Купить билет в Янтарную комнату с экскурсией
Категория туристов | Стоимость, руб. |
граждане РФ И ЕАЭС* | |
Взрослые | 700 |
Пенсионеры | 350 |
Студенты, курсанты, школьники старше 16 лет | 350 |
Члены творческих союзов (архитекторы, дизайнеры, художники), работники государственных музеев | 350 |
Другие иностранцы | |
взрослые | 1050 |
Студенты и школьники старше 16 лет | 530 |
- *страны-участники ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.
- Бесплатные категории
- Независимо от гражданства:
- Дети до 16 лет
- Герои Советского Союза и России;
- полные кавалеры ордена Славы;
- участники и инвалиды боевых действий, узники лагерей, труженики тыла, блокадники.
Граждане России и Евразийского Союза:
- инвалиды I (плюс 1 сопровождающий) и II группы.
Только во второе воскресенье каждого месяца – граждане РФ:
- студенты высших и средних учебных заведений;
- аспиранты, ординаторы, адъюнкты;
- дети от 16 до 18 лет.
Важно: входные билеты на бесплатное посещение приобретаются при условии включения в заказ хотя бы одного – за деньги.
При оформлении требуются паспортные данные приобретателя. Их же придется предъявить на входе, а льготникам – и подтверждение права на скидку к стоимости либо бесплатный просмотр.
Билеты с аудиогидом
Чтобы лучше ознакомится с Янтарной комнатой и узнать много нового, мы рекомендуем заказать билет с аудиоэкскурсией в формате WeGoTrip.
Электронный экскурсовод подробно расскажет о Янтарной комнате и «проведет» Вас не только по одному из дворцовых маршрутов, но и через роскошный парк.
Вы увидите его регулярную и пейзажную части, павильоны Грот и Эрмитаж (с кухней), Камеронову галерею и даже Лицей, в котором учился Пушкин и другие знаменитые соотечественники (к сожалению, только снаружи).
Посещение Янтарной комнаты по программе «все включено»
Если вы хотите увидеть Янтарную комнату, но связываться с поиском нужного транспорта не любите, да еще предпочитаете рассказы живого гида вместо электронного, идеальным вариантом станет автобусная экскурсия по программе «все включено». Во дворец вас доставят из центра Санкт-Петербурга. Оформить заказ вы можете на сайте.
Стоимость билета по программе «все включено»
Категории туристов | Стоимость, руб. |
Взрослые граждане России и стран ЕАЭС* | 1900 |
Пенсионеры с гражданством РФ и Беларуси, российские студенты любых учебных заведений | 1800 |
Дети от 7 до 15 лет | 1200 |
Дети моложе 6 лет с предоставлением отдельного посадочного места | 900 |
Иностранцы | 2300 |
В стоимость билета входят:
- рассказ гида по пути в Пушкин (Царское Село) об истории его дворцов и парков;
- осмотр Екатерининского дворца и визит в Янтарную комнату;
- экскурсия и прогулка по парку.
Купить билет в Янтарную комнату с экскурсией
Читать еще: Лучшие экскурсии в Большой Екатерининский дворец в 2022 году
Самостоятельное посещение Янтарной комнаты в Пушкине
Эта информация пригодится активным туристам, выбирающим индивидуальные путешествия. Если вы уже самостоятельно приобрели входные билеты, то и дорогу в город Пушкин (бывшее Царское Село) найти нетрудно.
Чтобы попасть в Янтарную комнату Вам нужно по Парадной лестниц Екатерининского дворца подняться на второй этаж и пройти через Белую парадную столовую, Малиновую столовую, Зеленую столовую и Портретный зал, сразу после которого Вы и попадете в Янтарную комнату.
План-схема прохода в Янтарную Комнату:
Как добраться в Екатерининский дворец и Янтарную комнату
Для путешествия вы можете выбрать одно из трех направлений.
- Электричкой. С Витебского вокзала поезда до ж/д станции Царское Село отправляются каждые 15-25 мин. Время в пути от 28 до 33 мин. Цена билета – 49-50 руб. От дорожных пробок вы не зависите. До входа во дворец (примерно 2,5 км) можно попасть маршрутками № 371, 377, 382 или прогуляться пешком.
