- Литература:
- Серия статей Алексея Ерофеева в газете «Вечерний Петербург» (октябрь 2009 — июнь 2010)
- Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д.
«Петербург в названиях улиц» «Издательство АСТ» Москва Санкт-Петербург «Астрель-СПб» ВКТ Владимиp
- Гинзбург А.М. Кириков Б.М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века.
Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
«Пилигрим» Санкт-Петербург 1996
- Векслер А.Ф. Крашенинникова Т.Я. Такая удивительная Лиговка Москва, ЗАО «Центрполиграф» 2009
К правому берегу (нечетной стороне) Обводного канала примыкает юго-восточная часть Никольского кладбища Александро — Невской лавры. Из-за ограды хорошо видна гранитная колонна. Это памятник работы известного архитектора Ивана Фомина, установленный на могиле Льва Мациевича.
Важную рольв формировании облика Обводного канала у его истока сыграли «хлебные балаганы», располагавшиеся по Шлиссельбургскому проспекту (современному проспекту Обуховской Обороны). На берегу Невы возникла знаменитая Калашниковская пристань.
Имя хлеботорговца, в сфере интересов которого было не только зерно, но и все, что из него делалось, включая пиво и водку, с 1887 по 1952 год носила Калашниковская набережная (ныне Синопская).
Официально, кстати, название набережной было присвоено по Калашниковскому пиво- и медоваренному заводу, ставшему в советское время ликеро-водочным, каковым он до сих пор и остается. Калашниковским именовался и проспект Бакунина.
А знаменитая Калашниковская хлебная биржа—центр столичной хлеботорговли — сначала располагалась на пристани, а с 1895 года — в специально построенном здании, выходящем на Полтавскую (дом 12) и Харьковскую (дом 9) улицы. Это здание не что иное, как Дворец культуры работников милиции.
Калашниковская пристань тянулась от Большой Болотной улицы, носящей сейчас имя ткача Петра Моисеенко и до Обводного канала. Сюда везли хлеб из двадцати четырех российских губерний.
Хлеб закупался на волжских берегах, сложными водными путями его доставляли до Ладожского озера, а оттуда по Неве — в столицу Российской империи.
Это была грандиозная база петербургской хлебной торговли, о чем свидетельствовала и вывеска над пристанью: «Санкт-Петербургская городская исполнительная комиссия по заведыванию хлебной пристанью».
Хлеботорговля приносила немалые доходы, из-за чего между купечеством, церковью и городской властью существовали серьезные трения. Споры велись вокруг двухкопеечных сборов в пользу города.
Церковь считала эти деньги своими, поскольку прибрежные невские земли числились за Александро-Невским монастырем — их пожаловала монахам дочь основателя Петербурга императрица Елизавета Петровна в 1742 году.
Старые картинки позволяют увидеть, как выглядели хлебные балаганы, или, проще, амбары на Калашниковской пристани. Существовала даже Амбарная улица, названная по ним, однако в связи со строительством моста Александра Невского через Неву и реконструкцией одноименной площади улица была упразднена.
Ныне о хлеботорговле того времени напоминают только каменные пакгаузы — дома 3 — 5 по набережной Обводного канала. Они расположены торцами к каналу и к Никольскому кладбищу.
Это хлебные амбары Александро-Невской лавры, возведенные в 1849 году по проекту зодчего Александра Гемилиана при участии Карла Брандта.
Судьба послала Гемилиану довольно тяжелое испытание. После обрушения части здания, которое строилось по его проекту для Стенбок-Ферморов, Гемилиана на полгода посадили на гауптвахту, а затем на несколько лет отстранили от проектировочных работ. Хотя было выяснено, что строительство велось не под руководством Александра Петровича. Его была только подпись под чертежом.
Вот она — цена подписи и уровень ответственности! Сегодня можно только сожалеть о том, что уровень ответственности значительно снизился. Числящиеся под государственной охраной здания-памятники пустуют и разрушаются. Кое-где проемы в старых кирпичных стенах заложены современным кирпичом.
Неаккуратность работ свидетельствует об абсолютном равнодушии тех, кто это делал, и тех, кто контролировал работу.
Табличка с надписью «Невская мельница. Тароремонтное предприятие» свидетельствует о том, что пакгаузы принадлежат предприятию, расположенному на противоположном берегу Обводного канала. Предприятию с богатейшей историей.
Рядом со Шлиссельбургским мостом, с которого можно обозревать береговую панораму, расположен еще один мост, по которому машины не ездят. Он отнюдь не пешеходный, хотя сейчас только пешеходы по нему и переходят канал.
В недавнем прошлом по нему передвигались железнодорожные товарные составы, которые шли со стороны Московской-Товарной на Синопскую набережную. В связи с прекращением деятельности этого участка дороги часть рельсов демонтировали, часть просто закатали в асфальт, а на мостике, названия не имеющем, пути остались.
Снимать рельсы с этого бывшего железнодорожного мостика, похоже, никто не собирается.
В 1809 году в Петербурге была учреждена Духовная академия . Размещалась она первоначально в одном из корпусов Александро-Невской лавры. Митрополит Амвросий Новгородский и Петербургский предложил выстроить для нее отдельный корпус.
Из четырех представленных в Комиссию духовных училищ планов был выбран план Луиджи Руска. Архитектор, на несколько лет покидая Россию, рекомендовал к возведению здания своих коллег Иосифа Шарлеманя и Франца Руска, но за то время, что он отсутствовал, строительство не велось.
Наконец, в 1817-м император Александр I поручил Луиджи Руска разработать новый план.
Для академического корпуса был отведен участок у Обводного канала. В 1819 году здание было возведено. Сегодня, когда смотришь на это произведение талантливого зодчего, кажется удивительным, что главный фасад трехэтажного здания с ионическим колонным портиком в центре обращен в довольно-таки узкий двор, а к каналу корпус выходит боковым фасадом.
Объясняется же это тем, что Руска ставил здание лицом к Неве. В годы строительства Духовной академии совсем не предполагалось строить здесь хлебные амбары, которые появятся только через тридцать лет и закроют вид с Невы на Духовную академию. Сейчас (15.09.
2010) очень красивый и отремонтированный главный фасад почти полностью закрыт еще и близко стоящими высокими деревьями.
В этом здании Духовная академия просуществовала 99 лет. В 1918 году она была закрыта, помещения были переданы ремесленному училищу.
В октябре 1950 года в соответствии с распоряжением совета министров СССР в Ленинград переводился Московский техникум физической культуры и спорта. Ему отвели место на Сергиевской улице в Яблоновке.
Но там техникум не просуществовал и одного учебного года. В августе 1951-го ему отдали все помещения ремесленного училища.
С тех пор на Обводном канале, 7-а, готовят специалистов в области физкультуры и спорта.
-
- Ныне учебное заведение согласно новой моде или веянию времени имеет другой статус — теперь это Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии.
-
«В здоровом теле здоровый дух». Это знаменитое выражение без лукавства и иронии весьма применимо к этому учебному заведению, расположенному в здании Духовной академии. Достаточно вспомнить имена хотя бы нескольких его выдающихся выпускников — олимпийских чемпионов.
Тяжелоатлет Федор Богдановский, чемпион Олимпиады 1956 года, установивший десять мировых рекордов, лыжница Алевтина Колчина, победившая в Инсбруке в эстафете 3×5 километров, велосипедист Сергей Сухорученков — герой Московской Олимпиады! Олимпийская чемпионка лыжница Нина Балдычева не только сама была большой спортсменкой, но еще и воспитала Любовь Егорову, шестикратную олимпийскую чемпионку, которой присвоены звания Героя России и почетного гражданина Санкт-Петербурга. А выпускнику техникума, чемпиону в классической борьбе на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне Николаю Соловьеву (1930— 2007) при жизни был установлен памятник у Комплексной школы высшего спортивного мастерства на Каменном острове. На его открытии 4 сентября 2003 года директор спортшколы Василий Шестаков сказал: «Подобные скульптуры возрождают традиции Древней Греции, где на родине олимпийцев при жизни ставили памятники». Автор скульптуры — Альберт Чаркин. Предпринимались попытки вернуть здание колледжа тому, для кого оно строилось изначально, однако пока колледж достаточно основательно занимает эти помещения.
Было бы несправедливо не вспомнить о некоторых выпускниках Духовной академии. Среди них Иван Васильевич Чельцов, писатель, редактировавший в 1870-е «Христианское чтение», писатель Димитрий Иванович Ростиславов, автор сочинения «О духовных училищах».
Примечательно, что работа, написанная в 1850-е годы по заказу канцелярии Синода, не была опубликована в России — как говорилось, «вследствие свободно выраженного мнения». Ее сначала издали в Лейпциге в 1860-м. Впоследствии, правда, ею руководствовались при преобразовании духовных училищ и семинарий в России.
Сто лет назад, в 1909 году, вышел труд другого выпускника Духовной академии — Алексея Никаноровича Котовича. Основанный на архивных материалах, он назывался «Духовная цензура в России (1799 — 1855), то есть охватывал период правления трех императоров.
Капитальная работа была оценена руководством академии, которое сочло автора достойным звания магистра богословия. Но Священный синод в лице епископа Феофана выразил мнение, что опубликованные факты не соответствуют иерархическим интересам.
За колледжем в глубине участка находятся выдающиеся памятники XVIII века—Федоровский корпус Александро- Невской лавры, построенный Теодором Швертфегером, Пьетро Трезини и Михаилом Расторгуевым, Федоровская церковь (Пьетро Трезини, Иван Росси, середина XVIII в.) и церковь Исидора Пелусиота, построенная церковным архитектором Григорием Карповым.
Здесь же здание отделения для малолетних Александро-Невского антониевского духовного училища, перестроенное в 1882 году Иваном Слупским, и новый училищный корпус, который сто лет назад построил архитектор Виктор Бобров. Здесь же стоят неброские постройки — больничный флигель, бани и прачечные при Духовной академии. Их автор, так же как и дома 11, стоящего на набережной, —Дмитрий Люшин.
Дом 11 — единственный жилой дом в огромном квартале. Строился же он в 1881 — 1882 годах как одна из составляющих частей Александро-Невской лавры — в нем располагались библиотека и квартиры Духовной академии.
Следующий дом на этой стороне Обводного канала — психоневрологический диспансер № 6. Утилитарная постройка 1960 — 1970-х интересна только как медицинский объект. |
- Станция метро «Обводный канал»
- Обводный канал, история Обводного канала
- Обводный канал. Территория древнего капища идолопоклонников
- Любимое место питерских самоубийц
- Психиатр Ефимсон
- Интересный маршрут вокруг станции «Обводный канал»
- – Газгольдеры
- – Креативное пространство «Ткачи»
- – Граффити-портрет основателя «Яндекса»
- – Красный треугольник
- – Воронежский сад
- – Музей-некрополь «Литераторские мостки»
- – Духовная академия
- – Креативное пространство «Люмьер-Холл»
- – Набережная Обводного канала
Станция метро «Обводный канал»
?
А. Северенин (severenin) wrote, 2011-01-17 20:19:00 А. Северенин severenin 2011-01-17 20:19:00 Category: После новогодних праздников я скатался посмотреть на новую станцию метро, «Обводный канал». Вот только фотоаппарата у меня не было, и я думал съездить туда ещё раз, пощёлкать, и уже после писать отчёт. Однако фотоаппарат я так и не раздобыл, потому пишу только сейчас, а иллюстрации — не обессудьте — будут из интернета, большей частью с форума metro.nwd.ru (сразу имейте в виду: на картинки можно кликать, они увеличиваются).
Начну со статистики. «Обводный канал» — 64-я станция Санкт-Петербургского метрополитена. Расположена на 5-й (фиолетовой) линии между «Звенигородской» и «Волковской». Глубина заложения — 70 метров, тип станции — пилонный (три параллельных «трубы», соединённые узкими проходами), с укороченным центральным залом. Ближайшие к «Обводному каналу» (пешком по кратчайшему маршруту) станции — если кто захочет прогуляться:
— «Лиговский проспект» (750 метров), — «Звенигородская» (1350 метров), — «Пушкинская» (1650 метров), — «Фрунзенская» (2300 метров), — «Технологический институт» (2500 метров), — «Волковская» (2750 метров), — «Московские ворота» (3400 метров),
- — «Площадь Александра Невского» (3600 метров через промзоны — прогулка сомнительной приятности).
- Новая станция расположена вот здесь:
Станция оформлена в индустриальном (знаете такое слово: «стимпанк»? :)) стиле, что делает её одной из самых необычных и примечательных станций питерского метро. Определённо, «Обводный канал» занял первую позицию в списке моих метрошных предпочтений и будет удерживать её самое меньшее до открытия «Адмиралтейской» — там тоже обещают свои неземные подземные красоты.
Две «фишки», создающие колорит на «Обводном канале», — это фотопанели (о них чуть ниже) и декоративные металлоконструкции — выгнутые под потолком двутавровые стальные балки, с заклёпками и круглыми отверстиями по всей длине, выкрашенные под сурик.
Вторая особенность станции — стеклокерамические фотопанели, расположенные на стенах вдоль путей и по концам центрального зала. Не станция метро — настоящая историческая фотоэкспозиция.
Две 150-метровые полосы из фотопанелей представляют виды Обводного канала в конце XIX века, вдоль правой платформы — правого берега, вдоль левой — соответственно.
Изображения — коллажи из старинных и современных постановочных фотографий, рисунков, пояснительных надписей — ни разу не повторяются; места под рекламу нет (что неимоверно радует).
- В мозаике изображений спрятано своеобразное «пасхальное яйцо»: если пройти вдоль одной из платформ почти до самого конца, можно разглядеть среди старинных видов фотографию самой станции метро, замаскированной под арку моста, и рядом табличку с фамилиями архитекторов и художников-оформителей.
Центральный зал короче боковых и с двух сторон заканчивается глухими торцами, лестница-выход уведена вбок, над путями. Из-за такой планировки, необычной для метро, станция кажется очень уютной, даже несмотря на некоторые «вокзальные» ассоциации.
Из «индустриальных» элементов оформления планировались ещё сделать: пол, мощёный брусчаткой (заменили сплошными гранитными плитами, легче мыть) и подвесные светильники над путями.
Брусчатку и светильники можно видеть на проектных рендерах:Здание, в котором должен был разместиться верхний вестибюль станции, поначалу хотели сделать зеркальным отражением дома на противоположной стороне канала, затем планировали построить нечто вот такое:…
а в результате получился типичный многофункционально-офисный монстр с окнами, похожими на штрих-код:Причём «получился» — это громко сказано, к моменту открытия станции здание ещё вовсю строят; впрочем, такая последовательность для нашего города не внове, я слышал, дома строили поверх уже открытых станций «Петроградская» и «Площадь Мужества».
На осеннем совещании по перспективам метро руководитель «Метростроя» Вадим Александров предложил официально «открыть» станцию в плановые сроки, в декабре, а фактически пустить в неё пассажиров в конце января, однако губернатор Валентина Матвиенко отвергла такой вариант (причём отвергла в резкой форме).
И вот — станция работает, а дом над нею всё ещё строят. Наверное, это хорошо. Но дом всё равно некрасивый.
Для того, чтобы вывести метро на поверхность и построить верхний вестибюль, были снесены два здания 1914-го года постройки.
Одно из них — до 2004-го охранявшееся как объект культурного наследия — примечательно тем, что было первым зданием в Петербурге, построенным специально для размещения в нём кинотеатра.
До революции кинотеатр назывался «Нордъ», а ещё раньше «Пчёлка», в 30-е годы его переименовали в «Север», он работал во время Ленинградской блокады, работал после войны — и закрылся в эпоху Перестройки. В 90-е годы бывший кинотеатр стал культовым местом: здесь работали клубы «Гора», «Нора» и «Полигон». Однако в новом тысячелетии здание пришло в упадок, опустело, какое-то время здесь размещался рынок, но… Как там у Высоцкого: «Стоял тот дом, всем жителям знакомый…» Ну и да, в итоге его снесли. Подробнее о том, что было в здании кинотеатра «Север» в девяностые-двухтысячные можно прочитать здесь.
На открытии станции один из её архитекторов, Павел Малмалаев, представил журналистам эскизы оформления «Обводного канала — 2».
Его тоже хотят выполнить в промышленном стиле, но гораздо смелее: из бетона, металла и стекла, открывающего анатомию станции; наклонный ход в форме цилиндра будет выдвинут из земли, причём над ним не планируют строить никаких торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров. Будет этакое наглядное пособие: «как устроено и почему работает метро».
«Обводный канал — 2» построят к 2015-17 гг., станция будет пересадочным узлом с 5-й (фиолетовой) на 6-ю (салатовую) линию.
К слову: первоначально «ОК — 1» хотели делать сразу двухэтажным, как «Спортивную», — однако в итоге построили то, что построили (и чему я неимоверно рад: двухэтажная станция в Питере уже есть, а «стимпанковой» до недавнего времени не было). «Обводный канал — 2» будет выходить на поверхность в районе автовокзала, т.е.
где-то тут:
Пока станцию строили, на тематических форумах слышались время от времени недовольные возгласы: какой, дескать, смысл открывать станцию в полукилометре от существующей (имеется в виду «Лиговский проспект»), да ещё рядом с промзоной?! Я думаю так: во-первых, в центре города (а Обводный — это всё-таки центр) такая плотность станций допустима, Москва в пример; во-вторых, «Лиговский проспект» на другой ветке. Наконец: промзона в этом районе не навсегда, уже сейчас разрабатывают проекты «окультуривания» территорий, прилегающих к Обводному каналу — а где цивилизация, там должен быть транспорт, и станция метро здесь лишней определённо не будет. (О проектах реновации промышленных территорий вокруг центра Питера я ещё буду писать, и не раз, всё это очень интересно — чего стоит одна Измайловская перспектива!)
Вот такие новости. А теперь на очереди — станция «Адмиралтейская» (её откроют уже в этом году), а ещё «Бухарестская» и «Международная» (их ждём в 2012-м).
Обводный канал, история Обводного канала
В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье.
Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров.
Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.
Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.
Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.
Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой.
Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.
Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы.
Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов.
Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.
Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко.
Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом.
В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.
В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.
На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.
Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города.
Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение.
Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.
Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.
Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.
Обводный канал. Территория древнего капища идолопоклонников
Эта история случилась зимой 1923 года. Во время прокладки теплотрассы рабочие глубоко под землей наткнулись на некое каменное сооружение — гранитные плиты, расположенныев виде круга. Поверхность их была испещрена непонятными надписями и знаками, а под центральной плитой обнаружились истлевшие человеческие кости.
Прибывший на место находки археолог Гвоздицкий был потрясен. После беглого осмотра он вынес приговор: находка уникальна, поскольку является прекрасно сохранившимся капищем, или захоронением, относящимсяк ХI-ХII векам и имеющим, скорее всего, скандинавское происхождение.
Археолог настаивал на немедленном прекращении всех работ по строительству теплотрассы! Но представитель красной профессуры по фамилии Сдобный, демобилизованный с флота братишка, не разделял категоричности старорежимного археолога, и рекомендовал тому не разводить саботаж.
На следующий день в «Красной газете» появилась статья «Даешь теплотрассу!», в которой Гвоздицкому досталось за его «буржуйские штучки» и «непонимание исторического момента». Заканчивалась статья призывом «не обращать внимания на хлам прошлого, а писать историю с 17-го года».
Но судьба уникальной находки оказалась печальной. Ломовые извозчики отвезли гранитные плиты в камнерезную артель, где из них напилили поребрики для мостовых Лиговского проспекта. Человеческие останки сложили в несколько мешков и вывезли на свалку.
Любимое место питерских самоубийц
Это место можно назвать и самым любимым для питерских самоубийц. Пик самоубийств пришелся на осень 1923 года. Милиция была вынуждена выставить на мостах посты, чтобы всеми мерами препятствовать попыткам граждан преждевременно свести счеты с жизнью.
Тем не менее, в том году воды Обводного канала навсегда сомкнулись над головами 89 человек. По словам репортера «Красной газеты», «самоубийцы топятся здесь часто и даже охотно». Спасти удалось лишь одного.
Им оказался товарищ уважаемый работник Мясопатамской – член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с В. И. Лениным. Масса достоинств, однако, не помешала ему средь бела дня с диким воплем прыгнуть в Обводный канал с Боровского моста.
Ему повезло — вместо глубины он угодил на мелководье, где и сидел с отбитыми ягодицами, пока его не вытащили пожарные.
С неудавшимся самоубийцей занимался психиатр Ефимсон.
С 1924 года самоубийства на Обводном резко прекратились. Так продолжалось до начала 30-х. В 1933 году канал вновь захлестнула эпидемия суицида и опять на том же участке – от Боровского моста до железнодорожного виадука. 107 случаев самоубийств было запротоколировано 28-м отделением милиции, на территории которого находился этот участок.
Психиатр Ефимсон
Свободное время доктор Ефимсон проводил в городских архивах, разыскивая документы, в которых содержались бы сведения о каких-либо таинственных происшествиях, связанных с районом Обводного канала и речкой Волковкой. Поиски привели его к археологу.
Гвоздицкий рассказал о находке 1923 года и даже показал ряд рисунков надписей и знаков с каменных плит, воспроизведенных по памяти. Выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище.
По мнению специалистов, надписи могли быть каким-либо пророчеством или заклятием, на что указывало как наличие символов, так и расположение плит. Поиски привели его к археологу Гвоздницкому. Их встреча состоялась незадолго до войны.
Гвоздницкий рассказал о находке 1923 года и даже показал ряд рисунков надписей и знаков с каменных плит, воспроизведенных по памяти. Выходило следующее: обнаруженные плиты представляли собой ритуальное капище. Первоначальная датировка оказалась неверной. «Тут я маху дал», — искренне сокрушался археолог.
Отдельные из высеченных на плитах каббалистических символов появились в Европе не ранее конца ХIII — начала XIV веков. Расшифровать надписи не удалось, так как язык, на котором они были выполнены, являл дикую смесь древнееврейского и латыни. По мнению специалистов, надписи могли быть каким-то пророчеством или заклятием, на что указывало как наличие символов, так и расположение плит.
Следующим шагом Ефимсона был визит в Смольный. Войдя в кабинет Андрея Жданова, первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), он с порога ошарашил хозяина города следующим заявлением:
— Я с ужасом жду 43-го года.
Надо что-то делать! — с этими словами Ефимсон положил на стол Жданова панку со своим отчетом о случаях самоубийств на Обводном канале.
Жданов терпеливо выслушал посетителя, обещал вникнуть в суть дела и принять самые строгие меры.
Но едва за психиатром закрылась дверь, он позвонил начальнику Ленгорздравоохранения товарищу Казбечке и сказал:
— Ну и мудак же этот ваш Ефимсон! Совсем со своими психами спятил.
А в Ленинграде на прежнем месте разразился очередной “бум” самоубийств. Случилось это, как и предполагал Ефимсон, в 1943 году.
Правда, в осажденном городе случаи суицида оставлялись без внимания.
В послевоенные годы самоубийства на Обводном продолжались как и прежде: каждый третий год нового десятилетия, вплоть до наших дней — 1993 года.
И то, что за всеми этими событиями стоит нечто потустороннее, ясно понимал только один человек.
Так что же удалось выяснить психиатру? Средневековая хроника Эрика Абосского гласит: в 1300 году маршал Торкель основал устье реки Охты крепость Ландскрону.
Хроника Эрика (Erikskrönikan) является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в.
неизвестным автором. В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г.
Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.
Владычество шведской короны на берегах Невы закреплялось жестоко. Отряды маршала огнем и мечом прошлись по карельским поселениям на реках Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, наберегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев.
Гнев ревностных христиан был беспределен: солдаты с яростью принялись сокрушать истуканов. И вот в самый разгар погрома из густого ельника появился безумный старик отвратительного вида и стал призывать на головы погромщиков месть всех сил Тьмы.
Солдаты тут же убили старого нечестивца, но страх от заклинаний проник глубоко в их души, поскольку в те время рассказы о страшных возможностях карельских колдунов заставляли трепетал всю Скандинавию.
В Ландскроне нашелся некий человек весьма сведущий в темных, запретных учениях, который предложил вышибить клин клином. Маршал Торкель был непреклонным ревнителем веры, но все же согласился на сомнительное предложение.
В одну из ночей на месте бывшего капища состоялся не менее гнусный и отвратительный шабаш, чем те, что разворачивались здесь прежде. Чтобы лишить заклинания колдуна силы, в жертву дьявола было принесено пять молодых карелок.
Их кровью окропили гранитные плиты с выбитыми на них магическими словами и знаками, а трупы бросили в одну яму вместе с трупом колдуна. Затем знаток потусторонних тайн навечно заклял дух злобной старикаи в завершение осквернил святое распятие.
Как далее повествует хроника, едва святотатство свершилось, по ночному лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшимся вихрем с корнем опрокинуло огромную ель.
С тех пор это место на берегу Сутиллы считалось проклятым. Во времена Петра и позже в здешних лесах часто случались необъяснимые, таинственные происшествия, поэтому люди старались обходить их далеко стороной. А в годы советской власти сила старинного заклятия была грубо разрушена и злой дух колдуна, сдерживаемый в земле более шести веков, вырвался на свободу.
Вот что удалось выяснить в ходе продолжительных архивных поисков доктору Ефимсону. По его мнению, все самоубийства, произошедшие в разное время на Обводном канале, нельзя считать обычными случаями суицида.
«Это убийства, но недоступные ни восприятию, ни пониманию окружающих, что самое страшное», — писал психиатр в записках. Во всяком случае, те из спасенных, которых он обследовал в больнице, очутились в канале не по своей воле.
Одних толкал туда голос извне, столь свирепый и жуткий, что не подчиниться его приказу было невозможно. Других вдруг подхватывала невидимая страшная сила и швыряла в канал, словно беспомощных щенков.
За период своей врачебной практики, длившейся до 1974 года, Ефимсон наблюдал более трех десятков таких пациентов, и все они, по его словам, были людьми здоровыми, не страдающими какими-либо психическими расстройствами.
Единственное, чему Ефимсон не смог найти объяснения, — это магическая цифра 3 (третий год десятилетия), когда злой дух проявляет свое присутствие.
«По всей видимости, цифра имеет некое воздействие на дух колдуна, поскольку в древнекарельских преданиях «тройка» всегда связана с черной магией и колдовством», — читаем в записках.
А заканчивается рукопись психиатра такими словами: «Темный кошмар, обернувшийся явью, витает над городом. Число жертв неуклонно растет. Кошмар нужно остановить».
Кстати, в 1993 году на зловещем участке канала погибло 303 человека. Факт смерти этих несчастных был списан на банальное самоубийство. Через десять лет, в 2003 году, данные о самоубийствах на Обводном канале оказались засекреченными.
Интересный маршрут вокруг станции «Обводный канал»
Заброшенные заводы, мистические газгольдеры, креативные пространства, граффити с основателем «Яндекса» и последнее пристанище известных петербургских писателей, поэтов и художников – открываем для себя 9 интересных мест вокруг станции метро «Обводный канал»:
– Газгольдеры
В 1820-х годах в Петрограде зажглись первые газовые фонари. Ежедневно фонарщики обходили более 200 столбов в городе, зажигая в них теплое пламя. Все фонари были соединены подземным газопроводом, который брал газ из особых башен – газгольдеров.
Но прогресс не стоял на месте и уже в 1910 году газовые башни оказались без надобности – на смену им пришла электрификация. Наиболее хорошо сохранившийся газгольдер находится на набережной Обводного канала. Диаметр башни 42 метра, высота – 20 метров.
Место: набережная Обводного канала, 74
– Креативное пространство «Ткачи»
Творческая площадка находится в здании бывшей ткацкой фабрики.
Дизайнерская одежда, секонд-хэнд, музыкальный магазин, кафе Артемия Лебедева, общественное пространство Tkachi Open Space и даже квест-рум – каждый найдет себе развлечение по душе.
Здесь часто проводятся различные мероприятия – концерты, фестивали, выставки и многое другое. В общем, за новыми впечатлениями и порцией вдохновения можно смело приходить именно сюда.
Кстати, недавно прямо перед зданием «Ткачей» вырос огромный валенок. Скульптура хороша не только как фон для забавного снимка, но и возможностью попасть внутрь – «валенок» имеет дверцу, ведущую в недра необычного монумента.
Место: набережная Обводного канала, 60
– Граффити-портрет основателя «Яндекса»
Одно из творений коллектива художников Hoodgraff запечатлило создателя самой известного и крупного поисковика России «Яндекса» Илью Сегаловича. Портрет сопровождается мотивирующей цитатой основателя: «Если за вами не гонятся, вам будет сложно достигнуть успеха».
Место: набережная Обводного канала, недалеко от гипермаркета «Ашан»
– Красный треугольник
Один из старейших заводов Петербурга. Специализировался на производстве резиновой продукции – галош, сапог и других вещей.
Ныне огромная территория предприятия заброшена, большинство зданий пребывают в состоянии запустения и требуют ремонта или сноса. Любители мистики и индустриальных пейзажей оценят это место.
Атмосфера здесь соответствующая – мрачные переулки, угольно-черные от копоти, уходящие ввысь башни и разбитые окна. Идеальная локация для необычной прогулки или нестандартных фотосессий.
Кстати, именно здесь снимали несколько сцен знаменитого фильма «Сталинград» – на одной из стен завода сохранились записи на немецком языке, созданные как декорации к ленте.
Место: набережная Обводного канала, 138
– Воронежский сад
Этот небольшой сад прекрасно подходит для неспешных прогулок или чтения любимых книг. А можно просто посидеть на лавочке, любуясь дивным пейзажем, очаровательным в любое время года. В 2011 году парка коснулась реконструкция, поэтому место стало еще более комфортным для отдыха горожан. Появился там и необычный памятник: столб с указателями расстояний Воронежа, Тамбова, Курска и Касимова.
Место: ограничен Прилукской улицей, Воронежской и Боровой улицами, и дворами между Боровой и Воронежской
– Музей-некрополь «Литераторские мостки»
Кладбище Петербурга, где захоронены известные писатели, политики, ученые и другие выдающиеся личности. Так, например, здесь находится мемориал поэтессы Ольги Берггольц, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Блока, Ивана Тургенева, художника Кузьмы Петров-Водкина и многих других выдающихся персон, живших и творивших в городе на Неве.
Место: Расстанная улица, 30
– Духовная академия
Здание возвели в 1819 году по плану архитектора Луиджи Руска. Фасад, по задумке мастера, расположили лицом к небольшому дворику, а боком — к Обводному каналу. Почти столетие в этом доме обучали будущих священников, а затем дом отдали под училище ремесленников.
Место: набережная Обводного канала, 17
– Креативное пространство «Люмьер-Холл»
Площадка полна интересными событиями: здесь регулярно проходят занимательные выставки, киноночи известных режиссеров и другие мероприятия.
Так, например, в данный момент в пространстве проходит мультимедийная выставка «Рерих. Ожившие полотна» и экспозиция «Тайны Леонардо да Винчи».
Место: Берсеневский переулок, 2с1
– Набережная Обводного канала
Говоря о достопримечательностях района, нельзя не сказать о самой набережной – прекрасные виды на старинные здания, перемежающиеся индустриальными пейзажами заводов, небольшие мостики, украшающие канал…