Музеи восковых фигур всегда были и будут привлекательны для публики. Кому не хочется заполучить фотографию под руку с Лениным или Петром I? Да и просто любопытно взглянуть на результат такой необычной работы, как творчество из воска.
На данный момент выставка восковых фигур в Москве функционирует в парке ВДНХ, и посетить ее может любой желающий. Музей невелик, и осмотр экспонатов не займет у вас много времени – но в комплексе с посещением других выставок и прогулкой по парку войдет в копилку ярких впечатлений.
Где находится
Возможность фотографировать объекты оплачивается отдельно. В музее допускается оплата банковской картой. На кассе вас ждет первая неожиданность: неподвижный собеседник кассира, сидящий за столом, при близком рассмотрении тоже оказывается застывшей восковой статуей!
Тайна музея восковых фигур
Мастера, работавшие над изготовлением фигур, на славу постарались, чтобы придать им максимальное сходство с живыми людьми. Все экспонаты выполнены в натуральный человеческий рост. При изготовлении лиц специалисты старательно прорисовывали поры, морщины и другие особенности кожи. Для волос, ресниц и бровей использовался настоящий биологический материал, а для глаз – подлинные протезы.
Если вы интересуетесь тайнами создания восковых фигур, то посмотрите это видео:
Правда, справедливости ради стоит отметить, что из воска сделаны только те части тела, что находятся на виду – лицо, руки и т.д. Все, что скрыто под одеждой, представляет из себя обычную пластмассу. Но на восприятии выставки это никак не сказывается.
Обзор выставки
Экспозиция состоит из четырех залов. Открывают ее расположившиеся у входа скульптуры Шрека и главного героя фильма «Аватар».
Первый зал продолжит тематику – здесь собраны фигуры известных мультипликационных и сказочных персонажей. Эта комната в особенности понравится детям! Здесь можно увидеть зверюшек из «Ледникового периода», Добби и Гарри Поттера, Алладина, Карабаса с Буратино и других полюбившихся малышам героев.
Кстати, если Вы оказались на территории ВДНХ с ребенком, то Вам и Вашему малышу будет интересно посетить музей анимации. В этом прекрасном месте сотрудники раскроют все тайны создания мультипликации.
Также рекомендуем ознакомиться с интересными музеями в Москве. В этой статье вы узнаете о более популярных и востребованных.
Второй зал предоставляет вашему вниманию изображения исторических личностей. Здесь вы столкнетесь с легендарными царями и царицами, политическими деятелями, великими представителями сфер науки и искусства. В числе прочих имеется фигура В.В. Путина, а также Д.А. Медведева.
Третий зал довольно разнороден по составу. Здесь находятся фигуры героев фантастических и фэнтези фильмов («Звездные войны», «Матрица», «Властелин Колец»), а также мифические существа и люди с необычными аномалиями.
Кстати, если вас интересует последнее направление, во втором павильоне ВДНХ не так давно открылась выставка «Кунсткамера», где экспонатам с генетическими отклонениями уделено больше внимания.
Четвертый зал отгорожен от прочих, и неспроста: ходить туда с детьми точно не стоит. Здесь представлена эротическая коллекция фигур.
Конечно, ждать от экспонатов музея идеального сходства с изображенными личностями не стоит. Но достигнуть фотографической точности при работе с воском сложно, к тому же, любая фигура так или иначе узнаваема.
К сожалению, данный музей не так велик, как легендарная выставка «Отражение», прежде работавшая в Москве и перемещенная сейчас в город Суздаль Владимирской области. В ее ассортименте – более 150 экспонатов. Большим любителям восковых фигур непременно стоит однажды посетить и ее.
Фото восковых фигур
Ограничиваться просмотров восковой выставки, приехав на ВДНХ, конечно, не стоит. Территория парка огромна, как и количество действующих павильонов, и в каждом из них проходит множество интересных выставок. Например в музее иллюзий на ВДНХ (павильон №55) можно сделать обширное кол-во великолепных фотографий. Или же в мемориальном музее космонавтики (подробности здесь) узнать об истории человека в космосе, да и всё что с этим связано. Не мало интересна выставка политехнического музея.
Да и просто прогуляться по парку приятно: один только знаменитый фонтан «Дружба народов» с золотыми фигурами чего стоит! Кроме того, здесь работает много аттракционов, среди которых имеются как детские, так и очень рискованные и привлекательные для взрослых. Одним словом, выходные, проведенные на ВДНХ, точно не покажутся вам пресными.
Добраться до ВДНХ можно двумя способами
- До соответствующей станции на метро (выход в сторону ВВЦ);
- На монорельсе. Это удивительный транспорт скользит над землей на высоте 6 метров, и прокатиться на нем хотя бы раз непременно стоит. В этом случае необходимо проехать до остановки «Выставочный центр».
Также читайте о необычных музеях Москвы. В этой статье было собрано топ-5 самых нестандартных мест, посвященных разной тематике.
Возможно вы еще небыли в палеонтологическом музее в Москве.
В этом месте собраны скелеты настоящих динозавров, которые вы сможете увидеть своими глазами.
Выставка закрывается: Музеи восковых фигур до кино и на экране
Незадолго до того, как кинематограф стал важнейшим из искусств, за досуг пролетариата в Северной Америке отвечали дайм-музеи (в примерном переводе — «копеечные музеи»), напоминавшие плохо сшитое чудовище Франкенштейна.
После небольшого зоопарка посетитель мог очутиться в кунсткамере (набитой, скорее всего, фальшивыми чучелами), следом попасть в немыслимый сегодня цирк уродов, а на десерт посмотреть короткое нравоучительное представление. Входной билет стоил не больше 25 центов, так что публику не возмущали ни простейшие сюжеты, ни дешевая бутафория.
Но если вместо американского museum в названии появлялось французское musée, аттракционы обещали быть более искусными. И каждый уважающий себя musée был обязан иметь музей восковых фигур.
Золотой век восковых музеев: От Лондона до Цинциннати
Восковые фигуры перекочевали в шоу-бизнес из европейских похоронных и религиозных обрядов. Из воска лепились фигуры святых, а также статуи умерших монархов. Восковые короли использовались во время длительных похоронных церемоний, где умерший лежал на крышке гроба, пока с ним не попрощаются все желающие: настоящие тела не подходили для этого по очевидным физиологическим причинам. После похорон изваяния отправляли в своеобразный зал славы, открытый для паломников. Кроме того, с XVII века восковые фигуры использовались для уроков анатомии, так что достоверность изображения — тоже многовековая традиция.
Говоря о музеях восковых фигур, невозможно не вспомнить мадам Тюссо. Мать Анны Марии Гросхольц (Тюссо — фамилия по мужу) служила экономкой у известного скульптора Филиппа Куртиуса.
Так что Анна с детства помогала Куртиусу в его парижском музее, а позже он и вовсе отошел к ней по наследству.
Во время Французской революции Анна Тюссо чуть не попала под раздачу: из-за нескольких выставленных в музее фигур членов свергнутого правительства ее хотели казнить как сочувствующую старому режиму.
Спасли мадам, как ни странно, тоже восковые слепки — посмертные маски Робеспьера и Марии Антуанетты. После революции, не надеясь на прибыльность музея, Тюссо переехала в Англию. Долгое время она выставляла свои экспонаты в лондонском Lyceum Theatre и других заведениях, пока наконец не открыла собственный музей на Бейкер-стрит.
Американский шоумен Финеас Барнум (недавно в дурацком мюзикле «Величайший шоумен» его сыграл Хью Джэкман) пытался выкупить коллекцию фигур Тюссо для своего музея. К тому моменту такое развлечение не было новинкой в Северной Америке: в августе 1749 года The New York Gazette опубликовала первую афишу выставки восковых статуй из Великобритании.
Сами американцы же отважились на подобные гастроли гораздо позже: скромный караванчик Дэниела Бойла (две повозки и 27 фигур) катался по стране с 1790-х по 1810-е годы. Кроме американских президентов публика могла поглазеть на статуи Маркиза де Сада, Наполеона и Жан-Поля Марата. Но киллер-аргументом выставки была Гортензия Говард, черная вдова с большим стажем.
Она была в браке 17 раз, и 16 своих мужей убила, залив раскаленный свинец им в уши.
В середине XIX века восковые музеи прочно закрепились на рынке развлечений и порой даже не нуждались в группе поддержки из других аттракционов.
Формула успешной экспозиции у заведений была практически идентична: американские президенты в пафосных позах, как на полотнах Эмануэля Лойце, несколько европейских знаменитостей, викторианские хоррор-персонажи (Дракула, монстр Франкенштейна, доктор Джекилл и мистер Хайд), несколько сцен из пыточной камеры и пара копий реальных преступников вроде Джесси Джеймса. Но растущая конкуренция постепенно заставила скульпторов изобретать более сложные сюжеты и внимательно следить за новостями.
Одним из самых популярных музеев позапрошлого века был Eden Musée в Нью-Йорке. Его скульпторы делали ставку на качество скульптур: каждая изготавливалась вручную, проходила ежедневную проверку на повреждения и перекрашивалась минимум дважды в год.
Мастера музея использовали настоящие человеческие волосы и были настолько дотошны, что даже на безбородые мужские лица борода сначала наращивалась, а затем сбривалась для большей натуральности. За 25 лет в музее воспроизвели более двухсот фигур.
О многом говорит уже то, что ведущий скульптор музея умер от сердечного приступа прямо на работе — пока готовил рождественскую выставку.
Козырем Eden Musée была сцена убийства Цезаря в декорациях форума. Ради масштабности пришлось пожертвовать достоверностью, зато лишние фигуры ясно намекали на грандиозность преступления.
Да и кто докажет, что все было не так? Но самый большой куш Eden Musée сорвал, получив разрешение изображать казненных участников бунта на Хеймаркет.
Судебный процесс по их делу стал международной сенсацией, так что прибыль новых экспонатов была гарантирована.
В Eden Musée и прочих домах восковых фигур изобретались приемы, которые работают до сих пор. Western Museum из Цинциннати славился своим аттракционом The Infernal Regions. Этот симбиоз дантовского ада и милтоновского потерянного рая отличался не только драматургией, но и технологичностью. Посетителей встречала цитата: «Оставь надежду, всяк сюда входящий».