- Маршрутками от «Синей» линии метро. Стоимость билетов 40-46 руб., время в пути зависит от наличия пробок, особенно при поездке от «Московской» станции (она ближе к центру города). Микроавтобусы ходят от:
- «Московской» – № 287, 342,347,299,
- «Звездной» – № 347,
- «Купчино» – № 286, 287, 342, 347, 545а.
-
- Личным транспортом. При этом следует ориентироваться на дорожную ситуацию в пути, а также учитывать проблему с парковкой в Пушкине.
Адрес музея: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул.Садовая, 7.
- Официальны сайт: https://tzar.ru
- Телефон для справок: (812) 415-76-67, (812) 415-76-68
- Схема проезда:
Екатерининский дворецМузей в Пушкине
Интересные факты из истории Янтарной комнаты в Царском селе
Янтарная комната, 1917г.
Первоначально янтарный кабинет создавался по приказу прусского короля Фридриха I для любимой супруги Софии-Шарлотты для установки в ее резиденции.
В 1709 году королева скончалась. Супруг решил перенести готовые янтарные панели в галерею собственного дворца. В очередном путешествии по Европе Петр I искал союзников в войне со Швецией. С Фридрихом удалось найти общие интересы, а во дворце тот показал русскому царю изысканное творение собственных мастеров. Петр восхитился увиденным.
В 1713 году Фридрих Iумер. Для его сына Фридриха Вильгельма союз с Россией был также важен. В результате подписанный договор 1716 года был скреплен подарком. Король отправил компаньону янтарный «неликвид», а взамен известный солдафон получил 55 высокорослых гвардейцев и чашу из слоновьего бивня, собственноручно изготовленную Петром.
От дворца к дворцу в России
Полученный подарок был исследован Меншиковым, знавшим толк в изящных штучках. Вердикт был таков: великолепно, но некомплектно.Диковину разместили в «Людских палатах» – общедоступном музее Летнего сада.
Следующей заинтересовалась янтарным убранством дочь Петра – императрица Елизавета.
В 1743 году по ее указу панели отреставрировали и разместили в одном из дворцов в Санкт-Петербурге, собрав первый вариант Янтарной комнаты.
Недостающие детали заменили холстами, расписанными под солнечный камень. Кабинет использовался для приема высоких иностранных гостей: императрица знала, чем удивить посланников!
После возведения нового Большого дворца в Царском селе по велению Елизаветы в 1755 году ящики с янтарными деталями за 6 дней были перенесены в новую резиденцию 76 гвардейцами. Созданием кабинета руководил лично Бартоломео Расстрелли.
Новый, больший по размеру,зал заполнили не только янтарем, но и пилястрами с зеркалами в золоченом обрамлении, а также привычными росписями, имитирующими камень.
Вошедшей на престол Екатерине II в Янтарной комнате роскоши не хватило. Она приказала убрать холсты и заполнить все пространство янтарем.
Прусский герб с одноглавым черным орлом и монограммой Фридриха I
В результате оформление комнаты превратили в трехъярусное, добавив нижний ряд. Над парадной дверью соорудили золоченое арочное украшение.На доделку ушло еще 450 кг янтаря. К панелям добавились 4 флорентийских мозаики с аллегориями пяти человеческих чувств из янтаря, агата и яшмы. Стало больше и золоченой резьбы.
Дополнили интерьер столиком и несколькими комодами, инкрустированными солнечным камнем. В витринах выставили императорскую коллекцию китайского фарфора и янтарных изделий.
Для периодической реставрации хрупкого и капризного камня ввели особую должность мастера-смотрителя, поэтому Янтарная комната и дожила до советских времен в виде, утвержденном Екатериной.
Реставрации, проведенные в XIX веке, восполняли утраты янтаря в результате нестабильности микроклимата. Камню вредили сырая погода летом и неравномерное печное отопление в холодное время года. Еще в середине века заменили потолочный плафон. Работами руководил архитектор Стасов.
Исчезновение
В 1936 году на случай войны был составлен эвакуационный план музея, где вывоз янтарных панелей почему-то был не предусмотрен. Уточнение 1939 года при невыясненных обстоятельствах исчезло. Скорее всего оно оказалось в одних руках с приказом Гитлера о вывозе советских культурных ценностей в Германию, где Янтарная комната числилась под первым номером.
Что могли сделать 5 оставшихся смотрительниц Екатерининского дворца для спасения Янтарной комнаты летом 1941 года, если общий вес декора составлял несколько тонн? Только закрыть подсобными материалами и досками.Из янтарного убранства эвакуировали только небольшие ларец и зеркало.
Вступившие в Пушкин немцы в течение пары дней демонтировали янтарную комнату и вывезли в Кенигсберг, где ее выставили в главном музее.
Безуспешные поиски?
Поисками янтарного достояния страны занимались много лет и спецслужбы, и группа, организованная писателем Юлианом Семеновым.
Версия первая. Комната погибла в Кенигсберге от бомбежек города или при пожаре. В найденном отчете директора музея установлено, что пострадали небольшие детали, остальные демонтировали и укрыли в подвале.
После пожара, случившегося на второй день после взятия Кенигсберга советской армией, наши специалисты не обнаружили следов плавления стекла от зеркал, позолоты и самого янтаря. Обгоревшие остатки мозаик оставлены намеренно.
Версия вторая. Комната погибла при перевозке морем вместе с подорванным кораблем. Это не подтверждено документально.
Версия третья. Упакованные панели вывезены задолго до штурма Кенигсберга в один из замков Тюрингии, а затем перепрятаны в соляной шахте. Эта часть Германии впоследствии была захвачена американцами, а сокровища найдены и увезены в Америку. События выглядят достаточно правдоподобно.
Поиск в этом направлении вела группа Юлиана Семенова и, похоже, нашла новые ниточки для разгадки. К сожалению, из немецких специалистов один был зверски убит перед пресс-конференцией, а другой скончался при странных обстоятельствах. Сам Семенов застрелился, якобы не выдержав болей при онкологии.
Версия четвертая, возникшая уже в 2012-2015 годах. Упакованные панели были все-таки найдены нашими войсками в Кенигсберге. Объяснения директора музея о том, что это местное сокровище, приняты за чистую монету. Позднее его включили в список ценностей, переданных США в уплату долга по лендлизу. Что это – преступная халатность или злой умысел?
И даже после этого энтузиасты пытаются разгадать тайну пропавшего шедевра мирового искусства!
Возрождение
Восстановление Янтарной комнаты стали вести с 1979 года. Сначала долго изучали фотографии, исторические документы XVIII века, старинные технологии обработки материалов. К работам приступили в 1981 году.
К девяностым годам заново воссоздали потолочный плафон. В Михайловском замке были найдены две его подлинные части, снятые при реставрации XIXвека. Верхний ярус панелей заменили росписями под камень. Мозаики восстановили по обгоревшим образцам. По фотографиям изготовили паркет. Пустые места затянули холстом. Далее финансирование прекратилось.
Деньги нашлись в 2000 году. Янтарную комнату возродили в Екатерининском дворце в полном объеме к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга и саммиту Большой Восьмерки, проведенному мае 2003 года.
Чудо
В 2000 году в Россию вернулись флорентийская мозаика с аллегориями обоняния и осязания, а также комод.
Флорентийская мозаика «Обоняние и осязание»
Оказалось, что при разборке комнаты в 1941 году офицер, руководивший работами, присвоил мозаику. При попытке продажи в 1997 году судебные органы ФРГ ее конфисковали.
В запасниках одного из немецких музеев при ревизии нашелся и янтарный комод. По инвентарному номеру определили его принадлежность.
Распоряжением Канцлера ФРГ Шредера оба предмета были переданы России. Иначе, как чудом эти события назвать нельзя.
Янтарная комната в цифрах
- Площадь зала – 96 м2.
- Высота потолков – 7,8 м.
- Площадь покрытия камнем – 86 м2.
- Первые панели изготовлены в 1701 году.
- Для замещения пустых мест при «Елизаветинской» реставрации поставлены 24 зеркальные колонны-пилястры.
- Общий вес янтаря, использованного при восстановлении в 2000 годы, – 6 тонн.
- На возрождение Янтарной комнаты ушло 11,35 млн$, из них 70% – из бюджета РФ, 30% – спонсорская помощь германского Рургаза.
Полезная информация
- При посещении Екатерининского дворца с Янтарной комнатой не забывайте о наличии маски и перчаток. Помните также и о соблюдении социальной дистанции.
- Маломобильным гражданам предлагаются коляски и подъемник.
- В Янтарной комнате фотосъемка строго запрещена. Многочисленные вспышки камер могут испортить капризный камень.
- Расписание работы дворца, парка и Янтарной комнаты отслеживайте перед покупкой билетов: все зависит от ситуации с пандемией.
Янтарная комната
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты.
Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось.
Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.
Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.
Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу.
В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.
Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.
Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.
Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам.
Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г.
Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге.
Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня.
Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.
Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной).
Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты.
Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.
Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца.
Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург.
Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.
При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.
Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».
Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.
2 июля 1717 года А. Д.
Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны.
Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор.
Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно.
В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.
Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В.
Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию.
Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.
Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры.
Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли.
Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.
Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики.
В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы.
На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д.
Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты.
В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.
Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.
В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.
Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга.
Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются.
Ее поиски пока не дали результатов.
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.
В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской.
Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение».
В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.
История Янтарного кабинета: комната с секретами
С
чего начать историю о знаменитой на весь мир Янтарной комнате? С желания короля Пруссии Фридриха I окружить себя роскошью и богатством? Или с визита Петра I в Пруссию во главе Великого Посольства? Или, быть может, она начинается раньше, с прихода Тевтонского ордена на земли Балтики? Не было ли её создание вдохновлено гомеровским описанием покоев Менелая, украшенных золотом, серебром, слоновой костью и электроном? А может, всё началось в далёком эоценовом периоде, когда растущие на территории современного Балтийского побережья доисторические сосны плакали золотистой смолой, ставшей впоследствии удивительным камнем — янтарём? Как бы то ни было, трёхсотлетняя история Янтарной комнаты окутана тайнами и загадками, большая часть которых не разрешена до сих пор.
Я
нтарный кабинет, созданный в 1709 году, изначально предназначался как торжественный дар взошедшему на престол королю Пруссии Фридриху I и должен был украсить один из залов в королевском дворце в Берлине.
Долгое время считалось, что единоличным автором этого грандиозного проекта был известный всей Пруссии архитектор и скульптор Анреас Шлютер, но существуют свидетельства, что изначально проект янтарной комнаты принадлежал архитектору Иоганну Фридриху Эозандеру.
Заниматься реализацией проекта был приглашён датский мастер Готтфрид Вольфрам, который сначала принял руководство командой резчиков по янтарю, а впоследствии возглавил все работы по созданию комнаты.
В процессе изготовления янтарных панелей было изменено их предназначение: вместо кабинета в берлинском дворце ими было решено украсить галерею королевского замка Шарлоттенбург.
П
роект был грандиозным, работы шли достаточно долго, и тем временем успело смениться несколько придворных архитекторов. Они, в свою очередь, имели право сместить с должности скульпторов и художников, чем зачастую и пользовались. Таким образом, работа над созданием панелей несколько раз передавалась разным мастерам.
О
днако, с таким энтузиазмом начатый проект янтарного кабинета, к сожалению, не нашел должного интереса после смерти короля Фридриха I, поскольку взошедший на престол после него Фридрих Вильгельм I, будучи скупым и расчетливым, осуждал расточительство своего отца.
Он прекратил все работы, которые, к слову, были почти закончены, уволил и придворного архитектора, и назначенных им мастеров по янтарю. Панели, которыми предполагалось облицевать несостоявшийся янтарный кабинет, были спрятаны.
Но даже несмотря на незаконченность, каждая отдельная янтарная панель была самостоятельным произведением искусства, истинным шедевром ювелирного дела. Куски янтаря были безупречно подогнаны в мозаичные панно, изображавшие растительные орнаменты, гербы, вензеля.
Не только размер и форма, но всё множество оттенков янтаря — от молочно-белого до темно-красного — были гармонично подобраны в этих панелях, превращая каждую в живописную картину из янтаря.
Работа эта была очень кропотливой и не знавшей аналогов до тех пор — кусочки янтаря смешивались с составом из коньяка, льняного масла и мёда и приклеивались на деревянную основу. Еще одной уникальной особенностью янтарной комнаты было то, что, как утверждают исторические источники, цвет панно не менялся со временем, не тускнел и не темнел.
А ведь известно, что со временем это происходит с любым янтарём. Владели ли прусские мастера секретным рецептом обработки, либо знали что-то о том, как выбрать самый лучший янтарь — остается загадкой. Previous Next
Я
нтарная комната, скрытая в подвалах берлинского Цейхгауза, так и оставалась бы забытой, если бы спустя 6 лет, в 1717 году, король не вспомнил о незавершенном проекте своего отца и не преподнес бы в дар Петру I это недооцененное на родине сокровище.
Е
сть мнение, что Фридрих Вильгельм I не был знатоком искусства и не имел представления, как поступить с доставшимся ему в наследство от отца Янтарным кабинетом, поэтому с радостью избавился от него под предлогом подарка Петру. Но это не совсем так: все дело в невероятной скупости короля.
Он знал, сколько труда и средств было уже вложено в Янтарный кабинет, но также представлял, сколько еще необходимо вложить. Поэтому он принял очень умное и дальновидное решение. Он избавил себя от затрат на дальнейшие работы, при этом сделав роскошный подарок правителю державы, в лице которой хотел иметь мощного союзника.
Такое решение стало выигрышным и для экономики, и для политики. Ведь Петр I разгромил в битве под Полтавой шведское войско, в течение долгого времени считавшееся во всей Европе непобедимым.
Поэтому подарок был более чем оправдан: Россия обеспечила безопасность восточным границам Пруссии, и естественным было отдать должное подвигу русских военных, мудрости полководцев, и, в первую очередь, самого Петра I.
Зная о любви Петра I ко всевозможным диковинкам, Фридрих Вильгельм I вряд ли нашёл бы лучший способ выразить своё уважение российскому императору.
П
етр так писал об этом поистине королевском подарке своей жене: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали».
Для переправки в Петербург и доставки его в Летний императорский дворец были предприняты все возможные меры предосторожности – настолько ценность янтарного кабинета была ясна Петру I.
Фаворит Петра и его ближайший сподвижник Александр Меншиков, принявший и осмотревший ящики с янтарными панелями так доложил своему государю: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось.
Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».
О
днако, то ли у Петра не нашлось времени или возможности смонтировать панели, то ли он охладел к своему янтарному сокровищу, ящики с разобранным кабинетом так и стояли нераспакованные в течение 16 лет. В 1743 году недавно взошедшая на трон императрица Елизавета Петровна решила украсить янтарными панелями покои Зимнего дворца.
Но поскольку помещения там были значительно больше тех, для которых Янтарный кабинет изначально создавался, его решено было модифицировать. Для этой ответственной работы были приглашены итальянский мастер-литейщик Александру Мартелли и придворный архитектор Бартоломео Растрелли.
Благодаря им в интерьере кабинета появились новые детали и элементы отделки, которые были призваны расширить пространство кабинета: зеркальные пилястры, спроектированные самим Растрелли, и недостающая четвертая янтарная рама, которую изготовили в Кенигсберге и прислали в подарок Елизавете от прусского короля Фридриха II.
Кстати, рама эта по иронии судьбы не совпала с оригиналом ни по стилю (выполнена она оказалась в стиле рококо, в отличие от барочных узоров прежних панелей), ни по размеру. Но команда Растрелли показала все свое мастерство, сумев органично вписать новую панель в интерьер. Previous Next
П
ока велись работы по сборке янтарного кабинета в Зимнем дворце, императрица Елизавета внесла изменения в проект – решено было перенести его в строящийся Царскосельский дворец.
Ящики с упакованными частями комнаты фактически на руках доставили в Царское Село, летнюю резиденцию Елизаветы (сейчас это город Пушкин).
На одной из панелей янтарем выложена дата – 1760 год – её приписывают именно этому событию – обоснованию Янтарного кабинета в Царском Селе.
И
менно в Царском Селе Янтарный кабинет переживает главную свою метаморфозу – становится знаменитой по всему миру Янтарной комнатой. Под руководством Растрелли, Янтарный кабинет был смонтирован в помещении, значительно превышающем его изначальные размеры. Площадь зала превышала 100 квадратных метров, а его высота составляла 8 метров.
Для решения этой сложной задачи мастерам необходимо было проявить максимум творческой находчивости и изобретательности, ведь нужно было сохранить облик и идею оригинального произведения, разместив его в совершенно не предназначенном для этого помещении. Потребовалось огромное количество дополнительных деталей высокого качества и эстетической ценности.
В процессе их изготовления приняли участие многие русские мастера.
П
роект, предназначенный для размещения кабинета в Зимнем дворце, не подходил для огромной залы в Царском Селе. Растрелли видоизменил облик комнаты, дополнив янтарные панно зеркальными пилястрами, картинами, и специально спроектированным резным золоченым фризом.
Мастера изготовили и расписали под янтарь новые дополнительные панели, которые с течением времени полностью заменили натуральным янтарем. Картины, включенные в композицию янтарной комнаты, были написаны на заказ известным тогда живописцем Иваном Гротом.
Помимо этого, в янтарные рамы были вставлены специально заказанные во Флоренции драгоценные мозаики, изображавшие аллегории на пять человеческих чувств.
В
скором времени появилась необходимость в новой должности – хранителя Янтарного зала, впоследствии ставшего руководителем всех янтарных работ. Первым хранителем стал Фридрих Рогенбук, которому во всем помогал его сын Иоганн. Через некоторое время именно он стал основателем известной по всему миру Царскосельской янтарной мастерской. Previous Next
Д
есять лет велась колоссальная работа, и, наконец, к началу 1770 года Янтарный кабинет приобрел законченный вид, превратившись в знаменитую Янтарную комнату, ставшую жемчужиной Большого Екатерининского дворца.
Однако, согласно некоторым свидетельствам, с Янтарной комнатой стали происходить странные вещи – сами собой гасли свечи, раздавались странные шорохи и скрипы.
Императрица вызвала во дворец тринадцать монахов, которые в течение четырёх дней молились и проводили ритуалы по изгнанию бесов. После этого обряда Комната перестала «шалить».
С
амо же Царское Село к концу XVIII века стало всероссийским центром янтарщиков, где в мастерской Рогенбука занимались как работами над сохранностью деталей Янтарной комнаты, так и созданием новых предметов, реставрацией янтарных изделий из коллекции дворца.
Французский поэт XIX века Теофиль Готье, путешествующий по России, так описывал Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму – от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».
Т
аким образом, янтарная комната теперь стала совместным творением немецких, итальянских, польских и русских мастеров, гармонично сочетавшим в себе такие разные традиции и стили.
Октябрьская революция 1917 года открыла двери Екатерининского дворца для простых людей, сделав его музейным комплексом, и теперь все желающие могли увидеть этот выдающийся шедевр декоративно-прикладного искусства.
Previous Next
В
торая мировая война стала роковой для судьбы Янтарной комнаты. Из-за хрупкости панелей, ожидавших очередной реставрации в 1941 году, её не стали разбирать для эвакуации, а заклеив бумагой и ватой, закрыли деревянными щитами.
В таком виде Комната была обнаружена немецкими частями, включавшими команду «Кунсткомиссион», отвечавшую за сбор исторических и художественных ценностей. Янтарная комната была демонтирована и вывезена немцами из Екатерининского дворца.
П
о иронии судьбы он вернулась на свою историческую родину — в Пруссию. В 1942 году Комнату выставили для обзора узкому кругу лиц в Кенигсбергском Королевском замке. Но для того, чтобы экспонировать Янтарную комнату, ее необходимо было привести в должное состояние, ведь при перевозке никто не заботился о сохранности материалов.
Известный немецкий специалист по янтарю, в то время возглавлявший музей изобразительных искусств Восточной Пруссии, и являющийся хранителем кенигсбергского собрания доктор Альфред Роде должен был немало потрудиться, чтобы вернуть ей прежний вид.
Янтарная комната вплоть до весны 1944 года была выставлена в зале Королевского замка, доступ куда осуществлялся сначала только по пропускам, но позднее стал свободным.
И
стория свидетельствует о случившемся здесь однажды пожаре, а огонь, как известно, опасен для горючего янтаря. Хотя комната и не пострадала, доктор Роде, понимавший всю её ценность, решил упаковать все янтарные панели и спрятать их в подземельях замка.
Как оказалось, решение это было очень своевременным, поскольку буквально через несколько недель англо-американская авиация начала жестокие бомбардировки Кёнигсберга, которые нанесли замку и хранившимся в нем ценностям непоправимый ущерб.
Немецкие войска начали срочный вывоз в Германию награбленных за период войны ценностей. Янтарную же комнату не спешили вывозить за пределы Кенигсберга. Гауляйтер Эрих Кох хотел оставить это сокровище на своей земле, в Восточной Пруссии, и медлил, даже несмотря на прямое указание Гитлера срочно отправить комнату в Германию.
Правда, по многочисленным свидетельствам, он все же требовал исполнения приказа Гитлера, устраивал разносы доктору Роде, но, похоже, только для вида.
Т
ем не менее, панели подготовили к перевозке, сложили в ящики и спрятали в замковых подвалах, где они хранились до начала штурма Кенигсберга в апреле 1945 года. Сразу по окончании войны были организованы поиски Янтарной комнаты, но они оказались безрезультатными.
Сначала полагали, что комната сгорела в руинах Королевского замка, но проведенные в 1946 году поиски следов дали основание полагать, что Янтарный кабинет все-таки пережил пожар.
Серьезные ученые с российской и германской стороны, секретные службы, самоназванные эксперты и многие другие исследователи выдвигали теории и идеи относительно примерно 130 мест, где сегодня может храниться Янтарная комната, от Сибири до Аляски. На этом материале создано множество фильмов и романов.
П
осле освобождения города Пушкина Екатерининский дворец был практически полностью разрушен. Тем не менее, воссоздание Янтарной комнаты началось почти сразу. С 1979 г. российские специалисты по янтарю трудились над реконструкцией исчезнувшего сокровища.
Изучая старинные янтарные изделия и занимаясь их реставрацией, мастера смогли восстановить проверенные веками старинные методы работы с янтарём. Благодаря кропотливой и трудоёмкой работе команды высококлассных специалистов части Янтарной комнаты постепенно воссоздавались.
В 2000 году в Екатерининский дворец были возвращены обнаруженные в Германии флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние» и наборный янтарный комод, которые были когда-то частью убранства Янтарной комнаты.
В 2003 году, к празднованию трёхсотлетия Санкт-Петербурга, легендарная Янтарная комната была возрождена и представлена первым посетителям музея-заповедника Екатерининского дворца. По свидетельствам нескольких очевидцев, которые видели первоначальный вариант Комнаты и её воссозданную версию – новый вариант выглядит лучше прежнего.
Т
аким образом, Янтарная комната увидела свет в 1709 году, в 1770 обрела свой неповторимый облик, в 1945 году была утрачена, а в 2003 возродилась во всём своём великолепии.
Все эти триста лет, это «восьмое чудо света» остаётся самым удивительным и завораживающим произведением искусства из янтаря среди всех, когда-либо созданных в мире.
Категория: Интересное, полезное