Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музей Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов.
Двадцать пять лет местом расположения государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг.
по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, — свидетель важных исторических событий. В марте — начале июля 1917 г.
Здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков.
Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного лесопромышленника барона В.Э.Бранта.
В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин), в котором разместился музей революции, преобразованный в государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. Его открытие состоялось 5 ноября 1957 года.
Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асcимметричной композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн. М.Ф. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы.
В доме Кшесинской бывали самые интересные и известные люди Петербурга начала 20 века: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, В. Нижинский, Т. Карсавина, А. Павлова.
Здесь устраивались домашние спектакли, концерты, велись интересные беседы, общались близкие по своим интересам люди.
Кшесинская много времени проводила в своем любимом театре, начались частые и успешные гастроли за границей, и в свой дом она всегда с удовольствием возвращалась, чтобы отдохнуть.
Счастливая жизнь в особняке закончилась в начале 1917 года, когда в Петербурге стало неспокойно, на улицах появились военные, часто стреляли. Страх за жизнь сына заставили Кшесинскую покинуть свое уютное и уже привычное жилище. Судьба распорядилась так, что больше она уже никогда не вернулась сюда.
Читать еще: Эрмитаж: цена билета и режим работы в 2022 году
Дом заняли солдаты автомобильного дивизиона, а на втором этаже разместились ЦК РСДРП и представительство газеты «Правда».
Прибывший в Петроград из эмиграции В.И. Ленин тоже работал здесь, и балкон, выходящий на Кронверкский проспект, стал трибуной, с которой он выступал.
После Октябрьской революции в особняке размещались различные организации, с 1957 года здесь находится музей, который до 1991 года назвался Музеем Октябрьской революции, а сейчас носит название Музея политической истории России.
Матильда Кшесинская уехала во Францию, открыла там балетную школу. Она прожила долгую и насыщенную жизнь, и умерла в 1971 году в возрасте 99 лет, пережив многих из тех, кого знала и любила.
Государственный музей политической истории России на сегодняшний день один из немногих музеев, которые осуществляют документирование и экспозиционный показ процессов политической, экономической и социальной жизни общества в России XIX-XXI веков.
По сути своей деятельности и уровню взаимоотношений с музеями России ГМ ПИР с полным основанием можно считать культурно-историческим, научно-методическим и консультационным центром федерального уровня.
- Детский исторический музей
- Музей политической истории
- В атриуме представлена выставка под: «Под ковром…»
- В особняке Кшесинской представлены следующие выставки:
- В особняке барона Бранта представлены следующие выставки:
- Новый экспозиционный зал на 3 этаже (Вход из атриума):
- Музей политической истории России (особняк М.К. Кшесинской)
- Музей политической истории России. Экскурсия по парадным залам особняка Матильды Кшесинской
Детский исторический музей
В музее проводятся увлекательные занятия в форме игр с погружением в прошлое, с использованием старинных предметов, которые можно не просто потрогать, но и использовать в игре. Занятия проходят в исторически достоверных музейных пространствах: «Гостиная», «Фотоателье», «Кабинет редактора».
Темы занятий Детского центра исторического воспитания посвящены истории России XIXв -начала ХХ века.
Здесь воссоздали атмосферу сельской школы и классической гимназии. Как в XIX веке учили уроки, как сидели за партами и как проказничали.
Читать еще: Русский музей
Кроме словесности, арифметика и закон Божий. Это все расписание сельской школы XIХ века. Отмена крепостного права дала путевку миллионам крестьянских отпрысков получить образование. Для села это стало настоящей революцией.
Успех музея вот уже пятнадцать лет в том, что экспозиция не превратилась в обыкновенный урок, считают искусствоведы. Здесь можно вплотную прикоснуться к истории, написать пару строк настоящим чернильным пером или примерить форму гимназиста мужской гимназии.
В «Кабинете музейного историка» юные посетители имеют возможность включиться в исследовательскую работу, научиться «читать» информацию, заложенную в музейных предметах.
В «Сельской школе» и «Гимназии» эпохи Александра II, в «Советской школе 1950-1960-ых гг.» открывается удивительная возможность совершить путешествие в XIX-XX вв.
