Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений.
В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря.
Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.
В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада. Через канал здесь был перекинут деревянный мост.
Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой.
Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта.
Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.
При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название — Невский проспект.
В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу — конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь.
С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор — один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью «Слоновая её величества охота».
Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.
Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды «в 9-м часу вечера появился… волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать…«. [Цит. по: 2, с. 11]
На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов — Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.
После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.
Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок).
В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.
Знаменская церковь на Невском проспекте
Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.
Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила«. [Цит. по: 2, с. 13]
С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года — Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви. [3, с. 103]
Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание.
За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91).
Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.
Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади.
Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года [2, с. 22]. Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85).
С его открытием Знаменская площадь стала главными «воротами» в Петербург.
Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров «калиберы» (их ещё называли «гитары») — дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы — крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали «обнимусь» или «сорок мучеников».
О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву «с товарищами» для возведения здесь гостиницы.
Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр.
118).
Николаевский вокзал в Санкт-Петербурге
С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги («конки»). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.
До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.
За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой.
На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок.
Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:
«Стража от Аничкина моста… должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски… должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи» [Цит по: 2, с. 13].
В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87).
Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта — четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году.
Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.
Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус.
О последнем 5 октября 1907 года писала газета «Петербургский листок»: «Вчера… члены товарищества совершили… пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе.
Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки«. [Цит. по: 2, с. 40]
Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.
С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.
В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания. [3, с. 103]
Знаменская площадь
Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади. Всего на линии первоначально было пять машин.
В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался.
Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь.
Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.
Читайте также: Строительство гостиницы «Астория»
В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца.
Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.
В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.
Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро «Площадь Восстания», открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.
Обелиск «Городу-герою Ленинграду» открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским.
Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра.
Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики.
Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.
1 Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.: «Невский проспект : Архитектурный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 378 стр.
2 А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев, А. Б. Рыжков и др.: «Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 15000 городских имён». Издательство «ЛИК», 2013 — 1136 стр.
3 Севастьянов С. Ф.: «Площадь Восстания». Издательство «Лениздат», 1987 — 94 стр.
«Першпективная дорога»: история маршрута Москва — Петербург
На «Сапсане» дорога из Санкт-Петербурга в Москву и наоборот сегодня займет считанные часы, а вот раньше на этот путь уходили недели. О том, как путешествовали из одной столицы в другую и сколько это занимало времени — в материале Discovery Channel, в эфир которого в рамках проекта «Мега-пит-стопы» 18 мая в 11:00 выйдет выпуск, посвященный «Сапсану».
Летя в пыли на почтовых
Задолго до основания Санкт-Петербурга существовал путь, соединяющий Москву с важнейшими северными городами, в первую очередь с Тверью и Великим Новгородом.
Считается, что Тверская дорога возникла еще в XIII веке, когда город был одним из центров сопротивления игу и даже соперничал с Москвой за политическое первенство в деле объединения земель Руси.
Из Твери дорога продолжалась в Великий Новгород — это был стратегически важный путь в крупнейший торговый город Северо-Восточной Руси. Однако единого маршрута на всем протяжении из Москвы в Новгород тогда не было, поскольку сухопутных дорог в современном понимании еще не существовало.
Тверская дорога была не только торговым трактом, но и важным почтовым путем: еще в XIII веке были установлены четкие условия проезда гонцов через новгородское и тверское княжества.
С XV столетия дорога стала главной почтовой артерией недавно образованного вокруг Москвы централизованного государства: вдоль нее стали появляться специальные перевалочные пункты — «ямы» (отсюда произошли слова «ямщик» и «Ямской приказ», например).
Самыми известными ямами на Тверской дороге были места, которые сегодня называются Химки, Чёрная Грязь, Валдай, Крестцы и Бронница.
Помимо этого, узаконивались и подорожные сборы, а также вводилась ямская повинность для крестьян, обязывавшая их поддерживать в порядке как саму дорогу, так и ямы (позже станции), предоставлять продовольствие ямщикам и подводам. В 1665 году была организована первая в России система доставки заграничной почты из Москвы в Ригу: маршрут шел по уже существующей дороге через Тверь, Новгород и Псков. Но переломным моментом в истории этого тракта стало, конечно, основание Санкт-Петербурга в 1703 году.
