- Музей Фаберже — частный музей с собранием русского ювелирного и декоративно-прикладного искусств 19-20 веков, жемчужиной коллекции которого являются изделия Фаберже, в том числе императорские пасхальные яйца.
- Музей расположен в историческом здании — Шуваловском дворце, в котором, при посещении музея, можно также увидеть реставрированные залы.
- Шуваловский дворец, полное название: дворец Нарышкиных-Шуваловых (по фамилиям владельцев) — бывший дворец, который ныне является памятником истории и архитектуры 19 века.
Строительство дворца было начато в 1780-х годах с возведения Воронцовыми левой части здания.
Правая пристройка была пристроена в 1821-1822 годах уже на тот момент новым владельцем участка — обер-егермейстером Дмитрием Львовичем Нарышкиным. Новая пристройка возводилась, возможно, по проекту архитектора Карла Ивановича Росси.
В последующем владелец дворца — сын Дмитрия Львовича, продал здание своему кузену Льву Александровичу Нарышкину. При Льве Александровиче архитектором Бернаром де Симоном была осуществлена масштабная реконструкция ряда внутренних помещений дворца, а также обе части здания были объединены единым фасадом архитектором Н.Е. Ефимовым.
- С 1846 года дворцом владели Софья Львовна Нарышкина и её супруг Пётр Павлович Шувалов — отсюда и двойное название дворца; потом — их наследники.
- После Октябрьской революции и до 1925 года помещения уже бывшего дворца занимал музей дворянского быта.
- В советское время дворец менял своё назначение, а в его стенах размещались: дом печати, дом техники и дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
В 2000-х годах дворец был отреставрирован. 19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце открылся музей Фаберже, который располагается в стенах дворца и сегодня.
Здание дворца-музея имеет архитектурный стиль эклектики — сочетание элементов позднего классицизма и неоренессанса.
Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.
История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.
Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.
- В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.
- Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.
- Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.
- Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.
- Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.
- Изысканной и непревзойденной частью коллекции, конечно же, являются уникальные пасхальные яйца, девять из которых были созданы Фаберже по заказам императоров Александра III и Николая II:
— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;
— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;
— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;
— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;
— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;
— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;
— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;
— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;
— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.
Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.
Парадная лестница
Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.
Рыцарский зал
- В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.
- Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.
Красная гостиная
Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.
Синяя гостиная
В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.
Золотая гостиная
- В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.
- Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.
- Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.
Аванзал
В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.
Белая и Голубая гостиные
В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.
Выставочный зал
В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.
Готический зал
В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.
Верхняя буфетная
- В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.
- Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.
- В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.
Бежевый зал
В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.
- При музее Фаберже работает кафе, расположенное на первом этаже Шуваловского дворца.
- Дизайн кафе — эклектический с авторскими принтами, гармонично дополняет классические интерьеры дворца.
- Кафе Музея Фаберже открыто ежедневно с 10:00 до 21:00 часов.
- В музее Фаберже, в том числе, действуют экскурсионные сеансы, программы для детей, также можно взять аудиогид.
Всю необходимую информацию: о коллекциях, часах работы музея, стоимости билетов, правилах посещения и т.д., рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением на официальном сайте музея.
- Сайт музея Фаберже: fabergemuseum.
- Музей Фаберже (Шуваловский дворец) расположен в центре Санкт-Петербурга, вблизи Аничкова моста, на Набережной реки Фонтанки 21.
- Вид на реку Фонтанку, набережную и музей Фаберже
Координаты музея Фаберже: 59°56′04″ с.ш. 30°20′35″ в.д. (59.934444, 30.343056).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковского» и «Площадь Восстания».
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Шувaлoвский дворец
Дворец Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле эклектики, построенное по проекту неизвестного автора в 1780-х годах для семейства графов Воронцовых.
После приобретения дворца Нарышкиными его несколько раз перестраивали в течении XIX века при участии К. И. Росси и Н. Е. Ефимова.
Сейчас в здании размещается Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества (бывший Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран), а также частный музей Фаберже.
Интересные факты:
Шуваловский дворец — один из самых загадочных в Санкт-Петербурге, точно не известны ни дата его постройки, ни имя архитектора, можно лишь предполагать, что им был Джакомо Кваренги.
