Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова

30 мая родился Владимир Алексеевич Миняев, который провел на посту ректора 1ЛМИ 23 года, и на сегодняшний день это наиболее длительный срок за всю историю университета. За время правления В.А.…

Подробнее

Подвиг мысли Ленинградских ученых и медиков. К 9 мая Музей ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова анонсировал выставку, созданную совместно с Музеем книги блокадного города: «Подвиг мысли» о работе ученых в…

Подробнее

24-26 марта Музей Первого медицинского принял гостей IV Межмузейно-вузовского фестиваля «В музей — сегодня, в науку — завтра» Побывать в университетских аудиториях, послушать лекции ученых, задать вопросы профессорам и пообщаться…

Подробнее

В Петербурге открылась выставка портретов, нарисованных врачом. Андрей Кузнецов рисует своих попутчиков по дороге на работу. Какие лица его больше всего интересуют, выяснила корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова. Герои Андрея…

Подробнее

17 марта Первый Медицинский университет принял участие во втором Всероссийском медицинском образовательном форуме для школьников. 111 школьников из 8 российских регионов приехали в Петербург, чтобы познакомиться с медицинскими вузами и…

Подробнее

В музее медицинского университета имени И. П. Павлова на Льва Толстого открылась выставка рисунков врача Андрея Кузнецова, героями работ которого стали обычные пассажиры петербургской подземки. В интервью «ПД» он рассказал,…

Подробнее

24 февраля в Музее городского электрического транспорта состоялось открытие совместной выставки с Музеем ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова «Санитарный трамвай». После вступительных слов директора музея городского электротранспорта Нюквиста Кирилла Антоновича…

Подробнее

Сотрудники кафедры функциональной диагностики, отделения функциональной диагностики № 3 объединились и выставили свои произведения в университете уже во второй раз, и теперь мы были рады стать соорганизаторами мероприятия. Живопись, графика и даже…

Подробнее

«Почти три года» дневник Веры Инбер Музей Первого медицинского университета поздравляет с Днем полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады! К этой знаменательной дате Музей ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова подготовил…

Подробнее

Открытие выставки «Единым ударом!» 22 декабря в новом выставочном пространстве центра исторического добровольчества «Паруса истории» состоялось торжественное открытие выставки «Единым ударом!». В подготовке выставки принял участие и музей ПСПбГМУ им.…

Подробнее

X Форум малых музеев В непривычном формате прошел для музея ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова X Форум малых музеев, уже ставший традиционным. В этом году в связи с режимом ограничений основной…

Подробнее

26 сентября открытие выставки «Медицинский Петербург Карла Буллы» 26 сентября ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова отпраздновал свой 123 день рождения. К этой знаменательной дате Музей совместно с Центральным государственным архив…

Подробнее

«Вернуть в строй» 28 августа – в День военного врача России – в память о тех, кто во время Великой Отечественной войны приближал нашу Победу, исполняя свой профессиональный медицинский долг,…

Подробнее

Те, кого привлекает «техническая сторона» кино, смогут увидеть аппаратуру, где в том числе представлены экспонаты из фондов Музея ПСПбГМУ, использовавшуюся кино- и фотостудиями для создания учебного и документального кино, кинопроекторы,…

Подробнее

История строительства корпусов ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова неразрывно связана с его развитием и становлением клинической базы. Из трех зданий Женского медицинского института, за век Первый медицинский институт вырос в…

Подробнее

Выставка знакомит нас с тем, как жил и работал Первый Ленинградский медицинский институт в годы войны. Проект состоит из двух разделов. Первый рассказывает о научно-исследовательской деятельности и работе клиник и…

Подробнее

8 февраля по всей России прошла четвертая по счету просветительская акция “Открытая лабораторная”. В Первом СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова «Открытую лабораторную» организовали Кафедра общей и биоорганической химии, Лаборатория биомедицинского материаловедения…

Подробнее

27 января в Музее Первого медицинского университета открылась выставка «Символы подвигов». Событие было приурочено к 76 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Как жили медики Ленинграда в годы блокады? Несмотря на…

Подробнее

В начале октября прошел ежегодный фестиваль «Форум малых музеев». В нем принял участие Музей ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, который подготовил к мероприятию специальную интерактивную программу для посетителей.

Подробнее

18 мая ПСПбГМУ им. И.П. Павлова впервые принял участие во всероссийской акции “Ночь музеев”. Куратором и организатором мероприятия выступил Музей Университета, но в качестве площадок был задействован почти весь анатомический…

Подробнее

Мемориальный музей-квартира академика и.п. павлова при институте физиологии им. и.п. павлова ран | архивы российской академии наук

КОНТАКТЫ

Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, 7-я линия, д.2, кв. 11

  • Проезд: Метро — станция «Василеостровская», далее пешком в сторону набережной Лейтенанта Шмидта.
  • Наземный транспорт — автобус № 7, троллейбус № 10 до остановки «8-я линия Васильевского острова»
  • Телефон/Факс: +7 (812) 323-72-34
  • Адрес электронной почты: [email protected]

Сайт:

Администрация:

Громова Людмила Ивановна – главный хранитель Музея, старший научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН

ИСТОРИЯ

Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова при Институте физиологии им. И.П. Павлова РАН, создан 6 августа 1949 г. к 100-летию со дня рождения ученого. Музей был открыт 26 сентября 1949 г.

в квартире, расположенной в так называемом «Доме академиков», стены которого украшены 29 мемориальными досками с именами выдающихся российских ученых, живших в нем в разные годы.

Семья Павловых поселилась в академическом доме в 1918 году, и Иван Петрович прожил здесь 18 лет до дня своей кончины – 27 февраля 1936 года.

Первым директором и хранителем музея стала дочь Павлова – Вера Ивановна, жившая в этой квартире до своей смерти в 1964 году.

Здание, в котором находится музей И.П. Павлова, принадлежит Академии наук с петровских времен, представляет собой образец русского классицизма. Последняя перестройка проводилась в 1806-1808 гг. по проектам архитектора А.Д.

Захарова. Музей-квартира состоит из шести комнат, три из которых, представляют собой мемориальную экспозицию музея: кабинет-спальня, гостиная и столовая. Эти комнаты сохранили в оригинальном виде все детали убранства по сей день.

  1. Все объекты и предметы в музее позволяют прочувствовать атмосферу жизни учёного, а также ощутить дух эпохи и быта российской интеллигенции начала 20 века.
  2. СОСТАВ ФОНДОВ
  3. В квартире находятся подлинные фотографии, редчайшие книги, произведения русских художников, письма, коллекции насекомых, которые были скомплектованы самим Павловым, документы, рассказывающие о жизни русского физиолога, научные труды.
  4. В лекционном зале представлена научно-популярная экспозиция, рассказывающая о жизни и деятельности первого в России лауреата Нобелевской премии, его знаменитой физиологической школе.
  5. ПУБЛИКАЦИИ О МУЗЕЕ

Громова Л.И., Космачевская Э.А., Вовенко Е.П., Цветкова В.А. Музей-квартира академика И. П. Павлова. Буклет — путеводитель. 2004 г. 38 с.

Громова Л.И., Космачевская Э.А. «Живописная коллекция Ивана Петровича Павлова». Российский Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2009. №8 т. 95. с. 881-894.

Космачевская Э.А., Громова Л.И. «Коллекции И.П. Павлова в экспозиции его мемориальной квартиры». Вопросы естествознания и техники. 2009. № 3. с. 120-134.

Космачевская Э.А., Громова Л.И. Необычный юбилей в Музее-квартире академика И.П. Павлова. Природа, № 9, 2012. С.77-85.

Громова Л.И. Петербургский адрес И.П. Павлова//Музей. 2014. №10. С. 56-59.

Громова Л.И. Многогранная личность И.П. Павлова: к 65-летию Мемориальной квартиры академика И.П. Павлова в Санкт-Петербурге. // Ж. Развитие личности, №2, 2015 г., с.198-219.

БАЗЫ ДАННЫХ

Дом академика Павлова превращается в центр science art

Музей И.П. Павлова

Почти 70 лет музей физиолога Ивана Павлова, открытый в 1949 г. в Колтушах (Всеволожский район Ленинградской области), вел неприметную и не богатую событиями жизнь традиционной мемориальной экспозиции. Но в 2018 г. на свое развитие музей получил первый президентский грант – 4,8 млн руб. И жизнь в Колтушах начала меняться.

За новый облик, новые технологии и новые смыслы в музее, который сохранит свою мемориальную начинку, теперь отвечает куратор Ирина Актуганова.

Читайте также:  Санкт-Петербург-2003: юбилей города. Часть III

Она пригласила создать для него арт-объекты современных художников – Евгения Стрелкова, Людмилу Белову, Марину Алексееву, Бориса Шершенкова, Павла Игнатьева, группу «Куда бегут собаки».

Собирая команду, Актуганова неожиданно обнаружила, что Павлов и физиология интересуют самых разных и весьма далеких от этой науки людей. Например, Игнатьев, хоть и скульптор, написал либретто оперы, посвященной «Павловской сессии» 1950 г.

Издатель альманаха «Транслит», поэт и художник Павел Арсеньев, как выяснилось, пишет диссертацию о физиологии и футуристической поэзии. А психолог и популяризатор науки Дарья Розина занимается технологическим искусством и очень хочет создать для музея человеко-машинный интерфейс, чтобы посетители могли «взаимодействовать» с великими учеными прошлого.

/Музей И.П. Павлова

Первым результатом проекта стала постоянная выставка «Новая антропология», состоящая из 15 арт-объектов, расположившихся на первом этаже музея в нескольких залах, получивших названия лабораторий и посвященных тому или иному направлению исследований в области физиологии.

Так, в пространстве комнаты, в которую приводили собак, отобранных для экспериментов, перед переводом их в операционную или звуковую камеру, Белова создала сайт-специфик-инсталляцию «Ожидалка». В пространстве комнаты сохранились аутентичные отсеки, куда ставили собак.

Отсеки подсвечены светодиодной лентой, в каждом из них висит ошейник, а на полу стоит алюминиевая миска.

Тональность атмосфере задает установленный в центре зала металлический стол, на столешнице которого выгравирована цитата академика: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Но это переношу в интересах истины и пользы людям». Автор инсталляции включила в нее аудиоинтервью с сотрудниками Института физиологии РАН, которые в свое время работали с собаками. «Аудиоинсталляция звучит в зале постоянно: это звук льющейся воды, разговоры сотрудников, лай собак, шумы, – рассказывает Белова. – На одну из стен комнаты проецируется видео о «собаке Павлова», героиней которого стала собака Тина, принимавшая участие во многих экспериментах, которая и сегодня живет на территории Института физиологии».

Научный городок Института физиологии РАН был построен в Колтушах по инициативе основателя института академика Ивана Павлова. Ему принадлежала не только идея комплекса, расположенного примерно в часе езды от Петербурга, но и средства на его создание. В 1929 г.

правительство СССР выдало ученому премию в 100 000 руб. по случаю его 80-летнего юбилея. Эти деньги Павлов немедленно вложил в строительство научного городка, первый корпус которого был возведен в 1933 г., за три года до смерти физиолога.

Мемориальный музей Павлова открыли в 1949 г., приурочив его основание к столетию со дня рождения ученого.

Экспозиция разместилась в здании Старой лаборатории, где проводились, в частности, эксперименты на собаках и где жил сам академик, – для Павлова строился отдельный дом, но поселиться в нем он так и не успел.

Если «Ожидалка» ставит вопрос об этике в отношении к животным, участвующим в научных экспериментах, то в связанной с ней лаборатории «Творческая мастерская», где, как в кунсткамере, собраны многочисленные артефакты, найденные в здании старой лаборатории Павлова, речь идет о будущих взаимоотношениях человека и искусственного интеллекта. «Антагонизм технарей и гуманитариев, физиков и лириков, возникший в конце 1950-х, пройдя свои агрессивные фазы, оборачивается сейчас взаимной заинтересованностью и желанием совместного исследования мира, – говорит Белова. – Лаборатория-мастерская стала образом такого междисциплинарного процесса, в котором ученые вместе с программистом, художником и философом размышляют над актуальными проблемами. Через видеорамки на столах можно смотреть и слушать интервью сотрудников Института физиологии, философа Аллы Митрофановой, художника Виталия Пушницкого».

Эксперименты на собаках колтушские ученые больше не ставят, но фундаментальные и прикладные исследования, которые помогают животным, продолжаются. О современных изобретениях физиологов тоже рассказывает обновленный музей. Среди его экспонатов есть, например, «котоход» – так называется аппарат, с помощью которого можно восстановить навыки ходьбы у кошек с поврежденным спинным мозгом.

Аудио- и видеоарт стали одними из ключевых составляющих в обновленном музее. Эта линия будет продолжена и в «Школе Павлова», которая откроется в начале июня и станет продолжением «Новой антропологии».

Еще в 1970-е в Институте физиологии была сформирована киногруппа (она, кстати, существует до сих пор), которая документировала на кино- и фотопленку лабораторные эксперименты и жизнь института.

Этот архив будет использован в экспозиции – как в классической, так и в неортодоксальной подаче, например в форме видеомэппинга и квазиголографии, – как часть иммерсивных инсталляций.

/Музей И.П. Павлова

К лету мемориальные залы отремонтируют, а исторические экспонаты дополнят саунд-артом, видеоинсталляциями и арт-объектами. На эти цели пойдет еще один президентский грант, полученный музеем, – 7,2 млн руб. Проект софинансируют также Институт физиологии РАН и «Агентство 21», занимающееся музейным проектированием, которые совместно выделили музею в Колтушах около 3 млн руб.

Идея «Школы Павлова» – в оживлении мемориального пространства.

Например, накрытый к обеду стол в гостиной Павлова в мемориальной части дома экскурсанты будут осматривать под звуковое сопровождение, воссоздающее атмосферу обеда и приема гостей, а в кабинете физиолога установят кафедру и будут транслировать документальные кадры с выступлениями академика.

Участником процесса станет и сам Иван Павлов, точнее, его голографическое изображение. Над образом ученого работает художник Марина Алексеева.

«Для создания облика Павлова будут использованы его документальные съемки, с добавлением анимации, немного разбавляющей весельем серьезность его речи, ума и деятельности, – рассказывает Алексеева. – Фрагментов речи немного. И особенно интересны его рассуждения, касающиеся русского ума, высказанные им на лекции в Петербурге в 1918 г. Они очень критичны и правдивы по сей день, а своей жесткостью заставляют задуматься о том, кто мы».

Специально для гостиной дома-музея Алексеева вместе с видеохудожником Юрием Эликом, саунд-художником Игорем Поцукайло и инженером Дмитрием Бойко разрабатывают четыре иммерсивных сюжета, связанных с разными периодами истории института. Это будут мультимедийные мини-спектакли, в которых эпохи будут «переключаться» ручкой настройки на старой радиоле, с ее же помощью будут управляться звук, свет и проекции.

А скульптор Павел Игнатьев и композитор Дмитрий Шубин совместно с хором петербургского Музея звука готовят для «Школы Павлова» оперу-инсталляцию, в центре которой знаменитая «Павловская сессия» 1950 г.

– серия заседаний Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, в ходе которых идеи академика и деятельность его последователей подверглись критике, а часть исследований была заморожена.

Диалоги героев оперы состоят из фрагментов подлинных, документальных текстов стенограмм «Павловской сессии».

«Противостояние, случившееся на «Павловской сессии», было столкновением между прямыми учениками Павлова, многие из которых после смерти учителя стали ведущими учеными страны, – напоминает Игнатьев.

– На сессии под идеологическим давлением ученые должны были изобрести некое «фундаментальное и вечное безошибочное учение» и сформулировать признаки «лженауки». Плюс были личные, карьерные причины столкновения поколений. А если есть энергия антагонистов, это уже драма.

Дискуссия, больше похожая на травлю, происходила между личностями, профессорами, интеллектуалами. Есть стенограмма – это очень плотный, насыщенный текст, в котором обиды и раскаяние смешиваются с научной терминологией, а идеологическая тавтология используется наравне с апелляцией к логике и экспериментам.

Возникает не только многоголосие нескольких десятков ученых, но и столкновение различных языков, от обывательского до узкопрофессионального».

Шубин, много работающий с пространственным звуком и электроникой, называет «Павловскую сессию» акусматической оперой-инсталляцией: она рассчитана не на живое исполнение, а на прослушивание в специально созданном пространстве.

Отправной точкой для композитора послужила идея Пифагора об обучении из-за ширмы, необходимое для того, чтобы ученики не отвлекались от содержания «акусмат» (греч. – «изречений»). «В 1950-х французский композитор Пьер Шеффер ввел термин «акусматическая музыка». В широком смысле это музыка, источник которой скрыт от слушателя, – поясняет Шубин.

Читайте также:  Гид по фестивалю stereozima в санкт-петербурге

– Обычно такая музыка существует только в виде записи и воспроизводится при помощи громкоговорителей, без непосредственного участия исполнителей».

/Музей И.П. Павлова

Музей-квартира академика И. П. Павлова

Музей-квартира Павлова, первого отечественного лауреата престижной Нобелевской премии, открыта в старинном доме на Васильевском острове. В квартире ученого представлена выставка, рассказывающая о жизни и традициях его семьи. В экспозицию включены только подлинные предметы, принадлежащие Ивану Павловичу и его близким.

История

Жизнь и научная работа Павлова неразрывно связаны с Петербургом. Иван Павлович получил высшее образование в Петербургском университете, закончил Медико-хирургическую академию. После защиты докторской диссертации, занял место доцента, позже — главы кафедры физиологии.

Одновременно с работой на кафедре занимался научными изысканиями и руководил отделом физиологии Института экспериментальной медицины.

Главные труды Павлова связаны с изучением механизмов пищеварения, циркуляции крови, функционирования органов центральной нервной системы

В 1904 году работы Ивана Павловича в области физиологии получили мировое признание.

За свой вклад в развитие науки ученый:

  • получил Нобелевскую премию
  • стал действительным членом Российской Академии наук
  • занял место в составе престижного Лондонского королевского научного общества

В течение двух десятилетий, вплоть до своего ухода из жизни в 1936 году, Иван Петрович с семьей проживал в историческом доме, принадлежащем Академии наук. Инициатором создания мемориала стала жена ученого Серафима Васильевна.

Музей-квартира Павлова была открыта в 1949 году, 15 лет его хранителем была дочь ученого. В настоящее время мемориал официально находится в ведомстве Института физиологии имени И. П.

Павлова, штатные сотрудники которого проводят экскурсии и лекционные занятия.

Архитектура

Здание, в котором располагается музей, возведено в 1725 году по личному распоряжению Петра I специально для Академии наук.

Жителями апартаментов академического дома были выдающиеся деятели науки:

  • физик В. В. Петров
  • создатель электрического двигателя и телеграфа Б. С. Якоби
  • мыслитель, естествоиспытатель и основатель биогеохимии В. И. Вернадский

Памятные доски на фасаде здания хранят их имена.

Исторический дом за время своего существования несколько раз перестраивался. Окончательный классический образ, созданный в первых годах XIX века трудами архитектора А. Д.

Захарова, сохранился до наших дней. Фасады трехэтажного строения оформлены лаконично.

Архитектурный акцент — портик с четырьмя массивными колоннами, завершающийся декоративным перекрытием с фризом и широким балконом.

На втором этаже в квартире № 11 в подлинных интерьерах, хранящих память о талантливом физиологе находится музей-квартира Павлова.

Супруга и дочь академика, жившие здесь во время войны и блокады Ленинграда, сумели сохранить помимо основных предметов обстановки, те малоприметные элементы убранства, которые позволяют узнать о привычках, вкусах, увлечениях знаменитого хозяина дома.

Экспозиция

В трех жилых комнатах: спальне, гостином зале, столовой, полностью сохранена оригинальная обстановка, созданная при жизни академика.

В квартире есть зал, где выставлены фотографии и подлинные предметы семьи Павловых. Еще одна комната отведена под экспозицию, знакомящую с трудами гениального физиолога.

В ее стенах работники музея читают лекции ученикам старших классов и студентам высших учебных заведений.

В светлой, элегантной гостиной с большими окнами в обрамлении высоких зеркал, расположены:

  • оригинальный камин
  • старинный рояль немецкого производства
  • изящный мебельный гарнитур, выполненный искусными мастерами XIX столетия

Хозяин дома любил классическую и народную музыку. В отдельном шкафчике у рояля хранится коллекция нот и граммофонных пластинок с записью оперных арий и народных песен в исполнении Ф. И. Шаляпина.

Аристократичность и нарядность интерьеру придают живописные полотна на стенах. Коллекционирование картин русских живописцев, в большинстве своем передвижников, — самое страстное увлечение ученого в поздние годы жизни.

Украшением его собрания картин служат работы художников:

  • В. М. Васнецова
  • М. В. Нестерова
  • А. А. Рылова

В гостином зале, как и в столовой, есть иконы. Иван Петрович не был истово верующим, хотя в церковь в праздничные дни ходил, и перед молодым советским правительством ходатайствовал о прекращении разорения храмов. Наличие в доме икон — это, в большей степени, проявление уважения к религиозным взглядам жены.

К гостиной примыкает комната, пространство которой разграничено деревянными резными шкафами на две зоны: спальню и рабочий кабинет. В шкафах хранится часть библиотечной коллекции Павлова. Книжное собрание насчитывает более 3 тысяч экземпляров. Домашнюю библиотеку составляют тома полных собраний сочинений любимых авторов: Толстого, Шекспира и Пушкина.

Помимо классики, в коллекцию включены:

  • философские трактаты
  • исторические рассказы
  • книги по астрономии и зоологии
  • альбомы с репродукциями картин

Спальня хозяев дома оформлена просто: две кровати за ширмой, небольшие комоды, умывальник. Стена в изголовье кроватей украшена репродукциями картин с изображением Богородицы с младенцем.

Рабочее место дружной семьи обустроено двумя столами: массивным письменным столом с двумя тумбами Ивана Петровича и изящным столиком Серафимы Васильевны

На столе хозяина рядом со старинной настольной лампой установлены фотографии любимых людей и, сияющий чистотой, чернильный прибор. Академик ценил порядок. Современники отмечали в нем необыкновенную аккуратность, организованность и пунктуальность.

В столовой царственное место занимает огромный обеденный стол, за которым по праздникам собиралась большая компания близких, друзей и коллег. Стены уютной комнаты, сохранившие изначальную отделку под дерево, украшены часами и картинами. Изюминка обстановки — гарнитур из дуба, фасады которого оформлены затейливой резьбой.

В интерьере присутствует элемент, который говорит о еще одном большом увлечении физиолога, — это знаменитые коллекции насекомых, созданные его руками

Музейное собрание насчитывает более 1 тысячи единиц экспонатов. Многие вещи не вошли в экспозицию. Они бережно хранятся в фонде. Среди них есть интересные предметы:

  • старинные занавеси ручной работы
  • скатерть с автографами известных ученых
  • бронзовая посмертная маска академика

Цена билета и режим работы 2019

  • Полный – 200 рублей
  • Школьники, студенты, пенсионеры – 100 рублей

Время работы с 11:00 до 17:00. Музей-квартира Павлова работает каждый день, кроме субботы и воскресенья.

Официальный сайт

museum.infran.ru

Телефон

8  812-323-72-34

Экскурсии

Принять участие в экскурсии можно по предварительной записи. После подачи заявки формируется группа не более чем из 15 участников, и назначается время проведения. Цена обслуживания для обычной группы составляет 3 000 рублей, для посетителей льготной категории — 1 500 рублей.

Темы экскурсий:

  • библиографический рассказ о выдающемся российском физиологе
  • научно — познавательное повествование «Рефлекс цели» по определению ученого
  • знакомство с укладом жизни семьи академика
  • история жизни супруги «великого мужа»

Экскурсии и лекционные занятия проходят с 11:00 до 17:00.

Где находится

  • Адрес
  • 7-ая линия Васильевского острова, 2, квартира № 11
  • Метро
  • Василеостровская — 810 м
  • Адмиралтейская — 1,7 км

Как добраться

  • При выходе из Василеостровской станции метро необходимо повернуть направо, и вдоль 6-й и 7-й линии дойти до набережной.
  • Альтернативный маршрут начинается от Адмиралтейской. На 26 автобусе необходимо доехать до 8-й линии Васильевского острова и пройти вдоль набережной к началу 7 линии.

Академический трехэтажный дом на перекрестке набережной и линейной улицы легко узнать по массивному портику с колоннами.

Отзывы

Согласно отзывам посетителей в интернете оценка составляет 4,4 балла. И это отличный результат для музея, посещение которого возможно только по бронированию. У посетителей, побывавших на экскурсии в составе группы только одно сожаление — запрещается фотографировать.

Имя академика широко известно в нашей стране и за рубежом, поэтому его мемориальная квартира неизменно привлекает интерес российских и иностранных туристов. Просмотр экспозиции в подлинных интерьерах, знакомство с биографией и трудами гениального ученого, созерцание его великолепных коллекций — это составляющие поистине познавательной и эстетически приятной экскурсии.

Читайте также:  Музей бабочек – волшебная сказка посреди шумного города

Музей-квартира И.П. Павлова в Санкт-Петерубрге

После ухода из жизни И.П. Павлова в 1936 году, его жена Серафима Васильевна решает создать мемориальный музей-квартиру. Его открытие состоялось в 1949 году, и было приурочено к столетию со дня рождения великого физиолога. Половина жилища, три комнаты из шести, переданы под постоянную экспозицию.

Дочь Ивана Петровича, Вера Ивановна, стала первым хранителем музея. Интерьер комнат остался таким, каким был при жизни И.П. Павлова. Вдове и дочери ученого удалось сберечь все детали убранства, несмотря на военное время и блокаду Ленинграда. Полностью неизменная обстановка хранит память о выдающемся ученном. Каждая вещь – это рассказ о нраве хозяина, его склонностях и увлечениях. 

О чем говорят вещи?

Здание, в котором расположился музей, с 1725 года было передано Академии наук. Оно славилось своими квартирантами, за что было прозвано «домом академиков». Интерьер квартиры характерен для интеллигента конца 19 начала 20 века со средним достатком. 

Наиболее богато обставлена гостиная: камин, рояль, мебель из красного дерева, бронзовая люстра. И.П. Павлов был увлеченным коллекционером. В живописи он отдавал предпочтения красочным полотнам русских художников. Стены зала украшают полотна:

  • В.М.Васнецова;
  • А.А.Рылова;
  • Н.Н.Дубовского;
  • М.В.Нестерова.

К гостиной примыкает кабинет и спальня. Они разделены тяжелыми дубовыми шкафами, хранящими личную библиотеку И.П. Павлова. Она насчитывает около 3 тысяч книг. Центр комнаты занимает рабочий стол ученного. Иван Петрович ценил аккуратность и пунктуальность, был очень организованным человеком, о чем свидетельствует идеальный порядок на столе. 

В спальне скромная обстановка: две кровати, наливной умывальник, комоды, прикроватная тумба, репродукции живописцев. В столовой музея-квартиры И.П. Павлова можно увидеть еще одно увлечение ученого – коллекцию насекомых. Энтомология занимала физиолога с юных лет и до старости. 

С бабочками соседствуют иконы. И.П. Павлов произошел из семьи священнослужителя. Он закончил семинарию, но не был верующим человеком. «Моя вера — это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки» — говорил он. Образы принадлежали хозяйке, Серафиме Васильевне.

В лекционном зале музея проводятся семинары. Студентам, школьникам и посетителям рассказывают о научном становлении И.П. Павлова, его открытиях в области физиологии пищеварения и высшей нервной деятельности животных и человека. 

Отношение к личности И.П. Павлова неоднозначное. Его эксперименты с использованием подопытных собак опережали время.

Павлов глубоко сожалел о жертве, которую приносят животные ради науки и спасения человеческой жизни. Перед смертью ученный настаивал на создании «Памятника собаке».

В 1949 он был установлен в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове в парке Института экспериментальной медицины Российской Академии медицинских наук.

Музей-квартира Павлова

Здание, в котором находится Музей-квартира Павлова, было построено по приказу Петра I и передано под нужды Академии наук России в 1725 г. В 1806-1808 годах зодчие А. Бежанов и А.

Захаров перестроили его в стиле классицизма. В свое время здесь работали выдающиеся академики: А. Ферсман, В. Петров, А. О. Ковалевский, физик Б. Якоби и др.

Эти имена навечно запечатлены на мемориальных досках, вывешенных на фасадах музея.

Музей находится в шестикомнатной квартире № 11, где жила семья ученого. В квартире все сохранено в подлинном виде. Посетители гостиной видят оригинальный камин, мебель XIX века из красного дерева, рояль «Беккер», бронзовую люстру. Гости могут узнать больше о научной деятельности и личном пространстве знаменитого ученого.

В столовой демонстрируется ценная коллекция жуков и бабочек, которую собирал великий физиолог. Сохранился резной дубовый гарнитур, который до сих пор поражает своей красотой, на стене висят часы «Павел Буре». Семья отличалась гостеприимством — на праздники дом был полон коллег, близких, друзей. В этой столовой бывали физик Нильс Бор, американские физиологи У. Кеннон и У. Гент.

Все разработки и научные исследования академик проводил в кабинете, где сохранится старинный двухтумбовый стол, настольная лампа, чернильный прибор, фотографии семьи. Рядом с его рабочим столом — небольшой столик супруги.

Ученый был большой педант — его страсть к аккуратности видна до сих пор – идеальный порядок царит в комнатах как при его жизни, так и после кончины. В спальне стоят кровати из железа компании «Сен Галли», зеленая ширма отгораживает умывальник и комоды. На стене висят репродукции картин, на которых изображена мадонна с младенцем.

Жена ученого была религиозна, о его отношении к религии говорит тот факт, что после революции он просил руководящий состав страны не разрушать церкви.

Иван Петрович умер в возрасте 87 лет в 1936 г. После него осталось большое научное наследие, которое вошло в фонд Академии наук. Инициатором создания мемориальной квартиры-музея выступила вдова великого физиолога — Серафима Васильевна. Реализации планов по его созданию помешала война, и экспозиция была открыта к 100-летнему юбилею со дня рождения ученого — в 1949 г.

Павлов прожил в доме восемнадцать лет, на протяжении которых собрал уникальную коллекцию картин русских художников-передвижников. В квартире выставлены оригинальные полотна В. Васнецова, А. Рылова, М. Нестерова и др.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Билеты, цены, услуги

[1] При VIP обслуживании льготы на входную плату и экскурсионное обслуживание не распространяются

       на экспозиции «И.П. Павлов — уроженец  земли рязанской», «И.П. Павлов – гражданин мира»

детям дошкольного возраста;

лицам до 18 лет (первая и последняя среда каждого месяца (при предъявлении документа, подтверждающего возраст посетителя), согласно постановлению Правительства РФ от 12.11.1999 № 1242 «О порядке бесплатного посещения музеев, лицами, не достигшими 18 лет»); 1 воспитатель/преподаватель, сопровождающий группу лиц

  • в составе до 10 человек, включительно, не достигших 18 лет, при наличии официального письма от учебного учреждения, направившего указанных лиц;
  • студентам ССУЗов и ВУЗов первая и последняя среда каждого месяца (при предъявлении студенческого/военного билета);

многодетным семьям (согласно указу Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» при предъявлении подтверждающего документа);

  1. музейным работникам (при предъявлении служебного удостоверения);
  2. инвалидам; 1 лицу, сопровождающему инвалида;
  3. участникам ВОВ и локальных войн (при наличии подтверждающего документа и документа удостоверяющего личность);
  4. военнослужащим срочной службы (при наличии подтверждающего документа и документа удостоверяющего личность);
  5. воспитанникам детских домов и интернатов в возрасте до 18 лет (по предварительной заявке учреждения, оформленной на официальном бланке); 
  6. престарелым гражданам, находящимся в домах-интернатах (по предварительной заявке учреждения, оформленной на официальном бланке).

Входная плата взимается с каждого посетителя.Цена экскурсионного обслуживания установлена для группы до 10 человек, включительно.  Экскурсионное обслуживание является дополнительной услугой и оплачивается независимо от входной платы на экспозицию. Экскурсионное обслуживание по экспозициям «И.П. Павлов — уроженец земли рязанской», и «И.П. Павлов — гражданин мира»  возможно с использованием аудиогидов. Стоимость услуги —  200 рублей с группы до 10 человек (включительно). Аудиогиды можно слушать как с использованием наушников (подходят наушники от любых гаджетов, либо можно воспользоваться наушниками, предоставляемыми в аренду на кассе музея (бесплатно); доступно подключение к одному устройству двух пар наушников), так и через динамик.Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо обратиться на кассу музея, оставив при этом в залог документ, удостоверяющий личность (на время использования аудиогида).

Обращаем Ваше внимание на то, что в выходные дни и дни проведения массовых мероприятий необходима предварительная запись на экскурсию в связи с высоким спросом. Прейскурант утвержден 12.02.2020 г.

Оцените статью
Мой Город - Петербург