Сооружение первого постоянного моста через Неву

Николаевский мост. Видны разводной пролёт и часовня

176 лет назад, 18 ноября 1842 года император Николай I издал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское.

Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

Биг-Бэн — это часы, башня или колокол?

Первоначально мост был назван Благовещенским и стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Длина моста составила 331 метр, ширина проезжей части равнялась 18 м, а ширина тротуаров — по 3 метра.

 Открытие состоялось в 1850 году, и вскоре мост был переименован в Николаевский.

Авторами проекта стали инженер Станислав Кербедз и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду.

Именно перильное ограждение — самая интересная и художественно исполненная частью декора моста. Так как мост пересёк Неву неподалеку от выхода в залив, в композицию его перил решено было ввести аллегории морской стихии — трезубцы Нептуна и фигурками морских коньков.

Трезубец изображён в каждой секции, к каждому из них обращены с двух сторон фантастические морские коньки, задние части которых в виде завитых рыбьих хвостов вплетены в симметричный растительный фигурный орнамент.

В 1863 году по мосту проложили линию конно-железной дороги, а в 1907 году через мост пролегла трасса первого в Петербурге трамвая.

Благовещенский мост, июль 2014 года.

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1918 году, мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта и был фактически отстроен заново под руководством профессора Григория Передерия.

Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный позже в Твери.

В 1941—1942 годах мост сильно пострадал от разрывов снарядов: на левобережных постоянных пролётах в зоне трамвайной полосы была разрушена железобетонная плита проезжей части и повреждены перила. Капитальный ремонт провели быстро и даже не останавливали движение по мосту.

Разведённый Благовещенский мост

Уже в 21 веке, мост реконструировали, он стал шире на 13 метров. Сооружению вернули арочный вид, появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути, и вернули мосту историческое название — Благовещенский.

На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта».

15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.

Когда открыли Статую Свободы

Интересно, что 29 июля 2018 года во время военно-морского парада в честь Дня ВМФ десантный катер врезался в  опору разводного пролёта. Но последствий не было и катер тут же продолжил движение.

wikipedia.org

Первые мосты в Петербурге

Вид на Исаакиевский мост

Петербург рассекает широкая, стремительная Нева. Почти вся его территория состоит из множества островов-лоскутов, сшитых с помощью более чем пятисот мостов. Петр I любил воду и поощрял мореплавание. Он полагал, что мосты вредят развитию судоходства, а их отсутствие должно вызвать в петербуржцах потребность к передвижению по воде.

Одной из первых в городе царь заложил Партикулярную верфь, где строились главным образом небольшие суда для частных лиц. Он видел верфь из окон Летнего дворца и ревностно контролировал все, что там происходило. Действия царя зримых результатов не давали, но добиться от него разрешения на строительство моста через Большую Неву не удалось.

Плавать научились, но не вдоль, а поперек.

Первые наплавные мосты через Неву

Лишь после смерти основателя города на Большой Неве появился первый мост. Он соединил Сенатскую площадь с Университетской набережной близ Меншиковского дворца. Официально, по документам, мост значился как Невский.

Современники и последующие поколения называли его Исаакиевским (по церкви Исаакия Далматского, подле которой он подходил к Адмиралтейскому острову). Вплоть до середины XIX столетия мосты через Большую Неву сооружались только наплавные.

Такой мост удерживали на плаву понтоны, лодки или плашкоуты — небольшие плоскодонные несамоходные суда грубой работы. Настил для передвижения людей и грузов покоился на понтонах или лодках, способных выдержать на плаву всю передаваемую от него тяжесть. Мосты стелились по невской воде.

Образное выражение А. С. Пушкина: «Мосты повисли над водами» — пророчество, осуществленное потомками современников поэта.



Первый Исаакиевский плашкоутный мост

В первый раз Исаакиевский мост соорудили весной 1727 года по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. В сентябре того же года Меншикова арестовали и выслали из столицы. Поздней осенью перед ледоставом мост разобрали. В феврале 1728 года царский двор во главе с императором Петром II переехал в Москву.

Весной мост собирать не стали: без Меншикова и императора никто не распорядился о его наведении, а если бы и распорядился, то «ныне в Канцелярии от строений, — читаем мы в отчете за 1727 год, — денежные казны налицо ничего не имеетца». В Москве юный Петр II скончался, там же на русский трон избрали Анну Иоанновну.