После строительства города возникла необходимость связать новую столицу со старой, поэтому Тверская дорога была продолжена до Санкт-Петербурга.
Поскольку этот тракт был не только самым загруженным в стране, но с этого момента и важным государственным путем, по которому проезжали высокопоставленные особы, дорогу не только удлинили, но и заметно благоустроили. Работы по строительству начались в 1712 году по приказу Петра I, а закончились уже после его смерти, в 1746-м.
Специально для контроля строительства была даже образована специальная канцелярия, впоследствии переименованная в Комиссию о дорогах и государстве.
Новый тракт, получивший название Большая Московская дорога, или «Першпективная дорога», протянулся от прежней столицы к Санкт-Петербургу на 778 километров, вдоль которых появились новые ямы.
Последние ямы на участке от Новгорода до Петербурга закончили строиться к 1714-му году, только теперь это были уже почтовые станции с первыми станционными смотрителями, которые следили за порядком на перевалочных пунктах. Также были возведены жилые помещения, дома, пристройки и конюшни, что во многом позволило наладить по всему маршруту постоянную гоньбу (доставку почты) по расписанию. Кроме того, от «Першпективной дороги» шли ответвления: от Твери в Старицу, от Новгорода до Пскова и Старой Руссы, от Чудова до Тихвина.
Почтовая марка, 1992. (collectionerus.ru)
В основании дороги лежали бревна, выстланные фашинником (связанным хворостом), а сверху утрамбовывался слой песка. Понятно, что такое покрытие было далеко от совершенства: оно часто приходило в негодность, особенно в непогоду, и его требовалось регулярно ремонтировать.
Яркое представление о том, какой была Большая Московская дорога, дает пушкинское «Путешествие из Москвы в Петербург», написанное как антитеза самому известному произведению Радищева. «Не решившись скакать на перекладных, я купил тогда дешевую коляску и с одним слугою отправился в путь.
Не знаю, кто из нас, Иван или я, согрешил перед выездом, но путешествие наше было неблагополучно. Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый.
Мои приятели смеялись над моей изнеженностию, но я не имею и притязаний на фельдъегерское геройство и, по зимнему пути возвратясь в Москву, с той поры уже никуда не выезжал».
Такие очевидные неудобства послужили причиной строительства путевых дворцов вдоль всего тракта, где царственные и титулованные особы могли отдохнуть после тяжелого пути, а уже к концу 1780-х стало понятно, что без принципиально нового покрытия дороги не обойтись.
Впрочем, планам еще нескоро суждено было сбыться: начавшаяся Отечественная война заставила на время отодвинуть идею благоустройства дороги.
В то же время в войне 1812 года этот путь был стратегически важным, поскольку выступал оптимальным сухопутным маршрутом между двумя столицами, а также транспортной магистралью, по которой перевозили оружие, продовольствие, боеприпасы, корм для лошадей и вывозили раненых солдат.
После войны в 1816 году наконец началась реконструкция дороги, которая продлилась почти 20 лет: только к 1833 году на всем протяжении пути фашинник и песок заменили на покрытие из щебня и бутового камня.
Новая гравийная дорога, на которой были также построены каменный и деревянные мосты, протянулась через Торжок, Вышний Волочек, Крестцы, Валдай и Новгород, только вместо 778 км она занимала 722 км, поскольку извилистые участки спрямили. Уже в 1820-х по ней пустили первые в России дилижансы.
Ехать можно было с разной скоростью: так, обычно дилижанс проходил 110−160 километров в день. Пассажиров положено было перевозить летом со скоростью до 10 километров в час, зимой — 12 километров в час, осенью — до 8.
Таким образом, из Петербурга в Москву можно было добраться за 4 — 4,5 дня, а позже и вовсе чуть больше чем за трое суток. Для почтовых карет таких ограничений не было, они могли ехать с любой необходимой скоростью.
Поскольку за все хорошее нужно платить, за проезд по новой дороге взимались сборы: не везде, но на некоторых участках (похожая практика существует и сегодня на платных участках федеральных трасс). Плату за пользование трактом отдавали на дорожных заставах, где днем и ночью дежурили солдаты.
