Государственный музей истории Санкт-Петербурга располагается в уникальном памятнике архитектуры, имеющем огромную историко-культурную ценность.
Особняк Румянцева на набережной Невы был построен для князей Голицыных в 1740-х годах, и на тот период являлся единственным каменным зданием на данном участке улицы.
В начале 19 столетия владельцем особняка стал канцлер Российской империи, граф Румянцев, который за четверть века превратил свой дом в «обитель муз» и «центр наук».
- История создания музея
- Здание музея
- Экспонаты музея
- Посетителям
- Музей
- Музей истории Петербурга — фото, режим работы, стоимость билетов 2021, аудиогид, актуальная информация и интересные факты
- Единый билет
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
- Тюрьма Трубецкого бастиона
- Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко
- Экспозиция «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1703-1918»
- Экспозиция «История Петропавловской крепости»
- Экспозиция «Музей архитектурной керамики»
- Экспозиция «Предметный мир модерна»
- Билеты на посещение отдельных экспозиций, маршрутов и программ
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
- Тюрьма Трубецкого бастиона
- Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко *
- Экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703-1918.»
- Экспозиция «Музей архитектурной керамики»
- Экспозиция «История Петропавловской крепости» *
- Экспозиция «Предметный мир модерна»
- Бесплатное посещение
- Бесплатные билеты для граждан
- Для детей до 7 лет
- Бесплатные дни
- Третий четверг каждого месяца вход в музей бесплатный:
- Адрес и как добраться
- Официальный сайт и телефоны
- История
- Музей Старого Петербурга
- Музей в дореволюционное время
- Музей после революции 1917 года
- Музей Города при Советской власти
- Основание и концепция Музея Города
- Разные перемены и переименования музея
- Объекты Петропавловской крепости и другие
- Музей после распада СССР, в наше время
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга
История создания музея
Николай Петрович Румянцев был не только выдающимся политическим деятелем, но и известным меценатом и просветителем. Будучи откомандирован за границу в составе дипломатической миссии, граф Румянцев увлекся коллекционированием памятников культуры и истории.
Портрет Николая Петровича Румянцева
Особый интерес у него вызывали инкунабулы, древние рукописи, церковные книги, государственные акты. Собрания Румянцева получили широкую известность благодаря своему уникальному качественному и количественному составу.
После того как в 1814 году граф Румянцев вышел в отставку, он с удовольствием занялся любимым делом – изучением истории России.
С помощью объединившихся вокруг него ученых были написаны и изданы несколько научных трудов, а также создан музей древностей.
В огромном особняке граф занимал всего лишь три жилые комнаты, выходящие окнами на Неву, а все остальные помещения были отданы под размещение его бесценных коллекций.
Здание музея
Многие современники отмечали несоответствие скромного фасада здания внутреннему содержанию особняка, поэтому в 1824 году Румянцев решает перестроить свой дом. К работе над проектом приступил молодой архитектор Василий Алексеевич Глинка, только что вернувшийся из Западной Европы, где несколько лет проходил стажировку после обучения в Академии художеств.
Сложную задачу создания нового привлекательного фасада без изменения пропорций здания Глинка прекрасно разрешил. Особняк Румянцева преобразился, малопривлекательный фасад прикрывал и привлекал всеобщее внимание мощный, сильно выдвинутый портик из двенадцати колонн, установленный на высокий цоколь.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Тимпан фронтона портика украшал горельеф с изображением Аполлона и девяти муз, над которым трудился скульптор Мартос. За столь успешный проект архитектор Глинка получил от Академии художеств звание академика.
После смерти Н.П. Румянцева в 1826 году дом и все коллекции перешли его младшему брату, который по завещанию должен был устроить музей в доме на Английской набережной.
В мае 1831 года двери первого в России частного публичного музея распахнулись перед посетителями, при этом посещение музея было абсолютно бесплатным. С.П.
Румянцев все расходы по содержанию экспозиций нес единолично и оставался смотрителем музея до самой смерти (1838 год).
Скульптура в Государственном музее истории
После его смерти лишенный присмотра Румянцевский особняк и находящиеся в нем уникальные собрания стали постепенно приходить в упадок.
В 1861 году коллекции Румянцева были перевезены в Москву, где и составили основу собрания двух музеев: Московского Публичного музея и Румянцевского музея. Обширное собрание книг, в котором насчитывалось около 28 тысяч томов, дало начало Российской государственной библиотеке, которая вплоть до 1924 года носила название Румянцевской.
За период с 1863 по 1882 годы Румянцевским особняком владели несколько разных хозяев, пока его не приобрела Зинаида Богарне, являвшаяся по мужу родственницей императорскому дому Романовых. Именитая хозяйка заказала архитектору Степанову перестройку дома, который в талантливых руках превратился модный особняк.
