Один из самых запоминающихся символов Санкт — Петербурга — знаменитый «Медный всадник» — конный памятник Петру I, установленный на площади Декабристов (бывшей Сенатской), которая открывается к Неве.
Памятник основателю Санкт-Петербурга был воздвигнут по повелению Екатерины II. Вначале речь шла об установке уже готовой конной статуи Петра работы Бартоломео-Карло Растрелли (отца знаменитого архитектора). Однако Екатерине статуя не понравилась, ей казалось, что памятник создателю новой могучей империи должен быть более динамичным, сильным, соответствовать характеру Петра.
Для работы над монументом в Санкт-Петербург пригласили талантливого французского скульптора Э.-М. Фальконе. Французский философ Д. Дидро, с которым Екатерина состояла в переписке, дал скульптору самые лестные характеристики.
В 1766 году российский посланник в Париже Д.А. Голицын заключил с Фальконе контракт, согласно которому скульптор должен был выполнить эскиз памятника и осуществить его установку.
В том же году Фальконе вместе со своей ученицей Мари Анн Колло прибыл в Петербург.
Перед скульптором стояла трудная задача: надо было в первую очередь решить, каким следует изобразить Петра Великого. Мастер не хотел подражать ни классическим древнеримским конным статуям, ни европейским монументам начала 18 века.
Он изучил все известные скульптурные, графические и живописные изображения Петра, это дало скульптору возможность добиться портретного сходства с оригиналом. Фальконе много думал и о том, в каком одеянии следует изобразить русского царя.
Скульптор рассуждал так: «Если это старый московский кафтан, то он мало подходит к тому, кто объявил войну бородам и кафтанам. Если же одеть Петра в ту одежду, которую он носил, то она не даст возможности передать движение и легкость в большой скульптуре, особенно в конном памятнике.
Поэтому костюм Петра — одежда все народов, всех людей, всех времен — одним словом, костюм героический».
Фальконе никак не удавалось сделать голову Петра такой, какой бы ему самому хотелось ее видеть: лицо сильного, вдохновленного человека, при этом обязательно имеющее портретное сходство.
Екатерина три раза осматривала модели, которые предлагал ей скульптор, но тоже ни одну не одобрила.
Нужного результата смогла добиться ученица Фальконе Мари Коло, выполненная ею модель произвела впечатление на всех.
За свою работу Колло была удостоена пожизненной пенсии и избрана членом Российской академии художеств. Самой художнице в это время не было и двадцати лет, и она стала самым молодым академиком.
Фальконе тщательно обдумывал и композицию памятника. Скульптор решил изобразить, как он сам писал, «лошадь в галопе и на подъеме». Для этого ему пришлось много работать в придворной конюшне, где он сделал множество набросков фигур движущихся и поднимающихся на дыбы лошадей.
Памятник должен был стать лаконичным и в то же время выразительным, поэтому большое внимание уделялось деталям. Пожалуй, самая выразительная из них — змея, символ скрытого зла.
В окончательном варианте памятника всадник топчет змею, это символизировало победу царя над противниками реформ.
Кроме того, эта деталь стала необходимым конструктивным элементом памятника — третьей точкой опоры конной статуи.
Выбор места для установки памятника тоже стал непростым делом, ведь архитектурное окружение памятника должно было усиливать его выразительность.
Был объявлен конкурс, в котором победил архитектор Ю, Фельтен: он предложил установить монумент у здания Сената.
Фальконе одобрил этот выбор, ведь, кроме того, что площадь перед Сенатом была открыта к Неве, рядом находилось Адмиралтейство, напротив — Васильевский остров — места, связанные с деятельностью Петра.
Транспортировка «Гром-камня»
Фальконе много размышлял и о постаменте для памятника. Он пришел к выводу, что пьедестал правильной формы не подойдет, нужна большая, внешне необработанная глыба камня, «дикая скала», как говорил сам скульптор.
Под Петербургом, около Лахты, нашли огромный камень нужного размера, его даже называли «Гром-камень». Фальконе одобрил выбор. Решение вопроса о том, как доставить эту громадину к месту установки памятника, стало яркой страницей не только в истории создания монумента, но в истории российской техники.
Сначала камень немного обработали на месте, очистили от земли. Вырытый монолит был действительно огромным: его первоначальный вес составлял около 1600 тонн.
Затем камень при помощи специальных устройств дотащили до Финского залива, поместили на специальную баржу, и на ней необычный груз добрался до Сенатской площади. В честь этого поистине подвига была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».
Работа над скульптурой превратилась в сложное производство, потребовала большого количества материалов, мастерских, складов. Сам Фальконе постоянно находился в специальной мастерской недалеко от предполагаемого места установки монумента.
Сначала была выполнена малая модель памятника, а в 1770 году — большая гипсовая модель, которую выставили «для всенародного зрелища». Большинству зрителей модель понравилась. Еще через пять лет, в 1775 году началась отливка статуи. Для этого рядом с Сенатской площадью построили литейную мастерскую.
Фальконе решил заниматься отливкой сам, даже изучил для этого литейное дело. С Литейного двора перевели «пушечных дел мастер» Хайлова, который стал настоящим помощником скульптора.
Во время отливки статуи неожиданно возник пожар, который едва не погубил все труды, однако благодаря именно самоотверженности Хайлова трагедии не случилось. Статую отливали по частям, затем части соединили, залили щели и приступили к чеканке.
Однако скульптор не увидел результатов своей работы: постоянные обвинения, которые в годы пребывания в России он слышал в свой адрес, заставили мастера в 1778 году уехать из страны. Это произошло за четыре года до открытия памятника. Фальконе так и не увидел главного творения своей жизни.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Гравюра 1782 г.
Торжественное открытие монумента было приурочено к столетию вступления Петра на престол и назначено на 7 августа 1782 года. Для торжества разработали специальный сценарий, на Сенатской площади выстроились почти пятнадцать тысяч солдат и офицеров лейб-гвардии.
По специальному сигналу щиты, которые закрывали монумент, упали, и зрители увидели бронзовую фигуру Петра, поднявшего на дыбы коня. Ударили пушки из Петропавловской крепости и Адмиралтейства, раздался барабанный бой, войска, стоящие на площади, отдали салют, корабли на Неве подняли флаги.
Праздник завершился торжественным военным маршем.
Екатерина II приказала сделать на гранитной глыбе постамента надпись на латинском языке «Petro Primo — Catharina Secunda» «Петру Первому Екатерина Вторая», подчеркнув этим свое стремление быть преемницей поистине великих дел Петра Великого.Памятник Петру I на Сенатской площади стал свидетелем многих важных, даже трагических событий столицы. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» дала монументу яркое и запоминающееся название.
Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1. Каганович А. «Медный всадник». История создания монумента. Л., 1975
2. Вагнер Л.А. «..Вхожу, ваятель, в твою мастерскую». М., 1976
История создания памятника Медный всадник: кто и когда воздвиг, интересные факты
Медный всадник – неофициальное название памятника Петру I, который расположен в Санкт-Петербурге. Оно появилось после одноименной поэмы Пушкина, написанной в 1837 году, и надежно закрепилось за скульптурой.
Памятник выполнен из бронзы и располагается на Сенатской площади – около Невы. Это сооружение представлено в виде статуи всадника на коне, у ног которого находится раздавленная змея.
Памятник Медный всадник имеет интересную историю создания.
История создания
Инициатором сооружения уникального памятника стала императрица Екатерина II. Именно она распорядилась, чтобы князь Голицын пригласил к сотрудничеству Дидро и Вольтера. Однако профессора не стали решать этот вопрос лично и посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. Вольтер считал, что скульптор имеет тонкий вкус и высокий интеллект.
При этом сам Фальконе работал на фабрике по производству фарфоровых изделий и мечтал заняться более монументальными работами, чем до этого. Потому он, не раздумывая, принял предложение императрицы. Скульптор согласился работать за 200 тысяч ливров и переехал в Россию. Многие люди интересуются, когда это произошло. Памятник был создан и установлен в Санкт-Петербурге в 1782 году.
Суть названия
Вопрос названия достаточно актуален, тем более что памятник отлит из бронзы. Однако ответ на самом деле прост. Памятник получил свое название в силу одноименного произведения Пушкина, в котором Петр соскакивает с памятника и мчится за чиновником, утратившим любимую при наводнении.
Кто создал
Многие люди уверены, что единственным автором памятника является Этьен Фальконе. Однако это не совсем соответствует действительности. Скульптор действительно выполнил значительный объем работ. При этом важную часть взяла на себя и его ученица – Мари Анн Колло. Именно ей удалось вылепить голову Петра 1.
Дело в том, что первые три варианта Фальконе Екатерина II забраковала, тогда как эскиз ученицы пришелся ей по душе. В итоге она назначила юной девушке пожизненное содержание размером 10 тысяч ливров и приняла ее в Российскую Академию художеств.
Змею, которая располагается около ног коня, вылепил Гордеев, отливанием основной части скульптуры руководил Екимов, а архитектурным планированием занимался Фельтен.
Как создавали Медного всадника
Создание монумента было непростым. Лучшие умы российских академий спорили относительно внешнего вида памятника. Сама Екатерина II хотела сделать императора величественным, восседающим на коне.
Бельский видел его без коня, а Дидро и вовсе предлагал скульптуру в виде фонтана. Штелин хотел изобразить императора не в одиночестве, а среди человеческих пороков, которые пали к его ногам.
Фальконе отказался от перечисленных идей и создал свой уникальный эскиз.
Автор памятника видел в Петре I не только военачальника со множеством побед. Он рассматривал великого императора, прежде всего, как благодетеля и созидателя.
Вместо стандартного для того времени изображения правителя в одежде римского императора, скульптор использовал длинную национальную рубаху. Вместо седла он изобразил на памятнике медвежью шкуру.
Целью этого замысла было показать людям близость правителя к своим подданным.
Остальные элементы скульпторы тоже имели свое смысловое значение. Так, затоптанная змея символизировала побежденное невежество. Также она обозначала поверженных иностранных врагов.
Вся фигура Петра I демонстрирует уверенность в будущем государства. Его протянутая вперед рука считается символом покровительства всей России. Победы императора в Северной войне увековечены символами в виде лаврового венка и меча на поясе.
Гранитный постамент служил одновременно символом вершины горы как преодоленных преград и поднимающейся морской волны, которая олицетворяла множество морских побед Петра.
Чтобы получить динамичный памятник, мастер делал эскизы движущегося коня. Для этого гвардейцы поднимали его на дыбы и старались удержать в таком положении или двигались верхом по помосту.
Как отливали
Поскольку скульптура должна была иметь внушительные габариты, литейщики не хотели браться за такую работу. Иностранные мастера просили за литье большие деньги, а некоторые из них и вовсе считали, что из этой затеи ничего не получится.
Однако в результате удалось найти литейщика Емельяна Хайлова, который был пушечных дел мастером. Именно он решился взяться за литье скульптуры.
Совместно с Фальконе мастер подбирал состав сплава и выполнял пробы. Трудности заключались в том, что памятник обладал тремя точками опоры. Потому передняя часть статуи должна было иметь небольшую толщину стенок – максимум 1 сантиметр.
При первой попытке отлить памятник труба, по которой текла бронза, повредилась. Фальконе выскочил из мастерской. Однако литейщик Хайлов не растерялся, а смочил свой армяк водой, смазал глиной и приложил к трубе вместо заплатки. Рискуя жизнью, ему удалось предотвратить пожар. При этом литейщик обжег руки и даже потерял частично зрение.
Верх скульптуры ка все равно был испорчен. Потому эту часть памятника пришлось убрать. На подготовку к новой отливке потребовалось еще 3 года. Однако в этот раз она прошла успешно.
Установка монумента
Еще одним элементом памятника считается огромный постамент, который представляет собой обтесанную каменную глыбу. Найти этот элемент было непросто. Его искали по всем окрестностям Петербурга и даже дали в газете объявление, в котором просили граждан помочь.
В итоге подходящую глыбу отыскал крестьянин Вишняков, за что ему была выплачена премия в размере 100 рублей. Глыбу из гранита, которую расколол удар молнии, прозвали Гром-камнем. Ее вес составлял 1600 тонн.
К тому же глыба была на 4 метра заглублена в землю. Когда ее вытащили, в этом месте появился крупный котлован. Его быстро наполнила вода. Этот водоем существует и сегодня. Его называют Петровским прудом.
Особенно сложным вопросом была перевозка камня для памятника. Чтобы транспортировать его к Финскому заливу, пришлось сделать по дороге специальные желоба и разместить там медные шары. С их помощью и перемещали камень. Работы выполняли в зимнее время, ведь только замерзшая земля могла выдержать такую нагрузку. В заливе камень погрузили на специально созданную для этого баржу.
Чтобы транспортировать глыбу, потребовалась сила более чем 1000 человек. На это ушло примерно 6 месяцев. На Сенатскую площадь Гром-камень попал 26 сентября 1770 года. Его разгрузка проходила в окружении множества людей. Перед установкой камень подвергся серьезной обработке, в результате чего существенно уменьшился в размерах.
В 1778 году Фальконе окончательно поссорился с Екатериной II и вместе со своей ученицей уехал обратно в Париж. Установка памятника Медный всадник проходила под руководством Федора Гордеева.
Открытие
Торжественное открытие скульптуры произошло 7 августа 1782 года. По разным причинам скульптора Фальконе так и не пригласили на парад по случаю окончания отливки и монтажа памятника.
Военный парад на праздничном мероприятии проходил под руководством Александра Голицына. При этом Екатерина II прибыла на церемонию в шлюпке, поднялась на балкон здания Сената и дала знак открыть памятник. Прозвучала барабанная дробь, и полотняная ограда с монумента упала. В этот же момент по набережной Невы прошли гвардейские полки.
Если рассматривать технические параметры монумента, его вес составил больше 8 тонн. Высота самого Петра I, который восседает на лошади, достигла 5 метров. С лицевой стороны памятника нанесли надпись: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такой же текст на латыни расположен на реверсе скульптуры.
Мифы и слухи
С этим памятником связано множество мифов и легенд, причем они стали появляться еще на этапе сооружения монумента. К наиболее известным слухам относятся:
- Скульптор Фальконе, который трудился над созданием памятника, провел ночь в спальне Петра I. Там мастера посетил дух императора и задал ему множество вопросов относительно размещения и внешнего вида конструкции. Ответы скульптора удовлетворили великого правителя, и он дал благословение на сооружение памятника.
- Место, на котором находился Гром-камень, ставший пьедесталом для сооружения, указал юродивый Семен Вишняков. Жители поселка Конная Лахта говорили, что еще при жизни император много раз поднимался на этот камень для осмотра своих владений.
- В 1812 году памятник хотели эвакуировать, так как городу угрожала французская армия. Однако великий император явился майору Батурину во сне и поведал, что, пока он остается на месте, городу ничего не угрожает.
- Медный всадник оберегает город. Считается, что, пока он стоит на месте, Санкт-Петербург будет защищен от бед и несчастий.
Медный всадник считается уникальным сооружением, которое имеет очень интересную историю. При этом само название монумента считается всего лишь лирическим образом, который создал Пушкин в одноименной поэме. На самом деле памятник отлит из бронзы.
Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.
Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный всадник».
Медный всадник. Современный вид
Памятник Петру был первым, установленным в России, памятником. Поэтому-то реальные факты вокруг этого монументального скульптурного произведения переплелись с легендами и мифами. И сейчас уже сложно сказать, что действительно было, а что придумано, но интерес к истории памятника не угасает, и до сих пор в архивах находятся всё новые и новые факты.
До XVIII века памятников, даже царям, в России не ставили. В предыдущие века лишь резьба по дереву в убранстве деревянных иконостасов и в декодировании наружных стен храмов была уделом ваятелей.
Не зря аллегорические скульптурные изображения, появившиеся в Летнем саду Петра I, вызывали у многих людей раздражение. Суеверным людям они даже представлялись воплощением дьявола. Но Пётр I, создавая Северную столицу, не представлял себе город без монументальной скульптуры.
Города Италии, Франции и Испании имели таковую в своей архитектуре, а Петербург по своему великолепию должен был превзойти их.
Но до восшествия на престол Екатерины II в городе памятников так и не появилось.
Задуманный Екатериной скульптурный монумент должен был стать актом большого политического значения. Прославляя своего великого предшественника, она хотела прославить и себя как просвещенную и благодетельную правительницу России.
Задавшись этой целью, императрица Екатерина II объявила конкурс на создание лучшего проекта не только в России, но и в Европе. Предложения были разные и интересные. Предлагали у подножия пышного постамента поместить четыре добродетели: Благоразумие, Трудолюбие, Правосудие и Победу. Аллегорические добродетели должны были попирать ногами пороки.
В других проектах пьедестал памятника украшали символические предметы и эмблемы: орудия земледелия и ремесел, инструменты для мореплавания, фортификации и артиллерии.
Этот парад добродетелей, эмблем и символов должен был дать исчерпывающую характеристику личности и деяний Петра. По канонам создания скульптурных групп того времени чем более значительной была личность героя, тем больше аллегорических изваяний должно было толпиться у подножия статуи.
Наконец, Екатерина II сделала выбор. Лучшим был признан проект француза Этьена-Мориса Фальконе.
Фальконе начал с того, что отклонил все предложения и советы. Описывая свой замысел, делился мыслями в письме своему другу Дидро: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим.
Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла: он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побежденных им трудностей.
Итак, это отеческая рука, это скачка на крутой скале – вот сюжет, данный мне Петром Великим…»
Творение Этьена-Мориса Фальконе – памятник Петру I был открыт 18 августа 1782 года в шестом часу дня на Сенатской площади.
В день торжества вокруг памятника собрались гвардейские полки. По сигналу Екатерины II ограда упала, открыв «изумленным очам зрителей Петра на коне». После пушечного и ружейного салютов последовал парад войск.
Героиней того дня была Екатерина II. Всё было так, как она и задумывала. В своё время она мудро отказалась от собственного монумента, зато теперь у неё был общий памятник с Петром Великим. Надпись на постаменте «Петру I – Екатерина II» как бы уравнивала её с первым российским императором Петром I.
- Едва умолкли звуки военных оркестров, как монумент стал символом Петербурга, привычно заняв своё место, будто и отсутствовал-то временно.
- Свое нынешнее обиходное наименование – Медный всадник – памятник получил после появления одноимённой петербургской повести Пушкина.
- Легенды вокруг памятника возникали с момента зарождения самого замысла монумента.
Первая из них гласила, что будто бы великий князь Павел Петрович указал матери-императрице место установки памятника Петру I. Мол, Павел рассказал матери историю о том, что как-то вечером он в сопровождении князя Куракина и двух слуг шёл по улицам Петербурга. Вдруг впереди показался незнакомец, завёрнутый в широкий плащ.
Казалось, он поджидал Павла и его спутников, а когда те приблизились, пошёл рядом. Затем незнакомец остановился на площади у Сената. «Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь». И указал место будущему памятнику. Прощаясь, он приподнял шляпу и Павел с ужасом разглядел лицо Петра I.
А позднее, проходя уже рядом с установленным памятником, он услышит: «Бедный, бедный Павел!»
На самом деле место для установки памятника искали долго, и выбрано оно было не сразу. Одни предлагали поставить памятник на площади перед Зимним дворцом, другие – перед главным фасадом Адмиралтейства.
Иные считали, что лучше всего поместить его между боковым фасадом Адмиралтейства и Зимним дворцом. Был и такой вариант: поставить монумент над водой на специальном выступе, чтобы Петр I возвышался над Невой и мог смотреть правым глазом на Адмиралтейство, а левым – на Васильевский остров.
Ответ Фальконе автору этого предложения полон сарказма: «Вы говорите, что он должен смотреть вправо и влево, вперед и назад. Я никак не могу представить, как может статуя сразу смотреть во все стороны, не двигая при этом ни головой, ни глазами…»
Вторая известная легенда говорит о том, что на «гром-камень», привезённый из Лахты для пьедестала, не раз во время Северной войны поднимался сам Петр.
История с выбором и доставкой камня и в самом деле удивительна. Ведь транспортировка этого монолита на Сенатскую площадь заняла целых полтора года – время, за которое можно было совершить кругосветное путешествие.
«Гром-камень» был поставлен на свое место в октябре 1770 года. Установленный на предназначенное ему место, он вызвал удивление и восторг. На него приходили смотреть как на чудо, не меньшее, чем сам памятник. Но вот точного подтверждения связи с Петром пока не найдено.
Самая известная легенда связана с событиями 1812 года. Когда Александр Павлович, несмотря на опасность наполеоновского вторжения, оставил памятник на месте.
Оставался на своем месте Медный всадник и в суровые годы Великой Отечественной войны. После снятия блокады памятник освободили от мешков с песком, которые прикрывали его во время обстрелов. И когда Медный всадник вновь вырос над площадью, на груди Петра I все увидели нарисованную мелом медаль «За оборону Ленинграда».
После октябрьского переворота советское правительство приступило к снятию памятников русским царям. Были демонтированы и многие памятники Петру I. Медный всадник тоже чуть не постигла та же учесть – на месте памятника Петру должен был стоять красный командир Щорс.
Первый и лучший монумент Петербурга был и остается одним из самых поэтических произведений скульптуры. Каждое поколение поэтов обращается к Медному всаднику и обогащает его новым смыслом, новыми чувствами и символами.
Символика Медного всадника читается легко: и скальная крутизна подъёма, и отечески простёртая рука, и предсмертные судороги змеи, и полёт коня, несущего всадника в беспредельность пространства.
Медный всадник стал не только неотъемлемой частью Петербурга. Он превратился в композиционный центр Северной столицы. Он не просто памятник Петру, он – образ-символ, воплотивший в себе исторические судьбы народа и страны. А потому он и воспринимается как общепетербургский монумент, символ и знак Санкт-Петербурга.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник"
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.
Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить.
За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу.
Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.
Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена.
В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778».
В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.
Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.
Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году.
Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились.
На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
- Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.
- В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
- Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.
Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.
Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.
Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.
«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.
- Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.
- В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади.
- Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Медный всадник в искусстве
7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт памятник Петру I. Впрочем, памятников Петру в Петербурге много, а Медный всадник – один. Именно так с легкой руки А. С. Пушкина называют знаменитый монумент, хотя на самом деле скульптура выполнена из бронзы.
Гениальное творческое и техническое решение скульптора Этьена Фальконе – образ всадника, вздыбившего коня над обрывом скалы.
Постаментом служит знаменитый «Гром-камень» – огромный, цельный, он был найден на Лахте, а его транспортировка заняла почти полгода.
Специально для этого были построены пристань на Финском заливе и судно по особым чертежам, которое помогло доставить «Гром-камень» к Сенатской площади.
Медный всадник – один из самых узнаваемых символов Петербурга. Он видел пышные торжества к 100-, 200- и 300-летнему юбилеям города, принимал военно-морские парады, был свидетелем страшного восстания декабристов, пережил блокаду. Образ Медного всадника неоднократно использовался в произведениях искусства. Вспомним самые известные из них.
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»
Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.
Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.
Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.
…
Он узналИ место, где потоп играл,Где волны хищные толпились,Бунтуя злобно вкруг него,И львов, и площадь, и того,Кто неподвижно возвышалсяВо мраке медною главой,Того, чьей волей роковойПод морем город основался…Ужасен он в окрестной мгле!Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь!Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железной
- Россию поднял на дыбы?
- Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.
И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.
Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения.
Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.
- И он по площади пустойБежит и слышит за собой –Как будто грома грохотанье –Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой.И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несется Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне;И во всю ночь безумец бедный,Куда стопы ни обращал,За ним повсюду Всадник Медный
- С тяжелым топотом скакал.
- Читать полный текст поэмы.
Медный всадник в творчестве Ф. М. Достоевского
Поэт и писатель, литературовед, известный критик Валерий Брюсов считал, что поэма «Медный всадник» оказала большое влияние на роман Достоевского «Преступление и наказание»: «…идея «Медного всадника» целиком легла в основу «Преступления и наказания»: имеет ли право человек, ради целей, которые он считает высокими, жертвовать жизнью другого человека?»
Некоторые мотивы романа на это намекают. Так, например, на Николаевском мосту Раскольникову «пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая.
Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей».
В этом эпизоде Раскольников, как и герой пушкинской поэмы, бродит по городу в беспамятстве, в состоянии, близком к безумию.
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-ПетербургеВ. Суриков. Холст, масло, 1870 г.
Похожее настроение и в романе «Подросток»: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?».
В прозе и поэзии разных авторов
Возвращаясь к работам Валерия Брюсова, нельзя не вспомнить и его собственное стихотворение.
В морозном тумане белеет Исакий.На глыбе оснеженной высится Петр.И люди проходят в дневном полумраке,Как будто пред ним выступая
- на смотр.
- Ты так же стоял здесь, обрызгани в пене,Над темной равниной взмутившихся волн;И тщетно грозил тебе бедныйЕвгений,
- Охвачен безумием, яростью полн.
- Cтоял ты, когда между криков и гулаПокинутой рати ложились тела,Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
- И полюс земной растопить не могла!
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,Вставали дома, как посевы твои…Cвой конь попирал с беспощадностью звенья
- Бессильно под ним изогнутой змеи.
- Но северный город — как призрак туманный,Мы, люди, проходим, как тени во сне.Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
- С рукою простертой летишь на коне.
Валерий Брюсов нередко писал на урбанистические темы. Стихотворение «К Медному всаднику» вошло в цикл его «архитектурных» произведений, среди которых были работы, посвященные Венеции, Стокгольму и другим городам.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-ПетербургеА. Мельников. Гравюра, 1782 г.
Образ Медного всадника использует в своем романе «Петербург» писатель Андрей Белый. Здесь город – главный герой произведения, а Медный всадник – неотъемлемая часть его духа. Фосфорический свет луны, «большой, электричеством блещущий мост», особняк с желтыми стенами и главный герой, убивающий своего товарища и застывающий над его трупом в позе Медного всадника.
Медный всадник у Анны Ахматовой – не столь мрачен, но всё так же значителен. Он словно безмолвный свидетель душевных переживаний автора, оценивающий наблюдатель.
- Вновь Исакий в облаченьиИз литого серебра.Стынет в грозном нетерпеньи
- Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровыйС черных труб сметает гарь…Ах! своей столицей новой
- Недоволен государь.
- Сердце бьется ровно, мерно,Что мне долгие года!Ведь под аркой на Галерной
- Наши тени навсегда.
- Сквозь опущенные векиВижу, вижу, ты со мной,И в руке твоей навеки
- Нераскрытый веер мой.
- Оттого, что стали рядомМы в блаженный миг чудес,В миг, когда над Летним садом
- Месяц розовый воскрес, –
- Мне не надо ожиданийУ постылого окнаИ томительных свиданий.
- Вся любовь утолена,
- Ты свободен, я свободна,Завтра лучше, чем вчера, –Над Невою темноводной,Под улыбкою холодной
- Императора Петра.
Фейерверк. Медный всадникБ. Кустодиев. Холст, масло, 1920-е гг.
Осип Мандельштам, часто писавший о Петербурге, также неоднократно «рисовал» в своих стихотворениях образ Медного всадника:
…
Дев полуночных отвагаИ безумных звезд разбег,Да привяжется бродяга,Вымогая на ночлег.Кто, скажите, мне сознаньеВиноградом замутит,Если явь – Петра созданье,
- Медный Всадник и гранит?
- А в «Петербургских строфах» Мандельштама мы вновь читаем отсылку к пушкинской поэме и ее главному герою:
- Летит в туман моторов вереница;Самолюбивый, скромный пешеход -Чудак Евгений – бедности стыдится,
- Бензин вдыхает и судьбу клянет!
Медный всадник в театре и в кино
В 1982 году был снят телеспектакль «Медный всадник», в котором Сергей Герасимов читает поэму Александра Пушкина.
Режиссер Наталья Бондарчук вспоминает: «Когда я сняла «Медного всадника», мне был 21 год, я второй раз заканчивала Институт кинематографии – уже режиссерский факультет. Играл Герасимов, из-за него я, в общем-то, эту вещь задумала.
Потому что так, как он читал Пушкина, вот эта адекватность пушкинской мысли меня тогда заботила более всего.
Дело в том, что я слышала, как Смоктуновский читал, как Юрский, но так, как читал Герасимов «Медного всадника» с этой внутренней страстью, со слезами, в то же время с осмыслением того, что происходило тогда – Петр, царь, Пушкин. Там все было – и бедный Евгений (народ), который всегда и не гений, и не царь, но на нем судьба этого города, судьба медного всадника. Все слилось».
Постер к к/ф «Медный всадник России»
В 2019 году вышел на экраны фильм Василия Ливанова «Медный всадник России». Что интересно, значительная часть съемок прошла в Москве – в Царицыно. Также снимали в Петербурге, Выборге и Гатчине.
Фильм посвящен истории создания памятника и тому, как, благодаря кропотливой работе и мучительным творческим поискам мастера Фальконе, монумент стал не просто произведением искусства, но одним из символов России.
На театральной сцене образ Медного всадника также обыгран неоднократно.
Сцена из балета «Медный всадник», Мариинский театр. Источник фото
В современном репертуаре Мариинского театра особое место занимает балет «Медный всадник» – постановка Юрия Смекалова, потрясающие декорации, дополненные компьютерные графикой. Премьера состоялась в марте 2016 года.
Это не первое обращение Мариинки к знаменитому сюжету. В 1949 году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова первый балет «Медный всадник» поставил хореограф Ростислав Захаров. В послевоенные годы премьеру ждали с нетерпением, а на сам сюжет о зарождении Петербурга смотрели сквозь призму мечтаний о возвращении города-героя Ленинграда к мирной жизни.
- Балет «Медный всадник» на музыку Рейнгольда Глиэра ставили и другие театры: Большой театр в Москве, театры оперы и балета во Львове, Саратове, Новосибирске, Казани.
- Малый фестивальный симфонический оркестр Санкт-ПетербургаГимн Великому городу, Р. Глиэр
Сегодня «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» – официальный гимн Петербурга. Так же, как и сам памятник – один из самых узнаваемых силуэтов и настоящий символ великого города.