Музей Главный штаб и Музей гвардии

?

Марина Ларионова (marinochka78) wrote, 2019-04-05 23:31:00 Марина Ларионова marinochka78 2019-04-05 23:31:00 Categories:

  • История
  • Армия
  • Искусство
  • Cancel

Музей Главный штаб и Музей гвардииПоль Деларош. Портрет Петра I (копия), 1838г. в мундире офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка. Мундир представлен в экспозиции. В этом мундире Петр участвовал в Полтавском сражении.>

В конце 2017 года в Главном штабе была открыта постоянная экспозиция получившая название Музей Гвардии.И это неслучайно.Санкт-Петербург строился Петром I, как военная столица страны город-крепость.

В первую очередь были возведены Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Музей Главный штаб и Музей гвардииЗал Музея ГвардииГород жил военной жизнью: здесь были расквартированы гвардейские полки, находились штабы армии, военные учебные заведения. В некоторые периоды времени четверть населения города составляли военные.

Это нашло отражение в литературе, искусстве, топонимике.

То и дело мелькают на картинах и литографиях 18-19 веков фигуры военных, военный облик Петербурга сохранился в памятниках архитектуры.

Музей Главный штаб и Музей гвардииА.И. Ладюрнер. Развод караула Лейб-Гвардии Московского полка на Сенной площади у гауптвахты. 1838 г.

До сих пор мы любуемся зданиями наполняющими центр нашего города — это знаменитые Павловские казармы на Марсовом поле, военный городок лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной ул., Семеновские казармы у Витебского вокзала и т.д.О пребывании гвардии в Петербурге напоминают и топонимика города.

Гренадерский мост назван в честь Гренадерского полка размещавшегося возле него, Конногвардейский бульвар — это казармы и манеж лейб-гвардии Конного полка.

Музей Главный штаб и Музей гвардииА.И. Иебенс. Императорский катер у Дворцовой набережной. 1853.Кавалергарды размещались на Захарьевской и улица получила название в честь церкви св. Захария принадлежавшей этому полку. К слову сказать, церковь была богатейшей в столице.

Храмовый престол и лампады были выполнены в мастерской Фаберже,автором мозаичных икон в интерьере церкви был известный художник М. В. Нестеров.

Церковь являлась музеем полковой славы — в витринах лежали георгиевские кресты и медали, стояли штандарты, здесь же был небольшой памятник павшим в войне с Наполеоном. Здание было снесено в 1948 г.

Музей Главный штаб и Музей гвардииА.И. Иебенс. Императорский катер у Дворцовой набережной. 1853.Таким образом нахождение в городе большого числа военных отражалось на повседневной жизни. Здесь проходили многочисленные церемонии: парады разных уровней начиная от полковых и кончая большими, проходившими на Марсовом поле и Дворцовой площади.Музей Главный штаб и Музей гвардииЗал Музея ГвардииКаждый день по городу шли отряды тех или иных воинских частей, которые направлялись в разные места нести караул. Это было красочное зрелище, воздух был наполнен звуками военной музыки.

В 19 веке каждый гвардейский полк обзавелся своим маршем и по ним можно было определить, какой полк идет.День города начинался и заканчивался сигналом труб и барабанов.

«Петербург неугомонный уж барабаном пробужден» (Пушкин).

Музей Главный штаб и Музей гвардииВ.Эриксен. Портрет Екатерины II верхом. 1762.Победы армии отмечались салютами, в столицу свозились трофеи, которые хранились в соборах. Военная слава насыщала город.

Зимний дворец и его парадные залы были залами русской военной истории и славы. Этим он отличается от всех других европейских дворцов.

Первый зал от Иорданской лестницы — Фельдмаршальский, встречает нас шестью портретами русских генералов-фельдмаршалов, затем Малый тронный зал с двумя фресками Северной войны, Гербовый зал напоминает о войнах 17 века, далее Военная галерея 12 года — 332 портрета русских генералов участников войны с Наполеоном и т.д.

Многие залы были посвящены батальной живописи в т.ч. Александровский зал и Темный коридор, где сейчас хранятся шпалеры и на этом список не заканчивается.

В.А. Поярков. Портрет рядового Роты дворцовых гренадер Максима Кулакова. 1915. Рота дворцовых гренадер была собрана из чинов гвардейских полков, в нее входили только те, кто имел награды за Наполеоновские войны.

Рота имела совершенно особенную форму одежды, ее украшением служили медвежьи шапки.Т.о. Эрмитаж является не только музеем искусств, но и одним из лучших военных музеев в мире.

Музей располагает военными коллекциями: знаменитым Арсеналом — коллекцией Николая I, коллекциями оружия начиная с рыцарских времен, коллекцией восточного оружия.

В Эрмитаже хранится одна из самых больших в мире коллекций знамен, флагов, штандартов — 6,5 тысяч начиная с 18 века.

К этому надо добавить 45 тысяч единиц хранения — батальной живописи, литографий, военных орденов, полковых знаков, а так же форменный костюм российской и европейских армий 18-20 веков.

В общем, целый военный музей.

Братина в виде кавалергардсской каски. 1903.Идея создания музея гвардии возникла в 2000 году, когда масштабной выставкой было отмечено 300-летия создания гвардии Петром I.

