Площадь Радищева (ныне Преображенская)

                                  Триумфальная площадь. Часть 2.

      Часть 1.

      Между современной 1-й Брестской и Тверской-Ямской улицами еще в конце XIX века стояли маленькие одно-двух этажные домишки.

На углу тогда просто Брестской улицы и площади Старых Триумфальных ворот на фото ниже стоит сарайчик, а рядом на площади двухэтажный дом с лавками — это бывший участок ямщика Новикова Ивана Ильича.

Вскоре на этом месте появится кинотеатр Ханжонкова, но о нем ниже, а пока о ямщике Новикове.    Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1890 — 1899 г.

Иван Ильич  Новиков (1828 — 1909 гг.) был не простой ямщик, а почетный потомственный гражданин, кавалер нескольких орденов, построивший на свои средства начальные Ямские училища мужское и женское, богадельню и Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах, при котором состоял старостой.   На фото ниже здание училища видно справа на переднем плане между Крестовоздвиженским храмом и его колокольней. На дальнем плане старообрядческий храм св. Николая Чудотворца, сохранившийся и по сей день.

   Тверская Застава. Вид с крыши дома № 12 по Ленинградскому шоссе. Фото 1930 гг.

     А разбогател Новиков благодаря тому, что в 1865 году он представил в городскую управу проект указа, запрещавший ямщикам распродавать за бесценок свои земли, расположенные кольцом вокруг Москвы, на которые вдруг польстились многие купцы. Лишь по Тверскому-Ямскому обществу состоялось запрещение, благодаря чему его члены к концу XIX века стали весьма состоятельными людьми, сдавая с каждым днем все дорожающую землю в аренду. К началу XX века Иван Ильич владел несколькими участками в Тверской-Ямской слободе и занимался еще мучным торгом, подроднее о нем я писала здесь.    Соседом Новикова были купцы Елисеевы (однофамильцы знаменитых Елисеевых). Их двухэтажный дом на первом фото в центре. Предки Елисеевых родом из Ярославской губернии были крепостными крестьянами графа Шереметева, все они были старообрядцами. Первоначально участок на Триумфальной  пл. приобрел купец 2-й гильдии Мнемон Елисеев, сюда же он перенес лавку из съемного помещения на Новинском бульваре. Он также как и Новиков занимался мучным торгом. Здесь Мнемон жил с женой, детей они не имели. Половину дома он сдавал купцу Забелину. Мнемон завещал дом своему племяннику — купцу 2-й гильдии Елисеву Алексею Тимофеевичу (1828 — 1914 гг.), а затем уже дом перешел к его сыну Сергею Алексеевичу, о последних двух я тоже уже упоминала, когда писала о доходном доме №11 на 3-й Тверской Ямской улице, он сохранился, но надстроен (см. здесь). Кстати там есть и фото купцов Елисеевых и их детей).    Дом на углу Триумфальной площади и Тверской-Ямской улицы в конце XIX в. принадлежал братьям Видоновым Михаилу, Сергею и Ивану Михайловичам, торговцам обувью и владельцам сапожного заведения. На фото ниже их дом слева.   Тверская-Ямская улица. Фото 1900 — 1902 гг.    В самом конце XIX века старший брат Михаил то ли умирает, то ли отходит от дел, а два других брата Сергей и Иван в 1899 г. открывают тут Торговый дом «Видоновы С.М. и И., бр.». На фото ниже этот же дом  двумя-тремя годами позже уже с рекламой на крыше.

   1-я Тверская-Ямская улица. Фото 1904 — 1905 гг.

     Место бойкое, вокруг народу много, на площади еще работает рынок, который просуществует здесь до начала 1910-х годов.

     На Старой Триумфальной площади. Фото 1909 г.

     Соответственно дела братьев идут хорошо и в 1905 — 1906 гг. для них на этом месте возводится новый Дом торгово-промышленного товарищества (отмечу, в Википедии указан  этот дом как 1904 г. постройки, но это опровергвает фотография представленная ниже).     На Тверской-Ямской 9 декабря 1905 года. Фото 1905 г.                      При этом стоит обратить внимание, что старый дом братьев Видоновых не снесен, он встраивается в новый дом, даже реклама еще висит.

    А вот так он выглядел после завершения строительства (слева дом купцов Елисеевых, который совсем потерялся рядом с этой махиной).

    Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1910 г.    Здание для братье Видоновых было построено в стиле модерн по проекту знаменитого архитектора Адольфа Эрихсона. Вот оно во всей красе.    Старая Триумфальная площадь. Фото 1907 — 1912 гг.     Несколькими годами позже, после смерти купца Новикова, его участок приобретает дворянин, офицер, предприниматель и  один из пионеров русского кинематографа Ханжонков Александр Алексеевич (1877 — 1945 гг.). Здесь, на углу площади Старых Триумфальных ворот и Брестской улицы, по его заказу возводится здание электротеатра по проекту гражданского инженера-архитектора Фольба́ума (Фальбаума) А. А. .    Триумфальная площадь. Электротеатр «Пегас». Фото 1913 — 1915 гг.                                 В ноябре 1913 года Ханжонков А.А. открыл тут первый свой электротеатр под названием  «Пегас». По тому времени это было первоклассное здание с трехъярусным зрительным залом в стиле итальянского ренессанса, который был рассчитан на 800 человек и самым большим в столице экраном, с просторным, богато обставленным фойе, в котором выступал симфонический оркестр. На открытии была показана 2-часовая программа из картин, снятых фирмой в 1908 — 1913 гг. В конце кинопрограммы изумлённая публика увидела себя на экране в фильме «Торжество в Акционерном обществе».                                                  Ханжонков Александр Алексеевич                                                  К этому времени Ханжонков уже был владельцем Торгового дома «Ханжонков и К»,  контора которого располагалась в здании Саввиновского подворья на Тверской ул. (дом сохранился, но передвинут во двор дома №6 по Тверской ул.) и кинофабрики на Житной ул. 29 (здание не сохранилось). На счету Александра Алексеевича к открытию электротеатра уже имелось несколько картин, где он выступал как продюсер, как сценарист и как режиссер, в т ч. и первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», снятый совместно с Гончаровым, а также первый мультфильм, снятый в технике объемной анимации.     Кстати, по воспоминаниям потомков купцов Елисеевых, Ханжонков не раз приходил к ним в гости и просил продать дом и землю (как видим на фото выше их участки были рядом). Он хотел расширить электротеатр, но Сергей Алексеевич Елисеев был религиозным человеком и считал греховными фильмы тех лет.    После революции все участки и здания, стоявшие на них, были национализированы, а впоследствии или снесены или перестроены до неузнаваемости. Проследим за этими метаморфозами.

    Но прежде надо упомянуть о памятнике Радищеву, установленному тут на площади еще в 1918 году. Многие знают или слышали, что 30 июля 1918 года за подписью В. И.

Ленина было принято постановление Совета Народных Комиссаров об утверждении списка памятников великим людям.                                                 Памятник А.Н. Радищеву. Фото 1919 — 1925 гг.

Памятник Радищеву скульптор Шервуд изваял для установки в Петрограде, но по просьбе Ленина в Петрограде был отлит второй бюст Радищева (точная копия) для установки в Москве. Питерцы отправили бюст в Москву, он прибыл на Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал, но его не хотели выдавать, пока не откроют памятник у себя в Петрограде.

Но на деле вышло по другому. 6 октября 1918 г. первым был открыт бюст Радищеву на Триумфальной площади и только через две недели такой же открыли в Петрограде, кроме того, он был и первым открытым по этому постановлению памятником.

В связи с недолговечными материалами, из которых они были изготовлены, многие из них разрушились в первые же дни, некоторые простояли чуть дольше, но этому памятнику повезло и тут — на площади он простоял, как пишет И. Мячин в путеводителе «Площади и улицы Москвы», до середины 30-х годов, теперь его можно увидеть в Музее архитектуры имени A.В. Щусева.

Насколько эти сведения достоверны — не знаю, но вот на фото 1927 г. я памятник Радищеву рассмотреть не смогла.    Триумфальная площадь.  Фото 1927 г.    Пока мы говорим только об отрезке, о котором я писала выше. Самая ранняя сохранившаяся послереволюционная фотография этого места датируется 1925 — 1926 гг. Вот как выглядел тогда этот отрезок.

    Напомню, сквер на площади был разбит в начале 1910-х годов и просуществовал до реконструкции Садового кольца в середине 30-х годов.

    Триумфальная площадь. Фото 1925 — 1926 гг.

Читайте также:  Фото Английской набережной (28 фото)

    Начнем со здания купцов Видоновых. На фото 1910 г., там это здание со стороны 1-й Тверской-Ямской тогда имело только два окна. Судя по архитектуре, еще одно крыло было пристроено к нему еще при братьях Видоновых, вероятно, в последние предреволюционные годы. (Да, нашла подтверждение, см. фото здесь). После революции в 1920-х годах в нем размещался трест Москож Кожсиндиката.    1-я Тверская-Ямская улица. Фото 1932 — 1933 гг.    В 1920-х годах площадь некоторое время насила имя Янышева М.П., участника русского революционного движения, председателя Московского революционного трибунала, но это наименование не прижилось и ей вернули прежнее название, а в 1935 г. переименовали в площадь Маяковского.    Панорама площади Янышева. Фото 1927 г.     А с началом реконструкции Садового кольца и Триумфальной площади стали перестраивать дом купцов Видоновых, прежняя красота большевиков не устраивала. Как сложилась судьба самих купцов Видоновых сведений обнаружить не удалось. Я только выяснила, что последние предреволюционные годы Сергей Михайлович Видонов состоял гласным московской городской думы.    Дом купцов Елисеевых снесли. Вот как об этом пишут их потомки — «Дом Елисеевых попал под первую реконструкцию Москвы. В середине лета 1932 г. Елисеевы должны были освободить дом. Для переселения предлагали деньги на строительство дома за 40 км от Москвы, но они перехали в район нынешней ст. м. Аэропорт на Красноармейскую улицу. А дом на Триумфальной простоял еще несколько лет пустым, а затем его сломали». Если верить датировке фотографий представленных ниже, то зимой 1934 г. дом Елисеевых еще стоит, но уже выселен.

   Вид на 1-ю Брестскую улицу. Фото 1934 г.

    А на этом фото ниже уже снесен. Кроме того, на этой чудесной фотографии вдали виднеется недостроенный собор А. Невского на Миусской площади, рядом, справа  — доходный дом общества «Домохозяин», 1914 г. постройки, и еще много всего интересного можно на ней рассмотреть. На самой площади стоит трамвайная станция, которая в праздники, проходившие тут, использовалась как сцена. В интернете пишут, что она появилась тут в 1910 г., тогда же когда был разбит сквер.Площадь Старых Триумфальных ворот. Фото 1934 г.    Дом Ханжонкова с электротеатром (позже кинотеатром) какое-то время еще оставался в неизменном виде, хотя и был давно национализирован, правда, он несколько раз менял свои названия  —  «Русь», «Горн», «Межрабпом». Площадь Маяковского. Трамвай и троллейбус. Фото 1934 — 1936 гг.    Сам Ханжонков еще весной 1917 года вместе с большинством сотрудников своей компании выезжает в Крым, где организует полноценное кинопроизводство в Ялте и в течение нескольких лет продолжает выпускать фильмы. В 1920 г. он эмигрировал в Константинополь, потом жил в Милане, в Вене, в 1922 г. арендовал виллу в Бадене, где организовал исследования по созданию звуковых фильмов, но  вынужден прекратить их из-за нехватки средств.    В 1923 г. он возвращается на родину по приглашению АО «Русьфильм», но оно вскоре закрывается, некоторое время Ханжонков работает в других кинокомпаниях, а в 1926 г. его арестовали по делу о финансовых злоупотреблениях, но в связи с его непричастностью вскоре освободили. Он снова уезжает в Ялту. Год от года его здоровье ухудшается, последние годы жизни он и вовсе был прикован к инвалидной коляске. Скончался Ханжонков в 1945 г. в Ялте.    К реконструкции площади в середине 1930-х годов был уничтожен сквер, поменял свой облик и  название электротеатр Ханжонкова, теперь он стал именоваться кинотеатр «Москва».

    Площадь Маяковского. Фото 1936 г.

     Вот так в итоге стал выглядеть дом Видоновых и площадь после первой перестройки. Все заасфальтировано, сквер и трамвайная остановка уничтожены.

     Площадь Маяковского. Фото 1935 — 1937 гг.

В годы ВОВ площадь и окружающая ее местность поражает полным отсутствием деревьев. Кинотеатр «Москва» заколочен, хотя на нем и висит реклама.    Зенитное орудие на площади Маяковского. Фото 1943 г.    Послевоенный кинотеатр «Москва». Фото 1947 г.    Кинотеатр «Москва». Фото 1947 г.

Через некоторое время после войны начинается новая реконструкция этой, северо-западной стороны, площади.

В 1956 году здесь закончилось строительство административного здания, в котором, кажется, разместилось Министерство оборонной промышленности, включившее в себя и кинотеатр, а в 1958 году в центре площади сооружен памятник В. В. Маяковскому работы скульптора А. П. Кибальникова.    Памятник В.В.

Маяковскому в Москве (открытие). Фото 1958 г.   После реконструкции это сторона площади стала выглядеть так. На углу виднеется встроенный в здание кинотеатр, В нем мне удалось побывать лишь однажды примерно в конце 1960-х годов.

Туда меня привела бабушка, которая рассказывала мне о том, что раньше это был кинотеатр Ханжонкова. Какой шел фильм не помню, запомнилось только, что мы сидели на балконе, зал был длинный и узкий и все в нем было отделано под красное дерево.

Площадь Маяковского. Фото 1960 — 1963 гг.

    Как пишет Нина Молева, много лет существовал проект строительства на площади грандиозного музея поэта, но в результате к уже существующему зданию пристроили здание Института генплана Москвы и ГлавАПУ, которое одной своей стороной выходило на 2-ю Брестскую улицу, а проезд на 1-ю Брестскую улицу стал осуществляться уже через арку.    Площадь Маяковского. Фото 1985 г.    В 1978 г. кинотеатр был капитально перестроен и переоборудован, для зрителей были созданы комфортабельные условия, а в 1990-х годах он получил статус Киновидеоцентра национальных кинематографий Союза кинематографистов («Дом Ханжонкова»).    Продолжение в следующей части.Триумфальная площадь. Часть 3.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: книги П. Сытина, Н. Молевой, И. Мячина. Википедия — разные статьи и др.

Преображенка. 1

tatianayelkinaКак известно моим читателям, детство моё прошло в Сокольниках. А Преображенка по соседству. Поэтому район Преображенки я тоже знаю с детства. Она изменилась настолько, что от прежней почти ничего не осталось.Этот район Москвы невероятно богат историей. О том, где было изначально само село Преображенское,

где располагался дворец Алексея Михайловича в Преображенском, где устраивалась соколиная охота и находились в старину Сокольники, о том, как Преображенское и Сокольники «путешествовали» по Москве, где появился первый «театр» на Руси, и что роисходило потом, очень хорошо, вместе с тем просто и интересно, рассказывает Григорий Васильевич Одинцов archistorik на своём творческом сайте в статье о Преображенском. Оказалось, что современные привычные для нас ориентиры несколько отличаются от старинного их месторасположения.

Но вернёмся в сегодняшний день.

Преображенскую площадь укатывают в плитку, скоро она, плитка, «поползёт» дальше. И тут возникает вопрос: а что же будет со всем тем, что там ещё осталось?А осталось совсем немногое. Когда-то моя бабушка часто ездила на Преображенский рынок, иногда брала меня с собой. И странное дело! он до сих пор жив.

Даже уж и не знаю, хорошо это или плохо. Но рынок здесь существует 85 лет.И место это тоже странное. Располагается рынок в глубине квартала на месте снесённых келий старообрядческой богадельни. Попасть туда можно, либо пройдя по маленькому переулочку, либо через дворы и закуточки:И сам он состоит из закутков, закуточков, домов, домушечек, и всё вокруг занято какими-то закутками, заборами, заборчиками. Идёшь, идёшь, и вдруг видишь в закутке среди чего-то непонятного кусок старинной стены и башенку, в одном месте, в другом…За годы моей жизни там не так уж и сильно что-то изменилось:

И… Читаю в статье от 2007 года: «Однако скоро этот привычный для горожан объект полностью изменит свое лицо: в 2010 году планируется переезд рынка – он сдвинется на 400 метров в сторону и займет подземный этаж большого торгового комплекса, возведенного на территории, где сейчас находится Автобаза № 4. А на Преображенском валу будет восстановлен архитектурный ансамбль монастыря, и на месте сегодняшнего рынка появятся два музея – старообрядческой культуры и истории села Покровское, здания которых будут стилизованы под снесенные в эпоху сталинизма скиты и памятники деревянного зодчества столицы». (Источник) А ведь сделают в итоге нечто подобное.

Читайте также:  Концерт филиппа киркорова в спб: #цветнастроения яркий

Приметы времени – торговый комплекс, как непременный атрибут. И воссоздание, имитация чего-то, что относительно не так уж и давно снесли (лубочная старина). Застройка Преображенской площади, например, пережила не только «эпоху сталинизма», она пережила и более поздние времена, но не пережила наше, сметающее всё на своём пути, подобно торнадо, время.

В каком-то странном загаженном углу памятный камень с надписью: «Здесь, в память основания в 1687 году в селе Преображенском регулярной армии России, в память славных побед Родины и крупнейшей из них в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов будет создана аллея воинской славы». Давно стоит.Вдоль улицы Преображенский вал тянется старый кирпичный забор:За ним начинается территория детского противотуберкулезного диспансера. Здание, в котором он располагался, было построено в 1912-14 г. для больницы старообрядческой общины федосеевцев поморского согласия. Оно считается последней интересной работой архитектора Кекушева. Именно в этой больнице – по главной версии исследователей жизни и творчества Кекушева – в полном забвении со стороны родных и недавних восторженных почитателей его гения, в нищете и безумии скончался Великий Архитектор московского модерна Лев Николаевич Кекушев.Но, как обычно бывает в жизни, всё не так просто, как кажется. Точно не известно, что случилось, но где-то в 1906-07 годах в жизни архитектора что-то надломилось. Ходили слухи о проблемах в личной жизни и романе любимой молодой жены (она была на 15 лет младше Льва Николаевича) с кем-то из помощников Кекушева. Возможно также, что далеко не последнюю роль сыграли и все недоразумения связанные со строительством Метрополя.Так или иначе, но мэтр удара не выдержал. Он съехал из своего особняка, снимал квартиру. Поначалу ещё участвовал в каких-то конкурсах, но вскоре вообще пропал из общественной жизни. Потеря интереса к жизни тогда уклончиво называлась «душевной болезнью», а подробности же до нас не дошли.Возможно, дело в традиционной для русской интеллигенции пагубном пристрастии к горячительному. Жена пыталась его спасти (как вариант).Этот дом был последним в творчестве Кекушева. Мне представляется, что в нём отразилась вся его душевная боль. Лично на меня угнетающе действует тёмный кирпич, из которого построено здание. А может, он со временем так «помрачнел». Первоначально планировалось возвести купольную надстройку над центральной частью здания, а вдоль крыши украсить карнизы витыми коваными решётками. Неизвестно по каким причинам, но автор сам отказался от этих идей. И в этом мне тоже видится некий символ.

Есть версия, что деньги на строительство давали суконщики Носовы — основные жертвователи общины и постоянные заказчики Л. Кекушева. По другой версии спонсировал строительство член общины М.М. Малышев.

Для того времени это было передовое и образцовое медицинское учреждение: просторные коридоры и палаты, высокие потолки, большие окна, кафельный пол, позволяющий соблюдать все санитарно-гигиенические требования.  В новой больнице кроме палат для больных предполагалось расположить хирургическое отделение, операционную, анатомический театр и часовню.

Больницу оснастили самым современным медицинским оборудованием. А вскоре после начала Первой мировой войны община постановила предоставить только что отстроенный корпус на 75 коек для раненых, о чем телеграммой сообщили государю-императору Николаю II.

  1. Говорят, что сейчас диспансера там нет сократили, и давно обсуждается вопрос о возвращении здания старообрядческой общине, а краеведческая и старообрядческая общественность не раз высказывала идею создать в этих стенах музей, где была бы представлена история старообрядчества и района Преображенское.

    (Отсюда)

Далее по улице Преображенский вал в сторону Семёновской, по правой стороне, конструктивистский квартал.Этот квартал — первые послереволюционные гражданские постройки 1927-1929 годов. Архитекторы Николаев и Русанов. Это был комплекс жилых домов для рабочих, который строился большей частью на средства самих рабочих. И опять же большей частью силами самих рабочих.

Здесь получили квартиры рабочие Электрозавода, который находится поблизости и многочисленных швейных фабрик. В основном здесь были коммунальные квартиры, хотя встречались и отдельные. Т.е. некий прототип поздне-советских МЖК (Молодёжный жилой комплекс), с той разницей, что в МЖК деньги вкладывали предприятия-дольщики.В домах деревянные перекрытия. Внешние стены — 2,5 кирпича. Потолки — 3м.

Изначально планировалось построить десять корпусов, но из-за недостатка финансирования было построено только шесть. Денег не хватало, поэтому членами товарищества рабочих было принято решение продать часть квартир по коммерческим ценам нэпманам. Период НЭПа подходил к концу, поэтому квартиры охотно купили, как вложение денег в недвижимость.

Когда я увидела схему квартала, сразу подумала: «А ведь крест!» Потом решила, что, нет, всё же якорь:

Не очень большие комнаты – встречались и по 9-10 метров, дощатые полы, но зато немалое количество балконов. В каждой квартире были и общие балконы. В 70-е годы все балконы были демонтированы, поскольку начали обваливаться. (Отсюда)

Под корпусами находятся бомбоубежища. Во дворах расположены вентиляционные шахты бомбоубежищ.На месте стоянки машин (рядом с помойкой у 6-го корпуса) давным-давно располагалась яма с углём для отопления домов.На месте помойки был вход в бомбоубежища, который теперь засыпан.Ветиляционные шахты бомбоубежища:

  • Когда я пошла внутрь квартала, меня сразу же встретил стойкий запах плесени (на улице). На форуме жители пишут:

Преображенская площадь: история образования и факты о храме Преображения Господня

Преображенская площадь — одно из памятных и исторически значимых мест в Москве. Свое название она получила, благодаря одноименному селу, на территории которого находится. Особое внимание площадь привлекла в связи со взрывом и последующим восстановлением Храма Преображения Господня.

История площади и села Преображенского

В середине XVII века Алексею Михайловичу Романову так приглянулась природа земель, принадлежащих Алексеевскому монастырю (по дороге в Суздаль, Нижний Новгород), что он выкупил часть из них. По его приказу там построили сначала охотничьи резиденции, а затем церковь, комедийные хоромы, летний дворец.

С годами село меняет свой облик. В 1692 году там строят новый Преображенский дворец и Съезжую избу, где решают важные дела государства. А уже в 1697 году село преобразовывают в Преображенский приказ, куда ссылают мятежников и инакомыслящих. Их пытают, жестоко расправляются, кровью вписывая новые страницы в историю России.

После смерти Петра село теряет свое назначение, и там живут разночинцы. К концу XVIII века оно становится центром старообрядчества. Тогда же там возводят многочисленные монастыри и часовни, называемые Богадельнями. Некоторые историки предполагают, что в этот период окончательно сформировалась Преображенская площадь с доминантой в виде Храма Преображения Господня.

Ее четкие границы обозначили возводимые жилые и административные здания, проложенные между ними улицы. Сейчас площадь находится в месте пересечения четырех из них — Преображенской, Большой Черкизовской, Краснобогатырской, Преображенского вала.

Храм Преображения Господня

История площади неразрывно связана с историей Храма Преображения Господня.
Впервые деревянная церковь была построена на дворе Преображенского полка, где фактически служила войсковым храмом. В 1750 году был освящен главный престол Преображения, давший церкви уже известное имя.

В 1765 году на собранные прихожанами средства было начато строительство нового каменного храма, который устоял даже во время пожаров 1812 года. В 1883 году в нем проходило празднование 200-летия Преображенского полка, которое посетил Александр III с супругой.

В течение нескольких десятилетий церковь богатела и расширялась. В советский период, когда многие московские храмы закрывали и разрушали, Преображенская церковь стала одним из немногочисленных центров православной столицы. Однако в 1964 году и она не избежала печальной участи.

Под предлогом строительства новой станции метрополитена 18 июля 1964 года церковь взорвали. Это не оставило равнодушными многих прихожан, которые активно начали собирать подписи под петицией о восстановлении храма. Это ни к чему не привело и много лет вместо взорванного строения на площади стоял памятный крест.

Лишь в июле 2009 года столичные власти подписали указ о восстановлении храма. В основу работы легли чертежи 1883 года и последние «прижизненные» фотографии строения.

Архитектурный ансамбль и инфраструктура Преображенской площади

Архитектурный ансамбль Преображенской площади Москвы неоднократно претерпевал существенные изменения.

Сначала это были деревянные постройки — храмы, полотняная фабрика, административные здания. Большинство из них уничтожили сильные пожары.

Во второй половине XIX века на смену деревянным постройкам приходят сооружения из камня и бетона. В 1965 году на площади открывают станцию московского метрополитена.

Сегодня архитектурный ансамбль Преображенской площади не сильно отличается от соседствующей городской застройки. Фасады зданий оформлены в современном стиле, прекрасно развита инфраструктура. Теперь это целый район, где рядом со станцией метро «Преображенская площадь» можно найти:

  • несколько отделений известных банков;
  • жилые дома;
  • офисный центр;
  • библиотеки;
  • магазины;
  • развлекательный комплекс;
  • Храм Святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище;
  • небольшой сквер с памятником гвардейцу Преображенского полка С. Бухвостову.

О печальных исторических событиях этой части города напоминает лишь новое здание Храма Преображения Господня. В остальном же это обычный район столицы.

Видео: вид Преображенской площади с высоты птичьего полета

(59

Район Преображенское

Район Преображенское – знаковое место для России. Именно здесь создавалась новая русская армия, флот, зарождалась современная государственность. Именно «Преображенка» – родина первого отечественного государственного театра, а регулярная застройка началась здесь задолго до появления Санкт-Петербурга.

Храм Преображения Господня в Преображенском (1882 год)

Первое «позорище» при дворе

Село Преображенское впервые упоминается в исторических документах в 1661 году в связи со строительством резиденции царя Алексея Михайловича.

Название имение получило благодаря одной из церквей, находившихся на территории села.

Летний дворец самодержца построили на правом берегу Яузы (в районе нынешней Колодезной улицы), и тихая природа этих мест позволяла ему спокойно отдыхать от столичной суеты.

Царь Алексей Михайлович был монархом довольно широких взглядов, и во дворце предусматривались разного рода увеселения. Так, на территории дворца в 1672 году свершилось неслыханное: прошло представление первого придворного русского тетра.

Если в Европе тех времен почти при каждом монаршем дворе был собственный театр, то на Руси его называли «позорищем» (дословно – зрелищем), считали делом языческим и богомерзким, и многие века лицедейство было уделом скоморохов, но никак не придворных актеров.

Организатором театра стал Артамон Матвеев, довольно образованный боярин, который повелел пастору Немецкой слободы Иогану Готфриду заняться организацией представления.

Пастор сумел по различным заведениям собрать 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков (женщинам играть на сцене было категорически запрещено), занялся их обучением и даже написал собственную пьесу на библейский сюжет.

Когда подготовка к премьере была завершена, возник вопрос, где показать царю спектакль.

Сначала предполагалось, что спектакль пройдет в частном доме одного из вельмож, но приближенные царя боялись участвовать в устройстве представления, которое могло не понравиться государю.

Поэтому в Преображенском дворце был построен самый настоящий театр со сценой, зрительным залом, специальной отдельной ложей для царицы и придворных дам.

Опасения вельмож были напрасны. Представление прошло с успехом и очень понравилось Алексею Михайловичу: он высидел весь 10-часовой спектакль, а потом возжелал посмотреть всем актерам в глаза.

После этого Матвеев был щедро вознагражден, а царь с приближенными оправился в баню, «чтобы смыть с себя грех».

Придворный театр просуществовал вплоть до смерти Алексея Михайловича в 1676 году, после чего российские монархи забыли о театре на многие годы.

«Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко

Преображенский полк

Переломным моментом в развитии Преображенского стало начало царствования Петра I. Здесь прошло его детство, были созданы «потешные войска», а на воду Яузы был спущен знаменитый петровский ботик.

История создания «потешных» войск, которые в дальнейшем стали прообразом регулярной русской армии связаны не с желанием царя поиграть в войну, а с трагическими событиями, которые ознаменовали первые годы его царствования. После смерти в 1682 году царя Федора Алексеевича, Петр был провозглашен новым правителем России.

В сущности, юный Петр оказался заложником кровавой борьбы за власть двух кланов – Нарышкиных и Милославских. Поддерживавшие царевну Софью стрельцы организовали бунт, во время которого Петр со своей матерью был свидетелем того, как толпа убивала близких им людей, грабила царские палаты.

На протяжении трех суток Петр с матерью находились в опасности: их могли убить в любую минуту. После бунта на царствование были избраны Иоанн и Петр, а Софья, признанная их опекуном, фактически получала бразды правления в свои руки.

Под видом попечения о брате, она высылает Петра из Москвы в пригородное село Воробьево а затем – Преображенское.

Трудно представить, чтобы юный Петр не осознавал, в каком положении находится. Вряд ли 11-летний юноша, даже такой развитый не по годам, мог задумать и начать реализовывать многолетний проект реформирования российской армии. Сегодня не осталось документов, в которых описывался бы состав потешных войск, но известно, что были в них не только сверстники Петра.

Начав собирать войска в 1683 городу в Воробьеве, Петр перенес свое увлечение в Преображенское, где к 1684 году оно приняло воистину петровские масштабы. Здесь был построен городок «Пресбург», который штурмовали потешные войска. Здесь проходили маневры, показательные марши. Из Москвы для «игр» заказывался порох, оружие и амуниция.

Во время учений Петр сам стрелял из пушки, участвовал в маневрах. Через несколько лет «потешные» полки насчитывали уже несколько тысяч человек, а потом превратились в профессиональную армию.

В 1691 году войска разделились на два полка (Преображенский и Семеновский), которые существовали вплоть до революции 1918 года и участвовали во всех крупных сражениях российской армии.

Алексей Кившенко, «Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово»

Флот и старообрядцы

Также в Преображенском, далеком от морей, широких рек и озер началась история российского флота. Однажды, прогуливаясь по Москве, Петр забрел на Льняной двор, где в сарае обнаружил английский ботик. Голландский мастер отремонтировал его, и в 1688 году он был спущен на воду Яузы. Это событие считается днем рождения русского флота.

В 1687 году напротив дворца по указанию Петра была построена Преображенская солдатская слобода, в которой жили солдаты полка. Это строительство стало первым в истории Москвы проектом регулярной застройки. В самом центре этого района была построена приказная изба или «Преображенский указ», который был одним из главных судебных органов столицы, занимавшимся политическими делами.

В начале 1690-х на юге слободы Петр повелел построить Ново-Преображенский дворец на левом берегу Яузы. В Преображенском Петром было налажено и производство: здесь изготавливали детали для кораблей, парусину.

Постепенно промышленная составляющая района увеличивалась, и к концу XVIII века основными жителями Преображенского стали ремесленники. Район был также и одним из мест сбора старообрядцев, на которых во время царствования Анны Иоановны были гонения.

О них напоминает сегодня Преображенское кладбище, ряд старообрядческих монастырей, а община старообрядцев-беспоповцев существует здесь до сих пор.

Вид на Никольский единоверческий монастырь со стороны главных ворот, 1895 год. Вид на Никольский единоверческий монастырь монастыря с северо-запада от Преображенского вала, 2007 год.

После Петра

Официально районом Москвы «Преображенское» стало только в 1884 году, в таможенные границы Москвы оно вошло намного раньше. В XIX веке этот район, как и большинство окраин Москвы, стал промышленным центром.

В массе своей здесь было ткацкое производство: здесь работала самая крупная в стране фабрика Гучковых на Генеральной, а ныне Электрозаводской улице, фабрика Которвых, Товарищество шёлковой мануфактуры (позже – шелковый комбинат им. Щербакова) и другие заводы. После октябрьской революции предприятия были национализированы.

Часть из них продолжала выпускать текстиль, а часть была реорганизована. Фабрика Котовых, еще до революции перестроенная в Преображенскую больницу, после нее стала называться Психиатрической больницей №4 им. Ганнушкина.

Несмотря на промышленную составляющую района, до середины XX века он был довольно тихим местом. Здесь преобладала малоэтажная застройка XIX–XX веков, во дворах ходили куры, гуси, сушилось белье. Интересно, что планировка солдатского поселка, заложенная Петром, до сих пор частично сохранена, однако от строений той эпохи не осталось и следа.

Мало осталось и домов XIX века: строительный «бум» второй половины XX века кардинально изменил облик района, а после того как в 1965 году здесь открылось метро «Преображенская площадь», он стал привлекательным местом для жизни. В 1990-е и 2000-е годы здесь началось массовое строительство.

В зданиях фабрик были обустроены офисные центры, появились новые жилые дома, и облик «Преображенки» снова сильно изменился.

Об истории района напоминают сегодня названия улиц Потешная, 9 рота (не путать с ротой из фильма Федора Бондарчука), ул. Буженинова (строителя второго Преображенского дворца), а также памятник Сергею Бухвостову (первому солдату потешного полка) и редкие исторические здания.

Оцените статью
Мой Город - Петербург