Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Юсуповский дворец на Мойке (или дворец Юсуповых на Мойке) — бывшая дворянская усадьба (дворец), а также памятник истории и культуры, являющийся значимой достопримечательностью Санкт-Петербурга.

Дворец Юсуповых представляет собой архитектурный ансамбль 18-20 веков, состоящий из дворца с парадным двором, бывших флигелей, садового павильона, внутреннего дворика и сада.

Сегодня Юсуповский дворец — это музей. Залы и помещения дворца можно посетить с различными экскурсионными маршрутами за плату. Также в помещениях бывшей усадьбы находится экспозиция «Убийство Г. Распутина», проводят выставки, концерты, спектакли и т.д.

Прогуляться по саду дворца можно бесплатно.

Начало формирование дворца восходит к петровскому времени, когда на этом месте находилась усадьба племянницы Пера I — царевны Прасковьи Иоанновны. В 1726 году Прасковья Иоанновна, потеряв расположение Петра Великого, подарила земельный участок с каменным домом лейб-гвардии Семеновскому полку.

В середине 1740-х годов усадьба была продана Петру Ивановичу Шувалову и его супруге фрейлине императрицы Елизаветы Петровны (поэтому дворец Юсуповых также известен как особняк Шуваловых). Усадьба была перестроена. После смерти П.И.

Шувалова поместье перешло его сыну Андрею Петровичу Шувалову, при котором усадьба приобрела окончательные границы, а для строительства большого парадного дворца был приглашен знаменитый французский зодчий Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота.

В 1789 году граф А.П. Шувалов скончался, и наследники продали владение в казну.

В 1795 году императрица Екатерина II пожаловала поместье своей статс-даме и близкой подруге графине Александре Васильевне Браницкой «в вечное и потомственное владение». В 1830 году Браницкая уступила поместье младшей сестре, княгине Татьяне Васильевне Юсуповой. Именно это стало началом отсчета юсуповской истории дворца на Мойке.

Новые владельцы планировали жить в усадьбе круглогодично и развернули масштабные работы по реорганизации усадебного пространства, пригласив известного петербургского архитектора А.А. Михайлова 2-го.

Здание дворца надстроили и создали залы, были построены флигеля, в том числе: прачечный, в котором была и гладильня, конюшенный со стойлами для 15 лошадей, садовый, двухэтажные дома для проживания прислуги, каретный сарай, остекленные оранжереи, импровизированные холодильные камеры — ледники, и прочие служебно-утилитарные постройки. Усадьба включала и парк с невысокой горкой Парнас, мраморными скульптурами, беседками и скамейками.

До 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых; после дворец был национализирован. В ночь на 17 (30 по новому стилю) декабря 1916 года во дворце был убит фаворит императорской семьи Григорий Распутин. В подвале, где разворачивались события, работает экспозиция «Убийство Г. Распутина».

В годы Великой отечественной войны Юсуповский дворец пострадал. В последующем усадьба была реставрирована и сегодня комплекс дворца Юсуповых работает как музей и место проведения различных мероприятий.

Комплекс Юсуповского дворца на Мойке занимает участок от Набережной реки Мойки, 94 до улицы Декабристов, 21. Вход для индивидуальных посетителей с улицы Декабристов.

На Мойку выходит парадный фасад дворца, имеющий классический архитектурный вид.

Со стороны улицы Декабристов находятся внутренний дворик и кассы с небольшим кафе.

Через внутренний дворик можно пройти в сад дворца Юсуповых. Вход свободный (бесплатный).

В саду: горка Парнас с каменными ступенями (пейзажная горка), места для отдыха (садовые скамьи), цветочные и кустарниковые группы, и электрические фонари, имитирующие газовые.

  • Границу сада с улицы Декабристов украшает литая чугунная решетка, в которую вписан Садовый павильон.
  • С восточной стороны сад ограждают бывшие служебные флигеля: Дворцовые, Прачечный и Конюшенный, в котором проводят временные выставки и мероприятия самого разного масштаба.
  • Сам дворец Юсуповых, который называется Парадным дворцом, от пака и флигелей отделяет каменная ограда (архитектор Валлен Деламот) с тремя воротами: центральные ворота, западные ворота и восточные ворота (вход в бывшие кухни Юсуповского дворца).
  • Фото Центральных ворот
  • Фото Западных ворот
  • Вход для индивидуальных посетителей дворца через западные ворота.
  • Ворота ведут в небольшой Парадный внутренний двор дворца, который с одной стороны обрамлен колоннадой, а с другой его украшает сам дворец Юсуповых.

Сегодня дворец открыт для посещений. В его стенах находятся восстановленные залы, в том числе и парадные, Картинная галерея, жилые покои князя и княгини, домашний театр, домовая церковь и экспозиция «Убийство Г. Распутина».

По залам и помещениям дворца проходят различные маршруты экскурсионных программ (самостоятельно с мобильным приложением или аудиогидом), с каждой из которых можно посетить те или иные (или несколько) дворцовых помещений и экспозицию «Убийство Г. Распутина». Обо всех действующих маршрутах, а также стоимости и условиях посещения дворца, рекомендуем уточнять на официальном сайте (сайт указан в конце данной статьи).

  1. В домашнем театре также проходят спектакли и постановки.

Парадные залы дворца

  • Царственно-роскошные гостиные и просторные дворцовые залы некогда были предназначены для торжественных раутов, больших балов и великосветских приемов, которыми славились аристократы Юсуповы.
  • В архитектуре и убранстве Юсуповского дворца представлены почти все художественные стили, которые были популярны в оформлении дворцовых интерьеров 19 века.
  • Анфилада парадных залов и гостиных выдержана в стилистике торжественного ампира: позолота, мрамор, живописные плафоны, наборные паркеты, фарфор, ажурная бронза, затканные золотом шелка, хрусталь и венецианские зеркала.

Жилые покои князя и княгини

  1. Мужская жилая половина дворца, или покои князя — это девять реставрированных интерьеров, которые изначально были оформлены во второй половине 19 века для князя Николая Борисовича Юсупова-младшего.
  2. В числе интерьеров: музыкальная гостиная с лепниной и бликами позолоты; гостиная Генриха II с отделкой грушевым деревом; Турецкий кабинет, оформление которого было навеяно образами диванных комнат Османской империи; и, один из самых знаменитых и непревзойдённых в своем художественном блеске интерьеров, — Мавританская гостиная.

В Музыкальной гостиной находится механический орган — один из совершенных инструментов, дошедших до нашего времени, который появился в княжеском доме ещё в 40-х годах 19 века. Сохранилась комплектность инструмента — все 9 валов, на которых записаны популярные в то время произведения композиторов Д. Россини, Д. Обера, Г. Спонтини и других.

  • Личные комнаты княгини Юсуповой — это комплекс интерьеров, расположенных на втором этаже дворца, к которым принадлежат: Кабинет (Малая гостиная) с бело-золотой лепной отделкой богато декорированных стен и потолка; Туалетная (Фарфоровая), декор которой выглядит как тончайшей лепки фарфоровый орнамент; небольшая Ванная комната с цветными изразцами; Персидская с золотыми восточными узорами на стенных панелях.
  • Домашний театр Юсуповского дворца завершает анфиладу залов бывшей княжеской картинной галереи.
  • Этот миниатюрный театр своим интерьер напоминает шкатулку, оформленную в подражании стилю рококо.
  • В архитектурном и декоративном убранстве зрительного зала присутствуют: лепные орнаменты рокайльной формы, текучие плавные линии элементов отделки, обилие позолоты, яркие краски живописи плафона и росписи на барьерах ярусов и в боковых ложах.
  • Особое место в зале театра занимает большая центральная ложа, увенчанная княжеской короной и монограммой Зинаиды Николаевны Юсуповой.

Домовая церковь

В третьем этаже княжеского дома Юсуповых располагалась Домовая церковь, которая была устроена и оформлена по проекту академика архитектуры В.А. Кенеля, освящена в марте 1881 года и действовала до 1917 года.

  1. В этой церкви (по традициям того времени) проходили все значимые события семьи князей Юсуповых, в том числе: 4 апреля 1882 года венчались княжна Зинаида Николаевна Юсупова и граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон; пять лет спустя крестили их младшего сына Феликса; в 1908 году отпевали 25-тилетнего старшего Николая; а в 1915 году на крещении Ирины, дочери Феликса Юсупова, присутствовал император Николай II вместе с матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.
  2. В 1926 году церковь прекратила своё существование, а в 1930-х годах была полностью демонтирована и превращена в лекционный зал.
  3. Ныне интерьер церкви воссоздан.

Экспозиция «Убийство Г. Распутина»

«…Много причуд было в этих апартаментах, названных «гарсоньеркой», предназначавшихся для возможных приездов князя в периоды, когда княгиня отсутствовала, и парадные апартаменты были закрыты.

Здесь был целый лабиринт небольших помещений с винтовой лестницей, спускающейся в подземелье, которое должно было служить Столовой» — так архитектор Андрей Белобородов вспоминал об интерьерах жилой половины молодого Феликса Юсупова в фамильном княжеском дворце.

  • Именно здесь декабрьской ночью 1916 года был осуществлён заговор с целью убийства «сибирского старца» Григория Распутина, обстоятельства смерти которого остаются невыясненными до сих пор.
  • Сегодня в воссозданной обстановке подлинных интерьеров княжеской «гарсоньерки» расположена экспозиция с восковыми фигурами прошлых событий, представлены фотографии и документы, проливающие свет на личность Григория Распутина и биографию, а также материалы, повествующие о расследовании громкого убийства, о его последствиях и версиях.

Практическая информация

Юсуповский дворец на Мойке расположен в центре Санкт-Петербурга и занимает квартал.

Адрес Юсуповского дворца: Набережная реки Мойки, 94 / улица Декабристов, 21. Вход для индивидуальных посетителей с улицы Декабристов.

Координаты Юсуповского дворца: 59°55’45.0″N 30°17’56.0″E (59.929167, 30.298889).

  1. Ближайшие станции метро: «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская» и «Адмиралтейская».
  2. Билеты на экскурсионные маршруты дворца можно приобрести в кассах или заранее онлайн — на сайте дворца-музея.
  3. Всю информацию о часах работы, приобретении билетов, экскурсионных маршрутах, а также афишу экскурсий, концертов и прочих мероприятиях во дворце, рекомендуем уточнять на официальном сайте Юсуповского дворца: yusupov-palace.
  4. Посетить дворец также можно с экскурсией по Петербургу
  5. Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь

Юсуповский дворец в Петербурге: история, архитектура, обзор достопримечательности

Юсуповский дворец на Мойке – архитектурный шедевр Петербурга, красивейшее здание Северной столицы. Роскошь, великолепие и изящество дворца соперничают с его скандальной славой. В подвале здания произошло убийство Григория Распутина, фаворита царя Николая II, которое обросло мистическими и загадочными подробностями.

Князья Юсуповы – старинные владельцы дворца

В старой части Петербурга на набережной реки Мойки стоит величественный дом, история которого начинается в XVIII веке. Это Юсуповский дворец – частный особняк, в котором жило 5 поколений аристократического рода князей Юсуповых с 1830 по 1917 годы.

Владельцы 57 дворцов, они превратили здание на Мойке в место, которое по великолепию можно сравнить только с императорской резиденцией.

Потомки правителей Орды, перешедшие на службу русскому престолу при царе Иоанне Грозном, обладали несметным богатством и принадлежали к элите России. Хозяева дома-дворца были образованными людьми, любящими Россию.

Они собирали живопись и скульптуру, музыкальные инструменты, драгоценные камни и книги, художественные редкости. Князья Юсуповы всегда находились в центре столичной жизни. Их особняк показывает вкусы, пристрастия, фантазию владельцев, рассказывает о дворянской бытовой культуре.

Экскурс в прошлое дворца

Первоначально на месте Юсуповского дворца была построена деревянная усадьба Царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1830 году ее купил князь Борис Николаевич Юсупов.

После убийства в декабре 1916 года Г. Распутина дворец превратили в немецкое консульство. В 1925 году его передали ленинградскому отделу просветительской работы.

Это уберегло дворец от разорения в годы Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны в залах размещался госпиталь. Здание пострадало от бомбежек и обстрелов. Глобальная реконструкция началась в 1943. После войны строение признали объектом государственного значения.

В 1960 году дворец получил статус памятника культуры Федерального значения. В 2000-е здание отреставрировали и превратили в культурный центр. Он соединяет просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную работу.

Создание архитектурного ансамбля

Создание дворцового ансамбля тянулось 200 лет. Князь Борис Юсупов в короткий срок превратил аварийное здание, приобретенное им в 1830 году, в роскошное место в Петербурге.

Царский размах реставрации

Реставрация проходила с царским размахом. Строители с помощью архитектора Михайлова заново переделали протяженный фасад. Парадный вход выделен колоннами с лепным гербом князей Юсуповых. Дому прибавили этажности и пристроили дополнительный трехэтажный корпус в восточную часть усадьбы.

Фасадом дворец Юсуповых выходит на набережную реки Мойки, во дворе – площадь, за которой лежит собственный сад, оформленный подстриженными деревьями, газонами, цветником.

Уюта добавляют фигурные пруды и каналы. Овальный двор обнесен стеной с воротами и колоннами. На месте сквозного проезда архитектор создал вестибюль с мраморной лестницей, которая выходила к реке на собственную набережную.

Зодчий превратил дом в роскошный дворец с парадными апартаментами, домашним театром на 180 мест и собственным музеем. В выставочных залах – художественная коллекция. На сцене домашнего театра Юсуповых выступали П. Виардо, М. Глинка, А. Даргомыжский, Ф. Лист, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Ф. Шопен.

Новые преобразования

После смерти князя Бориса Николаевича Юсупова новые владельцы дворца неоднократно его перестраивали. Архитектор Александр Степанов в 1890 году переоборудовал здание технически: электрифицировал, провел водяное отопление, водопровод и канализацию.

В 1881 году во дворце построена Покровская церковь. Новые хозяева украсили театр золоченой лепниной, расписанными плафонами. Вдоль главного фасада дворца протянулась анфилада из шести парадных залов и гостиных.

Отделывали помещения художники-декораторы, трудившиеся в Европе. По их замыслу, при оформлении дворца воплощены разные архитектурные стили. Изысканная простота залов контрастирует с пышностью убранства гостиных.

