Шпалерная мануфактура в Санкт-Петербурге

В Петербурге  и его окрестностях по приказу Петра I  было создано несколько дворцовых мануфактур. Успешнее других развивалась Шпалерная мануфактура, производившая гобелены, основанная  в 1717 году. Остальные дворцовые промышленные предприятия достаточно быстро прекратили свое существование сразу же после смерти Петра.  

Шпалерная мануфактура была создана по образцу гобеленовой мануфактуры в Париже. Когда французские ковровые изделия попали в Петербург, Петр искренне ими восхищался, по его приказу был заключен контракт с французскими мастерами гобеленового дела,  и в начале 1717 года четыре мастера прибыли в Петербург.

Через полгода в российскую столицу  приехали  еще 11 французских мастеров, среди них — Филипп Бегагль с сыновьями. Он и был назначен директором мануфактуры.  Бегаглю поручили  «принимать в свою службу российскую нацию и обучать их всему, что касается до того мастерства».

Шпалерная мануфактура  была передана в управление Мануфактур — коллегии. Это произошло  в 1722 году и способствовало более успешному развитию производства.

Быстро стало ясно, что не все французские мастера работают достаточно усердно, и по приказу Мануфактур — коллегии в Петербурге оставили только  пятерых французов, а для успешного развития производства было  «.. велено набрать из русских 10 человек учеников».

К 1725 году на производстве работало уже 22 русских ученика,  при этом отмечалось, что под руководством мастеров они вскоре дошли «до совершенства».

Шпалеры изготавливались необычайно сложно.  Самый лучший мастер мог за год создать лишь один квадратный метр гобелена, потому  что работали  вручную, используя шерстяные и шелковые нити. Над одной шпалерой работали обычно несколько человек.

  До нас дошли  имена  тех русских мастеров, которые достигли особенно больших успехов: Филат Кадышев, Иван Кобылятников, Михайло Ахманов.

Именно они под руководством Филиппа Бегагля создали шпалеру «Полтавская баталия», которая и сегодня хранится в Эрмитаже.

Вначале Шпалерная мануфактура размещалась в Екатерингофе (в загородной резиденции Екатерины I), но позже ее перевели в Петербург. Даже сегодня о существовавшем когда-то производстве ковров нам напоминает название Шпалерной улицы.

Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1.    Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.

2.    Павленко Н.И. Петр Великий.- М., 1994

Шпалерная улица

Информация о материале Категория: Прогулки по Петербургу Просмотров: 4472

За время своего существования Шпалерная улица имела несколько названий. Первоначально она называлась Первой, или Каменной линией. Так её называли по находившимся там каменным дворцам и домам высокопоставленных лиц. К 1725 году Первую линию переименовали в Первую Береговую улицу (как первую от левого берега Невы). В середине 18в. улица получила новое название — Воскресенская, так как она шла к строящемуся Смольному Воскресенскому монастырю. В 1730 году, когда улица именовалась ещё Первой Береговой, сюда из Екатерингофа была переведена Шпалерная мануфактура. Находилась она на месте нынешнего дома № 27, а позднее к ней добавился дом на противоположной стороне улицы (Шпалерная, 28).

В 1859 году, в связи с тем, что на улице более ста лет находилась Шпалерная мануфактура, Воскресенскую улицу, на участке между Гагаринской и Кавалергардской улицами, переименовали в Шпалерную.

В 1887г.

это название распространили на всю магистраль, то есть в Шпалерную улицу, как её продолжение вошла и Екатерининская улица, которая доходила до Екатерининской площади, нынешней площади Растрелли.

В 1918 году улицу переименовали в честь рабочего-большевика И. Воинова, который был убит здесь юнкерами в один из июльских дней 1917 года, когда он распространял газету «Листок «Правды». Старинное название — Шпалерная — улице было возвращено в 1991 году.

Брюссельские шпалеры третьей четверти XVI века «Иоанн Креститель» и «Встреча Исава и Иакова» в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — это стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения.

Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру.

Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. В Россию их привозили со второй половины 17в. в качестве посольских даров. Привозные шпалеры, как признак необычайной роскоши, были очень дороги.

Императорская шпалерная мануфактура была основана в Петербурге  в эпоху проводимых Петром I реформ, широко затронувших все стороны русской жизни.

Ее создание положило начало новому для страны художественному производству, призванному обеспечить новостроящиеся дворцы шпалерами и коврами для убранства их интерьеров. Проблема обеспечения мануфактуры квалифицированными специалистами была решена традиционным для тех лет путем — приглашением иностранных мастеров.

