Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской родился осенью 1942 года во время блокады Ленинграда.
Первое название театра — Городской театр или, как его называли зрители, «Блокадный театр», затем название несколько раз менялось: 1943 год- Ленинградский государственный драматический театр, 1959 год — Ленинградский государственный драматический театр им.В.Ф.
Комиссаржевской, 1992 год – Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.
Здание театра имени В.Ф. Комиссаржевской построено в 1846 году по уникальному проекту архитектора К.
Желязевича, согласно которому Невский проспект был соединен с Итальянской улицей галереей, покрытой стеклом, где разместились магазины, кондитерские, кабинет восковых фигур, анатомический музей и театральный зал. Первое время театр назывался «Пассаж» ,в нем выступали неподвижные частные труппы.
В 1904 году знаменитая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, покинув Александринский театр, открыла здесь собственный Новый драматический театр, в котором и играла героинь из современных пьес.
В 1942 году в Ленинграде почти все городские театры были эвакуированы, работали только театр Музыкальной комедии и коллективы военных театров. В то время на радио шел спектакль «Русские люди» по Константину Симонову в постановке И.
Горина с участием оставшихся в Ленинграде артистов эвакуированного академического театра имени Пушкина. Спектакль имел огромныйуспех, поэтому было решено перенести его на драматическую сцену.
18 сентября 1942 года на подмостках театра Комедии прошла первая премьера театра, которому дали скромное имя Городского. Режиссерами- постановщиками стали участники радиоспектакля И.Горин и И.Зонне.
Актерский коллектив радиоспектакля «Русские люди» был пополнен артистами из Агитвзвода Дома Красной Армии и из ранее ликвидированного Нового ТЮЗа. Через две недели после первой премьеры театр показал зрителям новый спектакль – «Фронт» А.Корнейчука, а чуть позднее –«Нашествие» Л.Леонова.
Спектакли шли в нетопленных залах, прерывались воздушными тревогами, во время которых артисты вместе со зрителями спускались в бомбоубежища и возвращались в зал после отмены тревоги.
Не редкостью были и отключения электричества, в это время сцену освещали ручные фонарики, направленные из зрительного зала. Параллельно со спектаклями работники театра делали декорации, ремонтировали здание.
На сцене шли спектакли не только военно-патриотической тематики, но и по классическим произведениям. Так, второй сезон театра начался спектаклем «Женитьба Белугина» по пьесе А.Н.Островского.
В 1943–1944 годах театр работал в помещении Малого Оперного театра, в 1944 получил здание на Итальянской улице, которое до сегодняшнего дня является его домом.
Театр сыграл большую роль в духовной жизни ленинградцев во время Великой Отечественной войны. В те годы он получил свое неофициальное название Блокадного театра.
После окончания войны, в театре шли спектакли самых разных жанров и направлений: русская классика по пьесам Островского и Горького, зарубежная – Шекспира, Мольера, Гоцци, Шоу, современная драматургия представлена в пьесах Н.Хикмета, П.Павленко, Э.Хемингуэйя. В разное время в театре работали режиссеры А.Соколов, Е.Гаккель, П.Вейсбрем, В.Кожич, В.Честноков, Н.Галин, В.Адрушкевич, Р.Сирота, И.Ольшвангер и др.
В 1959 году театру присвоено имя В.Ф.Комиссаржевской, а его руководителем стал известный постановщик и театральный педагог М.Сулимов. В честь присвоения театру нового имени был поставлен спектакль в память о великой актрисе В. Комиссаржевской. Им стала пьеса М.Горького «Дети солнца», которая впервые была показана на сцене театра с участием легендарной актрисы.
В 1966 году руководителем театра становится Рубен Сергеевич Агамирзян, народный артист СССР. Ученик Л. Вивьена, Р.Агамирзян до своего прихода в театр им. Комиссаржевской стажировался у выдающегося театрального Мастера Г.Товстоногова. Р.
Агамирзян являлся приверженцем реалистической театральной школы и последовательно воплощал ее принципы в своих постановках. Период, связанный с Агамирзяном , стал для театра периодом стабильности, возмужания, обретения им собственного лица.
В труппе театра работали такие актеры как И.Дмитриев, Г.Короткевич, А.Костричкин, М.Самойлов, Т.Абросимова, Н.Боярский, И.Краско, С.Ландграф, Ю.Овсянко, В.Особик и др. В коллектив театра вливались и ученики Р.Агамирзяна, который преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
После смерти Р.С.Агамирзяна в 1991 году, руководителем театра стал Виктор Новиков (в 1992г), заслуженный деятель искусств России. Театровед по образованию, он проработал в театре им. Комиссаржевской около двадцати лет заведующим литературной частью.
90-е годы 20 века стали периодом резкой трансформации театральной жизни города, настало время творческого эксперимента. В новых координатах времени Новиков ориентируется на творческое разнообразие, на широкую палитру режиссерских имен.
Сцена театра открыта не только лучшим петербургским режиссерам, но и тем, кто зарекомендовал себя на самых разных подмостках России и зарубежья. На сцене театра им. Комиссаржевской живут спектакли таких разных режиссеров, как А.Морфов, Ю.Панич, Т.Насиров, А.
Горенштейн, А.Горбатый, В.Гришко, В.Исаков, Г.Корольчук и др.
В 1995 спектакль «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» в постановке В.Пази награжден высшей театральной премией Петербурга «Золотой софит» сразу в трех номинациях: за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшее художественное оформление.
В 2000 году спектакль известного болгарского режиссера Александра Морфова «Буря» по В.Шекспиру удостоен высшей российской театральной премии «Золотая маска».
В труппе театра работают народные артисты России Галина Короткевич, Станислав Ландграф, Борис Соколов, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Георгий Корольчук, Наталья Данилова, Наталья Орлова, Наталья Четверикова, Анатолий Горин и другие. Многих молодых артистов зрители знают по работам в популярных киносериалах.
Больше всего полюбились зрителям спектакли театра — «Дама с камелиями», «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», «Мистификатор», «Буря». Театр имени Комиссаржевской гастролирует по России, выезжал с показами в Германию, Грецию, Югославию, Македонию, Венгрию, Афганистан, Болгарию, Румынию, Италию, Израиль, Польшу.
Академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской
В центре Петербурга, на прилегающей к площади Искусств Итальянской улице, расположился Государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Судьба его уникальна и хранит отпечаток бурных эпох. Рожденный в дни блокады, театр по духу близок Петербургу, — единственному в мировой истории городу, построенному в ходе войны.
https://www.youtube.com/watch?v=cw9MWfADhvY
Удивительна история здания театра, в котором он живет 70 лет. Счастливая идея построить крытую торговую галерею — пассаж, — каких было множество в Лондоне и Париже, пришла в голову коллежскому советнику графу Якову Эссен-Стенбок-Фермору.
Так, в мае 1848 года по уникальному проекту архитектора Рудольфа Желязевича Невский проспект был соединен с Итальянской улицей крытой стеклом трехъярусной галереей, где разместились магазины и кондитерские, кабинет восковых фигур, «механический и анатомический театр», «живые картины» в верхних этажах, ресторан в подвале и большой зрительный зал.
Здесь, в 1860-х годах в театральном зале устраивались лекции и проводились литературно-драматические вечера, где выступали великие писатели Александр Островский, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Яков Полонский, Алексей Писемский, а также университетские профессора истории. В театральном зале любительские труппы играли спектакли.
В одной из постановок комедии Александра Островского «Свои люди — сочтемся» принимал участие сам автор. В 1901 году Пассаж был перестроен по проекту зодчего Сергея Козлова. Стараниями новых владельцев Пассажа Барятинских Пассаж вновь обрел статус культурного центра.
Теперь вход в театр и кассовый вестибюль подверглись реконструкции: прежде зрители попадали в него из торгового зала «Пассажа». Первыми на сцене реконструированного, расширенного, красиво оформленного зала появились актеры театра «Фарс».
История театрального зала освящена именем великой драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.
Покинув казенную императорскую сцену Александринского театра, она открыла собственный Драматический театр, на сцене которого сыграла современных героинь из пьес Генрика Ибсена, Максима Горького, «знаньевцев» Евгения Чирикова и Сергея Найденова, Герхарта Гауптмана, Антона Чехова. В состав дирекции вошли режиссеры школы МХТ Иоасаф Тихомиров, позже Николац Арбатов, актер Казимир Бравич.
С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Рубена Агамирзяна. Его Театр открыт новым идеям, поэтому здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений.
Приглашение на постановки различных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от творчества. Многообразен жанровый диапазон театра.
На афише — лирические комедии, драмы и трагикомедии — каждое поколение может выбрать свой спектакль.
Постановки режиссеров Александра Морфова, Александра Баргмана, Вениамина Фильштинского, Виктора Крамера, Игоря Коняева, Валерия Гришко, Георгия Корольчука обнаруживают различные направления и разные уровни прочтения классической и современной драматургии.
География гастролей театра им. В.Ф. Комиссаржевской весьма обширна.
В разные годы театр выезжал на гастроли в Израиль, Италию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Бостон, Чикаго, Филадельфия, Вашингтон Д. С.
, Пало-Альто, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего), Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, а также гастролировал в городах России (Сургут, Владикавказ, Москва, Калининград), по Ленинградской области.
Театр имени В.Ф. Комиссаржевской имеет свою индивидуальность, свое «лицо», определившееся не только историей, но и сегодняшним днем. Имея традиции, перекличку времен и эпох, театр стремимся к сохранению баланса между традициями и экспериментом.
Купить билеты в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской на Ticketland.ru
О площадке
Театр расположен на первом этаже торгового центра «Пассаж» в 5 минутах ходьбы от метро «Гостиный двор». Нужно пройти по Садовой улице до первого перекрестка и свернуть налево на Итальянскую улицу.