Напомню, что Гвардия берет начало от Семеновского и Преображенского  потешных полков Петра, которые в 1683-1700 годах были преобразованы в лейб-гвардию.

В дальнейшем гвардия сыграла огромную роль в политической жизни страны. С её участием связаны ряд переворотов и  возведение императоров (императриц) на престол.

Неизвестный художник. Портрет императора Павла I. Конец 18 века. Павел боролся с расхлябанность в армии вызванной тем, что дворянских детей записывали в полки с детства и многие числились номинально годами не появляясь в частях.

В 1914 году гвардия под полковые марши ушла на войну и, как оказалось, навсегда покинула Петербург. Если бы этого не случилось, возможно, ход истории был бы другим.

Создание музея — это возвращение гвардии в наш город, а вместе с ней и вещей, покинувших город.

Каждая из вещей, представленных в экспозиции, имеет свою захватывающую историю.

Расскажу об одном экспонате.

Полотнище и знаменные принадлежности батальонного знамени Лейб-Гвардии Гренадерского полка образца 1813 г., в футляре.В последнем зале музея, всего их семь, представляющего период начала 20 века, экспонируется Георгиевское знамя лейб-гвардии Гренадерского полка за войну 1812 года.

Офицеры вывезли его, прошли с ним  через гражданскую войну, годы эмиграции  и в 50-е годы для сохранения передали в родственный полк Гвардейских гренадер британской армии.

В письме о передаче говорилось, что оно должно храниться там до момента, когда в России будет восстановлен лейб-гвардии Гренадерский полк, либо будет создан музей, заинтересованный в этом экспонате.

Впервые, в Петербурге это знамя появилось во время визита королевы Елизаветы II на ее яхте, где была оборудована специальная витрина. Через 10 лет, в течение которых велись переговоры, в 2003 году, в ходе визита президента РФ в Англию эта полковая регалия была передана для Музея гвардии.

Интересно, что знамя с навершием и лентами и всеми деталями экспонируется в коробке из под бильярдных шаров, в том виде, как оно было передано англичанам.

Вилинбахов Георгий ВадимовичПриношу благодарность за экскурсию Вилинбахову Георгию Вадимовичу — зам.директора Эрмитажа, государственному герольдмейстеру, человеку стоявшему у истоков создания Музея Гвардии и поздравляю его с 70-летним юбилеем и 50-летием служения Эрмитажу!

#HERMITAGE #ГлавныйШтаб #МузейГвардии #Вилинбахов

Музей российской гвардии в Эрмитаже — десоветизация продолжается

ВК Telegram FB Twitter Youtube Instagram Дзен rss Изображение: Давыдов Евгений© ИА Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииИмператорская гвардия

Императорская гвардия

В стенах Эрмитажа в декабре открылся Музей российской гвардии. В новой экспозиции, занявшей семь залов, представлены мундиры, оружие, военные знамена, батальная и портретная живопись.

В отдельном зале представлены реликвии, взятые белогвардейскими офицерами с собой в эмиграцию и переданные музею их потомками за рубежом.

Это архивы, документы делопроизводства канцелярий, ордена, штандарты, предметы обмундирования и т.п.

Открытию постоянной экспозиции «Музей российской гвардии» в залах Главного Штаба предшествовала пресс-конференция. «Для нас история русской гвардии…

 — способ воспитания очень важных качеств в людях, прежде всего понятия чести и понятия гордости за страну», — отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По его мнению, «мы свою сегодняшнюю историю и самих себя должны видеть в новом музее гвардии… В этом большой смысл новой экспозиции, наша военная история в таких образах должна жить».

Изображение: Майя Авдеева© Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииБашлык и шинель лейб-гвардии Литовского полка. Принадлежали Александру II.

Александру II.Принадлежалиполка.Литовскоголейб-гвардиишинельиБашлык

Экспозиция музея гвардии построена в хронологическом порядке и охватывает только период с 1700 по 1914 годы. Российская гвардия наследовала традиции элитных частей российского воинства, начиная с «потешных» Преображенского и Семеновского полков Петра Первого.

Но разве прервалась эта традиция в начале 20-го века? Думаю, что музейные работники, как никто другой, понимают, что этот вопрос риторический.

Откуда тогда возникла эта временная черта, эта планка — 1914 год? Неужели можно серьезно относиться к утверждению Пиотровского, что гвардия «вся полегла в 1914 году»?

Вызывает удивление, так сказать, идеологическая начинка нового музея. Почему история гвардии, в понимании руководителей Эрмитажа, заканчивается с началом Первой мировой войны? Неужели гвардейский дух и гвардейский характер были начисто истреблены в 1914-м?

Частично попытался разъяснить этот вопрос зам. директора Эрмитажа, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов.

На вопрос журналиста, известны ли воинские династии, которые до сих пор живы, он ответил: «БОльшая часть представителей офицерства гвардейских полков участвовала в Гражданской войне — с той стороны (Белой армии — прим. ИА Красная Весна).

Поэтому если династии продолжались, то они продолжались в других армиях и других государствах… Если говорить о нашей стране, то конечно, воинские династии были, есть и будут.

Другое дело, что нам династии, которые восходят к гвардейским полкам, в нашей стране неизвестны. Хотя я не исключаю, такие династии вполне могут быть». Видимо, если музею неизвестно про современные гвардейские династии, то можно историю гвардии завершить 1914 годом.