В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами всемирно известной Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург вскоре, в 1717 году. Особое внимание в тех контрактах уделялось обучению мастерству шпалерного дела русских ткачей.

Однако лишь один из французских специалистов — Филипп Бегагль-сын сыграл большую роль в развитии шпалерного искусства в России. И уже в 1720-е годы первыми русскими учениками был выполнен ряд работ.

Эрмитаж владеет одной из самых ранних шпалер, созданных на Петербургской мануфактуре, — «Полтавская баталия«.

Еще будучи в Париже в 1717 году, Петр I заказал французскому художнику Депи Мартену Младшему эскизы с изображением эпизодов Северной войны. Работа затянулась, поэтому Петр I приказал русским мастерам выткать шпалеру с изображением Полтавской битвы.

Гобелен был выткан по эскизу придворного живописца Л. Каранакка французским мастером Филиппом Бегаглем и его учеником Иваном Кобылякой. Закончена шпалера была в 1722 году, и свидетельствует об этом надпись: «Зделана всанктъ питербуръхе паръ Филипъ Бегаглъ 1722 году».

Парижские мастера прибыли, но прошел год, за ним второй, третий. «Ни жалования, ни инструментов, ни работы не дано,- писали они царю челобитную, — и оттого мы пришли во всеконечное разорение и помираем голодною смертию».Трудно налаживалось «коверное художество» в России.

Не было постоянного помещения для мануфактуры, один за другим сменялись директора. Шелк, шерсть и красители — чернильный орех, сандал, индиго и другие, — всё везли итз-за границы. По всей России искали шерсть, пригодную для шпалер. Мастера — французы по большей части — не спешили раскрывать свои секреты русским ученикам.

Тем не менее, уже в 20- гг. 18 века ученики постепенно осваивают ковровое мастерство. Русские шпалеры развивались в общем русле с европейскими, постепенно меняя стили соответственно эпохам. Среди сюжеттов — батальные сцены, портреты, декоративные композиции.После смерти Петра I  положение мануфактуры было тяжелым, но работы продолжались.

Русские ученики становились мастерами. По словам наиболее талантливого из них, Ивана Кобылякова, он «шелковые и гарусные колеры сам без мастера прибирал, смотря по примеру картин, какие присланы будут с цветами и лицами, и может упомянутую работу… делать и колеры прибирать и все нуансы собирать и пробы для крашения давать».

В 1732 шпалерная мануфактура состояла в ведомстве Придворной конторы, из Екатерингофа она была переведена в  бывший дом  царицы Марфы Матвеевны. После её смерти в 1715 году  дом вместе со всем имуществом перешли к её брату адмиралу Федору Апраксину, одному из ближайших сподвижников  Петра I, и дом стали называть «домом Апраксина».

Апраксин вскоре построил себе дворец у Адмиралтейства, а дом сестры отдал Берг- и Мануфактур-коллегии, основанной в 1717 году.

В новом помещении мануфактуры установили 10 ткацких станков и сделали красильню.

В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Ф.Бегаглем и его помощниками. Здесь создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей, вошедших в сокровищницу русского декоративно-прикладного искусства того времени.

О том, что мастерски выполненные в Петербурге серии шпалер использовались в декоре интерьеров императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был».

(до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе).

В 1732-46гг. было изготовлено 80 шпалер.

Серия декоративных шпалер этого времени говорит о высоком мастерстве ткачей, создавших пышные композиции с фонтанами, архитектурными фрагментами, букетами, птицами и пейзажами на дальнем плане.

Значительна серия «Индийские ковры» . Образцами для неё послужили известные гобелены Королевской мануфактуры в Париже. Близки по сюжетам к этой серии шпалеры на тему борьбы зверей.

Читайте также:  Церковь Воскресения Христова

Шпалера «Слон и лошадь». Императорская  Шпалерная Мануфактура. 1748г.

Не так давно музей приобрел у одного из коллекционеров редкий русский гобелен  “Cлон и Лошадь”, сделанный в 1748 году. Плетеная рама включает в себя монограмму ЕП – императрицы Елизаветы Петровны. Его размер  3,03 х 5, 26 метра, и  русский мастер И. Старков с пятью помощниками ткали его целых пять лет.

Уже тогда эта работа оценивалась в  огромную сумму 1500 рублей золотом. Ценность русских гобеленов эпохи барокко не только в богатстве передачи  цветов  и оттенков, но и в том, что их сохранилось совсем немного.

Большинство работ погибло в пожарах, было раздарено зарубежным гостям или утеряно в годы  революции и гражданской войны.

Обычно одну шпалеру ткали несколько ткачей, причем каждый специализировался на своём. Самым простым считалось ткачество цветов, архитектуры. Наиболее сложным — лиц и фигур. Соответственно работе и жалование получали. На ткачество одного квадратного аршина (51 кв. см) шпалеры четырьмя мастерами требовался месяц.

О внимании к развитию шпалерного дела в России говорит создание в 1741 году школы рисования при мануфактуре. Но, несмотря на несомненные успехи русской шпалерной мануфактуры, шпалеры почти не использовались и гнили на складе.

Со второй половины 40-х гг. 18 века производство шпалер замирает. На мануфактуре в голоде и холоде работают лишь два ткача, остальные нищенствуют. Здание разрушается.Новый расцвет ожидал мануфактуру с середины 18 века.

По указу 1755 года императрицы Елизаветы Петровны надлежало привести мануфактуру в порядок для производства шпалер в будущий Зимний дворец. В конце 1750-х гг. Шпалерная мануфактура была реконструированаархитектором А. Вистом. Но  уже не было ни ткачей, ни живописцев, ни красильщиков. И вся история повторяется заново.

Снова вербуют мастеров в Париже, а в ученики отправляют детей тех, кто работает на петербургской мануфактуре, «гарнизонных школьников», солдатских детей.

Особенно заботилась о мануфактуре Екатерина II: отпускались деньги на содержание 117 учеников, закупались лучшие заграничные сорта шерсти и шелка. Мастеров обучали рисунку. Частные заказы пополняли казну мануфактуры. В 1764 был принят  Устав  мануфактуры, определивший финансовую базу, штат и задачи предприятия. В 80-гг. штат её состоял из 180 русских мастеров, работавших на 30 станках.

Вплоть до начала 19 века отмечается расцвет шпалерного дела. С 1770-х гг. на мануфактуре попечительствовали Н.И. Панин (1763-1783), А.П. Шувалов (1783-1789), Н.Б. Юсупов (1789-1802). Художественный надзор осуществляли профессора Академии художеств.

Шпалера «Гектор, укоряющий Париса». ГЭТематика шпалер в эти годы разнообразна и тесно связана с влиянием стиля классицизм. Все большее место в продукции мануфактуры начинают занимать шпалеры на античные сюжеты.

Одна из первых таких работ — «Гектор, укоряющий Париса» на сюжет из «Илиады» Гомера. Шпалера является одной из лучших работ тех лет и позволяет судить о высоком техническом и художественном уровне произведений русских мастеров.

Георги так описывал эту часть города в 1790-х годах: «Императорская Шпалерная мануфактура находится выше по Неве на Воскресенской улице в большом двухэтажном каменном строении.

Здесь работают прекрасные гладкие и выпуклые шпалеры, также портреты чрезвычайного сходства и красоты. Работа производится единственно для Двора, и охотники могут смотреть сии искусные вещи в первую субботу каждого месяца.

Главное начальство над оною имеет ныне Его сиятельство князь Николай Борисович Юсупов».

С 1764 по 1802 гг. были сотканы 93 шпалеры по картинам известных живописцев, находящихся в Эрмитаже, портретам, повторяются «индийские ковры», аллегорические композиции, гарнитуры, включающие «обои» и обивку для мебели.

Была  освоена новая техника ткачества — «савонери», началось изготовление напольных ковров, выполнялись заказы коронованных особ и знатных придворных на повторение живописных работ.

Вошло в моду составление «картинных обоев», сплошь покрывавших стены дворцовых интерьеров.

В 1802 году Шпалерная мануфактура была передана в ведение Кабинета Его Императорского Величества, освоила выпуск обивочных тканей, портьер, скатертей, чепраков и др., однако доходы от их продажи не покрывали расходов.

В конце 20-х гг. 19 века шпалеры выходят из моды, продаются плохо и дохода мануфактуре не приносят. С 1827 года производятся главным образом ковры и утилитарные изделия. Всего за сто сорок лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер.

Убыточность мануфактуры все время растет и указом от 1 июня 1858 года она была закрыта.

Шпалерная, 27. Фото 1911г.

