07.02.2022
Основы законодательства Российской Федерации о куль- туре, утвержденные Верховным Советом РФ от 9 октября 1992 г.
№ 3612-1 (далее – Основы законодательства о культуре), связывают понятие культуры и творчества с различными видами культурной деятельности – деятельности но сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
При этом под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
- – воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
- – развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
- – сохранение культурных ценностей и традиций пародов РФ, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
- – поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества. Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что сохранится и в ближайшем будущем. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.
Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:
- – находящиеся в ведении федеральных органов;
- – находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей);
- – находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В общей форме политика государства и его полномочия в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях: стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; обеспечивает условия труда и занятости творческих работников; способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества; совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности; способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст. 27 Основ законодательства о культуре). Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Основах законодательства о культуре (ст. 78).
Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация.
И соответственно, творческий работник – физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признан или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связан он или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников.
В культуре большая роль принадлежит профессиональнотворческим организациям (союзы писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.
Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителем в порядке, установленном законодательством.
Поскольку организации культуры могут быть учреждениями федерального, регионального или муниципального значения, постольку уставы и положения организаций культуры утверждаются актами Правительства РФ, Минкультуры России, органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальными органами местного самоуправления.
При этом органы управления культурой выступают учредителями организаций культуры в части создания организаций, определения их уставных задач, структуры, принципов управления, назначения руководителей, а органы исполнительной власти по управлению имуществом выступают учредителями этих организаций в части установления статуса управления государственным (муниципальным) имуществом.
Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению (культурная деятельность) в различных формах и видах, является основной деятельностью организаций культуры.
Организации культуры могут осуществлять иную не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Виды и формы предпринимательской деятельности определяются уставом (положением) организации культуры. Учредитель (либо орган, зарегистрировавший организацию культуры) имеет право приостановить предпринимательскую деятельность организации культуры, если эта деятельность идет в ущерб основной.
Любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование организации культуры.
Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.
Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданные организации культуры учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления.
Министерство культуры РФ (Минкультуры России) согласно постановлению Правительства РФ от 20 июля 2011 г.
№ 590 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Минкультуры осуществляет:
- – ведение Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (является его депозитарием), электронной базы данных всех перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, реестра перемещенных в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена, Государственного каталога Музейного фонда РФ, Государственного регистра фильмов;
- – ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- – лицензирование деятельности но сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также иные функции, предусмотренные законодательством.
Осуществляя контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, руководители органов Минкультуры России, их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.13, 7.14, 7.16, 7.33 КоАП РФ.
На Минкультуры России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему агентств: Федерального архивного агентства (Росархив) и Федерального агентства по туризму (Ростуризм), действующих на основе специальных Положений о них, утвержденных постановлениями Правительства РФ.
Минкультуры России наделено множеством полномочий, среди которых право принимать самостоятельно нормативные правовые акты в сфере своей деятельности (например, определение порядка хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов РФ; положение о Музейном фонде РФ; положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ; положение о специальном фонде (реестре) перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ культурных ценностей, предназначенных для обмена на культурные ценности РФ, разграбленные бывшими неприятельскими государствами в период Второй мировой войны и находящиеся на территории государства, не востребовавшего свои культурные ценности; порядок регистрации и отнесения документов к книжным памятникам; положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) пародов РФ; реставрационные нормы и правила; перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями; координирует деятельность по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации; а также иные нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ).
В ведении Минкультуры России находится библиотечно- информационные организации, также министерство осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Согласно Административному регламенту предоставления Минкультуры России государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федерального значения, утвержденному приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г.
Читайте также: Русский музей в санкт-петербурге: дворцы и сады
№ 683, оно выдает обязательные для исполнения предписания: о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; о прекращении действий, влекущих повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, а также изменение его облика и интерьера; о привлечении к ответственности, установленной законодательством РФ, и (или) об отстранении от должности должностных лиц органон исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Важным направлением деятельности Минкультуры России является разработка предложений о включении объектов культурного наследия федерального значения в Список всемирного наследия для направления в Комиссию РФ по делам ЮНЕСКО.