В топонимах столицы сегодня осталось много напоминаний о Тверской, а позже Большой Московской дороге, главные из которых — 1-я Тверская-Ямская улица, плавно переходящая в Ленинградское шоссе, которое, в свою очередь, уже считается началом пути в Санкт-Петербург. В языке же с тех времен осталась поговорка «Город Тверь — в Москву дверь».
Вагончик тронулся
Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: это был небольшой опытный участок протяженностью всего 27 километров, связавший Санкт-Петербург и Царское село. После успешного ввода в эксплуатацию этого маршрута, опыт Царскосельской железной дороги решено было применять в более глобальных масштабах.
В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги, которая должна была соединить две столицы в обход Новгорода, поскольку вариант с заходом в этот город увеличивал стоимость проекта почти на 18% из-за болотистой местности между Петербургом и Новгородом.
Работы были разделены на два больших участка: северный (Петербург-Бологое) возводился по проекту и под руководством инженера П. П. Мельникова, южный (Бологое-Москва) — под началом Н. О. Крафта.
Станция 2 класса. Николаевская железная дорога. (Wikimedia Commons)
В 1851 году строительство было завершено, и 19 августа в 4 часа утра из Петербурга по Николаевской железной дороге отправился первый царский поезд из 9 вагонов. Путь со всеми остановками занял у него 19 часов: в Москву он прибыл в 11 часов вечера.
В следующие три месяца шла обкатка магистрали и техническая эксплуатация, а в ноябре состоялось уже официальное открытие пассажирского сообщения. Запуск первого общественного состава произошел в 11 часов 15 минут: поезд состоял из шести вагонов трех классов, а пассажирами стали 192 человека.
Спустя 21 час 45 минут поезд прибыл в Москву.
Путешествия поездом между городами стали не только гораздо быстрее, но и дешевле: так, на первых порах пассажиры платили от 7, 13 и 19 рублей (в зависимости от класса вагона), а в товарном поезде и вовсе можно было прокатиться за 3 рубля.
А вот за билет на дилижанс из Петербурга в Москву пришлось бы заплатить 95 рублей и при этом провести в пути 3−4 дня. Перевозка грузов тоже стала доступнее: по железной дороге можно было переправить товар в интервале от 9 до 24 рублей за тонну (цена варьировалась в зависимости от вида груза).
Для сравнения гужевые грузовые перевозки из Москвы в Санкт-Петербург стоили от 37 до 61 рубля за тонну.
Читайте также: Музей истории санкт-петербурга: адрес, контакты
В 1920-м году между столицами недолго курсировал электропоезд Махонина, сконструированный инженером на Балтийском заводе. Особенность этого поезда была в том, что работал он на свинцово-кислотных аккумуляторных батареях, снятых с подводных лодок. Всего использовалось 264 аккумулятора общей ёмкостью 7500 ампер.
В первый рейс поезд отправился 12 октября: путь из Петрограда в Москву занял у него в 8 часов 15 минут, а в дороге было сделано 5 остановок и одна зарядка аккумуляторов. Средняя скорость составляла 50−60 километров в час, а ходил поезд раз в неделю.
Однако ему не суждено было остаться на маршруте: поезд проработал всего год, после чего был списан как нерентабельный.
В 1931 году был запущен состав «Красная стрела» — первый фирменный поезд в СССР. Вначале средняя скорость достигала почти 70 км/ч, а время в пути составляло 9 часов 45 минут (сегодня время сократилось до восьми часов).
В 1962 году железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом была электрифицирована целиком, и паровозы полностью прекратили свое движение, уступив место электровозам. Уже в 1963 году был запущен поезд «Аврора»: первый опытный путь он преодолел за 5 часов 27 минут со скоростью 130 км/ч.
После этого приступили к реконструкции магистрали, чтобы подготовить ее к постоянной эксплуатации «Авроры»: для этого был проложен «бархатный» (бесстыковой) путь, отремонтированы стрелки, вокзалы и прилегающая к ним территория.
С 1967 года «Аврора» курсировала регулярно и была самым быстрым поездом в истории маршрута, пока ей на смену не пришел «Сапсан».
«Сапсан», названный в честь хищной птицы, способной в пикирующем полёте развивать скорость свыше 322 км/ч, вышел в первый коммерческий рейс 17 декабря 2009 года, и с тех пор эксплуатируется на маршруте круглогодично. В зависимости от того, сколько остановок делает поезд, время в пути варьируется от 3:30 до 4:15 часов.
Технологии, по которым создавался «Сапсан», учитывают реалии российского климата, поэтому сообщение не останавливается и при температуре ниже -40°С.
Каждые 8000 километров, то есть примерно раз в пять дней, эти поезда обязательно проходят техосмотр: для оперативности состав разделяют на две части, каждой из которых занимается отдельная команда инженеров и механиков.
Опытные специалисты могут обнаружить неполадки еще тогда, когда поезд только заходит в депо — они на слух умеют определять, что именно не так с составом.
Компьютер помогает экспертам анализировать состояние ходовых частей, вентиляционной системы и всей электроники, но, например, трещину в стекле или сломанное кресло он не увидит, поэтому многое специалистам приходятся делать самим. О том, какие технические операции проводятся во время сервисного обслуживания «Сапсана» и других поездов, а также самолетов и кораблей, кто в них участвует и какие современные технологии при этом используются, вы узнаете из программы «Мега-пит-стопы» на телеканале Discovery Channel.
Смотрите программу «Мега-пит-стопы» на канале Discovery Channel по субботам в 11:00; выпуск, посвященный скоростному поезду «Сапсан» — 18 мая в 11:00.
6. Прокладка Большой першпективной дороги — будущего Невского проспекта
Молодая российская столица быстро росла, началось строительство Адмиралтейской верфи — крепости, продолжалась Северная война — все это требовало создания удобных и хороших дорог для подвоза строительных материалов, связи с другими городами России.
В первое десятилетие существования города главной магистралью, которая связывала Петербург с Москвой и Новгородом, оставался Новгородский тракт, он проходил примерно по современному Лиговскому проспекту.
Но чтобы добраться до него, жителям города приходилось пользоваться небольшими и неудобными дорогами, прямой же связи с невским берегом, с центром новой столицы не было.
Поэтому в Петербурге впервые в России стали прокладывать прямые, как стрела, и достаточно широкие дороги, которые называли «першпективами» от итальянского «perspicio» — «ясно вижу», «проникаю взором».
Первая такая «першпектива» была проложена в 1715 году от строящегося Адмиралтейства до Безымянного Ерика (теперешней Фонтанки). Через реку построили подъемный мост, который стал предшественником современного Аничкова моста. Так появился первый участок будущего Невского проспекта. В 1719 году дорогу продлили — от Безымянного Ерика до современной площади Восстания.
В 1710 году начались работы по строительству Александро — Невского монастыря, что тоже требовало хороших подъездных путей.
Документы архивов монастыря свидетельствуют о том, что к строительству удобной дороги к монастырю приступили уже в 1712 году, а к 1718 она была «проложена и управлена».
Вначале отрезки будущего проспекта (назовем их «монастырский» и «адмиралтейский») не были единой магистралью, хоть и выходили оба к Новгородскому тракту. Адмиралтейский отрезок продлили по прямой до монастыря только в 1760-х гг.
Просеки от Адмиралтейства и от лавры вместе и образовали будущий Невский проспект. Именно тем, что две дороги прокладывались независимо друг от друга, и объясняется излом улицы в районе современной площади Восстания. По замыслу архитектора Н. Ф.
Гербеля проспект стал одной из пяти лучевых улиц, расходящихся от Адмиралтейства. Так или иначе, Невский проспект возник во второй половине 1710-х годов.
Историки указывают, что два отрезка Невского проспекта изначально не были связаны между собой — просеки вышли к Новгородской дороге в разных точках.
Новую дорогу стали называть Большой першпективной дорогой или просто Большой першпективой. Она была действительно достаточно большой по тем временам: протяженность ее составляла около 4,5 километров, а ширина около 20 метров. Такая дорога могла пропустить большое количество экипажей и повозок.
При жизни Петра вдоль Большой першпективы тоже начались строительные работы. Рядом с Адмиралтейством выросла Морская слобода, примерно на территории современной Дворцовой площади расположился Морской рынок, на углу Мойки был построен Мытный двор, а недалеко от него находился трактир «Петровское кружало».
Там, где сейчас здание Казанского собора, были деревянные постройки госпиталя, на месте современного Гостиного двора находилась березовая роща, за Фонтанкой вдоль Першпективной дороги стояли домики Ямской слободы.
Сама же Фонтанка была практически границей Петербурга: при въезде на мост через реку проверяли документы и поднимали шлагбаум.
Значение магистрали росло с каждым годом, поэтому и благоустройству ее стали уделять большое внимание. Есть свидетельства, что уже в петровское время дорогу пытались освещать фонарями с конопляным маслом. Горели такие фонари, правда, совсем неярко, да и зажигали их не каждую ночь.
Сохранилось впечатление одного из иностранных гостей Петербурга, датированное 1721 годом: «С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что до конца ее почти не видно…Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат.. и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».
Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и, после наведения мостов через водные преграды, полностью заменил старую тропу.
Зелёный мост через Мойку был наведён в 1720 (возможно в 1717—1718 годах. Мост был деревянный, подъёмной конструкции.
Переправа являлась городской границей в 1703—1726 годах, здесь собирались подати, для этого стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.
Ещё раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы уже были закончены и деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрыл как сам проток, так и заболоченную пойму. C 1726 года сюда была перенесена городская граница, была построена караульная будка.
Легенды Петербурга: почему «сломался» Невский проспект
Невский проспект. Фото magspace.ruНевский проспект. Фото magspace.ruЯ знаю две версии. Если вам знакомы другие — поделитесь.
Петр I планировал центр города совсем не там, где он находится сейчас, а вовсе даже на Васильевском острове. Поэтому Невский проспект строился далеко не сразу.
Когда понадобилось соединить Адмиралтейство с Новгородским трактом, который проходил примерно по современному Лиговскому проспекту, Петр принял решение о строительстве Большой Першпективной дороги. Правильно — надо же было как-то доставлять стройматериалы.
Невский проспект XVIII века. Фото artsait.ruНевский проспект XVIII века. Фото artsait.ruПершпективная — значит, прямая. То есть и выходить она должна была прямо к Александро-Невскому монастырю (статус лавры монастырь получил гораздо позже, уже при Павле I).
По приказу царя эту самую Большую Першпективу начали прокладывать с двух сторон. От Невы дорогу строили пленные, а от Александро-Невского монастыря прорубали просеку монахи.
Александро-Невский монастырь. Фото pastvu.comАлександро-Невский монастырь. Фото pastvu.com
Говорят, что монахи были несильны в ориентировании и ошиблись в расчетах. Когда выяснилось, что две части дороги никак не могут сойтись в прямую линию, Петр пришел в ярость и повелел монахов сечь плетьми. Однако Невский проспект это не выпрямило.
Кстати, название свое он получил во второй половине XVIII века именно в честь святого Александра Невского, а вовсе даже не от Невы.
Хотя говорят, что монастырская дорога существовала еще до строительства Большой Першпективы. Их лишь соединили вместе, потому что так было удобнее…
Александро-Невская лавра. Фото russian-travels.ruАлександро-Невская лавра. Фото russian-travels.ru
Вариант второй
Он не такой подробный, но тоже существует.
Говорят, что Петр I, планируя Большую Першпективную дорогу, линейкой соединил на карте начальную и конечную точки — Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь.
Получившаяся линия имела изгиб только в одном месте — это современная площадь Восстания (бывшая Знаменская площадь).
Почему? Считается, что это след от большого пальца царя на карте — так его обогнул карандаш))…
Площадь Восстания — бывшая Знаменская площадь. Фото yandex.ruПлощадь Восстания — бывшая Знаменская площадь. Фото yandex.ru
Вот такие легенды существуют в Петербурге. Выбирайте любую, какая вам больше нравится. Все равно от этого Невский проспект прямее не станет — факт есть факт))
Невский проспект. Фото jensen-collection.ruНевский проспект. Фото jensen-collection.ru
Зато существует неофициальная точка его деления: до площади Восстания — Невский, после — Староневский.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть с нами!
Читайте также: Церковь святой екатерины в санкт-петербурге
Вам может понравиться:
Легенды Петербурга: когда упадет Александровская колонна Что надо знать в Петербурге: кто был соседом Зингера Куда сходить в Петербурге: буддийский дацан Гунзэчойнэй
История Невского проспекта
Невский проспект – одна из самых первых и точно самая известная улица в Петербурге.
