Первые ассамблеи в Санкт-Петербурге

Это «застоявшееся болото» и решил разбередить молодой царь Петр, когда стал единовластным монархом. С молодых лет он привык отдыхать в Кукуе (немецкой слободе), где пристрастился к танцам и относительно вольным взаимоотношениям с дамами, которые чувствовали себя на танцевальных вечерах и застольях вполне непринужденно.

Еще в московский период своего царствования Петр, вернувшийся из заграничной поездки, стал устраивать «светские собрания», на которые приглашались не только бояре и дворяне, но и их жены с дочерьми.

Необходимость одеваться в европейские платья и выводить женщин в свет боярство встретило с выраженным сопротивлением.

Чуть ли не за доблесть считалось найти причину и уклониться от посещения собраний, хотя за это Петр грозил суровыми карами, хотя обычно ограничивался устными внушениями, но попавшихся под горячую руку мог и поколотить.

Когда внешнее положение страны стало стабильным, столица, а с ней и сановники, перебралась в Петербург, Петр вернулся к идее проведения светских собраний, на которых бояре, дворяне и богатое купечество могли бы не только веселиться, но и общаться в непринужденной обстановке. Чтобы придать нововведению необратимый характер, царь в 1718 году издал специальный указ, в котором определил порядок проведения ассамблей.

Само слово «ассамблея» для России было новым, и царь в указе его даже прокомментировал, определив, что означает оно собрание или съезд в каком-то доме «не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава…».

Начинались ассамблеи обычно в 4−5 часов пополудни, а заканчивались примерно в 10 часов вечера. От хозяина не требовалось встречать гостей, которые вольны были приходить в любое время, лишь бы укладывались в отведенный временной промежуток. Обязанности угощать гостей тоже не было, можно было предложить гостям ужин, а можно было ограничиться и одними прохладительными напитками.

Единственно, что требовалось неукоснительно, обеспечить место для танцев и пригласить музыкантов, а для нетанцующих подготовить столы с шахматами, шашками, трубками и табаком. Азартных игр на своих ассамблеях Петр не позволял.

Естественно, что старшее поколение сановников танцевать не умело. Вынужденные участвовать в танцах, они выделывали такие неуклюжие, но забавные коленца, что вызывали смех.

Тех же, кто во время танца падал, царь обязывал выпить штрафной кубок, «чтобы ноги веселей ходили».

А падали поневоле: тесные европейские одежды, высокие каблуки, а у дам еще корсеты и юбки с фижмами с непривычки чрезвычайно стесняли движения.

О женских платьях разговор особый, чего только стоили одни «срамные» декольте, на которые старые бояре смотреть без содрогания не могли. Вспомните фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в нем многие моменты подмечены очень точно, хотя и не без утрирования.

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность.

Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы.

Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Зачастую ассамблеи заканчивались попойками, как и многие увеселения Петра, но это только придавало им веселости.

Для веселья на ассамблеях устраивали различные шутки, зачастую вульгарные и даже жестокие, практиковались и выступления шутов, тоже не отличавшиеся изысканностью.

Но это было веяние времени, грубые нравы в России изживались с трудом и какое-то время соседствовали с европейской утонченностью.

Со временем петровские ассамблеи превратились в светские балы, из них ушли грубые выходки, но и веселья поубавилось. Даме уже можно было прилюдно целовать только ручку. Да и посещать балы могли только избранные.

В XIX на отдельные императорские и великосветские балы купечество и богатые мещане еще допускались, но без права танцев и посещения застолья.

Для них даже устраивались специальные места в стороне от танцующих, откуда можно было наблюдать за происходящим.

В наше время снова можно увидеть петровские ассамблеи, но это уже всего лишь театрализованные представления, как, например, в Переславле-Залесском в зале «Ротонда», который в свое время местные дворяне построили для проведения торжественных мероприятий в память Петра I.

Первые ассамблеи в Санкт-Петербурге

В ноябре 1718 года  генерал — полицмейстер  Петербурга Антон Девиер  объявил волю Петра об учреждении ассамблей.

В «Указе об ассамблеях» говорилось:  «Ассамблеи — слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть,  и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава». Надо отметить, что 1718 год стал лишь официальной датой введения ассамблей, на самом же деле они  устраивались в Петербурге значительно раньше.  

Петр сам составил своеобразную инструкцию проведения  ассамблей и поведения  на них. На праздники приглашались все знатные люди Петербурга, а также гости, русские и иностранные. Главное для  России новшество состояло в том, что на ассамблеи полагалось  приходить вместе с  женами  и взрослыми детьми.

Хозяин и хозяйка того дома, где проходила очередная ассамблея, должны были  подготовить  помещения,  напитки, сладости, столы для игры в шашки и шахматы: всем было известно, что Петр отлично  играл в шахматы и всегда старался найти партнеров среди гостей. Спиртных напитков на ассамблеях не употребляли.

По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка.  Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать,  вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы.

Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины  сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению.

Скованности добавляло и то, что  многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях.

   Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они «так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам  в тонкости обращения и светскости, а иногда  в некоторых отношениях  даже имеют перед ними преимущество».

В холодное время года ассамблеи по очереди принимали все важные петербургские вельможи. Летом же  сам царь часто устраивал приемы в Летнем саду. Начинались ассамблеи обычно  в четыре-пять часов  дня  и заканчивались в десять вечера. 

Летние  приемы часто устраивались в честь какого-нибудь события государственной важности, и тогда   праздник завершался прекрасным фейерверком. 

Проведение ассамблей стало, по замыслу царя, настоящей школой светских манер, даже  светского образа жизни. Для молодых людей была издана книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению», которая излагала правила поведения в обществе.

Книга пользовалась в Петербурге большой популярностью, и уже при жизни Петра переиздавалась три раза. Традиция ассамблей продолжились и после смерти Петра I.

Они  стали предшественниками  великолепных балов,  которыми славилась российская столица в 18 и 19 веках.

Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1.  Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.

2. Павленко Н.И. Петр Великий.- М., 1994

Средний бал: как русские научились веселиться по-европейски

8 декабря 1718 года в особняке одного из «птенцов гнезда Петрова», генерала графа Ивана Бутурлина на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга состоялась первая в истории России ассамблея, от которой ведет свое родословие русская бальная культура. «Известия» не могли пройти мимо такого выдающегося события.

Родом из Франции

Считается, что первый засвидетельствованный документально публичный бал состоялся в 1385 году в Париже в честь бракосочетания Карла IV и Изабеллы Баварской.

Молодожены были счастливы, еще не ведая, что супруг войдет в историю под весьма нелицеприятным прозвищем Безумный. Впрочем, в целом танцы тогда считались развлечением низким, идущим от народных карнавалов, недостойных внимания высшего общества.

Ситуация стала меняться в эпоху Возрождения, а в авангарде, как тогда часто бывало, выступали итальянские города.

сommons.wikimedia.org

Встреча Карла VI и Изабеллы Баварской. «Хроники Фруассара»

В конце XVI — начале XVII века, во времена Марии Медичи и Генриха IV, танец как развлечение знати начал завоевывать популярность во Франции.

В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что королева-итальянка и ее окружение привезли во Францию традицию тосканских маскарадов, благодаря которой аристократы могли скрывать свои лица и вести себя более раскованно. При Людовике XIII — сыне Марии и Генриха — балы стали любимым развлечением двора.

Окончательно же каноны придворного бала как главной формы великосветского раута были сформулированы уже при «короле-солнце» Людовике XIV — кстати, старшем современнике Петра.

На Руси первые попытки ввести в придворный этикет балы предпринимались при Лжедмитрии I. Юная Мария Мнишек и ее польская свита пытались навязать эту забаву, но русскими придворными идея принята не была.

А после воцарения Романовых с их патриархальными боярскими традициями о балах даже не вспоминали.

Уважающие себя люди могли в лучшем случае смотреть на пляшущих скоморохов, но участие в таких игрищах считалось неприличным.

Впрочем, запрета на собрания с танцами тоже не было, поэтому прибывавшие в нашу страну иностранцы имели возможность поддерживать принятые на их родине традиции.

Радовали они себя танцами и в Немецкой слободе на Яузе, или на Кукуе, где частым гостем бывал молодой царевич Петр Алексеевич.

Там будущий государь и познакомился с обычаем вечерних общественных собраний, на которых люди одного круга имели возможность общаться, играть в шахматы и шашки, выпивать и, конечно, танцевать.

Наверное, в этой форме времяпровождения было больше от собраний торговых или мануфактурных гильдий протестантских городов европейского Севера, нежели от великосветских балов французского двора, но Петру они понравились своей душевностью и раскрепощенностью. Хотя само слово assemblée французского происхождения и переводится как «собрание».

Известно, что в 1717 году Петр Алексеевич побывал во Франции. Он минимум времени уделил переговорам с коллегой-монархом Людовиком XV (тому было всего семь лет) и его двором, зато много общался с учеными, художниками, знаменитыми мастерами.

Царь побывал в типографии, на гобеленовой фабрике, в опере, на заседании суда, в Академии наук и т.д. Свобода и возможность равного общения с интересными ему людьми вызвали восторг монарха.

Потом он отправился на воды в Спа, где месяц лечился и предавался интересным встречам.

«Не только для забавы, но и для дела»

По возвращении государь решил, что раз русское общество само не хочет общаться на манер европейского, нужно его подтолкнуть.

Читайте также:  Летний дворец Петра I и Летний сад

Стоит отметить, что ранее в письменных источниках появлялись минимум три упоминания об ассамблеях, которые устраивали придворные государя, но русская аристократия не восприняла это как руководство к действию — во всяком случае, традицией такие собрания не стали. И тогда появился закон об ассамблеях, подписанный 26 ноября 1718 года.

До публики его довел первый генерал-полицеймейстер Санкт-Петербурга, между прочим, генерал-адъютант, Антон Мануилович Девиер. Его ведомство распространило в столице указ «О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут». Вот полный текст этого документа с правилами собраний:

«Полное собрание законов Российской империи», том V стр. 597 № 3246

«Ассамблеи слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное, в котором доме собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга увидеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай войдет.

  • 1) В котором дому имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда всякому вольно придтить, как мужескому полу, так и женскому.
  • 2) Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
  • 3) Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать, и не точию вышеписанное не повинен чинить, но хотя и дома не случится оного, нет ничего; но только повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье употребляемое, в жажду, кто попросит, игры на столах, употребляемые.
  • 4) Часы не определяются, в которым быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть сколько кто похочет и отъехать волен, когда хочет.
  • 5) Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать, также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь да не дерзает под штрафом великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно.
  • 6) Определяется, каким чинам на оные ассамблеи ходить, а именно: с высших чинов до обер-офицеров и дворян, также знатным купцам и начальным мастеровым людям, также и знатным приказным, тож разумеется и о женском поле, их женам и детям.
  • 7) Лакеям или служителям в те апартаменты не входить, но быть в сенях или где хозяин определит; также в австерии когда и в прочих местах будут балы или банкет, также не вольно вышеписанным служителям в те апартаменты входить, кроме вышеозначенных мест».

Первым на новую затею Петра отозвался Иван Иванович Бутурлин — тогда генерал-лейтенант, а позже генерал-аншеф, командир Преображенского полка, один из ближайших к царю людей. Он был с государем во Франции и, возможно, лучше других понимал, чего именно хочет Петр.

Не исключено, что они обсуждали нечто подобное, а может быть, царь лично попросил Ивана Ивановича положить почин. Этого мы уже не узнаем.

Но достоверно известно, что 8 декабря в доме Бутурлина на Большой Дворянской (ныне Куйбышева) состоялась первая ассамблея, положившая начало традиции общественных собраний и балов.

Петр всегда любил веселье и шумные компании. По молодости бывал и первым в застольных подвигах. Порой такие мероприятия приобретали характер совершенной вакханалии, вроде «Сумасброднейшего Всешутейского и Всепьянейшего собора».

Когда государь отравился во Францию, ему было уже 45, и выдерживать былые алкогольные нагрузки становилось всё труднее. Но любовь к общению и любознательность не покидали Петра, не случайно в Париже его «можно было встретить повсюду, где представлялась возможность извлечь пользу из увиденного и услышанного».

Возможно, именно изменением отношения к праздникам у самого царя и объясняется его желание приобщить подданных к культурным мероприятиям, где общение имело более сдержанный, даже интеллектуальный характер, а веселье приобретало воспитательное значение.

Без сомнения, понимал Петр и значение ассамблей в общественных преобразованиях, ставивших целью приобщать подданных к новым моделям жизни.

В старой русской традиции тоже было принято общение — люди ходили в гости, устраивали «званые пиры». Но отношения строились один на один, максимум — в небольшой компании равных по статусу.

Первичны были богатый стол и питье, хозяин старался угодить гостям обильными и изысканными кушаньями, заодно кулуарно решались важные проблемы.

Ассамблеи же смещали приоритеты — еда была необязательна или второстепенна, общение проходило в широком кругу, на первый план входили танцы, игра в шахматы и шашки, непринужденные беседы. Людей не приглашали специально, они обязаны были приходить сами.

Это в корне меняло социокультурную модель поведения русской аристократии, расширяло границы высшего общества, перечеркивало родовую иерархию. Человек на ассамблее был интересен не знатным происхождением и рангом, а личными способностями и умением общаться.

Очень точно охарактеризовал ассамблеи великий русский историк Василий Осипович Ключевский: «Это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению».

Королевы ассамблей

В ассамблеях обязательно принимали участие женщины, что для традиционного русского аристократического общества было совершенно необычно. Причем делалось это насильственно — идя «в ассамблею», муж должен был взять жену и взрослых дочерей.

За попытку «спрятать» своих женщин могло последовать наказание, за этим следило ведомство генерал-полицмейстера. Исключение делалось лишь в тех случаях, когда устраивающий прием хозяин был холост — в этом случае мужчины являлись в одиночестве, а танцы исключались из программы вечера.

Но подобные «мальчишники» случались довольно редко.

 rosimperija.info

Картина К. Лебедева «Ассамблея при дворе Петра I»

Дамы должны были демонстрировать изысканные наряды и манеры, участвовать в беседах, в том числе на иностранных языках, и, конечно, изящно танцевать.

Сегодня это кажется естественным, но тогда подобное поведение в корне меняло семейные принципы — выходить «в свет» до замужества в допетровской Руси считалось недопустимой распущенностью, теперь же знакомства молодых людей и даже легкий флирт выносились в общественную плоскость. Традицией стал выбор «королевы бала», которой хозяин дарил живую розу.

В конце вечера она передавала ее тому, кто станет хозяином следующей ассамблеи. Существовали и особые знаки внимания, с помощью которых молодые люди могли, не нарушая этикета, выразить свою благосклонность.

Первые ассамблеи проводились в столице, но довольно быстро они распространились по всем городам и губерниям. Так, в 1721 году по случаю подписания Ништадского мира в Москве ассамблеи шли от Рождества до Великого поста.

Места проведения были расписаны загодя — начинали у Ромодановского, затем гостей принимал Меншиков и т.д. Интересно, что в Первопрестольной к организации ассамблей подключились даже священнослужители — первым из них организовал светский раут настоятель Донского монастыря.

Правда, сделано это было скорее не по доброй воле, а по прямому указанию государя.

Царские «каприоли»

Государь и его приближенные старались показать пример свободного и раскрепощенного общения. Петр неплохо танцевал и часто начинал эту часть вечера. Сохранилось описание одной из ассамблей лета 1721 году, составленное свидетелем событий Фридрихом Вильгельмом Берхгольцем, который состоял в свите герцога голштинского Карла-Фридриха:

Берхгольц Ф.В. «Дневник каммер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого, 1721–1725 годы». Часть I, Стр 148

«Около девяти часов, когда вынесли вон столы, уставленные сластями, начались танцы в той же галерее, где танцевали в день празднования коронации. Его величество царь с царицею, его высочество со старшею принцессою и князь Меншиков с младшею открыли бал немецким танцем, после которого его высочество танцевал со старшею принцессою менуэт.

Потом танцевали: она же с генералом Ягужинским, младшая принцесса сперва с ним, потом с его высочеством, его высочество с одною из дам, и так как общество было многочисленно, то танцы продолжались до двенадцатого часа ночи.

Но его величество царь тотчас после первого танца (то есть первого менуэта, который его высочество танцевал с старшею принцессою) удалился к мужчинам».

Постепенно сложились правила и последовательность танцев. Сначала шли церемониальные полонез и менуэт, в которых танцующие принимали изящно-возвышенные позы, исполняли поклоны и реверансы, стоя напротив друг друга или шествуя в парах.

Важен был рисунок передвижений и грациозность. Часто по ходу танцующие менялись партнерами. Это было своего рода знакомство и приветствие, иногда полонез называли «ходячим разговором», а длиться он мог более получаса.

После этого шли более веселые англезы, алеманы, котильоны.

Когда гости входили во вкус, начинались танцы-игры, в которых исполнители должны были проявить изобретательность и умение быстро разучивать новые движения. Во главе веселых шуточных танцев нередко шел сам Петр I. Вот как это описывал эти царские развлечения Берхгольц: «После нескольких часов танцевания император начал со всеми стариками один танец…

Их было 8 или 9 пар… Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики сначала путались и танец поэтому всякий раз должно было начинать снова, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро, и затем, протанцевав им его, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан.

Тогда дело пошло отлично на лад».

В глазах очевидцев ассамблеи были настоящими балами, о чем и пишет один из самых известных мемуаристов эпохи Петра. И после смерти императора эта традиция не ушла из жизни русского общества, а задержались в нем как минимум на два столетия.

Бальная культура переживала времена расцвета и стагнации, но она существовала в императорской России как неотъемлемая часть жизни высших классов общества. Сегодня то, что три сотни лет назад начал Петр Великий, переживает второе рождение.

История. Термины. Ассамблеи

  • Ассамблеи.
  • 25 ноября 1718 года – Петр I издал указ об учреждении ассамблей.
  • Что такое ассамблеи?
  • Ассамблеи – это вид досуга для всех сословий, кроме холопов и крестьян.
  • Причины учреждения ассамблей.
  • Стремление следовать западным традициям в проведении досуга.
  • Введение новых форм досуга.

 Особенности ассамблей.

  • Первые было разрешено участвовать в светских мероприятиях женщинам.
  • На ассамблеях отдыхали: танцевали, беседовали, играли в шахматы или карты, курили, танцевали и распивать спиртное.
  • Часто здесь проходили деловые переговоры по вопросам внешней и внутренней политики.
  • Проходили ассамблеи в домах (часто настоящих дворцах) знати, а в летнее время – в Летнем саду Санкт-Петербурга.
  1.  Указ Петра I «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем».
  2. В данном указе содержались требования, которые необходимо было соблюдать на ассамблеях.
  3. Вот некоторые из них.
  4.  «Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:
  • Мыту старательно, без пропускания оных мест.
  • Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.
  • Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.
  • Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.
  • В освещённом зале возникнув вдруг — духом не падай, телом не дубей, напротив, — округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.
  • В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.
  • Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.
  • Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут — пить сидя. Лежащему не подносить — дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.
  • Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.
  • Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.
  • Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.
  • Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка — они и это примечают. Hе сомневайся — таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.
  • Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.
  • Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай — ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.
  • Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.
  • Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся — услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней. За сим, с Богом, вперёд !!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.
  • Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён.

Читайте также:  Ревизорро в санкт-петербурге: где была елена летучая

Как воспринимали ассамблеи в обществе?

  • Бояре восприняли с недоверием, настороженностью. Особенно их смущало присутствие женщин.
  • Но не пойти на ассамблею не получалось: за этим следил Ягужинский.
  • Молодёжь же восприняла всё проще и с удовольствием.

Со временем ассамблеи начали проводить и в Москве.

Первая была проведена у князя Ромодановского, а вторая – у А.Д. Меншикова. Московское общество оказалось ещё более консервативным, ассамблеи вводились приказным порядком.

  • Известен факт, что даже в монастырях Пётр I велел проводить ассамблеи с 1723 г.
  • Первая ассамблея состоялась 29 декабря 1723 года у архимандрита Донского монастыря.
  • После Петра I ассамблеи постепенно перестали проводиться.
  • На их смену пришли балы, но уже для представителей только высшего общества.
  • Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Петровские ассамблеи

В 1720-х годах Рождество и Новый год отмечали в новой резиденции монарха в Зимнем дворце в Петербурге. Неотъемлемой частью придворных праздничных церемоний, в начале XVIII века называвшихся ассамблеями, стали увеселения в царском дворце, включавшие танцы и светские беседы.

Хлебовский С. Ассамблея при Петре I1858. Русский музейХлебовский С. Ассамблея при Петре I1858. Русский музей

Указ об ассамблеях, вышедший 26 ноября 1718 года, гласил: «Ассамблеи слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать вольное, в котором доме собрание делается не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается». «Вольные собрания» устраивались в зимний сезон регулярно в различных дворцах Петербурга, но самые многолюдные и пышные приурочивали к праздникам – Новому году, Крещению и Масленице. Необычной особенностью нового светского увеселения был состав гостей: помимо высших придворных и военных чинов, туда звали купечество, даже мастеровых и корабельных шкиперов (капитанов), и всех обязательно с женами и дочерьми. Указ 1718 года предписывал хозяину дома гостей «не встречать, не потчевать, а гости вольно сидят и при виде начальства и даже царя не вскакивают».

Чаще всего ассамблеи происходили во дворце А.Д.

Меншикова – генерал-губернатора Петербурга, обладателя каменного «палаццо», в роскошных залах которого гости танцевали, беседовали, курили трубки и играли в шашки и шахматы.

Застолья в доме губернатора славились обилием блюд и разнообразием напитков – в столице говорили, что у него кормили лучше, чем во дворце тайного советника П.А. Толстого или у генерал-адмирала Ф.М. Апраксина.

Меншиковский дворец. СПбГУМеншиковский дворец. СПбГУ

Танцы под музыку полковых оркестров были обязательной частью «вольных собраний». Знатные вельможи в годах воспринимали «европейские пляски» как повинность, да и непринужденность светских манер давалась им с трудом. Голштинский посланник камер-юнкер Ф.В.

Берхгольц отмечал: «Когда не танцуют – все сидят как немые и только смотрят друг на друга». Но Петр I и указами, и личным примером стремился заставить свое окружение веселиться от души, он посещал каждую ассамблею и иногда лично распоряжался танцами.

В этот период в дворянских семьях появляются учителя танцев и светского этикета, которые учили молодежь «правилам учтивости кумплиментам». Дамам удавалось достичь значительных успехов, Ф.В. Берхгольц писал о них: «Нельзя выразить, до какой степени они любят танцы, русские дамы мало уступают немкам и француженкам в обращении и светскости».

В.Ф. Тимм Ассамблея в Петербурге. Литография. Россия, 1861. Бумага; тоновая литография. Музеи Московского КремляВ.Ф. Тимм Ассамблея в Петербурге. Литография. Россия, 1861. Бумага; тоновая литография. Музеи Московского Кремля

На ассамблеях исполняли несложный контрданс, церемонный менуэт, игривый гроссфатер, шуточный кеттентанц. Последний, его назвали также «танец-прогулка», требовал хореографических навыков и смелости: самый искусный танцор возглавлял цепочку из дам и кавалеров, и, придумывая на ходу новые па, вел их за собой по всем залам и комнатам, в подвал и на чердак, пока участники не падали от усталости.

В праздничный день – на Новый год или на Крещение, «вольное собрание» завершалось фейерверком. «Огненной потехой», как и новогодней иллюминацией, любовались все горожане – в первые дни января улицы освещались самодельными кострами, а внутри домов богатые жители зажигали свечи и плошки, которые, по требованию властей, горели всю ночь.

Г.А. Качалов (по рисунку Ф. Градацци). Изображение фейерверка в Петербурге перед Зимним дворцом на новый 1758 год. Санкт-Петербург, 1758 Бумага; офорт. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургГ.А. Качалов (по рисунку Ф. Градацци). Изображение фейерверка в Петербурге перед Зимним дворцом на новый 1758 год. Санкт-Петербург, 1758 Бумага; офорт. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В следующем лонгриде расскажем о праздновании Нового года в России во времена наследников Петра Великого.

Представлен фрагмент из книги историка и автора популярных музейных изданий Юлии Уваровой «Рождество и Новый год в России XVI-XX веков». Приобрести издание можно на платформе Museum+Marketplace

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.. Ассамблея Петра Первого – празднование, введённое Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718. — презентация

1 Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

2

3 Ассамблея Петра Первого – празднование, введённое Петром в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года. Идея ассамблей была заимствована из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Проводились во все времена года: летом – на открытом воздухе.

В программу ассамблей входили: еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблеи был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра ассамблеи преобразовались в балы.

4

5

6 Выходили царские указы носить верхнее платье по французскому, саксонскому и венгерскому образцам ( первый указ вышел в 1700 году). За торговлю русским платьем и ношение русской одежды приходилось платить штраф. Женщинам было велено носить немецкие платья, юбки, шляпы и башмаки. В мужской одежде появились короткие кафтаны и камзолы.

Обувались в ботфорты или башмаки с чулками до колен, носили напудренные парики и шпаги. У самого Петра было всего два парадных кафтана. Обычно он носил мундир капитана – бомбардира Преображенского полка или простой кафтан тёмного цвета.

В карманах можно было найти записную книжку и готовальню с чертёжными инструментами, простой набор инструментов хирургических и коробочку с иглой и нитками.

  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12 Гулянья в Летнем саду.
  • 13
  • 14
  • 15

16 Летний сад на левом берегу Невы был разведён по указу Петра Первого в 1711 году «в голландском вкусе» на манер регулярных садов в странах Западной Европы. План сада принадлежал самому царю.

17 В средней части аллеи стояла статуя Венеры. На центральной части аллеи было две площадки с фонтанами.

Слева от аллей располагался огромный птичник, где жили орлы, чёрные аисты, попугаи, фазаны и другие редкие птицы. В зверинце содержались медведи, волки, шакал, олень, чернобурая лисица, ёж и другие животные.

Травоядные животные свободно гуляли по парку. Горная антилопа (серна) ела из рук, прыгала в обруч и очень любила музыку.

  1. 18
  2. 19
  3. 20
  4. 21
  5. 22
  6. 23
  7. 24
  8. 25
  9. 26
  10. 27
  11. 28 Напротив птичника находился мраморный фонтан – водопад с позолоченными сосудами, а за ним оранжереи и голубятня с египетскими голубями.

29 Гулянья в Летнем саду проходили в тёплое время года почти каждую неделю. На них обязаны были являться жители высшего и среднего сословий. В дни гуляний на одном из бастионов Петропавловской крепости выставлялся императорский штандарт. В пятом часу звучали пушечные выстрелы.

30 Посетители – дворяне, чиновники, служащие, корабельные мастера, иностранные матросы – спешили в сад.

Вместе с жёнами и старшими дочерьми они прибывали на яхтах, барках, лодках по Неве и взбирались по тропинке к средней галерее. Их встречала государыня, и все отправлялись приветствовать царя. Пётр общался со всеми на равных.

Гости играли в шашки, гуляли по аллеям, осматривали птичник и зверинец или шли на Царицын луг слушать музыку оркестра.

31 Начинались танцы. Танцевали на дамской площадке, а в плохую погоду – в средней галерее. Во время танцев дам угощали чаем, «кофеем», миндальным молоком. Мужчины пили пиво и вино. Шоколад и лимонад были дороги и подавались в особо торжественных случаях.

35 Вечером в аллеях и на деревьях сада вспыхивали бесчисленные разноцветные огни. Гулянье обычно заканчивалось фейерверком. Он производился под руководством самого царя с кораблей, расположенных на Неве.

36

37

Из истории музыкальной культуры России. Петровские ассамблеи

iskusstvo_zvukaninel_nik70

Культура при Петре 1 приравнивалась к важным деловым, служебным и государственным аспектам. Петр 1 считал, что не только дела должны вестись разумно, но и развлечения должны устраиваться так же. Даже отдых государь направлял на переустройство России. Он считал, что государственные интересы гораздо важнее личных. Царь хотел поставить культуру России на одну ступень с европейскими государствами. Большое влияние оказало нахождение Петра 1 среди иностранцев, частые путешествия по Европе. Стремясь сделать Россию похожей на современное европейское государство, император вводил новые реформы, касающиеся службы и досуга. А его реформы, как известно, были обязательными для всех без исключения. Указ об ассамблеях, изданный Петром 1, стал переломным в жизни городского населения, особенно это коснулось сферы развлечений. В ноябре 1718 года женщины впервые обрели право участвовать в общественных собраниях. Вход на ассамблею должен был быть открытым для всех людей, которые имели возможность прилично одеться, не допускались только слуги и крестьяне. Именно в Париже царь мог утвердиться в мысли постоянного устройства ассамблей, поскольку парижский «осмотр» придал необходимый импульс давно осознанным устремлениям. Дело культурного воспитания русского общества стало для Петра I назревшей необходимостью. Он вернулся из-за границы в октябре 1717 года, но только осенью следующего года смог воплотить задуманное в жизнь.

Читайте также:  Набережная макарова. реализация новых транспортных проектов

Что такое ассамблея? «Ассамблея» – французское слово, которое обозначает целый ряд действий и событий. Во-первых, это развлечения и забавы, во-вторых, решение и обсуждение различных деловых вопросов, в том числе и государственной важности. За короткое время ассамблеи при Петре 1 стали традицией и вошли в историю.

После его смерти они несколько изменились, но все равно пользовались популярностью в обществе.

Вышедший указ Петра 1 об ассамблеях включал в себя перечень требований: извещать о предстоящей ассамблее необходимо в письменном виде; уточнять половую принадлежность гостей (могут присутствовать либо одни мужчины, либо предстатели обоих полов); начинаться мероприятие должно не ранее четырех-пяти часов; заканчивать ассамблею нужно не позже полуночи; хозяин не должен встречать, провожать или потчевать своих гостей, в его обязанности входит только предоставление свободного пространства для танцев, еда и питье на столах, а также игры, в которые он предлагает играть своим гостям. Следуя этим правилам, каждый мог приобщиться ко всеобщему веселью. Отношение церкви Культура эпохи Петра 1 требовала одобрения духовных служителей. Император был уверен, что без разрешения церкви его указ об ассамблеях не пройдет. Он знал, что люди испытывают священный страх по отношению к царю, как к богу на земле, но понимал, что страх перед адом и падением бессмертной души – сильнее. А потому, для того чтобы изменить традиционное неприятие по отношению к танцам, он привлекает к светским мероприятиям черное духовенство. Согласно его указу в Синоде с 1723 года ассамблеи учредили в московских монастырях. И уже 29 декабря того же года состоялась первая ассамблея архимандрита Донского монастыря. Традиции проведения Ассамблеи при Петре 1 давали все придворные по очереди. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описал основные моменты проведения торжеств. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей. По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме.Музыкальное сопровождение.

Зачастую на подобных собраниях играл духовой оркестр, который состоял из труб, гобоев, литавр, фаготов и валторн. Иногда к ним присоединялись скрипки. Танцам жителей России обучали пленные офицеры из Швеции или жители немецкой слободы. Процесс обучения танцевальному искусству происходил очень медленно.

Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа.

Все это было очень затратно, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал. Создание ассамблей было связано с формированием новых культурно-досуговых традиций, нацеленных на придание «людскости» русскому обществу.

Это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Таков был «сумасброднейший, всешутейский и всепьянейший собор» или «Великобританский монастырь». Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение.

Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга, он внедрял ассамблеи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни.

В дружеских разговорах, товарищеских беседах нарабатывался опыт социального общения, где возникающие в его процессе контракты продолжались в торговых конторах, на верфях Адмиралтейства, в кабинетах дипломатов. Таким образом реализовывались планы строительства столицы как центра новой российской государственности.Танец Менуэт.

Танцы вносили разнообразие в деловую атмосферу петровских ассамблей. Наряду с функцией развлечения, ассамблеи первыми в России начали формировать танцевальную культуру петербургского общества. Танцы создавали условия для установления более тесных контактов между присутствующими.

«Менуэт был мерным, церемонным танцем, танцующие двигались мелкими размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы грациозно опустив руки, слегка приподымали платье». Затем следовал английский танец Контрданс.

К английским танцам также относились Англез, Аллеманд, которые отличались живостью и картинностью движений.

Танец Менуэт.

Петр I умел и любил танцевать на ассамблеях. Особенно выразителен он был в паре с царицей: «Екатерина, как и Петр, танцевали очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали еще окончить и первый.

Но Екатерина танцевала старательно только с государем, который, подобно ей, выделывал каждое па. С другими же кавалерами она танцевала небрежно, не подпрыгивала, не вертелась, а ходила обыкновенным шагом. Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело».

Ассамблеи сделались не только местом приятного увеселения. где женщины демонстрировали свою красоту и невиданные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I, женщины стали обретать социальный статус в жизни русского общества. Жизнь женщин допетровской эпохи была изолирована от всех социальных процессов. Не имея контактов с внешним миром, женщина была лишена всяких гражданских прав. Ее личные качества — ум, воспитание, чувство собственного достоинства — не были востребованы обществом. Она представляла собой лишь заповедный товар, которым распоряжались ее родственники.Петр I очистил брак от значения торговой сделки, дал мужчине «помощь достойную». Женщина после своего заточения в теремах и светелках, вдохнув глоток свободного воздуха, стала достойной ученицей царя-реформатора. Она не только поддерживала замыслы Петра I в области культурных новаций, но и образцово усваивала петровские уроки по выработке европейского поведения и норм светской жизни. На страницах своего дневника Ф. В. Берхгольц отразил впечатления о русских женщинах, наблюдая их поведение на ассамблеях: «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает Немкам и Француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях, даже имеет перед ними преимущества». Князь М. М. Щербатов, считавший ассамблеи «исчадием пороков», вынужден был признать положительное отношение женщин к их устройству: «Приятно было женскому полу, бывшему почти до сего невольницами в домах своих, пользоваться всеми удовольствиями общества, украшать себя одеяниями и уборами, умножающими красоту лица их.Танцы стали одним из самых распространенных видов деятельности. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру, сложная структура которой включала в себя различные организационные этапы подготовки и проведения. Помимо танцевального мастерства, она требовала от человека определенных знаний и навыков поведения, а также умений выстраивать взаимоотношения в процессе бала. Как составная часть нравов, быта и обычаев русского общества, бальная культура наиболее ярко проявлялась в жизни дворянского сословия.Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел — и знатную даму, и даже царицу. Ассамблеи, вечера и балы в Петровскую эпоху открывались церемониальными танцами. В них, так же как и в контрдансах, дамы стояли на одной стороне, кавалеры — на другой, то есть друг против друга. Под торжественную, медленную музыку, напоминающую размеренный марш, кавалеры и дамы делали поклоны и реверансы сначала соседям, а потом друг другу. Затем первая пара делала круг влево и опять вставала на свое место. То же самое делала вторая пара и т.д.Церемониальные танцы танцевали иногда и по кругу. При этом дамы и кавалеры, прогуливаясь по залу, делали реверансы и поклоны.

Описание церемониального танца дает А. С.

Пушкин в третьей главе «Арапа Петра Великого»: «Во всю длину танцевальной залы, при звуке самой плачевной музыки, дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, потом опять прямо, опять направо и так далее. Приседания и поклоны продолжались около получаса; наконец они прекратились, и толстый господин с букетом провозгласил, что церемониальные танцы кончились, и приказал музыкантам играть менуэт» .

Менуэт танцевали одна, две, а иногда и три пары. При исполнении менуэта, в отличии от западных правил, чинопочитание не соблюдалось. Более того, протанцевав один раз, кавалер или дама могли повторять танец с новыми партнерами, выбранными по собственному желанию.

Затем, как правило, начинался «польский». Он очень походил на полонез, но танцевало пять пар, а иногда даже три пары. «Польский» был самым распространенным танцем того времени.

После начинались танцы-игры, в которых исполнители проявляли изобретательность и умение быстро разучивать новые движения. Во главе веселых шуточных танцев нередко шёл сам Пётр I. Об этом довольно подробно пишет Берхгольц в своем дневнике: «После нескольких часов танцевания император начал со всеми стариками один танец… Их было 8 или 9 пар…

Император, будучи очень весел, делал одну за другою каприоли обеими ногами. Так как старики сначала путались и танец поэтому всякий раз должно было начинать снова, то государь сказал наконец, что выучит их весьма скоро и затем, протанцевав им его, объявил, что если кто теперь собьется, тот выпьет большой штрафной стакан. Тогда дело пошло отлично на лад».

Танец Контрданс

Прощальным танцем, или танцем-шествием, в большинстве случаев заканчивались боярские свадьбы. Этот танец открывал маршал с жезлом, в роли которого часто выступал сам Петр I.

За ним следовали шафера. У всех в руках были зажженные свечи. Вслед за прощальным танцем вновь начинался «польский», он звучал как финал свадебного гуляния.

Потом молодых провожали до карет или до их комнаты.

Текст составлен из разных источников. Составитель Нинель Ник

[user=Искусство звука]

Оцените статью
Мой Город - Петербург