Чучела грешников, замерзая насмерть или сгорая в адском пламени, дергались и кричали настоящими человеческими голосами. В центре восковой преисподней на троне восседал дьявол, окруженный дымовой завесой, — как водится, с красными рогами и заостренным хвостом.
Первое время после запуска аттракциона дьявола играл один из скульпторов, который, конечно, быстро устал от ежедневных представлений и перепоручил работу механической кукле, умевшей визжать и шипеть.
Многие посетители принимали статуи за живых людей и пытались их потрогать, так что владельцам музея пришлось устанавливать ограждение под слабым напряжением, чтобы спасти воск от вмятин. Аниматроника и ранее использовалась для грошовых представлений, но в таком количестве ее можно было увидеть очень редко.
Двигающиеся куклы, свет, дым, звук и популярный сюжет — Диснейленд до сих пор успешно эксплуатирует этот рецепт. Закрыть The Infernal Regions пришлось из-за жадности: владелец музея нарушил договор с создателем аттракциона, тот прекратил сотрудничать, а новый скульптор не смог содержать круги ада в надлежащем виде. Иронично, что через несколько лет после закрытия адские фигуры уничтожил пожар.
Музеи восковых фигур в кино
Как и многие развлечения в стиле Кони-Айленда, музеи восковых фигур не выдержали проверки временем.
Технический прогресс предложил множество других дешевых способов развлечься, и те восковые дома, которые до сих пор остаются популярными, вызывают настоящее недоумение.
Однако музей восковых фигур сделал полный круг и пробрался в кино — и, как минимум благодаря человеческой автоматофобии, засветился в хорроре.
Откровенно говоря, фильмы про музеи восковых фигур — не самый многочисленный и разнообразный поджанр: привязка к теме будто бы всегда связывала руки создателям.
Взяв за основу дешевое гротескное развлечение, сложно снять изысканное кино, поэтому от десятилетия к десятилетию фильмы оставались предсказуемы, антураж почти не менялся, а герои путались всё в тех же камзолах.
Жаль, что безумие на максималках ушло на откуп лунапаркам, а потенциал восковых музеев в кино остался не раскрыт. Впрочем, несколько стильных фильмов есть и в этом клишированном поджанре.
«Кабинет восковых фигур» / Das Wachsfigurenkabinett
(реж. Пауль Лени, 1924)
Немой хоррор-альманах с очевидным влиянием «Кабинета доктора Калигари» (1920). Владелец музея нанимает молодого писателя, чтобы тот сочинил пугающие истории о восковых фигурах из его новой экспозиции. Поочередно на экране возникают сюжеты о персонажах с весьма богатым бэкграундом: Гаруне-аль-Рашиде, Иване Грозном и Джеке-потрошителе. Некоторые приемы из этой ленты Сергей Эйзенштейн позаимствовал для своего «Ивана Грозного». Отреставрированная версия фильма будет показана в этом году на Берлинале в рамках программы Berlinale Classics, а следом ее издадут на DVD и Blu-ray.
За стиль отвечают: немецкий экспрессионизм, сценарист «Голема» (1920) и «Носферату» (1922)
«Застывший призрак» / The Frozen Ghost
(реж. Харольд Янг, 1945)
На одном из своих шоу популярный менталист якобы гипнозом убивает человека. Под гнетом совести он уходит из шоу-бизнеса и устраивается в музей восковых фигур к старому приятелю. Здесь история сворачивает в нуарный триллер с обезумевшим хирургом и подменой тел.
За стиль отвечают: Лон Чейни и юниверсаловская школа нуара.
«Дом восковых фигур» / House of Wax
(реж. Андре Де Тот, 1953)
Первый 3D-фильм от Warner Bros. Каноничнейшая история про обезумевшего скульптора, превращающего и врагов, и несчастных муз в экспонаты музея. То ли сыграло роль то, что это ремейк «Тайны музея восковых фигур» 1933 года, то ли ставка на трехмерность заслонила огрехи сценария, но даже современники сочли «Дом восковых фигур» слишком старомодным. Фильм всё же удержался на одном актере (Винсенте Прайсе), так что назвать его плохим не выходит.
За стиль отвечают: Винсент Прайс, его гардероб и юродивый персонаж Чарльза Бронсона.
«Сумеречная зона», эпизод «Новый экспонат» /
The Twilight Zone: The New Exhibit
(реж. Джон Брам, 1963)
Служащий разорившегося музея, которому нужно избавиться от фигур (из зала с маньяками, конечно же), заселяет их к себе в подвал. Далее, как легко догадаться, следует череда убийств, но сценаристы оставляют важный для сериала зазор между сверхъестественным и помешательством. И да, двадцать минут все еще кажутся идеальным таймингом для таких историй. Значительно позже музей восковых фигур показали в еще одном успешном ТВ-шоу — «Страшных сказках» с Евой Грин.
За стиль отвечают: Род Серлинг и косматые брови Джека-потрошителя.
«Восковой кошмар» / Nightmare in Wax
(реж. Бад Таунсенд, 1969)
И снова обезумевший скульптор, заливающий воском своих врагов. Но теперь зрелище топчется на метаприемах: до музея злодей работал специалистом по гриму на киностудии и теперь расправляется с бывшими коллегами.
За стиль отвечают: восковой Кларк Гейбл и женщины, кричащие так, как это бывает только в эксплотейшне.
«Ужас в музее восковых фигур» / Terror in the Wax Museum
(реж. Георг Фенади, 1973)
Люди опять исчезают в рамках заданной локации, но теперь зритель должен удивиться (или хотя бы попробовать): убивают даже владельца музея. Как только традиционный подозреваемый выбывает из поля зрения, начинается поиск убийцы, местами напоминающий мыльную оперу. Вообще хвалить этот фильм сложно, но его все же хочется упомянуть по сентиментальным соображениям.
За стиль отвечают: Эльза Ланчестер, в 1935 сыгравшая невесту Франкенштейна.
«Музей восковых фигур» / Waxwork
(реж. Энтони Хикокс, 1988)
Восковая вариация на тему «подростки в беде». Прежде чем посетители музея займут место экспонатов, им предстоит отправиться в параллельное измерение, где действительно есть маньяки и монстры. Пожалуй, самый динамичный фильм в списке.
За стиль отвечают: компьютерная графика и Маркиз де Сад.
Инсталляция «Отель ужасов» в дублинском Национальном музее восковых фигур
Кроме перечисленных фильмов в поджанре промелькнул средней руки слэшер «Путешествие в ад» (1979), а пара картин из подборки получила ремейки и продолжения: например, в 2005 году вышел «Дом восковых фигур», за который Пэрис Хилтон удостоилась «Золотой малины» как худшая актриса второго плана. Последним более-менее заметным фильмом на тему восковых музеев был «Воск» (2014) — мягко говоря, не самая удачная смесь сплэттерпанка и найденых пленок, которую едва ли спас бы даже нормальный бюджет. Единичные вспышки интереса к поджанру, где действие важнее сюжета, так и не показали по-настоящему эффектных крайностей. Возможно, именно восковым фигурам подходят чрезмерные спецэффекты, за которые любят ругать современный мейнстримный хоррор, и однажды кто-то все же выдаст по-хорошему отбитый красивый фильм.
От Джека Потрошителя до британской королевы — Истории на vc.ru
История музея мадам Тюссо.
{«id»:28813}
Самый известный музей восковых фигур появился в Англии в середине 19 века. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Лондона, которую в год посещают почти 2,5 млн гостей, а с момента основания в музеях мадам Тюссо побывало около 500 млн человек.
Знаменитая мадам Тюссо, основавшая одну из популярнейших британских достопримечательностей, была вовсе не англичанкой, а француженкой. И если бы не неудачный брак — музей стал бы визитной карточкой Парижа, а не Лондона.
Мария Гросхольц, самая успешная бизнесвумен 19 века, родилась в 1761 году в Страсбурге. Её мама была домоправительницей у доктора Филиппа Куртиуса, который делал анатомические копии человеческих тел из воска. Юная Мария, в отличие от своих сверстниц, мало интересовалась рисованием и игрой на пианино. Её больше увлекали работы Куртиуса.
Доктор, заметив талант девушки к скульптуре, начал обучать её всему, что знал сам. Именно в то время воск становился весьма популярным. Предполагалось, что этот материал проще, чем глина. Поэтому такой вид скульптуры считали в основном женским. В отличие от других сфер, публика благосклонно и доверительно относилась к мастерам-женщинам.
Однако профессионализм доктора Куртиуса был неоспорим. Именно под его руководством состоялась первая выставка восковых фигур в Париже, которая имела оглушительный успех.
Кроме того, доктору пришла в голову идея выставлять напоказ фигуры знаменитых преступников и имитации казней.
Так зародилась первая «комната ужасов», которая впоследствии стала одним из самых популярных аттракционов среди посетителей музея.
Вдохновленная успехом своего учителя Мария поняла, что готова посвятить скульптуре всю свою жизнь. Уже в 16 лет девушка создала восковую фигуру писателя и философа Вольтера.
А в 19 лет она была приглашена в качестве учителя искусств к сестре французского короля Людовика XVI и переехала жить в Версаль.
Французская революция вернула её в Париж. Восковые фигуры пользовались большой популярностью среди революционеров. Особенно восковые головы.
Они крепились к манекенам и устанавливались в парижских салонах с целью напомнить о политической ситуации в стране. Сам доктор Куртиус был далек как от политики, так и от военных действий, происходящих рядом с ним.
Поэтому всё чаще он посылал Марию для того, чтобы снять маску смерти с очередной жертвы революции.
В 1793 году девушка была арестована и попала в тюрьму. Согласно разным источникам, там она оказалась то ли со своей матерью, то ли с Жозефиной Богарне — будущей женой Наполеона. Тем не менее от казни её спас только талант.
Она была лучшей в восковом деле, поэтому именно Марию пригласили снять маску смерти с лидера революции Робеспьера и его убийцы. Также она изготовила восковую копию головы королевы Марии-Антуанетты сразу после того, как её отрубили.
Через несколько лет Мария вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Брак не спасло появление двух сыновей, муж пил и проигрывал все деньги в карты. К тому времени умер доктор Куртиус, оставив ей в наследство свои восковые фигуры. Немало у Марии накопилось и собственных скульптур.
Однако мадам Тюссо понимала, что все деньги, заработанные за показ фигур, будут тут же спущены мужем в карты. Поэтому в начале 19 века она оставила младшего сына на попечение своей матери, а сама, забрав старшего, уехала в Великобританию.
