08.02.2022
Конный памятник Николаю I установлен в центре Исаакиевской площади Санкт-Петербурга,
раскинувшейся рядом с Исаакиевским собором, симметрично Сенатской.
Его огромный пьедестал впечатляет размерами и монументальностью, а статуя – легкостью и грациозностью. Это последняя крупная работа архитектора Огюста Монферрана,
построившего Исаакиевский собор и Александровскую колонну на Дворцовой площади.
А сама фигура – произведение не менее известного Клодта, автора коней на
Аничковом мосту.
Памятник Николаю I установлен на Исаакиевской площади
Воздвигнутый после смерти императора памятник открылся 25 июня (7 июля) 1859 года, в правление
Александра II, через год после завершения грандиозной стройки Исаакия.
Про Клодта, изваявшего из бронзы 16-метровую конную статую императора, говорили, что он «делает
лошадей лучше, чем сами жеребцы».
Коня скульптор лепил с любимого царского жеребца Амалатбека, на котором император не раз принимал
парады.
Статую императора весом более 20 тонн удалось отлить только со второго раза – при первой отливке раскаленный металл прорвал форму, как в случае с
Медным всадником.
Памятник Николаю I на фоне Мариинского дворца
Пьедестал по проекту Монферрана сделан из ценных минералов: кварцита, мрамора и гранита.
Расположенные на нем женские фигуры, символы «Силы», «Мудрости», «Правосудия» и «Веры», имеют лица жены императора Александры Федоровны и их дочерей.
А четыре барельефа восхваляют деяния царя: подавление восстания декабристов, усмирение холерного бунта, строительство железной дороги и составление свода законов.
Пьедестал памятника работы Монферрана
Если мысленно убрать Исаакий, Николай окажется прямо за Медным всадником, памятником Петру Первому на Сенатской площади. Создается иллюзия, что он пытается его догнать. Это недалеко от истины – Николай восхищался великим предком и
действительно старался на него походить.
Но идеал оказался недостижимым, на что намекали его подданные едкими эпиграммами: «Дурак умного догоняет, да Исаакий
мешает».
Как вариант: «Коля Петю догоняет, да Исаакий мешает!» Городская легенда гласит, что деревянную табличку с надписью «Не догонишь!» обнаружили на ноге коня уже на следующий день после открытия
памятника.
Памятник Николаю I в 1850-е
Николая I не любили многие, так как это была личность противоречивая и неоднозначная… Каких только эпитетов он не удостоился: «царь-деспот», «душитель свободы», «жандарм Европы», «рыцарь самодержавия», «прапорщик». За приверженность к муштре и телесным наказаниям он получил прозвище «Палкин». Возможно,
поэтому бронзовая фигура царя многим кажется тщеславной и самодовольной.
Николай I
Однако надо отдать должное этой исторической личности: Николай I любил Россию не меньше, чем его более либерально настроенный брат Александр I. Только в своем понимании.
Достижения у него тоже были.
Любителя строевой подготовки и парадов, Николая I (он изображен на памятнике в парадном гвардейском мундире) обвиняли в том, что во время Крымской войны Россия оказалась в одиночестве
против всей Европы.
Сами боевые действия показали, что русская армия плохо
оснащена, а офицерам не хватает реальных военных знаний.
Однако под его руководством так укрепили форты Кронштадта, что направлявшаяся к
Санкт-Петербургу англо-французская эскадра даже не решилась на его штурм.
Многим фигура царя кажется тщеславной и самодовольной
Он преодолел сопротивление среди своего ближайшего окружения необходимости проведения железных дорог в Империи. При нем самая длинная в Европе на тот момент железная дорога соединила две столицы. Причем именно по его настоянию железнодорожную колею в России
сделали больше европейской, что создавало трудности будущим завоевателям.
При нем было создано Третье отделение во главе с шефом жандармов Бенкендорфом, олицетворением реакции, и система цензуры, доходившая до абсурда. Но царь сам читал произведения Пушкина и запрещал не часто. За 30 лет своего правления, кроме декабристов, он никого не казнил. Тираны, появившиеся в российской истории следующего века, превзошли его
по всем показателям.
