Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

29 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка».

Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны.

Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы.

Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным – трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам.

Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.

Смотрите старые фотографии: Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год: https://pastvu.com/p/45194 На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

1-й Войковский проезд, 16к1 – семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)
Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

  • 5-й Войковский проезд, 2 – четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)
  • 5-й Войковский проезд, 6 – Четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)

Смотрите старые фотографии: Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/447178 Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.

В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.

Смотрите старые фотографии: 100-е отделение милиции. 1946 год: https://pastvu.com/p/84856

  1. 3-я Радиаторская улица, 15 – бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)
  2. 3-я Радиаторская улица, 17 – жилой дом
  3. Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)
  4. Насосная станция
  5. Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка – в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.

Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова.

Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода».

В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.

Смотрите старые фотографии: Завод имени Войкова. 1990 год: https://pastvu.com/p/437707

По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год: https://pastvu.com/p/413568 и… современный вид.

Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» – «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова».

Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете.

Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.

В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем.

В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости.

Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов – Дом пионеров Ленинградского района.

Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)

«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.

Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 – жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.

  1. Ленинградское шоссе, 15 – жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)
  2. Ленинградское шоссе, 17 – жилой дом (1940)
  3. Ленинградское шоссе, 19 – жилой дом (1940)
  4. Ленинградское шоссе, 21 – жилой дом (1940)

Главное украшение района – мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году.

Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска.

Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов – защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».

  • Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю.

1-й Новоподмосковный переулок, 2 – жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.

Смотрите старые фотографии: Строительство жилого массива. 1953 год: https://pastvu.com/p/288417

  1. Улица Космонавта Волкова, 3 – жилой дом (1954)

Улица Космонавта Волкова, 5к1 – жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.

Ленинградское шоссе, 8к2 – жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год: https://pastvu.com/p/439823

Смотрите старые фотографии: Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год: https://pastvu.com/p/18358

  • Во дворе
  • 1-й Новоподмосковный переулок, 4 – жилой дом (1954)
  • Фотографии: Евгений Чесноков
  • В следующем сюжете – Сколково…
  • Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Маршальский дом

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

В современном Романовом переулке комплекс старых монументальных дореволюционных домов под номером 3  привлекает внимание множеством мемориальных досок, которые установлены на высоком цоколе двух жилых корпусов, выходящих в переулок.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Этот адрес в советское время был известен под двумя названиями: «5-й Дом Советов» и «Грановского, 3» (так как в советское время современный Романов переулок был улицей и носил имя известного русского историка). В простонародье дом стали называть «маршальским». Так чем же знаменит этот дом?

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

В марте 1918 года советское правительство переезжает из Петрограда в Москву. Под нужды жилья для государственных работников отводят гостиницы и дома с удобствами (водопроводом, канализацией, центральным отоплением) и комфортабельные гостиницы, расположенные недалеко от Кремля.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Так, гостиница «Националь» становится «1-м Домом Советов». Здесь в марте 1918 года жил Владимир Ильич Ленин с супругой и сестрой и вся верхушка новой власти, так как в Кремле в то время еще шли восстановительные работы.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Также под «2-й Дом Советов» приспособят гостиницу «Метрополь», а бывшую Духовную семинарию в Божедомском переулке отдадут под «3-й Дом Советов».

Читайте также:  Где можно пожарить шашлыки в санкт-петербурге

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Монументальный доходный дом с гостиницей «Петергоф», расположенный на углу Моховой и Воздвиженки, приспособят под «4-й Дом Советов».

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

А для «5-го Дома» выберут располагавшийся неподалеку комплекс бывших доходных домов, которыми до 1918 года владел Александр Дмитриевич Шереметев.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

Эти земли с 1799 года принадлежали графу Николаю Петровичу Шереметеву. Сам же переулок, который делил владение на две части, назывался тогда Шереметевским.

Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

В 1890-х годах владелец этих земель Александр Дмитриевич Шереметев, русский меценат, музыкант-любитель и начальник Придворной певческой капеллы, задумал построить комплекс многоквартирных домов для сдачи квартир в аренду.

Работы над проектом начал архитектор Александр Фелицианович Мейснер. Мейснер выполнил проект трех шестиэтажных корпусов, расставив их так, что средний корпус отступал от красной линии переулка и образовывал курдонер с чугунным фонтаном, который зодчий отгородил от переулка полупрозрачной решетчатой оградой с воротами.

Два других корпуса расположились непосредственно вдоль переулка. Это позволило отойти от стандартного для того времени линейного расположения жилого многоквартирного дома вдоль проезжей части на протяжении всего участка. Тем самым был решен вопрос с большим количеством квартир и жилой площади высшего разряда, выходивших не на узкий переулок, а на озелененный курдонер с фонтаном.

  • Все три корпуса Мейснер поднял на высокий цокольный этаж, сдававшийся для контор, чтобы первый жилой этаж не был на уровне проезжей части.

В квартирах высшего разряда было по шесть — десять комнат общей площадью от 250 до 600 кв. м. Причем десятикомнатная квартира располагалась в самом первом корпусе с левой стороны и имела балкон. Во всех квартирах был водопровод, канализация, калориферное отопление и электричество. Лифтов в доме предусмотрено не было — они появятся в московских доходных домах лишь с 1901 года.

Фасады всех трех корпусов выполнялись в едином стиле и сочетали в себе стилистику необарокко и неоренессанса. Самым нарядным по оформлению оказался первый корпус с массивными порталами парадных подъездов и эркерами лестничных клеток. Все три корпуса Мейснер увенчал мансардными крышами с башеннообразными завершениями по углам.

Охристая и терракотовая окраска фасадов всего жилого комплекса придавала ему помпезную монументальность и величественность. Этот жилой комплекс сразу же облюбовали артисты Большого театра и музыканты Московской консерватории, которых опекал А. Д. Шереметев. В этом доме с 1890 по 1895 год жил композитор Антон Степанович Аренский.

В 1918–1919 годах, когда квартиры были национализированы, все три корпуса доходного дома переименовали в «5-й Дом Советов». Последний, мансардный этаж так и оставили коммуналкой, и здесь еще долгое время жили уплотненные коренные жители и их потомки. А цокольный этаж отдали персоналу, обслуживающему домовое хозяйство, — слесарям, электрикам и малярам.

    Остальные квартиры были распределены между советскими военачальниками Гражданской войны, служащими государственных организаций и академиками. В разное время здесь жили С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Г. К. Жуков, Л.

     М. Каганович, А. Н. Косыгин, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, А. Я. Вышинский, К. К. Рокоссовский, Л. Д. Троцкий, Н. С. Хрущев и др. Ряд мемориальных досок, повествующий о жителях этого дома, тянется вдоль всего современного переулка.

    Как и любые другие дома, «5-й Дом Советов» не обошли репрессии конца 1930-х — середины 1950-х годов, и состав жильцов здесь неоднократно менялся. Членов семей «врагов народа» выселяли из этого дома, в квартиры въезжали новые жильцы.

    В самом начале Великой Отечественной войны в 1941 году в подвале четвертого подъезда устроили бомбоубежище, а когда немецкие войска были уже под Москвой, жильцов этого дома эвакуировали из столицы и к жилому комплексу приставили охрану.

    Только к 1943 году жильцы вернулись в этот дом. Появились и новые. Среди них был Георгий Константинович Жуков со своей семьей.

    А в 1950-х годах, когда многие члены правительства переехали в особняки на Ленинских горах и в новые дома, их квартиры заселили видные военачальники — И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, Р. Я. Малиновский и др.

    Некоторое время здесь жила Екатерина Алексеевна Фурцева — до того, как она стала министром культуры.