Основные положения разработанной федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», которая утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г.
№ 186, направлены на сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизации учреждений культуры; обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности информатизация отрасли; модернизацию системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности; выявление, охрану и популяризацию культурного наследия народов РФ; создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
- Социально-культурная деятельность — кем работать, виды и задачи профессии
- Крупные вузы России для обучения по специальности СКД
- Экзамены, необходимые для поступления
- Сроки обучения и форма обучения
- Какие предметы изучают студенты
- Кем можно работать после обучения
- Какова зарплата специалиста
- Культура — основные виды, формы, характеристики
- Элементы культуры
- Функции культуры
- Основные формы культуры
- Элитарная
- Народная
- Массовая
- Материальная
- Духовная
- Разновидности культур
- Таблица «Виды культуры»
- Культурно-творческая деятельность учреждений социально культурной сферы (курсовая работа)
- 1. Специфика организаций СКД
- 1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности
- 1.1.1. Принципы социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность — кем работать, виды и задачи профессии
Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.
Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.
Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.
В свободное от работы время ты можешь подзаработать на биржах фриланса (на написании комментариев, отзывах или простых действиях в соцсетях) — выбирай что тебе больше нравится и начинай зарабатывать!
Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.
Крупные вузы России для обучения по специальности СКД
Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.
- Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).
- Самыми популярными и востребованными вузами являются:
- Московский городской педагогический университет;
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
- Московский государственный институт культуры;
- Российский государственный социальный университет;
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
- Краснодарский государственный институт культуры.
Экзамены, необходимые для поступления
Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».
- Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.
- Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:
- математика (базовая);
- русский язык;
- история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).
Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.
Сроки обучения и форма обучения
Сроки и форма вполне стандартные:
- очная форма – 4 года;
- заочная форма – 5 лет.
Какие предметы изучают студенты
Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.
По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:
- русская и зарубежная литература;
- история кино / музыки / искусств;
- основы культурной политики;
- педагогика;
- история, теория, методология СКД.
На выходе получается специалист, готовый:
- руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;
- проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;
- формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;
- заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;
- создавать новейшие технологии развития досуговой области.
Кем можно работать после обучения
Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:
- аниматор;
- игромастер;
- культуролог;
- продюсер;
- менеджер по организации мероприятий;
- специалист по работе с молодёжью;
- социальный педагог;
- арт-менеджер;
- руководитель в сфере образования;
- педагог-организатор культурного досуга.
Какова зарплата специалиста
По окончании вуза каждого молодого специалиста интересует размер его будущей заработной платы. Средняя зарплата выпускника данного направления составляет около 30-40 тысяч рублей.
Процент трудоустроенных выпускников направления «Социально-культурная деятельность» составляет 77,61%.
Надо отметить, что эти показатели сильно варьируются в зависимости от выбранной профессии. К примеру, если вы решили заняться продюсированием, то можете ожидать шестизначные числа в своих гонорарах.
Не стоит забывать, что подобных заработков добиваются только самые талантливые, коммуникабельные и удачливые люди. Так что не стоит поступать на продюсера только из желания заработать.
Ведь человек сможет стать первоклассным специалистом и зарабатывать большие деньги в любой области, достаточно лишь любить свою профессию, а также быть готовым ежедневно трудиться и учиться чему-то новому.
Культура — основные виды, формы, характеристики
- Skysmart
- Блог
- Обществознание
- У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
- Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
- В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
- В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
- Как еще понимают культуру:
- как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
- как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
- как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
-
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
-
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
-
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
-
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Читайте также: Отель «санкт-петербург» 3 звезды на пироговской набережной
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:
- по связи с религией — религиозная и светская;
- по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;
- по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
- по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
- по связи с территорией — сельская и городская культура;
- по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
- по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
- по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
- трудна для понимания для неподготовленных людей;
- эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
- следование традициям и ритуалам;
- ограниченное информационное поле.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
- имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
- чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
- формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
- произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
- отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
- отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
- снижает общий уровень духовной культуры общества;
- ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
- рассчитана на пассивное потребление;
- формирует стереотипы в сознании людей;
- формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
- адаптация человека к окружающему миру;
- удовлетворение его материальных потребностей.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
- искусства;
- философии;
- науки;
- религии;
- морали и пр.
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
- стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
- ориентация на идеальные формы;
- глубокая нравственная традиция;
- большая свобода творчества;
- неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
- хранение культурного опыта;
- средство понимания и объяснения мира;
- регулирование взаимодействия людей в социуме;
- формирование общественных ценностей и идеалов;
- воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
- Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
- Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
- Разновидности субкультур:
- подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);
- религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
- этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
- наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
- специфический образ жизни и привычное поведение;
- наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
- формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.
Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.
Таблица «Виды культуры»
МассоваяЭлитарнаяНародная
|
|
|
Скачать таблицу
Культурно-творческая деятельность учреждений социально культурной сферы (курсовая работа)
- Тема моей курсовой работы – «Культурно-творческая деятельность учреждений социальной культурной сферы».
- Важность культурно-творческой деятельности учреждений социально культурной сферы в том, что они удовлетворяют и развивают культурные потребности и интересы как отдельной личности, так и социума в целом.
- Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие.
Читайте также: Деятельность Комиссии о Санкт-Петербургском строении
Клубы прочно вошли в быт людей и стали необходимой частью общественной жизни.
Они выступают как важнейшие центры обобщения людей.
К клубным учреждениям относятся и маленькие клубы, и дома творчества, и дворцы культуры. Между ними нет принципиальной разницы. Их отличие — в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы.
Существуют еще клубы учебных заведений, дома офицеров, клубы воинских частей, дома актеров, писателей, архитекторов, учителей, медицинских работников и т.д.
- Единство целей и задач, стоящих перед клубными учреждениями независимо от их принадлежности, делает их универсальными учреждениями в организации досуга народа, значительно отличает их от других типов учреждений культуры.
- Актуальность выбранной темы определяется по следующему принципу: каждый человек, независимо от расы, вероисповедания, социального статуса обладает свободным временем, которое является одним из важных средств формирования личности, а также непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности.
- Целью данной курсовой работы является исследовать и проанализировать культурно-творческую деятельность учреждений социальной культурной сферы.
- Задачи моей курсовой работы:
- Выявить специфику организации СКД.
- Выявить особенности культурно-творческой деятельность учреждений социальной культурной сферы.
- Выявить положительные и отрицательные стороны деятельности учреждений культуры и обозначить проблемы.
Методологическую основу исследования составили работы авторов:
- Ерошенков И.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно — воспитательная работа: учеб. пособие. — М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
- Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. «Социально-культурная деятельность» Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.
- Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. «Просвещение»- 3 изд.2002.
- Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: МГУКИ.
1. Специфика организаций СКД
1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социально-культурная деятельность и культурная деятельность.
- Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процесс социальной адаптации.
- Культурно-досуговая деятельность- составная часть социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники и обряды).
- Культурная деятельность — это деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию условий культурных ценностей.
- К культурным ценностям относятся:
- нравственные и эстетические идеалы;
- нормы и образцы поведения;
- языки, диалекты, говоры;
- национальные традиции, обычаи, обряды;
- фольклор;
- художественные ремёсла и промыслы;
- произведение искусства, здания, сооружения, предметы, имеющие
- историко-культурную значимость.
- Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.
- Творческая деятельность – создание культурных ценностей.
- Сферы культурной деятельности:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;
- научные исследования в сфере культуры;
- занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.
Социально-культурная деятельность — это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путём занятия различными видами творчества и деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности и группы в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности присущ свободный выбор занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением.
- Важность социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом.
- Основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года.
- В законодательстве чётко определены понятия: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность», «культурное достояние», «государственная культурная политика», основные сферы деятельности государства в области культуры и раскрыто содержание основных прав граждан в области культурной деятельности.
- Особенности социально-культурной деятельности:
- осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью;
- характеризуется многообразием видов социально-культурной деятельности.
- СКД признаёт право любого человека на включение в социально-культурную деятельность.
В рамках закона рассматриваются следующие направления:
- Экономическое — вложение средств в развитие отечественной культуры, развитие различных типов учреждений Культуры.
- Гуманитарное — определяет содержание деятельности, изучение и использование передового опыта, учёт принципов и функций, методики социально-культурной деятельности.
- Организационно-управленческое — решаются вопросы управления, руководства, прогнозирования, диагностика.
- Отличительные черты социально-культурной деятельности:
- гуманистический характер;
- культурологический характер;
- развивающий характер.
- Свободное время — часть внерабочего времени, за вычетом необходимого ради различных нужд, используемых человеком по собственному усмотрению.
- В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное потребление, например, чтение средств массовой информации и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров, любительские занятия — личные хобби и занятия в различных объединениях.
- Главной задачей организации досуга является — удовлетворение духовных потребностей личности в сфере досуга.
Эта задача является главенствующей в деятельности различных культурно-досуговых организаций. Социальная деятельность изначально направлена на поддержание человека в обществе.
Современные проблемы общества негативно сказываются на обществе в целом и на отдельных его представителях.
Разрешение сложных жизненных проблем любой человек может найти в общественной деятельности (творчество, самовоспитание, самосовершенствование).
Главные задачи социальной деятельности:
- Находить индивидуальный подход к людям, нуждающимся во внимании, для их жизненного самоутверждения.
- Оказать посильную посредническую помощь между нуждающимися людьми и учреждениями, которые могут им помочь.
Досуг — осуществляется в свободное время.
Досуг — эта та часть свободного времени, которую тратит человек на удовлетворение своих духовных потребностей.
Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуг в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничен социальными нормами и установлениями. В то же время досуг традиционно является сферой влияния государственных и общественных институтов, средств массовой информации.
Воздействие различных социальных структур на содержание досуга может быть позитивным и негативным, способствовать ограничению сферы самовыражения личности и, наоборот, её расширению.
Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.
- В рамках досуга человек занимается самореализацией, самосовершенствованием.
- Результатом социально-культурной должно стать формирование всесторонней гармонически развитой личности.
- Характерные черты социально-культурной деятельности:
- свобода выбора, основывающаяся на добровольности и активности;
- многообразие видов социально-культурной деятельности на основе различных интересов любых социальных групп;
- сущность социально-культурной деятельности определяется репродуктивным характером воспроизводства;
- творческий характер — это когда сам создаю, сам исполняю;
- репродуктивно-творческий элемент социально-культурной деятельности (формы, ориентированные на общение людей).
Важнейшей задачей наших дней является работа по социализации личности ,т.е. включение личности в социально-культурный процесс.
Основные виды социально-культурной деятельности:
- Активный и пассивный отдых.
- Отдых, ориентируемый на развлечения, опирается на эмоциональную сферу, способствует снятию утомления, восстановлению физических сил, на основе эмоционального подключения.
- Просвещение в рамках досуга способствует развитию общей культуры, начиная с периодических изданий, литературы, посещения выставок, зрелищных учреждений, лекций, встречи с интересными людьми.
Теоретические возможности социально-культурной деятельности позволяют интересно и качественно организовать досуг на любом этапе.
1.1.1. Принципы социально-культурной деятельности
- Также и функции составляют теоретическую основу социально-культурной деятельности.
- Принцип — это основное требование, предъявление к работе какого-либо учреждения (культурно-досугового) при оценке объёма и качества работы.
- Две группы принципов социально-культурной деятельности:
- доступность;
- комплексность;
- преемственность;
- последовательность;
- целенаправленность;
- массовость.
- дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей человека.
- учёт интересов и особенностей аудитории;
- опора на инициативность и самодеятельность масс.
Планомерное следование этим принципам сделаю работу в рамках социально — культурной более интересной и качественной, что позволяет проводить работу по удовлетворению духовных потребностей человека.
Культурная деятельность. Часть III Ссылка на основную публикацию