Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов.
Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.
- Барокко
- Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Неоготика
- Промышленная архитектура
- Модерн
- Северный модерн
- Конструктивизм
- Сталинский неоклассицизм
- Плановая застройка
- Советский модернизм
- Современный стиль
- Фасадизм
- Надо знать: 7 самых старых сохранившихся зданий в Петербурге
- Достопримечательности Санкт-Петербурга – 40 главных мест Питера — Страница 3 из 4 — way2day.com
- 22. Мариинский дворец
- 23. Спасо-Преображенский собор
- 24. Аничков дворец
- 25. Адмиралтейство
- 26. Таврический дворец
- 27. Казанский кафедральный собор
- 28. Юсуповский дворец на Мойке
- 29. Большой Гостиный двор Санкт-Петербурга
- 30. Шуваловский дворец
- Достопримечательности Санкт-Петербурга
- 10 архитектурных шедевров Санкт-Петербурга
- Академия имени А.Л. Штиглица
- Буддийский храм
- Дом Зингера
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы.
Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств.
Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода.
Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо.
Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
- Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
- Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
- Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Эклектика
Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.
Необарокко
Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.
Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.
Неовизантийский стиль
Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри.
Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря.
Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.
За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.
Неорусский стиль
Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям.
Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре.
Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.
Все примеры — в отдельном посте.
Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.
Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.
Неоготика
Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.
Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.
Промышленная архитектура
Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.
Большинство зданий строится в так называемом кирпичном стиле — неофициальный термин, прочно закрепившийся за архитектурной модой тех лет. Некоторые предприятия кирпичного стиля напоминали английские и немецкие заводы, а более поздние примеры относятся уже к северному модерну (табачная фабрика «Лаферм»).
Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.
О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.
В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.
Читайте также: Буддийский храм (дацан) в санкт-петербурге: фото, адрес
Модерн
Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями.
Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал.
В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.
Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.
В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.
Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.
Северный модерн
Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме.
Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре.
Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.
Конструктивизм
Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.
Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).
Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.
Подробнее о конструктивизме в Петербурге.
Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.
Сталинский неоклассицизм
В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи.
Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы.
Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.
Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.
Плановая застройка
После смерти Сталина вместе с десталинизацией происходит полный отказ от сталинского ампира. Новые здания принципиально строятся без всякого декора, подчёркивая отсутствия пафоса и помпезности.
Именно на этот период пришёлся максимально быстрый рост города и населения за счёт строительства массового и доступного жилья.
Это так называемые «панельки» и другая плановая застройка, позволившая получить жильё новым жителям Петербурга, но страдающая от низкого качества и низкой архитектурной ценности.
Советский модернизм
Советский модернизм является логическим продолжением конструктивизма и также часто использует, например, ленточное остекление и цилиндрические формы. Но обычно проекты соцмодернизма более смелые и новаторские — с грубыми формами, зачастую переходящими в брутализм (гостиница «Русь») и использованием новейших на тот момент технологий (СКК).
Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).
Подробнее: Социалистический модернизм
Современный стиль
С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки.
Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков.
Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.
Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.
Фасадизм
В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.
Примеры: дом на Лиговском 13-15, «Ренессанс Правда» на Херсонской, 15.
Надо знать: 7 самых старых сохранившихся зданий в Петербурге
С жилыми с домами в городе всё не так-то просто: куда ни глянь, везде интриги и расследования. Кажется, будто бы здесь могли бы первые масоны собираться, но нет: всплывают подводные камни и оказывается, что, хотя дом датирован XVIII веком, на деле территория и освоена в те времена не была. С историческими постройками всё проще, только сохранились они, увы, не все. Выстраиваем в хронологическом порядке памятники XVIII века в Северной столице.
Шёл 1703 год. Правитель прибывает в город, которому только суждено вырасти буквально из ничего. Разумеется, Петру где-то надо было жить, и августейшей особе всего за три дня возводят ладный деревянный дом. По крайней мере, такова общепринятая версия.
Летнее жилище самодержца не впечатляет своими габаритами и не блещет богатым декором — удовольствия всего-то на 60 квадратных метров. Но этот домик стал первой постройкой в Санкт-Петербурге. Её и обмыли 27 мая 1703 года, а теперь ежегодно в этот день празднуют День города.
Есть версия, что домик Петра I, как и царь в культовом фильме, ненастоящий. Говорят, что его подчистую разрушило наводнением 1777 года, а Екатерина Великая наказала его восстановить. Другие историки эту теорию оспаривают, настаивая на том, что домик удалось защитить, благодаря чему до нас он дошёл практически в первоначальном в виде.
Ютиться в тесноте — это явно не для императора. Поэтому в 1714 году Пётр бросает свою избушку из сосновых брёвен и мчит под крышу достроенного наконец-таки Летнего дворца в Летнем саду. Это главный представитель петровского барокко. Построил дворец Доменико Трезини.
Самое интересное, что это не только одно из старейших зданий города, но и место, в котором царь Пётр I провёл больше всего времени —— около 13 летних сезонов. Многие правители его, наверное, не поняли бы, ведь в сравнении с другими дворцами Летний был весьма скоромным — под его крышей всего-то и располагалось, что 14 комнат и две кухни.
Строительство дворца для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни Фонтаны и Готфрида Шеделя. Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои.
Кроме того, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности.
Построили его к 1714 году, но отделочные работы продлились аж до 1727 года.
Интересно, что дворец этот можно назвать дворцом августейших бракосочетаний: тут и царевича Алексея с принцессой Шарлоттой женили, и будущую императрицу Анну Иоанновну замуж за герцога Курляндского выдавали.
Впрочем, после опалы Меншикова здание перестало быть дворцом, лишилось убранства, а под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени. Интерьеры, кстати, сами музейщики и придумали.
- АдресУниверситетская наб., 15
На территории Лавры стоит старейший сохранившийся храм Санкт-Петербурга. Здесь похоронены члены императорской фамилии. Строить его должен был прославленный архитектор Доменико Трезини, но в итоге проект проучили Кристофу Конраду, который не довёл церковь до конца — его на финальном этапе сменил Теодор Швертфегер.
Читайте также: Петербург достоевского: его герои, музей, памятник
К 1719 году здание построили, но ещё три года занимались его убранством. Интересно, что именно в Благовещенской церкви до 1790-го года хранились останки князя Александра Невского, которые затем были перенесены в основной собор. Вокруг этого храма и вырос ансамбль Лавры.
- Адреснаб. реки Монастырки, 1
Это здание — плод мечты Петра I о музее европейского типа в российской столице. Впервые о создании коллекции уродцев и прочих чудес со всего света царь задумался ещё во время своего Великого Посольства.
Строительство здания началось в 1716 году, но насладиться музеем Пётр не успел: к моменту его смерти 1725-м тут не было даже потолков. Окончательно здание достроили в 1733 году, его увенчала башня с обсерваторией.
Говорят, император проявил заботу о досуге тех, кто приходил посмотреть на «уродства» большой компанией: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
- АдресУниверситетская наб., 3
Церковь строится в период с 1731 по 1734 года архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком. Архитекторы соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.
Так, объём церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике», а с запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом. Стены церкви и колокольни украшены элементами в стиле римско-дорического ордера, на ярусах колокольни и на барабане купола изображаются коринфские и ионические ордера. Чуть позже на колокольне установили куранты.
В 1938 году, в период борьбы власти с религией, храм был закрыт, а в 80-х годах его предназначили для нужд метеорологического музея. В 1991 году церкви вернули её историческое предназначение, а в январе 1995 года вновь освятили. Кстати, это любимая церковь Иосифа Бродского. Он жил неподалёку.
Здание работы Валлен-Деламота было построено в 1780-х годах. Художников тут обучают до сих пор. Примечателен двор академии: полукруглый, серый, мрачный, мощёный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Строгость композиции немного разбавляет памятник основателю вуза графу Шувалову.
- АдресУниверситетская наб., 17
ru.wikipedia.org, 250.hermitage.ru, kanoner.com, visit-petersburg.ru
Достопримечательности Санкт-Петербурга – 40 главных мест Питера — Страница 3 из 4 — way2day.com
ТОП 30 достопримечательностей Нижнего Новгорода уже ждут
Первый в России музей русского изобразительного искусства и крупнейший в мире.
Коллекции этой достопримечательности Санкт-Петербурга уникальны и охватывают времена создания шедевров изобразительного искусства с X по XXI века.
Музейный комплекс расположился на огромной территории площадью более тридцати гектаров и включает Строгановский, Михайловский и Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний сад и Михайловский сад.
Здания сами по себе являются выдающимися памятниками архитектуры прошлых веков и представляют большую историческую и культурную ценность. Музей предлагает посетителям большой выбор увлекательных и познавательных экскурсий.
Посмотреть на карте
22. Мариинский дворец
На Исаакиевской площади находится здание, в котором в настоящее время работает Законодательное собрание Северной столицы – Мариинский дворец. Изначально это был свадебный подарок императора Николая I дочери Марии, в честь которой он и получил свое название. При строительстве дворца использовались металлические перекрытия, а не деревянные, что было ново для того времени.
При входе посетителей встречает вестибюль с парадными колоннами из мрамора, камином и сводами, расписанными арабесками. Небывалой роскошью отличается парадная лестница Мариинского дворца и многочисленные залы, отделанные дорогими, изысканными материалами.
Посмотреть на карте
23. Спасо-Преображенский собор
История следующей из достопримечательностей Санкт-Петербурга, расположенной на Преображенской площади, неразрывно связана с судьбой России. Строительство храма началось в 1745 году на месте, где когда-то находился штаб гренадерской роты Преображенского полка.
После пожара 1825 года собор был полностью восстановлен и радует посетителей своим величием и роскошью по сей день. Собор отличается необычной оградой, выполненной из стволов трофейных турецких пушек, оставшихся после русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Посмотреть на карте
24. Аничков дворец
Еще одно историческое здание на Невском проспекте в наши дни не просто музей, а место творчества детей: сегодня здесь работают кружки и спортивные секции, а для многочисленных взрослых посетителей проводятся увлекательные экскурсии. Дворец начал строиться по указу императрицы Елизаветы в 1741 году, затем был подарен Екатериной II своему фавориту графу Григорию Потемкину.
Долгое время во дворце находился Кабинет Его императорского Величества. Во времена Великой Отечественной войны во дворце находился крупнейший в Петербурге госпиталь и хирургический комплекс.
Посмотреть на карте
25. Адмиралтейство
Считается, что проект первоначального здания Адмиралтейства подготовил сам Петр I, однако затем оно несколько раз перестраивалось. До нас эта достопримечательность Санкт-Петербурга дошла как историческое здание в стиле классицизма.
В 1711 году над ним появилась знаменитая «адмиралтейская игла» – шпиль, увенчанный корабликом. Здание украшено скульптурами и многочисленными рельефами. Вот уже третий век Адмиралтейство является объектом культурного наследия России.
Посмотреть на карте
Обратите внимание на ТОП 40 достопримечательностей Лондона или лучшие места Парижа для туриста
26. Таврический дворец
Довольно скромное на первый взгляд здание Таврического дворца разместилось на улице Шпалерной. Но если войти внутрь, то увидишь богатые интерьеры, украшенные скульптурами, лепниной, изысканной антикварной мебелью, картинами и персидскими коврами.
В 2011 году во дворце появился большой орган, с этого времени здесь нередки концерты органной музыки. У ворот здания разбит прекрасный пейзажный парк с тенистыми аллеями, прудом и детскими площадками, где приятно погулять и отдохнуть от шума и суеты.
Посмотреть на карте
27. Казанский кафедральный собор
В самом центре города возвышается православный храм Казанского кафедрального собора – одного из крупнейших сооружений, являющихся величественным памятником русского зодчества. Собор построен в стиле ампир, внутри имеет форму римской базилики, богато украшен скульптурой и живописью.
Известные художники, среди которых Карл Брюллов, Бруни, В. Боровиковский и другие выдающиеся деятели искусства, работали над иконостасом, стенами и пилонами собора. Купольный крест храма возвышается на 71,6 метра. Собор можно посетить, придя не только на службу, но и на экскурсию.
Если вы хотите узнать больше о соборах, то посмотрите нашу подборку главных достопримечательностей Барселоны.
Посмотреть на карте
28. Юсуповский дворец на Мойке
Чего только не было в этом историческом здании на Мойке: и княжеская резиденция, и музей, и областной дом учителя, и дворец культуры работников просвещения – все это Юсуповский дворец, представляющий исторические и культурные достопримечательности Санкт-Петербурга, памятник истории и культуры федерального значения.
Дворец можно осмотреть как в составе групповой экскурсии, так и самостоятельно. Во дворце возможно проведение специальных мероприятий: камерных концертов, ужинов, фуршетов, выставок, конференций и прочих.
Посмотреть на карте
29. Большой Гостиный двор Санкт-Петербурга
Памятник архитектуры и один из символов Северной столицы, это предприятие ведет активную торговлю на протяжении двух веков. Протяженность торговых залов на двух этажах составляет более двух километров, предлагая посетителям широчайший ассортимент товаров и сувениров.
Прямо внутри здания находится станция метро. В Гостином дворе часто проходят выставки, концерты, конкурсы, цирковые представления и развлекательные шоу-программы. Есть в Гостином дворе музей истории купечества и домовый храм преподобного Серафима Вырицкого.
Посмотреть на карте
30. Шуваловский дворец
Один из известнейших исторических памятников культуры Санкт-Петербурга расположился на набережной реки Фонтанки. Ранее здание Шуваловского дворца принадлежало знаменитым дворянским семьям Нарышкиных и Шуваловых. С 2006 по 2013 год дворец подвергся масштабной реставрации.
Сейчас его парадная лестница, залы и многочисленные гостиные отреставрированы и красиво украшены, а последние выступают как выставочные помещения. Здесь же располагается музей произведений Карла Фаберже.
В музее выставлено русское императорское серебро и другие предметы быта и интерьера, принадлежавшие династии Романовых: личные вещи, ювелирные украшения, часы, драгоценности состоятельных людей, столовый фарфор и многое другое.
Посмотреть на карте
Не пропустите лучшие достопримечательности Стамбула и Берлина
Достопримечательности Санкт-Петербурга
Главные достопримечательности городов и регионов Санкт-Петербурга, а также места, представляющие интерес для туристов, с описанием и фото. Расположение этих интересных объектов и мест на карте.
Самые популярные достопримечательности: Кикины палаты, Александринский театр, Казанский собор, Петровский дворец (Путевой дворец), Александровская колонна, Луговой парк.
Читайте также: Оранжерея таврического сада в санкт-петербурге
Рейтинг построен на основе ваших посещений.
по алфавиту по популярности Кикины палаты11
В Санкт-Петербурге на пересечении улиц Ставропольской, Шпалерной и переулка Таврического расположено здание, именуемое Кикины палаты. Это – яркий образец архитектуры в стиле петровского барокко, который является достоянием города и внесен в список культурного наследия Российской Федерации.
Александринский театр9
В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной, — это Александринский театр, также известный как Пушкинский.
Казанский собор9
Одна из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга — величественный Казанский кафедральный собор (другое название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери). Он был построен в начале XIX столетия.
Петровский дворец (Путевой дворец)9
Путевой дворец Петра Великого является самой ранней постройкой в Стрельне, сохранившейся до настоящего времени с петровских времен. Дворец находится недалеко от побережья Финского залива, на юге Невской губы, на невысоком возвышении, сформировавшемся в результате отступления ледников, обрамленном оврагами, рядом с рекой Стрелка.
Александровская колонна8
Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном.
Луговой парк7
Луговой, или Озерковый, парк представляет собой пейзажный парк Петергофа. Находится южнее Колонистского парка, по другую сторону железнодорожных путей. Площадь – более 85 га, из которых почти 18 га заняты девятью прудами: Никольским, Самсоновским, Руинным, Орлиным, Мельничным, Круглым, Саперным, Церковным и Бабигонским.
Московские Триумфальные ворота7
В честь победы в русско-турецкой войне в Санкт-Петербурге в 1834-38 гг. были возведены Московские Триумфальные ворота. Этот памятник архитектуры расположен на перекрестке двух проспектов: Лиговского и Московского.
Особняк Франка7
Особняк для прусских подданных, стеклопромышленников Франков в 1900 г. спроектировал и построил архитектор академик В. Шауб, самый яркий зодчий конца XIX – начала XX веков, один из пионеров архитектурного модерна Петербурга.
Памятник Петру I в Кронштадте7
Памятник Петру I в Кронштадте был открыт 9 июля 1841 года. Высота памятника составляет 8, 66 метра (из них – 4,09 метра – высота постамента, 4,57 метра – высота скульптуры). Модель памятника выполнил в 1836–1837 годах французский скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак, который в 1833–1858 годах работал в России.
Эрмитаж7
Одна из самых знаменитых достопримечательностей северной российской столицы — Государственный Эрмитаж. Он входит в двадцатку наиболее посещаемых музеев планеты. В его трёхстах шестидесяти пяти залах представлены шедевры изобразительного искусства разных эпох, также здесь можно увидеть богатую экспозицию произведений декоративно-прикладного искусства.