Ее протяженность составляет 4,5 км. Наибольшая ширина – 60 м у Гостиного Двора, а наименьшая – 25 м у реки Мойки.
На плане Санкт-Петербурга 1705 года Невского проспекта ещё нет, но первые городские постройки уже нанесены на карту. Также есть Новгородский тракт и пути к Зимнему дворцу и Адмиралтейству по берегу Невы. Официальным годом рождения Невского проспекта можно считать 1718 год.
Невский пересекает три реки: Мойку (Зеленый мост), канал Грибоедова (Казанский мост) и Фонтанку (Аничков мост).
Необходимость в прокладке Невского проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга.
Единственный сухопутный путь, который связывал Адмиралтейство (промышленный центр нового города) с центральной Россией — Новгородская дорога, от которой по берегу Невы шла тропа.
Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада. Тропа пересекала Фонтанку по плотине, построенной мастером И. Матвеевым к 1705 году по прямому указанию Петра I: «Перебить тое речку».
Новгородская дорога проходила примерно по линии современного Лиговского проспекта до Таврического сада
В начале 1710-х годов был заложен монастырь (будущая Александро-Невская лавра) и рядом с ним быстро выросло поселение. Возникла необходимость связать два городских центра с Новгородским трактом, который вёл внутрь страны. По высочайшему повелению началось сооружение просеки.
В 1712 году монахи монастыря начали прокладывать дорогу от монастыря к Новгородскому тракту, к 1718 году она была завершена («…проложена и управлена»). Для строительства просеки требовалось преодолеть болотные топи. Технология строительства была достаточно простой — валили лес, корчевали пни, для осушения болот рыли канавы и по трассе дороги укладывали фашины, засыпая их песком.
Просеки от Адмиралтейства и от лавры вместе и образовали будущий Невский проспект. Именно тем, что две дороги прокладывались независимо друг от друга, и объясняется излом улицы в районе современной площади Восстания. По замыслу архитектора Н. Ф. Гербеля проспект стал одной из пяти лучевых улиц, расходящихся от Адмиралтейства.
Так или иначе, Невский проспект возник во второй половине 1710-х годов. Историки указывают, что два отрезка Невского проспекта изначально не были связаны между собой — просеки вышли к Новгородской дороге в разных точках. Есть мнение о том, что более трудный участок («монастырский») был пройден первым.
Проспект сразу стал крупной востребованной магистралью и, после наведения мостов через водные преграды, полностью заменил старую тропу.
Зелёный мост через Мойку был наведён в 1720 (возможно в 1717—1718 годах). Мост был деревянный, подъёмной конструкции.
Переправа являлась городской границей в 1703—1726 годах, здесь собирались подати, для этого стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.
Ещё раньше был построен мост через Фонтанку, в 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы уже были закончены и деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрыл как сам проток, так и заболоченную пойму. C 1726 года сюда была перенесена городская граница, была построена караульная будка.
В 1721 году начальный участок, проходящий по Адмиралтейскому лугу, был обсажен с обеих сторон рядами берёз, образовавшими аллею.
В 1720-х годах дорога была благоустроена: были высажены четыре ряда берёз по сторонам дороги, эти деревья регулярно подстригались. В этот же период дорогу замостили камнем, её содержали в чистоте пленные шведы.
С 1723 года проспект первым в России получил уличное освещение: были установлены масляные фонари, позже под ними были установлены скамейки для отдыха прохожих.
Сохранилось описание этой аллеи, выполненное в 1721 году камер-юнкером в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн Готторпского:
Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его.
С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов.
Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить её), и она делает чудесный вид, какого я нигде не встречал. На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.
— Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц. Запись в дневнике от 23 июня (4 июля) 1721 года.
Своё современное название Невский проспект получил не сразу, а лишь в 1781 году, произошло от названия Александро-Невской Лавры, которая носит имя святого благоверного князя Александра Невского.
