Михайловский дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный шедевр, созданный в Российской империи русским архитектором итальянского происхождения Карлом Росси, главное здание Русского музея.
Полюбоваться сооружением прибывали знаменитые иностранцы, признавшие Михайловский дворец лучшим зданием Европы.
Император наградил архитектора за работу орденом Святого Владимира Ш степени и участком земли для строительства собственного дома в Санкт-Петербурге за казенный счет.
- Предпосылки возникновения и история строительства
- Архитектура здания
- Интерьеры Михайловского дворца
- Обзор залов
- Современники о достоинствах дворца
- Центр культурной жизни Петербурга
- Сад Михайловского дворца
- Видео: экскурсия по музею
- История
- Архитектура и интерьеры
- Владельцы
- Михайловский дворец — его история и владельцы, судьба и Русский музей в Петербурге | Санкт-Петербург Центр
- Предыстория дворца
- Строительство Михайловского дворца
- Центр светской и культурной жизни Петербурга
- Перестройки в Михайловском дворце
- Михайловский дворец и великая княгиня
- Русский музей Александра III
- Михайловский дворец
- Интересные факты о Михайловском дворце:
- Информация для посетителей
- Как добраться
Предпосылки возникновения и история строительства
История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.
12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.
Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле.
Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года.
В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.
Архитектура здания
Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.
Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.
К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.
Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.
Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.
Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.
Интерьеры Михайловского дворца
Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.
Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.
Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.
Обзор залов
Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.
Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.
Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.
На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.
Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.
Современники о достоинствах дворца
Слава об изумительной красоте Михайловского дворца дошла до Англии. Английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры единственным в своем роде».
Английский король Георг, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского государя изготовить для него макет здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с размером основания 2м на 2м изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.
Центр культурной жизни Петербурга
Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.
Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.
После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.
В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.
Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:
- В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
- Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
- Выставки образцов мебели.
- Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
- В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
- Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
- Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.
Сад Михайловского дворца
Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.
В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови.
От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми.
Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.
Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.
Видео: экскурсия по музею
(52
История
Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — 30-х гг.
в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада.
В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.
Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.
За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.
Читайте также: Театр марионеток им. деммени в санкт-петербурге
Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.
Менелас.
В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.
Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира 3-ьей степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение.
В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.
Архитектура и интерьеры
Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).
Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей.
В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св.
Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.
Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии.
Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.
В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания.
Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн.
Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера.
Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции.
При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.
Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.
Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. В бельэтаже они перестроены. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников.
«Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность,- отмечал путешественник, -богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл).
«В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов.
Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).
Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине 1830-х гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца.
В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г.
(покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.
Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г.
архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу 1890-х гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.
После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович.
Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин.
Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.
В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.
Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:
- ремонт верхнего света над главной лестницей;
- капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
- устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
- безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
- капитальный ремонт водопроводной сети и канализации. В августе приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе.
Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.
28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.
Владельцы
Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович (1798-1849). Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г.
назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии.
Участник военных кампаний 1828-29 и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию (1825-1846), Елизавету (1826-1845), Екатерину (1827-1894), Александру (1832-1834), Анну (1834-1836). Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям.
Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.
Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна (1807-1873), родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским.
Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.
Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II.
Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.
Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая (1827-1894), Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким (1824–1876).
Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери.
Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге.
Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.
Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич (1859–1909), Михаил Георгиевич (1863–1934) и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская (1857–1936).
Михайловский дворец — его история и владельцы, судьба и Русский музей в Петербурге | Санкт-Петербург Центр
В центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, расположен бывший великокняжеский дворец, памятник архитектуры высокого классицизма — Михайловский дворец. В его стенах 19 марта 1898 года открылся Русский музей, который находится тут и поныне.
Читайте также: Санкт-Петербург: Площадь «Пять углов»
Сегодня Михайловский дворец является самым большим хранилищем произведений русского искусства в мире. Здание возводилось в стиле русского ампира, но совсем для иной цели. Его строили для младшего брата императоров Александра I и Николая I.
Предыстория дворца
Михаил Павлович (1798—1849) был четвёртым сыном, самым младшим и последним из 10-ти детей императора Павла I и Марии Фёдоровны. Великий князь — единственный порфирородный из сыновей императора, то есть родившийся в период правления последнего.
Увы, великому князю Михаилу Павловичу поцарствовать не довелось, как его братьям Александру и Николаю. Зато, именно ему августейший отец решил построить дворец. Для этих целей в 1798 году Павел I приказал откладывать деньги, по несколько сот тысяч рублей в год.
Однако любящему отцу не суждено было увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году он погиб в результате дворцового переворота. Но волю монарха исполнил император Александр I, который занимался возведением дворца для великого князя Михаила Павловича.
Строительство Михайловского дворца
В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.
Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус.
В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля.
В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.
В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков.
Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана.
Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.
Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас.
Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня.
Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.
Центр светской и культурной жизни Петербурга
По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.
Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.
Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.
Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.
Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.
Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники.
Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников.
Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.
Перестройки в Михайловском дворце
Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи.
Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.
В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.
После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м.
В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни.
В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века. По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства.
Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор.
Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз.
Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената.
Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Русский музей Александра III
В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну.
В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей.
И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея.
Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.
Читайте также: Упсала цирк в петербурге — большой отзыв-обзор
Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других.
К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.
- Все подробности в аудиогиде о Русском музее в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец
Содержание
- История Михайловского дворца
- Выставки
- Информация для посетителей
- Как добраться
Император Павел I не смог реализовать свой замысел – в результате дворцового переворота в 1801 году он был убит. Но его воля была исполнена Александром I: по достижении Михаилом 21 года началось строительство дворца. В фундамент были заложены ковчег с серебряными монетами и памятная доска, тоже целиком из серебра.
Росси получил в распоряжение пустырь, на месте которого при Петре I был большой фруктовый сад, а на момент начала строительства – заросшая репейником и крапивой бесхозная территория.
К 1820 году был закончен главный корпус, в 1821 году – два примыкающих к нему флигеля, а в 1825 году – завершена внутренняя отделка. Дворец был освящен и пожалован императором младшему брату.
В общей сложности строительство велось 6 лет и обошлось почти в 8 миллионов рублей.
Внутреннее убранство резиденции было роскошным. Дом украшали скульптуры и статуи, на полу был паркет из дорогих пород дерева, впервые в отделке использовались обои.
Михайловский дворец стал центром культурной жизни – здесь устраивались светские приемы, на которых собиралась творческая элита.
Среди гостей Михаила Павловича были такие известные люди, как Пушкин, Айвазовский, Тютчев, Жуковский и многие другие.
После смерти Михаила и его супруги дворец перешел их наследникам. С 1894 года он стал доходным домом и постепенно пришел в упадок. Часть помещений сдавалась в аренду, чтобы окупить дорогое содержание.
Третья дочь Михаила была замужем за немецким герцогом, и по брачному контракту ее имущество должно было перейти супругу и детям. Но император Александр III предложил выкупить Михайловский дворец за казенный счет. Сделка была совершена уже Николаем II в 1895 году, ее сумма составила 4 миллиона рублей.
При этом прежним владельцам позволили забрать с собой то, что связано с историей семьи, в результате чего дом оказался практически пустым.
Министр финансов Витте предложил Николаю II устроить здесь Русский музей имени его отца. На тот момент экспозицию Эрмитажа составляли, в основном, иностранные экспонаты, а для работ отечественных мастеров не хватало места.
Так, под шедевры российского искусства по воле императора было выделено отдельное роскошное здание Михайловского дворца.
В настоящее время он является частью крупного музейного комплекса, в который входит 5 зданий, 3 сада и ряд небольших сооружений.
Интересные факты о Михайловском дворце:
- На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на ее строительство.
- Король Великобритании Георг IV, до которого дошли слухи о великолепной резиденции великого князя, попросил императора изготовить для него макет здания. Модель с размером основания 2х2 метра была изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.
- Паркет был изготовлен из красного, черного, фиолетового, чефразового, пальмового дерева, стоимость квадратной сажени (чуть более 4,5 м²) составляла 160 рублей.
- После смерти Михаила его супругой Еленой вместо вестибюля на первом этаже был устроен Малый театр, а на втором этаже вместо столовой – Большой театр. Рядом с первой гостиной была создана Малая дворцовая церковь имени Святой Елены.
В Михайловском Дворце представлены следующие постоянные экспозиции шедевров русского искусства:
- XII-XIV веков;
- XVIII века;
- первой половины XIX века;
- второй половины XIX века;
- народное искусство XVII-XXI веков.
Древнерусская экспозиция включает в себя одну из крупнейших в России коллекцию икон – порядка 6000 экспонатов. Она разделена на четыре зала. В первом из них находятся самые древние иконы, в их числе знаменитая «Борис и Глеб» – одно из немногих сохранившихся изображений первых русских святых.
Во втором зале посетителям открываются шедевры крупных иконописных центров Древней Руси – Новгорода и Пскова. В третьем зале представлены экспонаты московской школы иконописи, в том числе созданные известным художником Андреем Рублевым.
В четвертом помещении – более поздние работы XVI-XVII веков, среди них знаменитая икона «Троица».
В экспозиции, посвященной русскому искусству XVIII века, находятся выдающиеся работы времен Петра I. В основном, это портретная и историческая живопись, но есть и коллекция скульптур. Также посетителям интересно будет посмотреть на выставку образцов мебели, интерьера, декоративно-прикладного творчества.
Выставка работ первой половины XIX века включает картины различных стилей и произведения известных скульпторов того времени. В коллекции представлены полотна К. П. Брюллова, Ф. И. Бруни, С. Щедрина, А. А.
Иванова, О. И. Кипренского, И. К. Айвазовского и многих других.
Особенностью выставки является Белый зал, который сохранил свой первоначальный облик и художественное оформление со времен постройки Михайловского дворца.
Самой солидной является экспозиция работ художников и скульпторов второй половины XIX века – периода рассвета российского искусства. Здесь представлены картины В. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. В. Верещагина, В. Г. Перова, А. К.
Саврасова, И. И. Шишкина и других выдающихся мастеров живописи и скульптуры. Залы, как и многие полотна, отреставрированы, работает светодиодное освещение, также выставлены малоизвестные и ранее находившиеся в запасниках произведения.
Интересной является и выставка народного искусства, расположившаяся в 12 залах и включающая порядка 50 000 экспонатов. Работы расположены в хронологическом порядке.
Здесь можно посмотреть на предметы народных промыслов, кузнечного мастерства, текстиль, глиняную и деревянную мебель, посуду, игрушки. Особое внимание уделено искусству резьбы и росписи по дереву. Есть и богатая экспозиция современных мастеров, которые поддерживают традиции прошлого.
Здесь представлена палехская роспись, хохлома, дымковская игрушка, финифть, кружево, подносы из Жостово, резьба по кости, гжель.
Кроме постоянных экспозиций регулярно проводятся тематические и авторские выставки – все они посвящены работам русских мастеров.
Информация для посетителей
Михайловский дворец открыт в понедельник с 10:00 до 20:00, в среду, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00, вторник – выходной день. При планировании посещения нужно учитывать, что кассы закрываются на полчаса раньше. В воскресенье с 13:00 до 15:00 работает «экскурсия выходного дня» для индивидуальных посетителей.
Стоимость билета для взрослых – 450 руб., для студентов, школьников старше 16 лет и пенсионеров – 200 руб. Для граждан России, Белоруссии, а также иностранцев, легально постоянно проживающих и работающих на территории РФ, цена ниже – 350 руб. для взрослых и 170 руб. для школьников, студентов и пенсионеров.
Также можно приобрести комплексный билет на посещение Михайловского дворца и второго филиала на выбор:
- сроком действия 1 день: 650 руб. – взрослым, 300 руб. – студентам и пенсионерам;
- на 3 календарных дня: 900 руб. – взрослым, 450 руб. – студентам и пенсионерам.
Постоянным посетителям предлагается годовой абонемент: 1500 руб. на 6 посещений, 2700 руб. – на 12.
Школьники до 16 лет, а также учащиеся школ и ВУЗов художественного и искусствоведческого профиля могут посещать Михайловский дворец бесплатно.
18 число каждого месяца является льготным днем, когда за посещение не нужно платить лицам младше 18 лет и студентам. Любительская фотосъемка платная – обойдется в 500 рублей.
Билеты можно приобрести непосредственно в кассе или купить онлайн на официальном сайте Русского музея. Для этого нужно зарегистрироваться, заполнив личные и контактные данные. После оплаты электронный билет придет на e-mail, указанный при покупке. Его нужно распечатать и предъявить в кассе в день посещения, либо назвать его номер и предъявить удостоверение личности.
Как добраться
Михайловский дворец расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Если ехать на метро, то выходить нужно на станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Также из разных точек Северной столицы до Михайловского дворца можно добраться на автобусах № 3, 22, 27, 49, К212 и на троллейбусах № 5, 22.