Несмотря на то, что Россия вела тяжелую долголетнюю войну, создавала флот, строила новую столицу, Петр I стремился сделать все возможное, чтобы просвещение стало государственной политикой. Он понимал, что без образованных людей страна никогда не сможет стать по настоящему передовой и могущественной.
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер «Кунсткамерой», то есть «кабинетом редкостей».
Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду.
Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева из Индии, других азиатских стран, в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.
Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции: очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. «Кабинет редкостей» решили перевести в отдельное здание.
Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты — дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина. Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать.
Первый российский музей стал публичным, сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.
В Кикиных палатах разместился не только музей: сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.
Стремясь к тому, чтобы редкостей в музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть ..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.
Петр по-настоящему гордился своим детищем и хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями.
Поскольку при жизни Петра городским центром планировали сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718 началось году строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Петр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: ее ствол был причудливо изогнут.
Петр назвал дерево монстром, приказал спилить сосну и сохранить ее необычную часть, а на том месте, где она росла, построить новое здание музея.
Автором проекта здания Кунсткамеры принято считать архитектора Г. Маттарнови, хотя многие исследователи считают, что над этим проектом работали и другие архитекторы.
К сожалению, сам Петр не успел увидеть здание Кунсткамеры законченным: строительство шло очень медленно. Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году.
Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса.
В 1724 году была основана Петербургская Академия наук, Кунсткамера вошла в ее состав.
Открытие Кунсткамеры в комплексе с библиотекой в новом великолепном здании стало важным событием для страны. По сути, еще нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.
Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.2. Пукинский Б. К. Санкт — Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999
3. Сайт петербургской Кунсткамеры
Первый музей про «уродов» и людей
6 декабря 2016 | Время чтения 10 мин
Инга Слажинскайте, 6 декабря 2016, 03:54 — REGNUM
Кунсткамера в белые ночи
Cheger
«Уроды» в колбах, театрализованное вскрытие и бесплатные «цукерброды». Ровно 288 лет назад, 6 декабря 1728 года в Санкт-Петербурге была открыта Кунсткамера — первый музей России и колыбель российской науки.
Расположенный на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук по праву считается одним из самых необычных и уникальных в мире.
Коллекционные фонды этого старейшего музея насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения.
Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.
Истоки уникальной коллекции
Идею создания такого музея Петр I почерпнул, конечно же, за границей. Существует легенда, что государь во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой.
Впоследствии эта причудливая находка вспомнилась царю при посещении в 1697—1698 годах Англии и Голландии, где он познакомился с так называемыми «кабинетами редкостей», в которых знать хранила разного рода диковины: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых.
Название музей получил тоже на европейский манер — Кунсткамера, что от немецкого «Kunstkammer» означает «кабинет редкостей».
Поль Деларош. Портрет Петра Великого. 1838
Под впечатлением от заморских коллекций по возвращении домой Петр I принялся обустраивать подобный кабинет у себя во дворце. Не скупясь, государь покупал за границей редкие книги, различные приборы, уникальные артефакты и природные диковинки.
Самое старое здание музея в мире
Поначалу личные коллекции царя хранились в Аптекарском приказе в Москве. Но после того, как в 1712 году царь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург, все эти собрания редкостей вместе с библиотекой «Государев кабинет» также были перевезены — их разместили в Зеленом кабинете Летнего дворца Петра.
Разумеется, в скором времени в дворцовых покоях коллекциям стало тесно, из-за чего ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. А к этому, надо сказать, царь-реформатор очень стремился.
Поэтому в 1718 году было решено временно разместить экспонаты во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с конфискацией имущества за участие в заговоре против государя. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения. В том же году началось строительство специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова.
По преданию, Петр I решил возвести музей именно на месте, где когда-то обнаружил те причудливо сросшиеся деревья. Наиболее интересные их части были переданы в Кунсткамеру и до сих пор хранятся там в качестве одного из самых ранних экспонатов.
Добавим, что здание, в котором по сей день расположена Кунсткамера, — самое старое музейное здание в мире. Как ни печально, Петр I не успел увидеть его — строительство было завершено только спустя несколько лет после смерти царя. Открытие музея в новом помещении состоялось 6 декабря 1728 года, ровно 288 лет назад.
Кунсткамера зимой
Михаил Славский
С миру по нитке
Сегодня Кунсткамера ассоциируется у многих с коллекцией всякого рода аномалий и даже «уродов».
Однако так этот музей воспринимался далеко не всегда — для родившегося в XVIII веке музей на Васильевском острове был скорее собранием диковин, которые человек не мог увидеть в обычной жизни: поднятых из недр земли, со дна морей и океанов, привезенных из далеких стран. Перед посетителями Кунсткамеры раскрывались настоящие тайны природы, науки и техники.
В основу уникальной коллекции легли, прежде всего, различные приобретения Петра I в ходе заграничных поездок.
Как писал в 1744 году в предисловии к альбому «Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук…» Иоганн Шумахер, являвшийся распорядителем Кунсткамеры на протяжении 47 лет, поначалу собрание музея состояло только «из нескольких сот в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов, которые Петр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии, также и из нескольких уродов и анатомических вещей».
Однако коллекция пополнялась очень быстро. С этой целью царь даже издал приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».
Петр I предписывал сдавать за плату в Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».
Также в музей передавались многие дипломатические дары российским императорам и диковины, собранные российскими дипломатами в разных частях мира.
Надо сказать, все это сыграло важную роль в формировании фондов Кунсткамеры: на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями, в том числе в ходе специальных экспедиций в различные регионы России.
«В 1716 году прибыло к ней Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост‑ и Вест-Индии, также и Гданьского доктора Готвальда минеральный кабинет.
В 1717 году привезено было из Голландии славного доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек.
В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотые и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многие физические и математические инструменты, а из кабинета господина Шевалье всякие смотрения достойные старинные и редкие вещи.
В 1725 году отдан был в Кунсткамеру Петра Великого собственный кабинет натуральных вещей и великое число дорогих инструментов и машин, которые Его Императорское Величество чрез многие годы собирал», — описывал Шумахер этапы пополнения коллекций Кунсткамеры.
Добавим, что коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, насчитывавшая более 2 тысяч экспонатов, собиралась ученым на протяжении 50 лет. Говорят, Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить ученого расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Но в довесок к покупке Рюйш раскрыл русскому царю секрет бальзамирования трупов.
Адриан Баккер. Урок анатомии Фредерика Рюйша. 1670
Жуткий театр с бесплатными бутербродами
Любопытно, что в прежние времена посетители попадали в Кунсткамеру не с набережной Невы, а с северной стороны — приплывали на лодках.
Поднявшись по лестнице, гости музея сперва оказывались в залах библиотеки с десятками шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике, географии, анатомии, медицине, химии, садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, а также атласами и картами. В библиотеке располагалось и собрание живописи, а на втором этаже — два больших глобуса.
После библиотеки посетители попадали в Анатомический театр, расположенный в центральном круглом зале петербургской Кунсткамеры. Отметим, что анатомия в то время была модной. В Европе каждый правитель, считавший себя просвещенным, имел придворного анатома. Увлечения этой наукой не избежал и Петр I.
Сейчас это трудно понять, но вскрытие тел, будучи невиданным и захватывающим зрелищем, тогда было сродни театральному спектаклю. На столе в центре круглого зала производилось вскрытие трупа, присланного из полиции.
А на скамейках по четырем сторонам амфитеатра располагались зрители, желающие увидеть, как же устроено человеческое тело.
Отсюда же гости Кунсткамеры могли пройти в зал, где в шкафах хранилась знаменитая анатомическая коллекция Рюйша: препараты отдельных органов человека, включая кожу, мускулы, мозг, а также человеческие скелеты.
На полках в заспиртованном виде хранились зародыши и умершие детки со сращенными глазами (циклопия), отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия), с хвостом, как у русалки (сиреномелия). По внутреннему периметру этого зала были расположены шкафы с зоологическими препаратами из собраний Рюйша и Себы.
Здесь же были и живые экспонаты: карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.
Также в Кунсткамере был зал с обширной минералогической коллекцией и небольшая коллекция окаменелостей.
Имелось также помещение, где хранились «всякие куриозные и дорогие вещи из золота, серебра и дорогих каменьев»: кинжалы, ожерелья, диадемы, конские уборы, сосуды из золота и серебра, ключи от разных городов. Последний зал соединялся с «минц-кабинетом», где хранилась большая нумизматическая коллекция.
На втором этаже в шкафах размещались кости, в том числе мамонта и кита, рога четвероногих, скелеты. Кроме того, в музее хранились гербарии, семена лекарственных трав. Был в Кунсткамере и «Кабинет Петра», где находилась знаменитая «восковая персона» императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага, личные книги.
Сергей Кириллов. Пётр I. 1982—1984
Наверху в галереях располагались художественные работы, археологические находки и этнографическая коллекция, представленная одеждой разных народов России и соседних стран, религиозными атрибутами.
В зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус, вдоль стен стояли шкафы с научными физическими, астрономическими, математическими инструментами, а над глобусом размещались три обсерватории.
Добавим, что с первого же дня Кунсткамера по приказу Петра I была открыта для широких масс. Но, мало того, что вход был бесплатным, так гостей еще угощали «кофе и цукербродами». Таков был размах Петровской Кунсткамеры…
Готторпский глобус
Корзун Андрей (Kor!An)
«Колыбель» РАН
Царем-реформатором Кунсткамера изначально задумывалась не только как музей, но и научная база, а также важнейший культурный и просветительский центр. Спустя десять лет после создания музея — в 1724 году — Петр I учредил Академию наук и передал Кунсткамеру вместе с библиотекой в ее ведение.
Став академическим, музей формировался благодаря многочисленным научным экспедициям.
В Кунсткамере сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов, здесь же изучались флора и фауна России, сюда были привезены из экспедиций предметы быта и верований разных народов страны, а позднее и всего мира, археологические находки. По богатейшей нумизматической коллекции можно было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Северной войне.
В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые: археологи, естествоиспытатели, зоологи, востоковеды, историки, языковеды. Коллекции пополняли такие путешественники, как Джеймс Кук, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Отто Коцебу, Николай Миклухо-Маклай и другие. В этом здании работал титан русской и мировой науки Михаил Ломоносов.
Сосредоточение в стенах музея богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому не было во всей Европе.
Со временем универсальные музеи уступили место специализированным, и в 30-е годы XIX века на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический и Анатомический, которые продолжают находиться в прежнем здании, а также Азиатский, Египетский, Зоологический, Ботанический, Минералогический музей и Кабинет Петра I.
Разделение по специализациям универсального собрания Кунсткамер было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки и принципами управления.
Благодаря этому каждый музей получал свой бюджет, а вместе с ним и перспективы развития в русле представляемой науки.
Сегодня Кунсткамера — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.
Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся сегодня в Кунсткамере, насчитывают более 1,2 млн экспонатов и являются одними из наиболее полных и интересных в мире.
Большинству, конечно же, этот музей известен своей уникальной коллекцией анатомических уродств.
Действительно, склянки с аномальными младенцами, как бы это ужасно ни звучало, вызывают неподдельный интерес у большинства посетителей.
Но коллекция музея полна самых разнообразных и удивительных вещей. И каждый экспонат имеет свою историю появления в Кунсткамере, а некоторые даже овеяны легендами.
Одна из них рассказывает, например, о скелете Николая Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров, привез его в Россию и сделал своим личным лакеем.
А когда в 1724 году Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп.
Но с тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам музея и ищет свою голову.
Кунсткамера Петра I — первый музей России
Пётр I впервые посетил Европу в 25-летнем возрасте, в 1697 году. Увидев там кабинеты редкостей, или «кунштов», он решил обзавестись чем-то подобным. Переведя столицу из Москвы в Санкт-Петербург, Петр приказал перевезти сюда свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый «Государев Кабинет».
В новой столице, в Летнем дворце Петра, было выделено специальное помещение, названное на европейский манер «Кабинетом редкостей» — «Куншткамерой». Так было положено начало первому русскому музею. Однако, в дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике.
Для них требовалось другое помещение.
А. Е. Мартынов «Летний дворец Петра I». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810)Летний дворец Петра I — старейшее здание Санкт-Петербурга. Построенный в стиле барокко, использовался царской семьей только в летнее время. Сегодня дворец является филиалом Государственного Русского музея.А. Е. Мартынов «Летний дворец Петра I». Серия «Виды Петербурга». Бумага, акварель, тушь. Государственный Эрмитаж. Дар художника императору Александру I (1810)
В 1718 году музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи А.В. Кикина — Кикины палаты. С этого времени предметы стали доступны для всеобщего обозрения.
Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
В первой комнате были расставлены препараты из коллекций голландского анатома Рюйша, здесь же можно было увидеть препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, и птиц. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, и красивыми раковинами.
Гербарий Р. Арескина, составлен из растений, произраставших в окрестностях Москвы. 1709 г. Часть инъецированной слизистой пищевода на веточке растения. Препарат Ф. Рюйша. Конец XVII — начало XVIII в., ГолландияЧучело змеи анаконды из собрания А. Себы, купленное Петром I в 1716 г.Гербарий Р. Арескина, составлен из растений, произраставших в окрестностях Москвы. 1709 г.
В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости.
В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, «странные мыши с собачьими мордами», много янтаря, и другие, не менее удивительные экспонаты.
Здесь же был и «мюнц-кабинет», где были выставлены монеты и медали.
Были в старой Кунсткамере и необычные живые экспонаты — люди, отличавшиеся от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 1 метр 26 сантиметров.
