Создание Петербургской консерватории

В этот день 20 сентября 1862 года в Санкт-Петербурге была основана первая российская консерватория.

Исторический смысл слова «консерватория»

Слово консерватория произошло от латинского слова «conservare» – сохранять. Так назывались итальянские приюты для осиротевших и беспризорных детей, где обучали музыке и вокалу для работы в церковном хоре.

Постепенно слово трансформировалось в название музыкального учебного заведения, первое из которых было основано итальянцем Джованни ди Тапия в середине XVI века.

В России же еще 300 лет главенствовали театры, создаваемые аристократами из крестьян и дворовых людей.

«Домашние спектакли имеют целью занять невинным и веселым образом общество и участвующих, вовсе не претендуя на искусство…», – так писала столичная пресса.

Но если бо́льшая часть крепостных пела и играла как умела, то первоклассные актеры и певцы ценились на вес золота, как произошло в случае с государем Александром I, купившим у помещика Алексея Столыпина целую труппу за 32 тысячи рублей.

Подготовка музыкальных кадров в России

Однако о необходимости профессиональной подготовки музыкальных кадров впервые задумалась не аристократия, а русский композитор Антон Рубинштейн, который во время заграничного европейского отдыха познакомился с любительницей светских раутов и концертов великой княгиней Еленой Павловной. Рубинштейн поинтересовался у влиятельной дамы: «Нельзя ли что-нибудь сделать для музыкального образования российского общества?»

На что получил от княгини карт-бланш на воплощение всех творческих замыслов. Таким образом, в стенах Михайловского дворца были организованы классы, где начали проходить лекции по теории музыки, вокала, хорового искусства, обучению игре на инструментах, возможных для посещения «учениками и ученицами всех положений, средств и возрастов».

Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн

Количество желающих превзошло все ожидания, и скоро вместо курсов двери открыла Петербургская консерватория, а ее директором был назначен композитор, обладавший не только организаторскими, но и большими творческими способностями. Критик Леонид Сабанеев вспоминал, что музыкальное сообщество считало Рубинштейна преемником Ференца Листа – «люди Листа не слышавшие, приходили от игры Рубинштейна в больший восторг, чем те, кто Листа слышал…»

Потому неудивительно, что под наставничеством такого одаренного человека, преподававшего в учебном заведении игру на фортепиано, из этих стен начали выходить дипломированные таланты. Одним из таких первых выпускников, зачисленных в класс Рубинштейна, стал Петр Ильич Чайковский.

«Могучая» личность директора консерватории внушала нам, ученикам, безмерную любовь, смешанную с немалой дозой страха», – вспоминал Чайковский. «…огромные практические занятия, огромный кругозор, невероятная для тридцатилетнего человека композиторская опытность».

Однако уже через пять лет могучая кучка композиторов, настроенная против излишнего академизма в материале, вытеснила Рубинштейна с должности. Его место занял Николай Заремба, внедривший нововведение – преподавание предмета теории музыки на русском языке.

Дальнейшее развитие консерватории

А консерватория, развиваясь, продолжила блистать плеядой как известных педагогов-композиторов – Римского-Корсакова, Александра Глазунова, – так и выпускниками, среди которых значились Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов. Надо отметить, что Римский-Корсаков стал автором первого учебника и программы по теории композиции. И именно его именем консерватория была названа во время Второй Мировой войны.

Как сказал еще в XVIII веке Амадей Моцарт:

«Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания».

  • На интересную рубрику >>

Этот день в истории: 1862 год. 20 (8) сентября в Санкт-Петербурге была основана первая российская консерватория

20 сентября 2010, 13:24 — REGNUM

Санкт-Петербургская государственная консерватория. Открытка начала ХХ века

1862 год. 20 сентября (8 сентября ст.ст.) в Санкт-Петербурге была основана первая российская консерватория

«Консерватории суть высшие специальные музыкально-учебные учреждения, имеющие целью образовать оркестровых исполнителей, виртуозов на инструментах, концертных певцов, драматических и оперных артистов, капельмейстеров, композиторов и учителей музыки». Первый Устав СП6К, п. 1.

1866

140 лет Консерватории в Санкт-Петербурге! Дата, которая ознаменовалась важным событием в жизни нашего вуза: обновлением прекрасного Концертного зала, носящего имя выдающегося русского композитора, дирижера, уникального ректора и музыкально-общественного деятеля Александра Константиновича Глазунова, — зала, прекрасного по архитектуре и акустике, зала, принимавшего на своей сцене самых великих, самых достойных музыкантов на протяжении всего XX века. К этому залу ведет парадная мраморная лестница, последний поворот которой не может не остановить внимания мраморной доской с именами лучших выпускников Консерватории: среди них на первом месте Петр Ильич Чайковский, удостоенный большой серебряной медали в 1865 году. И, наконец, взору открывается безупречно прекрасный во всех деталях, залитый светом хрустальных люстр истинный храм искусства, увенчанный изображением Аполлона с золотой лирой. Именно здесь вновь и вновь приходят на память слова основателя и первого артистического директора Петербургской консерватории Антона Григорьевича Рубинштейна, призывавшего быть «смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека», «обязывает стремиться к высшему совершенству… выходить из этих стен не иначе как истинными художниками».