По её именному указу «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках» весной 1732 года на прежнем месте восстановили плашкоутный мост. В 1819–1821 годах его реконструировали, превратив в понтонный с подкосной системой пролетных строений.

Исаакиевский наплавной мост ежегодно наводился после ледохода и убирался перед ледоставом.

С 1779 года только на время ледостава и ледохода все секции моста демонтировались и на пять-семь дней укладывались на берегу. На это время связь между левым и правым берегами прерывалась.

Зимой во льду прорубали каналы. К ним с берега подтаскивали секции моста, по воде доставляли на свои места и монтировали. По Исаакиевскому наплавному мосту из своего дома М. В. Ломоносов спешил на Васильевский остров в Химическую лабораторию или на заседание Академии наук.

Мостом пользовались все, кто жил на Адмиралтейском острове, а работал на Васильевском или Петербургском острове, и наоборот. На Выборгскую сторону приходилось добираться, преодолевая многие водные преграды.

Из-за трудностей перемещения по городу, расположенному на островах, и пошлин за пользование мостами столичные жители стремились селиться возможно ближе к месту службы или учебы.

На Васильевском острове жили художники, ученые, студенты, на Адмиралтейском — аристократы, офицеры, чиновники, артисты, музыканты, на Петербургском — мастеровые.

Единственный мост через Большую Неву постепенно переставал справляться с быстро растущими потребностями города.

Первые мосты на Выборгскую сторону: Воскресенский (затем Петербургский), Суворовский (затем Троицкий)

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта соорудили наплавной мост, соединивший левый берег с Выборгской стороной, и назвали Воскресенским. Однако вскоре петербуржцам и двух мостов перестало хватать.

В 1803 году Воскресенский мост переместили к Летнему саду и переименовали в Петербургский. В 1824–1827 годах конструкции моста заменили почти полностью и смонтировали в створе продольной оси Марсова поля.

Названный сначала Суворовским, а затем Троицким, он действовал до 1903 года, до завершения строительства постоянного пролетного Троицкого моста. На месте прежнего Воскресенского моста был сооружен новый, эксплуатировавшийся до 1851 года.

После разборки комплекса построек Литейного двора и продления Литейного проспекта к Неве этот мост навели в створе Литейного проспекта, он эксплуатировался до 1875 года.



Первые разводные мосты через Неву

В XVIII и XIX веках Большая Нева — первая и главнейшая улица столицы, грузовая и пассажирская магистраль. Суда ходили по ней вдоль и поперек. Маленькие кораблики свободно проплывали под настилом моста, большие дожидались наступления ночи.

В назначенное для пропуска кораблей время несколько плашкоутов с закрепленными на них секциями мостового настила оттягивали в сторону, освобождая путь для кораблей. Позже у мостов устраивались подъемные участки настила, как на современных постоянных мостах.

За проход судна с разводом моста в первой половине XVIII века взимали 1 рубль.

Читайте также:  Куда сходить в спб сегодня бесплатно? предложения 2019 года

Пошлина назначалась и за передвижение по мосту: «С карет и колясок, парами, по 5 копеек, с одноколок и екипажей в одну лошадь по 3 копейки, с воза по 2 копейки, с кучеров и лакеев, как и с пеших, по 1 копейке, с 10 мелких скотин по 2 копейки». Эти довольно высокие пошлины приведены по документам, датированным 1736 годом.



В 1754 году императрица Елизавета Петровна на радостях по случаю рождения наследника престола цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, отменила плату за пользование мостом; позже её восстановили.

Наплавные мосты страдали от наводнений, резких колебаний уровня воды, ледоходов и ветра. Их конструкции разрушались от влаги и часто требовали ремонта. Для обеспечения надежной эксплуатации мостов при каждом из них содержалась команда, состоявшая из трех морских обер-офицеров, двух унтер-офицеров и по три рабочих на каждые два плашкоута; один мост обслуживали до сорока человек.

Кроме затрат на ремонт и повседневную эксплуатацию значительные суммы уходили на демонтаж и наводку, производимые два раза в год. Город нуждался в мостах иной конструкции, более надежной.

До середины XIX века сооружение постоянного пролетного моста с опорами пролетов на дно столь глубоководной и широкой реки не могло быть осуществлено из-за непреодолимых технических трудностей.

Строительство первого постоянного моста через Неву (Благовещенский мост)

В 1850–1855 годах через Большую Неву навели первый для нее постоянный пролетный мост. Он соединил Адмиралтейский остров у Благовещенской площади с Николаевской набережной Васильевского острова близ 7-й линии. Новый пролетный мост назвали Благовещенским, затем переименовали в Николаевский, ныне это мост Лейтенанта Шмидта (теперь опять Благовещенский – ред.).

Несущие конструкции моста служили до 1936 года, когда их сняли и заменили новыми. Старые пролетные конструкции после их усиления в 1953–1956 годах использовали в Твери при строительстве моста через Волгу.



После пуска Николаевского моста Исаакиевский наплавной мост временно перенесли на место близ нынешнего постоянного Дворцового моста и назвали Дворцовым; его эксплуатировали с 1856 по 1912 год.

Дворцовый, Троицкий и Биржевой мосты

Перед началом строительства постоянного Дворцового моста наплавной перенесли на прежнее место. В 1916 году последний наплавной, Исаакиевский, мост сгорел — причиной пожара послужила искра от проходившего вблизи буксира.

Лишь после этого для Большой Невы стало справедливым выражение: «Мосты повисли над водами».

Сегодня на невских набережных можно обнаружить следы, оставленные Исаакиевским наплавным мостом: у Сенатской площади — перестроенный въезд на мост и спуск к Неве, по нему зимой пешеходы попадали на дорожку, протоптанную в снегу параллельно мосту, и на Университетской набережной близ Меншиковского дворца — въезд на мост. Число наплавных мостов в Петербурге не превышало четырнадцати.

На одном из первых планов молодой столицы — «Генеральном чертеже Санктпетербурха» Ж.-Б.-А. Леблона, датированном 8 января 1717 года, нанесены не существовавшие тогда мосты через Неву. Три из них Леблон расположил именно там, где много лет спустя появились Дворцовый, Троицкий и Биржевой пролетные мосты.

Постепенно невские мосты превратились в главные атрибуты города. Их разводные пролеты — гигантские крылья — украсили великую реку. Без них теперь уж не представить панораму города. Белые ночи, набережные, мосты…
Можно ли где-нибудь ещё увидеть такое?

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Санкт-Петербург. История первого моста через Неву. Фантастический проект Кулибина

В исторической литературе есть данные, что Петр Великий запрещал строить мосты через Неву, пытаясь приучить русских людей к морскому делу. Документов, подтверждающих сей факт не найдено.

Но я бы не удивился этому, он мог, по своему обыкновению, дать устное распоряжение, которое свято исполнялось. Вспомним указ о запрете строительства каменных домов на Руси с тем, чтобы каменщики переместились в Петербург.

Не перестаю удивляться жёсткости и безпардонности подобного закона!

Место где был расположен Исаакиевский мост. В.Кононов. Апрель 2021.Место где был расположен Исаакиевский мост. В.Кононов. Апрель 2021.Справка: 1714 года царь Петр I издал Указ о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. В городе же на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных «образцовых домов». Отныне во всех городах, кроме Санкт-Петербурга, строительство каменных домов стало строго караться. Легким росчерком пера царь оставил без работы тысячи каменщиков по всей России.

И всё же один мост, на плавучих опорах был построен. Временный. В 1707 году Петру потребовалось часть войска переправить на противоположный берег Невы, но его мы в расчёт не берём. Простоял тот мост чуть более месяца.

Исаакиевский наплавной мост. Фотография из открытых источников в интернете.Исаакиевский наплавной мост. Фотография из открытых источников в интернете.

Естественно, что основная «миграция» городского населения осуществлялась в зимний период, после ледостава. В обычное же время исключительно на лодочных переправах.

Так или иначе, но факт в том, что первый, наплавной мост через Неву был сооружён уже после смерти Петра в 1727 году по распоряжению его соратника и друга, светлейшего князя А. Д. Меншикова. К тому времени, Меншиков стал фактическим правителем империи.