Супруга герцога Лейхтенбергского, а затем ее наследники владели домом до 1916 года.
Зал музея
После революционных событий 1917 года особняк, как и многие другие дворянские дома, был отдан под жилые квартиры и помещения различных организаций.
С 1938 года в бывший Румянцевский особняк стал местом размещения коллекций Музея истории и развития Ленинграда.
Однако для посетителей он открылся только спустя несколько лет, поскольку очень медленно продвигалось освобождение помещений, занимаемых учреждениями и частными лицами. Из некоторых квартир жильцов и вовсе расселили только в 1990-х годах.
Экспозиция музея
Экспонаты музея
В музейных фондах насчитывалось около 100 тысяч экспонатов, сотрудниками музея была проделана масштабная работа по подготовке экспозиций и экскурсионного маршрута по старинному особняку.
Требующийся капитальный ремонт и реставрация уникальных помещений в отсутствии должного финансирования также затягивало открытие музея. Наконец, в марте 1941 года городские власти изыскали необходимые средства, и открытие музея планировалось приурочить к торжественному 25-му юбилею Октябрьской революции.
Но этим планам не суждено было сбыться из-за начавшейся Великой Отечественной войны, а также последовавшей вскоре Блокады.
Возобновление работы музея состоялось в 1946 году, а в 1954 он получил новое наименование – Государственный музей истории Лениграда. В состав обновленного музея вошли здания, составляющие комплекс Петропавловской крепости. Экспозиции того периода в основном были посвящены периоду Советской власти и героической обороне Ленинграда.
Экспозиция, посвященная периоду обороне Ленинграда
В 2003 году парадные залы Румянцевского особняка открылись после реставрации, это событие было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Сейчас посетители музея могут увидеть интерьеры особняка, которые воссоздают обстановку в доме на 80-е годы 19 столетия.
Парадный зал Румянцевского особняка
Посетителям
- Международное название: Museum of the history of St. Petersburg;
- Адрес: г. Санкт-Петербург, территория Петропавловской крепости;
- Как добраться: Проехать в направлении музея можно на общественном транспорте: автобусы № 46 и 49;
- Телефон: 8 (812) 230-64-31;
- Режим работы: ежедневно, с 10:00 до 20:00, отдельные выставки до 17:00;
- Сайт: www.spbmuseum.ru
- Стоимость билета: взрослый 100-550 рублей, дети до 7 лет бесплатно.
На территории музейного комплекса проводятся выставки, концерты и фестивали.
Полезные ссылки:
Музей
В 1907 году по инициативе известных исследователей искусства, художников, архитекторов и коллекционеров А. Н. Бенуа (первый председатель дирекции музея), П. П. Вейнера, В. А. Покровского, А. Ф. Гауша, барона Н. Н. Врангеля, Н. Е. Лансере, В.Я. Курбатова, князя В. Н. Аргутинского-Долгорукова был основан Музей Старого Петербурга.
Он разместился в доме графа П. Ю. Сюзора (Съездовская линия, 21). В музей поступали уникальные документы, чертежи, фотографии, предметы быта, произведения искусства, книги, детали разобранных или подвергшихся перестройке зданий.
В 1912 году фонды музея насчитывали 1457 единиц хранения, в 1918 году — 2865. В их числе: коллекция архитектурной графики Ф.-Б.Растрелли, Ч.Камерона, А.Захарова, Ж.-Ф.Тома де Томона; 20 старинных экипажей; 245 чертежей и рисунков Дж.
Кваренги; коллекция меню; изделия Императорского фарфорового завода, заводов Корнилова и Батенина.
В 1918 году был создан Музей Города, музей урбанистической культуры. Он стал одним из немногих музеев подобного рода в России и Европе XX века.
Музей занимал несколько зданий: Аничков дворец, дом графини Н. Ф. Карловой (наб. реки Фонтанки, 46) и дом Серебрянниковых (наб. реки Фонтанки, 35). Основу его собрания составили экспонаты нескольких музеев и выставок.
На правах самостоятельного отдела в Музей Города вошел Музей Старого Петербурга.В 1918–1928 годах директором Музея Города был Л. А.
Ильин, известный архитектор, историк архитектуры, один из основоположников теории и практики советского градостроительства, главный архитектор Ленинграда (1925–1938), руководивший разработкой Генерального плана развития города.
В 1928 году Музей Города ликвидировали. Предметы из его собрания оказались в других российских музеях и за рубежом. 23 января 1929 года Советское правительство приняло решение о мерах по усилению экспорта и реализации за границей предметов старины и искусства.
Всероссийскому экспортному фонду достались и многие уникальные экспонаты Музея Города: библиотека герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, ценнейшая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства из особняка графини Н. Ф. Карловой, имущество Сервизной кладовой Аничкова дворца и другие предметы.
Однако часть экспонатов из Музея Города и по сей день хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
В 1991 году, после возвращения Ленинграду исторического имени, музей получил название Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Документальный фильм «Самый умышленный музей», посвященный истории Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Музей истории Петербурга — фото, режим работы, стоимость билетов 2021, аудиогид, актуальная информация и интересные факты
- Территория Заячьего острова открыта для посещения ежедневно с 06:00 до 21:00
- Территория Петропавловской крепости (в границах крепостных стен) открыта для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00
- Музей работает: понедельник, четверг — суббота 10:00–18:30; вторник 10:00–17:30; воскресенье 11:00–18:30
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00, суббота 10:00-17:45, воскресенье: 11:00-18:00
- Тюрьма Трубецкого бастиона ежедневно: 10:00-18:00, вторник 10:00-17:00
- Среда (во вснх музеях на территории Петропавловской крепости)
- Во вторник Петропавловский собор и Тюрьма Трубецкого бастиона закрываются на час раньше указанного времени закрытия
- В воскресенье Петропавловский собор открывается на час позже.
- В дни богослужений часы работы Петропавловского собора могут быть изменены.
Читайте также: Исчезающий мир дворов и подъездов Петербурга
Вход на территорию Петропавловской крепости – бесплатный
Единый билет
на посещение экспозиций и выставок Петропавловской крепости.
Единый билет включает экскурсионное обслуживание по теме «Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость — исторический, военно-инженерный и архитектурный памятник». Экскурсия включает осмотр Петропавловского собора с Великокняжеской усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона.
- Длительность экскурсии 1, 5 часа.
- Группа — не более 20 человек,
- Действителен 2 календарных дня
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
(не входит посещение колокольни Петропавловского собора)
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Тюрьма Трубецкого бастиона
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Экспозиция «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1703-1918»
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Экспозиция «История Петропавловской крепости»
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Экспозиция «Музей архитектурной керамики»
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Экспозиция «Предметный мир модерна»
- Взрослые — 750 руб.
- Учащиеся РФ — 400 руб.
- Пенсионеры РФ — 300 руб.
Билеты на посещение отдельных экспозиций, маршрутов и программ
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
(не входит посещение колокольни Петропавловского собора)
- Взрослые — 550 руб.
- Учащиеся РФ — 300 руб.
- Пенсионеры РФ — 250 руб.
Тюрьма Трубецкого бастиона
- Взрослые — 250 руб.
- Учащиеся РФ — 150 руб.
- Пенсионеры РФ — 150 руб.
Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко *
- Взрослые — 250 руб.
- Учащиеся РФ — 150 руб.
- Пенсионеры РФ — 150 руб.
Экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703-1918.»
Внимание! В связи с ремонтными работами залы №№ 1-13 закрыты для посещения
- Взрослые — 200 руб.
- Учащиеся РФ — 120 руб.
- Пенсионеры РФ — 120 руб.
Экспозиция «Музей архитектурной керамики»
- Взрослые — 200 руб.
- Учащиеся РФ — 120 руб.
- Пенсионеры РФ — 120 руб.
Экспозиция «История Петропавловской крепости» *
- Взрослые — 100 руб.
- Учащиеся РФ — 100 руб.
- Пенсионеры РФ — 100 руб.
Экспозиция «Предметный мир модерна»
- Взрослые — 250 руб.
- Учащиеся РФ — 150 руб.
- Пенсионеры РФ — 150 руб.
Бесплатное посещение
Бесплатные билеты для граждан
Право бесплатного посещения музея предоставляется следующим категориям граждан (льгота не распространяется на услуги по экскурсионному обслуживанию):
- Герои Советского Союза;
- Герои Российской Федерации;
- Полные кавалеры ордена Славы;
- Члены многодетных семей;
- Дети дошкольного возраста
Для детей до 7 лет
- Для детей дошкольного возраста бесплатный вход в музей и экскурсионное обслуживание предоставляется бесплатно.
- Льгота не распространяется на услуги музейно-просветительских программ для данной категории посетителей (экскурсии, лекции, мастер-классы).
Бесплатные дни
Третий четверг каждого месяца вход в музей бесплатный:
- Лицам, не достигшим 18 лет;
- Лицами, обучающимися по основным профессиональным программам.
Адрес и как добраться
- Адрес: Санкт-Петербург, территория Петропавловская крепость, 3
- Ближайшее метро: «Горьковская» (в пешей доступности)
- Другие маршруты: от станции метро «Спортивная»: трамвай № 6, 40
- От станции метро «Петроградская»: автобус № 46, маршрутное такси № 46, 76, 183, 223
Официальный сайт и телефоны
- Сайт: spbmuseum.ru
- Телефоны: +7 (812) 230-64-31; +7 (812) 498-19-85
История
Музей истории Петербурга является одним из крупнейших исторических музеев России. В нём представлена 300-летняя история, культура и быт Северной столицы. В фондах музея хранится около полутора миллиона экспонатов — все они материальные свидетельства истории города.
Музей истории Петербурга представляет собой музейный комплекс, состоящий из нескольких филиалов, таких как Петропавловская крепость, Музей-квартира Александра Блока, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина), Особняк Румянцева на Английской набережной, Музей печати, Музей Сергея Мироновича Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда, Шлиссельбурская крепость Орешек и Конюшенное ведомство.
Центральное место в музее истории Петербурга занимает Петропавловская крепость — старейший и уникальнейший памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII-ХХ веков. Санкт-Петербург берёт своё начало с Петропавловской крепости, которую построил Пётр I. В зданиях крепости размещены экспозиции и проходят временные выставки.
Доминантой архитектурного ансамбля крепости является Петропавловский собор, который служит одним из символов Санкт-Петербурга. Храм известен во всём мире благодаря своему великолепию и величественному шпилю с ангелом, охраняющим город, а также как усыпальница Императорского Дома Романовых.
Музей Старого Петербурга
Музей истории Петербурга ведёт свою историю с момента основания Музея Старого Петербурга. Идея создания первого музея, посвящённого истории города, появилась ещё в 1907 году. По инициативе известных исследователей искусства, художников, архитекторов и коллекционеров был создан Музей Старого Петербурга.
Основателями музея стали художник Александр Николаевич Бенуа, краевед Пётр Петрович Вейнер, архитектор Владимир Александрович Покровский, художник Александр Фёдорович Гауш, искусствовед барон Николай Николаевич Врангель, архитектор Николай Евгеньевич Лансере, историк Владимир Яковлевич Курбатов, искусствовед, коллекционер и меценат князь Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков. В 1908 году 12 декабря было подписано «Положение о музее».
Музей в дореволюционное время
Музей Старого Петербурга расположился на Съездовской (Кадетской) линии, 21 в доме русского архитектора Павла Юльевича Сюзора. В музей поступали уникальные документы, чертежи, фотографии, предметы быта, произведения искусства, книги, детали разобранных или подвергшихся перестройке зданий.
На должность первого директора музея назначили русского художника, историка искусства, художественного критика Александра Николаевича Бенуа. После него этот пост занял русский общественный деятель, издатель и краевед Пётр Петрович Вейнер.
В доме Сюзора в 1910 году для посетителей была открыта экспозиция. По этому адресу в городе Музей Старого Петербурга функционировал на продолжении 10 лет. В 1912 году фонды музея насчитывали 1457 единиц хранения, в 1918 году — 2865.
Коллекция музея состояла из архитектурной графики Франческо Растрелли, Чарльза Камерона, Андреяна Захарова, Жан Тома де Томона, а также из 245 чертежей и рисунков Джакомо Кваренги, изделий Императорского фарфорового завода, заводов Корнилова и Батенина. В музее были представлены 20 старинных экипажей.
Почти в одно и то же время с Музеем Старого Петербурга, но уже на Садовой улице, 55 в Доме городских учреждений создали музей Городской управы, но его так и не открыли для широкой публики.
Музей после революции 1917 года
После Февральской революции 1917 года коллекции Музея Старого Петербурга были перевезены сначала в Зимний дворец, а затем в дом Мятлевых на Исаакиевской площади, 9. В итоге, музей вообще закрылся.
В 1918 году был создан музей урбанистической культуры под названием Музей Города, который стал одним из немногих музеев подобного рода в России и Европе XX века.
Музей Города при Советской власти
Весной 1918 года для разработки задач и организации нового музея была создана комиссия, которую возглавил писатель Вячеслав Рудольфович Менжинский. Позднее он же стал председателем рабочей коллегии или совета музея, когда комиссию преобразовали в этот орган. Заместителем назначили архитектора и градостроителя Льва Александровича Ильина.
В коллегию входили историк Михаил Назарович Петров, краевед Пётр Петрович Вейнер, учёный и специалист по городскому планированию Григорий Дмитриевич Дубелир, педагог и писатель Екатерина Константиновна Замысловская, физик и инженер Пётр Леонидович Капица, врач и специалист по социальной и коммунальной гигиене Захарий Григорьевич Френкель.