Это вдохновенное напутствие великого музыканта впервые прозвучало в его Речи на открытии консерватории 8 (20) сентября 1862 года.

Трудно представить, чтобы в небольшой статье на сайте возможно было бы сколько-нибудь подробно остановиться на сложившихся традициях композиторской и исполнительских школ Петербургской консерватории, получивших мировую известность и ранее освещавшихся в исторических обзорах, посвященных различным юбилейным датам (наиболее подробно — к 100-летию Консерватории). Тем не менее невозможно обойти вниманием ее лучших представителей, составивших славу и гордость первой в России Консерватории, заветов нескольких поколений музыкантов, направлявших ее деятельность без малого полтора столетия, и, конечно, знаменательных событий, этапных в истории старейшего музыкального вуза.

Петербургская консерватория основана Русским музыкальным обществом (РМО) по инициативе и благодаря активной организаторской деятельности выдающегося пианиста и композитора с мировой известностью А. Г. Рубинштейна.

Официальное открытие Консерватории состоялось через пять лет после смерти первого классика русской музыки М. И. Глинки и через три года после открытия РМО (Русского музыкального общества), под патронатом великой княгини Елены Павловны. Речь первого артистического директора Консерватории А. Рубинштейна содержала провидческие слова, приведенные выше.

Еще десятью годами ранее Рубинштейн подавал прошение об открытии Музыкального института на базе Академии художеств (при ней с 1764 г. существовало Воспитательное училище с преподаванием музыки и танцев).

Однако новое учебное заведение при РМО удалось открыть лишь после сбора по всей России необходимых средств.

Консерваторией оно было названо впервые императором Александром II, что значительно возвысило его статус по сравнению с прежним (Музыкальное училище РМО).

Резонанс этого события был столь велик, что даже в частных домах преподавание музыки приняло совершенно иной характер.

Не будучи государственным учебным заведением, Консерватория в некоторых отношениях была приближена к ним: выдавались дипломы на звание свободного художника и право окончивших Консерваторию на причисление к почетным гражданам. Первым артистическим директором был назначен А.

Рубинштейн (1862-1867, 1887-1891), которому сразу же был пожалован чин действительного статского советника («штатского генерала»). И он оправдал это высокое звание, посвятив себя упорядочению профессионального образования для музыкантов.

Масштаб личности А. Рубинштейна всесторонне раскрылся также в его композиторском творчестве, явившемся точно на середине XIX века. Величие исполнительского облика Рубинштейна признавалось прижизненно и не померкло поныне.

Его портрет за роялем, выполненный выдающимся художником И.

Крамским во время вдохновенного музицирования, и сейчас является символом исполнительской мощи, как бы благословляя новые поколения музыкантов, выступающих в Малом зале Консерватории.

Уникальность Исторических концертов фортепианной музыки, проведенных Рубинштейном в 1885-1886 гг.

, сохраняет непреходящее значение грандиозностью концертного цикла, в котором он «создавал своих предшественников» и заканчивал старшими современниками: Шопеном (с неповторимой трактовкой Сонаты си-бемоль минор), Шуманом, Листом (всего было исполнено 877 пьес 57 композиторов XVI — 2-й пол. XIX вв.).

В дальнейшем Консерваторию возглавлял Н. Заремба, авторитетный ученый в области музыкально-теоретических предметов, М. Азанчевский — ему принадлежит честь создания научной библиотеки Консерватории на основе коллекции раритетных зарубежных изданий. Более десяти лет был директором выдающийся музыкант К.

Давыдов (1876-1887) — основоположник петербургской школы виолончелистов, прославленный исполнитель — солист и ансамблист, организатор классов оркестровой игры и квартета, а также оперного класса (в Музее Консерватории есть прекрасная фотография его руководителя со студентами в театральных костюмах).

Карл Давыдов вошел в историю Консерватории и как автор Устава 1878 г., который считают главным достижением его директорства.

Но еще ранее, с первого года существования нового учебного заведения, он был приглашен не только как профессор класса виолончели, но и истории музыки — что было связано, очевидно, с его университетским образованием, полученным в Москве по физико-математическому факультету, оконченному в 1858 г.

Диплом Петербургского университета по той же специальности имел и его преемник А. Фаминцын — профессор истории музыки и эстетики в 1866-1872 гг.

Эта традиция поддерживалась и в дальнейшем — вспомним имена Л. Саккетти, В. Каратыгина, а в советское время — А. Оссовского, Б. Асафьева, Ю. Тюлина, И.

Соллертинского, преподававших историко-теоретические предметы на специальном факультете, организованном в 1925 г.

В первый год существования Консерватории было принято 179 учеников, в дальнейшем — более 200. Профессорами были выдающиеся музыканты: фортепиано — А. Рубинштейн, Ф. Лешетицкий, А. Герке; скрипки — Г. Венявский, Л. Ауэр; виолончели — К. Шуберт, К. Давыдов, флейты — Ц. Чиарди, арфы — А. Цабель; вокальные классы — Г. Ниссен-Саломан, К.

Эверарди; теории композиции — Н. Заремба и др. Гордостью русского исполнительского искусства явились воспитанники Консерватории: пианистка А. Есипова, виолончелист А. Вержбилович, певица Е. Лавровская, бас Ф. Стравинский и многие другие.

И не будет преувеличением сказать, что именам первых выпускников Петербургской консерватории суждено было войти и остаться в истории мировой культуры.

Первым выпускником-композитором, окончившим Консерваторию с большой серебряной медалью в 1865 г., был великий русский композитор П. Чайковский — его имя высечено первым на почетной мраморной доске в преддверии Малого зала (Зала квартетных собраний), а в фойе Оперной студии установлена скульптура В. Беклемишева, изобразившего сидящего композитора с раскрытой партитурой в руках».

Цитируется по материалам официального сайта Санкт-Петербургской государственной консерватории

История в лицах

П.И.Чайковский, письмо сестре:

Я поступил во вновь открывшуюся Консерваторию, и курс в ней начинается на днях. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теориею музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку.

Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, — я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, — но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей.

Службу, конечно, я окончательно не брошу до тех пор, пока не буду окончательно уверен в том, что я артист, а не чиновник.

Цитируется по: Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1974. с.80

Мир в это время

В 1862 году в ходе Гражданской войны Севера и Юга в США состоялось Фредериксбергское сражение

Битва при Фредериксберге. Литография Курца и Эллисона. 1888 год «Фредериксбергское сражение было, пожалуй, самым необычным и вместе с тем самым характерным из сражений второго периода гражданской войны. Возможно, это утверждение звучит несколько парадоксально, но в действительности никакого парадокса здесь нет. Необычность сражения заключалась в том, что его результат был очевиден практически для всех еще до того, как был сделан первый выстрел, и лишь такой «военный гений», как Бернсайд, мог рассчитывать в подобной ситуации на успех. Подобное безумие — явление достаточно редкое в анналах мировой военной истории, ибо, как правило, даже не слишком талантливые полководцы предпочитают все же проявлять осторожность. Бернсайд со своим ослиным (иначе не назовешь) упрямством занимает вместе с другими «гениями» — Маком Либерихским, Джорджем Кастером и Нивелем — совершенно особое, даже исключительное место в галерее военных неудачников.

Современники неоднократно высказывались о безумных атаках северян на высоты Мари, и, хотя произносимые ими фразы звучали по-разному, вкладываемый в них смысл был примерно одним и тем же.

Наиболее точно и ясно, на наш взгляд, выразился один солдат-северянин, написавший несколько дней спустя после битвы: «Наши вздорные генералы перебили их (федеральных солдат — К.М.

) как Ирод перебил невинных младенцев».

Но, с другой стороны, несмотря на всю нелепость произошедшего Фредериксберг был очень типичной для гражданской войны битвой. В ней, как в капле воды, отразились все основные тенденции и противоречия применявшейся в той войне тактики.

Главным стало противоречие между мощью нарезного стрелкового оружия и полевых укреплений и старой, доставшейся в наследство от Наполеона, манерой атаковать сомкнутыми боевыми порядками. Первое в очередной раз показало свою страшную эффективность, второе — полную несостоятельность, причем с такой яркой и убедительной силой, что с этим уже нельзя было не считаться.

В сражении 13 декабря принимали участие примерно 20 тысяч южан и 50 тысяч северян. Большая часть последних была задействована на правом крыле армии, пытавшемся овладеть высотами Мари. Семь федеральных дивизий, одна за другой пробовали взять каменную стену, которую обороняли всего две бригады конфедератов, и все семь потерпели полное фиаско.

При этом они потеряли на подступах к высотам более 7 тысяч человек, в то время как потери противоположной стороны не превышали 1200 убитыми и ранеными. Общий счет потерь также был «в пользу» федеральной армии. Она лишилась в тот день 12653 бойцов, а для южан тот же показатель составил 5309 человек.

Впрочем, последняя цифра, возможно, не совсем точна, поскольку она включает в себя и тех солдат Северовирджинской армии, которые после битвы самовольно отправились по домам, чтобы встретить Рождество в кругу семьи.

Таким образом, небольшие части южан, пользуясь удачной позицией и полевыми укреплениями, отразили натиск вдвое превосходящих сил противника и нанесли им вдвое большие против собственных потери. Подобная арифметика могла кого угодно заставить задуматься, и теперь даже самые упрямые приверженцы штыковых атак убедились в необходимости применения новой тактики.

Поэтому Фредериксберг стал точкой отсчета, с которой началось медленное изменение военного искусства гражданской войны. Пехотные колонны и густые сомкнутые линии стали постепенно уходить в прошлое, уступая место стрелковым цепям и рассыпному строю.

В ответ на это обороняющиеся еще глубже зарывались в землю и обносили свои позиции колючей проволокой. Так, шаг за шагом, тактика гражданской войны все дальше и дальше уходила от наполеоновской эпохи, одновременно приближаясь к эпохе 1-й мировой войны.

Впрочем, процесс этот был долгим, болезненным, и не дошел до своего логического конца.

Сражение при Фредериксберге можно считать типичным и по другой причине. Оно стало еще одной яркой победой генерала Ли и его славной армии, но эта победа снова носила чисто оборонительный характер, южане снова не смогли воспользоваться ее плодами. Армия Потомака потерпела поражение, но не была ни разбита, ни уничтожена.

Позиции, которые она занимала на восточном берегу Раппаханока, исключали всякую возможность контратаки со стороны южан, и даже когда северяне отступили к Аквиа-Крик, они были не по зубам маленькой Северовирджинской армии.

Поэтому Ли, отразив очередное нашествие на Ричмонд, был вынужден пребывать в бездействии, ожидая, пока более благоприятные условия предоставят ему возможность предпринять еще одно вторжение на Север».

Цитируется по: Маль К.М. Гражданская война в США 1861-1865. — М.: ACT; Мн.: Харвест, 2002. с.295-297

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Это здание в ансамбле Театральной площади кажется насквозь наполнено музыкой. Может быть, это ощущение связано и с тем, что по обеим сторонам первой в России Петербургской консерватории стоят памятники великим русским композиторам.

Это памятники Михаилу Ивановичу Глинке и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.

Судьба старейшей в стране Консерватории, известной не только в России, но и за рубежом, неотрывно связана с этой площадью.

Театральная площадь в Санкт-Петербурге – одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных неподалёку.

Но славу ей принесло время, когда она получила название Карусельной. Именно тогда на ней впервые зазвучала музыка. Да ещё какая!

Первая знаменитая Карусель состоялась 16 июня 1766. По мнению многочисленных гостей, петербургская Карусель затмила по своей роскоши, фантазии и размаху все европейские Карусели. Карусель – это конная военная игра, которая заменила средневековые турниры.

Главным компонентом Карусели были кадрили, состоявшие из отряда всадников, сопровождаемых пажами, оруженосцами и обязательно – музыкантами. Порядок Карусели был следующий: под звуки труб кадрили всадников парадировали перед публикой, скрещивались и разъезжались, образуя различные фигуры.

Участники петербургской Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела не только соответствующие наряды, лошадиную сбрую и вооружение, не только особые колесницы для участвующих в состязании дам, но даже различные музыкальные инструменты.

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» восклицала: «Сколь великое стечение по улицам было народа, того описать невозможно». После раздачи призов и ужина «бал в масках» под музыку оркестров длился до пяти часов утра.

Здание Консерватории на Театральной площади

Как в первой, так и в последующих Каруселях участницы Карусели стремились превзойти друг друга в роскоши туалетов.

Обозреватель газеты «Санкт-Петербургские ведомости», описывая одну из Каруселей, утверждал, что «зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камениях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах.

Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными камениями, но на дамских уборах сокровища явились неисчетные: словом, публика увидела бриллиантов и других родов каменьев на цену многих миллионов». После Карусели пажи на золотых подносах вынесли богатые «прейсы» для награждения победителей.

Все призы были украшены бриллиантами, а раздавала их занявшая первое место среди дам молоденькая графиня Наталья Петровна Чернышёва. (Вскоре она вышла замуж за князя Голицына и была известна под прозвищем Венеры Московской, а много позднее послужила Пушкину прототипом Пиковой дамы.)

Карусели, сопровождавшиеся игрой на «различных музыкальных инструментах» проводились ещё не раз.

Наверное, поэтому именно на Карусельной площади в 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр. Он здесь строился с 1775 по 1783 год по проекту Антонио Ринальди.

Это было первое в России монументальное здание – Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе.

А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед Каменным театром.

В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется её нынешнее название – Театральная.

Сильный пожар 1811 года практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин: «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены – всё один партер». Восстановленный после пожара Большой Каменный театр стал в основном использоваться для гастрольных выступлений иностранных трупп и перестал быть главным театром столицы.

Здание Каменного театра полностью перестраивается только в конце XIX века, но уже для Петербургской Императорской консерватории по проекту архитектора Владимира Владимировича Николя.

Петербургская консерватория основана Русским музыкальным обществом (РМО) по инициативе и благодаря активной организаторской деятельности выдающегося пианиста и композитора А.Г. Рубинштейна.

Официальное открытие Консерватории состоялось под патронатом великой княгини Елены Павловны 8 сентября 1862 года. Правда, первоначально Консерватория располагалась в другом здании.

Первым выпускником-композитором, окончившим Консерваторию с большой серебряной медалью в 1865 году, был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский – его имя высечено первым на почетной мраморной доске в преддверии Малого зала (Зала квартетных собраний), а в фойе Оперной студии установлена скульптура композитора, выполненная скульптором Владимиром Александровичем Беклемишевым.

Читайте также:  Фото Александровской колонны (43 фото)

В 1891 году Большой театр окончательно закрыли. Участок, на котором он находился, отвели под строительство первого в России высшего музыкального учебного заведения – Императорской консерватории. По проекту архитектора В.В. Николя лишь часть стен Большого театра была встроена в новое консерваторское здание.

Николя сумел не только разместить в старых стенах Большого театра Консерваторию с её классами и Малым концертным залом, но и дополнительно пристроить к нему новые, довольно вместительные помещения.

Консерватория с её учебными классами и Большой зал представляли собой единое монолитное сооружение с двумя главными фасадами.

Главный фасад Консерватории обращен на север, к Офицерской улице, а главный фасад Большого зала – на юг, к Торговой улице.

Западный и восточный фасады нового музыкального учебного заведения смотрят соответственно на Мариинский театр и жилую застройку Театральной площади.

Величественный главный фасад Консерватории выдержан в классических ордерных формах в духе итальянского Возрождения и обработан рустом.

Его центр зодчий выделил четырёхколонным портиком ионического ордера и завершил треугольным фронтоном с барельефом. На нем изображены крылатые фигуры в развевающихся одеждах и лира с ветвями лавра. Это Славы.

Боковые части главного фасада декорированы пилястрами ионического ордера, объединяющими два верхних этажа.

Общую композицию, увенчанную аттиками, украшают мраморные балконы, разнообразные по рисунку наличники окон и сандрики.

Лепной фриз, опоясывающий фасад в его верхней части, составлен из гирлянд цветов и музыкальных инструментов, перевязанных лентами, отражающих функциональное назначение здания.

Кстати, в Большом зале существовал Театр музыкальной драмы (ТМД). Творческим кредо театра было реалистическое воплощение произведений. Труппа театра была сформирована из молодых певцов и студентов Консерватории.

В 1912 году архитектор Т.Я. Бардт несколько перестроил здание Консерватории. В основном перестройка коснулась Большого зала, так как в нём была неудовлетворительная акустика. Кроме того, сцену с задних рядов было плохо видно. Основной задачей для архитектора было укоротить и расширить зал, что потребовало переделки южного фасада.

В таком виде здание сохранилось до наших дней. И в Малом, и в Большом залах проходят регулярные выступления мастеров сцены. А сама Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова обучает будущих музыкантов на семи факультетах. Поэтому музыка здесь звучит постоянно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В петербурге открыта первая в россии консерватория

Гордостью Санкт-Петербургской государственной Консерватории является историческое здание, построенное специально для нее

По инициативе А.Г. Рубинштейна – выдающегося пианиста, композитора и общественного деятеля, и при попечительстве великой княгини Елены Павловны на базе классов Русского музыкального общества (8) 20 сентября 1862 года состоялось открытие Санкт-Петербургской государственной консерватории, которая стала первым в России высшим музыкальным учебным заведением.

Первым артистическим директором Консерватории стал Рубинштейн, которому сразу же был пожалован чин действительного статского советника. Он же стал профессором по классу фортепиано. Также профессорами были: Ф.Лешетицкий, Г.Венявский, К.Шуберт, К.Давыдов, А.Цабель, К.Эверарди и другие выдающиеся музыканты.

В первый год было принято 179 учеников. И первым выпускником по классу композиции стал П.И. Чайковский, который окончил её в 1865 году с большой серебряной медалью. Именам многих выпускников Петербургской консерватории суждено было войти и остаться в истории мировой культуры.

В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность стала началом нового этапа в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Он воспитал многих выдающихся музыкантов, стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, актуальных и в настоящее время.

Сегодня Санкт-Петербургская государственная консерватория – старейший и один из ведущих музыкальных вузов России. Среди профессоров и воспитанников Консерватории – прославленные имена композиторов, дирижеров и режиссеров оперы, балетмейстеров, пианистов, вокалистов, оркестровых музыкантов. Значительна когорта музыкантов-ученых.

В 21 веке Консерватория продолжает возрождать и приумножать традиции предшественников. Проводятся международные симпозиумы и мастер-классы, поддерживаются творческие связи с крупнейшими университетами и музыкально-учебными заведениями других стран.

В 1995 году Указом Президента РФ Санкт-Петербургская консерватория внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Гордостью Консерватории является историческое здание, построенное специально для нее в 1896 году.

К 140-летию открытия санкт-петербургской консерватории им. н.а.римского-корсакова

Первое профессиональное высшее музыкальное учебное заведение России — Санкт-Петербургская консерватория основана по инициативе выдающегося пианиста, композитора и общественного деятеля Антона Григорьевича Рубинштейна.

Открытие консерватории явилось результатом усилий группы прогрессивных музыкантов-просветителей, входивших в Русское Музыкальное Общество, а также благодаря попечительству Великой Княгини Елены Павловны.

Торжественное открытие консерватории состоялось 20 сентября (8 сентября по старому стилю) 1862 года.

Гордостью Консерватории является историческое здание, построенное для нее в 1896 году. Для первого в России высшего музыкально-образовательного учреждения император Александр III повелел перестроить здание Большого театра на Театральной площади.

В конкурсе проектов победила работа архитектора В.Николя, который на третьем этаже консерваторского здания спроектировал концертный зал и назвал его «Залом квартетных собраний».

По своей историко-культурной ценности и уникальной акустике зал входит в число лучших камерных залов Европы.

Со времени первого концерта (12 декабря 1896) зал сохранил до наших дней уникальную акустику и старинный интерьер. В его декоре соединились мотивы раннего классицизма с элементами рококо, симметрия — со свободой изысканных плавных линий.

Гармоничное единство с декором составила роспись потолка, изображающая торжество искусства (художник А.Рябушкин). Деревянные стулья созданы специально для Зала в 1896 году в Вене.

Праздничность убранства подчеркивают старинные хрустальные люстры и бра (с августа 2000 года по май 2001 в Зале проводились реставрационные работы).

В 1920 году залу было присвоено имя директора Консерватории А.К.Глазунова.

Первым директором Консерватории был Антон Григорьевич Рубинштейн. К преподаванию были привлечены лучшие артистические силы России и ряд выдающихся музыкантов европейских стран: скрипач Г.Венявский, арфист А.Цабель, флейтист Ц.Чиарди и другие.

Первый же выпуск, состоявшийся в 1865 г., дал миру Петра Ильича Чайковского. В историю мировой культуры вошли имена выпускников консерватории: А.К.Глазунова, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.К.Лядова, М.М.Ипполитова-Иванова, А.С.Аренского, Н.Я.Мясковского и других.

На протяжении почти полутора столетий формировались традиции, складывались и развивались школы: фортепиано — Ф.О. Лешетицкого и А.Н.Есиповой, скрипки — Л.С.Ауэра, виолончели — К.Ю.Давыдова и А.В.Вержбиловича, вокала — Г.Ниссен-Саломан и Э.Эверарди.

Высокий статус и авторитет Петербургской консерватории всегда поддерживался Российским государством.

Во времена Российской Империи попечителями Консерватории были члены царской фамилии. В годы Советской власти Консерватория награждена Орденом Ленина. В 1995 году Указом президента РФ Санкт- Петербургская государственная консерватория им. H.A.Римского-Корсакова внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В течение 23 последних лет Консерваторию возглавляет талантливый дирижер, Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владислав Александрович Чернушенко. В начале XXI века Консерватория возрождает и развивает традиции предшественников. Возобновлен Совет профессоров, создана Ассоциация выпускников, формируется Попечительский совет Консерватории.

Сегодня Санкт-Петербургская консерватория располагает значительными творческими, исполнительскими и научными силами.

Среди профессорско-преподавательского состава — 23 народных артиста, 80 заслуженных деятелей и заслуженных артистов, 11 лауреатов Государственных премий, 132 лауреата международных и всесоюзных конкурсов, 20 докторов наук, 86 кандидатов наук.

190 преподавателей имеют ученые степени и звания. Практически все ведущие исполнители филармонических оркестров, театров, творческих союзов Санкт-Петербурга являются преподавателями консерватории.

Почти полностью из числа выпускников консерватории сформированы оба симфонических оркестра филармонии, Мариинского академического театра оперы и балета и Театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского, хор и оркестр Академической капеллы им. М.И.Глинки и другие государственные оркестры и театры Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургская консерватория — авторитетное российское учебное заведение, входящее, наряду с Московской консерваторией, Парижской консерваторией, Джульярдской школой (США) в число элитных мировых музыкальных школ.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА «Новости», 20 сентября/.

Музыкальная энциклопедия. Ленинградская консерватория

Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Ленинградская консерватория

Ленинградская консерватория (Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. H. A. Римского-Корсакова) — крупнейшее муз. учебное заведение в СССР. Основана РМО в Петербурге в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Открытие первой в России консерватории стало одной из важных вех в истории отечеств. муз. культуры, явилось началом развития высшего проф. муз. образования.

Создатели и передовые педагоги консерватории стремились выработать такую систему образования, к-рая соответствовала бы уровню и задачам нац. иск-ва; одной из важных проблем было привлечение к преподаванию рус. музыкантов. Блестящий организаторский талант Рубинштейна (директор в 1862-67 и 1887-91), сочетавшийся с пылким энтузиазмом, позволил сразу же наладить работу консерватории.

Уже в первом полугодии в ней было открыто 36 классов. Преподавателями были лучшие музыканты Петербурга, среди них пианисты А. Г. Рубинштейн (преподавал также композицию), Ф. О. Лешетицкий (1862-78), А. А. Герке (1862-1870), А. Дрейшок (1862-68), P. P. Черни (1862-1900), скрипач Г. И. Венявский (1862-72), виолончелист К. Ю. Давыдов (1862-87), теорию музыки вёл И. К.

Воячек (1863-1912), теорию композиции — Н. И. Заремба (1862-71), сольное пение — Г. Ниссен-Саломан (1862-72), П. Репетто (1863-70) и др. На первых заседаниях Совет профессоров выработал подробный распорядок экзаменов по разл. специальностям. Лицам, окончившим полный курс обучения и получившим диплом, присваивалось звание свободного художника.

В 1865 состоялся первый выпуск; в числе окончивших был П. И. Чайковский.

В первые годы в консерватории открылись классы орк. игры и ансамбля (вёл Рубинштейн), был создан квартетный класс (под рук. Венявского). В 1867 под упр. Рубинштейна состоялся первый оперный спектакль (силами учащихся был исполнен «Орфей» Глюка). В 1885 открылся оперный класс (учащиеся ставили отрывки из опер М. И.

Глинки, А. Н. Серова, В. А. Моцарта, Дж. Россини, Дж. Верди), полностью была исполнена «Русалка» Даргомыжского; расширялось участие консерватории в пропаганде классич. рус. и заруб. оперного иск-ва. В кон. 80-х гг. осн.

внимание было уделено воспитанию ярко одарённых исполнителей-солистов и композиторов, а также педагогов высокой квалификации. Срок обучения был разделён на два этапа — подготовительный (6 лет) и высший (4 года). К нач. 90-х гг. консерватория получила широкое признание. Огромное значение имела пед. деятельность Н. А.

Римского-Корсакова (преподавал в 1871-1908). Через его класс прошло более 200 учеников разл. специальностей — не только композиторов и теоретиков, но и исполнителей. Крупным событием в жизни консерватории явился переход в 1896 в новое помещение (Л. к.

находится там и поныне), имеющее Большой зал для оперных спектаклей и симф. концертов, и Малый зал (в нём установлен орган) для сольных и камерных концертов.

Читайте также:  Чайная silent tea room — напитки элитных сортов

В период первой рус. Революции 1905-07 за поддержку законных требований учащихся из консерватории был уволен Римский-Корсаков. Из солидарности вместе с ним ушла часть прогрессивно настроенной профессуры. В результате этих решительных действий консерватория добилась права на самостоят. управление. Произошла смена руководства, профессора были возвращены.

С 1905 директором консерватории стал А. К. Глазунов; в годы его руководства (до 1928) консерватория объединяла большое число опытных педагогов, воспитала многочисл. исполнителей, муз. деятелей и композиторов, упрочивших мировую славу рус. иск-ва.

В стенах консерватории сложились известные музыкально-пед. школы: композиции — Римского-Корсакова, пианизма — Ф. О. Лешетицкого и А. Н. Есиповой, скрипки — Л. С. Ауэра, виолончели — К. Ю. Давыдова и А. В. Вержбиловича, пения — Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди. Среди воспитанников консерватории были композиторы А. К. Лядов, M. M.

Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, а также композиторы разл. национальностей России — Н. В. Лысенко, Я. Я. Витол, А. А. Юрьян, Э. Мелнгайлис, Э. Дарзинь, А. Капп, М. Петраускас, М. Г. Екмалян, М. А. Баланчивадзе, У. Гаджибеков и др., пианисты В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, вокалисты Ф. И. Стравинский, Е. П.

Лавровская.

Через всю дооктябрьскую историю консерватории проходило настойчивое стремление освободиться от реакционной вредной опеки «покровителей» из членов царской фамилии и от подчинения Министерству имп. двора, к-рые постоянно тормозили развитие консерватории. Серьёзным препятствием для поступления в консерваторию была высокая плата за обучение.

Окт. революция 1917 коренным образом изменила условия работы консерватории. В 1918 она была включена в число гос. высших учебных заведений. Была произведена демократизация управления, а также приёма учеников. Бесплатное обучение изменило социальный состав учащихся.

Осенью 1922 консерватория приняла молодых музыкантов, рекомендованных партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. 5 дек. 1925 было утверждено «Положение», окончательно определившее профиль выпускаемых Л. к. специалистов. Наряду с композиторским открылись отделения по подготовке науч. работников, преподавателей для средних муз.-учебных заведений, руководителей муз.

воспитания для пед. уч. заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразоват. школ. Для обеспечения научно-пед. кадрами была создана аспирантура. В 1925 на вок. отделении впервые организован оперно-режиссёрский класс, а на исполнит. ф-те — дирижёрское отделение.

Консерватория получила факультетскую структуру, что позволило более чётко и гибко руководить вузом, охватывающим широкий круг специальностей. В 30-е гг. впервые организуются кафедры для развития исследоват. и методич. деятельности по всем специальностям. С целью лучшего обеспечения самостоят. работы студентов был создан кабинет звукозаписи, расширена и упорядочена библиотека.

В 1934 при Л. к. открыт Муз. техникум для подготовки учащихся к поступлению в вуз (позже получил право самостоят. выпускать проф. музыкантов средней квалификации) и образована особая детская группа для одарённых музыкантов, впоследствии школа-десятилетка. В 1936 студенты Л. к. разл. профессий создали самодеят. симф. оркестр.

Расширилась деятельность Оперной студии (создана в 1923), обогатился её репертуар, улучшилось качество постановок и исполнения. В Малом зале устраивались пед. концерты с лекциями для студентов. Решающий сдвиг в творч. и уч. жизни Л. к. произошёл во 2-й пол. 30-х гг. На кафедрах велась плодотворная научно-методич. работа, углублялось содержание преподавания, обогащался муз. репертуар.

Много внимания уделялось подготовке нац. кадров для братских республик. С 1937 при консерватории открылись курсы переподготовки и усовершенствования музыкантов-педагогов. В 1938 Л. к. награждена орденом Ленина, в 1944 ей присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Л. к. была эвакуирована в Ташкент, где активно содействовала развитию нац. муз. культуры и проф. образования Узб. ССР. Педагоги и студенты, к-рые не смогли выехать, продолжали работать в блокадном Ленинграде.

В первые послевоенные годы при Л. к. открылись заочное и вечернее отделения, 2-годичные подготовит. курсы, созданы новые кафедры, введено обучение по новым специальностям. Большой размах приобрела культ.-просвет. деятельность Л. к.

В состав Л. к. (1975) входят 6 ф-тов: теоретико-композиторский, фортепьянно-органный, дирижёрский, оркестровый, вокально-режиссёрский и повышения квалификации, созданный в 1968 для преподавателей муз. уч-щ и муз. вузов РСФСР.

Теоретико-композиторский ф-т имеет 5 кафедр: истории рус. и сов. музыки, истории заруб. музыки, теории музыки, композиции, инструментовки. Фортепьянный ф-т включает кафедры спец. фп. и кафедру камерного ансамбля и аккомпанемента. Оркестровый имеет кафедры струн. орк. и духовых орк. инструментов.

В состав вокально-режиссёрского ф-та входят 4 кафедры: сольного пения, оперной подготовки, муз. режиссуры, балетмейстеров. К межфакультетским относятся кафедры марксизма-ленинизма, общего курса фп., методики и педагогики, иностр. яз., физич. воспитания и спорта. Л. к. возглавляет ректор (с 1961 — нар. арт. СССР профессор П. А.

Серебряков), имеющий трёх заместителей — проректоров по научной, учебной и административно-хозяйств. работе. Ректор является пред. Учёного совета, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, профессоров, представителей партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Совет рассматривает осн. вопросы деятельности Л. к.: научные, творч., учебно-воспитат.

, методич., производств., организационные. Под председательством ректора функционирует также Совет по присуждению учёных степеней (кандидатских и докторских).

Важнейшие вопросы уч., научно-методич. и организационной деятельности ф-тов рассматриваются Советами ф-тов, во главе к-рых стоят деканы. Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают цикл спец.

, общественно-политич., музыкально-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. яз., физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и пед. практики выполняется отделом практики.

При Л. к. имеется аспирантура и ассистентура-стажировка, подготавливающие научно-пед. кадры высшей квалификации для муз. вузов страны. Помощь уч. процессу и науч. работе Л. к. оказывают б-ка Л. к., насчитывающая ок. 300 000 экз.

книг и нот (среди них — редкие старопечатные издания, ценные нотные рукописи), и кабинет звукозаписи, содержащий более 10 000 грампластинок, а также записи на магнитофонной ленте. Значит. место в творч. жизни Л. к. занимает Оперная студия. Здесь проходят практику студенты разл.

специальностей — вокалисты, дирижёры, режиссёры, хормейстеры, балетмейстеры, оркестранты. Спектакли Оперной студии не раз получали высокую оценку муз. общественности. В Малом зале им. А. К. Глазунова выступают преподаватели, студенты, ассистенты-стажёры, ежегодно выпускается неск.

абонементов, проходят лекции-концерты для трудящихся города и области, школьников. При Л. к. имеется спец. средняя муз. школа (созданная в 1936 на основе детской группы) и Муз. уч-ще (с детской муз. школой 7-леткой). Л. к. имеет филиал в г. Петрозаводске.

В 1973/74 уч. году на дневном, вечернем и заочном отделениях Л. к. обучалось ок. 1500 чсл. Среди преподавателей — 8 лауреатов Гос. пр. СССР, 13 — междунар. конкурсов, 4 — всесоюзных конкурсов.

Выпускниками Л. к. в сов. период были такие выдающиеся деятели отечеств. иск-ва, как Д. Д. Шостакович, Е. А. Мравинский, В. П. Соловьёв-Седой, Г. В. Свиридов, В. В. Софроницкий, А. Ш.

Мелик-Пашаев и др.

В Л. к. в разл. время преподавали известные композиторы — О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв; музыковеды — В. В. Асафьев, М. В. Бражников, Р. И. Грубер, В. Г. Каратыгин, X. С. Кушнарёв, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский, Ю. Н.

Тюлин; пианисты — О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев, С. И. Савшинский; скрипач — Ю. И. Эйдлин, виолончелист — А. Я. Штример, органисты — Л. Ф. Гомилиус, И. А. Браудо; руководители классов духовых инструментов — M. H. Буяновский, А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер, Б.

В. Тризно; вокалисты — П. З. Андреев, С. И. Габель, И. В. Ершов, З. П. Лодий; дирижёры — А. В. Гаук, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров, М. Г. Климов, Н. А. Малько, Е. А. Мравинский, Н. С. Рабинович, В. П. Степанов; оперные режиссёры — Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, E. H.

Соковнин; балетмейстер — Ф. В. Лопухов.

В числе профессорско-преподават. состава Л. к. (1975): композиторы — Б. А. Арапов, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко; музыковеды — С. Л. Гинзбург, A. Н. Дмитриев, М. С. Друскин; пианисты — Л. А. Баренбойм, Н. Е. Перельман, H. H. Позняковская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин; скрипачи — М. И. Вайман, Б. Л. Гутников; руководители классов духовых инструментов — Ю. А.

Большиянов, B. М. Буяновский, К. Н. Никончук, П. К. Орехов; вокалисты и режиссёры — А. А. Григорьева, А. Н. Киреев, Т. Н. Лаврова, Э. А. Пасынков; дирижёры — А. С. Дмитриев, И. А. Мусин, А. К. Янсонс, дирижёры хора — Е. П. Кудрявцева, А. В. Михайлов; балетмейстеры — Ю. Н. Григорович, П. А. Гусев. Большую группу составляет молодое поколение музыкантов-педагогов.

Литература: Альбрехт Е., Санкт-Петербургская консерватория, СПБ, 1891; Пузыревский A., Саккетти Л., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, П., 1914; Загурский Б., Краткий очерк истории Ленинградской консерватории, Л., 1933; Кремлев Ю.

, Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; 100 лет Ленинградской консерватории. 1862-1962. Исторический очерк, Л., 1962; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962. (Сб. ст.), Л., 1962; Из истории Ленинградской консерватории.

Материалы и документы, Л., 1964.

Э. С. Барутчева.

Оцените статью
Мой Город - Петербург