07.02.2022
Нестабильная общественно-политическая обстановка в Петрограде, имевшая историческое значение для всей страны, не могла не влиять на прочие сферы жизни. В связи с беспорядками резко сократилось строительство.
Примечательным с архитектурной точки зрения объектом, выстроенным в течение 1917 года, является лишь многоэтажный «доходный дом» на пересечении Каменноостровского и Большого проспектов (Большой пр.
, 75) — в его облике воплощены мотивы средневековых башен.
Монумент «Борцам революции»
В том же 1917 г. (24 марта) на Марсовом поле был заложен памятник борцам революции; основана крупнейшая в мире Макаронная фабрика (которая в настоящее время размещается на Московском проспекте, 144).
Вместе с тем, обе революции дали «зелёный свет» всевозможным преобразованиям и нововведениям. Так 10.11.1917 было учреждено издательство Петросовета (впоследствии — Лениздат); придворный императорский оркестр переименован в Государственный (с 1921 г. он стал называться Государственным Симфоническим оркестром Филармонии). С 1917 г.
ведет свою историю и старейшая киностудия страны — «Ленфильм», жизнь которой началась с создания Киноподотдела во Внешкольном отделе Государственной комиссии по просвещению. (До 1936 г.
, когда стало применяться название «Ленфильм», студия сменила множество наименований: «Киносов», «Совзапкино», «Ленинградкино», «Совкино», «Росфильм», «Союзфильм» — это всё одна студия).
Каземир Малевич
Событиями в культурной жизни Петрограда в 1917 г. стали: образование в апреле Союза деятелей искусств (литературную курию в нём возглавил известный поэт-символист Ф. Сологуб); открытие Всероссийской книжной палаты, организованной известным литературоведом, руководителем Пушкинского кружка С.А. Венгеровым (палата начала работу 16 мая и функционировала до 1920 г.); открытие 28 октября 1-й выставки Общества А. Куинджи; опубликование поэмы А. Блока «Возмездие» (в январской выпуске «Русской мысли»); издание драматических произведений Н. Гумилёва «Дитя Аллаха» и «Гондолы».
Даже в страшном голодном и кровавом 1918-м, когда, казалось, все были озабочены только физическим выживанием, петербургская интеллектуально-творческая «закваска» всё равно давала себя знать.
Бунтарские идеи новой власти, обещавшей свободу творчества, материализовались в разных видах искусства — наступал звездный час русского авангарда. Управление в художественной жизни взяли в свои руки мастера левого направления.
Вместо закрытой ими Академии художеств (оплота классического искусства) было учреждено новое учебное заведение — Свободные художественные мастерские. Художник-супрематист К. Малевич в 1918 г. открывает в Петрограде Музей живописной скульптуры. (В Москве подобный музей был создан только год спустя).
Произведения искусства, которые недавно вызывали недоумение или даже возмущение жителей столицы теперь приветствуются, т.к. отражают общее настроение текущего момента — протест против всего традиционного, устоявшегося. Художественные выставки авангардистов проходили на Невском.
Воодушевлённые словами В. Маяковского, провозгласившего: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры», художники-авангардисты к 1 мая 1918 г.
(объявленного новым государственным праздником — Днём солидарности трудящихся) украсили город на свой вкус — на стенах дворцов и крупнейших зданий повисли громадные панно, памятники императорам покрылись кумачовыми полотнищами. От этого город стал походить на гигантскую цирковую арену.
Новые веяния захватили даже фарфор. На бывшем императорском фарфоровом заводе С. Чехонин, Н. Альтман, А. Щекотихина-Потоцкая и М. Лебедева создают новые орнаменты и сюжеты для росписи.
Например, супрематические искания Малевича придали привычной посуде совершенно непонятные динамичные формы. Вместо традиционных пастушек и Коломбин Н.
Данько воплощает в миниатюрных фигурках из фарфора образы революционного матроса, женщины-агитатора и др. героев новой действительности.
Текст подготовила Анна Тирле
- Клуб на колесах отправился развозить культуру в массы — новости Владимирской области
- Культуру – в массы? | Журнал Neue Zeiten
- Культуру — в массы!
- Материалы культурологической дискуссии «Массовая и элитарная культура»
- Катя Макеева: Я думаю, что нет такого человека, который бы восхищался бы только элитарной культурой и вообще не воспринимал бы массовой. Их граница не всегда четко обозначена, и человеку порой трудно понять, почему именно ему так нравится тот
- фильм,
- Поэтому я хочу «заступиться» за массовую культуру!
- Культуру в массы!: Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости
Клуб на колесах отправился развозить культуру в массы — новости Владимирской области
Клуб на колесах отправился в путь по Ополью. Новенькая «ГАЗель» пополнила автопарк районного Центра культуры и досуга в Юрьеве-Польском.
Она присоединилась к пяти специализированным автобусам, колесящим по деревням и сёлам Владимирской области с творческими коллективами на борту.
Первые автоклубы для развития культурно-досуговой деятельности появились в регионе весной прошлого года. Их получили Александровский, Камешковский, Кольчугинский, Петушинский и Суздальский районы.
— Такие машины в первую очередь получают муниципальные образования с наиболее высокими показателями выездного опыта работы – в тех небольших населённых пунктах, где нет своих клубов, — объяснила директор областного департамента культуры Алиса Бирюкова.
– В 2018 году область получила грант на эффективное социально-экономическое развитие, и, откликнувшись на многочисленные просьбы районов, мы приняли решение о покупке пяти автомобилей для возобновления работы передвижных автоклубов. Пять машин есть, но понятно: у нас 21 муниципальное образование, и потребность в таком транспорте всё ещё велика.
Поэтому в рамках одного только регионального бюджета мы собираемся приобретать, как минимум, по одной такой машине в год.
Цена одного такого клуба на колесах — около 2 миллионов рублей.
Каждый клуб на колесах индивидуально комплектуют в соответствии с заявкой той организации, которая принимает новую машину. Например, в Юрьеве-Польском попросили увеличить базу до 13 посадочных мест, оборудовать автобус подсветкой в салоне, кондиционером, а также сиденьями с опускающимися спинками.
Кроме того, в нем есть вешалка для концертных костюмов – теперь они точно не помнутся в пути. Для того чтобы считаться настоящими передвижными клубами, подобные машины несут на борту мобильный, но мощный комплект звуковой аппаратуры, а также генератор, чтобы запитать всё электрическое оборудование.
— Я ведь с 1983 года работаю в Юрьев-Польском районе именно по линии автоклубов, для меня это родное, – делится воспоминаниями руководитель районного Центра культуры и досуга Павел Пантелеев. – Бывало ведь как: приезжаешь, а надо ещё найти, куда киноэкран повесить, где от 220 вольт запитаться.
Мы в самую страду прямо на полевые станы выезжали к земледельцам: вот идут они на обед, а у нас палатка брезентовая на 20 человек. Генератор военный. В автобусе 16-миллиметровый кинопроектор, в палатке экран висит – так и показывали.
Обязательно зайдут минут на пятнадцать посмотреть – особенно киножурнал «Фитиль» любили.
— А сегодня селяне ждут автоклубы? Ведь по телевизору теперь чего только не увидишь! Неужели даже кино посмотреть к вам ходят?
— Ещё как ждут! И на просмотр фильмов ходят: вот недавно «Любовь и голуби» с удовольствием смотрели. Это ведь не одному дома посмотреть – тут люди вместе собираются. Вместе посмеются, вместе погрустят, обсудят, пообщаются.
А уж про творческие коллективы и говорить нечего – мы с начала года более двухсот выездов на село сделали! Созваниваемся со старостами деревень, объявляем дату приезда, и нас ждут! А ведь учреждений культуры нет не только в деревнях, но даже в некоторых больших сёлах – в Небылом, например. Когда ещё этот клуб восстановят? Вот нас люди и ждут.
— А на чём же вы ездили до появления вот этого автоклуба?
— На грузопассажирской «ГАЗели» и древнем «пазике». Детский ансамбль, например, на нём уже проблематично вывозить.
— А многие коллективы смогут воспользоваться новым транспортом?
— Да все, которые работают в районном центре.
Это и «Напевы Ополья» — один из самых известных наших народных коллективов, это и молодёжный ансамбль «Юрьев День», это и хор «Ветеран» — знаменитый наш хор, которому в этом году исполнилось 90 лет, это и «В добрый час» — взрослый эстрадный ансамбль, это и театр-студия «Созвездие», и наша «Россияночка», и хореографические коллективы — у нас все мобильные.
— А на таком автобусе и в другую область не стыдно приехать?
— Совершенно верно. Мы ездим и по России – буквально в июне ансамбль «Напевы Ополья» представлял Владимирскую область в Чувашии на Дне республики. И уже не в первый раз.
Хорошо, когда мечты сбываются. И совершенно логично на месте сбывшихся появляются новые – это естественный катализатор жизни. Щёлкнули ножницы, перерезана красная ленточка, ключи от нового автоклуба добрались, наконец, до водителя.
Да и новая мечта не заставила себя ждать – это мобильная сцена, которую можно развернуть минут за двадцать. Кстати, в департаменте культуры рассчитывают приобрести большие машины с мобильной сценой и звуковым оборудованием в 2021 году.
Во всяком случае, федеральные деньги на это уже запланированы.
Ранее «Призыв» сообщал, что во Владимирской области будет создана сеть модельных библиотек. На эти цели из федерального бюджета выделят около 20 миллионов рублей. Преобразятся три библиотеки: центральная районная и детская районная библиотеки Селивановского района и Григорьевская библиотека — филиал Межпоселенческой центральной библиотеки Гусь-Хрустального района.
Олег Беспалов
Фото автора
Культуру – в массы? | Журнал Neue Zeiten
Александр Гальченко
В номере: 01 (103) январь 2010
Читатели старшего поколения, наверное, еще не забыли этот лозунг (без вопросительного знака, разумеется) времен развитого социализма. Тогда он на практике означал обязательную подписку на профессиональные («Гудок», «Строительная газета») или общественно-политические («Пионерская правда», «Комсомольская правда» и т.д.
) издания, обязательное – хотя бы один раз в году – посещение школьниками и студентами театральных спектаклей, а также соблюдение внешних приличий, «подкрепленных» различного рода запретительными надписями и … практически полным отсутствием общественных туалетов в больших и малых городах.
Что особенно «способствовало» «культурному» поведению во время массовых народных гуляний и революционных праздников.
С туалетами в Германии, к счастью, все в порядке, а вот интерес у широких народных масс к культуре в последнее время возрос чуть ли не лавинообразно. Правда, исключительно к культуре поведения в обществе. Или – к правилам хорошего тона.
Карьерный рост и не только…
Социологи считают, что наблюдающийся в последние годы в Германии поистине беспрецедентный всплеск интереса к правилам поведения в обществе – следствие «бесцеремонных» десятилетий: сейчас к порогу карьеры подходят те, кто вырос в семьях шестидесятников, принципиально отрекавшихся от «буржуазных предрассудков». Детям «леваков» приходится сегодня отдуваться за грехи не только собственной, но и родительской юности.
Читайте также: Гостиница «россия» спб: отзывы, описание, фото
Ведь знание правил этикета – залог успеха в карьере. Обладатель (или обладательница) элегантных манер уверены в себе, а таких любят не только начальство, но и противоположный пол. И это – лишь два аргумента в пользу того, чтобы не полениться (или не постыдиться) наверстать упущенное когда-то родителями.
- Конечно, и сейчас можно годами ходить в одних и тех же джинсах, утолять голод исключительно бутербродами и не утруждать себя тщательным подбором костюма, как и легкостью обращения с ножом и вилкой.
- Можно… Если работа фрезеровщика или рабочего на стройке является пределом жизненных мечтаний.
- Немецкий барон и русские аристократки
Барон Адольф Книгге (Adolph Knigge) стал в XVIII веке первым, кто написал книгу о хороших манерах. Его наставление юношеству «Об обхождении с людьми» пропагандирует взаимную вежливость как универсальный язык общения различных сословий. Именно Книгге распахнул двери в высшее общество представителям других сословий, нарушив тем самым многовековую монополию дворянства на изящество манер.
Сегодня, к сожалению, мало кто вспоминает о том, что барон написал не столько справочник по этикету, сколько философско-социальный труд о взаимоотношениях людей и устройстве общества: не зря же он был «настольным автором» Карла Маркса.
Естественно, многое во взглядах барона со временем устарело, но не четыре основных принципа человеческих взаимоотношений: доброжелательность, готовность помочь, терпимость, уважение к интимной сфере другого человека.
А в двадцатые годы прошлого века бежавшие от большевистского режима русские аристократки основали в Берлине первые школы хорошего тона. Сегодня вряд ли кто-то помнит хотя бы фамилии тех строгих дам, но дело их живет и даже побеждает.
Отличная бизнес-идея
Практически в любом книжном магазине на слово «манеры» компьютер выдает около двух сотен названий.
От совершенно строгого «Справочника хороших манер», написанного гранд-дамой немецкого света, княгиней Глорией фон Турн унд Таксис (Gloria von Thurn und Taxis), до книг с игривыми названиями или совсем уж развязной «Поведенческой библии» берлинской тусовщицы Арианы Зоммер (Arianne Sommer), вполне серьезно считающей, что «если вы не можете найти хотя бы пары доброжелательных слов для того, кого находите утром в своей постели, вам лучше в следующий раз перейти на самообслуживание». Согласитесь, не столько книга о хороших манерах, сколько рекомендация регулярно посещать секс-шоп.
Тем же, кто нуждается в наглядной иллюстрации сухой теории, рекомендуются практические курсы хороших манер: например, тот, что по весьма умеренной цене в 31 евро (а для студентов и пенсионеров и вовсе 17,50) за двухдневное занятие предлагает берлинский «народный университет» (Volkshochschule).
Преподаватель Анне Кройхи (Annе Kraeuchi) ставит перед собой непростую задачу: за считанные минуты выявить «слабые места» в воспитании четырнадцати участников семинара.
Начинается занятие следующим образом: участники разбиваются на пары и… протягивают друг другу руки. Рукопожатие должно быть крепким, но не слишком сильным.
«Дохлая рыба» – так на сленге преподавателя называется вялая, безвольная рука – говорит о вашей неуверенности. Слишком сильное рукопожатие – напротив, о властности или даже высокомерии.
Особого внимания заслуживает и «Словарь заблуждений этикета», составленный Нандин Майден (Nandine Meyden), которая считается в Германии главным специалистом в этой области и ведет курсы этикета для топ-менеджеров, политиков и звезд шоу-бизнеса.
Разумеется, какие-то правила поведения из 150-ти, о которых говорится в книге, известны почти каждому: например, то, что проходить к своему месту в театре или в кинотеатре нужно обязательно лицом к другим зрителям, или то, что нельзя в ресторане макать хлеб в соус, оставшийся на тарелке.
Но, например, ответ на вопрос о том, должен ли мужчина сначала помочь надеть пальто своей спутнице и только потом одеться сам, или наоборот, занимает в «Словаре заблуждений этикета» несколько страниц. И ответ этот вовсе не однозначен.
Студенты – тема сложная
Сегодняшних студентов немецких университетов особо модными или благовоспитанными назвать трудно. Одежду они выбирают по принципу удобства, не особо утруждая себя соблюдением приличий.
Оказавшись летней порой рядом с университетом, невольно ловишь себя на мысли, что находишься на пляже или в турпоездке. Не хватает разве что шезлонгов и коктейлей с трубочками. Народ ходит во вьетнамках, «мыльницах», майках, топах – разноцветная, разношерстная, но по-летнему одинаковая толпа.
Проблема того, что настоящий джентльмен вначале должен одеться сам, а уж затем подавать пальто даме, их вряд ли волнует. Чего не скажешь, например, об интимной сфере.
Так, по данным Немецкого общества содействия учащимся ВУЗов (Deutsches Studentenwerk), бóльшая часть студентов в Германии – 52 процента – имеют постоянного партнера.
При этом официально зарегистрированные отношения, согласно данным социологов, теряют популярность. Если в 1973 году 20 процентов студентов немецких ВУЗов состояли в браке, то сегодня это лишь 5 процентов.
Хотя отсутствие «штампа в паспорте» вовсе не мешает им делить общую жилплощадь: четверть студентов в Германии живут под одной крышей со своим партнером.
Согласно же результатам опроса, проведенного несколько лет назад по заказу журнала Playboy в 15 ВУЗах Германии, самую активную сексуальную жизнь ведут студенты-медики. Более четырех процентов будущих врачей утверждают, что занимаются сексом ежедневно. В первую тройку «секс-активистов» вошли также германисты и информатики.
Студенты-информатики отличились и по количеству сексуальных партнеров. Каждый пятидесятый учащийся факультетов вычислительной техники утверждает, что за предшествующий год сменил более 20 партнеров по сексу. Самыми же неискушенными в амурных делах оказались студенты берлинского Технического университета: 8,5 процента признались, что слово «секс» знакомо им лишь в теории.
Практически каждая десятая студентка хотя бы один раз состояла в интимных отношениях с преподавателем ВУЗа. Причем четверть из них делали это из корыстных побуждений: ради хорошей оценки. Или, правильнее сказать, четверть опрошенных откровенно в этом признались. Подавляющее же большинство остальных, возможно, слегка «поскромничали».
В ходе опроса выяснилось также, что для 40 процентов студентов занятие сексом в машине является не менее привлекательным, чем в постели. И на первом месте по качеству комфорта для занятия сексом, по мнению студентов, стоит Volkswagen.
Так и хочется воскликнуть вслед за классиком: «О, времена! О, нравы!».
Правда, студенческая жизнь рано или поздно заканчивается. И секс в автомобиле позднее частенько вытесняется желанием сделать головокружительную карьеру…
В общем, курсам хороших манер, как двухдневным, так и более продолжительным, суждена, похоже, долгая жизнь. Хотя появление новых практических пособий по совращению университетских профессоров или «сексуальных» преимуществах той или иной модели автомобиля тоже исключить нельзя.
«Улица» с двусторонним движением
Сегодня, по мнению большинства социологов, с одной стороны, происходит модернизация и упрощение старых правил, которые становятся все более демократичными, применимыми к повседневной жизни непричастных к высшему свету особ.
Этикет вбирает в себя социальные достижения последних лет: скажем, изменение роли женщины и, соответственно, семейных и финансовых отношений. Нет ничего дурного, если Вы, будучи дамой, заплатите за чашку кофе, которую выпил Ваш приятель.
Правда, не следует это все-таки вводить в систему.
С другой стороны, идет культивирование и облагораживание того, что еще совсем недавно считалось «отсутствием всяких манер»: скажем, товарищеское «ты» среди коллег в Германии давно не считается неуместным панибратством.
Одним словом, правила хорошего тона существуют не для того, чтобы усложнить жизнь, а для того, чтобы сделать ее проще и приятней. В разумных пределах, разумеется.
Культуру — в массы!
Всероссийский театральный марафон привез в столицу Коми не только яркие постановки, но и уникальные мастер-классы. Актерские техники перевоплощения, секреты изящных па, голосовые тренинги — стать еще ближе к театру смогли юные дарования.
В Сыктывдинском районе построят новую газовую котельную
Об этом стало известно во время «прямой линии» в Госсовете Коми. Она была посвящена вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Министр строительства и ЖКХ Коми, общественники, депутаты и представители профильных ведомств в течение часа отвечали на звонки жителей региона – всего их поступило шесть. Первой дозвонилась жительница Пичипашни. Женщина отметила, что один кубометр воды для них на шесть рублей дороже, чем в самом Выльгорте. Пожаловалась она и на слабое отопление в доме, и некорректную работу котельной. Игорь Кузьмичёв отметил, что в МинЖКХ прорабатывают вопрос модернизации имеющихся котельных и строительства новой.
Впервые в Коми число заболевших коронавирусом за сутки перевалило за тысячу
Диагноз подтвердили у 1033 пациентов. Госпитализировали 154 человека, двое скончались. Выписали 324 жителя республики. И сегодня – 1 февраля – вступает в силу запрет на работу не привитым сотрудникам из декретированных коллективов. Постановление главного санитарного врача Коми Людмилы Глушковой относит к этой категории работников сфер образования и здравоохранения, соцзащиты и социального обслуживания, торговли и питания, транспорта общего пользования и такси, бытовых услуг, салонов красоты, косметических и СПА-салонов, массажных кабинетов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов и бассейнов.
