном смысле также можно назвать религией. Там есть переписанные иконы, посвященные труду и рабочему классу, советские плакаты, направленные на борьбу с церковью и т.п.

Освобожденный труд,1965 г.Плакат «Бога нет!»,1975 г.

Икона «Физический труд святого семейства», 1923 г.

Плакат «Борьба против религии», 1930 г.

Несколько залов буддизма Японии, Китая, Бурятии очаровывают многоцветными мандалами, лентами, статуями.

Один из залов Буддизма

Пройдя эти залы, где-то из пустоты, так как я не видела там никого, до меня донесся женский голос: «А вы Рай видели?» Я остановилась и оглянулась, это была заботливая смотрительница музея, которая знала, что тот особенный зал, который она назвала «раем», можно не заметить и пропустить. А рая я действительно не видела

Источник:

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге

Самый сильный страх человека – это страх смерти.

Поэтому с древних времен люди пытались приподнять завесу тайны: есть ли жизнь после смерти? Этот вопрос и попытка дать на него ответ, по сути, стержни, на основе которых строятся верования всех земных народностей, когда-либо существовавших.

Санкт-Петербургский Государственный музей истории религии, основанный в 30-е годы XX века, предлагает вниманию посетителей коллекцию экспонатов, рассказывающих обо всех мировых религиях и их возникновении. Многие экспонаты музея уникальны.

Читайте также:  Когда начинается навигация в санкт-петербурге 2019

Фонды музея

Фонды музея истории религии насчитывают около 180 тысяч экспонатов и 192 тысяч книг по религиозной тематике и атеизму.

В послереволюционное время, когда религия была объявлена «опиумом для народа», повсеместно насаждался атеизм, и открывались антирелигиозные музеи, создание Государственного музея истории религии проводилось под эгидой Академии наук.

Основными целями музея были провозглашены научно-просветительская работа и изучение феномена религиозных культов и верований. 

За время существования музея сформированы многочисленные фонды:

  • Архаических и традиционных верований. В фонде представлены коллекции верований различных коренных народностей.
  • Религий ранних цивилизаций. Самые ранние экспонаты фонда датированы VI в. До нашей эры.
  • Ислама, иудаизма, религий Востока. Фонды включают предметы культа, ритуальную утварь, пергаменты, обрядовые костюмы и догматы восточных народов.
  • Религий запада. Коллекции живописи и скульптур стран Европы. Экспонаты графики, нумизматики и медалей.
  • Православия. Коллекции икон и храмовых убранств, евлогий и медалей.

Экскурсии

Максимальная продолжительность экскурсий, разработанных работниками музея истории религии, составляет 2 часа, поэтому их можно включать в программы автобусных туров по Санкт-Петербургу.

Тематические экскурсии проводятся по направлениям фондов и основаны на постоянных коллекциях музейных экспонатов.

 Посетить музей также можно самостоятельно, однако таким образом вы не сможете полностью притронуться к интереснейшей теме, раскрытой в учреждении.

Единственный в стране Государственный музей истории религии организует экскурсии не только для взрослых, но и для детей. Существует даже специальный детский день, как и в Музее пожарной охраны на Васильевском острове или в Музее-усадьбе И. Е. Репина.

Источник:

Россия. Перекресток миров

Музей истории религии

В рамках проекта «Великий шелковый путь в Санкт-Петербурге» ассоциация «Travel Media Club» организовала для журналистов экскурсию в петербургский Музей истории религии, которому в этом году исполняется 85 лет. Буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам — три часа пролетели как три минуты! Бесценный источник информации для тех, кто путешествует по миру и не хочет попасть впросак.

Музей истории религии в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург очень молодой город – ему едва перевалило за 300 лет. Его и в планах еще не было в те времена, когда караваны шли по Великому Шелковому пути.

Тем не менее, путешествие по легендарному транснациональному маршруту можно начать и отсюда. Причина проста. В музеях города сосредоточено огромное количество информации и артефактов, касающихся древней торгово-культурной магистрали.

Одним из таких источников информации является Музей истории религии.

Религии Востока: буддизм

Странствия Конфуция

Наглядной иллюстрацией распространения культурных традиций по Великому Шелковому пути является небольшая экспозиция в отделе буддизма. Она посвящена буддийскому пещерному культовому центру Кара-тепе.

Фрагмент скульптуры из Кара-тепе

Находки археологов в Южном Узбекистане

Среди находок были предметы, которые явно пришли с Востока, как, например, фигурки Будды или фрагменты сосудов с древнеиндийскими письменами. Но были также определенно и вещи с Запада.

Особенно впечатляет женская головка с густыми кудряшками, которая является частью скульптуры.

Создается впечатление, будто кто-то из музейных сотрудников ошибся и вместо Древней Греции поместил экспонат в отдел Средней Азии.

Валентина Николаевна Мазурина, хранитель Фонда «Религии Востока», участница раскопок Кара-тепе

Религии Китая и Японии

Однако ошибки здесь нет. Традиции, культурные памятники и просто бытовые вещи «перетекали» по Великому Шелковому пути из Азии в Европу и наоборот словно по реке огромной протяженности. Точно также по нему перемещались религии. При этом возникали ответвления, тупики и тихие заводи.

В природе так ведет себя любой водный поток. В музее, переходя из зала в зал, невольно убеждаешься в этом. Как и в том, что первоисточник у всех религий был один. И ценности они проповедовали одни и те же.

Бывали, правда, случаи, когда возникали ответвления, которые заканчивались обрывом.

Павел Тугаринов, научный сотрудник научно-методического отдела, специалист по Китаю

Ислам. Сосуд с формулой символа веры

Государственный музей истории религии – единственный в России и один из немногих в мире подобного рода. В настоящее время его фонды насчитывают около 200 тысяч экспонатов! Это памятники истории и культуры разных стран и эпох, древнейшие из которых датированы VI тысячелетием до нашей эры. Это значит, что на «машине времени» здесь можно прокатиться в прошлое на 8 тысяч лет назад!

Одна из самых древних рукописей Корана

Ислам. Занджил – цепи для самоистязаний

В музее насчитывается 12 постоянных экспозиций: религии Китая и Японии, представление о душе и загробной жизни в Древнем мире, архаические и традиционные верования, иудаизм, русское православие – всего не перечислишь! Регулярно проходят временные выставки самой разнообразной тематики. «Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток», «Чудеса и чудотворцы», «Вызывающие духов. Медиумы и спириты» — названия звучат весьма интригующе.

Ислам

Ислам. Экспозиция «Джихад»

Перечень тематических экскурсий уже перевалил за сотню. Причем, они проходят не только в залах музея, но и пешком и на автобусе по городу. Во время такой экскурсии можно побывать в дацане, мечети и синагоге.

Действуют Фонды открытого хранения «Масонская коллекция» и «Японская коллекция». Для детей предназначен музей-трансформер «Начало начал». Есть специальные программы для слабовидящих и слабослышащих посетителей.

А в музейной мастерской можно, например, попробовать свои силы в качестве писца или художника.

Ислам. Амулеты и обереги

В музее предлагают более сотни экскурсий

В музей стоит прийти хотя бы затем, чтобы привести свои мысли в порядок. Экспозиция затрагивает настолько фундаментальные вещи, что в сравнении с ними бесследно тают все бытовые проблемы, позволяя обрести душевное равновесие.

Есть тут и место для медитации. Одна из экспозиций называется «Сукхавати — Чистая земля будды Амитабхи». Другими словами это буддийский рай. В России «Сукхавати» имеется только в петербургском Музее религии и Иволгинском дацане в Бурятии.

«Сфера блаженства» открыта для всех желающих!

Сукхавати

Полезная информация

Музей истории религии

СПб, ул.Почтамтская, 14/5 Тел.: (812) 315-30-80 Часы работы: с 10 00 — до 18 00, вт. с 13 00 — до 21 00, ср. – вых. Стоимость: взрослый – 200 руб., пенсионеры – 85 руб., студенты – 80 руб., до 18 лет — бесплатно; первый пн. месяца — бесплатно:

www.gmir.ru

Транспорт: Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор (1,5 км до Музея) Спасская, Садовая, Сенная площадь (1,6 км до Музея)

Адмиралтейская (900 м до Музея)

Автобусы:
№ 3, 6, 22, 27 (350 м до Музея)

Троллейбусы:
№ 5, 22 (до Почтамтского переулка, 300 м до Музея)

Маршрутные такси: № 169, 306 (до Исаакиевской площади, 300 м до Музея)

№ 6, 62, 350 (до пл. Труда, 700 м до Музея)

Поддержать нас ссылкой:

Поделиться

Источник:

Государственный музей истории религии в санкт-петербурге Ссылка на основную публикацию

Оцените статью
Мой Город - Петербург