      В 1960-х годах дом уже уступал по удобствам современным домам партийной и научной элиты, однако оставался ведомственным.

      В 1990-х годах дом утратил свой статус, но превратился в престижный жилой комплекс с приватизированными квартирами.

      И несмотря на то что в доме с момента постройки не было капитального ремонта и ему требуется реставрация, стоимость квартир и количество желающих их приобрести остается высокой из-за исторической ценности здания.

      • источник

      Москва запустила новую программу освоения промзон. Что это значит :: Жилье :: РБК Недвижимость

      Программа «Индустриальные кварталы» предусматривает застройку 35 млн кв. м. Рассказываем, какие преимущества и риски есть у нового проекта, а также какое жилье появится на территориях бывших заводов

      Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

      Марина Лысцева/ТАСС

      В Москве запустили программу реновации промышленных зон «Индустриальные кварталы». На этих территориях столичные власти вместе с инвесторами возведут 35 млн кв.

      м недвижимости, из которых 11 млн «квадратов» будет использовано под производственные объекты, 13 млн кв.

      м — под общественную, деловую и социальную застройку, еще 11 «квадратов» — под жилье, четверть из которого возведут по программе реновации.

      В 2021 году по проекту «Индустриальные кварталы» планируется провести 35 аукционов для определения инвесторов, которые будут реорганизовывать промзоны. Общая площадь земельных участков под аукционы составит 456 га.

      Эксперты рассказали, как повлияет новая программа застройки «ржавого пояса» на рынок столичного жилья и какие сложности могут быть при ее реализации.

      Преимущества

      Выход новых качественных проектов с интересными характеристиками и по привлекательным ценам положительно скажется на рынке первичной недвижимости, считает управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.

      «В начале 2021 года на рынке новостроек наблюдается недостаток ликвидного предложения, а в некоторых сегментах и вовсе дефицит. Поэтому вовлечение новых территорий — это, скорее всего, благоприятный сигнал.

      Оценить влияние данной программы на рынок жилой недвижимости Москвы (в том числе спрос и предложение) будет возможно после определения конкретных параметров застройки по каждой реорганизуемой территории», — отмечает Коркка.

      Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

      Новостройки жилого комплекса «ЗИЛАРТ» на месте бывшей промзоны ( Алексей Зотов/ТАСС)

      Проблемы и риски

      Существует несколько возможных проблем в реализации программы, считают эксперты. Во-первых, это сложности, связанные со взаимодействием с собственниками данных площадок.

      Многим коммерческим предприятиям будет интересно продать участки, а вот с небольшими государственными предприятиями иногда договориться сложнее, считает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

      «Вероятно, урегулировать отношения с собственниками территорий в промзонах власти будут так же, как это происходило до сих пор.

      Например, есть совершенно недееспособное производственное предприятие, в собственности которого находятся какие-то земельные активы.

      Девелопер выкупает это предприятие целиком, банкротит его, у земель меняется вид разрешенного использования — можно строить. Предварительно внеся все проекты в правила землепользования и застройки города», — объяснила Доброхотова.

      В ситуации, когда собственники не приводят территории в порядок, правительство Москвы вправе обязать их приступить к реализации проектов комплексного развития территорий либо выкупить такие участки и самостоятельно заняться их развитием, уточнила Надежда Крокка.

      Она предположила, что у новой программы, возможно, будут какие-то структурные локомотивы в форме компаний, так как причина ее возникновения состоит как раз в том, чтобы объединить множество собственников и арендаторов в едином направлении и вести согласованную работу по преобразованию территории.

      Второй проблемой программы «Индустриальные кварталы» могут стать сложности, связанные с реновацией самой площадки. Например, дополнительные существенные расходы могут потребоваться на снос большого объема строений, вывод предприятия или рекультивацию земли, подчеркнула Доброхотова.