Труппа
Четверть века театр возглавляет Виктор Новиков. Он отдал родному театру всю свою жизнь, начав работать в нем с 1968 года завлитом. Художественный руководитель как никто чувствует ауру театрального дома, гостеприимно распахивая его двери для смелых творческих идей.
Театр имени Комиссаржевской смело приглашает к сотрудничеству самых интересных мастеров сценического искусства. Здесь поставил пронзительную сказку для взрослых знаменитый болгарский режиссер А. Морфов. С его сцены Е. Гришковец открывает свое сердце зрителям в своей сокровенной работе «Шепот сердца».
В Коммисаржевке начинали актерскую карьеру А. Фрейндлих и И. Дмитриев. Многие из актеров, выходящих сегодня на прославленную сцену, хорошо известны зрителям. Среди них: И. Краско, Т. Абросимова, Б. Соколов, В. Панина, Н. Попова, Е. Каменецкий, А. Горин, Г. Короткевич, Е. Ганелин, А. Мельникова.
Репертуар
На афишах представлена европейская и североамериканская драматургия, а также русская классика. Репертуар охватывает все возможные жанры театрального искусства: от трагикомедии до семейных драм и пластических этюдов.
В наши дни в театре идут спектакли как классиков: У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, С. Моэма, А. Островского, так и современных авторов: Р. Харвуда, И. Вилквиста, М. Жванецкого.
Лауреат «Золотой маски» – спектакль «Буря» А. Морфова стал культовым для нового поколения театралов. Над его сценографией и костюмами работал Эмиль Капелюш.
Среди премьер последнего сезона:
- «В одном департаменте…»;
- «В осколках собственного счастья»;
- «Костюмер».
Билеты
В театре две сцены. Лучшие места в большом зале – центральные кресла во 2-5-м рядах партера и в первом ряду бельэтажа. В камерном зале хорошо видно сцену из любой точки зала. Цены на билеты в АДТ имени В.Ф. Комиссаржевской варьируются в пределах – 500-1600 руб.
История
Рождение театра состоялось в самые тяжелые дни ленинградской блокады – в 1942 году. Официально он назывался «Городской», но ленинградцы дали ему имя – «Блокадный». Первую труппу составили оставшиеся в городе артисты Радиокомитета и театра им. А.С. Пушкина.
Свое кредо в искусстве театр обрел в 60-е годы, когда его возглавил Рубен Агамирзян. Он терпеливо и заботливо вырастил единый творческий коллектив, соединив в нем талантливых актеров разных поколений. Режиссер сделал ставку на современную отечественную драму. На афише появились имена Ч. Айтматова, Г. Горина, Н. Думбадзе.
Историческая сцена «Пассажа» знаменита тем, что в 1904-06 годах здесь размещался Новый драматический театр, в котором блистала Вера Комиссаржевская. Именно поэтому в 1959 году театр был удостоен имени великой русской актрисы.
После тщательной исторической реставрации здание театра превратилось в настоящий Храм искусства. Зрители получили возможность насладиться новыми красками ампирного фасада и роскошных интерьеров в стиле рококо.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге: афиша на 2021, купить билеты
В этом театре уникально все – актеры, здание, история, имя… Вера Федоровна Комиссаржевская, великая актриса, создавшая этот театр в 1904 году, на самом деле открыла его именно здесь, в Пассаже, не случайно.
Театральные постановки устраивались здесь и раньше, и, хоть и носили самодеятельный характер, имели чрезвычайный успех у публики.
Вера Комиссаржевская видела в своем детище «театр свободного актера», и хоть она и руководила театром всего два года, это время стало основой, краеугольным камнем и вектором для всего дальнейшего развития театра.
В советское время театр старается не терять свое лицо, свой дух бунтарства, свободолюбия. На сцене режиссеры постоянно ставят новые и новые спектакли, среди них и «необходимые» идеологические пьесы, и классические вещи, вроде «Бесприданницы».
Даже в самое страшное для Ленинграда время – в суровые блокадные дни – артисты театра не прекращали репетировать и давать спектакли, даже падая в голодные обмороки. А в 60-х годах, с приходом нового руководителя, Рубена Агамирзяна, было решено сделать основную ставку на русскую драму нового времени.
Тем самым театр обрел свою уникальность и неповторимость, а репертуар приобрел целостность и гармоничность. В те годы, как и сейчас, купить билет в театр Комиссаржевской значило иметь прекрасный вкус!
В наши дни Виктор Новиков, соратник и единомышленник Агамирзяна, стремится сохранить и продолжить замечательные традиции театра.
В репертуаре театра всегда множество спектаклей разных режиссеров, с разными подходами к творчеству, разными видениями того, как подать зрителям Островского или, скажем, Мольера, как сделать спектакль понятным и интересным для молодого поколения.
Постоянный поиск новых форм, жанров, сценических решений – все это делает театр на Итальянской очень популярным, в том числе и в других городах и странах. Театр очень часто гастролирует, постановки Комиссаржевки имеют колоссальный успех в Европе и в регионах России.