Большой Петергофский дворец6
Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей.
Летний дворец Петра I6
Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле.
Новая Голландия6
Среди нескольких десятков островов, являющихся частью Санкт-Петербурга, особое место занимает Новая Голландия. Весь этот рукотворный остров является уникальной достопримечательностью. На нем находятся архитектурные памятники периода раннего классицизма (если говорить точнее, речь идет о промышленной архитектуре).
Океанариум6
Тайны подводного мира всегда влекли к себе людей. В этом нет ничего странного: более семидесяти процентов поверхности нашей планеты покрыты водой и более половины всех позвоночных животных живёт в воде.
Павильон «Холодная баня»6
Павильон «Холодная баня» занимает центральное место в Термах Камерона. Макет этого павильона был закончен в 1780 г., в том же году начали его строительство. Архитектурное решение комплекса основывается на контрасте этажей и полностью соответствует древнеримскому стилю, который сочетает в себе строгость геометрических линий и великолепную декоративную отделку.
Памятник Александру Невскому6
Памятник величайшему русскому полководцу князю Новгородскому, Киевскому и Владимирскому Александру Ярославовичу, прозванному Невским за победу в битве на Неве над шведами в 1240 году, был открыт в Санкт-Петербурге, в день празднования Великой Победы 9 мая 2002 г.
Памятник И.А. Крылову6
В Санкт-Петербурге, на набережной Кутузова, в одной из аллей Летнего сада в 1855 году был открыт памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Этот монумент – второй из памятников русским литераторам в России.
Зимний дворец5
Едва ли не самая посещаемая достопримечательность северной столицы России — Зимний дворец. Здание было выстроено в середине XVIII столетия, проект его был разработан графом Франческо Растрелли. Дворец построен в соответствии с канонами русского барокко времен императрицы Елизаветы Петровны.
Невский проспект5
Осматривая достопримечательности культурной столицы России, невозможно пройти мимо главной улицы города, на которой находится множество памятников истории и архитектуры; да она и сама по себе является знаменитой достопримечательностью.
Русский музей5
Одним из самых знаменитых собраний российского искусства в мире является Государственный Русский музей. Более того, это собрание — крупнейшее из всех существующих (речь идет о коллекциях произведений именно российских авторов).
Всего: 478 Загрузить еще… Осталось: 458
На карте
Это интересно
10 архитектурных шедевров Санкт-Петербурга
В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии.
Мы хотим представить вашему вниманию несколько ярчайших шедевров архитектуры, без которых образ Северной столицы казался бы нам незавершённым. Все эти строения — образцы архитектурных стилей разных эпох.
Предлагаем познакомиться с их историей поближе.
Академия имени А.Л. Штиглица
Академия Штиглица — высшее учебное заведение, где подготавливают специалистов в сфере изобразительного искусства и дизайна. В народе до сих пор в ходу предыдущее название заведения: нередко можно услышать, как академию по старинке называют Мухинским училищем.
Здание академии спроектировал известный архитектор Максимилиан Месмахер, который стал первым директором существующей ныне академии. В 1876 году, благодаря барону Александру Штиглицу, в здании было основано Центральное училище технического рисования, именуемое с 1953 года художественно-промышленным училищем имени В.И.
Мухиной, а после 1994 года — художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица. В проектировке учебного здания, где в первые годы после основания располагался музей прикладного искусства, участвовали архитекторы А.И. Кракау и Р.А. Гедике. Музей, который открылся в отдельном здании в 1896 году, — основная гордость академии и по сей день.
За десятилетия существования там собралась большая художественная коллекция различных культур, памятники нескольких эпох, изделия из текстиля, бронзы, фарфора. Уникальным памятником является само здание музея, по архитектурному стилю относящееся к историзму. Работая над проектом, Месмахер создал отдельные элементы здания на примере итальянского ренессанса.
В настоящее время здание музея Штиглица насчитывает 14 залов. Экскурсия в такой музей — это возможность увидеть тысячи предметов прикладного искусства, начиная от эпохи Античности, заканчивая современным временем.
Адрес: Соляной переулок, 13-15.
Источник фото visit-peterburg.ru
Буддийский храм
Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву.
Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама.
Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня.
В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма.
В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.
Адрес: Приморский проспект, 91.
Источник фото tripadvisor.ru