Мрамор везли из Италии, мебель, люстры, фарфор и ткани – из Франции. Жилые покои реконструированы в стиле рококо – утонченность и изысканность убранства восхищает. Отдельные комнаты оформлены в стиле русского классицизма, строгость и четкость во всем.

Интерьеры дворца

Во дворце 28 залов, оформленных в стилях русского ампира, неоклассицизма, неорококо. Лаконизм и монументальность, даже помпезность стиля ампир соседствует с игривостью и легкостью неорококо, придавая каждому залу неповторимость и изящество. Мода менялась быстро, и все веяния отразились в интерьерах.

Великолепная роспись, тонкая резьба, изящная лепнина – элементы разных стилей. Анфилада парадных гостиных – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений. Ощущение простора и бесконечности создает то, что двери расположены на одной оси.

Убранство залов дополняет мебель, дорогие шелка, венецианские зеркала с деревянной резьбой и позолоченные люстры. Скульптуры, живописные полотна, предметы прикладного искусства, фарфор непринужденно вписываются в интерьер дворцовых залов.

Залы Юсуповского дворца

  1. Белоколонный зал – 445 кв. м. Самый большой зал дворца с 24 колоннами.
  2. Зеркальный зал – 190 кв. м.
  3. Зал Прециоза – 165 кв. м. Зал картинной галереи с 1200 картинами.
  4. Николаевский зал – 130 кв. м.
  5. Мавританская гостиная –97 кв. м.

    Поражает колоритом и роскошью: стены затянуты тисненой кожей, в центре зала бил фонтан, вдоль стен – диваны и золотом выведенные строки из Корана. В углах комнаты – изящные скульптуры.

  6. Зал Антонио Виги – автора росписи на потолке – 95 кв. м.
  7. Танцевальный зал – 176 кв. м. Кажется, что он еще помнит шум платьев на роскошных балах хозяев дворца.
  8. Белое фойе – 91кв. м. Здесь представлен шикарный камин с колоннами из оникса, полудрагоценного камня.
  9. Гобеленовая гостиная – 120 кв. м. Поражает роскошью и респектабельностью.
  10. Большая ротонда – 97 кв. м. Двери из красного дерева с бронзовыми вставками.
  11. Красная парадная гостиная – 67 кв. м.

    Резная золоченая мебель для нее выполнена в России по заказу.

  12. Зеленая парадная гостиная –78 кв. м. В центре – стол из золоченой бронзы с росписью по фарфору.
  13. Дубовая парадная гостиная – 68 кв. м. Массивный дубовый потолок, дубовый стол из Венеции.
  14. Большая гостиная – 92 кв. м. Мебель из карельской березы, камин – из уральского малахита.

    Люстра сделана из полированной бронзы и хрусталя.

  15. Музыкальная гостиная – 72 кв. м. Выполнена в стиле итальянского ренессанса.
  16. Гостиная Генриха II – 58 кв. м. Центральный элемент зала – роскошный камин из красного мрамора делает комнату уютной и элегантной.
  17.  Бильярдная –50 кв. м. Выполнена в турецком стиле.
  18. Библиотека – 89 кв.

    метров, здесь хранятся редчайшие экземпляры книг.

  19. Секретарская – 73 кв. м. Оформлена в стиле позднего русского классицизма, строго и торжественно.
  20. Античный зал – 166 кв. м. Оформлен в стиле неоклассицизма с преобладанием античных сюжетов, с камином из белого мрамора, хрустальной люстрой с фигурой Аполлона.
  21. Будуары – четыре комнаты площадью 139 кв. м. Стены и потолки украшены лепниной тончайшей работы.
  22. Театр – 117 кв. м. «Жемчужина» дворца с прекрасной акустикой.
  23. Буфетная при театре – 25 кв. м. Выполнена в темных тонах, придающих помещению очарование.
  24. Парадная лестница – 78 кв. метров, украшенная мраморными вазами.

Внутренне убранство дворца поражает красотой и богатством, рассчитано на прием великосветских гостей, виртуозно оформлено с учетом модных тенденций архитектуры.

«Образчиком барской жизни в ее почти царском великолепии» назвал ансамбль дворца историк искусств Александр Бенуа. Юсуповский дворец – дом, в котором сохранились не только парадные апартаменты, но и роскошные покои семьи, хранящие тепло и обаяние владельцев.

Григорий Распутин – тайна

Юсуповский дворец хранит мрачную тайну – здесь зверски убит фаворит царя Григорий Распутин.

Выходец из крестьян, Григорий Ефимович Распутин приехал в Петербург в 1903 году и сразу же был представлен императорской чете, он стал другом и наставником императора. Человек, владеющий даром целительства, Распутин лечил больного гемофилией цесаревича Алексея. Старец влиял на царя и его супругу, пользовался безграничной властью при дворе.

Николая II не смущало то, что его любимец участвовал в пьяных дебошах, скандалах и оргиях с дамами из высшего общества. Вызывающее поведение царского фаворита возмущало аристократов. Они считали влияние Распутина на царя гибельным для России и решили убить фаворита ради спасения трона и чести страны.