В создании музея приняли активное участие также русский художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа, архитектор и художник Андрей Яковлевич Белобородов, советский военачальник Иван Степанович Исаков, архитектор, преподаватель и историк архитектуры Иван Александрович Фомин и другие.
Основание и концепция Музея Города
В Петрограде 4 октября 1918 года был учреждён Музей Города на основе декрета Народного комиссариата просвещения, подписанного наркомом просвещения РСФСР Анатолием Васильевичем Луначарским. В декабре 1918 года директором музея назначили Льва Александровича Ильина.
Благодаря усилиям Ильина Музей Города стал крупным научным и просветительским центром Петрограда–Ленинграда 1920-х годов. В названии нового музея слово «город» прописывалось только с большой буквы как знак того, что его экспозиция посвящена истории не какого-либо конкретного города, а градостроительства и городской культуры в целом. Декрет сформулировал задачи музея следующим образом:
Показательное содействие как общему, так и специальному ознакомлению с прошлыми, настоящими и возможными формами устройства городов и условиями городской жизни, собирание и хранение научно-художественных материалов и предметов, имеющих то или иное отношение к различным сторонам городского быта и хозяйства.
Программа деятельности музея строилась на комплектовании его фондов из таких материалов, как вещественные памятники, модели, картины, фотографии, чертежи и документы. В 1918 году в структуру Музея Города вошёл как самостоятельный отдел Музей Старого Петербурга, сохранив своё название и эмблему.
В фонды Музея Города поступили экспонаты из так и не открывшегося Музея Городской управы, а также материалы полковых и ведомственных музеев, часть архива упразднённого Министерства императорского двора, где хранились многие архитектурные чертежи.
Читайте также: Траттория limoncello спб – домашняя итальянская еда
Концепция музея включала не только освещение истории и прошлого страны. Одним из направлений его деятельности была разработка новых принципов градостроения. В конце 1918 года в составе Музея Города значилось 13 отделов, к марту 1919 года в музее было 16 отделов.
Музею предоставили Аничков дворец со служебными флигелями, дом Серебряниковых на набережной реки Фонтанки, 35 (там разместился отдел «Музей Старого Петербурга»), а также дом графини Натальи Фёдоровны Карловой на набережной реки Фонтанки, 46.
Разные перемены и переименования музея
В связи с усилением идеологического давления на культуру страны в конце 1920-х годов была закрыта экспозиция в особняке Карловой, в 1930 году упразднили отдел «Музей Старого Петербурга», ликвидировали экспозицию в доме Серебряниковых. В 1931 году Музей Города переименовали в «Музей социалистической реконструкции города». Спустя 2 года он стал «Музеем-выставкой строительства и городского хозяйства».
В Аничковом дворце открылась постоянная выставка строительных материалов, конструкций и архитектурных проектов. В 1935 году здание музея было передано Всесоюзной пионерской организации для размещения Дворца пионеров. Коллекцию и архив музея перевезли на хранение в подвалы Училища технического рисования барона Штиглица в Соляном городке.
В 1938 году музей снова переименовали и он стал называться «Музей истории и развития Ленинграда». Его экспонаты были размещены в особняке Румянцева на набережной Красного Флота, 44. Началась работа по подготовке новой экспозиции, которая открылась лишь в 1949 году. Позднее музей ещё дважды переименовывался.
В 1951 году он стал «Музеем архитектуры Ленинграда», с 1953-го — «Государственным музеем истории Ленинграда», который более 30 лет возглавляла педагог по образованию Людмила Николаевна Белова, Заслуженный работник культуры РСФСР с 1965 года. При её непосредственном участии Музей истории Ленинграда в 1950-е — 1980-е годы продолжал и развивал традиции петербургского музейного дела, сложившиеся в начале ХХ столетия.
Музею истории Ленинграда был передан комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы. За годы работы Беловой музей фактически был создан заново.
Объекты Петропавловской крепости и другие
Музею истории Ленинграда в 1954 году передали ряд объектов Петропавловской крепости. В них разместилась большая часть фондов. Значительное расширение получили прежние фонды, также были созданы новые. Для сравнения: в конце 1930-х фонды насчитывали 121 356 единиц хранения, сейчас в них хранится более 1,3 миллиона экспонатов.
Филиалами музея стали Исаакиевский собор в 1963 году, через 2 года Шлиссельбургская крепость Орешек, Смольный собор и Пантелеймоновская церковь в 1974-м. В Инженерном доме Петропавловской крепости в 1971 году состоялось открытие экспозиции «Архитектура Петербурга XVIII — начала XX веков».
В Иоанновском равелине в 1973 году была открыта мемориальная экспозиция «Музей газодинамической лаборатории. К истории советского ракетостроения» (с 1999 года — Музей космонавтики и ракетной техники имени Валентина Петровича Глушко). В Комендантском доме в 1975-м открылась экспозиция «История Петербурга-Петрограда. 1703—1917».