Изображение: Майя Авдеева© Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииКаска рядового Кавалергардского полка.1808–1827 гг., поступление 1946 г. из Государственного музея этнографии

Читайте также:  Спектакль мхт «мужья и жены» по мотивам фильма вуди аллена

этнографиимузеяГосударственногоиз1946 г.поступлениеполка.1808–1827 гг.,КавалергардскогорядовогоКаска

Отвечая на вопрос журналиста о преемственности гвардейской традиции в нынешнее время, Вилинбахов сказал: «В советское время, в годы Великой Отечественной войны, были воинские части, которые получили наименование гвардейских, также как гвардейские экипажи на флоте. Это означало некую особую роль в военных действиях и т.д.

Эти части не претендовали на какую-то прямую связь с гвардией Российской империи».

Позвольте, кто решил, что не претендовали советские воины-гвардейцы на традиции российских элитных частей? Дирекция музея? И потому им не место в Музее российской гвардии? Очень похоже, что собственные убеждения руководство Эрмитажа ставит выше всякой очевидности.

Коли в названии музея говорится о российской гвардии, то логично было бы рассказать о гвардии времен СССР и гвардейских частях нынешней России, а также показать начало истории современной Росгвардии. Не правда ли? Это ведь тоже уже часть истории. Надо ли ее игнорировать?

Изображение: Майя Авдеева© Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииКостюм мундирный по форме гвардейской пехоты. Принадлежал Екатерине II. 1778 г.

1778 г.II.ЕкатеринеПринадлежалпехоты.гвардейскойформепомундирныйКостюм

Эрмитаж не ожидал «такого количества заявок от тех, кому это нужно, а именно из военных училищ, Суворовского училища и кадетских корпусов, с просьбой провести экскурсию. Это очень важно для воспитания будущих воинов, будущих офицеров», — заявил зам. директора Эрмитажа Вилинбахов.

Он также заметил, что топонимика Петербурга тесно связана с гвардией, это часть нашего культурного кода.

Так не потому ли в 1992 году перестройщики переименовали в Петербурге станцию метро «Красногвардейская» в «Новочеркасскую», заодно отобрав название и у проспекта, на котором расположена станция метро? Очень резало слух соединение слова «гвардия» с Красной армией? Название у Красногвардейской площади, откуда вел начало Красногвардейский проспект, тогда отобрать не удалось. Она была построена в советское время и исторически, с 1962 года, носила только это имя — Красногвардейская площадь, правда, ненадолго побывав площадью Брежнева (с 1983 по 1987 годы). Замечу, что название дано очень справедливо — именно здесь были сформированы первые стрелковые батальоны Красной гвардии в 1918 году.

Изображение: Майя Авдеева© Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииСкульптурная группа лейб-гвардии Казачьего полка. 1875 г. Поднесена Александру II офицерами к столетию формирования полка

полкаформированиястолетиюкофицерамиIIАлександруПоднесена1875 г.полка.Казачьеголейб-гвардиигруппаСкульптурная

Можно проследить специфическую разборчивость Эрмитажа во взгляде на гвардейских офицеров. Например, в 2005 году здесь прошла выставка «Маннергейм. Российский офицер. Маршал Финляндии».

В 2016 году директор Эрмитажа Пиотровский, комментируя демонтаж памятной доски Манергейму, подтвердил, что необходимо сохранить память о финском маршале, служившем в лейб-гвардии Кавалергардском полку.

Рождается вопрос: неужели идеал российского кавалергарда, по версии Эрмитажа — это Маннергейм? Коли так, то вполне ожидаемо было устранить из экспозиции про российскую гвардию всю советскую военнную историю.

Маннергейм с кем воевал? С Красной армией, то есть с советскими офицерами. Если прославляем Маннергейма как «российского» офицера, пусть и шведского происхождения, то тогда придется отодвинуть в сторону, «не заметить» всю советскую гвардию.

Изображение: Майя Авдеева© Красная ВеснаМузей Главный штаб и Музей гвардииЗалы Музея российской гвардии

гвардиироссийскойМузеяЗалы

Память нужно сохранять. И спасибо Эрмитажу, что он это делает. Но нельзя сохранять историческую память выборочно: этот период сохраняю, а тот — выбрасываю. Поднимая тему российской гвардии, нужно говорить об истории всех гвардейских соединений в России.

Руководство музея делает вид, что в Советском Союзе гвардии не существовало, а за компанию «забывает» и гвардию постсоветской России.

Выбрав мишенью советский период, чего добиваются и во что попадают руководители Эрмитажа? В наше историческое самосознание или формируемую национальную идею?

Музей Главного Штаба в Санкт-Петербурге

Все слышали про Эрмитаж. Все знают, что это величайший музей, многие были в нём на экскурсии в школьные годы, поэтому кажется, что само посещение музея уже набило оскомину, и ничего нового не даст. При этом мало кто знает, что Эрмитаж состоит из 7 основных зданий и как минимум 4 зданий по всему городу. В каждом – своя история, своя идея и своя значимость.

https://www.youtube.com/watch?v=cXjLn_IeGgg

В этой статье описана часть Эрмитажа – Главный штаб, его архитектура и представленные в нем коллекции. Кроме того, здесь подробно рассказано, как подготовиться к посещению музея и как до него добраться.

Главный штаб

Музей Главный штаб и Музей гвардии

Главный штаб – часть музейного комплекса Эрмитажа, известного на весь мир объемом своих коллекций и богатой историей. Здание Главного штаба перешло во владение Эрмитажа сравнительно недавно – в 1988 году. При этом в виде, привычном для посетителей сегодня, здание открылось после реконструкции в 2014 году в честь 250-летия Эрмитажа.

Архитектура здания

История здания началась в 1819 году, когда императором Александром I был утвержден приказ по его постройке мастером классицизма Карлом Росси. Здание Штаба должно было завершить ансамбль Дворцовой площади и стать своеобразным памятником победам в войне 1812 года. На постройку такого монумента ушло 10 лет и 7 миллионов рублей.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

Фасад здания был и до сих пор остаётся самым длинным в Европе, его длина составляет 570 метров. Не менее грандиозна и триумфальная арка в центре здания.

Арка украшена воинскими трофеями, барельефами с оружием, в центре расположен двуглавый орел. С двух сторон арка будто бы поддерживается древними воинами. На вершине арки – победная колесница, которой величаво правит Победа.

Скульптуры были выполнены русскими мастерами Пименовым и Демут-Малиновским.

Разительный контраст представляет очень современное оформление музея внутри и грандиозный, классический вид снаружи. В 2010 году началась большая реставрация здания, что позволило создать уникальное пространство не только для музеев и выставок, но также для проведения событий огромного масштаба с использованием новейших технологий.

Экспозиции

Большая часть здания должна была вмещать штаб Царской армии, в то время как левое крыло, где сейчас расположен музей, вмещало Министерство финансов и Министерство иностранных дел, о чем сегодня напоминают постоянные экспозиции. На первом этаже расположена небольшая экспозиция «Министерство финансов», сохранившая дух министерских коридоров. В этих залах расположена коллекция медалей и монет, бюсты ярких политиков 19 века.

На втором этаже здания расположены залы Министерства иностранных дел, выставка «Под знаком орла», в которой содержатся объекты стиля ампир, включающие одежду, мебель, предметы декоративного искусства.  Экспозиция «Музей Гвардии» познакомит с различными предметами обмундирования, в ней также содержатся разные виды оружия, копии военных знамен, многочисленные портреты военачальников.

Музей Главный штаб и Музей гвардииЭкспозиция «Музей Гвардии»

Здесь же на втором этаже есть комнаты, посвященные работам Карла Фаберже и его компании, которая являлась поставщиком Царского двора. Самым интересным экспонатом является миниатюрная копия царских регалий Романовых, сделанная из мелких бриллиантов и золота.

Коллекция французских импрессионистов

Ранние импрессионисты

Основной интерес представляет третий этаж Главного штаба: здесь представлена уникальная коллекция работ французских импрессионистов. Создание такой коллекции – результат многолетнего труда талантливых предпринимателей и ценителей искусства Ивана Морозова и Сергея Щукина.

В коллекции широко представлены работы Клода Моне, среди них такие шедевры, как «Дама в саду», «Стог сена в Живерни», «Мост Ватерлоо. Эффект тумана».

Родоначальник импрессионизма, Моне повлиял на стиль многих художников, в их числе Альфред Сислей с его попытками передать на полотне ветер, Камиль Писсарро с его любовью к городским пейзажам.

Импрессионисты стремились показать мир в его мимолетности, в ценности короткого мгновения.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

  • Одна из самых дорогих картин в коллекции – «Площадь согласия» Эдгара Дега, которая стала прорывом в искусстве: люди в ней не являются центром произведения, и выглядит она действительно как случайный момент, запечатленный в вечности.
  • Большую часть коллекции составляют работы Ренуара – его женские портреты с будто летящими прозрачными красками, состоящими из одного воздуха.
  • Отдельный зал посвящен работам Поля Сезанна, который творил немного в другом ракурсе: все его фигуры увесисты и объемны.

Поздние импрессионисты

Гордостью коллекции являются работы Поля Гогена, относящиеся по большей степени к периоду его жизни на Таити. Его яркие уникальные краски несомненно привлекают взгляд.

Другим гением, представленным здесь, является Ван Гог. Непревзойденный и самый широко тиражируемый художник в 21 веке, во время своей жизни он не продал ни одной картины.

Его работы относятся к разным этапам его жизни, поэтому возможно проследить его прогресс.

Нельзя не упомянуть работы Матисса, некоторые из которых были выполнены по заказу С. Щукина. Стоит оставить подольше времени на последние залы экспозиции: здесь расположены «Танец» и «Музыка» Матисса. Основная часть экспозиции завершается залами Пикассо, который, в отличие от своих предшественников, уделяет больше внимания значению формы и работает в кубизме.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

Здесь перечислены только ключевые имена, представленные в Главном штабе. Масса сюрпризов ожидает тех, кто не остановится на этом и решит исследовать все залы музея.

Режим работы

ВАЖНО! Музей не работает по понедельникам, 1 января и 9 мая.

По вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям музей открыт с 10.30 до 18.00 (касса закрывается в 17.00).

По средам и пятницам музей открыт с 10.30 до 21.00 (касса закрывается в 20.00).

Стоимость посещения только Главного Штаба – 300 рублей.

Стоимость комплексного билета (Главный Штаб + Зимний дворец + малые дворцы): 700 рублей. Для граждан России и Белоруссии вход дешевле – 400 рублей, поэтому стоит взять с собой паспорт РФ. Вход для детей, студентов, пенсионеров и других льготных категорий – бесплатный.

Не стоит забывать, что билеты в автоматах, расположенных во дворе Зимнего дворца или на сайте Эрмитажа возможно купить только по полной цене. Для покупки льготных билетов будет необходимо обратиться в кассу и показать документ, подтверждающий льготу.

Читайте также:  Таврический дворец в санкт-петербурге, зимний сад: фото

При этом очереди в здание Главного Штаба – явление не такое частое, как для входа в Зимний дворец, поэтому переживать на этот счет не стоит.

В музее существуют дни бесплатного посещения для всех: 8 марта, 18 мая, 7 декабря и третий четверг каждого месяца. В эти дни стоит приходить или очень рано, или готовиться к долгим очередям.

Здание Главного штаба оборудовано лифтами и подъемниками, что делает посещение музея возможным для всех категорий посетителей.

Как добраться

Адрес музея: Дворцовая площадь 6/8

Музей находится в самом сердце города Санкт-Петербурга. Найти вход в музейное крыло Главного Штаба несложно. Само здание в виде полукруга своим длинным фасадом становится границей Дворцовой площади. Вход находится слева от арки Главного Штаба в центре здания.

Проще всего добраться до музея на метро. Ближайшая станция – «Адмиралтейская», расстояние от нее до Главного штаба составляет 700 метров. Немного дальше придется пройти от станции «Невский проспект» — 900 метров вдоль главной улицы города.

Если нужно сократить пешую часть пути, стоит воспользоваться наземным транспортом. Остановка «Дворцовая площадь» расположена на расстоянии 300 метров от музея. Здесь проходят маршруты автобусов 7,10,24,191, а также троллейбусов 1,7,10,11.

Как добраться на автомобиле

Довольно просто добраться до центра города на автомобиле или такси. В городе распространены сеть Yandextaxi, Uber. Существует огромное количество сервисов каршеринга, так что можно выбрать на свой вкус и бюджет.

При этом следует быть готовым, что ближайшие парковки (на Дворцовой набережной или у Певческого моста) будут заняты туристическими автобусами. Кроме того, к самому входу музея подъехать не получится – площадь является пешеходной зоной.

Но прогулка к Главному штабу уже может считаться частью визита: архитектура в этом районе – воистину музей под открытым небом.

Видео: Главный штаб Эрмитажа, Санкт-Петербург

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба, расположенное на Дворцовой площади, является одним из самых монументальных зданий Петербурга. Вместе с Зимним дворцом и Александровской колонной оно образует величественный ансамбль главной площади Северной столицы.

Первоначально нынешняя Дворцовая площадь была застроена разрозненными домами, среди владельцев которых было много именитых персон города. Идея разместить напротив императорской резиденции — Зимнего дворца — Главный штаб русской армии принадлежала Александру I. Для воплощения своей идеи император распоряжается выкупить у собственников их дома и провести масштабную реконструкцию площади.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

© Государственный Эрмитаж

Строительство продолжается целое десятилетие — с 1819 по 1829 гг. Автору проекта, именитому архитектору Карлу Росси, удается создать удивительное по своей красоте и масштабности здание, которое становится одним из символов Санкт-Петербурга.

Главный штаб состоит из двух частей — западного (ближе к Невскому проспекту) и восточного крыла (ближе к Мойке). Их объединяет в единое целое триумфальная арка с колесницей богини Ники. Несмотря на вошедшее в обиход название, Главный штаб занимал только часть нового здания — западное крыло. В восточной части размещались Министерство иностранных дел и Министерство финансов.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

В настоящее время в западном крыле здания Главного штаба расположено командование Западного военного округа.

А восточное было передано Государственному Эрмитажу, который разместил в нем экспозиции искусства XIX-XXI века.

В здании Главного штаба Эрмитажа можно полюбоваться полотнами знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов. Также здесь регулярно проводятся выставки современного искусства.

Музей в Главном штабе

Восточное крыло Главного штаба вошло в состав Эрмитаж в 1988 г. В 2008 г. началась масштабная реконструкция комплекса с целью приспособить его под музейные нужды. Обновленное здание было открыто в 2014 г. — в год 250-летия Эрмитажа.

В новом здании Эрмитажа бережно сочетаются исторические детали и современные решения. Во время реконструкции были отреставрированы все сохранившиеся интерьеры. Отремонтировано 26 печей. Полностью восстановлена квартира графа Нессельроде.

На четвертом этаже впервые в России установлены световые ловушки, которые обеспечивают поступление света в экспозиционные залы в безопасном для выставляющихся произведений искусства виде.

Огромные пространства бывших присутственных заведений объединены внутренними дворами со стеклянными потолками — атриумами. Между выставочными залами перекинуты мостики из стекла.

Музей Главный штаб и Музей гвардии

Музейное пространство в новом корпусе организовали таким же образом, как в остальных зданиях Эрмитажа — экспозиционные залы расположены по принципу анфилад. Помещения объединены в три анфиладные линии.

Выставки в Главном штабе Эрмитажа

В главном штабе открылась экспозиция «музей российской гвардии»

Людмила Леусская

В семи залах Главного штаба развернута экспозиция «Музей российской гвардии». В витринах знамена, оружие, медали, ордена. С портретов смотрят красивые волевые лица. За стеклом – мундиры гвардейских полков, шинель Александра II, мундирное платье Екатерины II, мундир Петра I, в котором он участвовал в Северной войне…

Музей Главный штаб и Музей гвардии

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

История элитных частей российского воинства насчитывает больше трех столетий. Гвардией их назвал Петр I в 1700 году в день выступления походом на Нарву. Гвардия играла важную роль не только на поле боя.

Гвардейцы проявили себя как храбрые солдаты, с честью пронесшие боевые знамена через сражения и войны, и как умелые администраторы, управленцы, поэты, музыканты, как люди, от поведения которых не раз зависела судьба страны.

Оказавшись в эмиграции, они хранили традиции и дух гвардейского сообщества, занимались просветительской деятельностью, собирали и хранили реликвии. В состав экспозиции вошли вещи, которые были сохранены после Гражданской войны офицерами, оказавшимися за рубежом и рассеянными по всему миру.

Музей Главный штаб и Музей гвардииВ музее «Артмуза» открылась выставка «Ян Комар. 100»

О том, как создавался проект, как он развивается, обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмила ЛЕУССКАЯ расспросила заместителя директора Эрмитажа по научной работе, государственного герольдмейстера РФ Георгия ВИЛИНБАХОВА.

– Георгий Вадимович, Эрмитаж хранит память об отечественной военной истории: Александровская колонна на Дворцовой площади, Галерея портретов героев 1812 года в Зимнем дворце… Как возникла идея Музея гвардии?

– Начну с того, что Эрмитаж помимо общепринятой роли в истории искусств, истории культуры одновременно является и одним из крупнейших военных музеев. Это определяется коллекциями. Арсенал – коллекции русского, западноевропейского, восточного оружия.

В коллекции форменного костюма хороший набор российских мундиров, начиная с кафтана Петра I, в котором он был в сражении под Полтавой, и кончая началом XX века. Коллекция наград – военные медали, ордена, полковые знаки.

У нас одна из самых больших в мире – 6,5 тысячи – коллекция русских и трофейных знамен.

С коллекциями работали первоклассные специалисты Эрмитажа. Они стали авторами первых в нашей стране изданий, посвященных военной истории, геральдике, военным памятникам.

Первая книга по истории русской военной формы Льва Ракова вышла в 1945 году. Книга по истории флагов Николая Семеновича – в 1946-м. Книга Владислава Глинки «Русский военный костюм» опубликована в 1988 году.

И первая книга по истории орденов Ивана Спасского тоже была издана Эрмитажем в 1963-м.

Наше поколение получило традицию, которую продолжает. Не случайно 40 лет назад в Эрмитаже был создан Геральдический семинар, где обсуждаются темы, связанные с геральдикой гражданской и военной. Он работает до настоящего времени.

Если говорить о выставках, первая, посвященная военной теме, была организована, как только музей получил парадные залы Зимнего дворца. В Георгиевском зале выставляются доспехи. В Пикетном – охотничье оружие. В Александровском зале – выставка оружия, связанного с русской армией XVIII – XIX веков. Заметьте, все это происходило в 1923 году.

И первая в нашей стране выставка, посвященная героическому прошлому русского народа, с батальными картинами, портретами проходила в 1938 году в парадных залах Эрмитажа. Потом были выставки, посвященные войне 1812 года…

– Логическим продолжением можно считать выставки, посвященные российской гвардии?

– К ее 300-летию в 2000 году мы сделали колоссальную выставку, посвященную этой дате. Она была в парадных залах Зимнего дворца, в ней кроме Эрмитажа принимали участие петербургские музеи. Ее посетил президент Владимир Путин, он сказал: выставка закончится, но хочется, чтобы было что-то постоянное.

– На тот момент уже были контакты с зарубежными потомками гвардейцев?

– К этому времени у нас сложились определенные отношения с русским зарубежьем, с потомками русских военных, которые вели активную деятельность после ухода из России. Это Общегвардейское и полковые объединения, которые хранили много вещей.

Добрые отношения установились с Казачьим музеем и Общегвардейским объединением в Париже. День гвардии – 13 декабря – в 2000 году впервые отмечался не в Париже, а в Петербурге в Эрмитаже.

Приехали члены зарубежных объединений.

Была целая программа – конференция в Эрмитажном театре, торжественное открытие выставки, молебен памяти гвардейцев в Спасо-Преображенском соборе, прием в Иорданской галерее.

Увидев, чем богат Эрмитаж, нам стали что-то передавать. Иногда это были комплексы вещей, которые с точки логики музейной надо было разделить. Фарфор отдать в хранение фарфора, книги в библиотеку, документы в архив, оружие в Арсенал… Но для дарителей важно было, чтобы все находилось вместе.

Тогда и было принято решение сделать постоянную экспозицию, посвященную гвардии. Мы ее открыли в Главном штабе еще до его большой реконструкции, назвали эту структуру Музей гвардии.

Все то, что мы получаем в дар, будь то маленький жетончик или знамя, находится там. Нам передали музей объединения Преображенского полка, архив Кирасирского полка…

В 2003 году во время государственного визита премьера Великобритании мы получили знамя лейб-гвардии Гренадерского полка. Оно передавалось для Музея гвардии.