Группа заговорщиков – князь Дмитрий Павлович, монархист Пуришкевич, офицер Сухотин, врач Лазоверт – во главе с хозяином дома Феликсом Юсуповым пригласили ничего не подозревающего Распутина в гости. Прием устроили в подвальном помещении. Угощали вином и пирожными с цианистым калием.

Время шло, а яд не действовал, хотя доктор заправил дозу, способную умертвить пятерых человек. Юсупов стрелял в Распутина 11 раз из пистолета, оставив умирать в подвале. Раненый очнулся, выбрался из подвала на улицу и пытался взобраться на забор сада.

Здесь его подстрелили и еще живого бросили с Петровского моста под лед Невы. Распутина лишили жизни в ночь на 17 декабря 1916 года, за 2 месяца до отречения Николая II от власти.

Дворец-музей и современность

В здании размещены экспозиции быта аристократической семьи. Здесь проводятся:

  • Театрализованные представления.
  • Развивающие программы.
  • Концерты классической музыки в исполнении симфонического оркестра.
  • Выставки живописи, графики, скульптуры.
  • Фотовыставки.
  • Лекции, семинары по различным аспектам культуры России.
  • Вечера вокала.
  • Заседания ученого совета.
  • Спектакли домашнего театра.

Во дворце традиционно проводятся массовые мероприятия:

  • Новогодний бал.
  • Праздник Рождества Христова.
  • Масленица.
  • Пасха.
  • Балы.
  • Маскарады.

В доме Юсуповых по-прежнему работает театр, где ставят классические и современные пьесы, проходят концерты. Театральная труппа представляет интерактивные экспозиции. Популярна во дворце выставка «Убийство Распутина».

Туристы спускаются в подвал, где был убит фаворит императора. В тесном помещении с низкими сводами они видят восковые фигуры. Сидящий за столом с отравленным угощением Григорий Распутин и его убийца Феликс Юсупов создают эффект присутствия. Кажется, вот-вот Юсупов выстрелит в Распутина.

Юсуповский дворец в Петербурге на Мойке – уникальный архитектурный памятник XVIII – XX веков.

(67

Юсуповский дворец

Юсуповский дворец на Мойке, построенный в XVIII в. для графов Шуваловых, купила супруга Николая Борисовича Татьяна Васильевна Юсупова — одна из пяти любимых племянниц всемогущего графа Григория Потемкина. Таким образом, с 1830 г. дворец принадлежал знатнейшему и богатейшему роду князей Юсуповых.

Первоначально построенный по проекту Валлен-Деламота и впоследствии перестроенный архитекторами Михайловым, Монигетти, Степановым и другими, он сохранил до наших дней многие из своих роскошных интерьеров. Особым великолепием и изяществом славился театральный зал дворца. Во дворце Юсуповых находилась также и богатейшая коллекция первоклассных картин, скульптур и других предметов искусства.

«Образчиком барской жизни в ее предельном, почти царском великолепии-» называл грандиозный ансамбль Юсуповского дворца Александр Бенуа. «Не моему перу описывать подробно всю роскошь, богатство и чудеса изящного искусства, которые заключал в себе тогда и заключает до сих пор всем известный дом Юсупова», — писала дочь президента Академии художеств Мария Каменская.

С этим дворцом связана одна из самых загадочных страниц в истории России. В его подвале в ночь с 16 на 1 7 декабря 1916г.

князь Феликс Юсупов вместе с сообщниками (великим князем Дмитрием Павловичем, монархистом Пуришкевичем, офицером Сухотиным и врачом Лазовертом), стремясь спасти честь трона, решили убить фаворита царской семьи Григория Распутина.

Хозяин дома предложил гостю вино и пирожные, отравленные цианистым калием, который, по неизвестной причине, не подействовал. Тогда Юсупову пришлось стрелять в Распутина из пистолета, но раненый старец и тут сумел выжить и выбраться из подвала на улицу, где его все же дострелили, а затем сбросили труп в воду с Петровского моста.

Тем не менее, когда было произведено вскрытие, оказалось, что в легких у Распутина была вода. Это доказывало, что, когда царского фаворита топили, он был еще жив. Постепенно история убийства обросла массой мистических и загадочных подробностей и до сих пор вызывает большой интерес у посетителей музея.

В советское время большая часть обширной художественной коллекции Юсуповых была передана в Эрмитаж или продана за границу, а само здание стало Дворцом культуры работников просвещения.

Сейчас дворец работает и как музей, где в сопровождении экскурсовода можно полюбоваться сохранившимися великолепными парадными залами и жилыми комнатами, а также спуститься в знаменитый подвал, где с помощью восковых фигур воссоздаются драматические события, связанные с убийством Распутина.

Особенно впечатляет мраморная парадная лестница, роскошный танцевальный зал и просто умопомрачительная Мавританская гостиная. Вечером можно прийти на музыкальный спектакль в театр дворца или на концерт классической музыки, проходящий в одном из его залов.

Посетителям

  • Наб. р. Мойки, 94. Метро «Садовая», «Сенная площадь», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская». Вход и кассы со стороны ул. Декабристов, 21
  • Тел. 314-98-83
  • Открыт ежедневное 11.00 до 18.00, кассы работают с 10.30 до 17.00.
  • Посещение всех экспозиций дворца осуществляется только в сопровождении экскурсовода, либо с аудиогидом (залог — 1000 р.)
  • Обзорные экскурсии по парадным залам и жилым покоям проводятся ежедневно по сеансам. Продолжительность — 1 час 15 минут. Стоимость — 450 р., льготная — 300 р.
  • Экскурсия по экспозиции «Убийство Григория Распутина» проводится ежедневно с 17:00 до 18:30. Стоимость — 350 р., льготная — 250 р.
  • Тематические экскурсии «По княжеским жилым покоям», «Последние владельцы Юсуповского дворца», «Экскурсия с музыкальной миниатюрой» и комплексная экскурсия (все интерьеры и экспозиции дворца) проходят по отдельному расписанию с октября по апрель.

Роскошь и великолепие Юсуповского дворца на Мойке

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге известен всем благодаря событию, произошедшему в его стенах в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года. Именно здесь, в полуподвальных апартаментах на жилой половине князя Феликса Юсупова, был убит Григорий Распутин

«В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад»(Ф. Юсупов. Князь Феликс Юсупов. Мемуары.) Фото автора»В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад»(Ф. Юсупов. Князь Феликс Юсупов. Мемуары.) Фото автора

Но не только этой мрачной историей примечателен дворец. Юсуповы были несметно богаты и их петербургский дом дает нам представление, как жила одна из самых блистательных семей Российской империи.

Парадная лестница дворца выполнена из белого каррарского мрамора. Потолок парадного вестибюля обильно украшен лепниной в стиле необарокко. Фото автораМассивная хрустальная люстра весит 600 кг. Фото автораПарадная лестница дворца выполнена из белого каррарского мрамора. Потолок парадного вестибюля обильно украшен лепниной в стиле необарокко. Фото автора

В начале 20 века Юсуповский дворец являлся эталоном аристократических интерьеров. Каждый из его 28 залов был оформлен в разных стилях. Здесь можно увидеть и античность, и готику, и барокко, и мавританские мотивы, и ампир.

Гобеленовая гостиная. Один из первых интерьеров дворца, выполненных в стиле эклектика. Фото автораГобеленовая гостиная была создана по проекту архитектора Бернара Симона в 40-е гг 19 века. Фото автораПри Юсуповых в Гобеленовой гостиной находились три шпалеры фламандской работы, ныне хранящиеся в Эрмитаже. Фото автораГобеленовая гостиная. Один из первых интерьеров дворца, выполненных в стиле эклектика. Фото автора

Во времена Юсуповых дворец ломился от сокровищ. Князь Феликс Юсупов приводит одну наглядную историю:

Находясь в Париже, князь Николай был нередко зван на вечера в Трианон и Версаль. Людовик XVI и Мария Антуанетта были с ним в дружбе. От них получил он в дар сервиз из черного севрского фарфора в цветочек, шедевр королевских мастерских, поначалу заказанный для наследника.

Что сталось с сервизом, никто в семье не знал, но в 1912 году посетили меня два француза-искусствоведа, изучавших севрский фарфор. Пришлось мне заняться розысками прадедовского сервиза. Нашел я его в чулане. Более века пылился там подарок Людовика XVIСпальня княгини. Интерьер спальни оформлялся как парадный. Во время балов и светских раутов гости могли пройти сюда через парадную анфиладу, чтобы полюбоваться пышной отделкой интерьера и произведениями искусства. Фото автораУгловой камин из мраморного оникса сохранился со времен Юсуповых. Обратите внимание на небольшую замаскированную под обивку стен дверь — лесенка за ней вела на мужскую половину. Но ключ в дверь вставлялся именно со стороны спальни, так что без разрешения вход для супруга был невозможен. Фото автораСпальня княгини. Интерьер спальни оформлялся как парадный. Во время балов и светских раутов гости могли пройти сюда через парадную анфиладу, чтобы полюбоваться пышной отделкой интерьера и произведениями искусства. Фото автора

Молодой князь Юсупов сравнивал дворец на Мойке с музеем: «Дом был похож на музей, ходи и смотри до бесконечности», пишет он в своих мемуа­рах.