В том же 1975 году в музейный комплекс вошёл Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. В 1976—1986 годах филиалами Музея истории Ленинграда стали краеведческие музеи, расположенные в таких городах, как Пушкин, Ломоносов и Зеленогорск. В 1983 году музею передали экспозицию «Владимир Ильич Ленин и газета «Правда» (ныне — Музей печати).
Музей после распада СССР, в наше время
После того, как городу на Неве было возвращено историческое, первоначальное имя в 1991 году, музей получил своё нынешнее название — «Государственный музей истории Санкт-Петербурга».
Филиалами музея также стали мемориальный музей Сергея Мироновича Кирова в 1993 году, дом-музей художника Михаила Васильевича Матюшина — Музей петербургского авангарда. Его экспозиция была открыта в 2006 году.
В Государевом бастионе Петропавловской крепости в октябре 2018 года открылся Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх». Для всех желающих узнать получше историю крупнейшего исторического музея России был снят документальный фильм «Самый умышленный музей», который можно посмотреть на YouTube канале Петропавловской крепости.
Рефреном через весь фильм идёт рассказ об истории Петропавловской крепости в ХХ веке, о непростой судьбе уникального градообразующего памятника, которому суждено было стать домом для Музея города. В фильме звучат стихи поэтов Серебряного века.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
История города на Неве полна героических моментов и славных побед, уникальных историй и революционных переворотов. Все эти события нашли свое отображение в музее.
Еще в 1938 году в Особняке Румянцева создали Музей истории и развития Ленинграда. В состав его включили комплекс зданий Петропавловской крепости: Великокняжескую усыпальницу, Ботный дом, бастионы Зотов и Трубецкой.
При переименовании Ленинграда музею дали новое название: Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Доминирует в охраняемом комплексе Петропавловский собор — исторический памятник ХVIII века – символ Северной Пальмиры, место упокоения императорской семьи Романовых.
В наше время множество исторических объектов (Музей-квартира Блока, Музей печати, Музей авангарда, Шлиссельбурская крепость Орешек, Музей С.М. Кирова и другие) входят в состав музея. История и современность города — это более 1300000 экспонатов.
Для органичного ознакомления с тем или иным направлением исторического развития для разных возрастных категорий разработано около 20 программ.
Опытные гиды встречают посетителей всех возрастов: ребят от 3 до 5 лет, младших школьников, старшеклассников, студентов и взрослых людей.
Посетители могут ознакомиться с огромным культурным и историческим пластом русского народа.
Усыпальница царской семьи и судьбы арестантов Трубецкого бастиона, истории о колокольне Петропавловского собора и экспонаты музейного отдела «Улица времени», роскошь царского фарфора и жизнь заключенных Шлиссельбургской крепости, мемориальные вещи Блока и яркие страницы НЭПа — весь этот микс, густо замешанный на труде и крови русского народа нашел свое отображение в экспозициях.
Сотрудники музея приглашают на исторические лекции: «Золотой век Екатерины», «Наполеон и Александр», «Ювелирное искусство античности». Проводятся творческие встречи, концерты, фестивали и научные конференции, работает лекторий, научная библиотека.
Гости города любят наблюдать за разводом почетного караула у Нарышкина бастиона. Практикуется осмотр достопримечательностей с вертолета и пешая прогулка по крышам крепостных стен.
На территории действуют как постоянные экскурсии по экспозициям, так и временные выставки.
Ежегодно музей посещает 1100 000 человек, в штате числится 669 музейных сотрудников, 210 из которых — научные. В его структуре работают экспертные и реставрационные группы.
Стоимость билетов: от 50 до 350 рублей, для льготных категорий — от 30 до 130 рублей.
Экспозиции государственного музея истории Санкт-Петербурга
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Один из интереснейших музеев Санкт-Петербурга и России имеет свою оригинальную и яркую историю. Наследник трех возникших в начале XX века самостоятельных музеев он сыграл большую роль в развитии музейного строительства в Петербурге — Петрограде — Ленинграде. Сегодня этот музей, обладающий уникальным разнообразием коллекций, широко известен за пределами северной столицы.
Общая характеристика музея:
— архитектурно-музейный комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга включает следующие основные здания и сооружения в различных районах города: Петропавловская крепость (арх. Д. Трезини, 1703), особняк Румянцева (неизв. арх., 1740-е гг., неоднократно перестраивался),
В 1802 году этот дом был приобретен канцлером Российской империи графом Н. П. Румянцевым, который вошел в отечественную историю и как крупнейший коллекционер, меценат и владелец богатейшего собрания исторических и художественных ценностей.
Согласно завещанию графа, в 1831 году в его особняке был открыт первый в России общедоступный музей. В 1861 году он был переведен в Москву, где в 1862 году на основе художественных коллекций и библиотеки графа Н. П.
Румянцева, а также двухсот картин, подаренных Эрмитажем, был открыт новый публичный Румянцевский музей.
Шлиссельбургская крепость «Орешек» (пам. XIV-XX вв.), Музей-квартира А. А. Блока, Музей-квартира С. М. Кирова, Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), Монумент героическим защитникам Ленинграда (1975, арх. В. А. Каменский и С. Б. Сперанский, скульптор М. К. Аникушин);
— собрание музея насчитывает свыше 1 300 000 экспонатов. По своей специфике они разделены на 27 фондов: археологии, архитектурной графики и картографии, архитектурных деталей, декоративно-прикладного искусства, живописи и графики городов мира, живописи и графики истории города, керамики и стекла, костюма и тканей, науки и техники, нумизматики, скульптуры негативов и т. д.;
- — количество посетителей — около 1 200 000 человек в год;
- — музей обладает современной структурой обслуживания посетителей, включающей сеть магазинов с музейной продукцией, кафе и релаксационных зон;
- — экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербурга построены по историко-хронологическому принципу и специфике коллекций;
- — пожертвованные музею крупные частные коллекции выставляются в общем контексте экспозиции;
- — Музей устраивает на своей территории временные выставки, в том числе и из других музеев;
- — структура Государственного музея истории Санкт-Петербурга включает 27 фондов, и на правах отделов структуры, обслуживающие входящие в его состав музеи и памятники;
— сайт музея www.spbmuseum.ru.
История Государственного музея истории Санкт-Петербурга, который неоднократно менял свое название и функции, являет собой наглядное отражение этапов музейного строительства не только в Ленинграде — Петербурге XX века, но и прихотливого развития отечественной культуры в целом.
Создание в 1907 при Обществе архитекторов-художников Музея Старого Петербурга было важным шагом в изучении и сохранении Петербурга.321 Музей создавался с целью «…представить возможно полную картину жизни Петербурга во все последовательные эпохи…».
322 В основу собрания легли частные пожертвования коллекционеров и представителей художественной интеллигенции города. Среди них были известный художник и искусствовед А. Н. Бенуа (первый директор музея), историк искусства Н. Н. Врангель, издатель и редактор журнала «Старые годы» и коллекционер П. П.
Вайнер, коллекционер князь В. Н. Аргутинский-Долгоруков, художник А. Ф. Гауш, архитектор И. А. Фомин и др.
Коллекции музея состояли из многочисленных фрагментов разобранных старинных зданий, архитектурной графики Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерона, А. Захарова, Дж.
Кваренги и других выдающихся архитекторов, планов Санкт-Петербурга, произведений декоративно-прикладного искусства.
Деятельность музея определялась широким кругом проблем от организации выставок и борьбы с разрушением и искажением городских памятников до участия в рассмотрении проектов нового строительства.
В 1918 году в Петрограде, согласно декрету наркома просвещения А. В. Луначарского, был создан Музей Города, в состав которого в статусе отдела вошел Музей Старого Петербурга.
Декрет гласил о том, что новый Музей создается «в целях показательного содействия как общему, так и специальному ознакомлению с прошлым, настоящим и возможными формами устройства городов и с условиями городской жизни, для собирания и хранения научно-художественных материалов и предметов, имеющих то или иное отношение к различным сторонам городского быта и хозяйства в городе Петрограде».323 Добавим к этому также стремление новой власти сохранить от разрушения архитектурные шедевры Петербурга и те художественные ценности, которые оставались бесхозными в брошенных их прежними владельцами особняках.
Под нужды Музея Города было выделено четыре здания, включая Аничков дворец32″1 и ряд зданий в центре Петербурга.
В них располагались архитектурный, художественный (искусство в жизни города), технический, информационно-консультационный отделы и фундаментальная библиотека, а также Музей Старого Петербурга и Музей санитарии и гигиены.
Согласно принятому Положению, музей должен был дать представление о городе как продукте цивилизации. Поэтому, наряду с материалами о Петербурге, здесь было немало исторических документов и фотографий, отражавших историческое развитие Афин, Рима, Парижа, Берлина и других знаменитых городов мира.325
Талантливый коллектив сотрудников музея, куда входили известные архитекторы, искусствоведы, специалисты в области городского хозяйства Л. И. Ильин, М. М. Оль, В. Я. Курбатов, 3. Н. Френкель и др.
, собирали «вещественные памятники, подлинные образцы, реликвии, модели, снимки, изображения, статистические таблицы, произведения печатного слова и графики, чертежи и всякого рода документы, поскольку все таковые связаны с деятельностью города, отражающей его историю, и намечают перспективы будущего».32″
Уже в первые годы существования музея были организованы выставки «Виды Петербурга и его окрестностей», «Москва и ее окраины», «Архитектура за пять лет» и др., давшие возможность жителям города прикоснуться к накопленным музеем историческим и художественным ценностям.
Правда развернувшаяся в структурах власти в конце двадцатых годов острая политическая борьба нанесла значительный урон как деятельности музея, так и его коллективу.
327 Так были ликвидированы исторические комнаты Аничкова дворца, включавшие личный музей Александра III, а ряд сотрудников имевших дворянское происхождение, были уволены.
В 1932 году, в связи с усилением в жизни страны роли коммунистической идеологии, музей подвергся преобразованию и стал называться Музеем строительства и городского хозяйства. В 1935 году, в связи с передачей Аничкова дворца вновь открытому Дворцу пионеров, музей был переселен в особняк графа Н. П. Румянцева.
Его деятельность после значительного разорения коллекций была смещена на изучение истории различных этапов социалистического развития города, а потому с 1938 по 1941 год он функционирует как Музей истории и развития Ленинграда.
Не имея основной, постоянно действующей экспозиции, сотрудники музея проводили большую выставочную работу на территории города и работали над созданием научной концепции будущей экспозиции.
Однако только по окончании Великой отечественной войны, уже в рамках Музея архитектуры Ленинграда (1946 по 1953 гг.), начнется ее создание. Новая экспозиция будет посвящена блокаде Ленинграда, его архитектуре и восстановлению.
Новый этап в жизни музея был связан с его преобразованием в Государственный музей истории Ленинграда и включением в его состав архитектурного комплекса Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, церкви Св.
Пантелеймона, сооруженной в честь морского сражения русского флота при Гангуте в Северной войне 1702-1721 годов, Смольного собора, Музея печати (здание бывшей редакция газеты «Правда») и других объектов, что способствовало превращению Государственного музея истории Санкт-Петербурга в уникальное многопрофильное музейное объединение.
328 Усилия его научных сотрудников были сосредоточены на изучении истории Петропавловской крепости и других архитектурных объектов, проведении реставрационных работ, позволивших восстановить первоначальное убранство Петропавловского собора, других зданий, а также создать условия для хранения фондов музея.
В свою очередь реставрационные работы и благоустройство территории способствовали созданию постоянных экспозиций, среди которых особое место заняла открытая в 1971 году в Инженерном доме Петропавловской крепости экспозиция «Архитектура Петербурга — Петрограда XVIII -начала XX века».
На ней впервые были представлены материалы архитектурной графики из Музея Старого Петербурга, отражавшие все периоды развития города, а также архитектурные детали, фрагменты чугунного литья, камины, печи и другие элементы архитектурно-художественной отделки интерьеров XIX — начала XX веков.
В канун 150-летия со дня восстания декабристов (1975) в Комендантском доме крепости была открыта уникальная экспозиция «История Петербурга — Петрограда 1703-1917».
В ее пространстве впервые был использован прием включения тематических комплексов из отдельных предметов в специально созданную архитектурно-художественную среду.
Этот прием позволил рассматривать художника не как оформителя музейной экспозиции, а как ее соавтора.
Новым этапом в развитии выставочной деятельности музея стали 1990 годы. Их содержанием стало представление богатейших коллекций музея, отражавших жизнь города от его основания до сегодняшних дней.
Выставка «Возвращение в Петербург» (1992), показавшая высокий уровень петербургской бытовой культуры второй половины XVIII — начала XX веков, стала одной из первых в этом ряду и была актуальна в связи с возвращением городу его исторического названия.
Отражением научной деятельности музея стали его постоянные экспозиции последних лет: «История Петропавловской крепости», «История колокольни Петропавловского собора», «Музей Старого Петербурга», «Музей космонавтики и ракетной техники»,329 Мастерская графики «Печатня» и др.
Постоянные и временные выставки музея, участие в многочисленных социокультурных акциях среди которых Международные фестивали джазовой и карильонной (колокольной) музыки, ледовой и песчаной скульптуры и т. д., открывают новые грани истории и современной жизни великого города на Неве.
330 Все это свидетельствует о том, что сегодня Государственный музей истории Санкт- Петербурга является не только хранителем, но и интерпретатором уникального собрания принадлежащих ему культурных ресурсов.
Накопленный опыт музей, являющийся научно-методическим центром по оказанию помощи краеведческим и общественным музеям, успешно использует в стажировках, семинарах и в издании научных и методических пособий.