Первыми владельцами дворца были Воронцовы, потом его приобрели Нарышкины и, наконец, после бракосочетания Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова в 1846 году дворец стал называться «Шуваловским».
Внешние формы здания неоднократно менялись при смене владельцев, автором последнего облика фасада в стиле итальянского Возрождения считается архитектор Н. Е. Ефимов.
Знаменитые интерьеры Шуваловского дворца — это Вестибюль, Парадная лестница, Белоколонный или Александровский залы, Синяя, Белая, Золотая и Красная гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты.
Но самым красивым среди них считается Танцевальный (Колонный) зал, который украшен колоннами коринфского ордера и облицован искусственным мрамором, а верхняя часть стен декорирована скульптурным панно со сценами Троянской войны.
Дворец прославился пышными балами, светскими приемами и музыкальными вечерами, которые часто проводились в нем на протяжении всего XIX века, для этих целей в доме даже содержался собственный оркестр. Эти мероприятия посещали члены императорской семьи, светская публика, известные поэты и писатели.
После революции 1917 года во дворце одно время размещался Музей быта, но позже все ценные коллекции передали Эрмитажу и Русскому музею, а в здании открыли Дом печати (затем Дом инженерно-технических работников).
После Великой Отечественной войны, во время которой здание сильно пострадало, отреставрированный дворец стал Домом дружбы и мира с народами зарубежных стран, переименованный сегодня в Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества.
Шуваловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Культурные новости
Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга: |
|
Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге: фото, история строительства
Первоначально зданием на набережной реки Фонтанки, построенным в конце 18 столетия, владел граф Воронцов, а с 19 века в нем поселилось семейство Нарышкиных. Новые владельцы любили устраивать в своем особняке пышные балы и концерты, для которых они даже завели собственный оркестр, игравший на старинных рогах.
Широко известна была собранная ими коллекция картин и различных редких вещиц, привезенных из Греции и Италии. Несколько раз дом Нарышкиных перестраивался, и узнать, как изначально выглядели внутренние помещения здания, сегодня не представляется возможным.
В середине 19 века дочь владельца дворца С. Л. Нарышкина вышла замуж за П. П. Шувалова. По этому поводу во дворце был организован грандиозный праздник, а затем особняк подвергся еще одной, наиболее масштабной перестройке, длившейся более десяти лет.
Обновленный дворец стал называться Шуваловским, однако традиция проводить в нем светские вечера и концерты осталась прежней. Они стали даже еще более многолюдными, поскольку после реконструкции во дворце был создан Белоколонный зал, который по площади был самым большим в городе.
По воспоминаниям современников, на некоторые балы в Шуваловский дворец съезжалось больше тысячи человек, но на тесноту никто из приглашенных не жаловался.
В 20 веке большинство архитектурных памятников ожидала почти одинаковая судьба: их национализировали и приспособляли под различные государственные нужды.
Не избежал этой участи и Шуваловский дворец, превратившийся сперва в лазарет, затем в один из многочисленных в то время Музеев быта, потом в Дом Печати и наконец в Дом техники инженерно-технических работников.
После Великой Отечественной войны во дворце располагались различные проектные организации, а затем в нем был открыт Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, и он стал местом проведения выставок, концертов и конференций для иностранных делегаций.
Читать еще: Дворец Меншикова: билеты и режим работы в 2022 году
Сегодня в Шуваловском дворце находится Санкт-Петербургский Центр международного сотрудничества, который также устраивает всевозможные конференции, семинары и выставки, посвященные укреплению деловых и культурных связей России с другими государствами.
Шуваловский дворец (наб. р. Фонтанки, 21)
Шуваловский дворец
В конце XVIII века здесь, на берегу реки Фонтанки, располагался двухэтажный дом с восьмиколонным портиком, которым владела семья Воронцовых. В 1799 году его выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Дмитрий Львовича Нарышкина. Новые хозяева расширили здание, создали несколько новых парадных помещений.
По свидетельству одного из современников, присутствующего на встрече нового 1821 года, в доме Нарышкиных:
Для расположения всех сих художественных произведений Дмитрий Львович пристраивает к дому своему огромное здание, в коем поместится картинная галерея длиною 9 саж., 5 саж. ширины и 14 аршин высоты, большая комната для музеума и бальная зала в 15 саж. длины и 7 ширины. Они открыты будут на следующую зиму.
Бальный зал (он же Танцевальный, Александровский, Белоколонный) был одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге в 1820-1830-е годы.
Здесь проводились балы и концерты, которые посещали не только Державин, Крылов, Вяземский, Пушкин, но и сам император. Причём, Александр I был не только посетителем этих мероприятий, а и личным гостем хозяйки Марии Антоновны.
В итоге у Нарышкиных было шесть детей, из которых супруг признавал как свою только дочь Марину.
В 1834 году Нарышкины уехали из Петербурга, домом на Фонтанке владели их родственники. А в 1846 году дворец оказался во владении Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной. С тех пор дворец именуется Шуваловским.
Ещё в 1844 году перед свадьбой была начата перестройка здания по проекту Бернара де Симона. В 1844-1846 годах Н. Е. Ефимов объединил отдельные корпуса в единый объём, переделал фасады в стиле итальянского ренессанса.
На первом этаже расположилась контора Шуваловых, заведующая их поместьями и предприятиями.
Вместо сквозного проезда с Фонтанки был создан Парадный вестибюль с мраморной лестницей, а также Голубая, Белая, Красная, Золотая и Синяя гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты.
До 1917 года дворец принадлежал семье Шуваловых. 1 августа 1918 года он был национализирован. В 1919 году здесь открыли Музей быта, который через четыре года закрыли, а экспонаты передали в Эрмитаж.
В Шуваловском дворце разместился Дом печати, затем Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова. Перед Великой Отечественной войной здесь начала работу проектная организация. Во время войны здание сильно пострадало от попадания немецких авиабомб.
После реставрации, в 1965 году в Шуваловском дворце открылся Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
Шуваловский дворец
Содержание
История Шуваловского дворца охватывает три столетия и связана с именами видных представителей русской аристократии – Воронцовых, Нарышкиных, Шуваловых. Отреставрированные дворцовые интерьеры впечатляют своим великолепием и отображают атмосферу роскошного образа жизни его сиятельных владельцев.
Былая красота дома на Фонтанке была возрождена силами фонда «Связь времен», учрежденного предпринимателем Виктором Вексельбергом. Его же стараниями создавался музейный фонд, включивший в себя более 4000 произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Ядром собрания стали шедевры русской ювелирной фирмы Карла Фаберже, а имя основателя прославленной мастерской было дано музею, открывшемуся в стенах дворца.
Коллекцию уникальных изделий Виктор Вексельберг приобрел в 2004 году у наследников издателя журнала Forbes Малкольма Форбса, который более полувека скупал царские сокровища по всему миру. Русский миллиардер выкупил собрание целиком, не дожидаясь аукциона. Журналистам BBC он сообщил, что это обошлось ему примерно в 100 000 000 $.
Гордость коллекции – 9 пасхальных яиц, подаренных в разное время царям Александру III и Николаю II. По количеству этих уникальных произведений искусства Музей Фаберже уступает лишь Оружейной палате, где хранится 10 императорских пасхальных яиц.
В его залах демонстрируются также подобные изделия, созданные ювелирами знаменитой фирмы для представителей мировой элиты. Собрание богато и драгоценными украшениями, аксессуарами, замысловатыми безделушками от Фаберже, принадлежавшими царской семье.
В экспозиции также представлены работы современников легендарного мастера – ювелирные, камнерезные изделия, вазы, живопись по эмали, иконы, предметы культа. Залы Шуваловского дворца украшены полотнами знаменитых отечественных и европейских художников.
История дворца
Строительство дворца на набережной Фонтанки началось в 80-х годах XVIII столетия, когда этот участок земли принадлежал графской семье Воронцовых. В тот период была возведена левая часть здания – особняк в стиле классицизма с 8-колонным портиком. В 1799 г.
его выкупила у Воронцовых Мария Нарышкина, супруга Дмитрия Нарышкина – богатейшего вельможи екатерининской эпохи. В 20-х годах позапрошлого века к дому на Фонтанке пристроили флигель, вместивший «музеум», картинную галерею и огромный бальный зал с мраморными коринфскими колоннами.
Между ними разместились скульптурные панно с сюжетами Троянской эпопеи. Плафон украшала монохромная роспись в исполнении Джованни (Ивана) Скотти.
При новых хозяевах дворец превратился в самое модное место столицы империи. Здесь давали роскошные балы, концерты. Перед великосветским обществом выступал знаменитый оркестр Нарышкина, исполнявший музыку на охотничьих рогах. Завсегдатаями празднеств были дипломаты, поэты и литераторы, представители царской семьи.
Среди гостей можно было встретить и самодержца Александра I, чьей фавориткой на протяжении почти 15 лет была хозяйка дома – ослепительная красавица Мария Нарышкина.
В 1834 году, в день совершеннолетия будущего императора Александра II, во дворце состоялись знаменитый бал и торжества, на которые было приглашено полторы тысячи персон.
После смерти Дмитрия Нарышкина в 1838 году дворец унаследовал его племянник – Лев Александрович. Здание стало частью приданого дочери нового владельца – Софьи Нарышкиной, которая в 1846 году вышла замуж за Петра Шувалова. Так начался новый, «шуваловский», период в жизни дома на Фонтанке.
Масштабные работы по перестройке дворца велись как в преддверии свадьбы будущих хозяев, так и после нее. В этот период обе части здания объединил общий фасад. Он был выполнен в неоренессансной стилистике по проекту зодчего Николая Ефимова. Над обновлением дворцовых интерьеров работал архитектор Бернар Симон.
Его замыслы отобразились в оформлении вестибюля, парадной лестницы, гостиных. Рыцарский зал украсили картины со сценами воинских ристалищ; Золотую, Синюю и Красную гостиные – лепка, резные и полированные панели. Частью роскошного убранства являлись художественные полотна, приобретенные Нарышкиными. Новые владельцы продолжили пополнять коллекцию произведений искусства.
Ее любопытной составляющей стали изысканные работы лиможских эмальеров.
Последней хозяйкой Шуваловского дворца была овдовевшая графиня Елизавета Шувалова. После большевистского переворота аристократка отправилась в эмиграцию, а ее столичную резиденцию национализировали.
До 1925 года в дворцовых стенах гостей принимал Музей дворянского быта. Здесь была максимально сохранена обстановка, созданная последними владельцами, и граждане могли любоваться принадлежавшими им произведениями искусства.
После того как художественную коллекцию передали Эрмитажу, во дворце обосновался Дом печати.
С начала 30-х годов на протяжении почти десятилетия в доме на Фонтанке располагался ДИТР – Дом инженерно-технических работников. Тут собирались представители рабочей интеллигенции, чтобы поиграть в шахматы, теннис, бильярд.
В Шуваловском дворце действовали кинотеатр, охотничий клуб, а после заката, как в былые времена, здесь устраивались танцевальные вечера. Их называли дансингами.
Под музыку, исполняемую местным джазовым коллективом, советские граждане лихо отплясывали фокстрот, чарльстон и другие «буржуазные» танцы, пока те не оказались под запретом.
В начале Великой Отечественной войны во дворце разместился штаб противовоздушной обороны. В 1941 году, из-за прямого попадания зажигательной бомбы, тут вспыхнул пожар.
Пламя погубило деревянные конструкции, пострадали интерьеры, в том числе знаменитый плафон. Сразу после войны он был восстановлен, но основная реставрация здания была поведена лишь в 60-е годы.
Вскоре в Шуваловском дворце открыли Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.
В 2006 году дом на Фонтанке был передан в аренду Культурно-историческому фонду «Связь времен», основанному предпринимателем Виктором Вексельбергом. До 2013 г. в Шуваловском дворце велась масштабная реконструкция, после чего распахнул двери Музей Фаберже – первый в России частный музей федерального значения.
Шуваловский дворец сегодня
Внутреннее пространство Шуваловского дворца имеет площадь 4700 м². Оно разделено на 11 залов. Музейные коллекции размещены на 2-м этаже, куда ведет роскошная двухмаршевая парадная лестница с кованым ограждением.
В нише между центральными колоннами обращает на себя внимание копия статуи Аполлона Бельведерского, созданная в XVIII веке в Италии.
Дмитрий Нарышкин приобрел эту скульптуру в Риме, заплатив за нее, как рассказывали, 10 000 рублей золотом.
Уникальная коллекция пасхальных яиц, выполненных мастерами фирмы Карла Фаберже, демонстрируется в Синей комнате. Она включает в себя пасхальные яйца, созданные для русских императоров, европейской знати, яйца-подвески, и сюрприз утраченного яйца – рамку в форме сердца с тремя миниатюрами.
Особую ценность представляют самое первое императорское пасхальное яйцо «Курочка» (1885 г.), яйца «Коронационное» с сюрпризом-каретой и «Орден Святого Георгия». Последнее стало единственным пасхальным императорским яйцом, которое вдовствующая императрица Мария Федоровна смогла вывезти из России.
В Рыцарском зале с барельефами, запечатлевшими знаковые баталии, демонстрируются военно-мемориальные предметы, которыми одаривали воинов, отличившихся в сражениях. Тут собраны наградные кубки, серебряные портсигары, ковши, чарки, стаканы, медальоны.
В Рыцарском и Выставочном залах и в Буфетной сосредоточены наиболее значимые художественные полотна музея. Их авторы – Иван Айвазовский, Карл Брюллов, Алексей Харламов, Константин Коровин, Луи Вальта, Анри Мартен, Огюст Ренуар. В Выставочном зале, кроме того, представлены камнерезные творения.
В Красной гостиной Шуваловского дворца хранится уникальная коллекция русского серебра. Среди изделий, созданных в период с XVIII до начала XX века, – сервизы, сигарницы, ларцы. Многие экспонаты украшены самоцветами, деталями из золота.
В Золотой гостиной красуются драгоценные сувениры от Фаберже и других ювелирных мастерских – декорированные рубинами, бриллиантами броши, медальоны, а также золотые и серебряные табакерки, портсигары, зажигалки, украшенные монограммами царственных особ, их портретами. Впечатляют вязальные спицы, при изготовлении которых были использованы золото, рубины, смальта, эмаль.
Ювелирные украшения, аксессуары, изящные бытовые предметы можно увидеть и в Аванзале. Эти изделия объединяет удивительная техника, использованная при их создании, – применение эмали-гильоше с ее богатейшим разноцветьем. Высокохудожественно эмалированные фарфоровые вазы, посуда, предметы обихода представлены также в Белой и Голубой гостиных, Бежевом зале.
Богатейшее собрание русской иконописи демонстрируется в Готическом зале. Здесь выставлены иконы, складни, созданные, в основном, в XIX – начале XX века, но коллекция включает в себя и несколько уникальных образов XVI-XVII столетий.
Практическая информация
Шуваловский дворец открыт для посетителей с 10:00 до 20:45. Его можно осмотреть самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Последняя экскурсия начинается в 19:00. За осмотр экспозиций в сопровождении гида потребуется заплатить 1000 рублей.
Индивидуальное посещение дворца обойдется в 500 рублей. Желающие могут воспользоваться аудиогидом, заплатив 250 рублей.
В магазине, работающем в Шуваловском дворце, продаются копии музейных экспонатов, красиво иллюстрированные издания на тему истории и искусства, работы отечественных дизайнеров.
На нижнем этаже находится атмосферное кафе, где предлагаются блюда отечественной и европейской кухни.
Как добраться
Шуваловский дворец расположен по адресу: Набережная реки Фонтанки, 21. Ближайшие станции метрополитена – «Гостиный двор», «Маяковская», «Площадь Восстания».
От них до дворца можно дойти пешком за 10-15 минут, следуя по Невскому проспекту в направлении Аничкова моста, перед которым нужно повернуть налево.
Можно сократить время, проехав 1 остановку на автобусе № 7, 24, 27 или троллейбусе № 10.
Дворец Шувалова на Итальянской улице
Дворец видного государственного деятеля времён Елизаветы Петровны и Музей гигиены: необычное сочетание, не правда ли? Все мы знаем, что новая советская власть не часто считалась с прошлым архитектурных памятников: прекрасные исторические здания с лёгкостью передавались самым разнообразным учреждениям, зачастую вообще никак не связанным с культурой или искусством. Допустим, в Исаакиевском соборе, о котором я писал в прошлой статье, в 1931 году был открыт Государственный антирелигиозный музей, а, к примеру, в стенах петергофского Фермерского дворца функционировал санаторий НКВД.
Дворец Шувалова (Музей гигиены)Дворец Шувалова (Музей гигиены)Здание построено в середине XVIII векаЗдание построено в середине XVIII векаБарельеф на фасаде
Подобная участь постигла бывший особняк И. И. Шувалова, расположенный по адресу Итальянская улица, 25. В XX веке в его стенах открыл свои двери Музей гигиены.
Как добраться
Дворец находится в центре города, недалеко от Невского проспекта. Найти здание будет очень легко, тем более что благодаря своей яркой окраске оно выделяется среди соседних построек. Ближайшая к особняку станция метро — «Гостиный двор», путь от неё займёт у вас около пяти минут.
Внутренний дворЕщё один барельеф«Современная эстетика». Внутренний двор комплекса«Современная эстетика». Внутренний двор комплекса
Попасть во дворец можно несколькими способами. Первый, он же самый простой, — посетить Музей гигиены. Стоимость взрослого входного билета — 120 рублей (осень 2019 года).
Есть и другой вариант: попасть на экскурсию по интерьерам дворца с проектом «Открытый город». В этом случае большее внимание будет уделено именно архитектуре здания, а не размещённой в нём экспозиции.
Камин в холлеЭкспозиция, посвящённая истории музеяЭкспозиция, посвящённая истории музеяПарадная лестница
Немного истории
Иван Иванович Шувалов известен нам не только как государственный деятель и фаворит императрицы Елизаветы Петровны, но и в первую очередь как инициатор основания Московского университета и Академии художеств. Кстати, сегодня два одинаковых монумента этому знаменитому деятелю искусств и науки установлены у здания Научной библиотеки МГУ в Москве и во дворе Российской академии художеств, расположенной у берегов Невы.
Выставочные залыПарадный кабинетКамин в кабинете
Петербургский особняк на нынешней Итальянской улице был построен в 1750-х годах.
Архитектором, возводившим дворец, был Савва Иванович Чевакинский, участвующий в возведении Шереметевского дворца на Фонтанке и Никольского морского собора.
Кстати, постройки, соседствующие со зданием особняка, также были построены для Шувалова, образуя при этом единый дворцовый комплекс, простирающийся до Невского проспекта.
Прекрасная отделка дворцовых заловПрекрасная отделка дворцовых заловЛепнина на стенахБольшой салон
Уже в 70-х годах XVIII века здание обрело нового владельца, им стал генерал-прокурор А. А. Вяземский. Ещё же через 20 лет особняк был выкуплен в казну и до прихода советской власти здесь размещалось Министерство юстиции.
Изысканный карнизСветильникМузейный экспонат
Музей гигиены, расположенный здесь в наши дни, ведёт свою историю с 1919 года, именно в это время в здании были размещены экспонаты Всесоюзной гигиенической выставки. В каждом зале музея представлена определённая медицинская тематика: «Профилактика стресса и вредных привычек», «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании», «Физическая активность и рациональное питание» и т. д.
В некоторых помещениях дворца запрещено фотографировать. Например, в зале, посвящённом материнству и детствуВ некоторых помещениях дворца запрещено фотографировать.
Например, в зале, посвящённом материнству и детствуКонференц-залЭто помещение — самое большое во дворцеЭто помещение — самое большое во дворце
Кстати, совсем недалеко от дворца, во дворе дома по адресу Итальянская улица, 29, находится красочный Итальянский дворик, о котором я упоминал в одной из своих статей.
Если кратко, в целом:
- необычное соседство: возможность совместить архитектурную экскурсию и знакомство с медицинскими экспонатами;
- недорогой входной билет, есть скидки для студентов и школьников, для пенсионеров же посещение музея и вовсе бесплатно;
- если внутренние интерьеры медицинского музея будут вам не по душе, то фасад здания точно не оставит равнодушным никого.
✔️Дворец графов Бобринских в Санкт-Петербурге ✔️Александринский театр.
Экскурсия по историческим интерьерам ✔️«Собственная дача»: заброшенная императорская резиденция в Петергофе ✔️Императорские павильоны в Петергофе.
Итальянская мечта Александры Фёдоровны ✔️Владимирский дворец в Санкт-Петербурге
Подписывайтесь на мой канал, ставьте ????, читайте блог о путешествиях. Будет интересно????
Дворец Шувалова | Санкт-Петербург Центр
Этот особняк, построенный в стиле елизаветинского барокко, по праву входит в число самых видных зданий Санкт-Петербурга. Расположенный в одном из престижных кварталов, он стоит на углу Итальянской улицы и Маловой Садовой, неподалеку от станций метро «Гостиный Двор» и «Невский проспект».
История возведения дворца
Участок, на котором сейчас возвышается дворец, в середине восемнадцатого века принадлежал Ивану Шувалову — одном из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны, меценату, в числе заслуг которого — основание Московского Университета и Академии Художеств.
Во время правления Елизаветы Шувалов занимал высокую должность при дворе, был в почете у императрицы, оказывал немалое влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Российской Империи.
Однако после смерти Елизаветы, в годы правления Екатерины Второй, Шувалов оказался в опале, провел некоторое время за границей и в политической жизни России больше участия не принимал.
Интересно, что перед тем, как был выстроен дворец Шувалова, на этом месте стояла усадьба Прасковьи Иоанновны — племянницы великого государя Петра Великого.
Царевна проживала в небольшом дворце, называвшемся «Парашиным», но занимать его слишком долго ей не пришлось: впав в немилость Петра Великого, она была вынуждена передать свою усадьбу лейб-гвардии Семеновского полка.
Таким образом, вплоть до 1742 года усадьбой владели военные.
А далее настала очередь Шувалова… Возводить особняк «с нуля» для него не пришлось: здание решили просто основательно перестроить – таковым был особый знак внимания со стороны государыни Елизаветы.
Всем процессом руководил известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. Работы продлились всего два года: уже к 1755 году особняк был полностью достроен — тогда там и поселился Шувалов вместе со своей супругой, графиней Маврой Егоровной.
Усадьба стала настоящим средоточием пышной жизни Петербурга эпохи дворцовых переворотов: там постоянно проводились различные балы-маскарады. В 1754 г. именно во дворце Шувалова праздновался первый день рождения внука Елизаветы Петровны – будущего императора Павла Первого. Здесь собирались видные государственные деятели и важные при дворе персоны.
Следует отметить, что Шувалов был человеком очень разносторонним. Он не только активно занимался политикой, но и очень любил искусство. Много лет, в частности, занимался собиранием картин: в итоге образовалась целая галерея.
После кончины отца Шувалов-сын, не особо заинтересованный владением особняка, решил продать его в императорскую казну.
В 1760-х гг. дворец пережил возведение надстройки и расширение. Работами руководил архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот.
По его проекту парадный вход с набережной перенесли во внутренний двор, а центр главного фасада отделали портиками. Появился и третий этаж.
Увы, практически ничего не сохранилось от грандиозной перестройки усадьбы Валлен-Деламотом, кроме высокой дворцовой ограды. В помещение вскоре въехал новый владелец — Александр Алексеевич Вяземский.
В конце восемнадцатого века здание переходит к государству, и до 1917 года в нем заседает Министерство юстиции Российской империи, а потом – и Временного правительства.
Интересные факты
Сегодня в бывшем особняке Шувалова расположен Музей гигиены, рассказывающий об анатомии и физиологии человека, гигиене, борьбе со СПИДом, половом воспитании и т.д.
Дворец в полной мере воплощает в себе черты, свойственные елизаветинскому барокко — яркое покрытие фасада, позолота, использовавшаяся для декорирования. Обильно использованы и различного рода украшения — пилястры, колонны, лепнина, скульптуры.
Причины столь богатого и роскошного оформления вполне очевидны: те, кто находились у власти, всячески стремились подчеркнуть свой высокий статус, стараясь делать свои жилища все более и более помпезными.
Хотя в случае с шуваловским особняком сия роскошь отнюдь не выглядит вычурной.