На столах, в шка­фах и горках красовались эмалированные золотые табакерки, усыпанные драгоценными камнями шкатулки, алмазные броши и ожерелья, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с бриллиантовой инкрустацией пепельницы и прочие ювелирные чудесаБольшая Ротонда — первый зал парадной анфилады. Свод оформлен росписью работы русского художника Алексея Травина. Фото автораБольшая Ротонда: детали. Фото автораБольшая Ротонда: детали. Фото автораБольшая Ротонда — первый зал парадной анфилады. Свод оформлен росписью работы русского художника Алексея Травина. Фото автораВо дворце была собрана крупнейшая коллекция старинных музыкальных инструментов. В не­объятных подвалах находились погреба с лучшими европейскими и крымскими винами, кладовки, набитые фамильным серебром и сервизами, скульптуры и картины, не поместившиеся в дворцо­вых залахСиняя гостиная сохранилась практически в неизменном виде. Фото автораСиняя гостиная сохранилась практически в неизменном виде. Фото автораКрасная гостиная. Розетка сохранившегося паркетного пола изготовлена с использованием 8 ценных пород тропического дерева. Фото автораКрасная гостиная. Позолоченная бронзовая люстра была выполнена в первой трети 19 века в мастерской Пьера Гёде в Петербурге. Фото автораЗеленая гостиная. Камин выполнен из уральского малахита в технике «русская мозаика». Мебельный гарнитур сделан карельской березы, декорирован деталями из золоченой бронзы и черного дерева. Фото автораКрасная гостиная. Розетка сохранившегося паркетного пола изготовлена с использованием 8 ценных пород тропического дерева. Фото автора

Невозможно скрыть вздох восхищения при посещении парадных залов Юсуповского дворца. Интерьеры роскошны, но в то же время не кажутся перегруженными, чрезмерными.

Сложно представить, но то, что мы видим сейчас, это только часть того, чем «обладал» дворец в начале 20 века. Огромное количество картин, предметов мебели, ювелирных изделий, скульптур после революции были переданы в различные музейные организации, а сколько еще пропало без следа или было распродано на заграничных аукционах.

Танцевальный зал оформлен в духе зрелого классицизма. На потолочном плафоне изображены амуры и танцующие нимфы, окруженные цветочными гирляндами и музыкальными инструментами. Фото автораБанкетный зал — самое большое по площади и высоте помещение дворца. Зал украшен колоннадой из 24 колонн искусственного мрамора. Фото автораТанцевальный зал оформлен в духе зрелого классицизма.

На потолочном плафоне изображены амуры и танцующие нимфы, окруженные цветочными гирляндами и музыкальными инструментами. Фото автора

После национализации дворца он был несколько раз обыскан.

Сюда прибыла целая бригада, которые сантиметр за сантиметром обследовали каждое помещение и обнаружили спрятанные в подвалах, в скрытых камерах в стенах, за потайными дверями настоящие сокровища.

Зал Антонио Виги получил название по имени художника, автора росписи потолочного плафона. Фото автораЦентральную часть пола в зале Антонио Виги занимает паркетная розетка и 5 ценных пород древесины. Фото автораЗал Антонио Виги получил название по имени художника, автора росписи потолочного плафона.

Фото автора»А в Берлине, в галерее Лемке, Советы организовали продажу произведений искусства. В иллюстрированном каталоге я узнал некоторые наши вещи. Обратился я к адвокату мэтру Вангеманну и просил его предупредить судебные власти и приостановить продажу до разбирательства дела в суде.

Другие русские эмигранты, оказавшиеся в подобном положении, приехали также в Берлин и присоединились ко мне. Со мной случился буквально шок, когда увидал я мебель, картины и редкостные вещицы из матушкиной гостиной нашего дома в Санкт-Петербурге”, — писал в своих мемуарах Ф.Юсупов Малая Ротонда или «Ротонда Кановы».

Во времена Юсуповых в этом небольшом круглом зале были выставлены мраморные скульптуры итальянского мастера Антонио Кановы, который сейчас хранятся в Эрмитаже. Фото автораМалая Ротонда или «Ротонда Кановы». Во времена Юсуповых в этом небольшом круглом зале были выставлены мраморные скульптуры итальянского мастера Антонио Кановы, который сейчас хранятся в Эрмитаже.

Фото автора

Была во дворце и своя картинная галерея. Так, в зале Прециоза и в Музейном коридоре были представлены полотна Буше, Ватто, Рембрандта, Фрагонара, Тьеполо и других художников.

Картинная галерея дворца начинается с Николаевского зала. Фото автораЗал Прециоза: здесь были представлены шедевры известных художников. Фото автораАнтичный зал: в нем выставлялась большая часть скульптурной коллекции Юсуповых, в том числе 6 подлинных антиков, сейчас находящихся в коллекции Эрмитажа.

Фото автораКартинная галерея дворца начинается с Николаевского зала. Фото автора

Сейчас в бильярдной (или Турецком кабинете) на стенах висят копии с парных портретов Рембрандта. Оригинальные полотна Юсуповы смогли вывести с собой в эмиграцию.

В настоящее время они находятся в коллекции Вашингтонской национальной галереи.

Бильярдная. В центре зала — оригинальный бильярдный стол, изготовленный в конце 19 века. Фото автораБильярдная. В центре зала — оригинальный бильярдный стол, изготовленный в конце 19 века.

Фото автора“Из Петербурга удалось мне вывести двух Рембрандтов из шедевров нашей коллекции: «Мужчина в широкополой шляпе» и «Женщина с веером». Довез я их легко, сняв рамы и скатав в рулоны”, — вспоминал Ф. Юсупов

Во дворце имелся свой миниатюрный домашний театр.

Был он оформлен в духе Людовика 15 — много позолоты, лепнины, бархата, росписей. Камерный зал уникален тем, что сохранился практически без изменений.

Домашний театр. Сохранились подлинный сценический занавес и гарнитура театральной мебели. Фото автораПлафон «День, прогоняющий ночь» выполнен Эрнестом Липгартом. Фото автораЗал был рассчитан на 150 мест. Фото автораДомашний театр.

Сохранились подлинный сценический занавес и гарнитура театральной мебели. Фото автора

Во времена Юсуповых на подмостках театра выступали Александр Даргомыжский, Полина Виардо, Ференц Лист.

А уже после революции на его сцену выходили поэты Сергей Есенин и Александр Блок, оперный певец Леонид Собинов.

Музыкальная гостиная. Именно здесь при Юсуповых выставлялись скрипки из коллекции старинных музыкальных инструментов. В собрании Юсуповых были инструменты, созданные выдающимися мастерами — Гварнери, Страдивари и других. Фото автораМузыкальная гостиная. Именно здесь при Юсуповых выставлялись скрипки из коллекции старинных музыкальных инструментов.

В собрании Юсуповых были инструменты, созданные выдающимися мастерами — Гварнери, Страдивари и других. Фото автора

Одно из самых удивительных помещений дворца — Мавританская гостиная Восточная стилистика в конце 19 века была в моде и подобные интерьеры можно было встретить во многих дворянских особняках.

Однако мавританская комната в Юсуповском дворце по своей искусности выделяется из всех.

Мавританская гостиная. Мозаика — точная копия мозаичных стен Альгамбры. Фото автораМавританская гостиная. Мозаика — точная копия мозаичных стен Альгамбры. Фото автораФеликс Юсупов вспоминал: «Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать.

Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я – сатрап, а вокруг – рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившегося невольника.

Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» – закричал он. И рабы с сатрапом бежали.

С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещенМраморные бюсты «мавра» и «мавританки» украшают гостиную с юсуповских времен. Фото автораМавританская гостиная. Фото автораМраморные бюсты «мавра» и «мавританки» украшают гостиную с юсуповских времен.

Фото автора

После революции дворец был национализирован, в течение 6 лет в нем работал Музей дворянского быта, а с 1925 года разместился Дом культуры работников просвещения.

Кабинет князя. Подлинные книжные шкафы выполнены из дуба. По сторонам от них — застекленные витрины, в которых при Юсуповых располагалась коллекция монет и медалей. Фото автораКабинет князя. Фото автораКабинет князя. Подлинные книжные шкафы выполнены из дуба.

По сторонам от них — застекленные витрины, в которых при Юсуповых располагалась коллекция монет и медалей. Фото автора

Дворец серьезно пострадал во время войны. Осенью 1941 года в него попало несколько бомб, парадные залы получили повреждения. Их восстановление началось уже в 1943 году, а в 1946 году последовала глобальная реставрация.

После окончания войны Юсуповский дворец стал Центром творческого досуга интеллигенции.

Секретарская. В середине 19 века это помещение носило название «Канцелярия Его Сиятельства», затем некоторое время оно выполняло роль княжеской спальни, а впоследствии — секретарской. Потолок кажется деревянным, но на самом деле это гипс, расписанный под дерево.

Фото автораСекретарская.

В середине 19 века это помещение носило название «Канцелярия Его Сиятельства», затем некоторое время оно выполняло роль княжеской спальни, а впоследствии — секретарской. Потолок кажется деревянным, но на самом деле это гипс, расписанный под дерево.

Фото автораГлавным украшением секретарской выступают витражные окна конца 19 века. Фото автораГлавным украшением секретарской выступают витражные окна конца 19 века. Фото автораГлавным украшением секретарской выступают витражные окна конца 19 века.

Фото автора

В настоящее время дворец можно посетить как самостоятельно, так и с групповой экскурсией. Стоимость входного билета — от 800 до 1350 руб.

Буфетная князя: служила для Юсуповых семейной столовой. Ее стены декорированы натуральной кожей с тиснением и росписью масляными красками. Фото автораБуфетная князя: служила для Юсуповых семейной столовой. Ее стены декорированы натуральной кожей с тиснением и росписью масляными красками. Фото автора

  • Спасибо за внимание!
  • Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Еще больше путешествий и историй в моем Инстаграм
  • #петербург #дворцы петербурга #юсуповский дворец #путешествия по россии #достопримечательности санкт-петербурга #спб #дворцы и особняки санкт-петербурга #исторические места
Оцените статью
Мой Город - Петербург