Всем привет!
Ну вот мы и внутри. То что я увидел, меня впечатлило очень сильно.Доча конечно не дала толком гида послушать и вила верёвки, устала с нами гулять.
Позже я уже дома поискал информацию и узнал для своих сделанных фото более точную информацию.Для меня это было важно.А значит Вам покажу, а кому интересно ещё и расскажу, что получилось найти интересного в соц.сетях и не только.Фото без обработок.
Они тут не нужны.Сделано их было очень много.Мучительно выбирая, я с трудом влез в 20-ку.
Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами. Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову.
Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М. Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А.
Захаровым.
Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.
подлинник XVIII века.
Царские врата в Петропавловском соборе.
Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.
43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым.
Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы.
Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе. Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.
Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне.
По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.
В соборе у четвертого пилона правого ряда находится императорское место — небольшой невысокий помост, на котором, в случае своего присутствия в соборе на богослужении, стоял император. Над помостом — деревянная резная сень с изображением размещенных на подушке императорских регалий — короны, скипетра и меча.
Среди украшений сени вы опять увидите урны и прапорцы. С нее спускаются завесы из малинового бархата; на задней завесе, прикрывающей пилон, вышит государственный орел.
По особенностям изображения последнего можно предполагать, что императорское место, автор проекта которого неизвестен, в нынешнем своем виде было создано не ранее начала 1830-х годов и не позднее середины 1850-х годов, поскольку всадник на московском гербе, находящемся на груди орла, обращен в геральдически левую сторону (так он изображался лишь до 1856 года), а на крыльях орла помещены казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и финляндский гербы (впервые эти гербы вместе появились здесь в 1832 году).
Одиннадцать погребенных из тридцати одного — это правившие в России императоры и императрицы Романовского дома: скончавшиеся в XVIII веке Петр I, Екатерина I, Анна I, Елизавета I, Петр III и Екатерина II (в правом нефе) и скончавшиеся в XIX веке Павел I, Александр I, Николай I, Александр II и Александр III (в левом нефе).
с права покоится Пётр I.
Тридцать из тридцати двух надгробий — беломраморные с бронзовыми вызолоченными досками, где написаны имена покойных, их титулы, даты рождения и смерти и т. д.
При этом на углах надгробий, стоящих над могилами правивших в России императоров и императриц, а также супруг правивших императоров (формально — соправительниц последних), укреплены изображения государственного орла.
До 1844 года лишь над частью могил в соборе имелись низкие надмогильные памятники.
В 1844—1865 годах над семью новыми захоронениями, появившимися в соборе, были установлены первые беломраморные надгробия. В 1865—1867 годах беломраморными надгробиями заменили и большинство прежних памятников.
Текст досок на новых надгробиях Петра I и некоторых других лиц составлял крупный русский историк Н. Г.
Устрялов, автор десятитомной «Истории царствования Петра Великого», в которой, в частности, впервые были опубликованы документы, связанные с делом скончавшегося в Санкт-Петербургской крепости в 1718 году царевича Алексея — сына Петра.
Однако десять из них в 1906—1908 годах из собора убрали. Восемь надгробий сняли в связи с переносом останков восьми лиц в построенную рядом с собором Великокняжескую усыпальницу. Два надгробия у северной стены — над могилами императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны — заменили новыми, резко отличающимися по форме и материалу от всех остальных.
Новое надгробие Александра II высекли из монолита алтайской волнистой яшмы, а новое надгробие Марии Александровны — из монолита уральского розового орлеца. Изготовленные в 1888—1906 годах по проекту архитектора А. Л. Гуна, они представляют собой великолепные образцы русского камнерезного искусства конца XIX — начала XX века.
В притворе, под лестницей, ведущей на колокольню, вы можете осмотреть еще три надгробия, но уже иного типа — в виде вделанных в стену мраморных плит. Одна из них отмечает место захоронения царевича Алексея, единственного взрослого сына Петра I.
Кроме того, в средней части собора, у его северных дверей, укреплена на стене бронзовая доска с именами погребенных где-то рядом пяти детей Петра, умерших в младенчестве.
Заканчивая осмотр собора внутри, обратите внимание на развешанные по южной, западной и северной стенам точные копии некоторых из тех знамен, которые висели до революции в его средней части (скопированы знамена, являвшиеся трофеями, взятыми русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией в XVIII веке).
Следует подчеркнуть, что Петропавловский собор — это своеобразнейший пример необычайно смелого сочетания западноевропейских художественных образцов с традиционными особенностями православных храмов. Это замечательный памятник не только русской, но также и мировой художественной культуры.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.
Источник:
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
- Петропавловский собор колокольня.
- Ангел Петропавловского собора.
- Петропавловский собор.
- Шпиль Петропавловского собора.
- Петропавловский собор в Петербурге.
- Петропавловский собор в Петербурге.
- Петропавловский собор иконостас.
- Петропавловский собор интерьер.
- Петропавловский собор интерьер.
- Императорский собор.
- Петропавловский собор интерьер.
- Петропавловский собор усыпальница Романовых.
- Петропавловский собор усыпальница Романовых.
- Петропавловский собор усыпальница Романовых.
- Петропавловский собор в советское время.
- Петропавловский собор в современное время.
- Петропавловский собор в крепости.
- Усыпальница в советское время.
- Усыпальница в современное время.
- Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
- Интересные факты:
- Туристу на заметку:
- Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
- История
- Причины строительства
- Строительство и дальнейшее существование
- Архитектура
- Внутреннее убранство
- Императорская усыпальница
- Изображение собора в культуре
- Петропавловский собор Санкт-Петербурга / Исторические справки / Патриархия.ru
- Петропавловский собор в Санкт Петербурге: что нужно знать перед визитом
- Описание и история создания
- Что можно посмотреть и схема собора
- Экскурсия по достопримечательности
- Иконостас
- Царская усыпальница
- Отзывы посетителей
- Информация для посетителей
- Как добраться
- Полезно знать
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Главное сооружение Петропавловской крепости – Петропавловский собор. Это один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в. Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения.
Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами.
Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.
Петропавловский собор колокольня.
В первую очередь по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов.
Кроме того, ее строительство имело и политический смысл – она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России.
Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города. Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине.
Ангел Петропавловского собора.
Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы. Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента.
В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».
Петропавловский собор.
Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».
Хотя громоотвод и возымел желаемое действие, но над городом часто разражались «великие бури», которые гнули шпиль и портили фигуру ангела с крестом. Так, в 1829 г. во время одной такой бури ангел угрожающе накренился.
Кровельщик Петр Телушкин, без лесов, ловко пользуясь приспособлениями из одних веревок, сумел подняться на верхушку шпиля и произвести необходимый ремонт.
Этот подвиг потом повторили профессиональные альпинисты, которые во время Великой Отечественной войны закамуфлировали золоченый шпиль, чтобы он не мог служить ориентиром для фашистской авиации.
Шпиль Петропавловского собора.
В XIX в. все сильнее стали чувствоваться разрушения деревянного остова шпиля. Было решено старый шпиль разобрать и заменить деревянные конструкции на металлические.
При этом общая высота собора увеличилась на 16 м и достигла 122,5 м. По сей день Петропавловский собор является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга и одной из ведущих доминант в панораме невских берегов.
Выше его только современная телевизионная башня.
Петропавловский собор в Петербурге.
Во время путешествия по Европе Петр I обратил внимание на часы-куранты, имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же он захотел иметь и в России. Куранты исполняли церковный и монархический гимн, в советское время их механизм переделали для исполнения гимна Советского Союза, сейчас же они снова играют государственный гимн Российской империи «Боже, царя храни».
Был здесь и карильон (колокольный инструмент, на котором играет музыкант). Оригинальный карильон сняли еще в XIX в., а в 2001 г. поставили новый, воспроизведенный для Петропавловского собора в Голландии. Там на средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звонит сей колокол во славу России».
Так что теперь здесь снова можно услышать колокольные концерты.
Петропавловский собор в Петербурге.
Построенный Трезини собор отличается от традиционных старинных православных храмов. В нем явно чувствуется влияние итальянской и североевропейской архитектуры. Вместо обычного пятиглавия собор завершает только один купол.
В плане здание имеет форму вытянутого прямоугольника и является сооружением нетрадиционного для тогдашней России «зального» типа. Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью.
Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты – это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву.
Петропавловский собор иконостас.
Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира.
Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.
Петропавловский собор интерьер.
В центре – царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них — скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами.
43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников. Комиссия, принимавшая их работу, признала: «Оные святые образа написаны добрым иконным художеством из добрых красок».
Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с женой Петра Екатериной I) и Иисуса в патриаршей одежде и митре московских царей.
Петропавловский собор интерьер.
Напротив иконостаса – нетрадиционная для православных церквей резная позолоченная кафедра, предназначавшаяся для произнесения проповедей. Ее украшают статуи апостолов Петра и Павла.
У противоположного пилона находится царское место – невысокий помост, обитый малиновым бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Во время богослужения в соборе там стоял император.
Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
Императорский собор.
По традиции императоры приходили в собор после коронации, чтобы испросить благословения на царство, а при отъезде из столицы – попрощаться с могилами своих родителей. Храм сочетал в себе функции придворного и кафедрального собора, а также служил усыпальницей российских императоров и членов их семей.
Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина.
Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.
Петропавловский собор интерьер.
Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет.
После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду – могила их дочери Елизаветы Петровны.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже.
Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами. В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями.
Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заточенный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре.
И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом.
Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.
Петропавловский собор усыпальница Романовых.
Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5—6 тонн.
Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г.
была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.
Петропавловский собор в советское время.
В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем. Новая могила появилась здесь только в июле 1998 г., но не в самом соборе, а в находящемся справа от входа приделе Святой Екатерины, где в прежние времена отпевали великих князей.
Там были торжественно захоронены останки последнего российского императора Николая II, его семьи и близких людей, расстрелянных в 1918 г. в Екатеринбурге.
Но у православной церкви, несмотря на все проведенные экспертизы, есть сомнения в подлинности этих останков, поэтому местом их захоронения был выбран этот боковой придел.
Петропавловский собор в современное время.
В 2006 г. была исполнена последняя воля матери Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Она умерла в эмиграции в Дании в 1928 г. и там же была похоронена.
Но она оставила завещание, где просила, когда появится такая возможность, перенести ее прах в Петропавловский собор и похоронить рядом с мужем Александром III, что и было выполнено после согласования всех деталей между российским и датским правительством.
Петропавловский собор в крепости.
Таким образом, в соборе появилась еще одна могила. Ее легко узнать по новому блестящему мрамору и золотым украшениям. Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, где предполагалось хоронить не коронованных членов императорской семьи. Она была выстроена рядом с собором в начале XX в.
по желанию последнего русского царя (авторы проекта – архитекторы Д Гримм, А Томишко и Л. Бенуа). Благодаря умело найденным пропорциям здание усыпальницы и собор снаружи воспринимаются как единое целое.
Внутри усыпальницу украсили мрамором и золоченой бронзой, был в ней и свой алтарь с иконостасом и замечательным запрестольным витражным образом «Воскресение Христово».
Усыпальница в советское время.
В советское время судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. Она сильно пострадала от наводнения 1924 г.
, после чего ее здание и интерьер были признаны не имеющими художественной ценности. Бронзовые украшения были сняты и отправлены на переплавку, надгробия разбиты.
Позже в здании находилось книгохранилище, склад бумажной фабрики, музейная экспозиция, посвященная истории Петропавловской крепости.
Усыпальница в современное время.
В 1992 г. традиция захоронений в усыпальнице возобновилась: здесь был погребен правнук Александра II Владимир Кириллович. Туда же был перенесен прах его родителей, великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны, умерших в 1930-х гг. в эмиграции. В 2010 г.
рядом с Владимиром Кирилловичем нашла свое последнее успокоение его вдова великая княгиня Леонида Георгиевна, жившая прежде в Мадриде. В связи с возобновившимися захоронениями в усыпальнице начались реставрационные работы. Великолепный витраж из усыпальницы «Воскресение Христово», разрушенный взрывной волной во время войны, воссоздан современными петербургскими мастерами.
Временно, пока была реставрация усыпальницы, он был выставлен в отдельном помещении на выходе из собора.
Источник:
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Композиционное ядро ансамбля Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, один из главных православных храмов города, выполненный в стиле петровского барокко. Он был построен в 1712-1732 годах по проекту Доменико Трезини. В 1924 году здание собора получило статус музея, но с 2000 года в нем вновь стали проводится богослужения.
Интересные факты:
Первая деревянная церковь Святых Петра и Павла была построена на территории Петропавловской крепости в 1703-1704 годах одновременно с закладкой самого форта.
Каменный собор в стиле петровского барокко был возведен прямо на ее месте в 1712-1732 годах архитектором Доменико Трезини.
При этом отдельные элементы храма выполнялись различными мастерами — 40-метровый шпиль на здание установил голландец Харман Ван Болос, часы тоже были привезены из-за границы, позолоченный резной иконостас изготовил в Москве Иван Зарудный, также в отделке и росписи парадного интерьера храма принимали участие художники Меркульев-Поспелов, Артемьев-Протопопов, Воробьев, Негрубов, Зыбин, Матвеев, Гзель, Ярошевский, Захаров и многие другие. Внутри собора было оборудовано особое царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом.
Внешний вид Петропавловского собора не похож на прочие русские церкви и более напоминает западный храм — стенами, окнами, отсутствием пятиглавия. И одно время он даже задавал новую церковную моду, но в середине XVIII века традиция строить в России подобные храмы прекратилась.
Высокая колокольня собора имела и вполне прикладное военное значение, с нее было удобно наблюдать за вероятным приближением вражеских войск к стенам крепости.
До освящения нынешней версии Исаакиевского собора в 1858 году Петропавловский собор имел статус кафедрального при Санкт-Петербургской епархии.
Начиная с Петра I здесь покоятся все императоры и императрицы до Николая II включительно, за исключением Петра II и Ивана VI.
Почти все надгробия оформлены беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами, а императорские — дополнительно украшены двуглавыми орлами.
Собор также является памятником русской воинской славы, здесь находятся многие военные трофеи, например, такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны и прочих войн.
После революции 1917 года Петропавловский собор закрыли, в 1924 году он стал музеем, но с 2000 года в соборе возобновилась богослужения — сначала только по праздничным дням, а потом и более регулярные.
Изображение Петропавловского собора находится на заднем плане 50-рублевой российской банкноты.
Золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела считается одним из главных символов и архитектурной доминантой города, и вплоть до 2012 года Петропавловский собор с высотой 122,5 м оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, пока не уступил пальму первенства двум новым жилым небоскребам.
Здание Петропавловского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Источник:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.
До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.
История
Причины строительства
В 1703 году Пётр I заложил на берегу Финского залива Петропавловскую крепость. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени.
Читайте также: Фото Смольный (14 фото)
Стремясь усилить главенствующее положение молодой столицы среди городов России, государь задумал новое строение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни.
Новый храм должен был стать самым значительным сооружением столицы и находиться в самом сердце Петропавловской крепости.
Строительство и дальнейшее существование
Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра Г. А. Качалова.
Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости.
Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.
30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни.
Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году. Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.
Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.
С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году нынешнего Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство.
В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. На колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.
В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (архитектор К. А. Тон, инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников).
Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора.
Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции. После этого высота постройки увеличилась на 10,5 метров.
В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны.
В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.
В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.
С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр (Фёдоров), являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.
Архитектура
Ангел на шпиле Петропавловского собораВид на собор с крыши монетного двора
По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра
Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П.
Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа — портика.
Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом.
Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах.
Над крышей располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.
Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.
Колокольня, помимо всего прочего, является ориентиром в городе. Петропавловский собор, высота которого — 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.
Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.
Внутреннее убранство
Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.
Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили И. Росси и А. Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы художниками Г. Гзелем, В. Ярошевским, М.
Захаровым, В. Игнатьевым, И. Бельским, Д. Соловьевым, А. Захаровым[неавторитетный источник? 412 дней] . Пространство собора освещается пятью люстрами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя.
Люстра, висящая перед алтарём является подлинником XVIII века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.
Царские врата в Петропавловском соборе
Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.
43 иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М. А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба.
Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы. Иконостас был изготовлен в Оружейной палате Кремля, по частям привезён из Москвы, а смонтирован в соборе.
Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.
Это необычное сооружение напоминает триумфальную арку, открытую со всех сторон и выражающую в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне.
По бокам от центральной иконы Воскресения Христова находятся изображения Давида и Соломона, а на верху — ангелы вокруг Господа Саваофа. Сквозь ажурные царские врата видена золочёная сень, поднятую над престолом на четырёх витых колоннах.
Карильон колокольни собора
Напротив алтаря у левой колонны находится позолоченная кафедра для произнесения проповедей, украшенная резьбой и статуями апостолов Петра и Павла и четырёх евангелистов. Симметрично кафедре — у правой колонны располагается царское место, предназначенное для императора и снабжённое атрибутами монархической власти: скипетром, мечами и короной.
Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.
Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.
На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.
Императорская усыпальница
Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна Алексеевича.
Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице.
В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715).
Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.
После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года.
В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров.
В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами.
Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике.
В 1887—1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца.
13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю.
В тот же день члены Историко-патриотического объединения «Русское Знамя» в присутствии съёмочной группы «600 секунд» совершают попытку торжественного возложения цветов к надгробию Александра II в Петропавловском соборе.
Милицейская охрана Музея истории города пыталась помешать проведению этой акции, ссылаясь на инструкцию, разрешавшую возложение цветов только к надгробию Императора Петра I, демонстративно сбросила цветы на пол[неавторитетный источник? 412 дней] .
Репортаж о скандальном происшествии в стенах Петропавловского собора был показан в программе «600 секунд», что послужило поводом к возбуждению общественного мнения о необходимости пересмотра действующих в музее правил и возвращения Петропавловского собора Церкви.
17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.
28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.
Изображение собора в культуре
Собор и крепость с противоположного берега Невы
- В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится одноимённый собор, который венчает уменьшенная копия ангела Петропавловского собора.
- Петропавловский собор изображён на заднем плане лицевой стороны 50-рублёвой российской банкноты.
- Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.
Источник:
Петропавловский собор Санкт-Петербурга / Исторические справки / Патриархия.ru
12 июля 2013 г. 14:57
Петропавловский собор с момента своего создания стал одним из главных символов северной столицы России. И сегодня золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела — самое высокое архитектурное сооружение Петербурга. Его высота 122,5 метра.
Первая деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла была заложена в крепости, основанной Петром I на Заячьем острове через месяц после основания города в 1703 году.
Читайте также: Хостел Друзья на Литейном, Литейный пр-т, 61
Скромный храм простоял недолго, в 1712 году Петр положил основание каменному собору в стиле барокко. Его автором стал Доминико Трезини, итальянский архитектор, ведавший строительством крепости. Возведение собора заняло 21 год.
12 июля (по новому стилю) 1733 года храм был освящен архиепископом Феофаном Прокоповичем в присутствии Синода и Императорского Двора.
Петропавловский собор — как главный храм столицы и придворный собор — строился под непосредственным наблюдением самого царя.
И хотя Петр I не дожил до завершения строительства и освящения храма, в нем проявился и художественный вкус, и мировоззрение самого императора.
Архитектура и убранство Петропавловского собора стали образцом для всего храмового строительства северной столицы, а впоследствии и для всей России первой трети XVIII века.
По замыслу Петра, колокольня Петропавловского собора стала архитектурной доминантой и композиционным центром города. Вознесшийся над берегами Невы золоченый шпиль должен был всем приближающимся к столице показать величие России и прочность ее позиций на Балтике. Новая русская столица развернулась лицом к Западной Европе и заимствовала новые архитектурные формы.
Резной иконостас в виде триумфальной арки считается признанным шедевром декоративного искусства барокко. Он был создан по чертежу Доменико Трезини мастерской зодчего и скульптора Ивана Зарудного в 1722-1726 годах. Иконы для иконостаса были выполнены московским мастером А. Поспеловым.
Напротив алтаря расположены позолоченная кафедра с фигурами святых апостолов и царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом. В соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи.
К святыням храма относится образ святого апостола Петра, написанный Симоном Ушаковым.
С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 году Петропавловский храм стал кафедральным собором. Этого статуса он никогда официально не был лишен, даже когда в XIX веке митрополичья кафедра была перенесена в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы.
По указу Петра I, собор стал усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Еще при жизни основателя северной столицы здесь были похоронены малолетние дети Петра. А в 1731 году в еще недостроенном соборе у южной стены был похоронен и сам Петр Великий.
Место, где находится его надгробие, было выбрано самим государем. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI.
Всего в усыпальнице к концу XIX века находилось 46 захоронений, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров.
В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от прочих и выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца.
В 1901 году к востоку от собора была заложена Великокняжеская усыпальница, которую в стиле барокко возводил архитектор Бенуа по эскизному проекту Гримма. Здесь находился и третий престол собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. После революции все могилы и церковный престол в усыпальнице были уничтожены; в здании долго размещалась экспозиция Музея истории города.
В мае 1992 года в Великокняжеской усыпальнице после многолетнего перерыва был погребен великий князь Владимир Кириллович Романов, затем перенесен прах его родителей и началось постепенное восстановление утраченных надгробных плит.
Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 2006 году, когда из Копенгагена был перенесен прах императрицы Марии Феодоровны, супруги императора Александра III.
Петропавловский собор играл важную роль в жизни столицы Российской империи. В нем проходили важнейшие церковные и государственные церемонии, торжественные молебны. Здесь часто служили панихиды в присутствии членов императорской семьи.
В 12 часов залп пушки с Петропавловской крепости напоминал жителям города на Неве о наступлении полдня.
В соборе, который стал памятником русской военной славы, хранились военные трофеи российской армии, включая такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны, а также ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией.
Колокольню собора украшают часы с курантами. Бой часов сопровождался игрой на находившихся при часовом механизме клавикордах. Сегодня на четырех уровнях башни установлены 103 колокола, 31 из которых относятся к голландскому карильону 1757 года.
С 1990-х годов в Петропавловском соборе стали регулярно проходить панихиды по российским императорам.
Первое архиерейское богослужение с прямой телевизионной трансляцией в Петропавловском соборе состоялось в 1999 году в праздник Рождества Христова.
А в 2009 году в престольный праздник состоялось первое в истории собора Патриаршее богослужение, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Ныне существующий приход благословлен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром с 2001 года. Настоятель собора — архимандрит Александр (Федоров).
В Императорском Петропавловском соборе служатся царские панихиды в дни памяти российских государей, проходят постоянные богослужения по согласованию с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга.
12 июля 2013 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, исполнилось 280 лет со дня освящения Петропавловского Императорского собора Санкт-Петербурга. К этому дню была завершена реставрация уникального иконостаса и фасадов собора, обновлен лепной декор выдающегося памятника архитектуры XVIII века. Божественную литургию в праздничный день в храме возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
Пресс-центр Оргкомитета 300-летия Александро-Невской лавры/Патриархия.ru
Источник:
Петропавловский собор в Санкт Петербурге: что нужно знать перед визитом
Уважаемые посетители, приветствую Вас на нашем сайте!
Петербург — уникальный город с умопомрачительными видами, шикарными достопримечательностями и увлекательнейшими музеями. О некоторых я уже рассказывал здесь, здесь и здесь.
Сегодня в этой статье я хотел бы представить информацию о самом старом петербургском храме, являющимся символом города и одной из его главных достопримечательностей. Очутившись в Петербурге, вы сможете сравнить вид собора с его изображением на 50-рублевой купюре.
Описание и история создания
Петропавловский собор в Санкт Петербурге является самым красивым зданием, входящим в ансамбль Петропавловской крепости. О ней я уже рассказывал в этой статье.
Строительство его начиналось практически в то же время, когда был основан сам город.
В 1703 году согласно приказу Петра I осуществили закладку деревянной церкви, а спустя десятилетие архитектор Доменико Трезини предложил проект по закладке Собора на этом месте.
Он получил название Собора Петра и Павла, в честь святых апостолов. Продолжительность строительства составила 19 лет. Торжественное освящение храма датируется 28 июня 1733 года.
1756 год стал очередной вехой в истории храма. В результате загорания, вызванного ударом молнии, здание было частично разрушено, в частности, требовалось восстановление шпиля и установленных на нем курантов. Только спустя 20 лет удалось заново установить часы.
В 1924 году Петропавловский собор получил статус музея, а с 1999 года произошло возобновление богослужений.
Что можно посмотреть и схема собора
Здание Петропавловского собора обладает формой прямоугольника, который с помощью могучих пилонов делится на 3 нефа. Внутри храм отличается наличием больших колонн и огромных хрустальных люстр, что делает его похожим на торжественный дворцовый зал.
Уникальной частью здания является наличие колокольни, выступающей местом расположения курантов и шпиля, а также ангела с крестом.
Первоначально высота колокольни составляла 106 метров, однако после пожара, когда деревянную конструкцию шпиля заменили металлической, она высилась на 122,5 метра.
Позолоченный ангел, помещенный на шпиле здания, выступает также флюгером.
Чтобы посмотреть схему собора и список всех захоронений в нем переходите вот по этой ссылке funeral-spb.ru/necropols/ppk/map.html
А на этой схеме вы можете увидеть расположение самого собора на территории крепости.
Экскурсия по достопримечательности
Пройдя внутрь через Главный вход, вы сразу попадаете в храм. Потолок его украшают картины с изображениями различных евангельских сюжетов. Наличие больших пышных люстр придает торжественный облик убранству.
Иконостас
Уникальным элементом Петропавловского собора является наличие позолоченного резного иконостаса. Высота его составляет примерно 20 метров. Руководство изготовлением сооружения осуществлял архитектор И. Зарудный. Материалом для изготовления декоративных деталей и скульптурных элементов иконостаса послужила липа, а для каркаса конструкции использовалась лиственница.
По форме иконостас имеет схожесть с триумфальной аркой. В качестве композиционной основы его выступают 5 киотов большого размера. Пышная резьба и позолота украшают иконостас.
Царская усыпальница
Историческое значение Петропавловского собора заключается в том, что он является усыпальницей царской династии.
Захоронения практически всех представителей династии Романовых располагаются перед иконостасом. Для оформления погребений использовался белый мрамор.
В народе считается, что, прочитав молитву у надгробия императора Павла I, можно уберечь себя практически от любых бед.
Отзывы посетителей
Петропавловский собор, как самый старый храм в Петербурге, обладает интересной многолетней историей, следовательно, мало кого может оставить равнодушным. Экскурсии и выставки, проводимые здесь, позволят получить бесценную информацию, ознакомиться с материалами, дошедшими до нашего времени сквозь многие десятилетия.
Кроме того, само здание своим объемом и пространством, внутренним и внешним убранством поражает воображение. Благодаря посещению Петропавловского собора вы сможете погрузиться в атмосферу 18 века и прочувствовать всю историческую значимость этого места.
Информация для посетителей
График работы Петропавловского собора:
Собор открыт каждый день с 10:00 до 18:00. По вторникам кассы и экспозиции закрываются в 17:00. В воскресенье открытие осуществляется в 9:00. Стоит также учитывать, что в дни проведения богослужений время работы собора может быть изменено.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Соборная площадь, 1.
Цена билетов: для взрослых составляет 450 рублей, для учащихся – 250 рублей, для пенсионеров – 200 рублей.
Льготные и бесплатные билеты могут быть приобретены только при наличии документов, подтверждающих такое право. Однако наличие бесплатного билета не наделяет человека правом на экскурсионное обслуживание.
Индивидуальное экскурсионное обслуживание группы, включающей не более чем 6 человек, составляет 500 рублей. При этом посетители должны иметь входной билет. Продолжительность экскурсии – 1час 30 минут.
Официальный сайт: spbmuseum.ru
Как добраться
Посмотреть, где находится Петропавловский собор, можно на карте. Ближайшей станцией метро является «Горьковская». От нее идти по Александровскому парку в сторону Кронверкской набережной, перейти на ее противоположную сторону. После перехода через мост вы окажетесь у входа в ансамбль Петропавловской крепости.
Также добраться можно на станции метро «Спортивной» и «Петроградской». От первой до собора идут трамваи №6 и №40, а от второй вы доедете до места назначения на автобусе №46 или маршрутном такси №46, №76.
Полезно знать
Обратите внимание, что осуществление фото- и видеосъемки при посещении временных выставок запрещено.
Если вы относитесь к категориям граждан, для которых предусмотрены льготные или бесплатные билеты, обязательно возьмите с собой соответствующие документы.
Так как имели место случаи мошенничества при продаже музейных билетов, в настоящее время приобрести их можно исключительно в кассах музея. Электронная продажа билетов не ведется.
Ну и на закуску пару интересных статей о нашем путешествие по Санкт-Петербургу:
- Музеи Санкт-Петербурга
- Дворцы Санкт-Петербурга
Друзья, творческих вам успехов, счастья и побольше времени на отпуски и путешествия!
С уважением, автор блога Виктор Коровин!
Источник: