Первая в России железная дорога был проложена между Санкт-Петербургом и Павловском через Царское Село. День ее торжественного открытия 30 октября 1837 года считается началом железнодорожных перевозок в России.
Вопрос о строительстве железных дорог в 30-е годы 19 века горячо обсуждался в Европе и в Америке, многие понимали, что успешное развитие экономики любой страны невозможно без этого нового вида транспорта.
У противников тоже были самые разные аргументы: одна из американских газет писала, например: «Общеизвестен тот факт, что пассажиры от быстрого движения в поездах теряют память.
Многие деловые люди по прибытии на место забывали о цели своей поездки, и приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они приехали».
В России вопрос о новом виде транспорта тоже вызывал немало споров.
От российских инженеров поступали предложения по строительству железной дороги, они обсуждались государственными деятелями, промышленниками, купцами.
По сути, этот вопрос имел даже политический характер: защитники крепостного права видели в развитии железных дорог угрозу распространения «либерализма, демократических идей и других опасных явлений…».
Франц Антон фон Герстнер
В 1834 году в Россию приехал профессор Венского университета чех по национальности Ф. Герстнер.
Он подал на имя Николая I докладную записку о необходимости строительства в стране железных дорог между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом, Москвой и Одессой, при этом особый акцент сделал на военно-стратегическом значении этих проектов.
Для начала Герстнер предложил построить небольшой пробный участок дороги между Петербургом и Павловском. Герстнер сумел добиться аудиенции у царя и практически уговорить его, при этом немаловажным для Николая I аргументом стало его стремление выглядеть просвещенным монархом в глазах европейских правителей.
Строительные работы начались в мае 1836 года. Почти вся дорога должна была располагаться на насыпи, на ней по проекту нужно было сделать несколько небольших мостов. Уже в августе приступили к укладке полотна, ширина его колеи была 6 футов (1829 мм) — по размеру расстояния между колесами экипажей, рассчитанных на использование конной тяги.
Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт 30 октября 1837 года, а к следующему лету его продлили до Павловска.
Первый поезд, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал сам царь, прошел расстояние от Петербурга дот Царского Села за 35 минут.
Первые паровозы были закуплены в Англии, и носили звучные имена «Богатырь», «Слон», «Лев», «Орел», «Сокол», через год появился первый российский паровоз с именем «Проворный». Даже само слово «паровоз» прижилось не сразу, вначале употребляли название «сухопутный пароход».
Музыкальный вечер в Павловском вокзале
Первая железная дорога не имела серьезного практического значения. Боле того, Герстнер предполагал, что ее из-за небольшого потока пассажиров ее эксплуатация будет экономически невыгодной.
Поэтому он предложил построить на конечном пункте здание «воксала» — так в Европе называли тогда заведение для отдыха и развлечений.
Первое такое заведение появилось в Англии и принадлежало Джейн Вокс, по имени владелицы его и стали называть Wauxhall.
Вокзал в Павловске был музыкальным — летом здесь устраивались концерты, и публика из Петербурга приезжала по железной дороге в Павловск, чтобы послушать музыку.
Именно в Павловском вокзале на протяжении нескольких сезонов давал свои концерты знаменитый Иоганн Штраус.
Увеселительный «воксал» в Павловске был конечной станцией железнодорожных путей, и постепенно само слово утратило первоначальное значение, превратившись в «вокзал» — так стали называть здания для пассажиров на всех железнодорожных станциях России.
Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дороги
Мы сегодня не можем даже вообразить, какое волнение и смятение овладевали первыми пассажирами Царскосельской железной дороги, когда они отправлялись в «рискованное» путешествие. Всем хорошо известна «Попутная песня» М. Глинки на стихи Н. Кукольника, в которой об этом рассказывается как нельзя лучше:
«Дым столбом, кипит — дымится пароход,Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье….Веселится и ликует весь народ, И быстрее, шибче воли, поезд мчится в чистом поле. Нет, тайная дума быстрее летит,И сердце, мгновенья считая, стучит.Коварные думы мелькают дорогой, И шепчешь невольно:
«О, Боже, как долго!»
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Для тех, кто хочет узнать больше:1.Чарноцкая Л.П. Железная дорога от А до Я. М., 19802.Знзинов Н.А. От Петербург — Московской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986
3. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины 19 века. Л., 1990
Забава, сделавшая Россию великой: 184 года назад была открыта Царскосельская железная дорога
Царскосельская железная дорога — первое в России сооружение подобного типа, предназначенное для движения поездов. 11 ноября ей исполняется 184 года. Прозванная царской забавой, она тем не менее легла в основу всего железнодорожного строительства Российской империи. Именно она стала предтечей Транссибирской магистрали — одного из длиннейших железнодорожных полотен в мире.
Хитрый австриец
Точкой отчета истории Царскосельской железной дороги можно считать приезд в Россию в 1834 году австрийского инженера и бизнесмена Франца Герстнера. Под его руководством строилась первая железная дорога в Австрии.
В 1835 году у австрийца состоялась личная встреча с императором Николаем I. Государь сначала скептически отнесся к идее железнодорожного соединения Санкт-Петербурга и Москвы, которую продвигал иностранец.
Его опасения можно понять: люди из окружения царя были против, выдвигая самые разные, порой абсурдные, но от этого не менее убедительные аргументы.
Так, министр финансов Егор Канкрин был убежден, что именно бездорожье спасло Россию в 1812 году, не дав армии Наполеона получить столь необходимые припасы и подкрепления. По его мнению, если случится новое вторжение в страну, она от новомодных «транспортных приблуд» только проиграет.
А имевший доступ к императору поэт Александр Пушкин (тот был его личным литературным цензором) и вовсе был убежден, что железные дороги не приспособлены к российскому снежному климату и их придется чистить руками податного сословия.
Кроме того, Герстнер сначала заломил цену, потребовав от царя ни много ни мало — монополии на строительство всех железнодорожных полотен в России сроком на 20 лет с последующим переходом в собственность его фирмы.
Однако у железных дорог был и один неоспоримый плюс: с их помощью было чрезвычайно удобно перебрасывать войска. Чтобы не прогадать, император создал особый комитет, который со всех сторон рассмотрел предложение хитрого австрийца.
В итоге запрошенных привилегий для строительства дороги из Санкт-Петербурга в Москву он не получил, однако Герстнеру удалось выбить себе разрешение на постройку пробного железнодорожного полотна, чтобы оценить его в российских реалиях.
wikipedia.org / Светлов Артем / CC BY-SA 2.0
Поезд и Vaux-hall
Почти все необходимое для железной дороги закупалось за рубежом: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав и так далее.
Было решено протянуть рельсы не просто до Царского села, но и до дачного пригорода — Павловска, что удлинило общую протяженность трассы до 27 километров.
Для реализации новаторского для России тех лет проекта было решено построить специальный железнодорожный мост через Обводный канал, который стал первой постройкой подобного рода в стране.
Паровоз для первого состава был куплен в Англии и 3 октября 1837 года доставлен в Кронштадт. Вагоны, напоминавшие разного вида повозки, заказали из Бельгии и из той же Британии.
Они делились на три класса: на «берлины» (предназначены для аристократии и богачей, с восемью удобными мягкими креслами), «дилижансы» (для публики попроще, средней наполняемости) и «ваггоны» (для простолюдинов, куда можно натолкать до 100 человек).
Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов.
Движение на участке Санкт-Петербург — Царское село было открыто в торжественной обстановке 30 октября (11 ноября но новому календарному стилю) 1837 года.
Среди гостей церемонии были члены императорской семьи, а место машиниста занял сам инженер первого российского железнодорожного полотна — Франц Герстнер.
Через 35 минут под громкие аплодисменты встречающих поезд под его управлением прибыл на станцию Царское село. Максимальная скорость состава достигала 64 км/ч, средняя — 51 км/ч.
В поездах от Петербурга до Царского села и обратно ездили все желающие. В целях экономии составы передвигались в основном на лошадиной тяге — паровоз подключался только на выходных.
Новинка могла достаточно быстро наскучить жителям Петербурга, поскольку двигалась не быстрее кареты, запряженной тройкой лошадей.
Герстнер придумал хитрый ход, искусственно создав спрос на поездки по Царскосельской железной дороге.
Дело в том, что в то время в России, как и в остальной Европе, получила массовую популярность культура общественных садов с музыкой по образцу британских Vaux-halls, существовавших в Кеннингтоне с XVII века.
Чтобы создать спрос на свой транспорт, Герстнер задумал сделать на конечной станции своей железной дороги — Павловске — собственный Vaux-hall, самый роскошный в России. По большому счету, это была филармония на открытом воздухе. Время от времени она позволяла себе работать бесплатно.
Она стала настолько популярна в империи, что с тех пор все железнодорожные станции в стране по аналогии стали называть вокзалами.
Наследие
Царскосельская железная дорога стала «пробным шаром» в отечественном железнодорожном строительстве. Однако по-настоящему оно начало развиваться после поражения России в Крымской войне 1853–1856 годов. Тогда стала очевидна ее технологическая отсталость от стран Запада, нанесших ей унизительное поражение.
Из-за отсутствия разветвленной железнодорожной сети боевые части не получали вовремя припасов и подкреплений. При Александре II было решено как можно скорее исправить эту ошибку.
Уже 26 января 1857 года издан высочайший указ о создании первой сети железных дорог. С тех пор от Москвы и Санкт-Петербурга во все концы империи потянулись рельсовые пути.
Высшей точкой железнодорожного строительства стало возведение Транссибирской магистрали, законченной в 1916 году.
Сегодня железнодорожный транспорт в России — один из крупнейших комплексов подобного рода во всем мире. Общая протяженность эксплуатационной длины железнодорожных путей по состоянию на 2018 год составляла 122 тысячи километров. Это ставит ее на третье место после США (151,7 тыс. км) и Китая (124 тыс. км).
Царскосельская железная дорога
В образованное акционерное общество вошли 185 человек: представители русской знати, купцы и промышленники, известные сановники.
Учредители внесли 750 тысяч рублей паевых взносов (из необходимых, по расчетам Герстнера, для начала работы трех миллионов рублей), выпустили и распространили 15 тысяч акций, которые приобрели 700 пайщиков (в том числе более 100 за рубежом).
Кроме того, указом Николая I под дорогу бесплатно отводилась земля, общество на 10 лет освобождалось от сборов и налогов, могло свободно назначать тарифы за проезд и перевозку грузов.
Согласно проекту строительства Царскосельская железная дорога начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки в 370 метрах от Обуховского моста. Путь в одну колею должен был пройти вдоль Введенского до Обводного канала, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремиться к Царскому Селу и Павловску.
Франц фон Герстнер выбрал для дороги колею шириной шесть футов (1829 миллиметров), а не 1435 миллиметров, как было принято на железных дорогах в Англии.
Такое решение он обосновал необходимостью увеличения ширины подвижного состава и вместимости вагонов (чтобы перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты), а также для повышения мощности паровозов.
Герстнер лично произвел изыскания и нивелировку (измерение разницы высот между определенными точками участка), совершил поездку в Германию, Бельгию, Францию и Англию для осмотра там железных дорог и заказа всех необходимых принадлежностей для железной дороги.
Строительство дороги началось 13 мая (1 мая по старому стилю) 1836 года от Павловска. Оно велось одновременно на восьми участках.
Первый участок дороги шел по району Павловского парка, где нужно было построить здание вокзала и поворотный круг для паровозов. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы.
22 сентября (10 сентября по старому стилю) заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе.
Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили пятикилометровый участок железнодорожного полотна.
К 12 октября (30 сентября по старому стилю) рельсы уложили на расстояние 22 верст (около 23,5 километра) от Павловска.
При строительстве дороги пришлось преодолевать овраги и речки, а также Обводный и Лиговский каналы. Для этого потребовалось построить 42 моста. Все мосты возвели только к июню 1837 года.
9 октября (27 сентября по старому стилю) 1836 года провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села, 15 ноября (3 ноября по старому стилю) состоялась первая обкатка паровоза.
Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена сборка и проверка (первый паровоз был изготовлен в Ньюкасле на заводе Тимоти Хэкворта).
18 ноября (6 ноября по старому стилю) из Царского Села в Павловск отправился первый пробный поезд.
13 августа (1 августа по старому стилю) 1837 года началось строительство станции с вокзалом в Санкт-Петербурге. К 13 октября (1 октября по старому стилю) было завершено строительство станций в Санкт-Петербурге и Павловске.
Деревянное здание первого вокзала в Санкт-Петербурге, получившего название Царскосельского (ныне Витебский), в 1852 году было заменено каменным, сооруженным по проекту архитектора Константина Тона и просуществовавшим до начала XX века.
Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).
В Павловске воксалом, а позже вокзалом, стали называть связанную с платформой крытой галереей гостиницу с большим залом, где стояли столы для желающих пообедать и где для них звучали музыка и пение.
Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. В 12.45 по звонку станционного колокола поезд, управляемый Францем фон Герстнером отошел от платформы в Санкт-Петербурге.
Через 35 минут состав, состоящий из восьми вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии, прибыл в Царское Село.
На обратном пути, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, Герстнер развил неслыханную для того времени скорость, покрыв расстояние в 23 километра от Царского Села до Петербурга за 27 минут со средней скоростью 51 километр в час. Временами скорость поезда превышала 63 километра в час.
В начале эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на «пар» произошел в апреле 1838 года, а 3 июня (22 мая по старому стилю) 1938 года было открыто движение поездов на всем участке от Санкт-Петербурга до Павловска. Общая протяженность линии составила около 27 километров.
К открытию первой железной дороги в Россию поступили шесть паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных в Англии и Бельгии. Первые вагоны Царскосельской линии были двухосными, имели деревянные раму и кузов.
Поезда для пассажиров состояли из вагонов четырех классов, наиболее комфортными из которых считались «берлины» (первый класс) и «дилижансы» (второй класс). В каждом отделении «берлинов», рассчитанном на восемь человек, располагались друг против друга по четыре мягких кресла с подлокотниками.
В отделении «дилижансов» устанавливали мягкие сиденья без подлокотников на пять человек каждое, таким образом, в одном отделении помещалось 10 пассажиров. Вагоны третьего класса были открытыми и назывались «шарабанами». Они имели стенки до половины высоты кузова, в них на каждой жесткой скамейке размещалось по шесть человек, отделение рассчитывалось на 12 человек.
В «вагонах» четвертого класса, которые не имели крыши и рессор, в целях получения большей прибыли с августа 1838 года для увеличения вместимости сняли скамейки, и пассажиры были вынуждены ездить стоя; тогда их «набивалось» до 100 человек.
Вагоны не отапливались и не освещались. В начале 1850-х годов сформировались новые типы вагонов, и прежние названия утратили свое значение. Вагоны четвертого класса упразднили, повысив их класс. Для провоза экипажей и крупногабаритных грузов использовались специальные платформы-линейки, а для перевозки лошадей и коров — специальные фуры.
В первую годовщину Царскосельской дороги, которую торжественно отметили 15 ноября (3 ноября по старому стилю) 1838 года в Павловске, все шесть паровозов получили свои имена: «Слон», «Богатырь», «Орел», «Лев», «Стрела» и «Проворный». Управление паровозами осуществлялось вначале английскими и бельгийскими машинистами, а с 1841 года только русскими.
Тарифы на Царскосельской железной дороге, установленные в 1838 году, существенно не менялись до второй половины 1870-х годов. Проезд от Санкт-Петербурга до Царского Села в вагоне первого класса стоил 75 копеек серебром, в вагоне второго класса — 50, третьего — 35 и четвертого — 20 копеек.
Билеты для проезда изготовлялись из латуни, их называли «жестянками». Они многократно использовались, что не требовало от администрации затрат на их воспроизводство.
С апреля 1860 года взамен «жестянок» дорога установила бумажные билеты разных цветов: для вагонов первого класса — белые, второго — розовые и третьего — зеленые.
Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в пять миллионов рублей, что в полтора раза превысило проектную сумму затрат. Первое время она служила главным образом для увеселительных поездок. С 1837 по 1841 год по ней было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога принесла казне чистый доход в размере 360 тысяч рублей.
На опыте строительства и эксплуатации Царскосельской железной дороги была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года.
Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Царскосельская железная дорога дала существенный толчок развитию железнодорожного дела в стране.
В качестве самостоятельной Царскосельская железная дорога просуществовала до начала XX века.
Ее первая часть от Санкт-Петербурга до станции Царское Село вошла в состав железной дороги, соединившей в 1904 году Санкт-Петербург и станцию Дно. Отсюда позже продолжили дорогу до Витебска.
Ныне эта часть бывшей Царскосельской железной дороги является головным участком Санкт-Петербургско-Витебского направления Октябрьской железной дороги.
Во время Великой Отечественной войны в Павловске фашисты уничтожили здание вокзала. В 1945-1949 годах были разобраны рельсовые пути в Павловском парке. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.
- В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне был установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из Санкт-Петербурга в Царское Село.
- В 2013 году было возвращено историческое название железнодорожной станции Царское Село, которая с 1918 года называлась Детское Село.
- Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Первая железная дорога в России. Петербург-Царское село
11 ноября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог. Какое же значение это имело для страны?
Стоит отметить, что первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.
1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы.
10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска.
В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.
В 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза «Проворный», и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село.
В тот день в газете «Ведомости» появилась заметка: «Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь, везущий сразу много много карет» впервые отправится в путь.
Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали.
Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург — Царское Село».
Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире.
Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском. Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.
Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяженность дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением.
В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на «пар» произошел в апреле 1838 года, а в мае движение поездов было открыто на участке Санкт-Петербург — Павловск.
Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в 5 миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов).
В 1838 году дорога перевезла 700 тысяч пассажиров и стала приносить доход, позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств.
В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм).
Это вызвало к жизни новые структуры.
Вместо Департамента водяных коммуникаций и Экспедиции устроения дорог были образованы Главное управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения, который разместился в бывшем Юсуповском дворце. Корпусу поручалось строительство и эксплуатация всех путей сообщения, а институту – подготовка нужных для этих целей специалистов.
В россии открыта царскосельская железная дорога
30 октября (11 ноября) 1837 г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.
15 (27) апреля 1836 г.
был обнародован Указ императора Николая I об утверждении «Положения об учреждении общества Акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска».
Учредителями общества выступили церемониймейстер двора его императорского величества граф Алексей Бобринский, негоцианты Бенедикт Крамер и Иван Конрад Плит и австрийский дворянин Франц фон Герстнер.
Строительство железной дороги началось 1 (13) мая 1836 г. Её сооружением руководил австрийский инженер профессор Венского политехнического института Франц Герстнер.
Вся трасса, за исключением местности, прилегающей к Петербургу, которая не была приобретена обществом, была распределена на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек.
Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии.
Земляные работы производились вручную, дальние перевозки осуществлялись на лошадях.
В разгар строительства на трассе работало около 1,8 тыс. рабочих (крестьяне Петербургской, Вологодской и других окрестных губерний) и 1,4 тыс. солдат военизированных строительных батальонов Главного управления путей сообщения.
Подвижной состав, рельсы и скрепления покупались за границей, но часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы изготовлялись в Петербурге. Первоначально железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяжённость трассы выросла до 27 км.
Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября (9 октября) 1836 г.
3 (15) ноября на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз, а 6 (18) ноября состоялись пробные поездки с паровозной тягой на перегоне Царское Село — Павловск. Всего к открытию дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов, закупленных в Англии и Бельгии.
Паровозы создавались на основе использовавшихся тогда в Европе типов паровозов, но в конструкцию вносились изменения, связанные с увеличенной шириной колеи (1 тыс. 829 мм).
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Торжественное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г. Высокопоставленные гости и многочисленные жители столицы собрались у только что построенного здания станции на Загородном проспекте. Ф. Герстнер поднялся на паровоз и в 12 ч 30 мин состав из 8 вагонов отошёл от перрона.
Через 35 мин поезд прибыл в Царское Село. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, преодолев весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 мин. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч.
«Санкт-Петербургские ведомости» на следующий день писали: «Шестьдесят вёрст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара.
Какая же сила несёт все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».
После открытия дороги начались доделочные работы, и поезда (одна-две пары) ходили только по воскресным и праздничным дням. С 31 января (12 февраля) 1838 г.
началось ежедневное движение двух пар поездов на конной тяге. С 4 (16) апреля 1838 г. был осуществлён переход исключительно на паровую тягу. В 1838 г.
в Петербургском технологическом институте для первой в России железной дороги был создан паровоз «Проворный».
Тарифы на Царскосельской дороге, установленные в 1838 г., существенно не менялись до второй половины 1870-х гг. Проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села стоил 75 коп. серебром, в вагоне 2-го класса — 50, 3-го — 35 и 4-го —20 коп.
Билеты для проезда изготовлялись из латуни, их называли «жестянками». Они многократно использовались, что не требовало от администрации затрат на их воспроизводство. С апреля 1860 г.
взамен «жестянок» дорога установила бумажные билеты разных цветов: для вагонов 1-го класса — белые, 2-го — розовые и 3-го — зелёные.
На торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвящённом 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось что «Царскосельская железная дорога в отношении её общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении её сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».
Лит.: Авдеев О. Т. Царскосельская железная дорога. М., 2006; Виргинский В. С. Первая железная дорога в России // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. №4; Гольянов А. Л., Закревская Г. П. Акционерное общество «Царскосельская железная дорога» // Железнодорожный транспорт. 2005. № 9; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2005/september-05-09.htm; От заводской чугунки к Царскосельской железной дороге // Железнодорожный транспорт. 2007. № 9; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2007/sept07/sept07.htm; Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт в России во второй половине 19 века. М., 1975; Царскосельская железная дорога: Зимнее движение поездов. СПб., 1887; Царскосельской железной дороге — 165 лет: Первый поезд встретили аплодисментами // Царскосельская газета. 2 ноября 2002. № 86 (9408); То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.pushkin-town.net/.gazeta/3941.html; Царскосельская железная дорога // Железнодорожный транспорт: энциклопедия. М., 1995; Чарноцкая Л. П. Первая железная дорога в России //Вопросы истории. 1988. №4.
Этот день в истории: 13 мая 1836 года началось строительство Царскосельской железной дороги
13 мая 201610:48
13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург — Царское Село — Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования. Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер.
Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил императору Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России.
После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн рублей.
В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.
Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев.
Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии.
Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.
Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты).
Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась 27 сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге.
Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.
Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император, прошел это расстояние за 35 минут.
На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час.
Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Поначалу она вообще воспринималась как забавный аттракцион, отчего многие называли ее «увеселительной».
Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.
В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 2 января 1900 года, после чего она была включена в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм).
Открыта первая пассажирская железная дорога в России — Петербург-Царское Село | Санкт-Петербург Центр
Царскосельском железная дорога — первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1840 году Варшаво-Венской железной дороги — единственная в стране, 6-я в мире). Построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и Павловском.
В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для изучения условий сбыта продукции горных заводов и обзора местных путей сообщения.
По возвращении в Петербург он предоставил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России, в том числе и магистрали Петербург — Москва. После рассмотрения технических и экономических аспектов строительства таких дорог специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку Царскосельской железной дороги (Петербург — Царское Село — Павловск).
Средства для выполнения работ (три миллиона рублей) были собраны по подписке в течение шести месяцев. К весне 1836 года все было подготовлено для начала работ. Указ императора Николая I от 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года. Строительство началось 1 мая 1836 года.
Насыпь начали возводить в мае 1836 года.
Всю трассу, за исключением местности, прилегающей к Петербургу, которая не была приобретена обществом, распределили на участки, отданные подрядчикам и артелям в 30-40 человек.
Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы на железных дорогах Англии. Стройку охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей.
Всего в период наиболее интенсивного строительства насыпи на трассе работали до 1800 человек. Во второй половине лета к ним присоединилось 1400 солдат, снятых с Красносельских лагерей. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
Торжественное открытие всей линии Царскосельской железной дороги в присутствии всех министров и дипломатического корпуса состоялось 11 ноября (30 октября по ст. ст.) 1837 года. Ширина колеи — 1829 мм. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер.
До Обводного канала в целях безопасности поезд шёл медленно, и лишь перейдя мост, начал набирать скорость. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «Ура!» встречающих поезд подошёл к платформе станции Царское Село. Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет.
Открытие железной дороги вызвало небывалый резонанс в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. На сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», в котором главная роль была отведена паровозу.
Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся «берлинами», — это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров.
«Дилижансами» называли мягкие крытые вагоны большей вместимости; следующие классы были представлены открытыми повозками («линейками»): повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши — «ваггоны». Все вагоны были закуплены за границей и не имели отопления и освещения. Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.
Помимо двух основных путей был обустроен «Императорский путь», — третий путь, который шёл из Петербурга, и ответвлялся на отдельную станцию, по которому пропускался императорский поезд между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Для августейших пассажиров была устроена отдельная станция «Императорский павильон» в Царском Селе и павильон на Введенском канале в Санкт-Петербурге, которые сохранились до нашего времени.
В настоящее время исторический участок входит в состав Витебского направления ОЖД, по его ходу располагаются Паровозный Музей и Малая Октябрьская железная дорога.
Первая железная дорога в России
15 апреля 1836 года обнародован указ царя Николая I о начале сооружения Царскосельской железной дороги — первой железной дороги в России
В последнем десятилетии XVIII века закономерным шагом в развитии науки и техники стало создание парового двигателя. Паровая машина принесла техническую революцию во многие отрасли промышленности и народного хозяйства.
Рельсовые пути из дерева на конной тяге использовались в шахтах еще в Средние века. Первая же в мире настоящая железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии в 1825 году и имела протяженность 26 миль. Первая железная дорога между крупными городами была открыта через пять лет, соединив в Англии промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль.
Почти одновременно массовое железнодорожное строительство началось в других странах Западной Европы и в США.
В Россию железная дорога пришла в 30-х годах ХIХ века, когда в Петербург по приглашению российского правительства прибыл профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер, имевший опыт строительства железной дороги в Австрии длиной 131 км.
Свою деятельность по развитию железнодорожного дела в России он начал с изучения условий сбыта продукции горнодобывающей промышленности и обзора путей сообщения. По итогам этого анализа Герстнер доложил царю Николаю I о необходимости строительства железных дорог в России.
В ближайшем окружении русского императора не было единого мнения по поводу начала дорогостоящих строительных работ.
С одной стороны, железная дорога содействовала бы развитию торговли и мануфактурной промышленности, а с другой, русские морозы, снега и метели тогда многим казались непреодолимым препятствием для их эксплуатации.
Но опять-таки сравнительно ровная местность в европейской части страны позволяла с успехом использовать паровую тягу. Профессор Герстнер, кроме того, отстаивал политические мотивы, подчеркивая военно-стратегическую значимость железных дорог.
«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения…» — говорил Герстнер и, таким образом, смог убедить русского царя.
15 апреля 1836 года Николай I обнародовал указ о строительстве первой железной дороги в России. Решено было начать преображение отечественной транспортной системы с укладки одной линии от Петербурга до Царского Села, Павловска и Колпино с дальнейшим ее продлением от Петербурга до Москвы. Первую железную дорогу назвали Царскосельской.
Экономическая ситуация в те времена в стране была не в пользу затратных нововведений, и строительство стало возможным лишь за счет привлечения акционеров. Царь решил создать акционерное общество, действующее на все время строительства железной дороги. Необходимый капитал в 3 млн рублей собрали в течение шести месяцев.
Несмотря на то что с 1833 году уже имелся опыт строительства отечественных паровозов благодаря отцу и сыну Черепановым, локомотивы и вагоны для Царскосельской железной дороги закупили в Англии и Бельгии.
Первые вагоны скорее напоминали повозки разных видов и назывались соответственно: «шарабаны», «берлины», «дилижансы», «ваггоны».
Всего к открытию первой железной дороги в Россию поступили 6 паровозов, 44 пассажирских и 19 грузовых вагонов из Англии и Бельгии.
Отправление первого поезда на Царскосельской железной дороге. Гравюра XIX века
Первые рельсы также были заграничного изготовления. Единственными изменениями, которые вносились на Александровском заводе в Петербурге, были работы по увеличению размера колеи с принятых в Европе 1435 мм до 1829 мм — размах и просторы России требовал более широкой и мощной колеи. Впоследствии стандарт колеи «русской» железной дороги на основе практического опыта уменьшат до 1524 мм.
Первая в нашей стране одноколейная железная дорога общего пользования была протяженностью всего 27 км.
Через полтора года после начала строительства, 30 октября 1837 года, в 2 часа 30 минут пополудни пассажирский поезд из восьми вагонов, ведомый локомотивом Стефенсона, преодолел путь от Петербурга до Царского Села за 35 минут.
Первый паровоз получил собственное имя — «Проворный», а машинистом первого поезда стал сам инженер Герстнер. Среди первых пассажиров присутствовал император со свитой.
В память этого события Николаем I была учреждена специальная медаль с изображением паровоза и надписью: «Первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска». В первые три дня функционирования дороги даже было разрешено бесплатно ездить на паровозе и поезде всем желающим — многими такая необычная дрога воспринималась поначалу как увеселительная заморская новинка.
На следующий день после начала функционирования Царскосельской железной дороги газета «Санкт-Петербургские ведомости» с восторгом писала: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать…
Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только железный конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара.
Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».
Царскосельская железная дорога стала шестой крупной железной дорогой общего пользования на Европейском континенте. Более десяти лет она являлась единственной в России и полностью оправдала себя как транспортное и экономическое предприятие.
Даже после начала массового железнодорожного строительства в России первая, Царскосельская дорога оставалась самостоятельной среди всех иных железных артерий страны — от Варшавской до Транссиба.
И только в начале 1900 года Царскосельская «железка» прекратила свое существование как самостоятельное подразделение, будучи включенной в состав Московско-Рыбинской железной дороги.
Но дата начала строительства первой в нашей стране железнодорожной трассы — 15 апреля — навечно вошла в историю России.