      Еще одной сложностью программы является то, что реализация крупных жилых проектов на территории промзон требует значительных расходов на строительство социальной и транспортной инфраструктуры, пояснила председатель совета директоров «Бест-Новостроя».

      Она подчеркнула, что с учетом этого такие площадки могут быть интересны лишь крупнейшим девелоперам из топ-10 или даже топ-5, у которых есть ресурсы и на вывод предприятий, и на реновацию территории, а также финансы на реализацию девелоперского проекта.

      Читайте также:  Янтарная комната в Царскосельском дворце

      Четвертой проблемой является долгосрочность новой программы, уточнила Коркка. По ее словам, программа масштабная, сложная и ориентирована на сбалансированное развитие этих территорий, что может сказаться на сроках и в результате растянуться на десятилетия.

      Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

      Реконструируемая территория «Полуостров ЗИЛ» ( Наталья Гарнелис/ТАСС)

      Какое жилье построят

      Какое именно жилье будут строить в рамках новой программы, будет зависеть от конкретной площадки. «Внутри МКАД комфорт-класс можно осваивать везде, даже отдаленные районы робко пробуют бизнес-лайт. Большие объемы под жилую застройку в Братцево (240 тыс. кв.

      м) — там вполне может появиться полноценный бизнес-класс. А также в Кунцево-1 (около 600 тыс. кв. м) и Октябрьское Поле (около 140 тыс. кв. м) — в обоих случаях минимум хорошие проекты комфорт-класса, на Берзарина, возможно, бизнес-сегмент.

      То же с промзоной Грайвороново — это перспективный район, там развивается транспортная инфраструктура, рядом ТПУ «Нижегородская». Пока основная масса ближайших проектов — класс комфорт, но ЖК «Аквилон Beside» — это уже бизнес-лайт.

      Неподалеку бестселлер «Метрополия» — также уровня выше среднего», — рассказала Доброхотова.

      Поскольку новые проекты на месте данных промзон, очевидно, будут выходить постепенно, а не одномоментно, то на спрос и предложение это никак глобально не повлияет, уточнила глава «Бест-Новостроя».

      К тому же, по ее словам, на новых территориях именно под жилье отводится не такой уж большой процент площади — запланировано всего около миллиона квадратных метров, менее 10% сегодняшнего объема первичного рынка.

      Какие промзоны подпадут под реновацию

      Девять новых станций БКЛ в 2022 году: где их откроют и как они будут выглядеть

      В последние годы строительство метрополитена в столице идет ударными темпами. На 2022 год запланировано открытие сразу девяти станций Большой кольцевой линий, которая должна наконец замкнуться. Какими будут новые станции метро, читайте в материале РИАМО.

      Линия-чемпион

      Заводской переулок (сейчас Яковлевский переулок)

      В 2022 году основные силы метростроевцев будут брошены на работу по постройке БКЛ. Большую кольцевую линию изначально планировали замкнуть в 2023 году, но в итоге строительная компания «Мосинжпроект» решила взять на себя особые обязательства и завершить работы на год раньше. Всего в 2022 году будет достроено девять станций.

      На сайте градостроительной политики Москвы заявляют, что Большая кольцевая линия – проект, которому нет равных в масштабах не только России, но и всего мира.

      Планируется, что к концу года общая длина линий метрополитена столицы превысит 450 километров, из них на БКЛ придется 71 километр.

      Таким образом, на второе место переместится сегодняшний мировой лидер по протяженности линии – Пекинское метро, где общая длина Второй кольцевой линии составляет 57 километров.

      Со станций БКЛ пассажиры смогут сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, шесть пересадок на Московские центральные диаметры и 11 пересадок на станции железной дороги. Линия объединит 25 районов столицы, сделает перемещение между ними удобнее и быстрее и позволит разгрузить радиальные ветки.

      • Планы по строительству метро до 2027 года>>
      • «Марьина Роща»
      • Станция будет соединена переходом с одноименной станцией Люблинско-Дмитровской линии и войдет в состав участка «Савеловская» – «Электрозаводская».

      «Марьина Роща» станет самой глубокой из всех станций столичного метро: длина эскалаторов – 130 метров, что на три метра больше, чем у сегодняшнего лидера – станции метро «Парк Победы». Единственный вестибюль будет располагаться между четвертым и пятым проездами Марьиной рощи, на другом конце платформы будет обустроен переход на салатовую ветку.

      Дизайн-проект станции был определен по результатам международного конкурса. Победителем стало архитектурное бюро AI-Architects. Отличительные приметы станции – необычные пузатые, будто бы потрескавшиеся от времени колонны на платформе и стальные шары диаметром 2,5 метра, которые украсят входную группу.

      Виртуальная «Тройка» или Face Pay: как оплатить проезд в московском метрополитене>>

      «Рижская»

      Станция будет связана переходом с одноименной станцией Калужско-Рижской линии и откроется в составе участка «Савеловская» – «Электрозаводская» Большой кольцевой Линии. Располагаться она будет рядом с Рижской площадью и Крестовским путепроводом. Для строительства новой станции отведена территория, которую до 2012 года занимал Рижский радиорынок.

      «Рижская» – ближайшая к Кремлю станция БКЛ и единственная, находящаяся в ЦАО Москвы. Пассажиры смогут выйти к Рижскому вокзалу, железнодорожным платформам, одноименной площади и Проспекту Мира.

      Дизайн-решение станции определили в ходе международного конкурса. Облик «Рижской» разрабатывало архитектурное бюро Blank Architects.

      Украшением платформы станут 12 арок со встроенной подсветкой, еще одна арка с часами будет встречать пассажиров у одного из выходов.

      Кстати, арки присутствуют также во внутреннем оформлении находящегося рядом Рижского вокзала и, по задумке дизайнеров, символизируют «приглашение в город». В качестве отделочного материала планируется использовать гранит светлой цветовой гаммы.

      1. 26 января 2022 года на станции «Рижская» начались работы по сооружению пассажирской платформы.
      2. Оплата по лицу в метро и магазинах: как внедряют биометрию в Москве и чего стоит опасаться>>
      3. «Сокольники»

      Станция «Сокольники» (проектное название – «Стромынка») будет связана переходом с тезкой на Сокольнической линии. В 2022 году «Сокольники» планируют открыть в составе участка «Савеловская» – «Электрозаводская».

      Архитектурный облик станции будет включать отсылки к строительству первых станций Московского метрополитена. На панелях потолка разместятся плакаты тех времен, а одна из стен станции и часть потолка будут представлять собой декоративное панно, выполненное в стилистике художников и архитекторов-авангардистов. В качестве отделочного материала будет использован гранит.

      • У станции будут два вестибюля – один выведет пассажиров в подземный переход под Сокольническим валом и парку Сокольники, другой – на улицу Стромынка, кроме того, здесь же будет расположен переход на Сокольническую ветку метро.
      • «Это непередаваемые ощущения»: женщина‑машинист — о работе в московском метро>>
      • «Текстильщики»

      «Текстильщики» – станция БКЛ, которая будет открыта в составе участка «Каширская» – «Нижегородская». Это будет станция с двумя боковыми платформами, расположенная между Волгоградским проспектом, Шоссейной и Люблинской улицами и соединенная переходом со станцией метро «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии.

      Также со станции можно будет попасть на одноименную платформу МЦД-2, а в 2024 году здесь появится один из крупнейших ТПУ Москвы, включающий в себя торгово-развлекательный комплекс с отделением МФЦ «Мои документы» и три офисных центра.

      Автор дизайн-проекта «Текстильщиков» – ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс». Внутреннее оформление основано на простых геометрических формах, цветовая гамма интерьеров будет черно-белой.

      Основным украшением станции станет контурная цветная подсветка, а потолок будет двухуровневым с закарнизным светом.

      Как утверждают создатели концепции, такое оформление должно вызывать ассоциации с геометрией вязального или ткацкого станка, что представляет собой отсылку к названию станции.

      1. В конце декабря 2021 года сообщалось о 70-процентной строительной готовности новой станции.
      2. Эксперимент РИАМО: знают ли москвичи, как доехать до новых станций метро>>
      3. «Печатники»

      Эта станция мелкого заложения с островной платформой будет открыта в составе участка «Каширская» – «Нижегородская» и связана переходом с со станцией «Печатники» Люблинско-Дмитровской линии. Кроме того, в непосредственной близости от «Печатников» находится платформа «Люблино» МЦД-2, а в 2025 году на базе станции планируется открыть ТПУ с многофункциональным комплексом.

      С точки зрения дизайна, «Печатники» будут оформлены лаконично, в типографских цветах – черном, белом и сером. Стены платформы будут выполнены из нержавеющей стали, потолок – из алюминия, а пол облицуют натуральным камнем. Сами архитекторы называют этот стиль необрутализмом. Наземные вестибюли – тоже в строгой черно-серой гамме – по задумке дизайнеров, должны будут напоминать книжные полки.

      • В декабре 2021 года сообщалось, что станция построена на 45%.
      • Окаменелости в столичном метро: на каких станциях искать следы кораллов и наутилусов>>
      • «Нагатинский затон»
      Читайте также:  Международный фестиваль рекон-2019 в санкт-петербурге

      Станция метро «Нагатинский затон» строится на территории одноименного района на берегу Москвы-реки. Она будет введена в эксплуатацию в рамках сдачи участка БКЛ «Каширская» – «Нижегородская».

      15 удивительных деталей старой Москвы, которые вы могли не замечать

      По всей Москве разбросаны десятки удачно сохранившихся деталей старины. Многие из них легко не заметить: одни слишком малы, другие сливаются с современным городским ландшафтом. Strelka Mag выбрал 15 фрагментов старой Москвы, восстановленных в разные годы реставраторами и активистами.

       

      Фасад и интерьеры построенного в начале XX века Киевского вокзала были отреставрированы в 2011–2015 годах. Среди восстановленного — историческая кирпичная кладка, колонны, скульптуры, гранитные ступени и росписи. На стене одного из залов сохранили и заботливо поместили под стекло старинные краники. Когда-то пассажиры могли набрать здесь холодной и горячей воды в дорогу.

      В первые годы после реставрации краны было хорошо видны, но позже их закрыли торговым ларьком. Искать нужно в южной части здания за торговой палаткой. Если не получится, попробуйте спросить у охранников.

      Адрес: площадь Киевского вокзала, 1

       

      Старейшие в Москве солнечные часы находятся в Новодевичьем монастыре на фасаде Лопухинских палат. В 1727–1731 годах здесь жила первая супруга Петра I Евдокия Лопухина. Несколько лет назад здание отреставрировали, и сейчас часы выглядят как новые.

      В Москве сохранилось ещё не менее пяти старинных солнечных часов. Их можно увидеть на фасаде Историко-архивного института здания РГГУ на Никольской, на фасаде старого здания МГУ на Моховой, на стене храма Воскресения Христова в Кадашах, на стене бывшего приюта при храме Святого Людовика и на Доброслободской улице.

      Адреса: Новодевичий проезд, 1, строение 35; Никольская улица, 15; Моховая улица, 11, строение 1; 2-й Кадашёвский переулок, 7; улица Малая Лубянка, 12, строение 1; Доброслободская улица, 1/2.

       

      Чугунный столбик на доходном доме 1900 года обнаружила команда проекта «Вспомнить всё». Столбик оказался частью ограды более древней усадьбы, которая раньше вплотную примыкала к дому.

      Когда усадьбу с оградой снесли, прижатый цементом к зданию столбик остался. В этом году его отреставрировали: расчистили от десяти слоёв краски и укрепили.

      В некоторых местах столбика краску решили оставить, чтобы показать его сложную судьбу.

      Адрес: Брюсов переулок, 6

       

      В 1908 году произошло одно из сильнейших наводнений в истории Москвы. В апреле Москва-река поднялась почти на 9 метров и затопила 100 километров улиц. Уровень воды был настолько высоким, что Москва-река слилась с Водоотводным каналом, затопив Болотный остров. Оценить масштабы бедствия можно и сегодня благодаря табличке на стене бывшей Голутвинской мануфактуры на Якиманской набережной.

      Похожий артефакт можно найти на Саввинской набережной. Эта табличка напоминает ещё об одном наводнении, которое произошло в апреле 1926 года.

      Адреса: Якиманская набережная, 4, строение 1 (наводнение 1908 года). Саввинская набережная, 12/10а (наводнение 1926 года)

       

      В исторической части Ленинградского вокзала — первом зале, куда попадают посетители с Комсомольской площади, — планировали восстановить царские покои и сделать музей.

      От идеи пришлось отказаться, и залу просто вернули дореволюционный облик, сохранив его функционал. В интерьерах восстановили утраченные со временем детали, а также расчистили фрагмент исторической кладки на колонне.

      Её спрятали под стекло и установили информационную табличку с годами строительства вокзала: 1844–1849.

      Адрес: Комсомольская площадь, 3

       

      Рекламная визитка конторы инженера Михаила Винавера расположена на уровне шестого этажа — прямо на брандмауэрной стене дома.

      Бригада Винавера занималась фасадными работами и покрывала стены домов терразитом — смесью цемента, песка, извести, мраморной крошки и минеральных красок. Закончив работы на Чистом переулке, рабочие оставили свою рекламу прямо на свежеоштукатуренной стене.

      На ней указан номер телефона, тогда он был пятизначным. Визитку заметили местные жители, а восстановила команда проекта «Вспомнить всё» в 2017 году.

      Адрес: Чистый переулок, 8

       

      Ещё одна реклама, уже советского времени, сохранилась на здании в Певческом переулке. Здесь на одном из кирпичей находится клеймо треста «Моссиликат» Московского совета народного хозяйства.

      Трест производил и продавал строительные материалы минерального происхождения — мел, глину, трубы и кирпичи всех сортов и размеров, а также объединял десятки заводов.

      Клеймо было расчищено в 2018 году при реставрации фасада.

      Адрес: Певческий переулок, 1/2, строение 1

       

      При благоустройстве Пушечной улицы рабочие сохранили фрагмент исторической брусчатки мостовой площадью около 40 квадратных метров и встроили его в современное мощение. Это — клинкерное мощение, которое придумали в Голландии и применяли в Москве в XIX веке.

      Кирпичи обжигали особым способом, ставили на ребро и укладывали ёлочкой — такие мостовые отлично справлялись с потоком повозок и карет.

      Однако первых автомобилей они не выдержали и стали крошиться, поэтому с начала XX века поверх клинкера укладывали камни, а затем — асфальт.

      Адрес: Пушечная улица, 15

       

      Тротуарные люки «Мюръ и Мерилизъ» были рекламой магазина Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза. Они оптом продавали дамские шляпы и галантерею на Кузнецком мосту, а затем занялись розничной торговлей и открыли магазин на Петровке.

      В 1922 году на его месте появился ЦУМ. Эту чугунную крышку установили в начале XX века при устройстве водопровода. В 2016 году во время программы «Моя улица» её музеефицировали. Люк передвинули, и теперь он не ведёт в канализацию.

      Работами занимались реставраторы из проекта «Вспомнить всё».

      Адрес: Настасьинский переулок, 3

       

      На месте небольшого сквера на углу Покровки и Потаповского переулка раньше стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1936-м храм снесли, но пристроенный к нему дом причта сохранился до наших дней.

      Сейчас здесь работает грузинское кафе Saperavi. Если подняться на второй этаж, можно увидеть фрагмент из красного кирпича, отличающийся от остального интерьера.

      Это всё, что осталось от старой церковной колокольни, с которой у здания была общая стена.

      Адрес: улица Покровка, 5, строение 5

       

      На фасаде одного из домов в Лялином переулке можно разглядеть еле заметный треугольник. Это нивелирная марка, которые устанавливались в Москве во второй половине XIX века.

      В городе тогда проводили канализацию, и властям пришлось разработать новую геодезическую высотную сеть.

      На каждой марке была указана высота в саженях от самой низкой на тот момент точки города — уровня Москвы-реки возле Даниловского монастыря.

      Марки 1877 года были отлиты из цинка. Их сохранилось сравнительно много, ближайшую вы найдёте в том же Лялином переулке на фасаде усадьбы Попова и Елагина.

      Адрес: Лялин переулок, 23–29, строение 2

       

      Табличка «Свободенъ отъ постоя. Мясниц. час. 3-го кварт.» украшает ограду усадьбы графов Румянцевых. Сейчас здесь находится посольство Республики Беларусь.

      Табличка указывала на то, что Румянцевы внесли денежные средства на строительство казарм и за это могли не принимать на постой военных квартирантов и солдат.

      Кроме того, это адресная вывеска старого типа: вместо привычного названия улицы и номера дома на ней указаны полицейская часть, номер квартала в части и номер дома в квартале.

      Адрес: улица Маросейка, 17/6

       

      Участок Китайгородской стены в одноимённом переулке принято называть новоделом. Его возвели в начале 1970-х годов. Но в основе этого сооружения лежит оригинальный фрагмент, уцелевший при сносе стены в 1934 году.

      В одной из сохранившихся здесь арок можно увидеть «бойницу нижнего боя». Это пространство для размещения орудия, расположенное на уровне земли. Вскоре после открытия парка «Зарядье» арку музеефицировали и закрыли стеклом.

      Ещё один фрагмент настоящей стены можно увидеть в подземном переходе станции метро «Китай-Город». Кладка на выходе № 14 — это всё, что осталось от Варварской башни.

      Адрес: Китайгородский проезд, 2, строение 1

       

      Дореволюционная адресная табличка на улице Солженицына была отреставрирована в 2018 году на собранные жителями города средства. Её восстановлением занимались участники проектов «Вспомнить всё» и «Москва. Детали».

      За надписью «РОГЧ2УЧ№ 537» скрывается адрес дома по старинной московской системе: «РОГЧ» — это «Рогожская часть», «2УЧ» — второй участок, а «№ 537» — номер постройки. К сожалению, этим летом табличку закрасили коммунальщики.

      Адрес: улица Солженицына, 6

       

      В 2012 году команда «Вспомнить всё» восстановила старинную надпись «Аптека» на Малой Бронной улице. С тех пор реставрация вывесок конца XIX — начала XX века стала визитной карточкой проекта. Самый свежий пример — вывеска Товарищества Матвея Кузнецова на фасаде Дома фарфора. Её открыли в августе 2020 года.

      Адрес: Мясницкая улица, 8/2

      Адреса других вывесок от команды «Вспомнить всё»: Костянский переулок, 15/9 («Стрелецкая пекарня»), Староконюшенный переулок, 5/14 («Булочная ОТД. М.Г.К.И.О.

      »); Малая Бронная улица, 22 («Аптека» и «Центральное бюро студенческих кооперативов»); улица Пречистенка, 15 («Артель „ХЛЕБОПЕК“. Булочная»); Кривоколенный переулок, 14 («Заводско-техническая контора.

      Инженер Фалькевич»); улица Покровка, 1 («Булочная и кондитерская»); Малая Бронная улица, 22 («Зубной врач. Кв. № 6»).

      На что ещё обратить внимание в городе:

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector