Особняки санкт-петербурга: кшесинской, брусницыных, половцева

18.06.2019

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать балерина Матильда Кшесинская, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II.

Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа.

Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

Матильда Кшесинская: «Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней.

Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее».

Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад. План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины.
Александр Иванович фон ГогенОсобняк получился огромным: два этажа и цокольный этаж. Сама балерина в мемуарах упоминает, что была очень довольна работой архитектора, блестяще выполнившего все её желания. «Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом и была очень рада зажить наконец в удобных условиях и с настоящим комфортом», — напишет она в мемуарах. Условия там были по-настоящему удобными. Сегодня с аналогичным размахом дома строят олигархи.

Особняк М. Ф. Кшесинской. Фасад на Дворянскую ул.На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большая зала, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника.

Двор особняка.Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.

Матильда Кшесинская: «Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме было всегда достаточно запасов, чтобы приготовить экспромтом обед».

Большая и Малая столоваяВторой этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько «запасных» комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки.

Столовая.Матильда Кшесинская: «У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало».Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев. В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе. Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм. На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова.

Интерьер гостинойМатильда Кшесинская: «Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн».

СпальняВсе бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели.

Парадная лестницаТакже при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница. В доме было немало живности. В сарае также жила «толстая свинья, любимица Вовы». В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете «Эсмеральда». Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её.
Матильда Кшесинская: «Она стала такой ручной, что даже снята со мною в моей гостиной, на коленях. У меня ещё был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть в нём гуляющих вместе: козочку, свинью и фоксика». Дом балерины в 1910-е годы стал настоящим светским салоном. Она часто давала ужины и принимала знатных гостей. Бывала на её вечерах и Айседора Дункан, которая показывала своих учениц в доме Кшесинской. Но счастье и беспечное веселье быстро закончились.
Матильда Кшесинская в зале.В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться. Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности. Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.

Матильда Кшесинская: «Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море.

На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее.

Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай».

27 февраля Кшесинская покинула свой дом. Как оказалось, навсегда. Она долго скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.Вскоре балерине позвонил дворник и предупредил, что её особняк начали разграблять. Кшесинская попросила сестру Юлию помочь разобраться в ситуации. Она узнала, что несколько ящиков с вещами были вывезены в дом градоначальника. В итоге сестре удалось вернуть некоторые вещи, в том числе ящики с серебром. Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Матильда Кшесинская: «Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками.
В это время ко мне подошёл студент Агабабов, который первым занял мой дом и жил с тех пор в нём. Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства… Внизу, в зале, картина была не менее отвратительна: рояль Бехштейна красного дерева был почему-то втиснут в зимний сад, между двумя колоннами, которые, конечно, были сильно этим повреждены. С тяжёлым сердцем вышла я снова из своего дома; с такой любовью построенный, вот во что он превратился…»
.

Салон, 1916Все попытки балерины вернуть себе дом не увенчались успехом. В мае ей вернули лишь один из реквизированных автомобилей. Кшесинская тут же продала его, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В Петербурге она прожила до середины лета.

«Чем становилось спокойнее, тем мучительнее чувствовалось, что нет больше ничего своего, нет ни дома, ни вещей, но другим было ещё хуже», — напишет в мемуарах балерина.

Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д’Ай.В особняке Кшесинской в Петербурге в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие.

С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции.

В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

Источник: life.ru

Источник:

Матильда Кшесинская и наследник престола. История любви в особняке балерины

В конце зимы  1893 года уютный, небольшой особняк на Английском проспекте (ныне улица Куйбышева, 2-4) сняла балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская, стремясь к независимости во время встреч с наследником престола.

Данное решение было продиктовано тем, что Матильда была возлюбленной будущего Николая Второго.

В данном двухэтажном особняке сейчас расположен музей Государственный музей политической истории России, двери которого открыты в рабочее время и любой, купивший входной билет, может прикоснуться к истории знаменитого романа – юных Матильды Кшесинской и будущего Николая Второго.

Особняк Матильды Кшесинской

В конце XIX века людская молва выдумывала разные небылицы о встречах возлюбленных, например, что под Невой есть тайный подземный/подводный ход между императорским Зимним дворцом и особняком Матильды.

Действительность была намного прозаичнее, юные влюбленные долгое время встречались в родительской квартире Кшесинских. Иногда вместе с Николаем приходили в гости к балерине сыновья великого князя Михаила Николаевича: Георгий, Сергей и Александр.

Матильда (или Маля, как называл ее наследник престола и домашние) угощала гостей шампанским, а Михайловичи пели грузинские песни.

Матильда Кшесинская

Обстановка в квартире мало подходила для встреч, поскольку там же жили родители и сестра Матильды. Родители делали вид, что не понимают о том, кто приезжает к их дочери и тихо оставляли квартиру вечером.

Юный Николай фиксировал в своем дневнике: “25 января 1893 г. Понедельник. Вечером полетел к моей М.К. и провел самый лучший с ней вечер до сих пор. Нахожусь под впечатлением ее – перо трясется в руке”. “27 января 1893 г. В 12 час. отправился к М.К., у которой оставался до 4 час. Хорошо поболтали, посмеялись и повозились”.

Молодой великий князь Николай Александрович, будущий Николай II

Именно понимая все  неудобство встреч Матильда принимает решение о снятии особняка на берегу Невы, в центре города.

По иронии судьбы, одним из прежних владельцев особняка был Великий князь Константин Николаевич, дядя императора Александра III, который, удалившись от супруги жил здесь с балериной Анной Кузнецовой.

Николай посетил новоселье сестер Кшесинских в особняке (старшая родная сестра Матильды так же была балериной Мариинского театра). Он оставил заметку в дневнике: “20 февраля. Суббота. В театр не поехал.

Читайте также:  Новый планетарий в спб на обводном канале

, зато отправился к и отлично вчетвером поужинали на новоселье. Они переехали в новое жилище – уютный домик-особняк в два этажа.  Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо еще пополнить кое-что.

Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час.“

Белый зал в особняке Кшесинской

Наследник престола чувствовал себя свободным в этом особняке, он не должен был следовать ритуалам двора, он был молод. Однажды вечером пришедшие гости нашли будущего государя за необычным занятием.

Он танцевал пародию на танец Матильды из балета “Спящая красавица”, пытаясь сразу изобразить и Волка, и Красную шапочку.  В этот момент на будущем властелине Российской державы был платок на голове, а в руках корзинка.

Они были юными и беспечными в этом доме, насколько беспечными должны быть юные возлюбленные.

Матильда Кшесинская

Не смотря на привязанность к балерине, Николай отдавал себе отчет в непреодолимой дистанции между ними. Весной 1894 была объявлена  помолвка между наследником престола и гессенской принцессой Алисой.

Николай заранее, до приезда невесты в Россию, порвал близкие отношения с Матильдой.

Согласно ее воспоминаниям он попросил ее о последнем свидании, “они встретились на Волхонском шоссе у стоящего на обочине сарая с сеном… Когда Ники уехал на полигон, я еще долго стояла у сарая и смотрела ему в след, пока он не скрылся из виду”. 

В последующем прощальном письме он разрешил балерине обращаться к нему  в любое время и с любыми просьбами, а также называть его на “ты” и Ники.  Он отдал распоряжение купить Матильде тот самый особняк, в котором встречался с ней,  за сто пятьдесят тысяч рублей.

Особняк Матильды Кшесинской

Не смотря на расставание с наследником, Матильда имела романы с другими членами семьи Романовых. В Мариинском театре Матильду откровенно побаивались.

Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Матильда Кшесинская

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился.

Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

 Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил, совсем.

Особняк Матильды Кшесинской

Прима Мариинского театра прожила в своем особняке до 22 февраля 1917 года. Особняк оказался в центре революционной жизни столицы. В адрес Матильды поступали письма с угрозами и 22 февраля 2017 Кшесинская дала последний званый обед в своем доме.

Пять дней спустя, приказав накрыть стол для вечернего чая, она, не сказав ни слова даже прислуге, ушла из дома вместе с сыном: как явствуют ее мемуары, написанные в эмиграции. Угрозы, содержащиеся в анонимных письмах, реализовались день спустя.

В особняк ворвалась группа неизвестных, “реквизировавших автомобили Кшесинской и продукты питания“. А уже с 1 марта в особняке обосновались большевики. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда.

Здесь работает Ленин, Сталин, Зиновьев и другие революционеры. В ее особняке был устроен штаб большевиков. 

Особняк Матильды Кшесинской

Через пару недель от богатого убранства не осталось и следа, а с высокого балкона начал произгосить речи вернувшийся из эмиграции Ленин. Матильда пыталась вернуть отнятое имущество и обратилась в суд, причем одним из ответчиков значился «кандидат прав В.

И. Ульянов (лит. псевдоним — Ленин)». 5 мая 1917 года суд постановил вернуть особняк законной владелице, но большевики чихать хотели на решение мирового судьи. В июле Кшесинская с сыном навсегда покинули Петроград и уехали в Кисловодск, где их ждал Великий князь Андрей Владимирович.

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром

После длительных приключений и злоключений в 1920 году Андрей, Матильда и ее сын Владимир добрались до особняка Кшесинской на Лазурном берегу.

Через год старые любовники наконец-то сочетались законным браком, а Володя, официально усыновленный, вместо Сергеевича стал Андреевичем.

Матильда Кшесинская проживет очень долгую жизнь, получит титул светлейшей княгини Романовской-Красинской, будет учить балету французских девочек, встретится с шефом Гестапо Мюллером, чтобы освободить сына из концлагеря, напишет воспоминания о своей бурной молодости, переживет мужа на 15 лет, и, не дожив нескольких месяцев до векового возраста, в 1971 году упокоится на кладбище кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Похоронена она в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Могила Матильды Кшесинской

В петербургском особняке балерины до сегодняшнего дня частично уцелели интерьеры особняка, например, великолепная мраморная лестница.

Во времена Кшесинской по ней заходили в дом Фёдор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев и многие другие выдающиеся деятели российской культуры, члены царской семьи. Интерьеры в стиле модерн были частично восстановлены в 1980-е годы.

 Главное помещение особняка – Белый зал, где балерина устраивала приемы, центр культурной жизни особняка по сей день.

Великий князь Андрей Владимирович

Один из залов особняка-музея представляют экспозицию “Матильда Кшесинская: фуэте судьбы”. Отдельно в экспозиции освящен четырехлетний роман балерины и наследника. В музее представлены подлинные вещи из гардероба танцовщицы.

Официальный сайт музея Государственный музей политической истории России:  http://www.polithistory.ru/

Экспозиция балерины в особняке Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге

Время работы: Пн, вт, сб, вс – с 10.00 до 18.00, касса работает до 17.00 В среду и пятницу с 10.00 до 20.00, касса работает до 19:00 Выходной день – четверг Каждый последний понедельник месяца – санитарный день

Музей закрыт для посетителей 1, 2, 7 января и 1 мая

Адрес музея: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4. Вход с Кронверкского проспекта.

Проезд: Музей находится рядом со станцией метро Горьковская. Добраться до музея также можно от ст. м. Петроградская (маршрутные такси № 46, 76), Спортивная (маршрутное такси № 183), Финляндский вокзал (автобус № 49, маршрутное такси № 183, 30).

Телефон для справок и предварительных заявок: (812) 233-70-52, 313-61-63 доб. 235 (диспетчер)

Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге

Источник:

Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге: режим работы и стоимость билетов 2019, биография Матильды Кшесинской

Особняк Кшесинской — это старейшее здание, сохранившееся на Троицкой площади Санкт-Петербурга. Оно возведено в начале XX века, когда был открыт Троицкий мост, соединивший Петроградскую сторону с центром города. Особняк Кшесинской имеет удивительную судьбу и вызывает интерес, как историков, так и обычной публики.

История здания связана с именем Матильды Кшесинской — балериной и светской львицей тех лет. В доме собирался высший свет Санкт-Петербурга, бывали в нем и великие князья из рода Романовых.

Однако, во время февральской революции здание заняли большевики и через несколько дней от великолепного убранства не осталось и следа, а с балкона выступал с пламенной речью вернувшийся из эмиграции Владимир Ульянов.

Биография Матильды Кшесинской

Именно здесь, напротив Петропавловской крепости, известная прима балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская в 1904 году приобрела участок земли.

В то время у нее подрастал сын и прежний дом, на Английском проспекте, подаренный Николаем II, стал ей тесен.

Не желая оглашать свое имя по известным причинам, первоначально Кшесинская оформила землю на посредника — дворянина Александра Коллинга.

Имя знаменитой танцовщицы окутано множеством домыслов и сплетен и, конечно, у столичных обывателей того времени возникал вопрос, на чьи деньги куплена земля и строился дворец, если годовое жалованье балерины не превышало 8 тысяч, а участок земли стоил в 10 раз больше? Многие посчитали, что вся недвижимость балерины (у нее было несколько домов в России и вилла во Франции) достались ей от влюбленного в нее императора.

Согласно одной из легенд, под Невой между домом балерины и Зимним дворцом был прорыт подземный тоннель, которым часто пользовались влюбленные. Отметим, что это предание явно не выдерживает критики, поскольку лишь за несколько лет до этого был построен Троицкий мост, соединяющий Петроградскую сторону с центром города и по сей день считающийся чудом инженерного искусства.

Впервые Матильда Кшесинская и цесаревич Николай Александрович встретились в 1890 году на выпускном балу хореографического училища. Она сумела обворожить наследника престола и между ними завязался роман.

Сразу после училища Матильда начинает танцевать в Мариинском театре и в первый же год она выступила в 22 балетах и 21 опере. Она была талантлива и трудолюбива, но и встречи с цесаревичем, начавшиеся в 1892 году, безусловно, имели огромное значение для её карьеры.

Матильда сильно переживала, хотя с самого начала встреч знала, что цесаревич никогда на ней не женится. С этого времени влюбленные перестают встречаться и остаются друзьями.

Вместе с тем, многие годы после женитьбы император помогал и защищал балерину, когда ее старались унизить и оскорбить.

Балерина рассталась с императором, но не рассталась с семьей Романовых. Ее возлюбленным стал близкий друг императора — великий князь Сергей Михайлович, утешивший балерину в трудные дни.

Охладев к нему, она завела роман с 53-летним князем Владимиром Александровичем, а затем с его сыном – князем Андреем Владимировичем.

В 1902 году у Матильды от него родился сын Владимир, а поженились они лишь через 21 год после знакомства, в 1921 году в Париже.

На сцене Мариинского театра она танцевала 12 лет, причем самые лучшие спектакли принадлежали ей. Она сама решала, кому танцевать.

В 1904 году 32-х летняя балерина оставила сцену, но позже танцевала в Мариинском театре на договорной основе (ей платили 500 рублей за выступление, огромные по тем временам деньги). В этот же год она приступает к реализации своей мечты – строительству для себя и сына большого просторного дома с садом.

Фильм «Матильда»

В октябре 2017 года в прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда». Сюжет фильма весьма вольно трактует биографии реальных персонажей и совсем не является документальным.

Вместе с тем, в нем очень красочно показаны царские усадьбы Санкт-Петербурга, на экране вы увидите много великолепных пейзажей и красивых сцен (в основном, фильм снимался в Царском Селе и Мариинском театре).

Николай II показан как человек влюбленный, но понимающий, что должен служить отечеству. В особняке Кшесинской фильм не снимался.

Особняк Матильды Кшесинской — краткое описание

В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум.

Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте.

Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.

Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная – на север.

Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон.

Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,

Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина.

В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона — стиль Людовика XVI.

Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон – в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой – театральные костюмы.

В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.

Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.

Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».

С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.

Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов).

Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется.

Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.

С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».

В 1955-1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.

Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.

Адрес особняка Матильды Кшесинской

197046, г. Санкт-Петербург, ул. Куйбышева, д. 2-4. Вход с Кронверкского проспекта.

Как доехать до особняка Матильды Кшесинской

Ближайшая станция метро — «Горьковская», 5-10 минут пешком. При выходе из метро обратите внимание на два подземных перехода. Вам нужен тот что справа, который ведет на противоположную сторону Кронверкского проспекта. При выходе из подземного перехода пройдите по скверу мимо мечети. Угловое здание на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева — особняк Матильды Кшесинской.

Совсем недалеко от музея находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Петропавловская крепость, крейсер Аврора, Домик Петра I, Соборная мечеть и загадочные скульптуры Ши-Цза. Их посещение можно совместить.

Режим работы особняка Матильды Кшесинской (Музея политической истории) в 2019 г

  • Понедельник, вторник, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • Среда и пятница — с 10:00 до 20:00
  • Выходной день — четверг
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Санитарный день — последний понедельник месяца
  • 1, 2, 7 января и 1 мая музей не работает

Стоимость билетов в особняк Матильды Кшесинской (Музеи политической истории) в 2019 г

  • Для взрослых — 250 руб.
  • Для детей до 18 лет и пенсионеров РФ — бесплатно
  • Студенты дневных отделений РФ — 50 руб.

Официальный сайт

www.polithistory.ru

Источник:

Особняк Кшесинской

Другие названия: Особняк балерины Матильды Кшесинской, Музей Октябрьской революции, музей политической истории России.

Адрес: ул. Куйбышева, 2/4, Кронверкский проспект, 1

Год постройки: 1904-1906

Архитектор: А. И. фон Гоген

Стиль: модерн

Особняк Матильды Кшесинской – это одна из легенд Петербурга. Его старинное здание, возведенное в начале ХХ века на Троицкой площади северной столицы, в почти неизменном виде дошло до наших дней.

Принадлежал особняк известной питерской балерине и светской львице Матильде Кшесинской, которой благоволил сам император Николай II.

Некоторые источники утверждают, что балерина некоторое время была его фавориткой и участок земли напротив Петропавловской крепости, стоимость которого в 1904 году была в 10 раз больше жалованья примы Мариинского театра, был ей подарен императором.

По одной из питерских легенд, возведенный на нем особняк, в который Матильда Кшесинская вскоре перевезла сына, соединялся подземным туннелем с Зимним Дворцом. Им и пользовались влюбленные для тайных встреч, которые продолжались более 2 лет.

Сейчас мы, разумеется, понимаем, что этого быть не могло: Матильда и Николай прервали отношения ещё в конце века 19, особняк был построен 10 годами позже, однако обыватели не забыли о юношеском увлечении царя, что и дало повод для рождения этой легенды.

После расставания с цесаревичем прима-балерина нашла утешение в объятиях его кузена, великого князя Сергея Михайловича.  Спустя 20 лет, уже будучи в эмиграции, она вышла замуж за ещё одного члена семьи Романовых — великого князя Андрея Владимировича. В ее особняке до самой революции собирался высший свет Санкт-Петербурга, а великие князья были в нем почетными гостями.

В 1917 году дом балерины Мариинского театра заняли большевики, и очень скоро от его богатого убранства не осталось и следа. С балкона второго этажа выступал перед революционными массами Владимир Ильич Ленин, зачитывая свои «Апрельские тезисы». Остальные комнаты особняка были отданы под штаб. Ценности оттуда все были вывезены.

Дорогие интерьеры разграблены. Матильда Кшесинская пыталась вернуть себе свое имущество и неоднократно подавала иски в суд. В конце концов она поняла, что вернуться в родной дом у нее вряд ли получится. Бывшая прима Мариинского театра уехала с влюбленным в нее князем в Кисловодск, а затем эмигрировала в Париж.

В советское время в здании особняка располагался музей Великой Октябрьской социалистической революции, а затем – музей политической истории России. Восстановлены были лестница с балюстрадой, зимний сад, ротонда и белый зал. В наши дни особняк Матильды Кшесинской активно посещают туристы.

Несмотря на то, что от прежних роскошных интерьеров почти ничего не сохранилось, здесь есть на что посмотреть.

Архитектура особняка

Став обладательницей земельного надела почти в самом центре города, Матильда Кшесинская для разработки проекта своего будущего дома тщательно выбирала архитектора.

Выбор она остановила на Александре фон Гогене, который в те времена был главным архитектором Императорского двора. Работал он в модном в ту эпоху стиле модерн, что вполне устраивало балерину.

Особняк она собралась возвести полностью соответствующим последним тенденциям архитектурной моды.

В его внешней и внутренней отделке широко использовались природные материалы, стены украшены растительными орнаментами, изящной мозаикой и майоликовыми панно.

Особняк отличался контрастностью фактур, нестандартными оконными проемами и включением ряда декоративных элементов, присущих восточному стилю. Дом балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской стал самым модным местом в северной столице.

Интерьер особняка

Решив уйти из театра и посвятить себя воспитанию сына, Матильда Кшесинская при обустройстве нового дома отдавала предпочтение простору и комфорту. Внутреннюю отделку почти всех жилых комнат прима-балерина придумала сама. Ее особняк оказался не только красивым и удобным, в его внутренней планировке предусмотренным оказалось абсолютно все.

Гардеробная состояла из двух комнат. В одной из них хранилась обычная одежда хозяйки, а в другой – ее сценические костюмы. Кухня была оборудована по последнему слову техники. В хозяйстве была прачечная, гараж для двух автомобилей и отдельное помещение для животных – коровы, козы и свиньи.

Был даже собственный винный погреб, обустройством которого занимался возлюбленный балерины и отец ее ребенка. Но настоящей гордостью хозяйки была, конечно же, парадная часть дома, представляющая собой роскошную анфиладу комнат, интерьер которых был выдержан в едином стиле.

Замыкал ее шикарный зимний сад.

Особняк Матильды Кшесинской сегодня – это музей политической истории России, отдельная экспозиция которого посвящена временам его первой хозяйки – балерины Мариинского театра и возлюбленной императора Николая II.

Несмотря на то, что от былой обстановки здесь ничего не осталось, парадная часть сохранилась в почти неизменном виде.

В наши дни здесь проводят литературные вечера, ежедневно сюда устремляются сотни туристов, желающие посетить место, где прошла часть жизни знаменитой танцовщицы.

Источник:

«Я работаю в особняке Матильды Кшесинской»

Сотрудники Музея политической истории России — о соседстве с мечетью, портрете Сталина за решеткой и шумихе вокруг фильма «Матильда»

В Петербурге недалеко от станции метро «Горьковская» находится особняк, возведенный в начале ХХ века по заказу балерины Матильды Кшесинской, героини самого скандального российского фильма этого года.

Сам особняк — выдающийся образец архитектуры модерна.

Здесь бывали Федор Шаляпин, Анна Павлова, Сергей Дягилев — и, разумеется, великие князья Романовы, в том числе Андрей Владимирович, будущий муж балерины и отец ее сына.

Матильда Феликсовна прожила в особняке вплоть до Февральской революции 1917 года: затем здание заняли большевики, здесь работал Ленин — и зачитывал с балкона свои «Апрельские тезисы». Кшесинская пыталась вернуть дом: подавала в суд на большевиков и даже выиграла процесс, но новые обитатели решение не выполнили.

В июле же 1917-го их самих изгнали из особняка войска Временного правительства. Один из журналистов так описал особняк после разгрома: «Во всех помещениях царит полный хаос. Стильная мебель запачкана, поломана, многие мелкие вещи унесены. Повсюду валяются тряпки, листы бумаги, шкафы поломаны».

В 1920 году Кшесинская навсегда уехала из России. В ее особняке сначала размещались государственные учреждения, затем — Музей Кирова.

А в 1955–1957 годах здание соединили в комплекс с соседним особняком Бранта (еще один дом в стиле модерн, возведенный  архитектором Мельцером) и открыли здесь Музей Октябрьской революции. После распада СССР он стал Музеем политической истории России.

В наше время, в 2013 году, в музее появился просторный атриум с выставочной зоной. Хозяйке особняка посвящена постоянная экспозиция «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы».

The Village поговорил с сотрудниками Музея политической истории о том, каково работать в роскошном особняке, а заодно узнал, как на них сказалась шумиха вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда».

Из книги «Особняк Кшесинской» В. Д. Боброва и Б. М. Кирикова

«Здание в стиле модерн привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его звеньев, меняющиеся ритм и размеры окон повторяют особенности внутренней планировки.

Выразительна богатая палитра отделочных материалов: красный и серый гранит, светлый облицовочный кирпич и синяя майликовая плитка, элементы металлических конструкций и кованые узоры. Палисадник, ограда и угловая беседка подчеркивают впечатление уютной камерности. Облик особняка ясен и функционально четок.

Не претендующий на внешнюю роскошь, он по-своему импозантен. Недаром его часто называли дворцом Кшесинской.

Структура особняка Кшесинской развивается „изнутри — наружу“, от внутреннего пространства к внешним объемам. Свободная планировка соединяется с парадными анфиладами.

Одноэтажное крыло, заключающее в себе две параллельные анфилады, словно прорастает сквозь двухэтажный массив.

Рациональное начало преобладает в композиции здания. Оно состоит из четких геометрических блоков. Дворовые фасады отличаются рафинированной простотой.

Архитектор заставляет любоваться ровной гладью стен, тщательностью выполнения облицовки, выверенными пропорциями окон. Он, вслед за К. К. Шмидтом и Р. А. Берзеном, выводит на фасад открытые металлические перемычки окон.

Оригинальны плоские металлические карнизы простого рисунка. Эти элементы вместе с навершиями дымовых труб свидетельствуют о зарождении в модерне культуры „хай-тек“».

Зам. генерального директора по научно-просветительной работе

«Я работаю в музее с 2007 года. Пришла как методист, потом стала заведующей отделом по работе с аудиторией, а сейчас занимаю должность заместителя генерального директора.

Я, можно сказать, ситуативный начальник: мой подход к работе с сотрудниками заключается в том, что я вижу в них ответственных специалистов.

А вот когда появляется какая-то сложность, напряженность, мы обсуждаем проблему, и я принимаю решение.

Думаю, это наиболее правильный путь, потому что люди должны быть не исполнителями, а участниками процессов. Это и им интересней, и для музея бо́льшая польза.

Мне интереснее различные творческие проекты: разработка концепций экскурсий, занятий, выставок, программ.

Считаю, наш музей должен входить в топ главных музеев для посещения, потому что в нем представлена социальная история, которая касается каждого.

При входе в музей мы поместили слоган, который сформулировали так: «Время осмыслить прошлое и заняться настоящим». Прошлое нас удерживает, и если мы его не понимаем и никак к нему не относимся, то путаемся в настоящем.

Кстати, кафе работает с 2013 года, и для нас само его появление — большая удача.

В музеях, которые занимают исторические особняки, трудно проектировать инфраструктуру и прокладывать маршруты в тех помещениях, которые не были предназначены для массового посещения.

Служебные помещения музея отделены от доступной для посетителей зоны системой безопасности. У сотрудников есть специальные ключи-проходки, которые позволяют войти в служебные зоны. Они находятся в стороне от „столбовых“ маршрутов посетителей.

Сейчас идет активная работа на четвертом этаже, под крышей особняка барона Бранта: мы осваиваем чердачное помещение. Когда будут завершены работы, туда переместятся сотрудники и освободятся площади, в которых мы нуждаемся для расширения зоны Детского исторического музея.

Это позволит выстроить удобный маршрут для детских и семейных групп.

Помимо вспомогательных комнат самого особняка Бранта, сотрудники музея занимают флигели — по сути, это были хозяйственные постройки.

Несколько служебных комнат находятся в особняке Кшесинской, а также в боковом крыле особняка, где когда-то жили дворник и прислуга.

На цокольном этаже раньше располагалась кухня, которая славилась современной обстановкой, — многие считали, что это пример начинающегося хай-тека; сейчас там находятся комнаты экскурсоводов, художников, техников и центр наблюдения за музеем.

Интерьеры особняка Кшенской были полностью утрачены в советское время.

В 1987 году восстановили анфиладу: это парадный вход со стороны Кронверкского, лестница с балюстрадой, ротонда, белый зал и зимний сад.

Из аутентичного сохранился наборный паркет, который год назад пережил реставрацию. Мы очень бережно к нему относимся, он покрыт ковром в стиле ампир. Также аутентичен плиточный пол в Зимнем саду.

Аудитория музея — самая разная: от детей четырех-пяти лет до пенсионеров (для них, как и для детей, бесплатный вход в музей). Интересно, что музей является притягательным местом для разных делегаций — общественных и государственных. И это понятно.

К 2013 году музей открылся обновленным — с новой современной экспозицией «Человек и власть в России в XIX–XXI столетиях», современным атриумом и обновленной инфраструктурой. Без ложной скромности скажу, что музей стал одним из самых современных в России.

Некоторые генеральные консулы после официальных визитов в музей, бывает, приходят еще и как обычные посетители, чтобы подробнее познакомиться с экспозициями, раскрывающими политическую историю советского периода.

Рядом с музеем находится мечеть. Понятно, что в пятницу и религиозные праздники здесь очень оживленно. Окна администрации музея выходят на минарет, и оттуда можно услышать призыв муэдзина. Это такой колорит соседства. Кстати, мы проводим в музее программу толерантности по заказу Комитета по межнациональным отношениям.

Подготовили свою программу для старшеклассников и средней школы, которая учит разных людей жить в одном пространстве, уважая образ жизни и взгляды членов разных общин. И сами мы должны исповедовать то же. Фактами жизни нашего многоликого города стали Курбан-байрам на Кронверкском и Крестный ход по Невскому проспекту.

Шумиха вокруг еще не вышедшего фильма «Матильда» на нас сказалась (хотя Алексей Учитель и не снимал его в особняке). Появился повышенный — немного вульгарный — интерес со стороны СМИ. С одной стороны, то, что возник всплеск интереса к хозяйке нашего особняка, — хорошо. С другой — это вылилось в шоу, которое развивается по своим законам.

Вообще, тема Кшесинской всегда была интересна: люди любят истории жизни, где есть и любовь, и красивая жизнь, и драма. Особенно эта тема востребована пожилой публикой. При этом мемориальных вещей Кшесинской осталось крайне мало: у нас на экспозиции «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы» представлено лишь одно платье, в котором она танцевала в молодые годы.

Но есть очень богатый документальный ряд, фотографии. К счастью, Матильда Феликсовна любила фотографироваться — остался ее образ, который в пух и прах разбивает выводы конъюнктурных экспертов (речь идет о недавней экспертизе сценария и фильма «Матильда», которую инициировала депутат Госдумы Наталья Поклонская.

Эксперты, среди прочего, пришли к выводу, что Кшесинская была „совершенно некрасивая“. — Прим. ред.).

Недавно в музей подкинули листовки «Стоп.Матильда», которые мы взяли в свои фонды. Мы активно собираем все, что связано с политической жизнью нашей страны в разных ее проявлениях. Когда-то, может быть, эти листовки найдут свое место на выставке, рассказывающей о нашем времени.

Такое возбуждение отдельных групп общества от фильма, который еще не вышел на экраны, свидетельствует о нездоровье социума. В музей православные радикалы, к счастью, не приходили. Впрочем, у нас есть служба безопасности, которая корректно осуществляет фейсконтроль, и мы очень надеемся, что до нас эти битвы не доберутся.

А вот прийти, заказать экскурсию и разобраться, что и как было, — пожалуйста».

старший научный сотрудник

«Я работаю в музее с 2000 года. До этого, окончив исторический факультет СПбГУ, работал в школе. Но спустя семь лет понял, что заедает текучка. И случай привел именно сюда.

Поначалу приходилось осваивать новую профессию — музейный историк. Она объединяет разные направления: сбор и хранение материалов, которые станут музейными экспонатами, а также создание выставок и написание научных статей. Лекции, семинары, общение с прессой — все это было в новинку.

Наш выставочный отдел располагается в бывшей прачечной при особняке лесопромышленника Бранта. Я отлично помню это здание в 2000 году, когда в нем располагались фонды.

Там были деревянные полки и стояли папки с документами — это производило мрачное впечатление. И на моих глазах это помещение отреставрировали, фонды получили большее помещение.

Завезли более современное пожаробезопасное оборудование. Бывшая прачечная стала офисом.

В начале 90-х, насколько я знаю от старших коллег, в музее появилась идея „политического безбрачия“ — и ее придерживались достаточно строго. Сейчас, в условиях многопартийности, научные сотрудники, конечно, имеют свои взгляды, но профессионализм и честность по отношению к истории обязывают показывать аудитории разные точки зрения.

Внутри научного коллектива есть на этот счет определенный консенсус. Посетитель должен иметь возможность узнать о Ленине не только большевистскую точку зрения, но и точку зрения оппонентов. И тогда история предстает во всей сложности, многообразии и целостности. Я — будучи не в большинстве — считаю, что объективность невозможна.

Но профессионализм музейного историка заключается в том, чтобы показывать даже те точки зрения, с которыми он не согласен.

Некоторые посетители писали в книге отзывов: „Какие вы молодцы, что не боитесь восхвалять Сталина!“ Но наша задача была не восхвалять, а показать во всей сложности фигуру и время. И тогда директор музея предложил: „Давайте сделаем инсталляцию“. Возьмем пропагандистский экспонат и рядом поместим решетку.

За 12 лет было много версий, что означает инсталляция. Кто-то говорит, что Сталин смотрит на посетителя сквозь решетку. Кто-то правильно понимает, что портрет висит между двумя эпохами — сталинской и хрущевской. В решетке есть разрыв — и это символ того, что новая эпоха разрывает предыдущую.

Ну а кто-то из сталинистов воспринимает это так, будто бы Сталина посадили за решетку и не хотят выпускать на волю, как злого духа. Такие инсталляции уместны, потому что провоцируют посетителя на размышление. Именно экспонаты должны рассказывать об эпохе. Да, было время, когда восхваляли Сталина.

Но в то же время был ГУЛАГ — нужно показывать и любовь к Сталину, и репрессии.

В основном в музей приходит обучающаяся аудитория. Тех, кого интересуют Кшесинская или Ленин, гораздо меньше. Впрочем, если выбирать из этих двух персон, Матильда Феликсовна более популярна. Это бренд.

В годы советской власти, когда здесь располагался Музей Октябрьской революции, о Кшесинской предпочитали не вспоминать.

А вот она, живя в эмиграции в Париже, когда видела кого-то из советских людей, спрашивала: „Как там мой особняк?“ Это была дорогая для нее память — здание, которое она придумала и построила на свои деньги (а гонорары у нее были большие, так что некорректно утверждать, что особняк ей подарили).

Наши экскурсоводы в какой-то момент начали говорить: „Надоели одни и те же вопросы про пикантные отношения. Хочется рассказывать серьезную историю, а приходят люди, которые интересуются клубничкой“.

Был период, когда благодаря фамилии Кшесинской получилось бы привлечь новую аудиторию, но мы относились к этой теме с осторожностью. Впрочем, есть выставка о Кшесинской — уйти от этой истории никак нельзя.

Хотя руководство иногда опасается, что мы будем музеем Кшесинской, а не Музеем политической истории России.

На мой взгляд, дискуссия вокруг фильма „Матильда“ нормальна и естественна. Действие рождает противодействие. И каждая сторона имеет право излагать свою точку зрения. Но есть такой нюанс: насколько я понимаю, Учитель не давал почитать сценарий историкам, не привлекал каких-либо консультантов.

И когда я посмотрел трейлер, некоторые моменты мне не понравились. Ну не выглядел Николай в начале 1890-х годов, когда увлекался Кшесинской, так же, как в 1917 году! Есть и другие исторические недостоверности. Например, историки-консультанты могли бы сообщить Учителю, что Николай не мог быть в два раза выше Кшесинской. Он не ездил на мотоцикле.

Впрочем, я понимаю, что режиссер снимал скорее для западной публики».

сотрудница сектора гостеприимства

«Мне 25 лет, работать в музее я начала в апреле 2017 года. Работаю по специальности: я изучала музееведение в Институте культуры.

Когда пришла устраиваться сюда, поняла, что упустила момент, когда музей полностью поменял экспозицию. Для меня это стало одним из решающих факторов. Я зашла и подумала: „Вау, какой крутой современный музей!“. Дело в том, что где бы я ни путешествовала, стараюсь заходить в музеи — и мне есть с чем сравнить.

Центральная экспозиция устроена именно так, как нас учили: она интерактивная, обращена к зрителю, позволяет погрузиться в исторический процесс — от Александра I до современности. И сам особняк Кшесинской — очень красивое здание. Для меня было важно попасть в то место, где работать будет комфортно.

Чтобы приходить и понимать: я дома.

Я родилась в центральном районе, живу в Конюшенном переулке. Иногда до работы хожу пешком — это занимает минут 20. Если сильно опаздываю, прыгаю в трамвай, маршрутку или автобус — пять минут через мост, и я на работе.

Работаю в отделе продвижения музейных услуг, который, в свою очередь, состоит из пиар-отдела и сектора гостеприимства. Занимаюсь работой с документами — договорами, заказчиками, турфирами, первичной бухгалтерией. Звучит, может, не очень весело, но это важно. Работы много. Сейчас закончился туристический сезон и начался школьный. Много разных программ — и, соответственно, документации.

Я прихожу в 09:30, ухожу в 18:00. Обед — 45 минут. Раньше многие сотрудники ходили в кафе „Медея“ на Мичуринской, но сейчас оно реорганизовалось, там больше нет бизнес-ланчей.

Недалеко находится „Троицкий мост“ — у нас в отделе есть вегетарианец, иногда мы ходим туда обедать вместе. Есть денерия „Кройцберг“ на Кронверкском.

И в последнее время мы страшно полюбили „Дедушку Хо“ на Каменноостровском.

Иногда, когда я стою на ресепшене, подходят посетители и спрашивают, как я отношусь к революции. Отвечаю, что я не научный сотрудник. Могу рассказать, как куда-нибудь пройти, но не буду высказывать свое мнение. Есть экспозиция — посмотрите и сами сформируйте мнение.

Одно время я работала журналистом: в 2012 году освещала политические акции. Поварившись в этом, поняла, что безразлична к политике как таковой. Сейчас для меня политика — это история. Она интересна с точки зрения сохранения наследия и как феномен. Но принимать какую-либо сторону? Нет».

Источник:

Особняки санкт-петербурга: кшесинской, брусницыных, половцева Ссылка на основную публикацию

Оцените статью
Мой Город - Петербург