Особняк князя Кочубея («Дом с маврами»)

Архитектура Санкт-Петербурга развивалась не только в соответствии с регулярной застройкой, которую инициировали Петр I, Екатерина Великая и многочисленные столичные градоначальники. Она приобретала свои черты, и следуя вкусам владельцев петербургских особняков. А те знали толк в красоте, гармонии и деталях, которые выделяли их дома из сотен других.

В 1790 году один из самых богатых людей России, купец первой гильдии Николай Назарович Солодовников, который принадлежал к могущественной скопческой общине и состояние которого оценивалось в пять миллионов рублей, приобрел недалеко от Английской набережной участок для строительства своей петербургской резиденции.

Через три года невзрачный двухэтажный особняк, похожий на коробку из-под табака, которым торговал Солодовников, был готов. Но ничто не вечно – особенно крепкие купеческие деньги: после смерти Николая Назаровича его богатство было похищено, наследники остались ни с чем.

Дела династии Солодовниковых пошатнулись, и в середине XIX века дом был продан петербургскому светскому льву, князю Михаилу Викторовичу Кочубею.

Михаил Викторович начал государственную службу в должности придворного камер-пажа, почти десять лет состоял на воинской службе, после чего вышел в отставку надворным советником и был приближен к императору. С тех пор его карьера стремительно развивалась: к моменту покупки дома близ Английской набережной Кочубей был произведен в гофмаршалы и получил чин действительного статского советника.

Князь решил сделать из некрасивого купеческого дома особняк в стиле раннего итальянского ренессанса и нанял для этого известного архитектора, мастера эклектики Гаральда Боссе.

Привыкший к роскоши, Михаил Кочубей требовал от архитектора, чтобы тот использовал самые дорогие материалы и применял самые современные решения. Боссе работал четыре года – с 1853 по 1857-й — и превратил здание в настоящее флорентийское палаццо.

Архитектор перепланировал цокольный этаж, сделав его жилым и отделав гранитом, украсил главный фасад узорчатой лепниной, а окна выполнил полукруглыми, декорированными.

На Конногвардейский бульвар особняк выходил двухэтажным фасадом, а со стороны двора был трехэтажным: здесь Боссе спроектировал три изящных балкона. На первом этаже он установил сдвоенные окна – первым в Петербурге.

Интерьеры особняка изменились до неузнаваемости: стены и потолки украсились живописными плафонами, в залах появилась золотая лепнина, пилястры с кариатидами, статуи, огромные люстры, кессоны.

Здание было снабжено водопроводом и системой отопления, что было большим инженерным достижением того времени. Боссе обнес дворик особняка красивой металлической решеткой, украшенной четырьмя бюстами мавров – мужскими и женскими: они были выточены из черного и белого мрамора.

Именно поэтому петербуржцы стали называть особняк князя Кочубея Домом с маврами.

По непонятной причине князь не слишком любил свой красивый дом и редко появлялся в нем. После десяти лет владения особняком Кочубей продал его хозяину кредитно-финансовой компании, одесскому греку Федору (Феодоросу) Родоканаки. Тот прибыл в Россию с острова Хиос, запросил гражданство, уплатил гильдейский взнос и стал российским купцом.

С молодых лет Родоканаки жил по принципу: «Если хочешь, чтобы получилось хорошо, делай все сам». Торговал он в основном российским зерном, а, чтобы не зависеть от транспортных компаний, основал собственное пароходство. Затем, чтобы обеспечить безопасность судов и грузов, открыл свою страховую компанию и в конце концов еще и банкирский дом.

Купленный у Кочубея особняк был для Родоканаки способом повысить свой престиж в столице, куда он переехал из Одессы после расширения бизнеса. Купец надстроил второй этаж флигеля, обновил интерьеры, зимний сад переделал в столовую. Строительными работами руководил архитектор Карл Мюллер.

В отличие от Кочубея Родоканаки сделал особняк по-настоящему жилым. Здесь разместилась вся большая семья грека, здесь он и скончался в 1882 году, окруженный любящими домочадцами.

Дочери Родоканаки — Ифигения, Ариана и Мария — вышли замуж за греческих предпринимателей, укрепив состояние и имя своего отца, а вот сын Периклис за какие-то пятнадцать лет растранжирил отцовское состояние, поэтому в 1901 году империя Родоканаки оказалась на грани краха.

Недавно Главгосэкспертиза России одобрила проект приспособления здания для современного использования. После окончания работ в особняке разместят административно-вспомогательное здание прокуратуры Санкт-Петербурга, а также представительство Генерального прокурора РФ.

 zen.yandex.ru; wikipedia; theplacement.ru; individual-tour.livejournal.com; www.an812.ru

Aristarch4you

понедельник, 30 августа 2010

15:41

Особняк князя Кочубея «Дом с маврами»

Великолепный особняк на Конногвардейском бульваре в центре Санкт-Петербурга часто называют Домом с маврами из-за его ограды, украшенной бюстами экзотических красавиц. В конце XVIII века на этом участке располагался трехэтажный каменный дом.

Позже, в первой половине XIX века им владел купец Солодовников, у которого в 1853 году князь Михаил Кочубей купил этот участок. Семейство Кочубеев имеет большую историю, основателем рода считается крымский татарин Кучук-Бей, принявший православие в XVII веке и получивший новое имя Андрей. Потомки Кучук-Бея служили многим видным российским деятелям, в том числе и Петру I. При императоре Николае I Кочубеи получили княжеский титул. Князь Михаил Викторович Кочубей, тонкий ценитель искусства, решил перестроить свой дом на Конногвардейском бульваре. Для этого он пригласил известного архитектора того времени Геральда Боссе. По проекту архитектора, особняк Кочубея был перестроен в стиле раннего итальянского ренессанса с элементами эклектики. Фасад здания украшен оригинальной металлической решеткой с четырьмя мавританскими бюстами. Такой экзотический облик дома в то время произвел настоящую сенсацию в столице.

Парадная лестница

В конце 60-х годов XIX века у особняка появляется новый хозяин – купец Федор Родоконаки. По его распоряжению, осуществляется надстройка второго этажа флигеля, обновляются интерьеры. Строительными работами руководил известный специалист Карл Мюллер. По его проекту Зимний сад переоборудовали в Парадную столовую. Несмотря на изменения, внешний облик здания остался неизменным. Потомки Родоконаки владели особняком вплоть до 1918 года, когда дом был «национализирован» и перешел в государственную собственность.

Буфетная

Во времена советской власти здесь в особняке Кочубея располагались различные государственные учреждения: военный трибунал, «Институт красоты» и т.д. В 1994 году здание получило статус федерального памятника. Особняк князя Кочубея был полностью отреставрирован и превратился в общегородской частный культурный центр.

Белый зал

  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
  • URL записи
  • ← Предыдущая запись
  • Следующая запись →

Особняк М. В. Кочубея

Особняк М. В. Кочубея

Участок дома №7 по Конногвардейскому бульвару впервые был застроен в 1790-х годах. Тогда здесь появился двухэтажный на подвалах особняк с фасадом в строгом классическом стиле.

В 1852 году новым владельцем участка стал действительный статский советник князь Михаил Викторович Кочубей.

Известный петербургский архитектор Гаральд Эрнестович Боссе по заказу князя осуществил перестройку находящегося здесь здания. 12 августа 1853 года выполненный Боссе проект фасада особняка был утверждён в Петергофе императором Николаем I и передан для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.

Строительство дома закончилось в 1857 году. В этом проекте зодчий решил архитектурную задачу в соответствии с эстетическими требованиями своего времени.

Особняк был построен в модном в то время флорентийском стиле и стал известен в городе как «Дом с маврами», так как его ограду украсили четыре бюста негров и негритянок с лицами из чёрного и одеждой из белого мрамора.

Интересно, что в таком же стиле Боссе немного ранее оформил особняк для старшего брата заказчика — Л. В. Кочубея (ул. Чайковского, 30).

На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Со стороны двора особняк Кочубея был трехэтажным. Фасад украшали гранитный цоколь, три балкона и чугунный навес на колоннах. Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени.

Парадная лестница особняка М. В. Кочубея решена в стиле английского ренессанса. Те же мотивы наблюдаются в Дубовом кабинете на первом этаже.

Приёмная на втором этаже была оформлена Боссе «в стиле Ринальди» — падуги и потолок в ней покрывала изящная лепка. Не менее пышно отделаны Танцевальный зал, Белый зал, Красная гостиная.

Читайте также:  Лотте Отель Санкт-Петербург(*****), Переулок Антоненко 2

Последнее помещение украшено лепным фризом с восемью живописными вставками, изображающими олимпийских богов в образе детей.

Каждый живописный плафон в особняке М. В. Кочубея посвящён одному из богов античного пантеона — Дионису (Вакху).

«Вакханалия» украшает Парадную столовую, «Дионис и Ариадна на острове Наксос» — Приёмную, «Меликерт, превращённый в морское божество» (Меликерт — сводный брат Диониса) — Танцевальный зал.

Предполагается, что последнее полотно исполнил венецианский художник XVIII века Себастьяно Риччи (или является копией с его картины).

Кабинет с эркером Боссе задумал оформить в мавританском стиле, но это не было осуществлено.

Красный зал в особняке М. В. Кочубея

В декабре 1867 года участок со всеми строениями был куплен у князя Кочубея купцом первой гильдии Федором Родоконаки. Проект перестройки дома для нового владельца составил академик архитектуры Карл Федорович Мюллер.

В 1868 году им был составлен и осуществлен проект надстройки второго этажа над флигелем во внутреннем дворе и постройки хозяйственных помещений в парадном дворе. Тогда же на месте Зимнего сада появилась Парадная столовая.

В 1917 году здание занял военный трибунал, после чего его интерьеры были полностью переделаны.

Были зацементированы каналы вентиляции и духовых печей, приспособлены под нужды трибунала подвалы и подсобные флигели.

В 1960-е годы в особняке Кочубея была размещена косметическая поликлиника, под полами дворцовых помещений были проведены трубы водоснабжения, непосредственно на декоре стен расположены сантехнические приборы.

Особняк М. В. Кочубея в 1987 году был взят под охрану как памятник архитектуры.

В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду ЗАО «ИКАР». Спустя три года началась его реставрация.

Качество реставрации и её быстрота (все работы заняли три года) возвратили особняку роль значительного культурного центра Санкт-Петербурга.

Это первый петербургский памятник архитектуры, восстановление которого было проведено не из государственного бюджета и с высоким качеством, по достоинству оцененным Государственной комиссией во время приемки здания.

1 Андреева В. И.: «Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие». Издательство «Палаццо», 2012 — 224 стр.

Особняк князя М. В. Кочубея («Дом с маврами») — интересный неоренессанс в Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Санкт-Петербург славится своей исключительной архитектурой. Северная столица — поистине калейдоскоп стилей. Город на Неве собрал все зодческие изыски, которые только имеются в мире.

Особняк князя М. В. Кочубея — яркий образец неоренессанса, неплохо сохранившийся до наших дней. Дом является памятником архитектуры федерального значения.

Строительство и история особняка Кочубея

В первой половине XVIII века в квартале между Красной улицей и Конногвардейским бульваром размещался большой Прядильный двор, обслуживающий Адмиралтейскую верфь. В западной части Прядильного двора, где находился канатный завод, построили дворец великого князя Николая Николаевича.

В связи с этим событием была упразднена восточная часть двора. Её разделили на участки для строительства жилых домов. Участок дома № 7 на Конногвардейском бульваре приобрёл князь Михаил Викторович Кочубей в начале 1850-х гг. На нём был дом.

В середине XIX века князь Кочубей решил перестроить свой дом. Для этого он пригласил архитектора Геральда Боссе. Архитектор Г. А. Боссе разработал проект перестройки дома предыдущего владельца. И особняк был перестроен в стиле раннего итальянского ренессанса в 1853-1857 гг.

Фасад особняка был украшен оригинальной металлической решёткой с 4-мя бюстами мавров, их лица были сделаны из чёрного и чалмами из белого мрамора. Такой облик дома в то время произвёл настоящую сенсацию в столице.

В 1860-х у особняка появился новый хозяин — купец Федор Родоконаки. По его распоряжению, была сделана надстройка 2-го этажа флигеля, а также обновление интерьеров. Строительными работами руководил — Карл Мюллер (Миллер).

Несмотря на изменения, внешний облик здания остался неизменным. Потомки Родоконаки владели особняком вплоть до 1917 г.

Советская судьба особняка Князя

После революции дом был «национализирован» и перешёл в государственную собственность. Во времена советской власти в особняке князя Кочубея располагались различные государственные учреждения.

С 1917 года здесь размещался военный трибунал с 1917 г. В 1961 году здесь обосновалась косметическая поликлиника под названием «Институт красоты». В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду ЗАО «ИКАР».

Особняк Кочубея в наши дни

В 1993 году началась реставрация дома. В 1994 году здание получило статус федерального памятника.

В особняке частично сохранилась отделка: лепка, кариатиды, камины, дубовые двери. Остались и живописные плафоны.

Адрес и как добраться до особняка Кочубея

  • Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 7
  • Ближайшие станции метро: Адмиралтейская
  • От ст. м. Адмиралтейская пешком ~ 14 минут = 1,2 км. Нужно выйти на Малую Морскую улицу, следовать по ней, за Исаакиевским сквером свернуть на Исаакиевскую площадь, затем на Сенатскую и выйти на Конногвардейский бульвар, дом будет рядом.

Санкт-Петербург. Особняк Кочубея или «Дом с маврами». Сентябрь, 2019

Участок дома №7 по Конногвардейскому бульвару впервые был застроен в 1790-х годах. Когда был засыпан Адмиралтейский канал и на его месте разбили сквер. Тогда здесь появился двухэтажный на подвалах особняк с фасадом в строгом классическом стиле.

В 1852 году новым владельцем участка стал действительный статский советник князь Михаил Викторович Кочубей. Сын дипломата и министра внутренних дел Российской империи Виктора Павловича Кочубея и Марии Васильевны Васильчиковой. Род, благодаря Петру I, известный на всю Россию.

Михаил Кочубей, был человеком самолюбивым, прямым и кристально честным. Страстно любил охоту. Водил дружбу с половиной знати столицы и, в частности, с Геральдом Эрнестовичем Боссе, знаменитым петербургским архитектором.

Поэтому купив участок с особняком по Конногвардейскому бульвару, долго не думал, предложил своему приятелю Боссе взяться за перестройку здания.

В силу своего характера, Михаил Кочубей требовал от архитектора самого, самого лучшего, дорогого и современного на тот момент внутреннего убранства своего будущего жилья.

Геральд Эрнестович внял просьбам приятеля, но не сошлись в одном. Боссе настаивал на полной перестройке здания. Снести и отстроить новое, Кочубей артачился, понимая, что тогда проект подорожает вдвое и эти дополнительные средства уйдут не на внутренний шик.

Он открыто гордился знатностью своего рода и мечтал удивить Петербург откровенным богатством своей резиденции. Боссе же претила только внутренняя перестройка, он так же мечтал удивить столицу, но что бы здание было спроектировано им всё.

От ограды участка, до фасада, лепнины и лестниц.

Как-то в один из августовских дней, Кочубей приглашает друга на охоту, в надежде переубедить Боссе. Тот не был охотником, но приглашение принимает. Охота захватила архитектора.

Сидя в возбуждении за столом и обсуждая её перипетии, друзья опять перешли к обсуждению будущего строительства и Боссе, не заметно, удалось-таки взять слово с Кочубея, что особняк необходимо строить с ноля!) Слово – дело!))

12 августа 1853 года выполненный Боссе проект фасада особняка был утверждён в Петергофе императором Николаем I и передан для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.

Строительство дома закончилось в 1857 году. В этом проекте зодчий решил архитектурную задачу в соответствии с эстетическими требованиями своего времени. Особняк был построен в модном в то время флорентийском стиле и стал известен в городе как «Дом с маврами», так как его ограду украсили четыре бюста негров и негритянок с лицами из чёрного и одеждой из белого мрамора.

На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Боссе особенно гордился сдвоенными окнами первого этажа.

До него подобных решений в городе никто не реализовывал. Само здание внутри, в буквальном смысле слова, светилось от дневного света.

Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени.

Читайте также:  Опера «лючия ди ламмермур» в мариинском театре

О внутреннем убранстве особняка, стоит говорить отдельно. По богатству и роскоши оно было сравнимо только с Зимним дворцом.

В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду частному владельцу. Спустя три года началась его реставрация.

Качество реставрации и её быстрота (все работы заняли три года) возвратили особняку роль значительного культурного центра Санкт-Петербурга.

Это первый петербургский памятник архитектуры, восстановление которого было проведено не из государственного бюджета и с высоким качеством, по достоинству оцененным Государственной комиссией во время приемки здания.

Особняк Кочубея

0 1031

Особняк Кочубея расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на Конногвардейском бульваре. В народе это великолепное здание известно, как «Дом с маврами». Такое название особняк получил благодаря ограде, украшенной оригинальными скульптурами чернокожих женщин и мужчин.

Трехэтажный дом выделяется даже на фоне Конногвардейского бульвара – одной из самых красивых улиц Северной столицы с десятками архитектурно-исторических памятников. Это здание сочетает несколько стилей: барокко, классицизм, модерн. Есть в нем и элементы итальянского ренессанса.

История

В 1790 г. участок, ныне занимаемый Домом с маврами, приобрел купец Н.Н. Солодовников. Негоциант решил построить себе петербургскую резиденцию. В 1793 г. здание было завершено: это был серый трехэтажный особняк с полным отсутствием декора. Дом напоминал коробку из-под табака, которым и торговал Солодовников.

В 1852 г. торговые дела купца пошатнулись, и он был вынужден продать дом. Покупателем стал один из самых видных петербургских щеголей, князь Михаил Викторович Кочубей.

Князь принадлежал к древнему аристократическому роду, основателем которого был крымский татарин Кучук-бей, принявший православную веру.

Один из потомков Кучук-бея, Василий Леонтьевич Кочубей, был казнен Мазепой за письмо Петру I с предостережением о готовящемся предательстве гетмана.

После победы над шведами Кочубеи стали одной из самых уважаемых и славных княжеских династий, многие представители которой добились значительных успехов в самых разных сферах.

Не стал исключением и М.В. Кочубей, начавший службу в должности придворного камер-пажа и вышедший в отставку в чине тайного советника. Женой Михаила Викторовича была княжна М.И. Барятинская – одна из самых знаменитых петербургских красавиц.

Для перестройки дома Кочубей пригласил известного архитектора Г. Боссе. Реконструкция проходила с 1853 по 1857 гг. Невзрачный дом купца Солодовникова превратился в изящный особняк, похожий на флорентийские палаццо.

Боссе перестроил цокольный этаж, сделав его жилым. Лицевой фасад был украшен узорчатой лепниной, квадратные окна стали полукруглыми с большим количеством декора. Со стороны двора к дому были пристроены изящные балкончики.

Особняк Кочубея был одним из самых удобных и современных зданий Петербурга по меркам XIX в.: в нем имелись водопровод, ванны, система духового отопления.

Однако самым запоминающимся элементом дома стала ограда, отделяющая дворик усадьбы от проезжей части. Боссе обнес участок оригинальной металлической решеткой, украшенной четырьмя бюстами мавров: два мужчины и две женщины. Бюсты были выполнены из черного и белого мрамора.

Особого внимания заслуживают интерьеры особняка, напоминающие внутреннее убранство царских дворцов. Для оформления Танцевального и Белого залов, Дубового кабинета, Приемной и других помещений Боссе использовал золотую лепнину, пилястры с кариатидами, статуи, огромные люстры, кессоны. Настоящим произведением искусства являются и резные дубовые двери, украшенные узорами и фигурками ангелов.

На стенах и потолках были размещены живописные плафоны. В соответствии с пожеланием М.В. Кочубея, любившего качественные алкогольные напитки, все плафоны посвящены богу Дионису. В столовой находится плафон «Вакханалия», в Приемной – «Дионис и Ариадна», в Танцевальном зале изображена сцена из греческого мифа про Меликерта – брата Диониса.

В 1867 г. Кочубей продал особняк промышленнику Ф.П. Родоканаки. Родоканаки решил увеличить площадь здания, пригласив для этой цели архитектора К.Ф. Мюллера. К дому пристроили флигель, в котором разместились хозяйственные помещения. Зимний сад Мюллер переделал в Парадную столовую.

После революции в особняке Кочубея разместился военный трибунал. В этот период многие элементы интерьера были переделаны в соответствии с революционными представлениями о комфорте. В итоге внутреннее убранство было почти полностью уничтожено.

В 1960 г. в Доме с Маврами находился один из первых в СССР салонов красоты. В здание были проведены современные коммуникации – центральная канализация, система водяного отопления, обновлен водопровод. Эти работы повысили комфортабельность здания, но негативно отразились на интерьерах.

В 1987 г. особняк Кочубея признали памятником архитектуры. В 1993 г. в доме начались восстановительные работы. Группа реставраторов, используя старинные рисунки, чертежи и фотоснимки, воссоздали уникальные интерьеры Дома с Маврами.

Впервые в истории Петербурга реконструкция здания проводилась за государственный счет. Реставрация была проведена на высочайшем уровне: качество работ было отмечено не только федеральной комиссией, но и ЮНЕСКО.

Дом с Маврами стал примером того, как можно полностью воссоздать архитектурно-исторический объект, который, казалось бы, безвозвратно утратил первоначальный облик.

В наше время особняк Кочубея – важный культурный центр, в котором проходят экскурсии, мастер-классы, научные конференции, лекции, творческие вечера.

Видео об особняке:

Особняк Кочубея или Дом с Маврами

?

linalina20 (linalina20) wrote, 2015-04-26 11:34:00 linalina20 linalina20 2015-04-26 11:34:00 Category: Участок дома №7 по Конногвардейскому бульвару впервые был застроен в 1790-х годах. В 1852 году новым владельцем участка стал действительный статский советник князь Михаил Викторович Кочубей. По заказу князя известный архитектор Гаральд Эрнестович Боссе осуществил перестройку находящегося здесь двухэтажного здания, 12 августа 1853 года выполненный проект фасада особняка был утверждён в Петергофе императором Николаем I и передан для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Со стороны двора особняк Кочубея был трехэтажным. Фасад украшали гранитный цоколь, три балкона и чугунный навес на колоннах. Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени. Парадная лестница особняка М. В. Кочубея решена в стиле английского ренессанса. Те же мотивы наблюдаются в Дубовом кабинете на первом этаже. Приёмная на втором этаже была оформлена Боссе «в стиле Ринальди» — падуги и потолок в ней покрывала изящная лепка. Не менее пышно отделаны Танцевальный зал, Белый зал, Красная гостиная. Последнее помещение украшено лепным фризом с восемью живописными вставками, изображающими олимпийских богов в образе детейКрасный зал или коасная гостиннаязеленая гостиннаяГолубая гостиная.Это была самая большая комната в доме и использовалась как танцевальный зал. Герб в углу не является гербом Кочубея.

Дубовые двери и плафон украшали и делали комнату неповторимой

Библиотека.

В зто помещение можно попасть и через коридорчик из красной гостиной. Состоит из трех частей. Предположительно, это библиотека, т.к. обучение детей — основной сюжет лепных украшений на падугах центральной части. В других частях — другие сюжеты.

Музыкальный зал.

Сейчас поммещение называют розовой гостиной. Боссе делал её белой, и в те времена она называлась белой гостиной. Это единственное из парадных помещений, окна которого выходят во двор.

Двор

Во времена Кочубея во дворе был сад. Современный двор выполнен по проекту архитектора Миллера для последующего хозяина особняка — Родоконаки. Это крытое помещение, красиво оформленное, в котором сейчас находится ресторан. Здесь две подлинные мавританки. (В ограде на улице — копии)

В декабре 1867 года участок со всеми строениями был куплен у князя Кочубея купцом первой гильдии Федором Родоконаки. Проект перестройки дома для нового владельца составил академик архитектуры Карл Федорович Мюллер.

В 1868 году им был составлен и осуществлен проект надстройки второго этажа над флигелем во внутреннем дворе и постройки хозяйственных помещений в парадном дворе. Тогда же на месте Зимнего сада появилась Парадная столовая.В 1917 году здание занял военный трибунал, после чего его интерьеры были полностью переделаны.

Читайте также:  Открытие Русского музея

Были зацементированы каналы вентиляции и духовых печей, приспособлены под нужды трибунала подвалы и подсобные флигели. В 1960-е годы в особняке Кочубея была размещена косметическая поликлиника, под полами дворцовых помещений были проведены трубы водоснабжения, непосредственно на декоре стен расположены сантехнические приборы.Особняк М. В.

Кочубея в 1987 году был взят под охрану как памятник архитектуры.

В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду ЗАО «ИКАР». Спустя три года началась его реставрация.

Качество реставрации и её быстрота (все работы заняли три года) возвратили особняку роль значительного культурного центра Санкт-Петербурга. Это первый петербургский памятник архитектуры, восстановление которого было проведено не из государственного бюджета и с высоким качеством, по достоинству оцененным Государственной комиссией во время приемки здания.

Особняк Кочубея (Дом с маврами) в Санкт-Петербурге на Конногвардейском бульваре

посмотреть на карте Google

Собственно этот потомок крымско-татарского выкреста Кукук-Бея, влившегося в ряды запорожских казаков со всеми вытекающими из данного факта дворянскими последствиями, перестроенным и реконструированным для себя самого пристанищем под названием особняк Кочубея владел считанное число лет.

Судите сами: приобрёл князь М.В. Кочубей только что построенный купцом Солодовниковым трёхэтажный каменный дом в 1852 г., после чего сразу же заказал будущий проект архитектору Г. Боссе. К концу лета 1853 г. проект оказался готов и был одобрен самим Николаем I. В 1857 г.

особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре был сдан в эксплуатацию. А уже спустя десять лет во владение им вступил купец первой гильдии Ф. Родоконаки, который, оставив прежний внешний вид, тем не менее с помощью академика архитектуры К.Ф.

Мюллера внёс существенные коррективы в особняк Кочубея в Санкт-Петербурге, главным образом в интерьере и во внутреннем дворике.

Дом с маврами

Гаральд Эрнестович Боссе в качестве основополагающего стилевого решения предложил наработки периода зарождающегося в Флоренции итальянского ренессанса, дополненные подсказками и сюжетами из других стилей.

Получилось, что к бульвару особняк Кочубея обратил оба этажа своего фасада, тогда как во дворе оказалось на один этаж больше. Гранитный цоколь, балконы и державшие навес из чугуна колонны как украшение фасада, печное отопление, водопровод и ванные — всё это не прошло незамеченным.

Но главная сенсация новостройки — это настоящая экзотика в виде мавританских красавиц и кравцев на оригинальной решётке. Отсюда, кстати, второе название архитектурной достопримечательности — дом с маврами.

Всего мавров с чёрными лицами из чёрного мрамора в белых одеждах из белого мрамора восемь: четыре женщины и четыре мужчины. Впрочем, утверждается, что похожие мотивы уже были опробованы архитектором ранее при проектировании дома для Л.В. Кочубея, старшего брата М.В. Кочубея.

Внутренняя отделка с самого начала представляла значительный художественный интерес.

Лепка, кариатиды по эскизам Боссе, некоторые из которых сохранились по сию пору, резьба на дубовых дверях, декор каминов, обшивка стен в столовой дубом, роспись плафонов, многие другие оригинальные решения вызывали у специалистов и почитателей неизменный респект и уважение.

Парадной лестнице и Дубовому кабинету на первом этаже проектировщик придал черты английского ренессанса, приёмную на втором этаже было решено оформить в стиле Ринальди, с изящной лепкой потолка и падуги. В такую же пышность одели Белый и Танцевальный залы, Красную гостиную.

Красная гостиная отделана лепным фризом, в которой сделано восемь живописных вставок, демонстрирующих богов олимпийского пантеона в образах детей. Также богам античного пантеона посвящены и каждый из живописных плафонов.

Фёдор Родоконаки в 1868 г. надстроил этаж во внутреннем дворике над флигелем, увеличил количество хозяйственных построек, переделал под парадную столовую зимний сад. Сейчас бы сказали: оптимизировал пространство. Но снаружи, со стороны бульвара всё осталось как при князе.

Большевики, отвергнув частнособственнические инстинкты эксплуататорских классов, дом с маврами Санкт-Петербург национализировали в свою, народно-коммунистическую собственность.

И, переделав флигели и подвалы, зацементировав отводы в духовых печах и вентиляционные каналы, разместили в нём военный трибунал. В 1961 г.

особняк Кочубея в очередной раз реконструировали и вселили в него Институт красоты, фактически косметическую клинику.

На закате советской власти, в 1990 г. состоялся открытый конкурс на лучшую программу использования архитектурной достопримечательности. Победителем было объявлено ЗАО «ИКАР», получившее особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре в долгосрочную аренду.

Первым делом надлежало привести объект в порядок, поэтому в 1993 г. приступили к его реставрации. И почти сразу же, в следующем году зданию было присвоено звание федерального памятника.

Реставрация была произведена быстро и качественно, поэтому уже через три года в городе появился значительный культурный центр Санкт-Петербурга.

  • Отмечается, что особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре стал первым памятником архитектуры в северной столице, который был восстановлен на негосударственные или муниципальные средства, и при том с высоким качеством.
  • Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
  • Поделиться в социальных сетях
  • Вам понравится

Пока что нет комментариев. Будьте первыми!

Отзывы:

Оставить отзыв к Особняк Кочубея

Особняк Кочубея. Дом с маврами

В 1850 году участок между нынешними Конногвардейским бульваром и Галерной улицей приобретает купец Солодовников и строит здесь ничем не примечательный трехэтажный каменный дом, который в 1852 году перекупает действительный статский советник, член попечительского совета, князь Михаил Кочубей. Он то и заказывает зодчему Гаральду Боссе радикально перестроить здание.

После того, как чертежи были завершены, архитектора послали в Царское село, где проект будущего здания лично утвердил Николай I и передал его для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий — в то время дома, строившиеся в непосредственной близости от Зимнего и великокняжеских резиденций, тщательно проверяли: как бы не построили ничего дурного.

Строительство закончили в 1857 году. На суд горожан представили особняк в модном в те годы флорентийском стиле.

Однако широкую известность он получил вовсе не из-за безусловного изящества фасада, а из-за четырёх бюстов мавританок, с лицами из чёрного и одеждой из белого мрамора, украсивших ограду вокруг здания.

Любопытная деталь: Боссе, работавший над проектом, далеко, что называется не ходил: ранее он уже построил похожее здание для брата заказчика — Льва Кочубея, которое располагается на улице Чайковского, 30.

Парадная лестница особняка была выполнена в стиле английского ренессанса, те же очертания наблюдались и в Дубовом кабинете на первом этаже.

Приёмная, располагавшаяся на втором этаже, была оформлена «в стиле Ринальди» — роскошно и помпезно.

А Танцевальный зал, Белый зал и Красная гостиная были декорированы с таким изяществом, что у гостей Михаила Кочубея даже дух захватывало от эдакой красоты. 

Через десять лет участок со всеми его живописными строениями был куплен купцом первой гильдии Федором Родоконаки, который, призвав в помощь архитектора Карла Мюллера, надстроил второй этаж над флигелем во внутреннем дворе и возвёл хозяйственные помещения в парадном. 

В 1917 году, как это случилось со многими особняками купцов и аристократов, здание было национализировано, и его занял военный трибунал, где решались судьбы многих жителей сумбурного, опасного и страшного Петрограда послереволюционных дней. Блестящие интерьеры особняка были полностью переделаны, часть имущества вывезена, и в советские годы этот дом напоминал не бывший особняк зажиточного человека, а казённое безликое здание.

В 1990 году здание капитально отремонтировали, вернули былую роскошь и взяли под опеку, внеся в список охраняемых памятников культуры.

  • АдресКонногвардейский б-р, 7

 hellopiter.ru, teatrdomino.narod.ru,

Оцените статью
Мой Город - Петербург