К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Великан по имени Буржуа был гигантского роста — 2 метра 27 сантиметров, и вызвал небывалый интерес со стороны двора и простых горожан.
Он проработал 7 лет лакеем при царском дворе, а затем скончался от апоплексического удара.
Гзель Г. Портрет великана Николая Буржуа. Не ранее 1717 (1716?)Несколько лет Никола Буржуа прослужил у императора, после смерти его останки были помещены в Кунсткамеру. После пожара в музее 1747 г. многие экспонаты были утеряны, в том числе и настоящий череп Буржуа.Гзель Г. Портрет великана Николая Буржуа. Не ранее 1717 (1716?)
В 1718 году было принято решение о строительстве для коллекции отдельного здания на Васильевском острове — оно было задумано по тем временам огромным: около ста метров в длину и пятнадцати метров в ширину.
На пустынной стрелке Васильевского острова это было первое монументальное сооружение в новом городе, и сейчас оно остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века.
Кунсткамера — первый российский музей для «поучения и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук», учреждение, с которого началось музейное дело в России.
Г. А. Качалов. Палаты Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки: таблица VI — фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры. Санкт-Петербург. Типография императорской Академии наук, 1741 г., гравюра резцом. М. И. Махаев, Г. А. Качалов. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Санкт-Петербург, 1753 г., гравюра на меди Г. А. Качалов. Палаты Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки: таблица VI — фасад императорской Библиотеки и Кунсткамеры. Санкт-Петербург. Типография императорской Академии наук, 1741 г., гравюра резцом.
Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук.
Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской Академии наук. Передача первого русского музея в ведение Академии сыграла в его судьбе решающую роль.
Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.
Экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук» Готторпский (Большой Академический) глобус. Германия, Шлезвиг. 1651 — 1664 г.Астролябия-планисфера. Фландрия, город Лувен.
1568Экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук»
Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением.
В его стенах работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.
Экспозиция «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII в.» Химическая лаборатория М. В. Ломоносова 1748-1811 г.Макет по проекту Р. И. Каплан Ингеля 1948-1949 г.Образец красителей и штамп для стекла из химической лаборатории М. В. ЛомоносоваЭкспозиция «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII в.
»
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.
Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв.
Современный вид здания Ансамбль стрелки Васильевского острова — центральное звено панорамы невских набережных. Здание Кунсткамеры расположено по адресу Университетская набережная, 3.
Где и когда был открыт первый музей в России?
Первым русским музеем считают Кунсткамеру. Ее основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы.
А «кабинетами» такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок.Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант.
Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.
Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый.
Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.
Петр I побывал в нескольких подобных «кабинетах редкостей», которые были открыты для посетителей, во время путешествия в Европу в 1697–1698 годах.
Когда он вернулся в Россию, то решил обустроить такой музей «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук».
Несколько лет для «государева Кабинета» собирали экспонаты — минералы, старинные книги, инструменты и оружие.
По приказу императора по всей стране искали «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».
В 1701 году Петр I основал в Москве Цейхгауз, или «оружейный дом», где хранили редкие виды оружия и военные трофеи. Через несколько лет при Адмиралтействе в Петербурге создали Модель-камору — хранилище чертежей, схем и моделей кораблей. Позднее на основе этих учреждений возникли Артиллерийский и Военно-морской музеи.
А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины.
В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.
Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров. Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы.
При музее существовала лаборатория, сотрудники которой должны были «прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».
Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.
По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.
Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи.
В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств.
Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.
В XIX веке музеи стали открывать еще чаще. Уже существовавшие к тому моменту собрания начали систематизировать, составлять каталоги коллекций. В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие.
А вскоре коллекции стали показывать посетителям не только в Москве и Петербурге — музеи создали в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах. Небольшие «кабинеты редкостей» открывались даже в гимназиях и училищах. Появились в России и частные музеи.
Свои собрания предметов искусства показывали посетителям меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин.
Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.
1 музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера: редкости и культура людей | Санкт-Петербург Центр
В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 200 музеев и их филиалов. В этот перечень входят, в основном, общедоступные музеи Санкт-Петербурга, за исключением узкопрофильных экспозиций по истории предприятий, музеев в учебных заведениях, воинских частях и общественных организациях.
В России именно в Санкт-Петербурге были открыты первые публичные музеи. В 1702 году, ещё даже до основания самого города на Неве, Пётр I издал указы о сборе и хранении моделей и различных редкостей.
А 12 лет спустя, в 1714 году, в Санкт-Петербурге был основан первый государственный общедоступный музей — Кунсткамера. В неё вошли «Кунскабинет» (первый художественный музей России) и «Мюнскабинет» (первый нумизматический музей).
Создание музея и его коллекции
Кунсткамера или кабинет редкостей в наши дни официально называется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН). Кунсткамера стала первым музеем России, учреждённым Петром I.
Собиралась экспозиция музея царём во время его «великого посольства» в 1697—1698 годах, когда он посещал преуспевающие города Голландии и Англии. Там он и увидел заграничные диковинки — кабинеты «кунштов», что означает «редкостей» или «чудес». В дневнике Петра часто мелькает восклицание «зело дивно!». Сохранилась запись и о новейшей науке анатомии:
Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…
Царя сильно заинтересовало всё это. Первая коллекция Кунсткамеры насчитывала свыше 2-х тысяч экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.
Царь не жалел денег, приобретая книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые впоследствии легли в основу «государева Кабинета», а позднее и Петровской Кунсткамеры — 1-го российского естественнонаучного музея.
Пугающие экспонаты и жуткие мифы о Кунсткамере
Сегодня этот музей обладает уникальнейшим собранием предметов старины. Туристы со всего света знают о том, что Кунсткамера в Санкт-Петербурге хранит коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Немало зарубежных путешественников наслышаны о легендах и тайнах этого музея.
О том, как, якобы, царь Пётр I угощал гостей Кунсткамеры водкой, а по залам гулял безголовый скелет, и ещё многое весьма курьёзное и забавное. Понятно, музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Выбором места для нового музея редкостей, о котором основательно замыслил Пётр І, он занимался самолично. И с этим делом связана былина.
Во время прогулки по Васильевскому острову государь увидел 2 сосны, стволы и ветви которых так переплелись, что было невозможно понять какая ветвь относится к какому стволу. Сучья одного дерева врастали в ствол другого. Пётр I тогда удивлённо воскликнул:
О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!
И буквально сразу же государь повелел на этом месте построить новый музей — Кунсткамеру, в переводе с немецкого языка «Kunstkammer» означает — «Собрание диковинок». Если же разделить название на 2 слова, то «Kunst» и «Kammer» — это «художественная палата», ещё точнее: «Kunst» —»искусство», а «Kammer» — «комнатка», «каморка», ну и «палата».
Что интересно, самые удивительные фрагменты дерева были аккуратно срезаны и помещены в Кунсткамеру. Они вошли в число первых экспонатов нового музея.
Смотреть дорого и жутко, но поправила всё водка
Когда музей открылся, горожане боялись в него входить, а некоторые обходили его десятой дорогой. Шутка ли, такие экспонаты, что аж мороз по коже. Реально, аномалии пугали. Но и притягивали внимание любопытных.
Поговаривали, что в Кунсткамере водятся призраки, ведь в нём содержится множество зловещих магических артефактов, которые только «подливали масла в огонь». Кунсткамеру могли посещать все, независимо от положения и сословия. Но для отважных и нищих горожан, которые ничего не боялись и желали бы посмотреть на диковинку, было не по карману.
Ситуацию поправил государь Пётр I, отменив плату за вход и приказав каждому посетителю наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял ли входящий спиртное или нет. С тех пор прошло более 3-х веков, но в Кунсткамеру и сегодня некоторые боятся ходить из-за природных и человеческих аномалий, которые встречаются в его залах.
Но это же ещё и Музей антропологии и этнографии, и в нём можно также с интересом посмотреть на старинные и уникальные предметы, собранные со всех уголков мира.
Страшные экспонаты соседствует с удивительными предметами
Многим хорошо известен «Анатомический раздел Кунсткамеры, где собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Представьте, даже в наши дни немногие знают о самой большой и удивительной коллекции Кунсткамеры, которая наглядно рассказывает о быте, истории и культуре народов мира: Северной Америки, Африки, Китая, Монголии, Японии, Индии и Индонезии.
В Кунсткамере можно совершить путешествие с севера на юг исторической Америки — от Аляски до Калифорнии; посмотреть на Самурайские доспехи, которые поражают своей отделкой и сложной конструкцией; увидеть орудия земледелия и одежду африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза.
В зале Монголии большой интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. В Кунсткамере можно познакомиться с множественными народностями Китая, узнать о их удивительном быте и культуре, к примеру, очень интересны их традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости, проч.
Один из самых богатых разделов музея — это залы, посвящённые народам Южной Азии. В Кунсткамере собрана большая коллекция резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Здесь выставлены различные необычные маски, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
В Индонезийском разделе интерес представляют кинжалы-крисы, лезвие которых изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Очень увлекательны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре. Наконец, одним из самых познавательных и привлекательных разделов является «История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.».