04.02.2022
Выберите язык:
Во время такого путешествия мы посетим около тридцати залов Эрмитажа, совершим знакомство с картинами голландцев, итальянцев и испанцев, античными скульптурами и цивилизацией Древнего Египта.
Я поведаю вам об известнейших художниках и архитекторах, произведу анализ знаковых полотен и сообщу, как они создавались.
Моя цель – помочь вам погрузиться в мир искусства и научить вас понимать шедевры живописи.
Чего вам ожидать
Изящество архитектуры залов Зимнего дворца
Наше путешествие начнем возле Иорданской лестницы и перейдем к залам главной анфилады Зимнего дворца: Фельдмаршальскому, Гербовому, Петровскому и Тронному залу.
Мы сможем пронаблюдать, как подменяют друг друга времена и стили архитектуры, как сменяются от зала к залу пристрастия русских дворян, как отображается в их убранстве русская культура тех времен. Пообщаемся о том, как создавался и использовался на практике каждый зал.
Сможем увидеть Павильонный зал, Большой и Малый Испанский просветы, Рыцарский зал, Теребеневскую лестницу, галерею Древней живописи, лоджии Рафаэля, символизирующие империю, в которых сочетается красота, величественность и воздушность.
Работы Рембрандта и других голландцев
Вы получите возможность рассмотреть произведения искусства, созданные великими голландскими художниками – Гуго ван дер Гусом, Франсом Снейдерсом и, естественно, Рембрандтом Харменсом ван Рейном, самое крупное собрание работ которого выставлена непосредственно в Эрмитаже.
Мы сможем лицезреть известнейшие работы художника – «Даная» и «Возвращение блудного сына», узнаем их живописные отличительные черты и историю их создания.
Мы отследим пересечение творческого пути Рембрандта и его личной жизни, как изменяется стиль в работах художника под влиянием драматических событий, произошедших в его жизни.
Творения итальянских художников эпохи Возрождения
Совершая прогулку по Италии, мы побеседуем о творениях Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Леонардо. Я помогу вам вникнуть в основные работы Ренессанса и их значение для культуры, вы послушаете, как создавались полотна и чем примечательны личности художников.
Особым вниманием одарим легендарную «Мадонну Конестабиле» – одну из наиболее выдающихся работ Рафаэля и символ прекрасного, вдохновляющий в свое время Пушкина, Достоевского, а также художников различных эпох.
Не так давно шедевр перенесли с дерева на холст: вы узнаете, как происходила эта кропотливая работа, и какие еще полотна Эрмитажа в настоящее время проходят через такой вид реставрации.
Кому подойдет такая экскурсия
Туристам в возрасте от 14 лет, интересующимся искусством и желающим научиться его пониманию. Если в команде экскурсантов окажутся дети, мы сможем слегка передвинуть акцент путешествия на залы рыцарских и античных эпох: оружие, истории Средневековья и мифы античного мира.
Детали организации
Оплата билетов в Эрмитаж осуществляется отдельно от экскурсии: 400 рублей, если покупать билет через кассу, 600 рублей – если заказать онлайн. Для детей и студентов вход бесплатный.
Минимальный возраст для экскурсантов – 14 лет (дети часто сильно устают при длительных прогулках).
- Возрождение Эрмитажа после войны: секретные ящики, разрушенные залы и подвиг музейщиков
- Аркадий Ипполитов: «У Эрмитажа есть все атрибуты первоклассного музея, но не хватает одного»
- О функциях современного музея
- О музейных служащих и зрителях
- Об Эрмитаже
- Юбилей Эрмитажа: спецпроект «Бумаги»
- Эрмитаж в компании искусствоведа
- Кому подойдет эта экскурсия
- Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России
- Сочинение «Роль Эрмитажа в русской культуре»
Возрождение Эрмитажа после войны: секретные ящики, разрушенные залы и подвиг музейщиков
Во время Великой Отечественной войны в Северной столице пострадали многие и многие дома. Восстанавливали их силами самих горожан: за работу брались все – учёные, деятели культуры, заводские рабочие и подростки… Особенное внимание уделялось историческим зданиям, хранившим прошлое города на Неве.
К 74-й годовщине Победы редакция «Диалога» открывает проект «Возрождение», где рассказывает о разрушенных музеях Петербурга, о том, насколько они были повреждены, и как в них вдохнули новую жизнь.
Первый материал серии посвящён Государственному Эрмитажу, сотрудники которого в военные годы сохранили тысячи экспонатов и проделали большую работу по спасению зданий музейного комплекса.
Тайная подготовка к эвакуации
Ещё до начала Великой Отечественной войны музей начали готовить к эвакуации культурных ценностей… правда, его сотрудники об этом не подозревали.
Тогда директор Эрмитажа Иосиф Абгарович Орбели дал поручение провести сверку экспонатов, описав их полные характеристики: материал, размер, цвет, эпоху и многое другое.
Это было похоже на стандартную процедуру, которая периодически проводится в музее, но на самом деле у неё была конкретная задача – подготовка коллекций к эвакуации.
Малый итальянский просвет Нового Эрмитажа после эвакуации экспонатов музея. Фотография Б.П. Кудоярова 1942-1943. Предоставлено Эрмитажем
«В 1937 году музею в аренду был сдан Сампсониевский собор, где бригада столяров колотила ящики определённых размеров для конкретных экспонатов. Эта работа заняла четыре года. Что самое интересное, об этом никто не знал, кроме Орбели и начальника спецотдела Александра Тарасова.
Наверное, музейщики догадывались, хотя проверка фондов происходит достаточно часто. Но когда началась война, тысячи ящиков и упаковочный материал как-то незаметно появились в Эрмитаже. Интересно, что даже знали, какие ящики и к какому подъезду подвозить.
Всё было очень хорошо спланировано: заранее была подготовлена вся необходимая документация, составлен график очерёдности и места упаковки, разработан маршрут их транспортировки – по какой лестнице спускать, через какой подъезд и когда выносить, и так далее», — рассказывает ведущий научный сотрудник отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа Светлана Янченко.
Из дневникаискусствоведа, сотрудницы Русского музея и Эрмитажа Марии Сергеевны Коноплевой, опубликованного на сайте проекта «Прожито»:
«Стены третьего и второго этажей Эрмитажа опустели, висят пустые рамы — картины в ящиках.
В ночь на 29-ое многие сотрудники оставались ночевать в Эрмитаже и спали в Эрмитажном театре на скамейке, так как работали до 12 часов ночи и далеко живущие побоялись возвращаться (зачёркнуто автором) не могли вернуться домой. Ходьба по улицам разрешается только до 12 часов ночи в Ленинграде.
Введено осадное положение. Сегодня по радио предложено сдать все ламповые радиоприемники. В Эрмитаже было новое начальство из Москвы для организации в Эрмитаже НКВД», — запись сделана 29 июня 1941 года (орфография и пунктуация сохранены).
Из дневникафизика, основателя научной школы физической оптики в СССР, академика и президента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова.
«…Распадаются самые прочные связи. Эвакуируют детей. Дети уходят добровольцами. Был в Эрмитаже у Орбели. Рассказ о том, как заколачивали ночью со слезами мадонну Литту и проч[ие]. Удары молотков, словно на похоронах. Дни жаркие, не работа, а только желание работать, распадается все…» — описал он события 7 июля 1941 года (орфография и пунктуация сохранены).
Благодаря высокому уровню организации, уже 1 июля 1941 года поездом до Свердловска из музея было вывезено 500 тысяч экспонатов (или 1118 ящиков). Второй эшелон по этому же пути отправился 20 июля: в нём было 700 тысяч предметов, имеющих культурную ценность, а это 1422 ящика.
«Третий поезд отправить не успели, но там были уже очень крупные и не экспозиционные вещи. Их спускали со второго и третьего этажей на первый и в подвалы. Все вывезенные экспонаты находились до окончания войны в Свердловске (ныне Екатеринбург – ИА «Диалог»). Они вернулись назад в целости и сохранности – и, благодаря составленным ранее описям, заняли свои прежние места», — говорит Янченко.
Таким образом, в годы войны не было утеряно ни одного уникального экспоната. Уцелели даже те культурные ценности, которые остались в Ленинграде.
Снаряды и холод
Во время блокады в разной степени пострадали все здания Эрмитажа. В общей сложности в них попали 30 артиллерийских снарядов и 2 авиабомбы. Здание Зимнего дворца, по словам сотрудников музея, спасли крепкие стены. Больший урон был нанесён дворцовым интерьерам от сырости, протечек и холода.
«Главное здание музея пострадало скорее от бомб и снарядов, которые разрывались поблизости. Наибольшие повреждения пришлись на наш первый филиал – это музей Штиглица. Там были значительные потери от прямого попадания авиабомбы. Сам Зимний, израненный артналётами, устоял.
Конечно, приходилось непрерывно заделывать многочисленные пробоины в крышах, закрывать фанерой выбитые стёкла в окнах и в световых фонарях. Серьёзно были повреждены перекрытия Георгиевского, Николаевского и Гербового залов. Все эрмитажники, оставшиеся в блокадном Ленинграде, преодолевая голод и холод, старались уберечь музейные интерьеры от гибели.
Круглые сутки работала восстановительная команда, состоящая из научных сотрудников и технического персонала. Ещё в начале войны оказались разрушенными водопроводная и отопительная сети музея, отсутствовало электричество.
Снег, лёд и разбитые стекла покрывали художественные паркетные полы, от перепадов температурного и влажностного режима разрушалась облицовка искусственного мрамора на стенах, осыпалась роспись плафонной живописи», — объясняет специалист.
Из дневникаархивиста Георгия Александровича Князева:
«Окна Зимнего дворца зафанерены; стены изъязвлены осколками снарядов; на асфальте теперь залеченные рубцы и следы воронок… Эрмитаж цел и кариатиды по-прежнему поддерживают парадное крыльцо», — запись от 3 августа 1944 года (орфография и пунктуация сохранены).
Светлана Янченко отметила, что работал и военизированный отряд, который обезвреживал снаряды и авиабомбы. Сами же музейщики, которых осталось не более 100 человек, охраняли дворцовые здания, проверяли сохранность оставшихся экспонатов и, при необходимости, переносили их в более надёжные места.
Из дневниканаучного сотрудника отдела нумизматики Эрмитажа Владимира Васильевича Калинина:
«Был в городе, в Эрмитаже. Грустно там сейчас. Все очень исхудали, лица бледные, под глазами мешки. Сидят на своих рабочих местах — в холоде, при слабом свечном освещении. В бомбоубежище умерли экскурсоводы Рейхардты — Сергей Александрович и его жена Ксения Петровна.
Сергей Александрович скончался 6 января среди своих любимых книг, попросив перед смертью, чтобы ему дали какую-то редкую книгу, которую он стал нежно гладить рукой. Ксения Петровна умерла сегодня. Зашёл к Иосифу Абгаровичу Орбели в его тесный кабинет в сводчатом подвальном помещении. Пахнет сыростью, горят церковные свечи.
Сегодня он был чем-то особенно озабочен, нервничал», — написал Владимир Васильевич 8 января 1942 года (орфография и пунктуация сохранены).
Восстановление Зимнего
После снятия блокады 345 залов Зимнего дворца нуждались в восстановительном ремонте разной степени сложности: где-то требовалось вставить стёкла и привести в порядок полы, где-то была повреждена лепнина.
Однако, несмотря на это, уже летом 1944 года сотрудники Эрмитажа начали готовиться к первой выставке культурных ценностей, переживших осаду города. Самыми пригодными для этого оказались помещения Малого Эрмитажа, поскольку они частично отапливались, и сюда можно было провести свет.
Временную выставку памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады, открыли для посетителей 7 ноября 1944 года.
«Шла война, а люди массово приходили в неотапливаемый Эрмитаж в верхней одежде. Это была сенсация, замечательно описанная в документальной повести Сергея Варшавского и Юлия Исааковича Рест-Шаро (псевдоним Б. Рест) «Подвиг Эрмитажа». И это действительно был подвиг сотрудников музея», — говорит Янченко.
В январе 1945 года были выделены средства на первую очередь восстановительных работ – 2 млн рублей. Ими занимались не только сотрудники Эрмитажа, но и специальные военизированные и строительные отряды.
Возвращение эрмитажных коллекций. Разгрузка ящиков на Иорданском подъезде Зимнего дворца. Фотография 1945 г., архив ОИРПА ГЭ. Предоставлена Эрмитажем
10 октября 1945 года из Свердловска прибыл первый эшелон с экспонатами. В тот же день их начали разгружать. Открытие музея состоялось почти через месяц – 8 ноября. В этот день Эрмитаж открыл 69 выставочных залов, а уже 1 января 1946 года посетители могли любоваться бесценными коллекциями, которые вернулись на свои прежние места в 107 залов музея.
«В 1946 году из Зимнего дворца выехал Музей Революции, освободив тем самым дополнительно 73 выставочных зала. С 1945 по 1947 годы поэтапно проводилась реставрация фасадов всех зданий музея.
Например, к ноябрьским праздникам 1945 года успели восстановить южный фасад Зимнего дворца, обращённый окнами на Дворцовую площадь, тогда же дворец впервые получил современную окраску. В целом, ремонтно-реставрационные работы в исторических интерьерах Эрмитажа продолжались 10 лет.
В 1955 году открылся последний Николаевский зал, поскольку в нём, в самом большом зале Зимнего дворца, складировались вещи и оборудование на время ремонта и устройства экспозиций в других помещениях», — рассказывает сотрудник музея.
Реставрация – процесс длительный, требующий вложения внушительных средств.
Так, в 1945 году на восстановительные работы государство израсходовало 3 миллиона 432 тысячи рублей, из них на остекление ушло более 800 тысяч, на реставрацию фасадов – 578 тысяч, на восстановление водопровода и отопительной системы – 760 тысяч, на кровельные работы – 100 тысяч рублей. Кроме этого, на полное восстановление зданий Эрмитажа после Великой Отечественной войны требовалось ещё 65 млн рублей.
По словам Светланы Янченко, именно финансовый вопрос вызывал самые большие трудности, поскольку затраты были колоссальные. К тому же после войны в музее происходила реорганизация отделов, что тоже добавляло сложностей.
Все эти вопросы легли на плечи директора Эрмитажа Иосифа Абгаровича Орбели и главного архитектора музея Александра Владимировича Сивкова.
Последний подробно рассказал о жизни Эрмитажа в тяжёлые годы Великой Отечественной войны и дальнейшем восстановлении музея в книге «Дворцы Эрмитажа в Советский период», опубликованной в 2018 году Государственным Эрмитажем.
Специалисты отмечают, что во многом благодаря подвигу музейщиков, стойкости и мужеству ленинградцев сегодня мы можем ходить по историческим залам и видеть тысячи уникальных памятников мировой и отечественной культуры. Израненный в годы войны Эрмитаж выстоял и входит теперь в десятку самых посещаемых музеев мира.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»
Аркадий Ипполитов: «У Эрмитажа есть все атрибуты первоклассного музея, но не хватает одного»
По случаю юбилея Государственного Эрмитажа «Бумага» поговорила с одним из самых известных сотрудников музея Аркадием Ипполитовым — куратором и хранителем итальянских гравюр, преподавателем Европейского университета и автором книг «Барокко конца века. Круг Рубенса — круг Гринуэя», «Золотой осел», «Венеция».
Искусствовед рассказал, какова роль историко-культурного музея и «Блудного сына» Рембрандта в сегодняшней реальности, как сотрудники музея влияют на культуру одним своим существованием, меняется ли зритель и зачем Эрмитажу современное искусство.
О функциях современного музея
Круг деятельности любого музея достаточно широк, и в ней надо выделить три главных, по-моему, направления. Первое — деятельность хранительская: музей должен обеспечивать неприкосновенность и сохранность вверенных ему сокровищ, дабы донести их до потомков в наилучшем виде и состоянии.
Второе — деятельность просветительская: музей должен популяризировать свое достояние, но, не ограничиваясь этим, через образцы прекрасного (или ужасного — как в Артиллерийском музее, например) в своей коллекции сеять разумное, доброе, вечное, воспитуя и указуя.
Третье направление — деятельность социокультурная: музей должен объединять культуру и социум на всех уровнях, от духовного до бытового.
Музей должен популяризировать свое достояние, но, не ограничиваясь этим, через образцы прекрасного (или ужасного — как в Артиллерийском музее, например) в своей коллекции сеять разумное, доброе, вечное
Уже одним своим существованием любой музей, большой или маленький, знаменитый или скромный, являет собой форпост духа. Каждый музей есть не только собрание предметов, но и сгусток интеллектуальной энергии.
Интеллектуальная энергия создается как духовной аурой, являющейся неотъемлемой частью произведений, в музее хранящихся, так и деятельностью самого музея, который есть не только собрание предметов, но и сообщество людей, как сотрудников музея, так и зрителей.
Что касается изменений: никто не будет возражать, что «Блудный сын» Рембрандта уже одним фактом своего существования в Эрмитаже, даже если он просто висит на стенке, воздействовал, воздействует и будет воздействовать не просто на зрителей музея, но на город, в котором музей находится, на страну, и, в конце концов, на весь окружающий мир.
О музейных служащих и зрителях
Сотрудники музея, так же как и посетители, участвуют в создании ноосферы культуры. Сотрудники — своей деятельностью, выставками, публикациями, да и просто одним своим существованием.
Посетители же, которых мы объединяем безличным определением «публика», на самом деле личностны и многообразны, есть среди них как бездари, так и гении.
Каждый воспринимает музей по-своему, но как-то воспринимает.
Музей определяет сознание личности, пусть даже личность музей и отрицает и a priori влияет на общество гораздо больше, чем общество на него. Чем крупнее музей, тем это влияние сильнее. Поэтому принципиальных изменений функции музея в последнее время не произошло.
«Блудного сына» уже кардинально не изменишь, могут меняться только его интерпретации. Да, теперь все большее значение приобретает социокультурная деятельность, но задачи сохранения и просвещения (а также многочисленные другие, мною не упомянутые) никуда не делись.
Музей определяет сознание личности, пусть даже личность музей и отрицает и a priori влияет на общество гораздо больше, чем общество на него
Зритель есть зритель, и роль его определена на все времена: его дело зрить, вот он и зрит, как на римских триумфах, которые многие считают прообразами современных больших музейных выставок, так и на «Манифесте». Но он стал активнее и требовательнее, свободнее и взыскательнее.
Изменилась не роль зрителя, а изменился сам зритель. Вот, например, я какое-то время тому назад (лет пятнадцать как) заметил, как ребята из школьного кружка Эрмитажа сидели прямо на полу в то время, как им рассказывали. Я умилился, поразился и отметил про себя.
Я тоже ходил в кружок Эрмитажа после школы, мне это страшно нравилось, но, конечно, несмотря на весь энтузиазм, дети были уставшие; помню, как одна девочка грохнулась в обморок.
Но помыслить о такой раскованности — усесться на пол — даже никто и не мог, а теперь как все прекрасно, и даже знаменитые эрмитажные смотрительницы не ворчат, а благосклонно на это взирают. Теперь это стало повсеместной практикой, и эти ребята — новый зритель.
Что касается последнего времени, что ж, музеи, влияя на общество, его и отражают. В закрытом обществе СССР музей был чуть ли не единственной дырочкой, в которую можно было на мир посмотреть. Теперь же, когда все свободно ездят и видят, это не так, и это выдвигает новые требования к деятельности музея.
Об Эрмитаже
У Эрмитажа есть все необходимые атрибуты первоклассного музея, но для музея такого масштаба не хватает одного — денег. Он чем был, тем и остался — первым музеем России и одним из десяти величайших музеев мира. Он адекватен России со времен Екатерины и всегда будет ей адекватен.
Актуальность, то есть важность для современности, в любом музее заложена a priori. Сохранение, кстати, очень актуальная задача сегодня.
Эрмитаж, ее выполняя, при этом является еще и полноправным игроком на поле современного художественного процесса благодаря проектам, связанным с искусством как XX, так и XXI века.
Совместный опыт Петербурга и «Манифесты» оценила сама публика, посещаемость ее для музея была рекордной. И Петербургу, и Эрмитажу просто необходимо непосредственно участвовать в процессе современного искусства: чем качественнее и интенсивнее, тем лучше.
Эрмитаж адекватен России со времен Екатерины и всегда будет ей адекватен
Читайте также: Апартамент Морская Рапсодия (Apartment Sea Rhapsody)
Я всячески за взаимодействие музейных коллекций с самой что ни на есть жгучей современностью.
Я одним из первых в России стал показывать так называемых старых мастеров вместе с живущими: выставка «Барокко конца века.
Круг Рубенса — круг Гринуэя», объединившая фламандские гравюры с работами наших современников, была устроена в 1993 году. Выставка Мэпплторпа и маньеризма также была устроена мной.
Петербург не слон и не корова, чтобы идти по какому-то одному пути. Вообще-то, лучше бы Петербург стоял как стоит, и, конечно, ему грозит, что его поведут, как быка на убой, по пути того «возрождения», что властные структуры явили в убийстве Летнего сада, но, надеюсь, у них на это сил не хватит.
Юбилей Эрмитажа: спецпроект «Бумаги»
Эрмитаж в компании искусствоведа
Мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой Древнего Египта. Я расскажу о великих художниках и архитекторах, проанализирую знаковые полотна и приоткрою истории их создания. Моя задача – погрузить вас в мир искусства и дать ключ к пониманию шедевров живописи.
Роскошь и архитектура залов Зимнего дворца
Наша экскурсия начнется на Иорданской лестнице и перейдет в залы парадной анфилады Зимнего дворца: Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый и Тронный зал.
Мы увидим, как сменяют друг друга эпохи и архитектурные стили, как меняются из зала в зал вкусы русского дворянства, как отражается в их интерьерах русская культура того времени. Поговорим об архитектурных элементах и практическом использовании каждого зала.
Увидим Павильонный зал, Большой и Малый Испанский просветы, Рыцарский зал, Теребеневсую лестницу, лоджии Рафаэля – символы империи, сочетающие в себе роскошь, монументальность и воздушную легкость.
Работы Рубенса и других фламандских мастеров
Питера Пауля Рубенса называли королём художников и художником королей. Он был не только живописцем, но и дипломатом, одним из самых талантливых и образованных людей своего времени.
В Эрмитаже представлена большая коллекция выдающегося фламандца. Мы поговорим о творческом методе Рубенса и способе распределения обязанностей внутри его мастерской.
Также рассмотрим произведения наиболее выдающихся учеников: великого портретиста Антониса ван Дейка и мастера натюрморта Франса Снейдерса.
Шедевры итальянского Возрождения
Путешествуя по Италии, мы поговорим о шедеврах титанов: Рафаэля и Леонардо. Я помогу вам понять ключевые работы Ренессанса и их культурную ценность, расскажу об истории создания полотен и личностях художников.
Особое внимание уделим легендарной «Мадонне Конестабиле» – одной из знаковых работ Рафаэля и символу красоты, которым вдохновлялись Пушкин, Достоевский, а также художники разных эпох. Шедевр был перенесен с дерева на холст: вы узнаете, как происходит этот кропотливый и сложный процесс реставрации.
Мы проследим переход от Средних веков к Ренессансу, изучив живопись сиенских мастеров 14 века. Поговорим о технических особенностях создания картины на дереве и фресках.
В конце путешествия вы приобретете экспертный навык: научитесь отличать мрамор скульптур Нового времени от античного и посетим зал Древнего Египта.
Кому подойдет эта экскурсия
Взрослым путешественникам от 14 лет, которые интересуются искусством и хотят научиться понимать его.
Входной билет в музей необходимо приобрести самостоятельно на сайте Эрмитажа, предварительно согласовав с гидом время начала экскурсии. Стоимость билета 500 руб. (без льгот).
Место встречи по договоренности с гидом, вы сможете обсудить его при заказе экскурсии.Задать вопросы гидуВы можете пообщаться с гидом до оплаты заказа
и получить ответы на все интересующие вас вопросы+ 4
- Это индивидуальная экскурсия, гид проведет ее для вас и вашей компании.
- На сайте вы оплачиваете 23% стоимости, а остальные деньги — гиду на месте. Вы можете задать гиду любые вопросы
до оплаты.
Счастливый случай, когда по музею с тысячами произведений искусства можно пройти с удовольствием! Мы его получили от общения с Ириной. Эрмитаж — must see в Петербурге, номы его много лет обходили стороной, потому что воображали себе, как это уныло ходить и 2-3 часа смотреть картины. Не нужно быть снобом, да!да! И да — многие миллионы людей не ходят в музей поэтому. Потому что ты там ничего не понимаешь. Ирина — великолепна! Она доступно, без пафоса неясных словосочетаний излагает то, что нужно знать культурному человеку, выйдя из Зимнего! Ирина — умника, очень много знает, но она не давит! 3, 5 часс пролетели незаметно, а мимо нас шли обреченные посетители и уныло смотрели на эти шедевры в золотых рамах, а мы были счастливы! Идите с Ириной в Эрмитаж, вы влюбитесь и будете вспоминать, как было хорошо в музее. Спасибо, Анна и Алексей. PS вернемся на маршрут2:)Прекрасная экскурсия, содержательная, материал подан доступно, понятно, интересно! Всем рекомендую! Время пролетело незаметно, очень интересно для всех, кто интересуется искусствомИрина — замечательный экскурсовод! Чётко и понятно ориентировала нас еще до дня экскурсии, объясняла, как пройти, где удобнее встретиться. В назначенный день провела экскурсию на высшем уровне) Замечательный музей и замечательный рассказчик — три часа пролетели незаметно. Мы, конечно, устали от хождения и обилия информации, но это была приятная усталость! Не жалко ни денег, ни времени — всё было великолепно! Еще раз большое спасибо Ирине7 марта мы посетили Эрмитаж. Эту экскурсию нам провела замечательный экскурсовод Ирина. Нам очень повезло. Ирина- это профессионал свое дела! Она провела чудесную экскурсию, очень содержательно, интересно, много фактов, которые легко воспринимаются. Ирина отвечала на все наши вопросы. Огромное спасибо, Ирина!!!!Гид у нас была Ирина, Экскурсия прошла познавательно и интересно. Есть желание продолжить знакомство с Эрмитажем.Огромное спасибо Ирине за прекрасную экскурсию, в ходе которой она познакомила меня с большим количеством жемчужин Эрмитажа! Интересно, познавательно, приятно!Огромное спасибо! Все очень хорошо организовано . Мы быстро смогли сориентироваться и встретиться с нашим гидом. Время пролетело быстро и интересно, совсем себя не чувствовали уставшими. Словом — огромное спасибо . Надеемся в следующий раз привести шестилетнюю внучку. Для таких оказывается тоже есть экскурсии.Интересная, запоминающаяся экскурсия. Нам понравилось!Ирина- великолепный гид, всецело погруженный в тему экскурсии, умеющий правильно подать информация, чуткий и внимательный человек с приятнейшим голосом. Прогулка по Эрмитажу получилась информативной, подарила массу впечатлений!Хотим выразить благодарность и искреннее восхищение Ириной! Это высококлассный и профессиональный гид, обаятельная женщина и приятный собеседник. Рекомендуем воспользоваться её услугами при посещении Эрмитажа!Обычно отвечает в течение 3 часов
Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России
Власова, В. С. Роль Эрмитажа во внешней культурной политике России / В. С. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 173-175. — URL: (дата обращения: 02.02.2022).
Авторитет Российской Федерации на международной арене определяется не только успехами в политической и экономической сферах, но и достижениями в культуре и искусстве.
Культурный обмен с другими государствами, наряду с политическими и экономическими отношениями, является важным вектором внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Однозначно можно утверждать, культура играет свою особую роль в реализации внешнеполитической стратегии Российского государства и обеспечивает благоприятные внешние условия для развития страны и ее граждан.
Огромное значение для международного культурного сотрудничества играют музеи, которые выполняют репрезентативные, исследовательские, просветительские, образовательные и иные функции.
Их деятельность отражает особенности процессов глобализации, культурной и научной интеграции. Знаменитые музеи мира являются одним из основных компонентов индустрии современного туризма.
Также, важной функцией музеев является формирование позитивного имиджа страны в мире.
Одним из главных музеев мира является Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он, по праву, занимает первое место среди музеев России. В стенах Эрмитажа хранятся исторические и художественные памятники Востока и Запада от эпохи палеолита до нашего времени. Коллекции Государственного Эрмитажа насчитывают около трех миллионов памятников истории и культуры [1, с.10].
Эрмитаж можно назвать исключительным явлением русской культуры и великим памятником российской государственности. Именно поэтому ему отводится ключевое место в культурном сотрудничестве России с другими странами, с культурными центрами других государств.
Так, музей имеет представительства в зарубежных странах. Самый первый центр Эрмитажа за рубежом был открыт в 2000 году в Лондоне посредством реализации совместного проекта музея с Институтом искусства Курто, входящим в состав Лондонского университета.
Институт искусства Курто является одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств.
Отведенные под эрмитажные экспозиции пять залов в дворцовом комплексе «Сомерсет Хауз», где размещается Институт Курто, были превращены в своего рода реплики залов Зимнего дворца. Представительство было открыто с целью взаимного культурного обмена.
В следующем году было открыто представительство в США, а именно в Лас-Вегасе. Там проводились выставки по истории искусств и истории коллекционирования. Но также, выставлялись экспонаты и с других российских музеев, например, музеев московского Кремля.
Стоит отметить, что оба центра были закрыты в 2007 и 2008 гг. соответственно в связи с финансовыми трудностями.
В 2004 году был открыт филиал Эрмитажа в Амстердаме.
Италия — страна великого искусства, имеющая масштабное культурное наследие. Именно Италия наиболее тесно сотрудничает с Государственным Эрмитажем в сфере культурного и научного обмена. В Италии на сегодняшний день функционируют две организации, связанные с деятельностью Эрмитажа в этой стране.
Это ассоциация итальянских друзей Эрмитажа во Флоренции, которая организует поездки из Италии в Эрмитаж и создает хорошую «витрину» музея. А вторая организация — Фонд «Эрмитаж-Италия», штаб-квартира которого раньше располагалась в Ферраре, а теперь переехала в Венецию, на площадь Сан-Марко.
Этот фонд организует стажировки эрмитажных сотрудников в Италии и помогает итальянцам писать статьи и исследовательские работы по истории русско-итальянских отношений в сфере искусства. Фонд издает каталоги итальянских эрмитажных коллекций и является организатором различных выставок Эрмитажа в Италии и Италии в Эрмитаже.
В рамках совместной деятельности в декабре 2018 года в Венеции откроется большая выставка «Руины будущего», посвященная тематике руин в мировом искусстве. А в Местре, трудовом районе Венеции, откроется выставка «Санкт-Петербург: художники, коммерсанты, меценаты».
В конце ноября 2018 в Кальяри, на Сардинии, откроется выставка «Цивилизация Средиземноморья», в которой мы будем участвовать наряду с музеями Сардинии. Благодаря центру осуществляется совместная научная работа по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей.
Одной из главных задач центра «Эрмитаж-Италия» является стимулирование научной деятельности с целью более подробной каталогизации коллекций итальянского искусства.
В Эрмитаже хранится прекрасная итальянская коллекция, и одна из главных задач музея сделать ее всю доступной. Таким образом, были изданы каталоги по-русски, по-итальянски — том за томом.
По-итальянски вышло уже пять томов, представляющих итальянские живопись, скульптуру и разные музейные вещи. Также, в центре организуются конференции и семинары по соответствующей тематике.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский на вопрос журналиста о роли центра «Эрмитаж — Италия» заявил: «Италия важна для нас, прежде всего потому, что общество наших друзей (такое же есть и в Нидерландах, а во Франции, например, нет) и фонд «Эрмитаж-Италия» все время что-то организуют — издаются книги, делаются выставки, устраиваются «круглые столы» и научные конференции, проходят реставрационные мастер-классы и стажировки. Я думаю, это своего рода образец целой самостоятельной и системной культурной политики» [2].
Государственный Эрмитаж в 2016 году подписал соглашение о сотрудничестве с Национальным археологическим музеем Неаполя и Дирекцией музея Помпеи, в рамках которого совместно проводятся выставки, лекции, научные конференции и исследования.
Государственный Эрмитаж не раз становился площадкой для проведения Санкт- Петербургского международного культурного форума.
Это уникальное культурное событие мирового уровня, дискуссионная площадка, ежегодно притягивающая несколько тысяч экспертов в области культуры со всего мира.
Цели и задачи форума — поддержка различных инициатив, культурного обмена и сотрудничества, помощь в продвижении российской культуры за рубежом. Мероприятие призвано укрепить статус Санкт-Петербурга как российской культурной столицы и одного из мировых центров культуры [3].
VII Санкт-Петербургский международный культурный форум проходил с 15 по 17 ноября 2018 года. Его главной площадкой традиционно являлось эрмитажное здание Главного штаба.
В рамках форума 16 ноября 2018 года в Главном Штабе Эрмитажа прошёл круглый стол «Музеи и доступность коллекций», на котором обсуждалось создание и развитие филиалов и музеев-спутников [4].
В дни VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Римском дворике Эрмитажа также представлен ряд знаменитых экспонатов из Археологического парка Помпеи и Национального археологического музея Неаполя [5]. Все эти события свидетельствуют о том, что Эрмитаж играет огромную роль в популяризации мирового культурного наследия.
Таким образом, Государственный Эрмитаж успешно и многогранно осуществляет работу, которая имеет большое значение для внутренней и внешней политики России. Особый статус музея, его возможности, авторитет, безусловно, придают проектам действительно международное значение.
В мире глобализм стимулирует разнообразие, в частности развитие самых разных видов музейной деятельности, музейной доступности и музейных спутников, различных способов составления музейных коллекций — с тем, чтобы они принадлежали всем, ведь искусство принадлежит всему миру
Международное сотрудничество, проекты, новые исследования в музее, следует рассматривать как события не только государственного, но и международного характера. Они действительно играют важнейшую роль в формировании позитивного образа нашей страны и популяризации нашей истории и нашей культуры за рубежом.
Литература:
- Добровольский В. И. Эрмитаж. Путеводитель.: Издательство «Альфа Колор», Санкт-Петербург, 2009. — 179с.
Сочинение «Роль Эрмитажа в русской культуре»
У верховного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемосины было девять дочерей. Их называли музами и считали покровительницами наук и искусств. Храмы муз греки называли музеями, в них царила гармония и красота. Здесь можно было побыть наедине с прекрасным, созерцая редкие и дорогие предметы искусства.
Некогда русская императрица Екатерина II устроила для себя во дворце подобный храм, это был уютный уголок для душевного спокойствия и приятных удовольствий, место уединения или, в переводе с французского, эрмитаж. «Уголок» этот занимал целый ряд обширных залов.
Екатерина украсила его редкими картинами и дорогими предметами искусства. Целыми коллекциями закупала она картины за границей, их перевозили морем в Петербург. Во времена Екатерины Эрмитаж еще не был музеем. Это было продолжение Зимнего дворца, личные комнаты императрицы.
Хвастаясь своим Эрмитажем, Екатерина писала в письме своим заграничным друзьям: «Всем этим любуются мыши и я…» Эрмитаж богател, разрастался, слава о нем шла по всему миру. И все же проникнуть в него было нелегко. Иностранцы приезжали любоваться картинами и статуями, которые уплыли из их стран.
Иностранцев пускали. А русские люди могли только мечтать о том, чтобы взглянуть на удивительные сокровища.
Но времена менялись. Все труднее и труднее было держать закрытыми двери всемирно прославленного музея. Были назначены дни и часы для посетителей. Но по-настоящему народным Эрмитаж стал только после революции. Наконец-то двери его широко распахнулись для всех желающих, без всяких ограничений!
В этом году там удалось побывать и мне. Понимая, что все пять зданий и 400 экспозиций обойти невозможно, выбрал самое, как ни парадоксально, для меня малоизвестное – выставку истории русской культуры. Основу этой коллекции составили вещи из „Кабинета Петра Великого».
Многие экспонаты выставки непосредственно принадлежали Петру I, некоторые изготовлены самим царем или при его участии. Например, кресло из красного дерева Петр сделал сам. Но больше всего меня поразило пристрастие царя к медицине. Во времена Петра из-за несовершенства технологий зубы в основном не лечили, а удаляли. При этом император любил самостоятельно дергать зубы.
Петр удалял зубы всем, кто жаловался на зубную боль. Его пациентами становились как придворные особы, так и, например, матросы. В Эрмитаже находятся щипцы, которыми, как считают многие, Петр I удалял зубы. Однако на самом деле эти щипцы использовались для отрезания коронки зуба. Я увидел «Реестр зубам, дерганым императором Петром I».
В коллекции находится 73 зуба, удаленных царем. Сломанных зубов среди них нет, то есть Петр, по-видимому, хорошо владел этим навыком.
В Эрмитаже посетители ведут себя по-разному: кто-то завороженно стоит у картины, другие обсуждают достоинства оружия, третьи восторгаются богатством убранства, а студенты, удобно расположившись на полу и делая свои зарисовки, учатся у великих мастеров.
Значение Эрмитажа велико. Прежде всего, это – обучающая и эстетическая функции.
Как прекрасна «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи! Разве можно равнодушно пройти мимо часов «Павлин», созданных в Англии Джемсом Коксом! А приобщиться к миру прекрасного помогают людям экскурсии, занятия для детей, лекции, читаемые в лекториях музея. Поражает богатство коллекций.
Здесь хранится около трех миллионов экспонатов, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней . Впечатляет статуя Юпитера, выполненная в I веке н.э.
и найденная в XIX веке во время раскопок древнего храма в окрестностях Рима! А как величественна восковая фигура Петра на троне! Видеть рядом произведения разных стран и времен – это уже значит быть свидетелем, как соревновались в искусстве народы мира. Многообразие коллекций наглядно показывает, какими разными могут быть пути развития человеческой культуры.
Велико значение Эрмитажа как научно-исследовательского центра. Такая работа представляется чрезвычайно важной, особенно в настоящее время. Так, в руках работников Эрмитажа находится все для того, чтобы пролить свет на важнейший раздел мирового искусства — на искусство народов, проживающих на территории нашей страны.
Повышает культурную значимость Эрмитажа и его просветительская работа.
Ежегодно более 3-х с половиной миллионов посетителей музея знакомятся с высокими достижениями духовной культуры человечества, получая радость от общения с творениями мастеров прошлого.
Пропаганда искусства в музее – это не только отдача накопленных ценностей, это общение музея с тем, что в мире самое живое, — с человеком.
Я уверен, что основная цель существования музея — помочь людям вступить в мир искусства не как наблюдатель, а как его полноправный участник.
Полностью согласен со словами нашего президента, что» искусство, культура, история, национальные традиции – это основа основ.
Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ». Поэтому значение музея переоценить нельзя.
Люди хранят в музеях мудрость красоты, она связывает живых и давно ушедших, оставивших в произведениях свои размышления о жизни, свое понимание самого главного в жизни, свое понимание красоты.
Образуется общая память, общие мысли, общая красота. Без искусства нет памяти, а без памяти нет человека, значит, нет народа.
Вот почему государство, общество, отдельные люди собирают произведения искусства, передавая его на вечную жизнь в музей.
Эрмитаж в обществе искусствоведа Ссылка на основную публикацию