Темы детских экскурсий
Музей политической истории
Сегодня уже можно встретить петербуржцев, которые, услышав про особняк Кшесинской, недоуменно пожимают плечами: «Первый раз слышу. Где это?». А вот в советское время этот элегантный дом на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне ул.
Куйбышева) входил в обязательный мемориальный маршрут, посвященный Октябрьской революции. Туда приводили школьников, у дома останавливались автобусы обзорных экскурсий, в его ворота входили официальные делегации.
И в царское время особняк Кшесинской не был обделен общественным вниманием. К нему подъезжали кареты и автомобили лучших людей России, а простые граждане бросали в сторону творения Александра фон Гогена эмоциональные взгляды, полные самых противоречивых чувств.
Почему? – Для начала скажем несколько слов о хозяйке особняка.
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась в театральной семье 31 (19) августа 1872 года. В 18 лет она стала балериной Мариинского театра, на сцене которого Матильда прославилась как одна из величайших звезд русского балета. Уже в первый свой сезон она станцевала в 22 балетах и 21 опере.
В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику 32 фуэте (поворотами на одной ноге). Для бессмертной славы этого было бы вполне достаточно, но, как писал директор императорских театров В.А.
Теляковский, «успех на сцене был средством: стремления ее [Кшесинской] были более грандиозны и обширны, и роль только балерины, хотя и выдающейся, не удовлетворяла ее смолоду».
В 1892 году юная балерина завязывает роман с наследником престола Николаем Александровичем Романовым. Эта связь продлилась два года и завершилась после брака царевича с Алисой Гессенской (Александрой Федоровной).
При расставании Николай разрешил Матильде всегда обращаться к нему на «ты» и обещал в случае необходимости оказать балерине свое высочайшее содействие.
Казалось, минута славы Матильды Феликсовны осталась позади, но Кшесинская не намеревалась сдаваться.
Сперва «в горе и отчаянии» ее поддержал Великий князь Сергей Михайлович, внук Николая I и генерал-инспектор артиллерии.
А в 1900 году Кшесинская сошлась еще и с внуком Александра II, Великим князем Андреем Владимировичем, не прекращая свои отношения с Сергеем Михайловичем.
Скандал? Да нет, как писал уже упомянутый нами Теляковский, «все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину…».
Роман с «династией Романовых» дали Матильде Феликсовне не только поддержку «административного ресурса», но и значительные средства.
Любвеобильный Сергей Михайлович подарил любимой приме особняк в Стрельне, виллу в Каннах, дачу на Кавказе, на его средства организовывались роскошные приемы. Когда Кшесинская пировала в Стрельне, проходящие поезда меняли свое расписание под нужды гостей балерины.
Читайте также: Гостиница «Свет Маяка» /Hotel Svet Mayaka
На деньги Великого князя весной 1906 года был приобретен и участок на Петроградской стороне для городского особняка Матильды Феликсовны.
А кто оплачивал банкет? – «Народ, народ батюшка».
Будучи генерал-инспектором артиллерии, Сергей Михайлович преуспел в «осваивании» государственных средств, получал неплохие «откаты» от оружейных компаний (например от французской фирмы Шнайдер-Крезо), что не приносило любви масс, но позволяло жить по-княжески.
К концу 1906 года строительство двухэтажного петербургского дома Кшесинской было завершено. Стоит отметить его местоположение. С одной стороны, особняк находился на Петроградской стороне – самом модном районе Петербурга начала XX века.
Вместе с тем, дом фактически стоял на Неве – главной магистрали Петербурга, на которую выходили основные здания города: Зимний Дворец, Исаакиевский Собор, Сенат, Академия Наук и т.д.
Все это подчеркивало особый статус Матильды Феликсовны в российском государстве.
Архитектором здания был Александр фон Гоген, известный нам также как строитель Мемориального музея А.В. Суворова. За фасад особняка Кшесинской, выполненный в стиле северного модерна, он получил от городской управы серебряную медаль.
Внутренне убранство дома также отвечало самым высоким стандартам. Зал был оформлен в стиле русского ампира, салон — в стиле Людовика XVI, спальня и уборная — в английском стиле и т.д. Модная мебель была изготовлена французским мастером Мельцером.
Естественно, что люстры, бра, канделябры и все прочие элементы декора, вплоть до шпингалетов, были тоже выписаны из Парижа. Уютное гнездышко обслуживали вышколенные горничные, повара-французы и старший дворник – георгиевский кавалер.
К услугам Матильды Феликсовны были экипажи, автомобили, винный погреб и… коровник с коровой. Балерина любила свежее молоко.
В этом уютном гнездышке Кшесинская прожила 11 лет.
События 1917 года привели к потере всего, что Кшесинская нажила непосильным трудом. Творческого человека обидеть может каждый. Получив несколько писем от «доброжелателей», Матильда Феликсовна сочла за лучшее вечером 27 февраля 1917 покинуть свой особняк и уехать к родственникам. Спустя несколько дней в опустевшее здание вошли солдаты мастерских запасного автобронедивизиона. После недолгих размышлений военные мастеровые решили передать дом любимой партии – РСДРП(б). С этого момента цитадель петербургского гламура превратилась в «главный штаб ленинцев».
Постепенно в особняк перебрались Петроградский комитет РСДРП(б), его военная организация, ЦК РСДРП (б), экспедиция газеты «Правда» и редакция газеты «Солдат». В особняк Кшесинской 3 апреля 1917 года приехал и В.И. Ленин после своего знаменитого прибытия на Финляндский вокзал. Окрестности здания постепенно превратились в своего рода гайд-парк.
С балкона особняка, выходящего на Кронверкский проспект, в режиме нон-стоп постоянно выступали ораторы, сообщавшие стоящим внизу гражданам последние новости. Желтая пресса того времени публиковала бесчисленные истории о бесчинствах революционеров в опустевшем алькове балерины.
Ходили слухи, что гардероб Кшесинской был разграблен лично известной большевичкой и феминисткой Александрой Коллонтай, хотя трудно представить, как ей могли подойти вещи миниатюрной балерины. Тем временем Матильда Феликсовна, осознав, что немедленный суд революционного трибунала ей пока не грозит, несколько осмелела и попыталась вернуть свою собственность.
В письме на имя прокурора Петроградской судебной палаты Кшесинская потребовала: «1) Принять меры к освобождению моего дома от посторонних лиц и дать мне возможность спокойно вернуться в него. 2) Начать расследование по делу о разграблении моего имущества в том же доме».Одновременно адвокат балерины Владимир Хазин возбудил в суде гражданский иск о выселении.
Среди ответчиков по иску фигурировал и «кандидат права В.И. Ульянов». Как это часто бывает в России, прокуратура, получив эпистол бывшей любовницы низложенного императора, не выразила большого желания конфликтовать с броневым дивизионом, боевой организацией РСДРП и прочими серьезными людьми.
В управление запасного автобронедивизиона был отправлен вежливой запрос о «возможности освободить от постоя дом Кшесинской ввиду её ходатайства». Одновременно у комиссариата милиции Петроградского района было затребовано «дознание о расхищенном имуществе».Куда результативнее оказался гражданский иск.
5 мая 1917 года мировой судья 58-го участка Чистосердов вынес решение: «По указу Временного правительства России определено: выселить из дома № 2-1 по Б. Дворянской ул. в течение 20 дней п. к. с.-д. р. п., ЦК той же партии, клуб организаций, Петроградский районный комитет п. с. р., С. Багдатьева со всеми проживающими лицами и очистить помещение от их имущества.
Решение обратить к предварительному исполнению… Иск в отношении Владимира Ульянова и Центрального бюро профсоюзов оставить без рассмотрения».Вызов, брошенный хрупкой женщиной, привел большевиков в замешательство. Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б) были вынуждены официально заявить о выезде из особняка Кшесинской.
Кроме того, Ленин распорядился вернуть личные вещи Матильды Феликсовны, которая та частично вывезла на юг России, а частично поместила в банк. Лишь упорство военной организации большевиков, наотрез отказавшейся покидать здание, не позволило Кшесинской вернуться в родные пенаты.
После неудачного выступления большевиков в начале июля 1917 года особняк Кшесинской был занят войсками Временного правительства и основательно разграблен. Разочарованная Кшесинская 13 июля 1917 года покинула Петроград и уехала на свою дачу в Кисловодск.
Адвокат Хесин продолжил подавать новые иски, теперь уже добиваясь не только возвращения здания прежней хозяйке, но и возмещения нанесённого ущерба в размере 300 тыс. рублей.События октября 1917 года поставили точку в этом процессе. Матильда Кшесинская покинула Россию вместе с Великим князем Андреем Владимировичем.
Впоследствии она стала его женой и дожила почти до 100 лет. Куда печальнее сложилась судьба знатного «распильщика» Великого князя Сергея Михайловича, который кончил свои дни на дне шахты в Алапаевске, сжимая в холодеющей руке золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской. После Октябрьской революции в здании особняка Кшесинской поочередно располагались различные общественные учреждения: комитеты Петросовета, Институт Общественного питания, ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 по 1956 год здание служило музеем С.М. Кирова.
В 1957 году в особняк Кшесинской из здания Эрмитажа был переведен музей истории Революции. Чтобы здание на Кронверкском проспекте могло вместить в себя всю коллекцию, оно было соединено новым корпусом с соседним особняком В. Э. Брандта.
В 1991 году Музей истории Революции был переименован в Музей политической истории России. Его коллекция насчитывает 460402 единиц хранения и постоянно пополняется. Ведь история России пока еще не закончена. Сотрудники музея всегда готовы принять в дар листовки, плакаты, газеты, отражающие драматические события, происходящие вокруг нас.
Балерины Матильды Кшесинской Барона Василия Бранта
В атриуме представлена выставка под: «Под ковром…»
В особняке Кшесинской представлены следующие выставки:
Зал № 10. «Российская политика. Петербургское лицо».Зал № 11. «Реформы и реформаторы России» (XIX в.)Зал № 15. Белый залЗал № 16 «Смертная казнь: ЗА и ПРОТИВ».Зал № 17 «Что мы знаем о Петре Столыпина?».Зал № 18 «Особняк Кшесинской. Время и люди».Зал № 19 «Секретариат штаба большевиков в 1917 г.»Зал № 20 «Рабочая комната В.И. Ленина»Зал № 21-22 «Война проклятая, гражданская»
В особняке барона Бранта представлены следующие выставки:
Зал № 1-6 «Советский человек между утопией и реальностью» (Проект «Человек и власть в СССР: 1917-1985 гг.») Зал № 7-8 «Изъятию не подлжеит… хранить вечно!» Выставка раритетовЗал № 9 «Государственная Дума. Исторические паралелели».
Новый экспозиционный зал на 3 этаже (Вход из атриума):
Зал № 34 «Распад СССР: историческая необходимость или преступный сговор?»Зал № 35 «Тайная война двенадцатого года» (К 200-летию Отечественной войны 1812 г. и русской военной разведки».
Поделиться | Поделиться | Поделиться | Поделиться |
Музей политической истории России (особняк М.К. Кшесинской)
Вернуться к списку Музей политической истории России расположен в двух исторических зданиях: особняках балерины М. Кшесинской и барона В. Бранта. Тематические выставки отражают основные вехи политической истории страны конца XVIII – начала XXI вв.: реформы и революции, политику и повседневность, советскую пропаганду и историческую реальность. На экспозициях представлены подлинные документы, предметы и произведения искусства.
- Пн, вт, пт, сб, вс — с 10.00 до 18.00, касса работает до 17.00.В среду с 10.00 до 20.00, касса работает до 19:00.Выходной день — четверг.Каждый последний понедельник месяца — санитарный день.Музей закрыт для посетителей 1, 2, 7 января и 1 мая.
-
Взрослый — 200 руб.Дети до 18 лет — бесплатно
Студенты — 30 руб.
-
Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью
- Как добраться От станции метро «Горьковская» идти в сторону Невы по Каменноостровскому проспекту, на перекрестке повернуть налево и по улице Куйбышева дойти до Музей политической истории России (особняк М.К. Кшесинской).
Музей политической истории России. Экскурсия по парадным залам особняка Матильды Кшесинской
После выхода в 2017 году фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя историю об отношениях императора Николая II и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской знают, наверное, даже самые далекие от изучения истории люди. Но сегодня мы не будем говорить о морально-нравственных качествах участников этих событий, а заглянем в залы особняка Кшесинской. В наше время здесь расположен Государственный музей политической истории России.
Особняк Матильды Кшесинской
Великолепные интерьеры
Аванзал или ротонда