В 2014 году на должность главного режиссера театра был назначен знаменитый Александр Баргман. В настоящее время главный режиссёр театра – Леонид Алимов.
10 сентября 2021 года Театр им.В.Ф.Комиссаржевской откроет юбилейный 80-ый сезон спектаклем «Я вернулся в мой город». Это и очень ответственно, потому что, наряду с премьерами и текущими событиями, им предстоит готовиться к 80-летию театра. Сезон открывается спектаклем, в котором занята большая часть труппы, в том числе и народный артист России Иван Краско.
Художественный руководитель Академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской, заслуженный деятель искусств России Виктор Новиков: «В последние дни прошлого сезона мы выпустили спектакль «Двадцать минут с ангелом» (Анекдот I.
Случай с метранпажем) по первой части дилогии Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» в постановке главного режиссера Леонида Алимова. В новом, 80-м, сезоне планируется постановка второй части дилогии «Двадцать минут с ангелом» (Анекдот II).
Уже в прошлом сезоне режиссер Александр Баргман вместе с нашим художником Анваром Гумаровым приступил к репетициям комедии известного израильского драматурга Ханоха Левина «Трепет моего сердца». Премьера ожидается в ноябре. В планах театра – одна из лучших чеховских пьес — «Дядя Ваня».
Молодой, но уже известный режиссер (главный режиссер Мастерской Григория Козлова) Роман Габриа назвал свой будущий спектакль «Моя дорогая Елена Андреевна». Я очень надеюсь, что Александр Морфов, находящийся пока в Петербурге, найдет возможность, силы и вдохновение для постановки «Дон Жуана» Ж.-Б.Мольера с молодыми артистами театра в новой интерпретации.
К юбилею заслуженной артистки России Натальи Орловой мы хотим сделать ее бенефис и представить премьеру на Малой сцене «Беглянки» Пьера Пальмада и Кристофа Дютюрона. В спектакле заняты заслуженные артисты России Наталья Орлова и Татьяна Кузнецова, постановка Леонида Алимова.
Как всегда, наша Малая сцена станет местом творческих экспериментов, здесь пройдут читки молодых драматургов. Плодотворная традиция устроения в большом фойе временных выставок, посвященных ярким событиям и людям нашего театра, будет продолжена; выйдут новые серии «Театральных встреч на Итальянской» и «Встреч друзей».
Надеюсь, что в следующем сезоне нам удастся возобновить наши балканские встречи в Македонии, Сербии, Болгарии, Хорватии, Черногории и посетить известные международные фестивали с нашими спектаклями.В новом году мы готовимся отметить юбилеи (в том числе и творческие) Маргариты Бычковой, Анны Вартаньян, Татьяны Самариной, Натальи Четвериковой, Евгения Иванова, Родиона Приходько, Анатолия Худолеева.»
На нашем сайте можно купить электронный билет в театр им.Комиссаржевской, не тратя лишнего времени и не выходя из дома.
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской
Уважаемые зрители! У вас есть возможность приобрести электронные билеты без ограничений.За двое суток до начала мероприятия бронирование билетов не осуществляется (бронь 20 минут).
Театр им. В.Ф. Комиссаржевской — известный творческий коллектив, сохраняющий традиции русского репертуарного театра, активно развивающийся и продолжающий свой поиск сценического языка.
Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской венчает уникальное пространство Пассажа 1848 года постройки, расположенное между Невским проспектом и Итальянской улицей.
Театр был открыт в разгар войны 18 октября 1942 года. Первоначально назывался Городским, потом — Драматическим.
В 1959 году театру было присвоено имя великой Веры Фёдоровны Комиссаржевской, потому что именно в этом здании в 1904 году актриса открыла свой собственный театр.
История театра богата именами выдающихся личностей. Среди них, режиссёры — Е. Гаккель, Р. Сирота, Б. Зон, П. Вейсбрем, М. Сулимов; актеры – М. Бабанова, И. Дмитриев, Э. Попова, братья Н. и С. Боярские, А. Фрейндлих.
В период с 1966 по 1991 гг. театром руководил режиссер Рубен Агамирзян, определивший оригинальный путь этого театрального коллектива в искусстве.
В наши дни с 1991 года театром руководит з.д.и.России Виктор Новиков.
Театр Комиссаржевской сотрудничает с режиссёрами: Леонидом Алимовым, Александром Морфовым, Александром Баргманом, Романом Смирновым, Иваном Латышевым, Игорем Коняевым, Виктором Глазковым, Вениамином Фильштинским, Григорием Дитятковским, Энике Эссени, Деяном Пройковским.
Творческая стратегия театра разнообразна. В репертуарной политике соблюдается необходимый баланс демократичного и элитарного искусства.
Афишу театра украшают классики и современники: У. Шекспир, Ж.-Б.Мольер, Н.Гоголь, А.Островский, А.Чехов, Б.Пастернак, С.Моэм, Ш. де Лакло, А.Володин, А.Вампилов, В.Шукшин, А.Солженицын, М.Жванецкий, М.Вишек.
Сложившаяся труппа Комиссаржевки всегда отличалась звёздными актёрскими дарованиями. В её ядре сегодня: Галина Короткевич, Тамара Абросимова, Георгий Корольчук, Борис Соколов; Иван Краско, Ефим Каменецкий, Ольга Белявская, Сергей Бызгу, Евгения Игумнова, Валентина Панина, Маргарита Бычкова и другие.
Многие постановки театра отмечены престижными премиями в области культуры. Театр Комиссаржевской СПб часто гастролирует по России и за рубежом, участвует в международных фестивалях.
Особенности театрального пространства
- Основная сцена рассчитана на 578 мест.
- Малая сцена – от 40 до 70 мест (в зависимости от спектакля).
- В фойе проводятся выставки, связанные с историей театра.
Где купить билеты в Театр Комиссаржевской?
Театр придерживается лояльной политики доступных цен, но о приобретении билетов лучше позаботиться заблаговременно. На нашем сайте spb.kassir.
ru представлена полная афиша театра, вся необходимая информация о спектаклях, ценах на билеты и наличии мест. Оформить и оплатить заказ можно за несколько минут.
Так же получить информацию, заказать билеты можно по телефону 8(812)703-40-40 и в театральных кассах Кассир.ру.
Санкт-Петербургский академический драматический театр В.Ф. Комиссаржевской
- Главная
- Развлечения
- Театры
- Драматические
- Адрес: ул. Итальянская, д.19
- Станция метро: Гостиный двор, Невский проспект.
- Телефон: +7 (812) 571-31-02
- Репертуар театра: В театре зрители могут увидеть такие спектакли, как «Буря», «Дон Жуан», «Ваал», «Доходное место», «Живой товар» и многие другие.
- Цена: от 200 руб.
Деятельность Санкт-Петербургского академического театра В.Ф. Комиссаржевской началась в самые сложные времена для города, когда происходила блокада Ленинграда.
Актеры, которые остались ни с чем после эвакуации академического театра им.
Пушкина, Нового ТЮЗа, а также Агитвзвода Дома Красной Армии, нашли пристанище здесь и начали по-тихоньку восстанавливать свои силы и творческий потенциал.
Результатом чего стал первый спектакль «Русские люди», который был поставлен И. Гориным совместно с И. Зонне. Датой дебюта считается 18 октября тяжелого 1942 года.
Расположение ул. Итальянская, д.19
- Несмотря на то, что творилось в те времена в городе, театр функционировал, даря незабываемые подарки своим посетителям, для которых эти вечера, можно полагать, были последней радостью.
- Тогда он имел иное название – Городской театр, который находился в уютном «Пассаже», являющимся галереей, соединяющей еще с 1848 года две великие улицы – Итальянскую, на которой сейчас располагается театр, и Невский проспект.
- Если углубляться в историю театра, то она начинается еще в середине 19 века, когда в концертном зале «Пассажа» можно было встретить великих писателей той эпохи – Тургенева, Достоевского, а также Чернышевского.
И вот на рубеже веков в 1904 году по инициативе Веры Комиссаржевской открывается так называемый «Новый драматический театр». Но проработать ему суждено здесь всего 4 года.
И вот по прошествии полвека, а именно в 1959 году, театр приобретает имя своей основательницы В. Комиссаржевской.
Начиная с 1966 и заканчивая 1991 годом, руководителем театра является Р. Агамирзян.
В этот период, являющийся самым долгим, а также стабильным, театр приобрел много нового, он возмужал, начал приобретать определенный статус в культурной жизни общества.
И даже несмотря на то, что он был отнюдь не самым популярным в городе, но он уже тогда имел своих преданных зрителей и поклонников таланта актеров театра.
И по сей день театр им. В.Ф. Комиссаржевской считается одним из ярких представителей театральной жизни Санкт-Петербурга. Сюда приглашаются самые утонченные и интересные режиссеры, способные удивить искушенного зрителя.
Можно отметить постановку Шекспировской «Бури», которую осуществил режиссер из Болгарии А. Морфов. Спектакль произвел фурор среди не только постоянных зрителей, о также и новичков, которые пришли знакомиться с театром драмы им.
Комиссаржевской.
Талантливый и чуткий руководитель на данный момент В. Новиков старается показать абсолютно все тонкости и грани искусства в созвучии с современной эпохой.
Репертуар театра – это своеобразный кладезь искусства, где таится множество вечных и неразгаданных тайн. Более двадцати спектаклей, поставленных в различных жанрах, но по уже сложившейся традиции, которой театр следует из поколения в поколение, большинство картин – это современная драма.
Обстановка внутри театра бьет все границы фантазии, ведь она пестрит своим богатством и изыском. Так, дубовые кресла, великолепное фойе, поразительно красивый вид из окна на знаменитый «Пассаж» — все это театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Найти театр не составит особого труда, ведь он располагается в центре города на Итальянской улице в доме 19. До ближайших станций метро рукой подать.
Так, «Гостиный двор» находится в шаговой доступности порядка 300 метров, а «Невский проспект» и «Достоевская» немного подальше.
Но если людей сопровождает прекрасное настроение после отличного спектакля, почему бы не пройтись по историческому центру города, делясь эмоциями и наслаждаясь приятной беседой.
Театр им. в.ф.комиссаржевской
Театр им. в.ф.комиссаржевской, Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской создан в 1942.
Несколько раз менял свое название: 1942–1943 – Городской театр («Блокадный театр»); 1943–1959 – Ленинградский государственный драматический театр; 1959–1991 – Ленинградский государственный драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской; c 1992 – Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.
Создание этого театра не имеет аналогов в мировой истории: он возник в блокадном Ленинграде. Существование театра в осажденном городе, вымирающем от невыносимого голода, холода, бомбежек, артиллерийских обстрелов представляется в послевоенное время невероятным.
Феномену выстоявшего Ленинграда посвящено неисчислимое количество исследований – аналитических и творческих. И, чем дальше уходит этот период в прошлое, тем более необъяснимым, иррациональным он кажется.
В настоящее время жизнь блокадников воспринимается как миф, могучий, несовместимый с простой логикой: чем меньше оставалось условий для физического выживания, тем больше обострялась потребность в искусстве, «питающем» силу духа ленинградцев.
В 1942 в Ленинграде работали коллективы военных театров и стационарный театр Музыкальной комедии; все остальные театральные коллективы были эвакуированы. Новый театр возник из радиоспектакля Русские люди по пьесе К.Симонова. Его постановку осуществил И.Горин с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного академического театра им. Пушкина.
Спектакль пользовался таким успехом, что было принято решение перенести его на драматическую сцену. 18 сентября 1942 в здании театра Комедии состоялась первая премьера театра, которому дали скромное имя Городского. Постановщиками были участники радиоспектакля И.Горин и И.Зонне.
Постановочный коллектив спектакля Русские люди был пополнен актерами из Агитвзвода Дома Красной Армии, большая группа артистов пришла из ранее ликвидированного Нового ТЮЗа. Уже через две недели после первой премьеры театр показал новый спектакль – Фронт А.Корнейчука, немного позже – Нашествие Л.Леонова.
В 1943–1944 театр работал в помещении Малого Оперного театра; в 1944 получил здание, в котором продолжает работать до сих пор – театр, где в 1904–1906 играла со своей труппой В.Ф.Комиссаржевская.
Играли в нетопленных залах; спектакли прерывались воздушными тревогами, когда актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежища и возвращались в зал после отмены тревоги.
Зрители были готовы и к постоянным перебоям с электричеством: сцену освещали ручные фонарики, направленные из зрительного зала. Параллельно со спектаклями изготавливали декорации, ремонтировали здание.
Показывали спектакли не только военно-патриотической тематики, но и классику: свой второй сезон театр открыл спектаклем Женитьба Белугина по пьесе А.Н.Островского.
Театр сыграл существенную роль в духовной жизни ленинградцев. В истории он больше известен под своим неофициальным названием Блокадного театра.
В послевоенные годы в репертуаре театра были спектакли самых разных жанров и направлений.
Из русской классики – Островский, Горький; из зарубежной – Шекспир, Мольер, Гоцци, Шоу; из современной драматургии – Н.Хикмет, П.Павленко, Э.Хемингуэй.
В разные годы в театре ставили спектакли режиссеры А.Соколов, Е.Гаккель, П.Вейсбрем, В.Кожич, В.Честноков, Н.Галин, В.Адрушкевич, Р.Сирота, И.Ольшвангер и др.
В 1959 наступил новый этап в развитии театра: ему присвоили имя В.Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М.Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля Дети солнца по пьесе М.Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).
Однако самый длительный период истории театра связан с именем Р.Агамирзяна. Он возглавил театр в 1966 и проработал в нем до своей кончины в 1991.
Это был период стабильности, возмужания театра, обретения им собственного лица – пусть и не самого яркого в театральной жизни города, но имевшего своего зрителя, своих поклонников. Р.Агамирзян, до своего прихода в Театр им.
Комиссаржевской работал в БДТ, стажировался у признанного театрального лидера Ленинграда Г.Товстоногова. Был приверженцем реалистической театральной школы и последовательно воплощал ее принципы в своих спектаклях.
В труппе театра работали опытные актеры: И.Дмитриев, Г.Короткевич, А.Костричкин, М.Самойлов. Вливались молодые силы и становились опытными мастерами сцены: Т.Абросимова, Н.Боярский, И.Краско, С.Ландграф, Ю.Овсянко, В.Особик и др. Труппа пополнялась и учениками Р.Агамирзяна, который преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.
После смерти Р.Агамирзяна, в 1992 театр возглавил В.Новиков, проработавший в театре им. Комиссаржевской около двадцати лет в качестве заведующего литературной частью. 1990-е – период резкой трансформации театральной жизни города. Изменились основные акценты, на смену стабильности и некоторому однообразию спектаклей пришла пора творческого эксперимента.
Новиков делает ставку на творческое разнообразие, на широкую палитру режиссерских имен. Такая политика руководства театральным процессом очень скоро принесла свои плоды – в 1995 спектакль театра Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей (режиссер В.
Пази) удостоен премии «Золотой софит» сразу в трех номинациях: за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшее художественное оформление.
В репертуаре театра им. Комиссаржевской соседствуют спектакли таких разных режиссеров, как А.Морфов, Ю.Панич, Т.Насиров, А.Горенштейн, А.Горбатый, В.Гришко, В.Исаков, Г.Корольчук и др.
Татьяна Шабалина
Академический Драматический Театр им. В.Ф. Комиссаржевской ул. Итальянская, д. 19 в Санкт-Петербурге
18 октября 1942 г., в самое суровое время блокады, спектаклем по пьесе К. Симонова «Русские люди» в Ленинграде открылся новый театр – «Городской», труппу которого составили артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина — М. Петрова, М. Павликов, В. Стрешнева, А. Янкевский, П. Курзнер, М. Домашева, П.
Андриевский, В. Ярмагаев, К. Миронов, Н. Левицкий, режиссеры И. Горин, И. Зонне. Театр возглавил С. Морщихин. Позже труппа пополнилась актерами Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Пришли артисты В. Честноков и А. Соколов. Театр укреплял в человеке силу духа, помогал выжить.
Ленинградцы называли его Блокадным.
Осенью 1944 г. театр стал называться Ленинградским драматическим. Мирное время диктовало иные задачи. Художественный лидер пришел не сразу. И хотя на этой сцене ставили спектакли такие яркие режиссеры, как В. Кожич, Е. Гаккель, Б. Зон, Р. Сирота, П. Вейсбрем, И.
Ольшвангер, театр не имел цельной художественной программы. Удачи были единичными — от спектакля к спектаклю, от режиссера к режиссеру, — «Женитьба Белугина» А. Островского, «Нахлебник» И. Тургенева, «Три сестры» А.Чехова. Шумным успехом пользовался спектакль 1948г. В.
Кожича «Дон Сезар де Базан» с Владимиром Честноковым в главной роли.
В 1950-60-е годы в театре работали режиссеры В. Андрушкевич («Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молины, совместно с З.Корогодским; «Чудак» Н. Хикмета, совместно Р. Сиротой), М. Сулимов («Иду на грозу» Д. Гранина, «Дети солнца» М. Горького, «Еще не вечер» В. Пановой.
Здесь начинали молодые режиссеры А. Белинский («Миллионерша» Б. Шоу), И. Владимиров («Время любить» Б. Ласкина).
Становились актерами молодые Эмилия Попова, Алиса Фрейндлих, Игорь Дмитриев, Блистали Иван Дмитриев, Галина Короткевич, Станислав Ландграф, Ставились молодых драматургов А. Галича, Д. Гранина, И. Дворецкого, Э.
Брагинского, Л. Зорина, работали художники В. Рындин, А. Босулаев, М. Григорьев, Д. Лидер, О. Целков и др.
В 1959 театру присвоили имя В.Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М.Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля «Дети солнца по пьесе» М.Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).
С 1966 года и до самой смерти (1991) театром руководил ученик Л. Вивьена Рубен Сергеевич Агамирзян (1912-1991). Его знаменитая постановка трилогии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала для театра таким же символом, как «Чайка» МХАТа.
Именно в этот период театр обрел творческое лицо, определил свой уникальный путь в искусстве. Агамирзян терпеливо выращивал цельный театральный организм, объединив в труппе актеров разных поколений, обновляя коллектив своими воспитанниками по Театральной Академии, (тогда ЛГИТМиКа).
Выстраивался новый репертуар, в котором ставка делалась на новую отечественную драму во всем разнообразии ее многонационального потока. На афише были имена Ч. Айтматова, В. Быкова, Н. Думбадзе, И. Друцэ. Здесь состоялся дебют драматурга Г.
Горина, спектакль «…забыть Герострата!». Современная тема была традиционно приоритетной. Театр «гремел» по всей стране своими новаторскими публицистическими постановками современных пьес — Г. Горина, М.
Шатрова («Большевики», «Синие кони на красной траве»).
В кулисах театра смешались много художественных событий, но память обо всех, кто служил этой сцене, бережно хранится и поныне. Театр хранит актерскую преемственность, и, приходя в труппу театра, молодежь оказывается в атмосфере доброжелательности и творческой активности.
Многие актеры театра хорошо известны российскому зрителю.
Это народные артисты России Галина Короткевич, Борис Соколов, Георгий Корольчук, Тамара Абросимова, заслуженные артисты Ефим Каменецкий, Валентина Панина, Наталья Орлова, Татьяна Самарина, Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Маргарита Бычкова, Нелли Попова и др.
С 1992 года художественным руководителем Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской стал Виктор Новиков, проработавший завлитом в эпоху Р. Агамирзяна. Его Театр открыт новым идеям, поэтому здесь ставят спектакли режиссеры разных поколений.
Приглашение на постановки различных режиссеров придает внутреннюю подвижность творческому коллективу, является гарантом художественной новизны. Очень важно, чтобы и зритель, и создатели спектакля получали радость от творчества. Многообразен жанровый диапазон театра.
На афише — лирические комедии, драмы и трагикомедии — каждое поколение может выбрать свой спектакль.
Постановки режиссеров Александра Морфова, Александра Баргмана, Вениамина Фильштинского, Виктора Крамера, Игоря Коняева, Валерия Гришко, Георгия Корольчука обнаруживают различные направления и разные уровни прочтения классической и современной драматургии.
Академический драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской является активным участником Новой Европейской Театральной Акции (New European Theatre Action — NETA). География гастролей театра им.В.Ф.Комиссаржевской весьма обширна.
В разные годы театр выезжал на гастроли в Израиль, Италию, Албанию, Македонию, Словению, Германию, США (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Бостон, Чикаго, Филадельфия, Вашингтон Д.С., Пало-Альто, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего), Украину, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Японию, Болгарию, а также гастролировал в городах России (Сургут, Владикавказ, Москва, Калининград), по Ленинградской области.
Одно из приоритетных направлений театра – это обменные гастроли и совместные проекты.
Театр им.В.Ф.
Комиссаржевской имеет свою индивидуальность, свое «лицо», определившееся не только историей, связанной с Верой Комиссаржевской, театром при Пассаже, Передвижным театром Гайдебурова и Скарской, Блокадным театром, театром Радлова, Сулимова и Агамирзяна, но и сегодняшним днем. Имея традиции, перекличку времен и эпох, мы не стремимся к сознательному сужению в рамках одного выбранного направления. Сохранение баланса между традициями и экспериментом — одна из важных задач театра.
Драматический театр имени Комиссаржевской
Собственно, к приходу Веры Федоровны со своей труппой место на Итальянской улице уже было «намолено». Ещё при строительстве Пассажа, начиная с 1848 года, эта часть крытой галереи предназначалась под театральный зал и другие подобные увеселения.
В 60-х годах тут устраивали разного рода лекции, представления, капустники и любительские спектакли, в одном из которых по произведению «Свои люди — сочтёмся» в качестве актёра выступил сам автор, Александр Николаевич Островский.
В 1901 году и сам Пассаж, и его театральная площадка были заметно модернизированы, театральный зал дополнительно украшен и улучшен функционально.
Вера Комиссаржевская пришла в эти стены в 1904 году, сразу после ухода из Императорского Александринского театра. Великолепная актриса и, как сейчас говорится, «эффективный менеджер», она сумела достаточно быстро сколотить собственную труппу, которая разместилась в театральном зале Пассажа.
Премьера сыпалась за премьерой, современники называли театр «питерским МХТ», поскольку дух свободного искусства, который с первого дня существования Вера Федоровна растила в своём театре, пропитывал каждую постановку.
Чего только стоит постановка оперы «Кащей Бессмертный», которая была запрещена официальной цензурой. Два сезона на Итальянской волновали петербургских театралов, это и защитило театр от любых нападок.
В 1906 году труппа переехала на Офицерскую улицу (сейчас — улица Рубинштейна), а театральный зал в Пассаже отдали под антрепризу, а позже, перед самой революцией, под кабаре.
С 1936 года тут находился театр имени Ленинградского совета под руководством Сергея Радлова, который работал вплоть до 1942 года, после чего был эвакуирован. Однако это совсем не значит, что театральная жизнь на Итальянской остановилась. Новая труппа «Городского» (позже его окрестили «Блокадным») театра сформировалась на пустующей площадке.
Артисты, не занятые в других творческих сферах и оставшиеся в Ленинграде, начали по-своему поддерживать героических соотечественников. Спектакли шли примерно раз в месяц, были даже премьеры, был постоянный репертуар, но настоящим «гвоздем блокадного сезона» стал спектакль по пьесе К. Симонова «Русские люди».
Однако по окончанию войны «Блокадный» театр потерял публику — ему требовались совсем другие сценические реалии.
Нынешнее имя — Санкт-Петербургский Академический драматический театр имени Веры Комиссаржевской — труппа получила в 1959 году, и именно с этого момента потрясения из вне для него окончились.
На этой площадке начинали свой творческий путь Игорь Дмитриев, Алиса Фрейндлих (тогда ещё молодая актриса), ставились пьесы молодых и неизвестных широкой публике драматургов Даниила Гранина и Александра Галича.
Вообще, дух «свободного искусства», который так лелеяла Вера Федоровна, сохранился в этих стенах и поныне. Маститые режиссёры ставят спектакли бок о бок с молодыми и дерзкими талантами.
Это театр-салон, в одном сезоне которого можно увидеть и «Страсти по дивану», и «Мыльные ангелы», и классическую «Бурю» Шекспира или «Дон Жуан» Мольера. Здесь и противоречивые, и классические, и ультрасовременные спектакли.
Единственные вид спектакля, который зритель не увидит тут никогда, — спектакль бессмысленный.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