Александринский театр в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Петербургский Малый театр

Александринский театр располагается на площади Островского, близ Невского проспекта. Первый театр на этом месте появился ещё в 1801 году. Архитектором В.

Бренной тогда был перестроен один из садовых павильонов усадьбы Аничкова дворца для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси.

После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург.

Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба.

Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси, занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору.

5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов». Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета.

Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

Панорама Невского проспекта

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 — начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ.

Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору.

Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта «устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство». Работы на Александровском чугунолитейном заводе М.

Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

Александринский театр

«Сиятельный князь, милостивый государь! Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги… относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре… соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления. При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют. Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу… исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность…

В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил…» [Цит. по: 2, с. 528]

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: «…

каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе…

» Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Александринский театр

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью.

Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М.

Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла — украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

«Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах.

Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные…

Представление открылось трагедией »Пожарский, или Освобождение Москвы» и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами» [Цит. по: 2, с. 530].

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют «Александринка». Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном.

Автор скульптуры — С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода.

За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Скульптура на фронтоне Александринского театра

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет [2, с. 540].

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

«….господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами. По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи… я не решился принять его предложения. Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную… делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям… Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больше не делать, но даже… был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то… будет препровождён в полицию.

Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу… разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди…» [Цит. по: 2, 548]

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди «золотой молодёжи» того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Читайте также:  Главное адмиралтейство в санкт-петербурге: фото, история

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора [2, с. 567, 568].

В советское время театр получил название «Академический театр драмы им. А. С. Пушкина». С приобретением этого имени он стал называться ещё и «Пушкинским».

1 Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 — 272 стр.

2 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 — 632 стр.

Содержание
  1. Русский театральный первенец: история Александринского театра
  2. Рождение первого русского публичного театра
  3. От павильона до дворца
  4. Под сенью муз
  5. Блеск и роскошь
  6. Учебник русской театральной жизни
  7. Что в имени тебе моем?
  8. Александринский театр. Экскурсия по историческим интерьерам
  9. Как попасть на экскурсию
  10. Немного истории
  11. Экскурсия по Александринскому театру
  12. Александринский театр в Санкт-Петербурге — старейший и первый публичный театр России | Санкт-Петербург Центр
  13. История основания театра в Петербурге
  14. Развитие театра в XVIII веке
  15. Первый публичный театр в XIX столетии
  16. Новое здание и название театра
  17. Постановки Александринского театра
  18. Александринка в ХХ веке, при СССР и после
  19. Новейшая история Александринского театра
  20. Проекты и музей Александринки
  21. Александринский театр в Санкт-Петербурге
  22. Описание
  23. История Александринского театра

Русский театральный первенец: история Александринского театра

Рождение первого русского публичного театра

Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года.

Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра.

При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году.

На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси.

После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.

Театр Казасси. (pinterest.com)

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет.

Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке.

В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками.

В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз.

Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.

Александринский театр. Источник: pinterest.com

Блеск и роскошь

Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений.

Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую).

Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков.

Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова.

В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».

Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ.

На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова.

С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

«Ревизор» на сцене Александринки. Источник: cultura24.ru

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.

Труппа Александринского театра в Петрозаводске. (pinterest.com)

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.

Александринский театр. Экскурсия по историческим интерьерам

Александринский — первый российский государственный публичный театр. Наравне с Большим, Мариинским и Михайловским театрами он, безусловно, является одним из самых известных в нашей стране.

Знают его и за границей: с 2006 года здесь проводится международный фестиваль «Александринский», а фотографии у фасадов его здания есть, наверное, у каждого второго зарубежного туриста, посетившего Санкт-Петербург.

Здание Александринского театраЗдание Александринского театраЗрительское фойе

Мне посчастливилось побывать на экскурсии по интерьерам этого прекрасного театра, и я спешу поделиться с вами рассказом об этом удивительном путешествии.

Вход в кресла и места за кресламиВход в кресла и места за кресламиРоспись потолка

Как попасть на экскурсию

Здание театра расположено в «туристическом сердце» Петербурга, в паре минут ходьбы от Невского проспекта, его адрес — площадь Островского, д. 6. Ближайшая отсюда станция метро — «Гостиный двор».

За зеркалом находился проход для императораЗа зеркалом находился проход для императораКаретная галерея

Попасть на экскурсию по историческому зданию может любой желающий, для этого совсем не обязательно числиться в штате театра или покупать билет на спектакль, нужна всего лишь предварительная запись. Информации о посещении посвящен раздел на официальном сайте театра.

Вход в театрЦарская ложа

Экскурсия, которую я посетил, называется «Блистательный Александринский театр», она включает в себя путешествие по нескольким помещениям старинного здания, включая зрительный зал и осмотр экспонатов Музея русской драмы. Стоимость такой экскурсии для граждан РФ — 400 рублей. За фотосъемку нужно будет доплатить еще 100 рублей, но эта услуга необязательна.

На сцене идёт подготовка декорацийНа сцене идёт подготовка декорацийЛюстра была привезена сюда из Зимнего дворцаЛюстра была привезена сюда из Зимнего дворца

Немного истории

Театральная труппа была основана по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году. Много лет артисты не имели собственного здания и получили его уже в царствование Николая I. Название этого места связано с именем его супруги, Александры Федоровны.

Роскошное оформление Царской ложиРоскошное оформление Царской ложиРоспись плафона

Каменное здание было заложено здесь в 1828 году, спустя четыре года театр открыл свои двери для посетителей.

В качестве архитектора выступал знаменитый петербургский зодчий Карл Иванович Росси. На тот момент он уже был известен благодаря своим другим не менее масштабным проектам — зданию Главного штаба и ансамблю Михайловского дворца.

В помещениях последнего сегодня размещаются залы Русского музея.

В наши дни в Александринском ставится множество разножанровых спектаклей, проводится большое количество театральных мероприятий: лекции, встречи, концерты. Его коллектив — это 70 артистов и 300 человек административного и обслуживающего персонала. С 2003 года художественным руководителем театра является Валерий Владимирович Фокин.

В центре фото находится ложа, закреплённая за К.И. РоссиВ центре фото находится ложа, закреплённая за К.И. РоссиЦарское фойе

Экскурсия по Александринскому театру

Путешествие по театру в нашем случае начинается не с вешалки, а с Каретной галереи и фойе, расположенных на первом этаже. Экскурсия дополняется интереснейшим рассказом гида, сотрудником театра. Посетители могут узнать множество исторических и современных фактов о театральной жизни.

Вид с Царской ложи в зрительный залВид с Царской ложи в зрительный залПока в театре нет посетителей, интерьеры покрыты белой тканью, которая называется «пижамой»Пока в театре нет посетителей, интерьеры покрыты белой тканью, которая называется «пижамой»

Конечно же, изюминкой посещения Александринского театра является его зрительный зал. Вы сможете рассмотреть каждую деталь восхитительного исторического интерьера, узнать о том, какого цвета должна была быть отделка помещения, увидеть места, на которых сидели А. С. Пушкин и К. И. Росси. Заканчивается эта часть экскурсии в царской ложе.

Музей русской драмыВсего в музее восемь заловВсего в музее восемь залов

Путешествие в удивительный мир театра продолжается посещением Музея русской драмы, расположенного несколькими этажами выше.

Здесь в восьми залах можно увидеть огромное количество театральных костюмов и разнообразных бутафорских предметов.

Экспозиция разделена по темам, например есть «боярский», «гоголевский» и «императорский» залы.

«Театральный разъезд»«Боярский зал»

Здесь наша экскурсия подходит к концу. Ну а напоследок хочется сказать: «Ходите в театр, это очень интересно».

Бытует мнение, что это еще и очень дорого, но при подготовке этого материала я заглянул на страницу с ценами на билеты. Самый дешевый, что попался мне на глаза, — всего 100 рублей.

Читайте также:  Сад смольного — место для прогулок в санкт-петербурге

Безусловно, это не императорская ложа и даже не партер, а самые крайние ряды в бельэтаже, но позволить себе такую покупку может каждый.

«Головинский зал»Декорации готовы, театр ждёт своих гостейДекорации готовы, театр ждёт своих гостей

Перед посещением театра можно отдохнуть в Екатерининском сквере, находящемся неподалеку, или пройтись по улице Зодчего Росси, она уникальна своими пропорциями. Ширина улицы равна высоте зданий, расположенных на ней (22 метра), а ее протяженность ровно в 10 раз больше (220 метров).

Если кратко, в целом:

  • замечательная экскурсия по знаменитым историческим интерьерам;
  • один из лучших, на мой взгляд, гидов;
  • будьте готовы к тому, что после экскурсии вам непременно захочется сходить в театр.

✔️Павильоны Павловского парка: почему их стоит увидеть ✔️Константиновский дворец: резиденция президента в Санкт-Петербурге ✔️Китайский дворец в Ораниенбауме ✔️Экскурсия по особняку Кочубея в Санкт-Петербурге ✔️Непарадный Петербург. Анненкирхе: от церкви до рок-клуба и обратно

Подписывайтесь на наш канал, ставьте ????, читайте блог о путешествиях. С нами интересно????

Александринский театр в Санкт-Петербурге — старейший и первый публичный театр России | Санкт-Петербург Центр

Александринский театр в Санкт-Петербурге, в просторечии Александринка, — один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени. Сейчас его официальный статус — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Национальный драматический театр России (Александринский театр)».

Ранее его название звучало как Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина. Поэтому его ещё часто называют Пушкинским театром.

 Драмтеатр расположен на площади Островского, рядом с памятником Екатерине II Великой. А открыла театр её предшественница — императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого.

Основанный в 1756 году Александринский театр был первым постоянным публичным театром в России.

История основания театра в Петербурге

Указом императрицы Елизаветы Петровны 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1756 года был основан — «Русский театр для представлений трагедий и комедий», от которого ведёт историю современный Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил «отец русского театра» — актёр Фёдор Григорьевич Волков. Именно этот театр, открытый в Петербурге, стал первым государственным публичным театром в России.

Поначалу труппа театра давала регулярные представления в бывшем Головкинском доме, расположенном на Васильевском острове. Впоследствии его перестроят для Академии художеств. В 1759 году театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры» долгое время были вынуждены выступать в различных театральных помещениях Петербурга.

Развитие театра в XVIII веке

В 1763 году, по причине смерти Фёдора Григорьевича Волкова, труппу возглавил старейший русский актёр Иван Афанасьевич Дмитревский. Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали пьесы Александра Петровича Сумарокова.

Также артисты ставили спектакли по произведениям крупнейших отечественных драматургов, таких как Денис Иванович Фонвизин, Яков Борисович Княжнин, Владимир Игнатьевич Лукин, Пётр Алексеевич Плавильщиков, и выдающихся зарубежных авторов, таких как — Пьер Корнель, Жан Расин, Вольтер, Жан-Батист Мольер, Пьер Огюстен Карон де Бомарше.

С начала 1770-х годов в репертуаре театра прочное место заняла комическая опера. Но всё так же он не имеют своего здания. В 1783 году Русская драматическая труппа начала выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в городе на Неве. В будущем его перестроят для Санкт-Петербургской консерватории.

Первый публичный театр в XIX столетии

В начале XIX века весь русский театр был ориентирован на европейские образцы. Однако постепенно он нарабатывал и свою, оригинальную школу. После победы России в Великой Отечественной войне 1812 года большой популярностью пользовались лёгкие жанры — комедия и водевиль.

Репертуар театра был украшен постановками ранних комедий Александра Сергеевича Грибоедова — «Молодые супруги» в 1815 году и «Притворная неверность» в 1818-м. Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами, как Мария Ивановна Вальберхова и Иван Иванович Сосницкий.

Актёры первого публичного театра в Петербурге показывали зрителям пьесы также таких известных русских драматургов, как Михаил Николаевич Загоскин, Николай Иванович Хмельницкий и Александр Александрович Шаховской.

В 1831 году труппа впервые поставила и исполнила комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл знаменитый российский актёр-трагик Василий Андреевич Каратыгин.

В XIX веке театр стал флагманом театральной жизни столицы Российской империи, и сохранил эту позицию в продолжении всего времени. Именно в его стенах зарождалась история русской театральной культуры. Этот период обозначен расцветом водевиля.

Погружение же в водевиль труппой театра в Петербурге привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ.

Новое здание и название театра

Лишь через 76 лет после организации труппы, 12 сентября (31 августа по старому стилю) 1832 года, театр переехал в новое, собственное здание, которое сохранилось и поныне. Там, в самом центре Санкт-Петербурга, русская драматическая труппа начала свои выступления.

Здание, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту, было возведено по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси. С того же 1832 года театр стал называться — Александринским. Название он получил в честь супруги императора Николая I — Александры Фёдоровны.

В 1836 году здание Александринского театра было официально закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Сегодня здание театра является одним из выдающихся архитектурных памятников Санкт-Петербурга, выполненное в стиле ампир. Пушкинский театр признан шедевром мировой театральной архитектуры, охраняется Юнеско.

Постановки Александринского театра

В 1836 году на сцене Александринского театра прошла премьера комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, который самолично принял активное участие в постановке спектакля. Роль Хлестакова исполнил — известный российский актёр Николай Осипович Дюр.

В 1859 году впервые на сцене Александринского театра была поставлена пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». В 1867 году театр показал зрителям трагедию Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Иоанна Грозного сыграл — Пётр Васильевич Васильев.

В 1870 году труппа представила трагедию Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова выступил русский актёр Леонид Львович Леонидов. В 1895 году на Александринской сцене поставили пьесу Льва Николаевича Толстого «Власть тьмы». В 1896 году театр исполнил комедию Антона Павловича Чехова «Чайка». Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки».

Но стоит отметить, что успехов у театра было в разы больше.

На протяжении всей дореволюционной истории России — Александринский театр был предметом особого внимания императоров и дирекции императорских театров, особенно при Николае I.

Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с многими великими актёрскими именами. В театре играла непревзойдённая Вера Фёдоровна Комиссаржевская. 

Александринка в ХХ веке, при СССР и после

В 1902 год на сцене Александринского театра режиссёр Юрий Эрастович Озаровский поставил трагедию Еврипида «Ипполит» в переводе Дмитрия Мережковского. В 1910 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд создал спектакль по комедии Мольера «Дон Жуан». В 1914 году впервые на сцене театра исполнили пьесу Леонида Андреева «Профессор Сторицын», в заглавной роли — Роман Борисович Аполлонский.

В 1917 году состоялась премьера легендарного спектакля Всеволода Эмильевича Мейерхольда и Александра Яковлевича Головина по драме Михаила Лермонтова «Маскарад». Спектакль стал последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. Главную роль сыграл — Юрий Михайлович Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

C 1920 года театр стал именоваться «Государственный академический театр драмы» («Ак-драма» или «Госдрама»). С 1922 года руководил театром выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев. В 1937 году, в год столетия со дня смерти русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, Ленинградской Госдраме было присвоено его имя.

В театре, прозванном в 1920-е «режиссёрской меккой», в разное время работали режиссёры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов и многие другие мастера сцены.

В годы блокады Ленинграда, с 1942 по 1944 год, театр был эвакуирован по льду Ладожского озера и находился в эвакуации в Новосибирске, работал в помещении театра «Красный факел». С 1975 по 1991 год художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв.

Читайте также:  Соборы Санкт-Петербурга

В 1991 году театру вернули историческое название Александринский. Театр носил официальное название — Российский государственный академический театр драмы имени Александра Сергеевича Пушкина (Александринский) до 2020 года.

Новейшая история Александринского театра

В 2010 году началось строительство второй сцены театра, которое планировалось ещё с 1980-х, и уже 15 мая 2013 года новая сцена открылась спектаклем-лабораторией «Преступление» по мотивам романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Расположенный по соседству с основным зданием Александринского театра, между площадью Островского и набережной реки Фонтанки, комплекс бережно вписан в историческую городскую среду.

Новая (малая) сцена Александринского театра — уникальный многофункциональный театральный центр, не имеющий аналогов ни в России, ни на Западе.

 В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния.

В 2016 году Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2018 году на Основной сцене Александринского театра состоялась Церемония вручения Европейской театральной премии и премий «Театральная реальность». В 2019 году впервые в Санкт-Петербурге прошла Международная театральная олимпиада. Основной площадкой её проведения и одним из главных организаторов стал — Александринский театр.

В 2020 году Российский государственный академический театр имени Александра Сергеевича Пушкина был переименован в Национальный драматический театр России. Имя Александринский театр сохранилось.

Театр возглавляют: художественный руководитель Валерий Фокин и главный режиссёр Николай Рощин. Репертуар Александринского театра и Новой сцены достаточно обширный — от классики до современности.

Зрителям постоянно представляют премьеры. 

Проекты и музей Александринки

В 2006 году, в год 250-летия Александринского театра, был основан Международный ежегодный театральный фестиваль «Александринский». Сегодня он очень популярен. Программу фестиваля формируют спектакли по произведениям классиков, постановки современной драмы, спектакли корифеев современной режиссуры и молодых режиссёров.

Александринский театр продолжает традицию творческих дебютов молодых деятелей театра в рамках проекта «Лаборатория», основными принципами которого являются поиск нового театрального языка для современной драматургии, междисциплинарность и готовность к творческому эксперименту.

В рамках проекта на Новой сцене зрителям представляют опыты молодых режиссёров. Литературной основой служат — пьесы, созданные петербургскими современными авторами в последнее время, участниками и победителями творческих конкурсов драматургии. Каждое событие сопровождают вводная лекция, показ и обсуждения.

В пространстве третьего яруса Александринского театра в 2006 году был открыт Музей. Сегодня в нём представлена уникальная экспозиция, посвящённая истории старейшей драматической труппы России. В Музее русской драмы, в восьми залах можно увидеть сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников — Головина, Билибина, Альтмана и других мастеров.

«Музей русской драмы» в Александринском театре Санкт-Петербурга предстаёт в материальных свидетельствах тех великих духовных откровений, которыми потрясали зрителей прославленные александринцы, одеваясь в костюмы различных эпох отечественной истории.

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Во время прогулки по Невскому проспекту в глубине Екатерининского сада Вы, конечно, увидите величественное здание, увенчанное квадригой с Аполлоном. Это один из старейших в России Александринский театр. Основанный как Императорский, вот уже более 260 лет он держит высокую марку, радуя зрителей своими спектаклями и фестивалями.

Петербуржцы ласково называют театр Александринкой. Свое название он получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I. Ее именем назван также Александровский дворец в Царском селе.

  • Здание, возведенное в середине XVIII века, является памятником архитектуры русского классицизма, его смело можно назвать шедевром мировой театральной архитектуры.
  • Если же Вы являетесь театралом, осмотрите здание не только снаружи — обязательно посетите один из спектаклей и полюбуйтесь прекрасными интерьерами — здесь сохранились фрагменты его первоначального оформления, созданные в первой половине XIX века (обратите внимание на центральную ложу и ложи рядом со сценой, решенные в виде портиков с колоннами и резными рельефами).
  • Также осмотреть интерьеры Александринского театра и его Новой сцены можно во время экскурсии.
  • Перед началом спектакля или в антракте за небольшую плату Вы можете посетить Музей русской драмы, расположенный на третьем ярусе, где представлены произведения живописи, а также костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников.

Театральное здание является доминантой площади Островского. Рядом с ним расположены такие известные достопримечательности Санкт-Петербурга, как памятник Екатерине Великой и созданная по строгим античным законам улица Карла Росси. Именно этот великий зодчий спроектировал площадь и прекрасное театральное здание.

Описание

Главный фасад театра обращен к Невскому проспекту. На аттике здания мы видим колесницу Аполлона с четверкой лошадей. Скульптурное убранство раскрывает назначение величественного строения:

  • Знаменитая квадрига — это символ театра и одна из эмблем города на Неве
  • Аполлон — покровитель искусства. В одной руке он держит венок, предназначенный победителю на театральной сцене, а в другой — античный струнный инструмент — кифару
  • В нишах главного фасада Вы видите Терпсихору (музу танца) и Мельпомену (музу трагедии). На фасаде, выходящем на улицу Росси и площадь Ломоносова, установлена скульптура Клио, музы истории и Талии, музы комедии. Все это говорит о том, что на сцене должны были идти спектакли всех жанров.

Надо отметить, что великий зодчий при проектировании здания проявил себя как настоящий новатор.

Для перекрытия всей постройки и зрительного зала, пролет которых составляет соответственно 30 и 21 метр, Росси совместно с инженером Матвеем Кларком создал оригинальную систему из металлических арочных ферм.

Причем, архитектор был полностью уверен в прочности своей конструкции и утверждал, что если случится какое-либо происшествие, то «пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».

Зрительский зал просторный и нарядный. Для его оформления применены резной орнамент и позолота, роспись и яркая обивка кресел.

К сожалению, большая часть отделки, а также живописный плафон работы итальянского художника Антонио Виги не сохранились до наших дней.

История Александринского театра

Царица Елизавета Петровна увлекалась театром с юности и неслучайно, что именно она 10 сентября (30 августа по новому стилю) подписала указ об учреждении русского театра. Этот день является не только Днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения русского профессионального театра.

В своем указе Елизавета также повелела отдать первому в России государственному публичному театру каменный дом опального графа М. Г. Головкина, что на Васильевском острове. Здесь же говорилось о наборе в труппу ярославских актеров и ежегодном финансировании оного театра в размере 5000 рублей.

Долгое время у театральной труппы не было своего здания и более 70 лет она выступала на разных сценических площадках.

В 1832 году на Аничковой площади (сейчас это площадь Островского) по проекту Карда Росси был возведен театр, получивший имя Александринский. Эта сценическая площадка стала основным местом выступлений Императорской драматической труппы.

В знак благодарности театр предоставил Росси одну из лож в безвозмездное пользование. Но поскольку денег у зодчего всегда не хватало (у него было 10 детей), ложу он сдавал в аренду. По преданию, на одном из спектаклей в ложе собрались люди разных сословий и между ними произошел крупный скандал, после чего ложу у Росси отобрали.

Во время революционных событий 1917 году артисты саботирует новую власть и все спектакли отменяются. В 1919 году Александринский театр получает статус академического. В год 100-летия смерти А.С. Пушкина (1937 год) театр называется именем великого поэта.

Во время Великой Отечественной войны театральная труппа была эвакуирована в Новосибирск и до снятия блокады давала спектакли в этом городе.

К 250-летию театра проведена его реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и благодаря внедрению инженерных новшеств усовершенствована сценическая площадка.

В 2013 году недалеко от главного здания, ближе к набережной Фонтанки, была открыта Новая сцена, где проходят спектакли современных авторов, демонстрируются фильмы, а также организуются лекции. В 2013 году эта современная постройка завоевала гран-при на конкурсе «Архитектон-2013», а также гран-при Российской национальной премии «Хрустальный Дедал».

Традиционно на сцене Александринки ставятся классические драматические произведения русских и зарубежных авторов.  Здесь впервые были поставлены спектакли, созданные по сочинениям А.Н. Островского и А.К. Толстого, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. В последние годы Александринский театр включает в репертуар и балетные постановки.

Оцените статью
Мой Город - Петербург