До этого магистраль, соединявшая Адмиралтейство и Александро-Невскую лавру называлась сначала просто дорогой к Невскому монастырю или першпективной дорогой к Невскому монастырю (с 1718 года), затем сменила несколько похожих названий: Большая першпективная дорога, Большая Невская першпектива, Невская першпектива (с 1768 года). Часть проспекта от современной площади Восстания до Александро-Невской лавры непродолжительное время (в 1753 году) носила название Старая Невская Першпективная улица. С 1781 года название Невский проспект стало официальным, хотя в 1783—1785 годах существовало название Большой Невский проспект.
В октябре 1918 года к первой годовщине Октябрьской революции магистраль получила название проспект 25-го Октября, которое просуществовало чуть более четверти века, после чего в блокадном Ленинграде проспекту было решено вернуть историческое название. С 13 января 1944 года проспект снова называется Невским.
Вся застройка теневой стороны начала XVIII века была уничтожена пожаром 1736 года. После этого согласно решениям комиссии о Санкт-Петербургском строении деревянных домов на Невском больше не строили, и с 1766 года на проспекте строились только каменные дома.
В XVIII веке начало перспективы, которую открывал первый Зимний дворец (ныне дома 11—15) застраивалась дворцами знати, многие из которых сохранились до сих пор: Строгановский дворец, дом Чичерина, Аничков дворец, в конце XVIII века начал возводиться дворец Белосельских-Белозерских. На правой стороне появились католическая церковь Святой Екатерины, Армянская церковь. В 1761—1785 годах построен Гостиный двор, превративший проспект в торговый центр города.
К началу XIX века в целом сложился облик Невского проспекта. В 1801 году на углу Садовой улицы построено здание Публичной библиотеки, в 1799—1804 годах — здание Городской думы.
В 1804—1806 годах воздвигнут дом Чаплиных (дом 13), в 1801—1811 годах — Казанский собор (вместе с ним сформировалась Казанская площадь). С 1800 до 1819 года между Полицейским (ныне Зелёным) и Аничковым мостами существовал бульвар, в 1830-х годах на Невском проспекте сооружена торцовая мостовая, просуществовавшая до 1930-х годов.
В 1820-х годах построен дом Сухозанета (дом 70), в 1830-х годах — здание банка (дом 38, архитектор К. И. Росси), в 1831—1833 — дом Голландской церкви (дом 20), где в 1839 году помещалась редакция журнала «Отечественные записки», в 1833—1838 годах — Лютеранская кирха святого Петра (между домами 22—24).
В 1846 году сооружено здание «Пассажа» (дом 48), в 1800 году — дворец Белосельских-Белозерских (дом 41; перестроен в 1846).
С постройкой в 1851 году Николаевского (ныне Московского) вокзала возникла Знаменская площадь, которая вот уже 90 с лишним лет называется площадью Восстания в честь событий Февральской революции и является важным архитектурно-композиционным узлом города.
В первой половине XIX века проводятся работы по благоустройству проспекта. В 1832 году его от Адмиралтейства до реки Фонтанки мостят торцом. В 1839 году участок от Адмиралтейства до Литейного проспекта начали освещать газовыми фонарями. От Знаменской площади вдоль проспекта в 1843 году началось регулярное движение омнибусов. В 1863 году по Невскому проспекту была пущена конка.
30 декабря 1883 года проспект получил электрическое освещение. В конце XIX — начале XX веков на Невском проспекте строились здания банков, правлений акционерных обществ, торговых фирм, многие двухэтажные дома надстроены до четырёх-пяти этажей.
В 1901—1903 году сооружён дом Торгового товарищества «Братья Елисеевы» (дом 56/8), в 1902—1904 годах — дом компании «Зингер» (ныне «Дом книги»).
В декабре 1907 года по Невскому проспекту открыто движение трамваев. В 1911—1912 годах построены дом Вавельберга (дом 7/9) и торговый дом Мертенса (дом 21).
15 января 1930 года на пересечении проспекта 25 Октября и проспекта Володарского (ныне Литейный проспект) был установлен первый в СССР светофор.
В 1936 году по проспекту 25 Октября, покрытому асфальтом, пошли первые в городе троллейбусы.
594288 09.10.1941 Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде. Анатолий Гаранин/РИА Новости
13 января 1944 года перед окончательным снятием блокады Ленинграда по просьбе жителей многим улицам были возвращены исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.