Строительство Исаакиевского собора

08.02.2022

160 лет назад, 11 июня 1858 года, в Петербурге был освящен Исаакиевский собор. О том, как шло строительство одного из самых известных архитектурных сооружений России, — в фотогалерее РБК.

Первый Исаакиевский собор, 1710 год

Первый Исаакиевский собор в Петербурге был открыт в 1710 году и представлял собой небольшую деревянную церковь. Город быстро рос, поэтому вскоре появилась необходимость построить храм больших размеров. В результате уже в 1717 году на берегу Невы, недалеко от того места, где сейчас стоит Медный всадник, началось строительство второго Исаакиевского собора.

Оно длилось более десяти лет и закончилось в 1728 году, уже после смерти Петра I, присутствовавшего при закладке фундамента собора. В 1730-х годах во время одного из ремонтов выяснилось, что этот фундамент уходит под грунт. Было решено строить собор на новом месте.

Проект третьего Исаакиевского собора

Место для строительства третьего Исаакиевского собора в 1766 году выбрала императрица Екатерина II. Было решено возвести церковь в том месте, где Исаакий стоит сейчас.

Проект храма с пятью куполами, облицованного мрамором, разработал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Однако строительство шло очень медленно, а в 1796 году, после смерти Екатерины и последовавшего за ней отъезда Ринальди, было приостановлено.

Третий Исаакиевский собор

Заканчивать строительство собора пришлось Павлу I — он поручил завершить работы новому придворному архитектору Винченцо Бренне. Тот сильно изменил первоначальный проект: был оставлен всего один купол, который стал значительно меньше, а мрамор, который готовили для облицовки, был отправлен на строительство Михайловского замка, в итоге стены были сделаны из кирпича.

Здание, достроенное и освященное в 1802 году, оказалось настолько неудачным, что стало объектом насмешек горожан. Сразу же стало понятно, что ему требуется новая перестройка.

Фрагмент разобранного Исаакиевского собора, 1845 год

Конкурс на проект был объявлен в 1809 году императором Александром I. Выбор пал на 23-летнего французского архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он предложил свой проект пятиглавого собора с колонными портиками, в котором должны были сохраниться пилоновые опоры и три алтаря, построенные еще Ринальди.

Каменоломня Пютерлакс под Выборгом

Строительство четвертого собора началось в 1825 году. Гранитные колонны для нового храма вырубались в каменоломне около Выборга.

Выгрузка с судна на Сенатскую площадь

Многотонные колонны ​доставлялись до Петербурга по воде, а по самому городу их впервые в российской истории перевозили по рельсам.

Сарай для окончательной доводки колонн

Чистовая обработка колонн производилась под руководством камнетеса Самсона Суханова.

Установка колонн

Само поднятие 17-метровых колонн, каждая из которых весила 114 т, также требовало сложного инженерного решения. Для подъема каждой из колонн был разработан отдельный проект, сам подъем занимал около часа, а участие в процессе принимали более ста человек.

Подъем первой колонны стал большим событием — собралось множество жителей города и иностранцев, посмотреть на процесс приехала и императорская семья.

Исаакиевский собор в лесах, 1845 год

После установки колонн были сооружены пилоновые опоры и начали возводиться стены толщиной до 5 м. Сами стены покрывались мрамором.

Подъем колонн на верхнюю колоннаду

После возведения стен и пилонов в соборе установили перекрытия из железного каркаса и кирпича. К 1837 году закончилась подготовка купольного основания, на которое начали устанавливать 24-купольную колоннаду: 64-тонные колонны поднимали на высоту 43 м.

Внутри купола

После установки купольных колонн началось сооружение самого купола. По предложению Монферрана он был сделан не из кирпича, а из металла и состоял из трех взаимосвязанных частей: внутренней сферической, средней конической и наружной параболической. Подобную конструкцию купола использовали при постройке собора Святого Павла в Лондоне.