Эпоху Николая I оценивают по-разному
Враг любых преобразований, он не отменил крепостничество, но положение крепостных
крестьян при нем немного улучшилось, появилась система народного образования.
Он прославился непреклонной борьбой с коррупцией среди чиновников. Не осознавая, что одному человеку, даже наделенному абсолютной властью, не под силу
справиться с раздутым бюрократическим аппаратом, он с горькой иронией отмечал, что в России не воруют только он и наследник престола Александр.
Николай I на параде
Царь даже поучаствовал в формировании гармоничного архитектурного облика столицы – по его указу высота зданий не должна была превышать ширину улицы, на которой
оно стояло.
Солдафон и притеснитель свобод, оказался фигурой в некотором смысле трагической. Узнав об очередном крупном поражении в Крымской войне, он в тонком мундире в лютый мороз, не оправившись после болезни, вышел принимать военный парад, и вскоре
умер от воспаления легких.
Наверное, он все-таки заслужил памятник на Исаакиевской площади. Хотя монумент ценен прежде всего своими выдающимися архитектурными достоинствами. И как
великолепный памятник эпохе.
На фоне Исаакиевского собора
Памятник представляет собой совершенную инженерную конструкцию: огромная фигура стоит всего на двух точках опоры – задних ногах скакуна. Считалось, что других таких монументов в Санкт-Петербурге нет. Однако он обнаружился неподалеку – выяснилось, что Медный всадник на Сенатской фактически опирается тоже на две точки, а змея лишь
уменьшает его парусность.
Фигура стоит на двух точках опоры
Предполагали, что в центр тяжести лошади насыпаны металлические шарики, которые и удерживают ее в нужном положении, однако во время реставрации их не нашли. Памятник держат металлические прутья весом 60 пудов, идущие от копыт лошади до основания
пьедестала.
Монумент несколько раз находился на гране сноса – после Февральской революции 1917 года Николая предлагалось заменить на казненных им декабристов, а в 1930-е – на какого-нибудь революционного вождя (Буденного, например – чем не вариант?).
Спасло памятник то, что его признали верхом инженерной мысли.
Ограду восстановили в 90-е
В 1992 году воссоздали демонтированную при советской власти историческую ограду памятника, одну из самых красивых в городе. Однако скульптура к концу прошлого
века окончательно позеленела и начала постепенно разрушаться.
Сейчас бронзовый Николай вновь открыт для всеобщего обозрения после первой большой реставрации: памятник почистили от коррозии, заделали огромные щели в постаменте,
отполировали заново каррарский мрамор, восстановили утраченные элементы.
Перед
этим он три года стоял в лесах.
Исаакиевская площадь — одна из самых красивых в городе
Памятник на Исаакиевской площади
Россия / Санкт-Петербург / Достопримечательности / Памятник Николаю I на Исаакиевской площади / Отзывы
Уже давно «Медный всадник» стал одним из узнаваемых символов Петербурга. Между тем другой памятник — Николаю Первому, что находится рядом, на Исаакиевской площади, достоин такого же внимания. Причем уважения достоин как сам памятник — выдающееся инженерное сооружение и произведение истинного искусства, так и к личность самого царя — человека, несомненно, великого.
Памятник царю, был установлен 25 июля 1859 года, спустя год, после завершения сорокалетнего строительства Исаакия. Авторами памятника являются Огюст Монферран и скульптор Петр Клодт. В России, и даже в Европе, это первый памятник, который держится на двух опорах — задние копыта коня. «Медный всадник» имеет все же три точки опоры: третья — это змея.
То, что памятник является уникальным инженерным сооружением, спасло его в революционные годы борьбы «с царями и воспоминаниями о них». Памятник, к великому счастью, не пошел на переплавку, как вначале задумывалось.
Величина памятника впечатляет — 6 метров составляет только скульптура Клодта, и 16 метров — если считать с высотой пьедестала, выполненного Монферраном.
И все же памятник, ставится для памяти. В данном случае он был заказан сыном Николая Первого, Александром Вторым, в память об отце, и важной странице истории его царствования.
В не столь далекие годы советской интерпретации нашей отечественной истории, школьная программа предлагала оценивать Николая Первого как деспота, солдафона, «палочника».
Мы знали, что Николай — гонитель Пушкина и декабристов и, кажется, этого было достаточно, чтобы вслед за двоечником из фильма «Доживем до понедельника» повторить: России, после Петра Первого на царей не везло…
Но правду трудно скрывать. Постоим у памятника, обойдем его со всех сторон и вспомним то, что от нашего поколения так долго скрывали.
Как известно, у Павла Первого было три сына. После смерти старшего — Александра, на престол, по старшинству, должен был вступить Константин, которому сам Николай присягнул сразу же после смерти старшего брата. Однако, Константин от трона отказался, сославшись на то, что у него нет детей и он состоит во втором, морганатическом браке.
На самом деле была и еще одна причина. Еще в 1823 году, Александр подписал тайный манифест, в котором назначал наследником трона именно младшего брата, Николая, о чем сам будущий царь до поры, не знал.
В результате случилась та известная заминка, когда братья не «делили престол», а непременно стремились выполнить завещанное, не переступить через совесть и принципы. В результате этой ситуацией воспользовались те, кто желал упразднить в России монархию, отдав страну в управление Западу. Достаточно почитать архивные документы, чтобы понять, какую беду предотвратил тогда Николай Первый.
В результате, царствование Николая началось с трагедии — подавления восстания декабристов.
Принимая присягу, Государь сказал: «Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в нее пока во мне остается дыхание жизни».
14 декабря Николай ознакомил с завещанием Александра и письмами Константина из Польши гвардейских генералов. Все единодушно признали Николая Первого царем и обязались привести войска к присяге. Однако, Московский полк отказался принимать присягу и вышел на Сенатскую площадь.
«Сегодня вечером, — сказал Николай Первый Бенгендорфу, — возможно, нас обоих не будет на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг».
Тогда же он отдал приказ подготовить экипажи, чтобы увезти в Царское село мать, жену, детей. «Неизвестно, что нас ждет, — сказал он тогда жене, — обещай мне проявить мужество и, если придется умереть, умереть с честью».
Пьедестал памятника украшают четыре женские фигуры — это аллегории Силы, Мудрости, Правосудия, Веры.
Есть мнение, что для автора этих фигур скульптору Залеману позировали жена Николая Первого Александра Федоровна и три дочери: Мария, Александра, Ольга.
Николай Первый был смелым человеком.
Об этом свидетельствует хотя бы один из четырех барельефов на постаменте — Холерный бунт 1831 года на Сенной площади.
Когда царю доложили о начавшихся беспорядках, он не раздумывая решил ехать на Сенную. Императрица, чтобы удержать мужа от такого безумства, привела к нему детей. «Уведи их! Сейчас в Москве страдают тысячи моих детей! — сказал он.
Николай вскочил в карету и один, без телохранителей помчался на площадь. Он въехал в разъяренную толпу и, выступив, на ступень экипажа, крикнул: На колени!
Увидев самого царя, поразившись необычностью момента, толпа мгновенно усмирилась, и люди опустились на колени…
После этого царь сам посещал холерные бараки, не чурался общаться с людьми всех рангов, здоровыми и больными.
Очевидно, Николай не хотел такого начала своего царствования, как подавление восстания декабристов, но жизнь распорядилась иначе.
Исчерпав все возможности миром устроить дело, особенно после рокового и провокационного выстрела Кохановского в героя войны 1812 года Милорадовича, он уже был жесток и неумолим, как, впрочем и во время иных репрессивных мер, во время его царствования, в том числе не только в России, но и в Европе.
Бенкендорф вспоминал: „В мае Государь посетил Прибалтийский край, проехав в Динабург и Ригу через Псков.
Возможно было покушение поляков, о замысле которых получены были сведения, но с Императором Николаем не могло быть и речи о каких-либо мерах предосторожности; они были чужды его свойствам и тому беспредельному упованию, которое он полагал на проведение. Бог мой страж, — говорил Государь в подобных случаях, и если я уже не нужен более для России, то он возьмет меня к себе“.
Николай был глубоко верующим человеком. Однажды в 1836 году, продолжая посещение отдельных мест империи, сопровождаемый только Бенкендорфом, на крутом повороте, его коляска опрокинулась.
Бенкендорф не пострадал, и ему пришлось освобождать Государя из завалившейся коляски. Придя в себя, Николай сказал: „Я чувствую, что у меня переломано плечо.
Это хорошо: значит Бог вразумляет меня, что не дано делать никаких планов, не испросив Его помощи“.
Однажды в Киеве, почти под колеса экипажа, бросилась дама, с прошением о помиловании ее мужа. Узнав, по какому делу, осужден ее муж, Николай дал суровую отповедь: „Ни прощения, ни даже смягчения наказания вашему мужу я дать не могу“!
Однако, когда перед обедом генерал-губернатор Дмитрий Гаврилович Бибиков, который был свидетелем происшедшего и в доме которого остановился царь, пошел приглашать его к трапезе, он нашел его… плачущим!
— Что с вами, ваше величество! — Спросил Бибиков.
— Ах, когда б ты знал как тяжело, как ужасно, не сметь прощать!» — ответил Государь.
Четыре барельефа рассказывают о разных важных моментах царствования Николая.
Это и подавление восстания декабристов, и награждение Сперанского по случаю составления первого свода законов (1832 года).
И открытие Веребьинского моста на железной дороге Петербург-Москва в 1851 году.
На последнем барельефе хочется остановиться особо. Задумывались ли мы, как, именно Николай Первый, и через сто лет помог своему Отечеству уже в другой страшной войне 1941 года!
Проявив дальновидность и опасаясь, что неприятель может приехать в Россию на паровозе, он потребовал расширить российскую колею (1524 мм вместо 1435 мм в Европе), что во время Отечественной войны 1941-го, заметно затруднило снабжение оккупантов и их маневренность из-за нехватки локомотивов для широкой колеи.
Николай Первый был очень красивым человеком. Известно, что когда он пребывал в Париже, как частное лицо и обедал в одном и том же небольшом ресторанчике, его заприметил один известный художник.
Он хотел подойти к удивительному человеку, но хозяин его предостерег. Объяснив, что это… русский царь и позировать не станет.
Тогда художник, заплатил хозяину ресторана, чтобы тот разрешил ему делать рисунки-наброски, хотя бы из-за портьеры.
Как много рассказано о взаимоотношениях Пушкина и Николая Первого. Это, конечно же отдельная и непростая история, которая имела свое развитие.
«В нем много от прапорщика и мало от Петра Великого» — писал о Николае Первом поэт. Но именно Пушкину принадлежат и строки, посвященные Николаю Первому уже спустя время:
»Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Его я просто полюбил: Он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил Войной, надеждами, трудами. О нет, хоть юность в нем кипит, Но не жесток в нем дух державный: Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит».
В январе 1855 года Николай заболел бронхитом, но был невнимателен к своему здоровью и получил серьезное осложнение в виде воспаления легких, от которого уже не смог оправиться. Перед смертью он сказал сыну Александру: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас…»
Памятник Николаю I
В центре Исаакиевской площади находится величественный монумент, установленный в честь Николая I. Император в мундире и каске, украшенной двуглавым орлом, изображен верхом на скачущем коне. Лицо его выглядит строгим и бесстрастным.
История памятника
Император Александр II, сын Николая, в 1856 году приказал установить памятник своему отцу неподалеку от «Медного всадника». Для того чтобы новый памятник привлекал внимание, его нужно было сделать необычным, что вполне удалось осуществить гениальному скульптору П. К. Клодту.
Читайте также: Кемпински мойка 22 — отель в спб 5 звезд с окнами на эрмитаж
Александр строго контролировал процесс создания памятника. Первоначальную модель он не одобрил и повелел внести некоторые изменения. В 1859 году памятник Николаю I украсил Исаакиевскую площадь.
Один из барельефов украшающих постамент памятника Николаю I на Исаакиевской площади называется “Подавление холерного бунта в 1831 году»
Памятник Николаю I возвышается на пьедестале, состоящим из нескольких высоких ярусов. Барельефы на нем напоминают потомкам о событиях периода правления императора, таких как усмирение бунта населения во время эпидемии холеры в 1831 году, открытие моста на Николаевской железной дороге в 1851, подавление мятежа 1825 году.
Аллегорические женские фигуры символизируют собой мудрость, веру, силу и правосудие. Нижняя часть памятника украшена торшерами с фонарями и двуглавыми орлами.
Скульпторы и архитекторы
- Автором проекта стал О. Монферран, руководивший также строительством Исаакиевского собора
- Руке П. Клодта принадлежит самая выдающаяся часть памятника — конная скульптура.
- Пьедестал и барельефы выполнили архитекторы А. Пуаро, Н. Ефимов и скульпторы Н. Рамазанов, Р. Залеман.
Особенности архитектурной композиции
Памятник является уникальным произведением, так как массивная шестиметровая скульптурная группа установлена лишь на двух опорных точках, которыми служат задние ноги коня. Для создания противовеса в полый круп коня было помещено несколько пудов свинцовой дроби.
Устойчивость обеспечивают железные стойки, проходящие от копыт задних ног лошади до основания сооружения. Это одна из трех композиций в мире, имеющих подобное техническое решение
Многоярусный пьедестал составлен из 118 блоков, сделанных из красного шокшинского порфира, темно-серого финляндского и сердобольского гранита, белого итальянского мрамора. П. Клодт очень реалистично изобразил коня, передав мельчайшие детали, ему также удалось передать характерные черты императора.
Где находится
- Адрес
- Исаакиевская площадь, 11
- Метро
- Адмиралтейская
- Как добраться
- Пройти 700 метров от метро Адмиралтейская по Малой Морской улице, затем вдоль Исаакиевского сквера до площади.
Интересные факты
- Лица аллегорических скульптур имеют портретное сходство с чертами жены императора Александры Федоровны и дочерей Марии, Ольги и Александры.
- Любопытно, что на коне находится совсем другой человек. Петр Клодт предложил позировать, изображая императора, барону Мейндорфу, который ростом, осанкой и выправкой напомнил ему покойного императора.
- Конная статуя отливалась дважды, так как во время первой отливки появилась трещина. Во второй раз труды увенчались успехом.
- Памятник планировали снести после революции 1917 года, однако он был признан шедевром и сохранен благодаря своей уникальности.
- Монументальное творение Огюста Монферрана придало ансамблю Исаакиевской площади целостный и торжественный вид. Оно стало последним проектом выдающегося архитектора, который он не успел завершить. Строительство закончил архитектор Д. Е. Ефимов. Как ни странно, памятник Николаю I стал также последним произведением П. Клодта.
Памятник «Николаю I» в Санкт-Петербурге
Памятник Николаю I был торжественно открыт на Исаакиевской площади 25 июля 1859 г.Проект памятника принадлежит Огюсту Монферрану. Конная скульптура создана Петром Карловичем Клодтом, который как известно, «делал лошадей лучше чем сами жеребцы».
Памятник знаменит тем, что опирается только на две точки опоры — ноги коня. Ранее считалось, что такой конный памятник (с двумя точками опоры) единственный в Петербурге, но недавно выяснили, что и «Медный всадник» опирается лишь на две точки (змея служит лишь для уменьшения парусности).
Но вернемся к Николаю. Таким был памятник до открытия.
Александр Сергеевич Никольский. «Памятник Николаю I». 1941г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.Открытие памятника в 1857 году.
Василий Семёнович Садовников. «Открытие памятника Николаю I».
Карл Карлович Шульц. «Вид памятника Николаю I на Исаакиевской площади». 1850-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.Пьедестал выполнен архитекторами Н. Ефимовым и А. Пуаро, скульпторами Р. Залеманом и Н. Рамазановым.
Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия, в которых можно увидеть черты лиц жены и дочерей Николая I.
Обратите внимание на надпись — Николай 1. Единичка не римская, а наша, арабская.
- Общий пост об Исаакиевском соборе — история и легенды
Горельефы на пьедестале изображают важнейшие события времени царствования Николая I: восстание декабристов (1825), усмирение холерного бунта на Сенной площади (1831), награждение Сперанского по поводу составления первого свода законов (1832) и открытие Веребьинского моста на железной дороге Санкт-Петербург — Москва (1851).Санкт — Петербургская Астория — история и легенды
Общая высота памятника — более 16 метров, около него установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе. Макет памятника сейчас находится в Русском музее Петербурга.Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому памятник Николаю I находится именно на Исаакиевской площади, а сам император изображён в мундире конногвардейцев.Памятник установлен на одной оси со знаменитым Медным всадником, обращён в туже сторону, их разделяет только Исаакиевский собор. В петербургском фольклоре по этому поводу возникли соответствующие поговорки, например: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».В 1930-х годах памятник Николаю I собирались демонтировать. В советское время в Ленинграде памятнику императору не было места. Сохранить эту достопримечательность удалось в том числе за счёт придуманной искусствоведами истории об уникальности памятника, имеющего всего две точки опоры.То есть его описывали не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров.Леонтий Николаевич Бенуа. «Памятник Николаю I на Исаакиевской площади». 1880г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.Считается, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980х годах дроби внутри скульптуры не было обнаружено. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.
- Ещё одна легенда рассказывает о том, что положение памятника Николаю I спиной к Мариинскому дворцу послужило отказом от проживания во дворце дочери Николая I Марии. Якобы, ей не понравилось, что отец повёрнут спиной к её окнам — Про Марию и Мариинский дворец
- Памятник «Николаю I» летом со всех сторон
Чудо на лихом коне… ниже…С памятником связана еще одна интересная история. «Хулиганы», которые метили памятники, существуют не только в наше время, но и были в далеком прошлом. Существует легенда, что на памятнике отлито слово ЙУХ (наоборот только). Якобы его пытались даже убрать при последней реставрации, но до конца этого так и не сделали.Более того, такое же слово отлито и на памятнике «Тысячелетия Руси» в Новгороде.Надписи невозможно увидеть невооруженным глазом. Нужен бинокль или фотоаппарат с хорошей оптикой. На памятнике в Новгороде буквы расположены над фигурой Нестора, первого русского летописца, автора «Повести временных лет». Символично, однако… ведь он как раз и нес русские слова в народные массы.Где расположены буквы на памятнике Николаю I, мне не ведомо. Очень хотелось бы посмотреть. Самое интересное, что время, когда отливали памятники примерно совпадает. Может быть, кто-то знает еще памятники с такой же «народной» меткой? Впрочем, может быть все это только легенда…Вид сзади )))Но летом на фоне синего неба, памятник особенно красив, но и зимой когда идет снег прекрасен…Зимним вечером памятник выглядит так.Зимние вечерние фото ноября 2016 года.
Инфа цинично (С) , «Легенды Петербурга» и др. места инета.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.
Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.
Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.
Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.
По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:
- 1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);
- 1831 год – император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;
- 1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;
- 1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.
Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.
Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части.
Но, вступив на трон – коронация состоялась 22 августа 1826 года, – он приложил все усилия для укрепления империи. После унылых последних лет царствования Александра I воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны и Петербурга.
Довольно скоро новый император сумел завоевать симпатии общества.
Современник писал: «С некоторого времени общественная жизнь в здешней столице приняла другое направление: во всех сословиях видно более живости, более стремления к наслаждениям, что почитается всегда признаком несомненного благосостояния и спокойствия духа… Никогда не было здесь столько частых балов, как нынешней зимою, и даже сделан опыт к заведению общественных собраний…»
Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы.
При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву.
В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.
Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.
Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей.
Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути.
Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади торжественно открывали 25 июля 1859 года.
Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.
Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.
Главную часть памятника – конную статую – создавал скульптор Пётр Карлович Клодт.
Перед Петром Карловичем, известным к тому времени мастером, автором «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача.
Вначале скульптор задумал изобразить Николая I на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.
Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.
Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.
Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства.
Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П.
Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.
Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.
В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.
При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось.
Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади Ссылка на основную публикацию