– Какова дата основания Музея гвардии?

– Специального приказа по этому поводу не было. Есть фонд, который входит в состав отдела Арсенал, где хранятся оружие, знамена, военная графика… Он называется Музей гвардии. Так же как со временем у нас будет Музей геральдики в здании Биржи.

Читайте также:  Художественный кинотеатр - самые старые кинотеатры спб

– А сейчас фонд пополняется?

– Пополняется. Несколько месяцев назад в Париже скончался мой давний друг Жерар Горохов. Он готовил вещи к передаче в Эрмитаж. Начали закрываться на карантин границы, наши сотрудники отдела новых поступлений были в Париже, описывали коллекцию флаконов, которую мы приобретали.

Я уже понимал, что сам поехать не смогу, попросил их пойти к Жерару, зафиксировать коллекцию вещей, предназначенных для передачи Эрмитажу. Их успели сфотографировать, описать. Когда Жерар скончался, его сыновья обратились в наше посольство, которое помогло передать вещи Эрмитажу. Мы их получили.

В декабре в Дни Эрмитажа представляли несколько вещей, полученных из Парижа. Там были предметы обмундирования, оружие, оловянные солдатики…

– Больше века прошло с тех пор, как Императорская гвардия ушла из России. Какие-то реликвии за рубежом еще остались?

– Там еще много осталось. В Париже есть музей лейб-гвардии Казачьего полка. Наверняка какие-то вещи остались в семьях. Я помню, бывал у кого-то в гостях, где-то видел портсигар, где-то жетон в память об отце, награды, книги… Наша позиция простая: мы никого ни о чем не просим, но готовы принять вещи от тех, кто хранит память о предках.

– Вы намерены расширять экспозицию? Когда-то шла речь о Бирже…

– Такой вариант рассматривался, но у Биржи есть другая функция – Музей геральдики. Конечно, в него войдут и вещи, связанные с гвардией. Там будет представлена геральдика гвардейских полков, знамена, мундиры, полковые знаки. Коллекции у нас большие, можно показать и там. Но Музей российской гвардии находится именно в здании Главного штаба.

Не скрою, есть некие планы, которые пока неизвестно, удастся ли осуществить. Предполагалось, что Эрмитаж получит здание бывшего штаба гвардейского корпуса, которое стоит между Миллионной улицей и Певческим проездом, для размещения там Музея гвардии.

К сожалению, пока все ответы, которые мы получали от Министерства обороны, противоречат один другому. Но есть европейское понятие «вода камень точит» и восточное «караван идет». При удобном случае мы будем эту тему поднимать.

Тем более президент в свое время эту идею поддержал.

#выставка #история #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (6920) от 11.05.2021 под заголовком «Честь и слава российской гвардии».

Главный штаб. Часть 2. Музей гвардии и европейская живопись 19 — 20 века

Недавно я писала о выставке, посвященной творчеству Карла Фаберже, расположенной в Главном штабе. Сегодня я хочу продолжить мою экскурсию по залам музейного комплекса. Сразу хочу сказать о том, что я обычный посетитель и ходила по залам без экскурсовода и без аудиогида. Выйдя из зала К. Фаберже и пройдя через анфиладу залов с картинами европейской живописи 19 века Германии, Франции, Голландии и Бельгии, расположенной на 3 этаже, я попала в музей Гвардии.

Фото автора.Подарок. Маргарита Жерар. 1788г. Ранее в собрании графов Шереметевых. Фото автора.Подарок. Маргарита Жерар. 1788г. Ранее в собрании графов Шереметевых. Фото автора.Мадонна. Льер Поль Прюдон.1811г. Фото автора.Мадонна. Льер Поль Прюдон.1811г. Фото автора.Портрет Генриетты Зонтаг. Поль Деларош. Фото автора.Портрет Генриетты Зонтаг. Поль Деларош. Фото автора.Портрет В.П. Кочубея. Фото автора.Портрет В.П. Кочубея. Фото автора.

В музее Гвардии представлены военная форма, знамена и оружие того времени , к которому они относятся. Экспозиция охватывает период с 1700 по 1914 года. На стенах висят картины с военной тематикой. Они изображают военные сражения и на них можно рассмотреть, как были одеты солдаты и военачальники того или иного времени. Там же можно увидеть мундир Петра первого.

Фото автора.Фото автора.Фото автора.Портрет Петра 1 . 1838г. Поль Деларош. Фото автора.Портрет Петра 1 . 1838г. Поль Деларош. Фото автора.Портрет Петра первого.Барельеф Б.К. Растрелли. Фото автора.Портрет Петра первого.Барельеф Б.К. Растрелли. Фото автора.

На четвертом этаже висят полотна всемирноизвестных импрессионистов и постимпрессионистов, таких, как Клода Моне,Эдгара Дега,Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Отдельный зал отведен творчеству Огюста Родена.

Хочу признаться, что полотна Родена мне очень понравились. Дальше выставлены полотна художников, начала 20 века, таких, как Пабло Пикассо, Анри Матисса и Василия Кандинского.

Я ходила и смотрела на все это великолепие и была очарована .

Уголок сада в Монжероне. Клод Моне. Фото автора.Уголок сада в Монжероне. Клод Моне. Фото автора.Причесывающаяся женщина. Огюст Ренуар. Фото автора.Причесывающаяся женщина. Огюст Ренуар. Фото автора.Фото автора. (Ренуар).Портрет актрисы Жанны Самари. Ренуар. Фото автора.Портрет актрисы Жанны Самари. Ренуар. Фото автора.Огюст Ренуар.Молодая женщина в шляпе с цветами. Фото автора.

Огюст Ренуар.Молодая женщина в шляпе с цветами. Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.

К концу моего похода по бесконечным залам я так устала, что уже не стала смотреть, какому художнику принадлежит то или иное полотно. А для вас я приготовила еще несколько экспонатов, выставленных в разных залах. Я сделала больше 100 снимков. Все просто невозможно показать.

В полной боевой выставке

В «городе-музее» Санкт-Петербурге появился новый музей. Точнее, появился он внутри Эрмитажа, время от времени позволяющего себе подобные прибавления.

Новая постоянная экспозиция в здании Главного штаба — «Музей российской гвардии» — построена в хронологическом порядке, занимает семь залов и включает в себя самые разнообразные экспонаты, от батальной, жанровой и портретной живописи, мундиров, оружия, медалей и орденов до произведений прикладного искусства. Смотрела Кира Долинина.

Это очень странный музей. И дело не в том, что он «для мальчиков», вот Рыцарский зал тоже обязательная точка на карте Эрмитажа, если вы приходите туда с отпрыском мужского пола. Дело в том, что он для взрослых мальчиков.

Для тех, кто вырос и даже постарел, а все готов играть в солдатики и легко держит в голове знамена полков русской и французской армий 1812 года.

Это такое особое знание и такой особый предмет, что случайный посетитель остро чувствует там свою чужеродность.

Хотя задумывалось все как будто бы не для этого. Здание Штаба Гвардейского корпуса, которое стоит между зданиями Зимнего дворца и Главного штаба на Дворцовой площади, Эрмитажу получить не удалось. Хотя хотелось — там Музею гвардии было бы самое место.

Главный штаб принял его, потеснив свои художественные экспозиции и залы с историческим убранством Росси. Семь залов нового музея — про славу и честь русского оружия. Дело хорошее, чего спорить.

Есть некоторые «но» в соображениях о преемственности новообразованной Росгвардии по отношению к той, имперской гвардии, о которой ведет рассказ Эрмитаж, но вроде бы до прямых аналогий пока еще не дошло.

Мы имеем дело с подробным и последовательным изложением истории гвардии от Петра Первого до Николая Второго. Петр обзавелся своими двумя «коренными» гвардейскими полками в 1683 году — это лейб-гвардии Преображенский и лейб-гвардии Семеновский полки. Это именно они назывались до 1700-го «потешными», хотя дела вершили к тому времени уже весьма серьезные.

Последние гвардейцы ушли в 1914-м на Первую мировую и оттуда уже не вернулись. Пославшей их воевать страны уже не было на свете. Между этими точками гвардейцы воевали не так часто, зато участвовали во всех дворцовых переворотах.

Павел I гвардейцам не очень доверял, но, вслед за матерью, сильно укрепил их казаками (в апреле 1798 года была учреждена Уральская казачья сотня, в сентябре того же года включенная в состав лейб-гвардии Казачьего полка).

При Александре Первом гвардейцы участвовали почти во всех сражениях периода наполеоновских войн: Аустерлиц, Фридланд, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина, Лютцен, Бауцен, Дрезден, Кульм, Лейпциг, Ля-Ротьер, Париж. В 1808–1809 годах часть войск гвардии участвовала в последней русско-шведской войне.

Николай I вынужден был разбираться с гвардейцами, вставшими против него на Сенатской площади: из нижних чинов Московского и Гренадерского полков — участников восстания — был сформирован Сводно-гвардейский полк, два года воевавший на Кавказе, после чего все его чины были прощены и возвращены в прежние части.

Николаевское время — эпоха человека в мундире, затянутого и наглухо застегнутого, в этом все равны — что солдат, что генерал.

Реформы второй половины XIX века отражались на структуре и составе гвардии, но гвардейцы как были, так и оставались неотъемлемой частью столичного ландшафта: с их парадами, белоколонными зданиями казарм, отменной выправкой, любимцы женщин и ротозеев уходили и возвращались в Петербург под звуки оркестров и салют из цветов.

В этом рассказе главное — пафос.

Стиль экспликаций, буклета, да и сам строй экспозиции совершенно в гвардейском духе: все всерьез, по-военному, без иронии и сомнений, а если лирика, то прямо за душу берет: «И как на последний свой парад, вместе со всей старой Россией, в ее кровавую могилу Первой мировой войны и небытия революции, ушла и Императорская гвардия. Ушла в составе четырех пехотных, трех кавалерийских дивизий, казачьей бригады, при поддержке десяти самостоятельных артиллерийских частей и подразделений — около 100 000 бойцов».

Но слова словами, а последний раздел экспозиции оправдывает все стилистические огрехи. Он про «возвращенную память», про вещи, вывезенные осколками гвардии в эмиграцию и мало-помалу возвращаемые на родину. Портреты, знамена, ордена, пережившие самые страшные для Европы 100 лет, государственная и частная жизнь, сплетенная временем и памятью воедино.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector