Что такое «Павловский музыкальный вокзал»? Как появилась идея его создать? Почему он стал уникальным явлением? Что объединяет Иоганна Штрауса, Федора Шаляпина, Сергея Прокофьева и Анну Павлову? Почему после Павловского вокзала все большие железнодорожные станции в России стали называть вокзалами? Рассказываем самое интересное об этом месте Павловска.
Музыкальный вокзал в Павловске был уникальным явлением не только для России, но и для всего мира. Именно он дал название «вокзал» всем последующим зданиям на российских железных дорогвх, где люди ожидали поезда.
До этого «воксалами» называли увеселительные места, в которых проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками по аналогии с общественным садом Vauxhall в пригороде Лондона, известного своим рестораном и проходившими там концертами.
Но благодаря Павловскому вокзалу название прочно закрепилось именно за железной дорогой.
Павловск. Вид на дворец. Мартынов А.Е. Литография, раскрашенная акварелью. 1821 – 1822 гг.
Когда строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России Франц фон Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он думал о ее рентабельности и изучал проблему будущих перевозок.
Чтобы привлечь желающих посещать пригороды, Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках – концертные же площадки явились продолжением этой идеи.
Железная дорога, литография Джузеппе Дациаро, сер. XIX в.
Первая треть XIX века – время великой транспортной революции: железные дороги из местечковых проектов становятся силой, которая соединяет целые государства и открывает людям новые и быстрые возможности передвижения на дальние расстояния.
В 1836-1837 по территории Павловского парка проложили магистраль первой в Империи Царскосельской железной дороги, построенной по приказу Николая I.
Владелец парка великий князь Михаил Павлович предоставил в аренду акционерному обществу Царскосельской железной дороги участок под строительство конечной станции. Сквозное движение между Петербургом и Павловском было открыто 22 мая 1838 г.
Осенью с началом концертов в Павловском вокзале число поездов увеличилось. В дни концертов стали ходить прямые «музыкальные» поезда, включавшие даже специальный вагон для нарядов.
Павловский музыкальный вокзал, литография Джузеппе Дациаро, сер. XIX в.
16 марта 1836 г. Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на проект здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне природы Павловского парка» (в числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады).
Из представленных одиннадцати русскими и двумя немецкими архитекторами проектов великий князь Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту составила значительно большую, чем намеченную изначально, сумму, в итоге остановились на проекте петербургского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.
Постройка вокзала началась 7 июля 1836 г., и уже к сентябрю огромный павильон в целом был готов. Он состоял из круглой «прихожей», зала для обедов, балов и концертов, двух маленьких залов по сторонам, двух зимних садов.
В двух флигелях было по 40 гостиничных комнат для приезжающих и по 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугою. Здание опоясывала круглая галерея. Специальный проход соединял здание вокзала с железнодорожной платформой.
В Большом зале предполагалось поместить знаменитый механический оркестр «Аполлоникон», построенный английским «художником-механиком». Около вокзала находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра
Первоначально музыка в вокзале имела второстепенное значение: она звучала во время обедов, на балах и танцах. Оркестр располагался на хорах – эстрады в помещении не было. На открытой площадке в саду играл духовой оркестр.
Осенью для привлечения публики был приглашен известнейший московский хор цыган Ильи Соколова. А с января начал выступать первый профессиональный оркестр. Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, о чем особо настаивал великий князь Михаил Павлович.
Чуть позже в 1840-х гг. администрация дороги стала приглашать для выступлений известных дирижеров, исполнителей, вокалистов. Бесплатные благотворительные вечера привлекали многих дачников разных сословий.
Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра под управлением Иоганна Штрауса. Его выступления продолжались целые 10 сезонов!
Памятник Иоганну Штраусу, Павловск
В Павловском вокзале выступали многие известные дирижеры, солисты, музыканты, балерины, в том числе Федор Шаляпин, Анастасия Вяльцева, Матильда Кшесинская, а Анна Павлова дала здесь одно из своих последних выступлений в России перед эмиграцией в Англию. У пульта концертной эстрады стояли такие дирижеры, как Николай Владимирович Галкин, Риккардо Эудженио Дриго, Александр Константинович Глазунов,Рейнгольд Морицевич Глиэр. Приглашение выступить на сцене вокзала считалось честью.
После 1918 года Павловский музыкальный вокзал и театр составили комплекс, в котором выступал симфонический оркестр из 80 музыкантов. За летний сезон он дал двадцать концертов. В качестве руководителя выступил дирижер Николай Андреевич Малько.
Павловский музыкальный вокзал пережил разные бытовые и исторические события, но был полностью разрушен во время Великой Отечественной войны. От всего блистательного ансамбля остался только прекрасный чугунный фонарь.
Но в настоящее время обсуждается возможность восстановления вокзала, так что, возможно, очень скоро в наш с вами обиход снова войдет выражение – «А поедемте-ка на вокзал слушать музыку».
Председатель Общества любителей железных дорог
Павловский вокзал – это уникальный исторический памятник, ведь это единственный вокзал в России, построенный в сугубо культурно-развлекательных целях.
А павловские концерты имеют беспрецедентное значение для культуры нашей страны, являясь одним из основных очагов формирования симфонического исполнительского искусства, и связаны с выдающимися именами в музыке.
Архитектура Павловского «воксала тоже уникальна: это, по сути, большой концертный зал, окруженный ресторанами.
Директор музея-заповедника «Павловск»
Безусловно, идея воссоздания Павловского вокзала крайне интересна. Эта славная страница в летней музыкальной жизни России второй половины XIX–начала XX века вписана в летопись мировой культуры.
Музыкальный вокзал в Павловске часто называли первой российской филармонией. Здесь давали концерты европейские знаменитости, с аншлагом выступал весь цвет российской музыкальной культуры.
Прекрасно, если эта традиция будет продолжена и в XXI веке.
Выступления в Петербурге Иоганна Штрауса
В один из теплых осенних дней 1855 года отдыхавший на водах молодой австрийский композитор Иоганн Штраус, талант которого становился все более известным далеко за пределами его родной Вены, был представлен солидному господину в расшитом золотом мундире.
Господин оказался новым директором Царскосельской железной дороги и предложил Штраусу место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом, сумма которого заставила композитора отнестись к предложению с большим вниманием. Кроме того, выступать перед изысканной публикой, посещавшей концерты в Павловске, тоже было чрезвычайно престижно.
Поэтому через несколько дней контракт, предусматривавший приезд Штрауса в Петербург уже в следующем 1856 году, был подписан.
Известно, что в 1837 году открылось движение на Царскосельской железной дороге между Санкт-Петербургом и его пригородами — Царским Селом и Павловском. Для того чтобы железной дорогой пользовались как можно больше, на конечной станции, в Павловске, построили большой вокзал с концертным залам, и уже летом 1838 года здесь открылся первый концертный сезон.
Расчет оправдался: на концерты в Павловск летом отправлялся весь светский Петербург. Однако к началу 50-х годов популярность концертов немного упала, руководство железной дороги объяснило это тем, что в Павловске давно не выступали по-настоящему талантливые артисты. Поэтому директор Царскосельской железной дороги отправился в Европу на поиски новой звезды.
Музыкальный вечер в Павловском вокзале
Иоганн Штраус был приглашен вначале только на один летний сезон 1856 года, однако стал бессменным дирижером Павловских летних концертов на протяжении десяти лет. Вместе с композитором из Вены в Петербург приехали еще 12 музыкантов, остальных артистов для оркестра он выбрал из русских исполнителей.
Очередной летний музыкальный сезон в Павловском вокзале открылся 6 мая 1856 года. Как писала потом газета «Санкт-Петербургские ведомости», «народу в Павловске была бездна». Штрауса встретили оглушительными аплодисментами, после исполнения каждой пьесы публика снова устраивала овации.
Говорили, что после концерта дирижера чуть ли не на руках донесли до самой квартиры.
С первых концертов Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы.
Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, что его движения становились почти танцевальными.
Но Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками — зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.
Публика настолько любила концерты Штрауса, что многие готовы были оставаться в Павловске на всю ночь. Дирижер даже вынужден был прерывать выступление, когда раздавался звонок, извещавший об отходе последнего поезда. Но иногда и это не помогало: поезд уходил, а слушатели оставались в Павловске на всю ночь.
В таких случаях Штраус выходил к публике и просил внести небольшую сумму для бедствующих или в фонд помощи раненым в Крымской войне, а после этого концерт продолжался до утра.
Газета «Северная пчела» написала как-то, что по свидетельству одного из меломанов, Штраус «скоро в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады… по ковру, склеенному из нежных записок восторженных поклонниц».
В Павловске Штраус выступал не только как исполнитель и дирижер, он продолжал сочинять. Известны многие его произведения, связанные с пребыванием в Петербурге, и в первую очередь, знаменитый вальс «Прощанье с Петербургом».
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. 19 сентября состоялся последний концерт сезона, публика, как всегда, проводила своего любимца неистовыми аплодисментами.
Композитор еще несколько раз приезжал в Петербург, даже дирижировал своей опереттой «Цыганский барон» на сцене Александринского театра, но это были уже лишь эпизодические выступления. Десять Павловских сезонов Штрауса стали целой эпохой для русской публики и прекрасным воспоминанием в полной множеством трудностей жизни композитора.
Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1. Розанов А. С. Музыкальный Павловск. Л., 1978
Иоганн Штраус в Петербурге: любовь и музыка
25 октября 1825 года исполняется 195 лет со дня рождения австрийского композитора Иоганна Батиста Штрауса II. Знаете ли вы, что он бывал в России и даже встретил здесь свою любовь?
Противостояние отца и сына
Иоганн Штраус-сын появился на свет 25 октября 1825 года. Он родился в Вене в семье известного композитора Иоганна Штрауса-старшего и его первой жены — Анны.
Отец вовсе не стремился к тому, чтобы сын пошёл по его стопам, и больше мечтал о том, чтобы он стал банкиром, и даже препятствовал занятиям сына по игре на скрипке. О таланте Штрауса-младшего свидетельствует то, что он написал свой первый вальс в шестилетнем возрасте.
В годы учёбы юноша подрабатывал уроками фортепиано в семьях и отдавал свой заработок за обучение игры на скрипке.
По иронии судьбы все сыновья Иоганна Штрауса-старшего стали музыкантами.
Иоганн Штраус-сын смог всё же получить музыкальное образование благодаря своей матери, которой даже пришлось развестись позднее с его отцом.
Только благодаря её поддержке Штраус-младший смог сосредоточиться на музыкальной карьере. В 19 лет он собрал небольшой оркестр и получил разрешение на выступления в венском магистрате, что разозлило его отца.
Между ним и сыном возникло противостояние, которое закончилось только со смертью первого.
Штраус-старший, пользуясь своими связями, препятствовал продвижению сына на больших площадках:
- заносил в чёрный список те заведения, где тот выступал;
- не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей территорией.
Поэтому на долю Штрауса II оставались выступления в кафе и казино. 15 октября 1844 года состоялся его дебют в качестве дирижёра в казино Доммайера, в пригороде Вены. В наше время там находится кафе.
Афиша первого выступления И. Штрауса-мл.
Источник фото
Когда Штраус-старший скончался, сын сыграл на его могиле «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа», а также издал за свой счёт полное собрание отцовских сочинений.
После смерти Штрауса-старшего отцовский оркестр присоединился к музыкантам его сына, и начались их совместные гастроли по Европе. С 1852 года Штраус стал официальным придворным композитором. Его оркестр выступал при дворе нового императора, а самого композитора начали называть «королём вальса». Произведение «Голубой Дунай» стало неофициальным гимном Австрии.
С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, поскольку его пригласили на должность постоянного дирижёра при Павловском вокзале в городе Павловске.
Иоганн Штраус, 1879 г.
Источник фото
Павловский музыкальный вокзал
Павловский музыкальный вокзал был утрачен во время Великой Отечественной войны. Сегодня на его месте находится только памятный камень. Но тогда, во второй половине XIX века, вокзал был центром музыкальной жизни Петербурга в летние месяцы.
В 1836-1837 годах по территории Павловского парка проложили магистраль Царскосельской железной дороги — первой пассажирской железной дороги в России. Она соединяла столицу Российской империи с Павловском.
Строительством руководил Франц Антон фон Герстнер, австрийский инженер и предприниматель, под чьим руководством появилась первая железная дорога в Австрии. Именно он прорабатывал вопрос о рентабельности пассажирской железной дороги, поэтому решил заинтересовать жителей столицы в подобных поездках.
Чтобы вызвать у них желание посещать пригороды, Герстнег решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках.
В результате конкурса по проекту победителя — архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера — по образцу Лондонского Воксхолла было построено концертное здание с рестораном, которое открылось для публики 22 мая 1838 года.
Павловский вокзал можно считать первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры и популяризировалось творчество русских композиторов. Первоначально музыкальные вечера носили чисто развлекательный характер.
Позже выступления приобрели более серьёзный уровень, и Павловский вокзал из зала-ресторана постепенно превратился в полноценный концертный зал. Специальный проход соединял здание вокзала с железнодорожной платформой.
В дни концертов стали ходить прямые «музыкальные» поезда, в составе которых были даже специальные вагоны для нарядов.
Концерты для публики и вход в парк были бесплатными, на чём особо настаивал великий князь Михаил Павлович, владелец Павловска. Здесь давали концерты многие видные русские и зарубежные дирижёры. С 1856 по 1865 год несколько сезонов здесь выступал «король вальса» Иоганн Штраус.
Павловский музыкальный вокзал во второй половине XIX века
Источник фото
Штраусы в Павловске
Всё началось с того, что летом 1854 года представители железнодорожной компании из России явились к уже именитому маэстро. Ему предложили контракт на выступления в Павловском парке, на что Иоганн дал согласие, и уже в мае 1856 года он играл для русской публики и членов императорской семьи.
Александра Фёдоровна, супруга Николая I, хорошо знала вальсы его отца, но Штраус-отец не стремился ехать в неведомую Россию. Теперь пригласили его сына. Александра Фёдоровна познакомилась с младшим Штраусом в 1850 году в Варшаве.
Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее» — и подарила юному композитору бриллиант.
Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой, посвятив Её Величеству «Варшавскую польку».
Иоганн Штраус-сын выступал в России до 1865 года. Хотя помнят, в основном, его одного, но композитор дирижировал в Павловске в 1864-1865 годах вместе со своими младшими братьями Йозефом и Эдуардом, а в 1869 году — только с Йозефом.
Йозеф к тому времени тоже стал дирижёром, пойдя по стопам своего старшего брата, который тайком пристрастил его к игре на скрипке. Он регулярно заменял брата в Вене, когда Иоганн гастролировал в России.
Вообще-то, Йозеф совсем не планировал становиться музыкантом, но после смерти отца на семейном совете в 1853 году было принято решение: поскольку Иоганн-младший не может разорваться между гастролями, выступлениями в Вене и сочинительством, то брат должен его подменять и дирижировать отцовским оркестром. Йозеф согласился с неохотой, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь.
Прибыв в Павловск, Иоганн Штраус отказался играть в зале-ресторане и добился особого зала для выступлений. Требование композитора было простым: «Никакой игры во время обеда».
В программах Штрауса наряду с развлекательными пьесами большое место заняли сочинения современных зарубежных и русских авторов, в том числе А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского и других. Например, одному творчеству М. И. Глинки он посвятил вечер 20 мая 1864 года.
Усилиями композитора Павловский музыкальный вокзал превратился в центр концертной жизни, куда жители Петербурга приезжали специально, чтобы послушать лучшие сочинения. Одновременно Штраус регулярно выступал в знатных аристократических салонах Петербурга, развлекал гостей императорских резиденций, играл на балах его величества.
Существует мнение, что именно «павловские сезоны» дали возможность Иоганну Штраусу обрести своё имя и свою славу, окончательно выйдя из тени своего известного отца.
Ольга Смирнитская
Именно здесь, в Павловске, Иоганна Штрауса постигло жесточайшее разочарование в жизни: он встретил свою любовь — Ольгу Смирнитскую, с которой композитору так и не удалось связать судьбу.
Несмотря на успех, композитор не считался ей ровней. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, стал бы в те времена скандальным мезальянсом.
Считается, что роман Смирнитской и Штрауса начался в 1858 или 1859 году.
Ольга Смирнитская. Источник фото
В 1856 году Иоганна Штрауса как популярного дирижёра пригласили к царскому двору. Именно там он познакомился с Ольгой Смирнитской, которой тогда было чуть больше 20 лет. Она родилась в семье бывшего кавалерийского офицера Василия Смирнитского и купеческой дочери Евдокии Гороховой. До нашего времени дошла сентиментальная легенда об их знакомстве.
Якобы юная дворянка слала ему записки во время концертов, подписываясь как «Незнакомка», а затем открылась во время личной встречи. Музыковед-исследователь, доктор философии Томас Айгнер, автор книги «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», в этой версии сомневается.
Хотя тогда действительно существовали подобные романы, которые являлись во многом эпистолярными и бушевали больше в сердцах и письмах, чем в реальной жизни.
Общие точки соприкосновения у них были. Ольга сама сочиняла музыкальные произведения — она считается одной из первых русских женщин-композиторов.
Ей исполнилось всего лишь 19 лет, когда одно петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты первых романсов Смирнитской на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой.
Музыкальный критик «Северной пчелы» отзывался о «композициях госпожи Смирнитской» весьма одобрительно.
Иоганн Штраус исполнял произведения российских композиторов и несколько раз включал в репертуар Павловских концертов романсы Ольги. К сожалению, из них сохранился только один — «Первая любовь».
Когда в июле 1859 года Штраус осмелился официально попросить у Евдокии Смирнитской руки её дочери, он получил суровый отказ.
«…Итак, моя надежда погибла! Моим единственным стремлением было обладать Тобой, но невозможно достичь моего горячо желанного счастья. Мама говорила со мной слишком долго…
В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чём не должен Тебе верить, что всё, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своём ребёнке. Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается её поведения, её выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, — бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма, я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моём слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».
Так писал Ольге Иоганн Штраус. Возлюбленные вели тайную переписку, но через какое-то время их дороги окончательно разошлись. Письма назывались «конфетами» или «бонбоньерками». Позже так назвал Штраус назвал одну из своих полек.
Долгое время переписка композитора и Смирнитской считалась утраченной. В 1992 году Международный институт творчества Иоганна Штрауса решил выпустить каталог, посвящённый русскому периоду в жизни и творчестве Штрауса, и заказал эту работу доктору Томасу Айгнеру.
Тот обнаружил в фондах городской библиотеки Вены карточки с аннотациями «Письма Иоганна Штрауса к Ольге Смирнитской». В итоге, на основании находок, он написал книгу «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская. 100 писем о любви», которую позднее перевели на русский язык.
Взаимный след в культуре
Память о том, что великий композитор выступал в России и был влюблён в русскую дворянку, сохранялась и в советское время. В 1972 году на экраны вышел широкоформатный фильм «Прощание с Петербургом».
Его создал на киностудии «Ленфильм» режиссёр Ян Фрид в 1971 году.
Фильм был посвящён истории любви композитора, а название полностью повторяло наименование вальса, написанного самим Иоганном Штраусом — «Прощание с Петербургом».
Интересный факт. Актёрский ансамбль фильма практически полностью состоял из артистов Ленинграда, за исключением исполнителя главной роли Гирта Яковлева, латвийского актёра театра и кино.
Но из-за его явно прибалтийского акцента голосом Штрауса в фильме стал Александр Демьяненко. Да-да, тот самый, который играл в фильмах «Операция «Ы»», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию».
Фильм получил почётный диплом на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1973).
- Афиша фильма. Автор плаката: Евгений Семёнович Гребенщиков
Источник фото - Вальс «Прощание с Петербургом» стал гвоздём программы заключительного бенефиса Иоганна Штрауса в Павловске 5 (24 августа) сентября 1858 года, а через неделю он представил его взыскательной публике Вены.
- Критик из «Венской всеобщей театральной газеты» в статье от 24 ноября 1858 года написал:
«Вальс «Прощание с Петербургом» выделяется из исполненных новинок своими увлекательными темами и интересной оркестровкой; произведение большей частью настоящего славянского характера…»
Лента «Прощание с Петербургом» снималась в тех же местах, где разворачивались события, о которых рассказывается в фильме, — в парках Павловска и Пушкина.
В кадре можно увидеть также Павловский дворец, полное восстановление которого завершилось только к концу 1970-х.
Специально для съёмок в Сосновой Поляне была выстроена декорация Павловского музыкального вокзала в натуральную величину, ведь само здание вокзала было разрушено немцами во время Великой Отечественной войны.
Помимо вальса «Прощание с Петербургом» Штраус написал польку «Ольга». В фильме композитор дал новому произведению имя своей возлюбленной, но исследователи считают, что полька не была посвящена Смиринтской, несмотря на то, что год создания композиции — 1857-й.
По мнению историка-исследователя творчества семьи Штраусов Петера Кемпа, полька была написана специально для четы Романовых как свадебный подарок. В 1857 году принцесса Цецилия фон Баден вышла замуж за великого князя Михаила Николаевича, младшего брата царя Александра II, страстного любителя музыки.
Поскольку традиция требовала от немецкой принцессы принять перед венчанием русское имя, она стала Ольгой Фёдоровной. 8 декабря 1857 года венский издатель Карл Хаслингер сообщил о выходе «Ольги-польки» Штрауса. На титульном листе значится надпись: «Посвящается Её Императорскому Высочеству Великой Княгине Ольге, урождённой Принцессе Баденской».
В фильме распорядитель бала объявляет это якобы по ошибке.
- Портрет великой княгини Ольги Фёдоровны
В интернете его порой приписывают Ольге Смирнитской - Источник фото
- В наше время государственный музей-заповедник «Павловск» регулярно:
- проводит музыкальные фестивали и концерты, посвящённые Иоганну Штраусу, в которых участвуют лучшие оркестры и ведущие солисты «Петербург-Концерта», а также приглашённые музыканты;
- организует выставки, посвящённые Павловским сезонам;
- приглашает специалистов с лекциями.
Компания РЖД проявляет интерес к идее воссоздания Музыкального вокзала, и сотрудники ГМЗ «Павловск» оказывают им научную консультацию и предоставляют возможности для натурных исследований в целях аутентичного воссоздания вокзала.
Летом 2003 года в сквере рядом с Павловским дворцом и парком была установлена бронзовая скульптура: Иоганн Штраус играет на скрипке. Она была подарена Австрийской республикой в честь 300-летнего юбилея Петербурга. Идея увековечить таким образом имя композитора принадлежит Светлане Кудзи, актрисе театра музыкальной комедии, которая обратилась за поддержкой в Союз концертных деятелей.
Статуя была отлита в 2003 году скульптором Геро Шванбергом, который также выступил в качестве автора эскиза постамента. Скульптура находится за оградой Павловского парка на углу Садовой и Звериницкой улиц. Она стала даром генерального консульства Австрии к 300-летию Петербурга и является уменьшенной копией знаменитого памятника, установленного в 1907 году в городском парке Вены.
- На церемонии открытия монумента в Павловске присутствовал правнук композитора — Эдуард Штраус.
- Памятник Штраусу в Павловске
Источник фото
Великий Штраус в Петербурге
Иоганн Штраус.Прощание с Петербургом
Иоганн Штраус.Прощание с Петербургом
Ошеломительный успех этих концертов превратил Павловск в музыкальную столицу. Эпоха причесок «под Штрауса» и кулинарных изысков венской кухни в Санкт-Петербурге также берет свое начало от этих концертов. К сезону 1863 года композитор создает свои шедевры – вальсы «Голубой Дунай» и «Сказки Венского леса».
В Павловске же впервые прозвучали вальс «Прощание с Петербургом», полька «Ольга», вальс-шутка «Дорожное приключение», вошедшие с тех пор в мировую сокровищницу музыкальной культуры. Штраус завоевал всеобщую симпатию, особенно восторгались им слушательницы.
Композитору в это время исполнился 31 год, он был стройным, красивым, кроме того, публика приходила в восторг от его манеры дирижировать со скрипкой в руках, переходя от дирижирования к игре, при этом иногда он увлекался настолько, что его движения становились почти танцевальными.
Штраус сумел поставить себя и свой оркестр в новые условия по сравнению со своими предшественниками — зал, где прежде обедали под музыку, теперь стал залом, где музыку только слушали.
Успех Штрауса в Павловске был действительно необычайным. Афиши, извещавшие о концертах Ивана Страуса (так назвали композитора на русский манер) можно было видеть в Петербурге повсюду.
Русская публика, приходившая на концерты, любила музыку, разбиралась в ней, знала и ценила вальсы, которые составляли основу репертуара Штрауса. Но композитор включал в свои концертные программы и иную музыку: именно он познакомил петербуржцев с некоторыми произведениям зарубежных композиторов – Гуно, Вагнера, Верди.
На концертах звучали произведения русских музыкантов, и особенно часто Штраус исполнял произведения Глинки, устраивая даже целые глинкинские вечера.
- фрагмент фильма «The Great Waltz» («Большой вальс»), США, 1938
- В главных ролях Fernand Gravet (Фернан Грави)
- Miliza Elizabeth Korjus (Милица Корьюс)
Последним сезоном Штрауса в Павловске стало лето 1865 года. 19 сентября состоялся последний концерт сезона, публика, как всегда, проводила своего любимца неистовыми аплодисментами.
Композитор еще несколько раз приезжал в Петербург, даже дирижировал своей опереттой «Цыганский барон» на сцене Александринского театра, но это были уже лишь эпизодические выступления. Десять Павловских сезонов Штрауса стали целой эпохой для русской публики.
Иоганн Штраус. Вальс «Прощание с Петербургом»
Памятник Иоганну Штраусу дар Австрии к 300-летию Санкт-Петербурга. В церемонии открытия памятника приняли участие потомок композитора – внучатый племянник Эдуард Штраус и официальные представители консульства Австрии в Петербурге.
Скульптура в Павловске является точной копией памятника Иоганну Штраусу, который был создан другом композитора, скульптором Эдмундом Хельмером в 1907 году и установлен в Городском парке Вены.
Петербургский памятник был отлит в Австрии по оригиналу под наблюдением профессора Венского университета изобразительных искусств, скульптура Геро Шванберга.
Постамент выполнен по эскизу Геро Шванберга из гранита.
Вальсом "Прощание с Петербургом" Иоганн Штраус прощался со своей любовью Ольгой Смирнитской
Интересен тот факт, что многие чрезвычайно знаменитые личности с мировой известностью очень часто имеют связь с Россией. Не обошлось без этого и у «Короля вальсов» Иоганна Штрауса.
фото интернет
Может быть, не все знают, что будучи на гастролях в России, в 1858 году он познакомился в Павловске с Ольгой Васильевной Смирнитской (1837-1920). Ей тогда было 19 лет, и она пробовала сочинять музыку, а свои творения даже печатала.
фото интернет
Они, как два музыканта быстро нашли общий язык и не на шутку влюбились друг в друга. Характер этих отношений отчасти показан в фильме «Прощание с Петербургом». (Режиссер Ян Фрид.) Премьера состоялась в 1972 году. Главные роли исполнили: Татьяна Бедова и Гирт Яковлев.
Казалось бы до венчания рукой подать, да не тут-то было. Дело в том, что тогда Иоганн был всего лишь навсего приглашенным, сезонным музыкантом из Австрии, а она была дочерью российского вельможи.
Кадр из фильма «Прощание с Петербургом». Кадр из фильма «Прощание с Петербургом».
Была ли любовь на самом деле? К сожалению, нет возможности составить их гороскоп совместимости, так как нет сведений о дне рождения Ольги. А то, что касается самого Иоганна Штрауса младшего, то можно сказать, глядя в его гороскоп и соответственно, анализируя его жизнь, что его больше всего занимала музыка, а через нее деньги.
Павловск музыкальный. фото интернетПавловск музыкальный. фото интернет
Таким образом, все становится на свои места, потому что после мучительного разрыва с Ольгой, он еще девять сезонов подряд работал в Павловске, приезжая туда уже со своей женой.
Почему мучительного? Потому что запретный плод всегда сладок. Почему он стал запретным? Потому что, если бы любил, то нашел бы в себе силы просить руки Ольги у ее отца. ОН ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛ и даже не пытался.
Так что, на нет и суда нет. Это подтверждает следующий факт.
В начале двадать первого века Томас Айгнер обнаружил в венских архивах письма композитора к Ольге и опубликовал их в книге «Иоганн Штраус — Ольга Смирнитская: 100 писем о любви».
«Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом. Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу. Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга! Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».ПАВЛОВСК. фото интернет
В общем, я не думаю, что Ольга не поняла, что это из той оперы, где:
Мечтам и годам нет возврата;Не обновлю души моей…Я вас люблю любовью братаИ , может быть , еще нежней . (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
И поступила, как пушкинская Татьяна. Она вышла замуж. В браке с Александром Степановичем Лозино-Лозинским (1840-1920) она родила четверых детей.
Павловск музыкальный. фото интернетПавловск музыкальный. фото интернет
Но остались письма Штрауса, которые были вывезены из России подругой Ольги — Паулиной Сверчковой, и оказавшиеся потом волею судеб в архиве Иоганна.
«Суббота, 10 октября, без четверти одиннадцать утра. Тысячу раз спасибо за счастливые минуты вечера! Мои чувства были сильнее меня: не знаю, как я смог снова добраться до моей кареты, мое сердце разрывалось. Я должен уезжать. Посылаю Тебе бесчисленные объятия. Прощай, ангел, не забывай Твоего Жана. Привет Паулине!» Павловск музыкальный. фото интернетПавловск музыкальный. фото интернет
В 1858 году летний, дачный сезон в Павловске закончился и Штраус едет на родину. Тем временем пишет Ольге письмо.
«10 октября. Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, — и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения. Я не могу больше мыслить, — я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, — нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти.На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан».
Хотя он и говорил, что «Моя страсть съедает меня», все-таки этого не случилось. Иоганн Штраус официально был женат трижды и даже для этого менял свое вероисповедание несколько раз.
Однако дорога к «Королю вальсов» была открыта Иоганном Штраусом именно вальсом «Прощание с Петербургом» (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858), посвященным нашей Ольге Смирнитской!
Друзья, если понравился материал,то ставьте лайки и подписывайтесь на канал!Хотите индивидуальную консультацию?Пишите: svet-mann@yandex.ru
- Астролог Светлана Манухина
- ***
- «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21) или возвышенное и земное в жизни Фредерика Шопена
- ***
Фильм Бунюэля «Этот смутный объект желания». Седина в бороду, бес в ребро по-французски.
***
«Затмение» итальянского режиссера Микеланджело Антониони в образе Моники Витти. Была ли любовь?
- ***
- «И гений, парадоксов друг» или есть ли парадокс в гороскопе Бетховена?
- ***
Как рука руку моет или, как «Кофейная кантата» Баха принесла немалую прибыль. Кофе — ОК?
***
«Мефисто: история одной карьеры» Клауса Манна или как герой продал свою душу. Кто следующий?
***
«Сказки Венского леса» в фильме об Иоганне Штраусе «Большой вальс». Смотрели?
Концерт Венского филармонического Штраус оркестра в Академической капелле — билеты на Ticketland.ru — Санкт-Петербург
Венский Филармонический Штраус оркестр – жемчужина венского музыкального мира и вечный хранитель венской музыкальной традиции.
В основном репертуаре оркестра – Гайдн, Брамс, Моцарт и оба Штрауса – отец и сын. Продвижение венского музыкального наследия за пределы Австрии оркестр считает своей главной задачей и выполняет ее на высочайшем уровне, удивляя зрителей оригинальной интерпретацией известных композиций.
В состав Венского Филармонического Штраус оркестра входят не только австрийские музыканты, но и лучшие мастера исполнительского искусства из других стран.
Венский Филармонический Штраус оркестр успешно гастролирует по Европе и миру. Деятельность коллектива направлена на сохранение и развитие музыкальной культуры Вены и ее продвижение на европейском и международном уровне. Коллектив активно сотрудничает с зарубежными музыкантами – как в Австрии, так и за ее пределами, а также постоянно участвует в культурных проектах в разных странах.
Дирижировать оркестром будет маэстро Андраш Дэак.
После длительного перерыва, связанного с закрытием границ и приостановкой гастрольной деятельности, у почитателей классической музыки вновь появилась возможность посетить концерт прославленного коллектива из Австрии!!!
Информация о дирижере:
Андраш Дэак родился в Будапеште, где учился игре на фортепиано и композиторскому искусству в профессиональной музыкальной средней школе им. Б. Барток, после чего окончил Академию музыки им. Ф. Листа в Будапеште у известных венгерских и зарубежных профессоров, включая Эрвина Лукаса, Франко Феррара и Петера Этвеша.
- С 1985 по 1991 год Андраш Дэак возглавлял Шальготарьянский Симфонический Оркестр (Венгрия) и был главным дирижером Дунайского симфонического оркестра с 1991 года.
- В 1995 году г-н. Дэак на Международном дирижерском конкурсе был назван одним из лучших дирижеров Венгрии
- На протяжении многих лет маэстро выступал во многих крупных городах и престижных концертных залах с ведущими оркестрами, такими, как Филармонический оркестр Калгари (Канада) в Jack Singers Hall (Калгари); в престижном Кравис-центре в Уэст-Палм-Бич и Бродвей-центре в Форт-Лодердейл (Филадельфия, США) с Оркестром Палм-Бич Опера; в Театре «Орфей» в Ванкувере с Ванкуверским оперным Оркестром, в Кэннеди-центре в Вашингтоне с Балтиморским Симфоническим оркестром и в Чикаго с известным Чикагским городским оперным оркестром.
- В 2006 году маэстро Андраш Дэак был приглашен в знаменитый Мьюзикферейн (Вена) в качестве дирижера Венского Моцарт Оркестра и с тех пор стал постоянным приглашенным дирижером этого знаменитого оркестра.
Организатор: ООО «Концертное агентство «Рускон»