Здания мануфактуры были перестроены В.В. Келлером в 1859 году под нужды Собственного Его Величества Конвоя. На Шпалерной, 27 разместились канцелярия, офицерское собрание, часть офицерских квартир  Конвоя, а на противоположной стороне улицы (Шпалерная, 28) — казармы.

Шпалерная № 27. Фото В. Ильина. 2011г.

Шпалерная улица: справа — дом № 27, слева — дом № 28.

Фото В. Ильина. 2011г.

Шпалерная, дом № 28. Фото В. Ильина. 2011г.

В 1862г. архитектор П.К. Сверчков перестроил трехэтажный жилой дом чиновников и служителей Шпалерной мануфактуры, прибавив этаж. Во дворе — отдельное здание казармы нижних чинов.

Эрмитаж впервые выставляет коллекцию шпалер XIX-XX веков

Эрмитаж впервые выставил коллекцию шпалер ­из собственного собрания. 20 экземпляров сотканы в Европе на рубеже XIX–XX веков. Из редких — «Поклонение волхвов» из мастерской Уильяма Морриса. Она создана по рисунку живописца и иллюстратора Эдварда Берн-Джонса 1887 года. Шпалера была приобретена коллекционером Сергеем Щукиным, до 1917 года она находилась в зале Гогена в его доме в Москве.

Некоторые из экспонатов поступили в музей из собрания императорского дома и украшали Зимний дворец, другие — из российских частных коллекций. На выставке показывают серию шелковых шпалер французской фирмы Braquenié, заказанную Николаем II для Зимнего дворца; ковер Фернана Леже и абстрактную композицию «Блеск огня» Жана Люрса, недавно приобретенную музеем.

«Поклонение волхвов». Фрагмент. William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898. Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см  

В XIX веке ведущие производители были вынуждены пересмотреть свой многовековой опыт.

Мануфактура Гобеленов, возрожденная в период правления Наполеона, выпускала виртуозные, тончайшие копии живописных картин.

Французские шпалерные мануфактуры в Бове и Обюссоне ткали, главным образом, декоративные панно для стен и ширм, обивки для мебели. Петербургская шпалерная мануфактура, перешла к выпуску напольных ковров.

«Блеск огня». Франция, Обюссон. Мастерская Дассонваля; Мануфактура Обюссона Автор эскиза: Жан Люрса. Хлопок, шерсть. 158 х253 см

В XX веке для Обюссона работали Пикассо, Матисс, Ле Карбюзье, Жорж Брак, Сальвадор Дали, Марк Шагал… Благодаря им шпалера вернулась от копирования живописи к монументальности и декоративности.

В 1860-х годах движение «Искусство и ремесла» Уильяма Морриса провозгласило своей миссией возврат к ценностям и эстетике средневекового ремесла и сознательный отказ от промышленной механистичности. Моррис освоил ремесло средневекового ткачества и в 1881 году открыл собственную шпалерную мастерскую.

«Поклонение волхвов». William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898. Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см

Одновременно с английской фирмой Морриса в Бельгии и Франции работала фирма братьев Бракенье (Braquenié), которая творчески перерабатывала традиции европейского ткачества XVII и XVIII веков.

Здесь ткали ковры в несколько приглушенной, как будто выгоревшей охристой гамме. В 1899 году по заказу царя Николая II компанией было исполнено 15 ковров в стиле Буше и Фрагонара.

Эти шпалеры в виде арки должны были украсить ниши на трех этажах Салтыковской лестницы Зимнего дворца.

Весна. Розы. Серия «Времена года». Франция, Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. Автор эскиза: Жюль Шере. 1911-1913. Шерсть, шелк. 280,0×176,0 см

На выставке представлена и серия «Времена года», созданная на мануфактуре Гобеленов. Эскизы выполнил Жюль Шере. Четыре времени года представлены в виде прекрасных женщин. Гобелены были подарены императрице Александре Федоровне президентом Франции Раймоном Пуанкаре во время его визита в Петербург 20–23 июля 1914 года.

• «Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа». Эрмитаж. Главный штаб. До 12 января 2020.

Императорское искусство: шпалерное ткачество Санкт-Петербурга | Легпром

Мастера Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуры создавали настоящие тканные шедевры, большинство из которых сегодня хранится в коллекции Эрмитажа.

Читайте также:  Строительство Мраморного дворца

От гобелена до шпалеры

Шпалера – невероятно изысканный и трудоемкий вид декоративно-прикладного искусства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет ее как «тканый ковер ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шелком воспроизведена картина более или менее известного художника».

Многим привычнее называть этот стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией гобеленом. Однако, на самом деле гобеленами специалисты считают только те ковры, которые были изготовлены на расположенной во Франции Королевской мануфактуре Гобеленов, а шпалера – это более широкое понятие.

Ткут подобные изделия вручную перекрестным переплетением нитей, пропуская уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань.

Техника изготовления шпалер ведет свою историю со времен Древнего Египта и Китая, Древней Греции и Древнего Рима. Затем это искусство было возрождено в Средневековой Европе, а в Россию оно пришло на эпоху Петра I. Шпалеры выполнялись из шерсти, шелка, в них вводились золотые или серебряные нити.

Ручное ткачество было и остается очень сложным и дорогостоящим, ведь один мастер может выполнить за год лишь до полутора квадратных метров шпалеры.

В настоящее время для изготовления ковров вручную используются уже и синтетические и искусственные волокна, в меньшей степени применяются натуральные материалы.

Петровская эпоха

Путешествуя по Европе, Петр I обратил внимание на великолепные настенные ковры, украшающие дома состоятельных особ. Впечатлившись их красотой и роскошным исполнением, император принял решение о создании в Санкт-Петербурге шпалерной мануфактуры.

Для этого из Франции в Россию были приглашены мастера Королевской мануфактуры Гобеленов, с которыми были заключены пятилетние контракты. В том числе в 1717 году в Санкт-Петербург прибыл француз Филипп Бегагль, ставший первым директором Санкт-Петербургской мануфактуры и сыгравший значительную роль в российском шпалерном искусстве.

К 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве и по сей день хранится в Эрмитаже.

Несмотря на сложные условия работы – были большие трудности с материалами и инструментами, ткани и нити приходилось очень долго ждать из-за рубежа, учителям постоянно задерживали жалование и они уезжали обратно во Францию – начала формироваться талантливая команда российских ткачей.

Готовые изделия подписывали только иностранные мастера, но архивы сохранили и имена прекрасных русских художников  Ивана Кобылякова, Филата Кадышева, Михайло Ахманова, Сергея Климова, чьими руками созданы многие знаменитые шпалеры. Работа мастеров по производству шпалер распределялась очень строго.

Одни ткали цветы и архитектурные мотивы, другие – лица и фигуры. В зависимости от трудоемкости работы распределялась и оплата.

Упадок и новый взлет шпалерной мануфактуры

С 1741 года при мануфактуре была создана школа рисования и мастерская начала готовить собственных художников-картоньеров (картоном назывался образец, по которому мастер изготавливал шпалеру), учитывавших технологические особенности ткачества.

Но, несмотря на все старания привить западную культуру в России, шпалерное производство не очень успешно приживалось, ковры плохо раскупались. Новый взлет шпалерной мануфактуры в России пришелся на середину XVIII века.

В 1755 году мастерская получила заказ от императрицы Елизаветы Петровны на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и пришлось все начинать заново.

В Париже вновь завербовали мастеров, в ученики к которым были отправлены солдатские дети. Так начался расцвет российского шпалерного ткачества.

Во времена правления Екатерины II в мастерской работало уже 150 русских мастеров, обучавшихся за счет государства. Для производства закупались только высококачественные заграничные шерсть и шелк. Вскоре на мануфактуру стали поступать не только царские, но и частные заказы. За период с 1732 по 1746 г.

было выткано пятьдесят семь шпалер по исторической тематике, 23 шпалеры и декоративно-орнаментальные композиции общей мерою 1555 кв. аршин и 211 вершков. До начала XIX века мануфактура переживала свой расцвет, она производила не только шпалеры, но и обои, и обивку для мебели.

Для составления эскизов ковров использовали иностранных художников, поскольку заказов было так много, что отечественные живописцы не справлялись с объемом.

О том, что выполненные в Петербурге серии шпалер украшали интерьеры императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был». Однако до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе.

То, насколько со временем улучшилось мастерство ткачей, можно проследить по выполненной мануфактурой в 1758 году шпалере «Лебеди», украшающей столовую Зимнего дворца.

Она является репликой с ранее изготовленного ковра, хранящегося в Оружейной палате. Но и цветовое решение, и композиционное несравненно усовершенствовались.

Чтобы понять это, достаточно взглянуть на пышное обрамление из трельяжной решетки с четырехлепестковыми розетками, причудливых завитков – рокайлей, гирлянд плодов и цветов.

От барокко и рококо до классицизма и ампира

Изменения в европейской моде коснулись и русских шпалерных мастеров. На смену барокко пришло рококо и новый стиль воплощали в шпалерах такие искусные художники как Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов.

Кроме пейзажных и исторических тем мастера брались и за портреты царствующих особ и лиц, к ним приближенных. Известны портреты Петра I по картине А. Матвеева, портрет великого князя Николая Павловича по портрету О.А. Кипренского, портрет Екатерины II по картине Ф. Рокотова.

С 70-х годов XVIII столетия в шпалерном ткачестве стало ощущаться влияние классицизма, а затем ампира с сюжетами из античной мифологии.

В 1820-е годы директором мануфактуры был назначен профессор В.К. Шебуев, под руководством которого были созданы шпалеры с сюжетами из русской истории и ряд шпалер с изображениями событий Отечественной войны 1812 года.

Коллекция Эрмитажа

В 20-х годах XIX века спрос на продукцию мануфактуры вновь падает и она совсем перестает приносить доход. Начиная с 1827 года убыточность производства возрастала и в 1858 году мануфактура перестала существовать.

Сегодня шедевры Санкт-Петербургской мануфактуры, за всю свою историю произведшей 205 шпалер, стали очень ценными музейными экспонатами. К сожалению, многие работы сгорели во времена войн и революций, часть была распродана и раздарена в качестве дипломатических даров.

Сегодня в музеях России хранится чуть более ста шпалер отечественного производства, около половины из них — в коллекции Эрмитажа.

Шпалерная мануфактура — 140 лет существования

Шпалерная мануфактура была основана Петром I в Санкт-Петербурге, является одним из первых предприятий в городе. В 1717 году она первоначально располагалась на территории Екатерингофа.

Три года здесь работали французские ткачи-готлиссенеры (работа на вертикальных станах) и басселиссеры (работа на горизонтальных станах) и их подмастерья. В обязанность иностранным мастерам из Королевской гобеленовой мануфактуры вменили обучать русских подмастерьев. Это было предусмотрено еще при подписании контракта в 1716 году.

шпалера «Полтавская баталия», шерсть, шелк, ткачество. Источник «Виртуальный Русский музей» — rusmuseumvrm.ru

Длилось обучение ремеслу ткать шпалеры долго: Иван Кобыляков только после двенадцати лет ученичества подал в Мануфактур-коллегию прошение о переводе его из учеников в подмастерье. Кобыляков прославился своим искусством: совместно с Филиппом Бегаглем Младшим он создал шпалеру «Полтавская баталия», которая хранится в Государственном Русском музее.

Процесс изготовления шпалер был невероятно сложен. Их ткали вручную из шелковых и шерстяных нитей, и самый опытный мастер за несколько месяцев мог создать примерно один-два квадратных метра гобелена. Над одной шпалерой «не покладая рук» трудились несколько человек.

шпалера «Портрет императрицы Анны Иоанновны» (из собрания Строгановых), шерсть, шелк, мастера: Филипп Бегагль и Сергей Климов. Источник Государственный Эрмитаж — www.hermitagemuseum.org

Когда в 1730 году Императорская шпалерная мануфактура переехала на Первую Береговую улицу (первая от левого берега Невы), получившую в связи с этим название Шпалерной (участок дома 27), она состояла уже из пяти мастерских.

К этому времени здесь ткали не только картины, но и портреты, один из которых (Анны Иоанновны), изготовленный в 1732 году, находится в Государственном Эрмитаже.

К концу 18 века предприятие значительно расширилось и заняло территорию на противоположной стороне улицы (Шпалерная, дом 28).

Читайте также:  Музей рериха и училище в спб: следы великого учителя

Иоганн Готлиб Георги: «Императорская Шпалерная мануфактура находится выше по Неве на Воскресенской улице в большом двухэтажном каменном строении.

Здесь работают прекрасные гладкие и выпуклые шпалеры, также портреты чрезвычайного сходства и красоты. Работа производится единственно для Двора, и охотники могут смотреть сии искусные вещи в первую субботу каждого месяца.

Главное начальство над оною имеет ныне Его сиятельство князь Николай Борисович Юсупов».

чертеж фасада здания Императорской шпалерной мануфактуры, М.С. Штиглиц «Промышленная архитектура Петербурга», Санкт-Петербург, журнал «Нева», 1995 год.

На 30 станках уже работало 180 человек, причем теперь трудились теперь только русские мастера. На мануфактуре стали выпускать обивочные ткани, скатерти, портьеры и другие изделия, но доходы от продажи не покрывали затрат.

В конце 1820-х годов шпалеры выходят из моды, продажи стремительно падают. С 1827 года производятся в основном ковры и утилитарные изделия. Всего за 140 лет здесь по оценкам историков соткали 205 шпалер.

Шпалерная мануфактура в Петербурге просуществовала до 1858 года и была закрыта в связи с убыточностью предприятия.

Императорская (Петербургская) шпалерная мануфактура

Императорская шпалерная мануфактура была создана по указу Петра I в 1717 в Петербурге. В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства. 

Скрыть полный текст

Начиная со второй половины XVII века шпалеры (настенные безворсовые ковры с сюжетным или орнаментальным рисунком, вытканные ручным способом) в качестве посольских даров из стран Западной Европы стали появляться в России.

В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства.

К раннему периоду деятельности мануфактуры относятся шпалеры «Вирсавия у фонтана» (1727) (исполнена Антоном Афанасьевым) и «Орел» (1733).

Уже к 1730–1740-м все работы на Императорской мануфактуре велись исключительно силами русских специалистов, достигших значительных успехов в овладении сложным и трудоемким мастерством шпалерного ткачества.

В эти годы в штате мануфактуры числилось около 40 ткачей, которые создавали сложные многофигурные произведения. В числе них и шпалера «Время, срывающее оковы с веры или Мученичество» (1732).

Вторая половина XVIII века – время дальнейшего совершенствования производства на Петербургской шпалерной мануфактуре. Здесь было создано большое количество работ, различных по сюжетам и художественным задачам.

Среди произведений этого времени особое место занял жанр портрета, который требовал от мастера точности рисунка, виртуозности исполнения, владения высокими профессиональными навыками. Этот наиболее сложный в исполнении жанр, до сих пор практически не распространен в шпалерном ткачестве.

Как правило, на Петербургской шпалерной мануфактуре создавались портреты царствовавших особ, членов их семьи и лиц, тесно связанных с придворным окружением. Примером могут служить парадные «Портрет Екатерина II», «Портрет великого князя Петра Федоровича» (оба выполнены с живописных оригиналов Ф. Рокотова), «Портрет Павла I».

В этот период, в 1764 году, была создана шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры.

К концу XVIII века в шпалерном ткачестве все ощутимее становилось влияние нового стиля – классицизма, проявившееся в выборе тем и их решении.

В это время основной продукцией, производимой на шпалерной мануфактуре, были большого размера многофигурные композиции на мифологические, библейские и евангельские сюжеты.

Все большее место, начиная с последней четверти XVIII века и до 1840-х годов, занимали произведения, искусно повторяющие живописные оригиналы известных западных и русских художников.

В трактовке образов ощущается явное влияние канонов красоты, сложившихся в Римско-Болонской академии в Италии в конце XVII века. Популярными становятся работы итальянских художников-академистов – братьев Каррачи, Гвидо Рени, а также русских художников академического направления – А. Лосенко, Г. Угрюмова, С. Щедрина.

В поздний период деятельности Петербургской шпалерной мануфактуры продолжали создаваться шпалеры на евангельские темы, которые характеризовались ростом профессионального мастерства русских ткачей, изменением цветового решения в сторону более светлых красок, сочетанием тончайших цветовых нюансов («Спор отцов церкви о христианском догмате», «Рождество Христово или поклонение пастухов», «Святое семейство»). В 1857 году Петербургская шпалерная мануфактура, просуществовавшая почти полтора столетия, была закрыта, но она внесла существенный вклад в сокровищницу русского искусства, определив направление развития этого вида искусства на многие годы вперед.

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Предметный указатель / Шпалерная мануфактура

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Искусство/Изобразительное искусство/Художественное производство Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Экономика/Промышленность ШПАЛЕРНАЯ МАНУФАКТУРА, первое в России крупное произ-во шпалерного ткачества (1717-1856). Основание мануфактуры положило начало новому для России худож. произ-ву. Первые специалисты — опытные ткачи Королевской мануфактуры в Париже: И. Гошер, П. Гриньон, Л. Вавок, И. Бурдейн, Ф. Бегагль (первый дир. Ш. м.) с сыном и племянником, группа ткачей во главе с П. Камусом — прибыли в СПб. в 1717. Первонач. мастера поселились на Васильевском о., позже переведены в Екатерингоф. Они применяли в своей работе две техники шпалерного иск-ва: готлисс и басселисс. До 1719 почти никаких работ на Ш. м. не производилось. В 1719-23 большинство иностр. мастеров вернулось на родину, Ш. м. возглавил Ф. Бегагль-сын. В 1719 появились первые рус. ученики — И. Кобыляков и Т. Буйнаков, позже — М. Ахманов, А. Афанасьев, Г. Ежиков и др. (к сер. 1720-х гг. — 22 чел.). К кон. 1720-х гг. на Ш. м. сформировалась нац. школа ткачества. С 1723 почти все работы выполняли рус. ткачи под «смотрением» иностр. мастеров. Среди сюжетов шпалер — «Полтавская баталия» (1722), «Деяния Петра I» (1725), портреты коронованных особ, пейзажи, натюрморты, позже — мифологич. сюжеты; исполнялись также копии (варианты) гобеленов франц. Королевской мануфактуры. В 1732 Ш. м. состояла в ведомстве Придворной конторы, из Екатерингофа она была переведена в дом купца Апраксина у Литейного двора (отсюда назв. Шпалерной улицы), число станков увеличено до 10. В 1732-46 изготовлено 80 шпалер. В 1756 на Ш. м. вновь приглашены франц. ткачи во главе с Ж. Ронде, к ним приставлены рус. ученики. В кон. 1750-х гг. Ш. м. реконструирована (арх. А. Вист). В 1764 принят Устав Ш. м., определивший финанс. базу, штат и задачи пр-тия. Попечение над Ш. м. осуществляли Н. И. Панин (1763-83), А. П. Шувалов (1783-89), Н. Б. Юсупов (1789-1802), худож. руководство — профессора АХ Г. И. Козлов, И. А. Акимов, И. Тупылев. В 1764-1802 изготовлены 93 шпалеры (уровень техн. исполнения сближал их с живописью), освоена новая техника ткачества — «савонери», началось изготовление напольных ковров, выполнялись заказы коронованных особ и знатных придворных на повторение живописных работ. Вошло в моду составление «картинных обоев», сплошь покрывавших стены дворцовых интерьеров. В 1802 Ш. м. передана в ведение Кабинета Е. И. В., освоила выпуск обивочных тканей, портьер, скатертей, чепраков и др., однако доходы от их продажи не покрывали расходов. Указом от 1.6.1858 Ш. м. упразднена.

Лит.: Русские шпалеры: Петерб. шпалерная мануфактура: [Альбом] / Сост. и авт. вступ. ст. Т. Т. Коршунова. Л., 1975. В. Г. Авдеев.

Авторы

Авдеев Владимир Георгиевич

Персоны

Акимов Иван Акимович Апраксин Афанасьев А. Ахманов М. Бегагль Ф. Бегагль-сын Ф. Буйнаков Т. Бурдейн И. Вавок Л. Вист Александр Францевич Гошер И. Гриньон П. Ежиков Г. Камус П. Кобыляков И. Козлов Гавриил Игнатьевич Панин Никита Иванович, граф Ронде Ж. Тупылев И. Шувалов Андрей Петрович, граф Юсупов Николай Борисович, князь

Адреса

Шпалерная ул./Санкт-Петербург

Библиография

Русские шпалеры: Петерб. шпалер. мануфактура: [Альбом] / Сост. и авт. вступ. ст. Т. Т. Коршунова. Л., 1975

Предметный указатель

Кабинет Е.И.В. Придворная контора Упоминается в статьях (3)

hidden
Кабинет Е.И.В. КАБИНЕТ Е. И. В., центр. гос. учреждение. Создан в 1704 как личная канцелярия царя Петра I, вел личную переписку рос. императоров, заведовал их личными суммами и имуществами. С 1801 — придворное хоз. учреждение, ведавшее т. н
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden
Промышленность ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, важнейшая часть экономики СПб., зародилась вместе с городом и развивалась по мере его роста. В силу внешнеполит. и геогр. обстоятельств в 18 в. преимуществ. внимание уделялось созданию отраслей, связанных с удовлетворением воен. нужд
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden
Церковь вмц. ЕКАТЕРИНЫ (Екатерингофская) Эта величественная церковь с зелеными куполами, усыпанными золотыми звездами, стоявшая в Лифляндском предместье, за Калинкиным мостом, вела свою историю, как и город, с начала XVIII века
Источник: Святыни Петербурга
Оцените статью
Мой Город - Петербург