Он соединил свою резиденцию на Васильевском острове с Адмиралтейским островом. Мост выходил аккурат на Сенатскую площадь. В этом месте мост перестраивался трижды и стоял без малого 200 лет, краткая его история описана на одной из городских мемориальных досок.

Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома 13 по Университетской набережной. Текст ее гласит:

«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост.

Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера Бетанкура. 1727–1916»

Первый мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна — прогоны. В пролеты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надежно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.

Доска с надписью. В.Кононов. Апрель 2021.Доска с надписью. В.Кононов. Апрель 2021.

Как я уже говорил, на Адмиралтейском острове мост располагался против места, где сейчас стоит «Медный всадник». Тогда его не было. Он появится только через полвека. В первой половине XVIII века на том месте стояла деревянная церковь Исаакия Далматского, поэтому мост стал называться Исаакиевским.

Мост возводился под руководством выпускника Академии морской гвардии, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова. Это был первый отечественный кораблестроитель, получивший у себя на родине законченное академическое инженерное образование.

Его с полным правом можно назвать «птенцом гнезда Петрова». Грамотный, энергичный, исключительно исполнительный, он был любимцем Петра, который очень тепло относился к Пальчикову. В 1711 году, государь даже выполнял обязанности шафера на его свадьбе.

Впоследствии Пальчиков стал крупным кораблестроителем и дослужился до чина статского советника.

Исаакиевский наплавной мост. Фотография из открытых источников в интернете.Исаакиевский наплавной мост. Фотография из открытых источников в интернете.

В том же 1727 году умерла императрица, на престол взошел внук Петра Великого — Петр II. Меншиков попал в опалу, был отстранен от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло. Все оно было конфисковано.

Новая императрица — Анна Иоанновна — переехала со своим Двором в Петербург к лету 1732 года и повелела тому же Пальчикову вновь соорудить мост на прежнем месте.

Новый мост Филипп Петрович распорядился строить быстро, потому пришлось конфисковать плавсредства у горожан и на их основе соорудить мост. Конструкция вышла так себе…

Уже весной следующего года, ледоход с Ладожского озера разметал мост до основания.

Новый плашкоутный мост (третий по счету) в 1733 году соорудили «ластовых судов» мастер Соловьев и «лекарский помощник» Стеклов. Для него изготовили особо прочные суда. С тех пор мост наводился ежегодно весной.

Осенью во время ледостава его убирали. Два пролета сделали разводными для прохода больших кораблей.

Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».

На гранитных страницах выбито: «Люблю тебя Петра творенье… «. В.Кононов. Апрель 2021.На гранитных страницах выбито: «Люблю тебя Петра творенье… «. В.Кононов. Апрель 2021.

За проезд и проход по мосту взималась плата — с прохожего по одной копейке, за каждую лошадь по две копейки, а с владельцев кареты по пятаку.

Бесплатно через мост пропускались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные команды и воинские части. На эти «мостовые деньги» в Петербурге был построен Морской Николо-Богоявленский собор. В 1754 г.

Читайте также:  Ревизорро в санкт-петербурге: где была елена летучая

в день рождения престолонаследника Павла Петровича императрица «высочайше соизволила» отменить плату «мостовых денег».

На Неве в разное время были построены и другие наплавные мосты Эксплуатация этих мостов доставляла массу хлопот — их приходилось наводить и разводить в периоды ледохода и ледостава, плашкоуты срывало с якорей, их надо было часто ремонтировать.

Они не обеспечивали бесперебойного круглогодичного сообщения между районами города, и эксплуатация их требовала значительных расходов. В связи с этим на протяжении всего XVIII и первой половины XIX века неоднократно вставал вопрос о строительстве постоянного моста через Неву.

Правительственные комиссии рассматривали поступающие к ним проекты.

Место куда опирался мост на адмиралтейской набережной. В.Кононов. Апрель 2021.Место куда опирался мост на адмиралтейской набережной. В.Кононов. Апрель 2021.

Одним из наиболее интересных проектов моста через Неву был проект механика-самоучки И. П. Кулибина.

Проблему он обозначил сразу: «С начала моего в Санкт-Петербург приезда усмотрел я в вешнее время по последнему пути на реках, а особливо по Большой Неве, обществу многие бедственные происшествия. Множество народа в прохождении по оной имеют нужду, проходят с великим страхом, и некоторые из них и жизни лишились».

Решая проблему петербуржцев, Кулибин разработал проект постоянного моста через Неву, который и представил в 1776 году на рассмотрение Академии наук. Помогал ему в проектировании выдающийся математик того времени Леонард Эйлер. Проект предусматривал перекрытие Невы деревянной аркой с пролетом 294 м.

Высота арки обеспечивала свободный проход парусных кораблей. Мост включал две галереи: верхняя предназначалась для пешеходов, нижняя — для транспорта. Восемьдесят лет спустя Д. И.

Журавский писал о конструкции Кулибина: «На ней печать гения, она построена по системе, признаваемой новейшею наукой за самую рациональную…».

Фантастическое сооружение! А если учесть что это 18 век, то просто нет слов!Фотография из открытых источников в интернете.Фантастическое сооружение! А если учесть что это 18 век, то просто нет слов!Фотография из открытых источников в интернете.

Не доверяя на 100% расчётам, Кулибин соорудил модель моста в одну десятую натуральной величины. Зимой 1776 года, во дворе Академии наук, модель была представлена на суд общественности.

Для проверки прочности на модель положили 3870 пудов нагрузки. Затем на модель взошло несколько человек, демонстрируя надежность конструкции. Почти месяц конструкция стояла под нагрузкой, доказав свое техническое совершенство. В 1793 году модель была перевезена в Таврический сад и простояла там еще более полутора десятилетий.

Она рухнула 7 июля 1816 году, простояв в общей сложности около 30 лет. Для Кулибина это не было неожиданностью.

Ведь именно он сам решил, что «деревянные материалы в таком огромном строении… на открытом воздухе подвергают себя скорому согнитию» и стал работать над проектом «построения моста из железного металла», который получался чудовищно тяжёлым.

Таким образом этому мосту не суждено было стать первым постоянным. Первый постоянный мост появится только в 1850 году. Его назовут Благовещенским.

Благовещенский мост сегодня. В.Кононов.Благовещенский мост сегодня. В.Кононов.

Спасибо, что нашли время прочесть статью до конца.

Первые мосты в Петербурге

Сегодня сложно представить Петербург, город рек и каналов, без его знаменитых мостов. Между тем, со дня основания города успело пройти больше полувека, прежде чем было решено строить первые переправы. Случилось это 3 апреля 1760 года, и накануне памятной даты мы расскажем о самых старых мостах Петербурга. 

Всего в Петербурге 342 моста, а вместе с пригородами — около 800. Но появились они не сразу.

 Петр I препятствовал возведению переправ, поскольку считал, что они вредят развитию судоходства — а без них петербуржцы были вынуждены передвигаться по воде.

Первая переправа появилась только после его смерти, когда Сенат выпустил указ о строительстве мостов «для проезда сухим путем с Петербургского на Аптекарский, а с него на Каменный» острова. 

Самые старые мосты Санкт-Петербурга относились к началу XVIII в. и до наших дней не дошли. Они строились из дерева, вследствие чего были недолговечны. Поскольку средний срок эксплуатации деревянного моста составлял 20-30 лет, береговые устои и опоры часто делали из камня.

Во второй половине XVIII века, одновременно с сооружением каменных набережных, начинается строительство каменных мостов.

Через Большую Неву прокладывали только наплавные мосты, которые удерживались на плаву за счет понтонов, лодок или плашкоутов — небольших плоскодонных судов грубой работы.

В начале XIX века стали возводить металлические мосты через малые реки и каналы. Позже появились первые постоянные мосты через Неву — Благовещенский, Литейный и Троицкий.

ru.wikipedia.org

Иоанновский мост

История моста тесно связана с Петропавловской крепостью. Наплавной деревянный мост у Меншикова бастиона соединял Петропавловскую крепость на Заячьем острове с Березовым (ныне Петроградском) островом. В 1706 году он ожидаемо получил название Петровского, и только в 1887 году мост переименовали в Иоанновский по названию ближайшего равелина. 

За всё время своего существования мост неоднократно перестраивался. Сначала это был наплавной деревянный мост, потом его сделали постоянным деревянным с подъемной частью посередине.

В середине XX века после Великой отечественной войны у моста появились чугунные решетки художественного литья и торшеры с фонарями. В XXI веке на мосту появился жилец.

В честь 300-летия Петербурга в 2003 году на сваях моста установили фигурку зайца, которая получила неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Авторами проекта стали скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко.

Иоанновский мост считается одним из самых первых мостов Санкт-Петербурга.

visit-petersburg.ru

Первый Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост

Первый наплавной мост через Неву до наших дней не сохранился. Его название произошло от небольшой деревянной церквушки Иcaaкия Далматского на левом берегу Heвы. 

Этот мост в 1727 году возвел первый русский кораблестроитель Ф. П. Пальчиков по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. Конструкция на 26 деревянных барках-плашкоутах должна была соединить его усадьбу на Васильевском острове с землей.

Вскоре после завершения строительства Меншиков был арестован, а царский двор во главе с императором Петром II переселился в Москву, поэтому после зимы мост восстанавливать не стали, да и денег в канцелярии не имелось.

Мост восстановили на прежнем месте лишь весной 1732 года согласно указу Анны Иоанновны «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках». 

Любопытный факт:  За передвижение пo Исаакиевской переправе взималась плата, которую отменили в 1754 году.

В 1819–1821 годах мост реконструировали, превратив в понтонный, после чего он стал ежегодно собираемым мостом. Именно по этому мосту учёный-естествоиспытатель М. В. Ломоносов ходил в Химическую лабораторию и на заседания Академии наук на Васильевском острове. После того как построили постоянный Благовещенский мост ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение.

Уже в наше время, в 1991 году, по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916». 

pikabu.ru

Благовещенский мост

Первый постоянный мост через Большую Неву появился в 1850–1855 годах. С того времени он несколько раз менял названия, каждое из которых отражало изменения в жизни города.

Сначала мост носил название Благовещенского, поскольку тогда рядом находилась Благовещенская площадь.

После смерти императора Николая I в 1855 году он стал именоваться Николаевским, а потом — мостом Лейтенанта Шмидта, руководителя севастопольского восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В начале XXI века мосту вернули первое первое название. 

Мост сделали настолько прочным, что его несущие опоры прослужили до 1936 года, а старые пролетные конструкции были использованы при строительстве моста через Волгу в Твери.


Сейчас это единственный мост на Неве, чей фундамент сделан из деревянных свай. Он считается одним из самых старых из существующих мостов через Неву.

skyscrapercity.com

Литейный мост

До основания Санкт-Петербурга в этом районе пролегала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

Здесь возвели второй в городе плашкоутный мост, получивший название Воскресенского. Наплавному мосту пришлось покочевать по всей реке.

В начале XIX века его перенесли к Летнему саду и дали название «Петербургский». 

После того, как в 1849 году Литейный двор был упразднен, а Литейный проспект продолжен до Невы, к нему и был переведен наплавной Воскресенский мост, который переименовали в Литейный.

Весной бурный ледоход сорвал переправу, и решением комиссии в 1875 году вместо наплавного моста начали возводить постоянный одноименный мост.

Кроме того, в конце XIX века Выборгская сторона стала центром фабричной и заводской жизни, и существовавший в то время наплавной мост не справлялся с увеличившимся во много раз объемом грузопотока.

 Автором проекта стал инженер Аманд Егорович Струве, которому поручили построить мост за четыре года. 

Литейный мост считается вторым постоянным мостом после Благовещенского. Он построен через самое глубокое место Невы (24 метра) и разводится, чтобы пропускать корабли. Также мост стал первым постоянным мостом, чье освещение было электрическим.

На нем были установлены фонари со «свечами» русского электротехника П. Н. Яблочкова, который на тот момент находился в ореоле всемирной славы. Его чугунные решетки украшают барельефы с изображением русалок, которые держат в руках герб Петербурга.

bonjurabajur.ru

Троицкий мост

Этот мост много чем примечателен: 

  • это третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного);
  • считается одним из самых красивых мостов Петербурга; 
  • занесен в список объектов культурного наследия России регионального значения;
  • считался самым длинным мостом в городе до возведения в 1965 году моста Александра Невского;
  • в честь него назван танкер «Троицкий мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи»;
  • именно под пролетом Троицкого моста на спор пролетел Валерий Чкалов, легендарный советский лётчик.

Читайте также:  Дом-музей григория распутина в санкт-петербурге

Традиционно он был возведен на месте наплавного моста. Проект французской фирмы «Батиньоль» был признан лучшим в результате двух международных конкурсов. Победители обошли как и своих соотечественников — фирму знаменитого французского инженера Густава Эйфеля, так и русских мостостроителей.

Выбор именно этого проекта укрепил сотрудничество двух государств. В церемонии закладки Троицкого моста принимал участие французский президент Феликс-Франсуа Фор.

Это был ответный жест после визита Николая II в Париж для закладки моста через Сену, который и по сей день носит имя русского императора Александра III.

Позже Троицкий мост был реконструирован российскими инженерами.

ru.wikipedia.org

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Издан указ о построении первого постоянного моста через Неву — Благовещенского моста | Санкт-Петербург Центр

Благовещенский мост — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова. Первый постоянный мост через Неву. Ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия.

Долгое время сооружение постоянных разводных мостов через Неву считалось слишком сложной технической задачей даже для столицы Российской империи. Поэтому в Санкт-Петербурге обходились наплавными мостами. С 1727 года функционировал наплавной Исаакиевский мост расположенный выше по течению, в створе Сенатской площади. Он соединял Адмиралтейский остров с Васильевским.

Проекты постоянных мостов через Неву начали разрабатывать со второй половины XVIII века. Среди их авторов были как отечественные, так и зарубежные инженеры-мостостроители. Примечательно, что разрабатывать переправы помогали и выдающиеся народные изобретатели, такие как Иван Петрович Кулибин. До середины 1840-х годов в государственные учреждения России поступило свыше 60 различных проектов.

История Благовещенского моста в Санкт-Петербурге берёт начало 18 ноября 1842 года, когда был издан указ императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Проект разработал инженер путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз, внесший большой вклад в теорию и практику российского мостостроения.

Заложили мост 1 января 1843 года. Строительство первой постоянной переправы через Неву растянулось на целых 8 лет. Строительство велось под руководством С. В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер. Строительство первого постоянного моста через Неву было сопряжено с большими трудностями.

Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опорами, что усугублялось естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями её уровня, вызываемые ветрами западного направления.

Для производства работ необходимо было построить ряд машин и механизмов: станки для подводных пил, подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм по особой программе, разнообразные инструменты.

При работах использовалось оборудование, по инициативе П. П. Мельникова выписанное в 1843 году из США, численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам.

До начала строительства грунт реки Невы по оси моста был испытан забивкой пробных свай и зондировкой). Место каждой будущей опоры было ограждено перемычкой из деревянного шпунта.

Под её защитой были забиты многочисленные деревянные сваи, а затем вся нижняя часть опоры была укреплена мощной обсыпкой из камня.

Верхние части свай были соединены системой деревянных брусьев, и на таких «ростверках» были возведены каменные массивы опор, облицованных гранитом. Одновременно со строительством моста С. В. Кербедзом была выполнена реконструкция Английской набережной, а инженером путей сообщения А. А. Серебряковым — набережная Невы от Академии Художеств до Горного института.

Открытие моста было совершено 21 ноября 1850 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. В одиннадцатом часу было совершено молебствие и освящение моста при огромном скоплении народа всех сословий. Во втором часу на торжество прибыли государь император, их императорские высочества, великие князья и особы высочайшей свиты.

В сопровождении огромной толпы все пешком устремились по мосту от Английской набережной до Васильевского острова.

Обратное шествие было следующим: в первой коляске ехал император, во второй — великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич, в третьей — великий князь Николай Николаевич, в четвёртой — его императорское высочество герцог Лейхтенбергский. Народ, стоявший вокруг, громогласным «ура» сопровождал царственный поезд.

Все принимавшие участие в постройке моста были награждены Николаем I производством в чины и орденами. Генерал-лейтенант М. Г. Дестрем был произведён в инженер-генералы, С. В. Кербедз — в генерал-майоры с пожалованием ордена святого Владимира 3-й степени. Шести инженерам-производителям работ были пожалованы ордена и присвоены звания подполковников.

Чтобы мост был сегодня красавцем, в те далёкие годы его автор Кербедз уделил огромнейшее внимание его внешнему облику. Художественное оформление моста было выполнено при участии архитектора Александра Павловича Брюллова. Именно его гениальному мастерству принадлежат сейчас шедеврально выполненные чугунные перила.

Со времени открытия моста по сей день они считаются одним из лучших образцов художественного литья XIX века. Переправу украсили фонарями газового освещения, которые были изготовлены по проекту инженера Д. Цветкова на заводе Ч. Берда. Там же были отлиты все чугунные конструкции.

По легенде, во время строительства моста Николай I пообещал, что присвоит Кербедзу за каждый выстроенный пролёт моста — чин. После таких слов, проект был полностью переделан и у переправы появились дополнительно 5 пролётов.

Сегодня узнаваемый силуэт величественного и великолепного Благовещенского моста создают высокие торшеры, которые венчают строгие стеклянные цилиндры. Это лаконичное оформление придаёт переправе исключительную изюминку и нисколько не требуют больше никакого декора.

При открытии моста, он был украшен совсем другими фонарями. Их изготовили на заводе Берда. Проектировал светильники инженер Д. Цветков. При реконструкции моста в 1936-1938 годах они были заменены. А аутентичные фонари с Благовещенского моста сейчас стоят на Марсовом поле.

Мосты Санкт-Петербурга.Мосты на Неве

Мост Петра Великого (Большеохтинский)соединяет район Большой и Малой Охты с левым берегом Невы. Его торжественная закладка  произошла в честь двухсотлетия Полтавской битвы 26 июня 1909 года. Поэтому мост назвали в честь триумфатора этой битвы — императора Петра Великого.

В  1901 году Городской Думой был объявлен международный конкурс на лучший  проект нового Охтинского моста. В конкурсе приняли участие инженеры из  Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании, США и Голландии.

Всего вместе с российскими было получено 16 проектов. Кроме того, вне конкурса было представлено ещё три работы.

Одну из них, предоставленную под девизом «Свобода судоходству», конкурсная комиссия решила приобрести.

Её авторы-профессор Николаевской инженерной академии Г.Г. Кривошеин и военный инженер В.П. Апышков. В отличие от остальных работ он предлагал устройство разводного пролёта по середине русла Невы, необычным было и устройство дорожного полотна, оно было подвешено к нижней части мостовых арок.

Весной 1907 года произошел трагический случай — затонул пароход «Архангельск», который перевозил пассажиров с одного берега Невы на другой. Это событие ускорило принятие проекта, после некоторых доработок его утвердили в сентябре 1907 года.

Новым стало не только техническое устройство моста, но и его  внешний облик. Мост состоит из трех пролетов, два из них перекрыты металлическими арочными фермами. По бокам средний разводной пролет фланкируют две башни, облицованные гранитом, в них находится система управления разводным механизмом.

На стенах башен шесть бронзовых досок с именами тех, кто принимал участие в создании моста. Применение гранита, так же как и детали, выполненные в духе романского стиля, придает  внешнему облику моста суровость.

Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста-золотая, но закрашена в  один цвет со всеми остальными.

Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его средние пролёты. Боковые пролёты на то время стали самыми длинными мостовыми перекрытиями в городе-136 метров.

Мост Петра Великого был открыт 26 октября 1911 года, хотя строительные работы продолжались ещё до 1913 года. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1954 в соответствии с правилами орфографии в Большеохтинский. Благодаря высокому качеству строительства, первые ремонтные работы потребовались только в 1971 году.

В 1982-1983 годах была построена транспортная развязка с путепроводом на правом берегу Невы. Авторы проекта-инженеры А.Д.Гутцайт, Р.Р.Шипов; архитекторы-Ю.Г.Шиндин, Н.А.Дибцев.

Однако в начале 1990-х мост пришлось закрыть на капитальный ремонт, который несмотря на недостаток финансирования  был завершён в 1997 году.

Еще в 1990-е годы мосту вернули его историческое название, а  в 2000 году на мосту Петра Великого заработала новая подсветка.

Общая длина моста 335 метров, а его ширина 23,5 метра.

Оцените статью
Мой Город - Петербург