Ушел из жизни Валерий Потолицын
Государственный деятель, несколько раз он избирался депутатом, а затем и заместителем Председателя Верховного Совета Коми, председателем комитета по законодательству и депутатской этике. Внес большой вклад в разработку и принятие законодательства в области местного самоуправления. Родился Валерий Потолицын в селе Парч Усть-куломского района. Закончил Свердловский мединститут по специальности хирург. 14 лет проработал заведующим хирургическим отделением Усть-Вымской ЦРБ.
На стыке духовного и светского. Фотохудожник Анжелика Штепа готовит новый проект – «Соль души».
Читайте также: Основание Александро–Невского монастыря
Он посвящен истории Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря. В своих работах автор планирует отобразить свое художественное видение монашества в фото инсталляциях. Это будет серия портретов, которые в апреле сыктывкарцы и гости столицы увидят в центре культурных инициатив «Югöр».На стыке духовного и светского. Фотохудожник Анжелика Штепа готовит новый проект – «Соль души». Он посвящен истории Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря. В своих работах автор планирует отобразить свое художественное видение монашества в фото инсталляциях. Это будет серия портретов, которые в апреле сыктывкарцы и гости столицы увидят в центре культурных инициатив «Югöр». #новости коми#главные новости#республика коми#фотохудожник#проект#соль души
Материалы культурологической дискуссии «Массовая и элитарная культура»
- КРУГЛЫЙ
СТОЛ - «НУЖНА ЛИ МОЛОДЕЖИ ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА?»
- 15
октября 2021 года. - Участвуют ученики 9-11 классов – члены самоуправления
лицея «Союз лицеистов».
Ведущая — Нигаметзянова М.Ф. (учитель истории).
Марина Фаритовна: Культура является важной частью любого общества, связующей нитью между поколениями. Современная культура очень разнообразна, у нее множество лиц и масок: существует
культура элитарная и культура массовая, лже-элита и лже-культура.
Всегда ли является ценностью продукция элитарной культуры? И можно ли считать культурой массовую культуру? Правда ли то, что молодежь потребляет и усваивает только самое примитивное и
зрелищное? Нужна ли ей элитарная, высокая культура?
Об
этом и будет наш сегодняшний разговор.
Наргиз Габдрауфова: Я думаю, что это важный вопрос для молодежи. С вопросами выбора мы сталкиваемся ежедневно. Различать
массовую и элитарную культуру нужно, но нужно и признавать их достоинства.
Юля Воскобойник: Действительно, все мы понимаем, что продукция массовой культуры — товар, причем не всегда качественный. Почему же его покупают? Новые «звезды» шоу-бизнеса появляются и
исчезают чуть ли не каждый день.
- Неужели
массы настолько неразборчивы и совершенно не имеют вкуса? - Лиля Шакирова: Я думаю, что нельзя говорить про всю продукцию массовой культуры, что это —
безвкусица, «халтура» и « нечестная работа».
- Ведь для того, чтобы выступить перед публикой и сделать так, чтобы выступление по-настоящему запомнилось и понравилось, надо
приложить немало усилий.
- Марина Фаритовна: А как же концерты «под
фанеру?»
Лиля Шакирова: Даже пресловутые фонограммы — вынужденный шаг. Петь одно и то же приходится много раз, чтобы добиться качества записи. А создание музыкальных клипов? Это же гигантская работа!
Сценарий, шлифовка движений, огромные затраты.
Многие представители массовой культуры полностью посвящают свою жизнь музыке или кино. Они большую часть своего времени отдают своей профессии. Многие сами пишут
стихи и музыку.
Каждый концерт отнимает много сил, и далеко не все выдержат такую нагрузку. Концерт — это уже готовая, отшлифованная, красивая работа. Все это только кажется легким
и простым — за всем, что мы видим, стоит огромный честный труд.
Лена Кондратьева: Конечно, массовая культура
не лишена определенных ценностей. И она нужна миллионам людей. Но…
Элитарная культура все же отличается от нее принципиально. Ее произведения создаются не ради денег, а «для себя», чтобы выразить свои взгляды, мысли, чувства, не заботясь о том, как это понравится читателю или зрителю. Если же продукт творчества создается на заказ, подстраиваясь под вкусы миллионов, — это
массовая культура.
Даже самая честная работа в массовой культуре — это не больше, чем честная сделка. Люди идут на концерт, а «честно работающий» артист
обязан качественно выдать программу.
Нафися Белалеева: Но ведь массовая культура — это тоже культура. Это – современная культура, культура конца XX – начала XXI века. Никто не спорит: элитарная культура — великая ценность. Но она очень сложна для понимания и зачастую непосильна для современного страшно занятого человека. Нам нужна хорошая,
качественная, но более ДОСТУПНАЯ культура.
Вот это-то как раз МАССОВАЯ культура. Да, это коммерческая культура. Но ведь это МЫ охотно покупаем ее продукцию — музыкальные записи, видеокассеты с
любимыми фильмами, детективы и фантастику.
К тому же массовая культура восприимчива к достижениям элитарной. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» пользуется огромной популярностью. По нему ставятся спектакли и снимаются фильмы. Многие из них удачны и не опошляют
булгаковский шедевр.
Массовая культура – это современные аранжировки, компьютерная обработка, спецэффекты в кино. Она работает на НАШИ вкусы, давая не только отдых
и приятное времяпрепровождение, но и пищу для размышления.
Лена Кондратьева : Но в ней все слишком просто и слишком доступно. Там нечего осмысливать , понимать, изучать. В массовой культуре не экспериментируют, не совмещают несовместимое, не используют прием абсурда. В ней не делают ничего новаторского и
пугающего.
В
элитарной культуре ЖИВУТ и ТВОРЯТ, а в массовой — РАБОТАЮТ.
И я не верю, что массовая культура может подняться до уровня
элитарной, до ее истинного ПОНИМАНИЯ.
Катя Макеева: Я думаю, что нет такого человека, который бы восхищался бы только элитарной культурой и вообще не воспринимал бы массовой. Их граница не всегда четко обозначена, и человеку порой трудно понять, почему именно ему так нравится тот
или иной
фильм,
книга,
музыка.
И та, и другая культура доставляют нам наслаждение. К тому же порой массовую и элитарную культуру удачно связывают «мосты», переброшенные
с одного берега на другой.
Это происходит в том случае, когда лучшим образцам массовой культуры удается подняться до высокого духовного уровня, или когда элитарной культуре, воспринятой массами,
удается сохранить его и не «опошлиться».
- Ильдар Габдеев: Как массовая культура
может быть культурой? Ведь она создается -
для отдыха, -
выплескивания энергии и эмоций, -
расслабления без всяких размышлений.
Именно поэтому она приносит такие прибыли. А создавать ТАКУЮ культуру могут и крепкие профессионалы, и бездарности. И тех, и других немало в мировом и отечественном шоу
— бизнесе.
Марина Фаритовна: Разве коммерческая культура не может быть качественной? И так ли плохо ЗАРАБАТЫВАТЬ
деньги?
Ильдар Габдеев: Элитарная культура таких доходов не приносит. Она сложна, ее освоение требует усилий. У нее и быть не может СТОЛЬКО
истинных потребителей, хотя образованность масс, конечно, растет.
Доходность массовой культуры притягивает и соблазняет. Когда бы мы услышали имя Николая Баскова? Путь к успеху оперного исполнителя
занимает много лет.
Но стоило ему выйти на эстраду, как у него появились миллионы поклонников, потекли огромные деньги за концерты и гастрольные туры. И
даже необычное в таком возрасте звание заслуженного артиста России.
Но РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ культура — это не культура в подлинном смысле
этого слова.
Марина
Денисова: Культура — исторически определенный уровень развития общества, выраженный в создаваемых им материальных и духовных
ценностях.
С этой точки зрения, массовая культура — это именно он, исторически определенный уровень развития НАШЕГО общества. Это — показатель НАШЕГО
развития.
Это тоже культура — система норм, ценностей, символов, образ жизни Но внутри культуры существует четкая граница между элитарной
и массовой ее составляющими.
Я думаю, она проходит между «удобным и
обычным» и «незнакомым , шокирующим, пугающим».
Мосты между ними возможны, но уж очень велик риск «опошления».
Но, конечно, каждый человек вправе решать и выбирать, находить ценности и
в той, и в другой культуре.
Регина Гимадеева : Попытка «перебросить мосты» между массовой и элитарной культурой обречена на неудачу. Внедрение элитарной культуры в массы невозможно без упрощения, приземления и
некоторого опошления.
Коммерциализация губит « настоящую» ( элитарную) культуру. Она ПРОДАЕТСЯ
и ДЕГРАДИРУЕТ. Массы грядут и поглощают элиту!
Но массы довольны. Они делают вид, что элитарная культура им
нравится, что они разбираются в искусстве.
Разве это перерождение элитарной культуры в массовую не ужасно?
Эля Сабирзянова: Я против такого высокомерного отношения к массам. Ведь одаренность
зависит от природных задатков.А элита смотрит на массы, как массы смотрят на животных.
Регина Гимадеева : То, что рассчитано на вкус миллионов, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСКУССТВОМ. Искусство не может удовлетворить
ВСЕХ.
К тому же цель массовой культуры вовсе не в творчестве. Цель — сделать каждого потребителя «дойной коровой». Он будет ПОКУПАТЬ
-
диски, -
кассеты, -
печатную продукцию.
Поэтому я считаю, что не элитарная культура должна перерождаться в массовую, а массы должны подниматься до уровня элитарной, развиваться интеллектуально и духовно. Пока же, к сожалению, идет обратный
процесс.
Ильнур Фатихов: Я хочу возразить! Элитарная культура — это профессия, требующая длительной и сложной подготовки.
Она НЕПОСИЛЬНА ДЛЯ МАСС.
Она
нередко просто шокирует.
К тому же в массе не большинство решает за всех, а каждый делает
выбор сам. И находит что-то себе по душе.
Динара Яруллина: Конечно, массовая культура меньше обогащает духовно. Молодежь просто не доросла до элитарной культуры.
Возможно, часть из нас и придет к ней в более зрелом возрасте.
Но сейчас темп нашей жизни так высок, что мы больше всего нуждаемся просто в отдыхе. У большинства из нас просто не остается сил, чтобы
вдумываться в глубокий и сложный смысл какого-то произведения.
Поэтому я хочу «заступиться» за массовую
культуру!
Саша Васильев: А я хочу сказать. что элита тоже нуждается в признании масс. И большинство часто выбирает
лучшее. Массы достаточно образованы и имеют вкус.
Марат
Биктагиров : Массы тоже способны создать культуру! Без масс не
было бы элиты. И вообще культура рождается в их взаимодействии!
Читайте также: Здание бывшей городской думы с башней, санкт-петербург
К тому же многие оценки СУБЪЕКТИВНЫ.
Света Маямсина: Но ведь массовая культура просто «оккупировала» сознание современного человека. Вырваться
из-под ее «гипноза» почти невозможно.
Молодежь увлечена зрелищными блокбастерами, боевиками, примитивной
поп-музыкой, книгами «легкого» и «легчайшего» жанра.
Эта «культура» штампуется в огромных количествах. Выросшее на ней поколение просто не в состоянии «переварить» что-то более серьезное.
Чем проще, тем лучше.
Так это же духовное угасание человечества! А еще говорят, что мир
развивается… А люди просто поглощены этим примитивом.
Понятно, что массовая культура нужна. Но она тоже должна совершенствоваться, чтобы быть не такой одноклеточной и давать пищу
для размышления.
Рустем Гайнуллин: На мой взгляд, массовая и элитарная культура тесно взаимосвязаны. Прогресс постоянно отбрасывает в массовую культуру то, что уже устарело в элитарной. Да
и достижения обеих можно поставить под сомнение.
Конечно, массовая культура проста до примитива. Ее продукция не
требует ни осознания, ни обдумывания.
Но нет ли ложных ценностей в элитарной культуре? Смотришь на произведения некоторых «творцов» , и вспоминаешь Андерсена ( «А король-то голый!») Есть ЛЖЕ-ЭЛИТА, подверженная моде, и она-то и
опошляет высокие ценности, неся ЛЖЕ-КУЛЬТУРУ в массы.
Так что, я думаю, и элитарная культура не свободна от халтуры и подделок. А то, что ее понимает лишь узкий круг людей, еще не гарантирует высокого качества. Ты-то считаешь, что создал нечто
«нетленное», но так ли это?
Жизнь показала, что коммерциализация губит ЛЮБУЮ культуру. Деньги сводят «на нет» все ценности. Остается надеяться на то, что
массы сумеют выработать хороший вкус.
Оля Куршина: Молодежи необходимо общаться с теми, кто ДУХОВНО выше. Если этого «кого-то» нет, жизнь становится пустой и бессмысленной. Тогда не к чему стремиться и незачем поднимать «планку.» Я думаю, что в глубине души все это
понимают.
Саша
Носков: Мы все здесь очень разные. И, наверное, каждый остался при своем мнении. Но мне кажется, что все уже согласны с тем, что массовая культура не всегда бывает бездарной и плохой. Тут говорили о
том, что у культуры много лиц. Я думаю, что нам нужны все!
Оля Куршина: Я согласна с тем, что массовая культура — это
тоже культура.
Но надо понимать особую роль элитарной культуры в жизни любого человека. Постигая ее, мы постигаем и в себе что-то новое. Мы идем по
нелегкому пути самосовершенствования.
Марина Фаритовна: Я думаю, что невозможно «расставить все точки над i». Гораздо важнее, чтобы все
участники круглого стола ушли с вопросами, а не с ответами
К тому же, как говорил французский писатель Андре Лессаж: « Новое поколение обвиняет предыдущее в дурном вкусе; а его суждения, в свою очередь,
опровергаются последующими поколениями.»
Культуру в массы!: Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости
Ода дворнику
Дорогие россияне, не пора ли начать жить в чистоте? Нет, нет, я не призываю почаще мыться или убираться дома. Я предлагаю посмотреть на наши улицы и дворы.
Помнится, лет 30 назад мы встречали в аэропорту американских студентов. Те, кто раньше прошел контроль, вышли на улицу и, ожидая остальных, не раздумывая, расселись на тротуаре. «Ну и повадки», — подумал я тогда.
Впоследствии, побывав во многих странах, я понял, что у них можно садиться и на траву, и на асфальт и не испачкаться.
Собственно, если хочется сесть, почему бы это не сделать? Ведь это пожелание организма так естественно!
Однако, я не призываю повсеместно устраивать сидячие забастовки. Я призываю наши улицы сделать чистыми, как в Хельсинки, Берлине, а еще лучше Сингапуре! Вы скажете, что для этого нужна смена поколений, резкое поднятие культуры.
Вы скажете, что это невозможно в стране, где на самом престижном – Несвижском переулке, а также на далеко не худшей (Беговой) улице Москвы довелось наблюдать следующие сцены: 1) на Несвижком переулке, тянущемся от метро.
Фрунзенской к центру и состоящем сплошь из номенклатурных домов, пассажир (не водитель, ему, вроде, сошло бы) выходит из БМВ 7-й серии с федеральными номерами и мигалкой (большой руководитель, решает как жить остальным), делает 5 шагов, плюется на ступеньки своего подъезда в новом элитном доме и заходит внутрь; 2) на Беговой улице, д.5, рядом с театром стоит парень с суперинтеллигентным лицом, которое украсило бы аж скрипку Страдивари или какой-нибудь суперкомпьютер, с дорогущим профессиональным фотоаппаратом на шее, и курит. Затем с невиннейшим лицом швыряет окурок на тротуар. Этот парень учил в школе теорему Пифагора, Законы Ньютона и Фарадея. В институте, возможно, сдал на «отлично» экзамен по теории словообразования. Возможно, он читал монографии В.А.Яштольд-Говорко по фотографии, раз у него на шее такой фотоаппарат…
А что же сказать о парне без такого фотика и интеллигентного лица в деревне Гадюкино, без БМВ с мигалкой, преодолевающего непролазную уличную грязь в упомянутой деревне? Как его убедить не кидать окурок в эту грязь? А очень просто! Воспитать себя так, чтобы, когда приедешь в Сингапур, не чувствовать себя чужаком.
В прошлых годах, наблюдая, как с такими же невинными глазами водители давили пешеходов на переходах и во дворах, я тоже был уверен в надобности смены поколений. Однако, после введения 1000-рублевых штрафов, водители в мгновение стали культурными! Теперь, по привычке, они пропускают пешеходов, даже если рядом нет гаишника! За 1000 руб. можно купить культуру!
Дорогие москвичи, хотите, чтобы улицы и дворы блестели? Попросите руководство издать закон: любому гражданину и тем более дворникам и полицейским разрешается штрафовать на 1000 руб. любого другого гражданина, который оставил за собой любой предмет — твердый (например, бутылка в метро, о которую спотыкаются пассажиры, фантик от конфеты) или жидкий (плевок, моча и т.д.).
При этом, эти 1000 руб. уходят не государству, а лицу, потрудившемуся стать активным свидетелем нарушения и наложившему штраф. Дворникам вдвое скосить зарплату. В Америке официанты не получают зарплату, их доход — это чаевые. За каждым дворником закрепить территорию — он на ней хозяин и с него спрос. Он — не обязательно гастрабайтер. В царской России дворники были свои.
Они всех местных знали, что повышало общую безопасность. К дворнику можно будет обращаться за информацией или помощью. Здесь могут появиться элементы гражданского общества, которое так нужно нам и так не нужно всем остальным. Почему у нас к дворнику пренебрежительное отношение? Ведь он делает нашу жизнь чище! Дворник — от слова «двор», что почти «дом», «прихожая».
В южных странах, где климат позволяет, а большинство человечества там и живет, во дворе люди проводят больше времени, чем у себя в помещении. Во дворе — социальность, чего очень не хватает в Москве. Вообще, на юге жилище постепенно начинается со двора: терраса, балкон, лоджия. Даже при продаже риэлторы там называют не число кв.
метров дома или квартиры, а лишь количество комнат и площадь участка, сада или террасы.
Дворнику можно доверить некоторые функции участкового. Он может выступать в роли связного между жителями и Управой. Ибо он лучше знает, где, к примеру, нужно проложить асфальтовую дорожку, чтоб люди не буксовали в грязи. Он подаст информацию о том, где стоит брошенная машина, занимая место на парковке и создающая угрозу безопасности (пожар, взрыв) и т.д.
Однако, вернемся к нашим штрафам! 1000 руб. за окурок — совсем не жестоко, ведь человека никто не заставляет мусорить. Почему это человек свой мусор ( его собственность) может кидать на чужую территорию? Ведь мусор его, а улица наша. Он этим оскорбляет нас.
Если ему невтерпёж избавиться от своего окурка — пусть заплатит дворнику 1000 руб. и тот заберет его окурок. Представляете, я прихожу к Вам домой и с невинным лицом плююсь на паркет или захожу на Ваш дачный участок и кидаю мусор? Точно так же наказывать за пачканье стен.
По какому праву соседский пацан пишет гадости на нашем лифте? И даже если не гадости. А воздух? Его можно пачкать? Воздух заходит в наш очень нежный орган — легкие — причем не раз.
По какому праву люди курят в подъездах? Наш воздух можно пачкать, а у себя в квартире нельзя? В нашем подъезде можно плевать, рисовать, а у них дома на обоях НАМ рисовать нельзя?
С введением 1000-рублевых штрафов люди за неделю преобразятся! Уехавшие в отпуск вернуться и не узнают свой город и горожан! А приезжие больше зауважают местных!
По привычке (как водители на переходах без гаишников) люди перестанут пачкать там, где они одни — в туалетах, лифтах , в лесу, да где угодно! Кстати о лесе….
Если к Вам, о блаженный читатель, в качестве экстрима приехал гость из Европы или далекой Канады или еще более далекой Тайвани или Австралии, то я Вам настоятельно рекомендую, нет запрещаю водить его (ее) в московский лесопарк типа округа Ботанического сада, дабы не разочаровать ее. Тем более запрещаю водить в водоемы, где она – гостья легко порежет ноги в мутной воде о разбитую бутылку.
«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть I Ссылка на основную публикацию