Сам купол был отлит из, как писал Монферран «комбинации чугуна, кованого железа и пустотелых керамических цилиндров». Таким образом, планировалось сделать его легким, но прочным. Его внешняя окружность по периметру была обшита листами позолоченной меди.

Исаакиевский собор в лесах

Для улучшения акустики внутри купола были установлены около 100 тыс. керамических пустотелых цилиндров.

Подъем креста на главный купол собора, 1845 год

30 мая (по новому стилю — 11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение собора, на котором присутствовал император Александр II с семьей. Чин освящения возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий.

Старейшая из сохранившихся фотографий собора

Первый фотоснимок строящегося Исаакия был сделан в октябре 1839 года, но, к сожалению, он не сохранился. Старейшая фотография собора из сохранившихся — это калотип одного из пионеров британской фотографии Роджера Фентона, сделанный в 1852 году. Однако на нем храм является лишь частью общего вида города.​

Снимок Исаакия, сделанный Иваном Бианки

Первым качественным снимком Исаакиевского собора следует считать работу Ивана Бианки, сделанную в 1853–1854 годах.

Подпишись на FB РБК

Получайте новости быстрее всех

Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Главный морской

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I.

Император Петр Алексеевич  родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной.

А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды.

Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

Фото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

Фото Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

Фото Ximeg/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

  • В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

Тихвинская икона Божией Матери. Фото www.cathedral.ru

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери.

Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг.

В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

  1. С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
  2. В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
  3. А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАСС

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

История возведения Исаакиевского собора

Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.

Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра. 

Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.

6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов.

Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник).

Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.

Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди.

Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В.

Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.

Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы.

В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж.

Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана. 

Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай. 

Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн. 

Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов.

Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут.

Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга.

О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.

В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка. 

Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади. 

На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга. 

Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.

Подготовлено Е.В.Шаповаловой

Строительство Исаакиевского собора

Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 4

Исаакиевский собор является одной из главных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Этот уникальный памятник русской архитектуры XIX века построен духе русского классицизма. Первое, что бросается в глаза, глядя на него, это огромные размеры. Здание является по истине грандиозным: длина 111 м, ширина 98м, а высота 101,5 м. Храм строился 40 лет и застал трех царей великой российской империи: Александра I, Николая I и Александра II.

Варианты Исаакиевских соборовВарианты Исаакиевских соборов

Судьба великого храма Исаакия Далматского непростая. Он несколько раз перестраивался по многим причинам: плохое расположение, неустойчивый грунт, пожар, некрасивый внешний вид.

Первый вариант

Рисунок первой Исаакиевской церкви. 1707 гРисунок первой Исаакиевской церкви. 1707 г

Первая Исаакиевская церковь была перестроена в 1706 году из большого амбара находящегося на территории строительства Адмиралтейства. Строительством руководил граф Апраксин Ф. М. В ней очень нуждались местные строители и рабочие (около 10 тысяч человек), так как по близости не было других церквей заняло всего 3 месяца. Церковь была полностью деревянная, одноэтажная с колокольный на крыше и куполом над алтарем высотой 4-4,5 метра. Храм был освящен в день рождения Петра Великого 30 мая 1707 года (по юлианскому календарю) в честь его небесного покровителя — византийского монаха Исаакия Далматского. Отсюда и название, соответствующее. Пётр I придавал очень высокое значение этой церкви: здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной (второй женой) в 1712 году, а также все моряки были обязаны присягать на службу именно здесь. Спустя 10 лет, было решено разобрать этот и построить другой Исаакиевский храм, который бы больше соответствовал так быстро и динамично развивающемуся молодому Петербургу.

Читайте также:  Театр «Приют Комедианта»

Второй вариант

Чертеж второй Исаакиевской церкви. 1717 гЧертеж второй Исаакиевской церкви. 1717 г

Строительство нового Исаакиевского храма решили начать в 20 метрах от реки Невы, на месте, где сейчас расположена статуя «Медного всадника». Такое решение впоследствии оказалось роковым… В отличие от первого, второй собор был задуман в стиле петровского барокко и строился 10 лет. В начале церковь задумывалась по чертежам архитектора Маттарнови Г. И., который в 1719 году умирает и работы возглавляет Гербель Н. Ф. Из-за неудачного расположения вблизи Невы, храм постоянно давал усадку и стены его разрушались. И строительство решили поручить другому архитектору Гаэтано Киавери. Внешне, новый собор был очень схож с Петропавловской крепостью.

Из-за постоянных подмываний фундамента Невой, ремонтные работы обходились дорого государственной казне, а также «Божье знамение» выражавшееся в ударившей молнии в собор и пожар (1735 г.) были последней каплей для решения разобрать храм в 1760 году и возвести новый.

Третий вариант

Екатерина II одобрила указ о строительстве третьей церкви в 1766 году. Архитектором был назначен придворный зодчий А. Ринальди. По его замыслу собор должен был представлять собой внушительное строение с пятью куполами, облицованное мрамором.

Третий Исаакиевский собор, изначально, должен был быть таким по проекту А. РинальдиТретий Исаакиевский собор, изначально, должен был быть таким по проекту А. Ринальди

Но в 1796 году планы резко изменились. Екатерина II умирает, а А. Ринальди заболевает и отбывает к себе на родину. Дальнейшая судьба храма перешла в руки к сыну императрицы Павлу 1. Павел 1 назначил архитектором В. Бренне. В условиях отсутствия достаточного финансирования, проект храма был значительно упрощен, а заготовленный мрамор вообще отправили на возведение михайловского замка.

Неудачный вариант третьего Исаакиевского собораНеудачный вариант третьего Исаакиевского собора

В итоге всех преобразований получился нелепый собор с неправильным пропорциями, маленькой главой, мраморным основанием и кирпичными стенами. Храм сильно выбивался из общего ансамбля парадного Петербурга, сильно разрушался, и спустя 7 лет после его освящения в 1802 году, правительство решило, что будет проще построить новый Исаакиевский собор, чем постоянно реставрировать нынешний.

Четвертый вариант

Современный Исаакиевский собор 1809 г (конкурс на строительство), с 1818 (началось строительство по проекту Монферрана

Современный Исаакиевский собор 1809 г (конкурс на строительство), с 1818 (началось строительство по проекту Монферрана

Александр I решает сделать новый четвертый собор главным украшением, главной доминантой города и объявляет  на его строительство. В конкурсе участвовали знаменитейшие архитекторы, такие как Дж. Кваренги, А. Захаров и А. Воронихин. Но ни один из проект не заинтересовал императора. Внимание Александра 1 привлёк неизвестный начинающий французский архитектор О. Монферран. Именно он рискнул выполнить пожелание императора и оставить в проекте уже существующую алтарную часть предыдущего храма.

Из 24 проектов, представленных императору, был выбран пятиглавый в классическом стиле. При строительстве возникало очень много технических проблем, потому что Монферран, прежде всего, был художником. В будущем он получил прозвище «рисовальщик». Но в строительстве собора ему всегда помогал опытный инженер А. Бетанкур.

Строительство началось в 1818 году и продолжалось 40 лет. Включает в себя 4 этапа строительства:

1 этап  строительства. Устройство фундамента.1818-1828

Демонтаж предыдущего храма и устройство свайного фундамента. Строительство фундамента было нелегкой задачей. Самым сложным моментом стало соединение фундаментов предыдущего храма с новым. Для основания четвёртого Исаакиевского собора было использовано около 12 тыс. свай. Это не считая 12 тыс.

свай, погруженных под предыдущий третий собор. (В общей сложности под Исаакиевским собором их примерно 24 тыс.). Для устройства свайного основания использовались 6,5 метровые просмоленные сосновые сваи диаметром 26-28 см. Сваи погружены на расстоянии равном их диаметру.

Забивка осуществлялась при помощи тяжёлой чугунной бабы. Всего делали 10 ударов по каждой свае. Затем, останавливали работу насосов, котлован заполнялся до нужной отметки, по уровню которой все сваи спиливались вровень.

Поверх свай соорудили сплошную фундаментную подушку из гранитных блоков и бутового камня с утрамбованным щебнем. В общем, на строительство фундамента ушло 5 лет.

2 этап строительства. Установка колонн.1828-1830

Строительство лесов для установки колоннСтроительство лесов для установки колонн

Второй этап строительства — установка огромных 17-ти метровых колонн из розового гранита массой 115 тонн и диаметром 1,85. Для этого Бетанкур разработал оригинальный проект лесов. В первой половине ХIХ века такое событие было знаменательным, и на установку первой колонны (20 марта 1828 г.) приехала посмотреть императорская семья. Всего, по проекту 48 колонн (16 — в северном и южном портиках, 8 – в восточном и западном)

Транспортировка колонн с суднаТранспортировка колонн с суднаСтроительная площадка для обработки и полировки колоннСтроительная площадка для обработки и полировки колоннПо легенде, под самую первую установленную колонну положили свинцовую коробочку с платиновой медалью с изображением Александра I.

Монолиты для колонн транспортировались к месту строительства на специально сконструированных плоскодонных судах из каменоломни Пютерлакс под Выборгом. А с пристани их доставляли на строительную площадку по рельсовому пути для окончательной обработки и полировки.

Каменоломня Пютерлакс под ВыборгомКаменоломня Пютерлакс под Выборгом«Колонны входят в число самых гигантских в мире, уступая по размерам только Александровской колонне, обелиску святого Петра в Риме и Помпейской колонне»

Всего в соборе насчитывается 112 монолитных колонн

3 этап. Установка стен и верхней колоннады.1830-1836

М. Н. Воробьёв. «Подъем колонны на Исаакиевский собор». 1838 год
М. Н. Воробьёв. «Подъем колонны на Исаакиевский собор». 1838 год

После установки колонн начали возводить стены, толщиной от 2,5 до 5 метров.

Причем в стенах была предусмотрена вентиляция и окна-галереи для естественного освещения храма.

После облицовки стен мрамором и устройства перекрытий, приступили к поднятию на высоту 43 метров колонн по 64 тонны каждая! А это, ни много ни мало высота 14-этажного дома.

4 этап. Строительство купола

Строительство Исаакиевского собора

Затем приступили к устройству купола Исаакия из облегченной конструкции металла (сплав чугуна, железа, бронзы и меди), состоящий из 3-х частей.

Архитектор привел веские доводы и доказал, что таким образом «купол будет стоить на два миллиона менее, нежели построенный иным способом, и будет окончен в три года вместо шести»

Монтаж куполаСтроительство Исаакиевского собора

Причем внутренний купол состоит из глиняных горшков, замоналиченных между собой легким раствором цемянки.

Данный способ значительно облегчает конструкцию купола и придает ему хорошие акустические свойства. Внешний диаметр купола составляет 26 метров, обшитый листами из позолоченной меди.

В те времена медь золотилась с применением ртути (амальгамой) и больше 100 рабочих умерли от ее паров.

После открытия Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, фото которого свидетельствуют о его небывалой красоте, находился на государственном бюджете. Его содержание ежегодно требовало огромных сумм.

Читайте также:  Фото Музея воды (16 фото)

Штат служащих при храме был самым многочисленным в Петербурге среди других: к примеру, в нем состояло 16 звонарей, работавших в разные смены. В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса.

Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

Строительство Исаакиевского собораСтроительство Исаакиевского собораСтроительство Исаакиевского собораСтроительство Исаакиевского собора

История строительства Исаакиевского собора

История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения Исаакиевского собора в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский архитектор Огюст Рикар Монферран, никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ.

В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным.

Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика.

«Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то…

следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить…»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол императора Николая I совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей).

Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами.

К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами.

Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива.

На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.

В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами.

При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна.

На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа.

Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи.

Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней.

Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид.

В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства.

И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.

Строительство Исаакиевского собора Ссылка на основную публикацию

Оцените статью
Мой Город - Петербург