Главной достопримечательностью её коллекции стали посмертные маски. Тюссо не изобрела их, но ей первой пришло в голову начать на них зарабатывать. Публике всегда было интересно заглянуть в «лицо смерти». Более 20 лет она возила экспозицию восковых фигур по Англии и Шотландии. Война с Наполеоном окончательно поставила крест на планах Тюссо вернуться во Францию.
Марии было уже 74 года, когда она вместе с сыновьями наконец решила открыть постоянную выставку в Лондоне. Музей мадам Тюссо в 1835 году поселился на легендарной Бейкер-Стрит, заняв площадь в 465 квадратных метров. В салоне были установлены кресла, чтобы посетители могли спокойно разглядывать восковые скульптуры.
Мария Тюссо понимала, что публике прежде всего интересно всё, что связано с королевскими особами и знаменитыми преступниками, — им и была посвящена большая часть экспозиции.
В экспозиции была представлена коронация Георга IV, карета Наполеона, запечатлен момент свадьбы принца Альберта с королевой Викторией. С разрешения самой королевы была создана точная копия ее свадебного платья, которая обошлась в 1000 фунтов ($1315).
Комната ужасов была в основном посвящена Французской революции. Особое внимание было приковано к гильотине, выполненной в натуральную величину, и головам казненных Людовика XVI, Марии-Антуанетты и Робеспьера.
Также в ней были представлены самые известные британские преступники, в том числе Джек Потрошитель.
Одной из важных бизнес-идей мадам Тюссо было использование в музее для достоверности оригинальных артефактов. Например, в комнате ужасов она установила коляску, на которой перевозили останки жертв после убийств.
В 1850 Мария Тюссо умерла, оставив самый популярный в то время туристический аттракцион Англии сыновьям.
После её смерти даже саркастический журнал Punch написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока он не попадет в качестве фигуры в музей мадам Тюссо на Бейкер-Стрит.
Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики — это быть выполненным из воска».
После смерти матери бизнес перешел в руки её сыновей и внуков и долгое время оставался семейным делом. Потомки Тюссо занимались как скульптурным делом, так и управлением компанией.
Количество восковых фигур росло вместе с арендной платой помещения на Бейкер-Стрит. Поэтому внук Марии Тюссо перевез музей на Мерилибон Роуд. Первая экспозиция открылась там в 1884 году и имела грандиозный успех. С тех пор музей мадам Тюссо расположен на этом месте.
Несмотря на популярность у публики, денег постоянно не хватало. Новое строительство и выкуп половины акций музея у кузины Луизы привели к тому, что в 1888 году для привлечения капитала была создана компания с ограниченной ответственностью. Однако семейные разногласия между акционерами привели к её роспуску.
В 1889 году дело было продано группе бизнесменов под руководством Эдвина Пойсера. Продажа семейного дела окончательно рассорила потомков Тюссо. Один из внуков Джон Теодор остался в компании, заняв сразу два поста — главного художника и менеджера музея. По легенде, художник Эдвард Уайт послал Джону бомбу в отместку за то, что тот уволил его из музея в целях экономии средств.
В отличие от брата, скульптор Луи Джозеф Тюссо покинул бизнес после сделки. Он ушел, но в 1890 году открыл собственный музей восковых фигур под своим именем. Однако удача не сильно сопутствовала новому начинанию. Музей много раз переезжал с места на место, часть экспозиции была уничтожена пожаром.
Открывать новые филиалы наследнику помогала громкая фамилия. Многие не замечали разницу в названии. Так, восковые музеи Луи Тюссо появились в Копенгагене, Флориде, Санкт-Петербурге.
Но они не имели ничего общего с оригинальными выставками его прабабушки. Один из филиалов музея Луи Тюссо даже был назван худшим музеем восковых фигур в мире, так как созданные модели совершенно не были похожи на свои прототипы.
Долгое время основой экспозиции Музея мадам Тюссо оставались фигуры, выполненные ею самой. Но пожар в 1925 году и бомба, сброшенная немцами в 1940 году, уничтожили 352 модели из 400 оставшихся.
Одной из сохранившихся до нашей дней фигур оказалась скульптура Марии Тюссо, которую та создала сама незадолго до смерти. Сейчас она встречает посетителей у входа в музей.
Интересно, что Комнате ужасов удалось пережить все разрушения практически без потерь. Большинство уцелевших восковых фигур принадлежат убийцам и их жертвам.
В 1972 году владельцы музея решились на рискованный шаг — открыть филиал выставки за пределами Англии — в Амстердаме.
Это противоречило принципам музея, который ценится за уникальность и неповторимость своих экспонатов и считается национальным достоянием. Кроме того, он является местной достопримечательностью и привлекает туристов.
Уникальные фигуры, созданные ещё самой основательницей, — не главное, ради чего публика посещает выставку. В каждой стране есть свои местные герои, которые интересны только своей аудитории.
Результаты этого эксперимента далеко не сразу удовлетворили собственников бренда — между появлением второго и третьего филиалов прошло более 25 лет. Следующий музей восковых фигур мадам Тюссо был открыт только в 1999 году в Лас-Вегасе.
На сегодняшний день филиалы можно посетить более чем в 20 городах мира. В 2016 году корпорация открыла два новых музея в китайском Чунцине и турецком Стамбуле. Последний, по словам представителя бренда, обошелся в сумму около 10 млн фунтов ($13,5 млн). Музей включает себя чуть менее 60 восковых фигур, расположенных на двух этажах здания, площадью в две тысячи квадратных метров.
Каждый музей имеет собственную коллекцию моделей, как мировых, так и национальных. Например, в Вашингтоне в музее представлены фигуры всех американских президентов. Единственное общее между филиалами — это техника изготовления фигур. Мастера пользуются той, что изобрела Мария Тюссо.
Следующая громкая сделка вокруг музея была совершена в 2005 году. Бренд купила Dubai International Capital за $1,5 млрд. Уже через два года новые собственники заключили сделку о передаче бренда Blackstone Group за $1,9 млрд.
Компания была объединена с Blackstone's Merlin Entertainment. После продажи бренда Dubai International Capital получила 20% акций Merlin Entertainment. Группа Тюссо как отдельная организация перестала существовать.
Каждая восковая фигура в среднем изготавливается четыре месяца, над ней работает около 20 художников, и она стоит 150 тысяч фунтов ($198 тысяч). Со времен Марии Тюссо ничего не изменилось — по-прежнему мастера пользуются её техникой: проволочная сетка, газета, глина. Для изготовления парика используются настоящие волосы, которые прядь за прядью вставляют в искусственный скальп.
По правилам бренда, за изготовление восковой копии никто никому не платит. Руководство музея само решает, кому предложить стать следующей моделью. А знаменитости считают за честь позировать мастерам. Около двух часов они принимают свыше 200 поз для измерения и съемок.
Мастерские музея — одно из немногих мест, где даже женщины-знаменитости разрешают снять с них мерки. Каждая скульптура превышает реальный размер того, кто позирует, на 2%, так как воск тает, теряя в объёме, и фигура приближается к реальным показателям.
Нередко звезды передают в дар музею собственную одежду. Например, будучи мэром Лондона, Борис Джонсон после всех измерений отдал мастерам свой деловой костюм, в котором позировал. До сих пор на брюках можно увидеть небольшой порез от велосипеда, на котором политик любил добираться до работы.
Некоторые звезды ставят условия использования своих восковых копий. Например, голливудские актеры Мел Гибсон и Том Круз не разрешают прессе фотографировать их модели, а также использовать любые снимки их фигур в рекламных целях.
Единственным человеком, который отказался позировать мастерам музея мадам Тюссо, была Мать Тереза. Она объяснила это тем, что время, которое для этого потребуется, она может потратить с большей пользой.
Самой спорной восковой фигурой музея является копия Адольфа Гитлера. Впервые его модель в качестве лидера Германии была выставлена в музее в 1933 году.
С тех пор она постоянно подвергалась вандализму — посетители плевали на фигуру, кидали в нее яйца, втыкали булавки в сердце. Сотрудники музея говорят, что ни одна другая копия не подвергалась такому количеству нападок, не привлекала столько ненависти и агрессии.
В 1942 году руководство музея приняло решение поставить восковую фигуру Гитлера за стекло. Теперь работникам галерее приходилось тщательно следить за стеклом, которое ежедневно оказывалось заплеванным.
Сотрудники музея с опаской устанавливали также фигуру Саддама Хусейна, которая поначалу, как и ожидалось, вызвала шкал недовольства. Однако ажиотаж быстро сошел на нет. В отличие от копии Гитлера, которая простояла за стеклом 60 лет, и только после этого была представлена в зале.
Еще одним «наказанием» для фигуры стало её местоположение. Модель долгое время была установлена в переходе из комнаты с политиками в комнату ужасов с убийцами и преступниками.
В 2008 году, в день открытия музея мадам Тюссо в Берлине, один из посетителей в знак протеста обезглавил фигуру Гитлера. Полиция задержала нарушителя, который был оштрафован. Модель была отремонтирована и снова выставлена в музее. Сейчас Гитлер представлен в сидячей позе за столом в бункере. С восковой скульптурой из-за её расположения нельзя сфотографироваться.
Фигура Гитлера является исключением — в большинстве своем копии знаменитостей вызывают у публики положительные эмоции. Сотрудники музея рассказывают, что в конце дня им приходятся доставать нижнее белье из карманов моделей популярных артистов и оттирать следы от женской помады с лиц копий любимцев публики.
Одной из самых популярных фигур лондонского филиала считается модель актера Роберта Паттинсона — звезды саги «Сумерки».
Самой посещаемой восковой фигурой лондонского музея по-прежнему является копия Британской Королевы Елизаветы. В отличие от большинства остальных моделей, с ней, как и со всей королевской семьей, можно сфотографироваться, но нельзя потрогать.
В 1993 году в музее мадам Тюссо был открыт аттракцион «Дух Лондона», позволяющий увидеть историю города из легендарного черного кэба. Маленькие машинки передвигаются по лондонским улицам, чтобы показать самые яркие события столицы Великобритании.
Несмотря на приверженность традициям, музей идёт в ногу со временем. Некоторые восковые фигуры могут двигаться, краснеть, моргать и даже говорить. Музей реагирует на любые изменения в интересах публики — будь то появление новой голливудской звезды или смена президента.
Нередко фигуры отправляются на доработку или полностью обновляются в случае, когда прототип сделал что-то с собственной внешностью. Рекордсмен здесь певец Майкл Джексон — за весь период в музее было выставлено 13 его различных копий.
В 2012 году в музее Мадам Тюссо появились восковые фигуры героев саги «Звездные войны». 180 скульпторов представили 11 сцен фильма, что стало первым столь масштабным опытом бренда по воссозданию не конкретного героя, а целых сюжетов. Всего на эту идею собственники музея потратили около 2,5 млн фунтов ($3,3 млн).
Герои музея и сами не прочь подшутить над своими копиями. В 2010 году певец Оззи Осборн разыграл посетителей музея Мадам Тюссо в Нью-Йорке. Притворившись восковой скульптурой, он пугал подошедших к нему сфотографироваться людей. Это акция состоялась в рамках промо-тура его нового альбома Scream.
В 2015 году актер Арнольд Шварценеггер в образе «Терминатора» разыгрывал посетителей музея мадам Тюссо в Голливуде в рамках продвижения благотворительного мероприятия.
Мастера музея отмечают, что с ростом популярности пластических операций и ботокса художникам и скульптурам становится всё проще добиться сходства при создании восковых двойников, которых насчитывается уже около двух тысяч по всему миру.
Мало кто знает, что происходит с восковыми фигурами после того, как их прототипы становятся неинтересны посетителям. Некоторые говорят, что такие копии отправляются на переплавку для новых скульптур. Существует версия, что на западе Лондона, в местечке Актон, есть огромный склад, где хранятся все вышедшие в утиль «звезды», на случай, если кто-то из них снова станет восстребован публикой.
Летом 2017 года первый музей мадам Тюссо был открыт в Индии в Дели, где 60% восковых фигур представили национальных знаменитостей и только 40% — мировых. Всего в этом регионе Merlin Entertainment планирует потратить в ближайшие десять лет около 50 млн фунтов.
На сегодняшний день корпорация Merlin Entertainment, помимо музея мадам Тюссо, владеет различными тематическими парками и аттракционами, в их числе — «Леголенд» в Виндзоре и колесо обозрения в Лондоне. Компания является вторым по величине оператором развлекательных объектов после Walt Disney Co. Рыночная стоимость корпорации составляет 4,7 млрд фунтов.
Согласно информации на официальном сайте, лондонский филиал музея мадам Тюссо в год посещает около 2,5 млн гостей. При минимальной цене за билет в 29 фунтов, только на этом корпорация ежегодно получает более 75 млн фунтов ($99 млн). В 2016 году доход всей группы Merlin Entertainment составил почти 1,46 млрд фунтов ($1,92 млрд) по всему миру.
Музей восковых фигур на ВДНХ
Сказочная атмосфера музеев восковых фигур всегда привлекала посетителей. Есть Восковой музей и в Москве. Его выставки действуют на территории ВДНХ, и поверьте – вы не останетесь равнодушными, увидев их.
Экспонатов в Восковом музее не так много, но впечатление они производят незабываемое. Здесь можно увидеть все – от фигур политических деятелей в натуральную величину до героев современных популярных мультфильмов. Экспозиция музея поделена на 4 зала.
На входе посетителей встречают герои мультфильма «Шрек» и фильма «Аватар». Первый зал посвящен сказочным персонажам и героям известных мультфильмов. Здесь можно увидеть, например, Добби из «Гарри Поттера», Буратино и Карабаса, Алладина и героев «Ледникового периода», а также многих других.
Во втором зале собрана коллекция фигур личностей, оставивших след в истории. Здесь можно увидеть восковые скульптуры известных политических деятелей, представителей сферы культуры и искусства, царей и цариц. В коллекцию уже успели попасть фигуры В. Путина и Д. Медведева.
Третий зал музея можно назвать самым необычным.
Здесь собраны уникальные экспонаты героев из фантастических фильмов, таких, как «Звездные войны», «Властелин колец», «Матрица», мифических существ, например, гарпии, а также изюминка коллекции – фигуры людей с различными физическими аномалиями (кунсткамера).
Вы сможете увидеть фигуру двуликого Януса – Эдварда Мордакке, который жил в Германии в 19 веке. На затылке он имел подобие второго лица. Занимаясь музыкой и демонстрируя его во время своих выступлений, Мордакке неплохо зарабатывал.
Среди экспонатов кунсткамеры – трехногие люди, женщина-мул, двухголовый стрелок, трехглазые и четырехглазые люди, женщина-свинья, человек-рак и человек с рогом, и др. Посещение кунсткамеры Воскового музея – развлечение не для слабонервных. Однако оно гарантирует яркие впечатления.
Фигуры из воска привлекают своей натуральностью, схожестью с реальными прототипами. Благодаря этому они производят особый эффект на зрителей. Оказаться здесь – словно побыть среди живых исторических личностей и сошедших с экранов героев кино и мультиков.
Но кроме рассматривания восковых фигур в музее вы также можете сфотографироваться с ними. Это уникальная возможность получить фото с магистром Йодой или человеком с головой-паразитом, или с Владимиром Путиным, Лениным или Петром I. Возможность фотографироваться с экспонатами нужно оплачивать отдельно.
Где находится музей?
Восковой музей открыт для посещений по адресу: Проспект Мира, домовладение 119, «ГАО ВВЦ», метро «ВДНХ». Время работы – ежедневно с 11 до 19 часов без выходных.
Кстати, ВДНХ сам по себе является одним из памятников советской эпохи. За время существования он претерпел много перестроек и изменений, однако до сих пор он сохранил свой колорит.
Если вы еще не бывали в нем, вам обязательно стоит его посетить. Восковой музей расположен в его Главном павильоне, который полностью соответствует своему названию.
Его трехслойная башня с высоким шпилем напоминает здание Адмиралтейства в Петербурге.
Музей пока небольшой, осмотр всех фигур не займет много времени. Однако его вполне можно совместить с посещением других выставок, располагающихся на ВДНХ. В этом случае экскурсия может затянуться.
Но даже то время, которое вы проведете в Восковом музее, точно гарантирует вам букет эмоций и впечатлений. А на память кроме них вам останутся фото с персонажами выставки.
Не пожалейте времени и обязательно загляните в Восковой музей в Москве!
«Музей восковых фигур»: ламповый ужастик
Зак Гэллиган, известный нам по фильму «Гремлины», в перерыве между отловом и дрессировкой этих занятных зверушек снялся в презанятном и ныне подзабытом ужастике с изрядной долей юмора.
И если первая часть была достаточно серьезной, то вторая пошла вразнос и превратилась в один непрерывный стеб. Вспоминаем «Музей восковых фигур», картину в двух частях, с прологом и эпилогом.
кадр из фильма
В хорошем фильме ужасов главное что? Нет, не качественные рожи монстров. И не знаменитый актер в роли экзорциста. Главное – интересная задумка. И вот тут «Музей…
» своевременно выстрелил, поскольку на тот момент идея была свежая – фигуры монстров и злодеев на выставке живут своей тайной жизнью и веселятся с незадачливыми посетителями.
Одного из «плохих» в фильме сыграл Дэвид Уорнер, харизматичнейший актер, хорошо знакомый нашему брату по фильмам «Омен», «Байки из склепа» (роль детского психолога, одна из моих любимейших серий) «Стар Трек» и т.д. Также присутствует Джон Рис-Дэвис, всем известный Соло, Гимли и просто хороший актер.
Фильм свежо выглядел, а посему резво номинировался на «Сатурн» в четырех номинациях, получил несколько фестивальных наград в Европе. Ничего удивительного, что вскоре последовало продолжение.
кадр из фильма
Как известно, если в фильме ужасов есть Брюс Кэмпбелл – ужасы плавно переезжают в жанр комедии. Переезжают порой нелепо, но безостановочно. И во втором фильме он, собственно, есть. В небольшой роли, но миссия выполнена – фильм полностью представляет собой пародийно-стебную комедию ужасов.
Здесь есть такие занятные вещи, как путешествие сквозь миры, где добро борется со злом, при помощи магического компаса, открывающего двери в измерениях.
Есть живая рука, творящая безобразия, превращение в животных и других людей.
Франкенштейн, зомби, рыцари, призраки, монстр с прямой аллюзией на «Чужого» в космосе, Дракула и угодивший в его лапы Джек-Потрошитель… короче, это просто неописуемое сборище монстров и злодеев.
кадр из фильма
Что красиво – так это первая треть фильма. Цитаты из «Алисы в Стране Чудес», своя атмосфера жути, пасхалки к собственному сюжету, всё это здорово смотрится.
Вторая треть – это чистый стеб, где обглоданные стервятником ребра героя Кэмпбелла посыпают солью и споласкивают уксусом, монстр Франкенштейна душит хозяина в стиле мультиков и творится прочее подобное бесовство.
Ну, а третья часть – злодей в исполнении Александра Годунова пытается захватить трон Англии, а герои фильма будут ему в этом противостоять. Эта часть фильма – простенькое фэнтези с дешевыми декорациями, и занятной музыкой. Наличествует распрекрасный Дэвид Каррадайн в роли нищего.
Здесь всё вверх ногами, и тем занятнее смотрится. Оправдание главной героини в убийстве отчима посредством предъявления живой кисти в суде – где вы такое еще видали? Ну и ладно, что некоторые монстры совсем пластилиновые, а сцены совсем уж картонные. И вообще-то, сдается мне, это так и задумано.
кадр из фильма
Вторую часть либо откровенно ненавидят, либо любят. Я отношусь ко второму разряду, поскольку в свое время это было и интересно, и смешно. А некоторые сцены и сегодня считаю великолепно задуманными. Чего частенько и не хватает фильмам абсолютно всех жанров – задумки и выдумки.
Хоть осыпьте вы деньгами съемочную площадку и сгоните туда табун звезд – без захватывающих идей всё это просто пшик. А когда появляется какая-нибудь «Хижина в лесу», просто удивляешься, да неужто?? Могём все же! И это несколько печалит – ведь рассказывать нужно только интересные истории.
Чем мы, впрочем, и займемся впредь.
Автор: Джон ДейкерРедактор: Марсель Македонский
#ужасы #ужастики #музей восковых фигур