До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.
Дворец Меншикова
История Меншиковского дворца
Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.
Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии.
Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.
Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.
Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.
Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.
В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.
Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами
В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.
Фотографии и интерьеры Меншиковского дворца
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова, вид со смотровой площадки Исаакиевского собора
Поварня
Изразцы
Парадная лестница
Фрагмент старой росписи потолка
Морской кабинет
Варварины покои
Умывальник
Ореховый кабинет
Большой зал
Большой зал
Кордегардия
Красный зал
Анфилада залов в китайском стиле
Китайский кабинет
Фрагмент отделки стен
Информация для посетителей
- Время работы Меншиковского дворца: вторник — суббота 10.30 — 18.00, касса работает до 17.00; воскресенье 10.30 — 17.00, касса работает до 16.00; выходной день – понедельник.
- Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., 15, ближайшее метро: «Василеостровская».
- Телефоны: (812) 323-11-12, (812) 710-96-25, (812) 710-90-79
- Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org (Дворец входит в состав Государственного Эрмитажа).
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.
com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге: история и экскурсия по филиалу Эрмитажа
Меншиковский дворец построен для сподвижника Петра I, приближенного и друга императора, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Старейшее здание Санкт-Петербурга, дворец – единственное сохранившееся жилое строение того времени.
О владельце александре меншикове
Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.
Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.
Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.
После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.
В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.
Строительство дворца
«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.
Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.
Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.
Особенности строительства
Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.
Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.
Возведение каменных палат
Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы.
Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием.
Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.
В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
Чем уникальна архитектура
Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.
На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.
Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.
Обзор помещений
Петр I, скромный в быту и одежде, восхищался «палатами» любимца.
Гобеленовые обои и венецианские зеркала, хрустальные люстры с золотом и серебром, стулья и диваны с княжескими гербами, столы на золоченых ножках – свидетельства богатого дома светлейшего князя.
Александр Меншиков украшал дворцовые стены картинами, изящными скульптурами, бархатными тканями, мраморной отделкой и мебелью из орехового дерева.
Чем интересен дизайн
Особенность интерьеров – голландская узорчатая плитка, украшающая стены. Бело-синяя керамическая «диковинка», полученная князем в подарок от голландских купцов, вдохновила русских мастеров в Стрельне на кирпичных заводах изготовить точную копию.
Стены Меншиковского дворца украшает 27810 изразцов, половина из которых сделана русскими мастерами. Следуя моде времени, князь позаботился о том, чтобы украсить залы наборным и резным деревом, изразцами и кожей. Мебель доставлялась из Франции и Италии.
Помещения расположились анфиладами. Фаянсовые изразцы, лепнина, обилие живописи, шелка на стенах, большие мелкорасстеклованные окна – дань европейской моде. Кирпичные печи, внутренние ставни на окнах, обилие дерева и резьбы – русские элементы в интерьере.
Залы Меншиковского дворца
Парадный вестибюль поражает гостей торжественностью и нарядным обликом. На первом этаже обустроены служебные помещения и мастерские. Второй этаж занимала княжеская семья, здесь большие богато украшенные залы, парадные комнаты.
Дворец Меншикова – жилое здание и одновременно административный центр новой столицы в ранний период развития.
Здесь решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота.
Меншиков – проводник в жизнь России европейских ценностей, что определило особенность устройства залов дворца. Иностранцы называли дворец Меншикова «великолепнейшим во всем Петербурге».
В двусветном зале для приемов и ассамблей торжественно встречали иностранных дипломатов, устраивали пиры и маскарады в честь побед в Северной войне, праздновали шумные свадьбы. Стены украшает золоченая лепнина и картины. В торце зала – уникальные часы-орган из красного дерева, созданные английским мастером Уильямом Уинроу.
Многочисленных гостей развлекала «живая» музыка оркестра и пение крепостного хора. Часто под руководством царя здесь устраивали Петровские ассамблеи, во время которых знать обязана танцевать и культурно общаться. Обязательной считалась одежда по-европейски. Мужчины должны являться на ассамблеи чисто выбритые.
Большой зал украшен 14 золочеными напольными подсвечниками с фигурами купидонов и австрийскими хрустальными люстрами. Здесь заседала военная коллегия.
Стены столовой декорированы китайскими шелковыми обоями в дубовых рамах. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток. В центре – шкаф-горка красного лака с восточным фарфором и росписью в китайском стиле.
Наборное панно из персидского ореха, дополненное золоченым орнаментом – уникальная отделка стен Ореховой комнаты. Напольные часы в ореховом корпусе изготовлены в Англии. Декоративный плафон расписан французским художником Филиппом Пильманом. Здесь гостили члены императорской семьи, отдыхал Александр Данилович и принимал дипломатов, ведя секретные переговоры.
В Большой палате – зале для парадных приемов, стены прокрыты шпалерами XVII века с сюжетами из жизни македонского царя Персея. У дальней стены – древнеримская скульптура Аполлона. В центре зала на персидской скатерти серебряная лохань для льда.
Княжеские покои
Парадная лестница из дуба ведет в княжеские покои.
Варварин покой – комната сестры княгини, Варвары Арсеньевой. Горбатая от рождения, она не вышла замуж и нянчила детей Меншиковых. Интерьер комнаты создают дорогие изразцы и гобелены. Фаянсовой плиткой на стенах выложены голландские морские пейзажи. Роскошная кровать под расписным балдахином – любимое место детей.
В комнате княгини Дарьи Михайловны на обитых тканью стенах – портреты дочерей, Александры и Марии. Обе прожили недолго. Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в ссылке отца в день своего восемнадцатилетия. Роль украшений в комнате выполняют большие фарфоровые блюда. Рядом с резной французской мебелью стоит примечательный деревянный сундук.
В кабинете с живописью у стены – секретер XVII века с живописными мраморными вставками. На стенах, обитых синим сукном, симметрично развешаны картины европейских художников. На потолке размещен огромный плафон, изображающий Марса с лицом Петра Великого.
В азиатском стиле оформлен Китайский кабинет. Комнату украшают напольные вазы, скульптуры, панно на стенах.
В Красном кабинете, обитом по периметру красной узорчатой тканью, много картин и статуэток.
На усадьбе Меншикова построены бани, медоварня, кузница, пекарня. Огромный штат прислуги, французские повара обслуживали семейство князя и многочисленных гостей дворца.
Меншиковский дворец и время
В 1727 году дворец оказавшегося в ссылке князя поступил в казну. В 1731 году во дворце расположился Кадетский корпус, на территории построили комплекс новых зданий. В советское время здесь устроили Военно-политическое училище имени Энгельса. В блокадном Ленинграде во дворце находился госпиталь.
В 1966 году началось возрождение дворца. Реставрация завершилась в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа с экспозицией культуры России петровского времени.
(60
Дворец Меншикова
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге сегодня является филиалом Эрмитажа и одним из тех музеев, которые не перестают удивлять публику.
Сама фигура владельца огромного дома — первого губернатора города, соратника Петра I и адмирала русского флота — до сих пор вызывает массу споров.
Сходятся историки в одном — Александр Данилович был неординарным аристократом и полководцем, а дворцовые залы лучше всего расскажут о его яркой жизни.
Цена билета во дворец Меншикова с экскурсией — 600 рублей. Купить их можно в кассе у центральных дверей, в главном корпусе Эрмитажа или на официальном сайте. Первый четверг каждого месяца — день открытых дверей, он распространяется только на постоянную экспозицию, у временных и коммерческих привозных выставок льгот нет.
История
Первоначально на будущей Университетской набережной Васильевского острова должна была стоять зимняя резиденция Петра Великого, но первый русский император не любил бытовой роскоши, из-за чего и подарил место под строительство особняка своему главному фавориту. Светлейший князь Меншиков, в отличие от государя, не чурался богатства и тут же заказал проект огромного здания в стиле, которое искусствоведы позже назовут петровским барокко.
Над сложными чертежами работали лучшие архитекторы того времени, включая Джованни Фонтана и Готфрида Шеделя.
По оригинальной задумке, невские берега должна была украсить классическая итальянская вилла, задача которой — сочетать в себе рабочие и жилые корпуса.
В итоге решили остановиться на смешении ренессансных колонн с более поздними, барочными и витиеватыми украшениями фасада, что и было сделано руками сотен строителей.
Работы по возведению дворца продолжались с 1710-го по 1714-й год.
За это время основные корпуса и флигели были готовы, внутри разбили геометрические «английские» сады и даже построили несколько оранжерей для выращивания заморских фруктов.
К 1721-му резиденция имела статус Посольского дворца Ассамблей, а ещё — настоящей сокровищницы, куда высший свет Петербурга приходил смотреть на коллекции картин, монет и скульптур.
Длился «золотой век» ровно до момента опалы Меншикова после смерти Петра.
Дворцовые перевороты семье губернатора и, фактически, регента при юном наследнике, принесли ссылку в Сибирь, а всё имущество конфисковали в пользу казны.
В особняке приказали организовать военное училище, где позже отучится будущий генералиссимус Суворов, внутренние сады разрушили и превратили в плац, а предметы роскоши развезли по управам.
С 1880-го года здесь работал музей Первого кадетского корпуса, а после Октябрьской революции зданию решили вернуть образовательные функции, с 1924-го сюда заехало Ленинградское военно-политическое училище, просуществовавшее почти 30 лет. В годы блокады фасад сильно пострадал, но внутренние помещения чудом уцелели, что существенно облегчило задачу для дальнейшей реконструкции всего архитектурно-паркового ансамбля.
Фактически реставрация не прекращается и сегодня, но официально она началась в 1966-м году.
Через 15 лет здание включили в фонды Эрмитажа, что позволило завершить многолетние работы и вернуть дворцовым покоям первоначальный облик, пусть и не столь пышный и вычурный, как в XVIII веке.
К юбилею Санкт-Петербурга в 2003-м историческая справедливость восторжествовала — перед центральными воротами поставили бюст первого владельца с указанием всех регалий.
Экспозиция дворца Меншикова в Санкт-Петербурге
На сегодняшний день выставочная зона представляет нам дворцовый комплекс таким, как он задумывался изначально — с центральной галереей, парадными залами, рабочими кабинетами и личными комнатами членов семьи.
Первое помещение, куда попадают гости в рамках обзорной экскурсии — гостевая палата.
Стены в ней украшены шпалерами с античными сюжетами, а в центре — массивный стол для напитков и мягкие резные кресла с дорогим бархатом.
Дальше посетителей пригласят пройти на второй этаж, где находится основная часть экспозиции.
Здесь частично восстановлены покои жены Меншикова — витиеватые настенные панели, паркет и множество фарфоровой посуды — так предпочитали украшать свои комнаты аристократки.
У одной из стен прекрасно сохранившееся туалетное трюмо с фамильным гербом и портреты двух дочерей — Александры и Марии, умерших в молодом возрасте.
Из женской половины этажа двери ведут в западную приёмную, которую принято называть Китайским кабинетом.
Всё дело в обоях — они выполнены в традиционном азиатском стиле и показывают сценки из экзотической жизни страны.
Тут же — небольшой картинный зал с разнообразными портретами самого Меншикова и других современников петровской эпохи. Окна комнаты выходят на Неву, и по освещённости она считается лучшим местом в доме.
После прикосновения к искусству — опять история, продолжающаяся в центральной галерее, которая занимает почти весь этаж.
Именно здесь проходили знаменитые Ассамблеи, где государь встречался с послами других держав и подписывал судьбоносные указы.
Во времена кадетского корпуса тут была домовая церковь, и в одном из портиков с колоннами до сих пор угадываются черты алтаря. Во времена советского атеизма галерею переоборудовали в лекционный класс.
Следующая остановка — бело-голубой морской кабинет.
Необычный оттенок — не просто дань тогдашней моде, а признак невероятного богатства — изразцы для отделки привозили из Голландии, где они стоили, как ювелирное украшение.
По соседству — Варварины покои — единственная уцелевшая спальня с подлинной нереконструированной кроватью, на которой спала золовка Александра Даниловича, частенько приезжавшая погостить.
Ореховая гостиная — жемчужина дворца, на которой завершаются экскурсии.
Она сохранилась практически в первозданном облике — персидский орех на стенах и мебель из чёрного дерева и сейчас смотрятся великолепно.
Из реликвий — шахматная доска с янтарными фигурками и расписной холщовый плафон — прообраз современных натяжных потолков, его по специальному заказу создавал французский художник Филипп Пильман.
Меншиков всерьёз интересовался инженерным делом, что отразилось и на планировке дворца.
Первый вариант не подразумевал крыльца с «суши», и всех встречали только на речной пристани, возле которой возвели специальную лоджию для оркестра.
После кончины императора её перестроили в наплывную конструкцию, ставшую первым понтонным мостом Петербурга. Сейчас на его месте находится проезжая часть Университетской набережной.
Дворцовую территорию охранял отдельный полк гвардейцев, живших на первом этаже. У них была своя оружейная комната, кухня и покои для отдыха.
После размещения кадетского корпуса, кордегардию упразднили, полностью разрушив оригинальную планировку.
Восстановить её в оригинальном облике не получилось, но часть вестибюля сегодня отдана под выставку арсенала того времени — сабель, стальных кирас и мушкетов.
В одном из хозяйственных помещений выставлен подлинный токарный станок на пружинно-блочном механизме.
По официальной легенде Эрмитажа, за ним любил работать сам Пётр, отдыхая от государственных дел — он вырезал мелкие детали корабельного такелажа, как его когда-то обучали в Голландии.
Вещественных доказательств у мифа нет, но сомнению такую версию подвергать не стоит — настолько она популярна у завсегдатаев музея.
Сохранившиеся колонны внутреннего двора сделаны не из мрамора — внутри они деревянные и лишь выкрашены под имитацию камня. Делалось это для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных строительных расходах.
На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — их снесли ещё в XIX веке, но сейчас масштабированные фигурки выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом оригинального здания.
Гостиные и кабинеты до сих пор остаются сокровищницами антиквариата. Так, в картинном зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса.
Рядом на комоде скромно поставлены часы с органом, произведённые лондонским часовщиком в XVIII веке.
Уникальный экспонат попал сюда на хранение из Таврического дворца, считается, что музыкальный хронометр подарил князю Потёмкину один из английских послов.
Некоторые дворцовые залы используются для проведения временных и передвижных экспозиций. Например, периодически тут проходит выставка старинных печей — от XVII до начала XX века. Из необычных экспонатов, не вписавшихся в формат музея можно отметить антикварный пресс для монет и печатей, который выставлен в сувенирном магазинчике.
Как добраться до дворца Меншикова в Санкт-Петербурге
Архитектурный ансамбль находится в шаговой доступности от станции метро «Василеостровская».
Выйдя из зала, нужно повернуть направо, пройти по Среднему проспекту и дойти до перекрестка с Кадетской линией, откуда — прямо, никуда не сворачивая.
Гораздо ближе идти от автобусной остановки «Университетская набережная», она находится прямо напротив дворца, и останется только перейти проезжую часть на светофоре.
Можно воспользоваться и службой заказа такси — Яндекс, Maxim и Uber уже давно работают в Северной столице, дефицита машин не наблюдается.
Заказывать транспорт рекомендуют заблаговременно — минимум за сутки до поездки, чтобы был шанс на выгодный тариф, акцию или какие-нибудь бонусы.
С уличными таксистами не советуют иметь дела, даже находясь в соседнем дворе — цены будут такими, что лучше пойти пешком, чем начинать торговаться.
Для самостоятельной поездки на автомобиле нужно знать несколько важных моментов. Во-первых, нужно сразу ввести координаты навигатора — 59.939536, 30.295529 — даже в туристическом сердце Питера легко заблудиться.
Во-вторых, стоянка на обочинах по периметру дворца запрещена, а ближайшая платная парковка находится почти в двух километрах отсюда — напротив Академии художеств. Идти пешком такое расстояние или нет — вопрос спорный.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге: режим работы, цена билетов в 2022 году
Александр Меншиков был первым губернатором Санкт-Петербурга. Кроме того, он был талантливым полководцем, и в Северной войне присоединил к городу на Неве новые земли. Одиннадцатую часть этой территории Александр получил в дар от Петра Великого.
На ней он возвел городскую усадьбу, где был не только сам дворец Меншикова, а еще медоварня, бани, цветники, кузница и даже хлебопекарня. Петр I часто проводил здесь приемы, а его сын, Алексей Петрович, даже сыграл свадьбу.
Дворец князя Меншикова является одним из самых выдающихся памятников архитектуры XVIII, а потому рекомендуется к посещению всем туристам, чтобы понять, каким именно Петр I задумывал Санкт-Петербург.
Режим работы Меншиковского дворца
Дворец принимает посетителей со вторника по воскресенье, с 12:00 до 19:00. Понедельник – выходной день.
Посещение дворца возможно только в составе экскурсионной группы по определенному маршруту в выбранное время (продолжительность экскурсии составляет 1 час). Гости, опоздавшие на экскурсию, не допускаются на другие сеансы осмотра усадьбы.
Билеты во дворец Меншикова
В настоящее время, в связи с пандемией коронавируса, действуют особые правила посещения.
Вход в музей только в гигиенических масках и с соблюдением социальной дистанции.
Обратите внимание, что у билета есть определенное время начала экскурсии – при опоздании он будет считаться использованным.
Купить билеты во дворец Меншикова в кассах невозможно, это правило будет действовать до официального распоряжения. Такие условия бронирования билетов направлены на профилактику распространения коронавируса.
Цена билета в Меншиковский дворец составляет 600 рублей, как для взрослых, так и для детей.
Экскурсии
В настоящий момент экскурсия в Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге – обязательная часть посещения. Туристы приходят группами по 5 человек, и осматривают музей в сопровождении экскурсовода.
Как только эпидемиологическая ситуация стабилизируется, дворец перейдет в привычный режим работы, когда турист приобретает отдельно входной билет, и отправляется на экскурсию по желанию.
Обычно, стоимость участия в обзорной экскурсии по дворцу составляет 100 рублей. Максимальное количество в группу – 16 человек. Экскурсионная путевка приобретается в кассах.
Экскурсия для организованной группы до 16 человек стоит 1500 рублей. Для ее проведения необходимо подавать заявку заранее по телефону (812) 323-11-12.
История дворца Меншикова
Дворец князя Меншикова на гравюре А.Зубова 1716 года
Начало строительства датируется 1710 годом, главными архитекторами были Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Они же являлись авторами Большого дворца в Ораниенбауме. Возведение дворца длилось 4 года, но окончательно он был готов лишь через 17 лет.
Петр Великий называл это место «Посольский дом», и любил устраивать там торжественные обеды и встречи. Кроме сына императора во дворце также играла свадьбу его племянница.
В тот же год, когда были закончены все отделочные работы, в 1727, князь Меншиков был обвинен в коррупции и государственной измене. Наказанием для него стала ссылка на север, а дворец был передан в казну.
Через несколько лет была изменена планировка здания, в нем было решено разместить Сухопутный Шляхетский корпус. А вся просторная территория дворца была передана в дар Кадетскому корпусу.
В короткое время на этой площади возвели еще несколько новых зданий.
В конце XVIII века внешний вид дворца был немного изменен, его упростили и сделали менее роскошным и величественным. В XIX веке здание было впервые реконструировано. В XX же веке было решено вернуть дворцу первоначальный облик, и была организована еще одна масштабная реконструкция.
После проведения всех работ здание было передано Эрмитажу, и дворец стал филиалом этого музея. С 1981 года во дворце хранятся ценные экспонаты, рассказывающие об истории и культуре эпохи Петра Великого.
К сожалению, до наших дней из всего усадебного ансамбля удалось сохранить только непосредственно здание дворца.
Внешний вид дворца
Меншиковский дворец – яркий пример петровского барокко. На главном фасаде можно увидеть эффектные пилястры, капители и аттик. В украшении можно увидеть позолоченные княжеские короны и вензеля. На выступающей части дворца можно увидеть оркестровую лоджию, где музыканты встречали именитых гостей, прибывших по Неве.
Внутреннее убранство дворца
В устройстве дворца Меншикова удивительно сочетаются европейские архитектурные веяния с русскими традициями. Например, здесь есть специальная зона для детей, убранство которой заметно отличается от остальной части дворца, а на цокольном этаже оборудованы погреба.
Кроме них здесь располагалась большая винотека князя, она состояла из 9 помещений, а вина российского и зарубежного производства хранились отдельно. До сих пор на цокольном этаже можно увидеть несущие конструкции дворца, а ведь это одно из первых каменных зданий Петербурга.
Особого внимания заслуживают изразцовые интерьеры. Дворец стал одним из первых зданий в России и Петербурге, где повторили модные французские интерьеры. Изразец – особая керамическая или глиняная плитка, в убранстве дворца их было использовано почти 30 тысяч штук, и каждая сделана художниками вручную.
Ореховый кабинет был назван так из-за своего украшения – панно из орехового дерева. Ручная роспись отлично сохранилась, можно разглядеть Петра Великого, оружейные атрибуты, военные сюжеты.
Одна из лестниц никогда не используется гостями и работниками дворца. Она является отдельным экспонатом. Массивная дубовая лестница была главной во дворце вплоть до последней реставрации.
Кроме всего во дворце немало парадных залов и кабинетов, ведь это было не только жилое, но и служебное здание. Повсюду можно встретить необычные экспонаты – часы XVIII века, ковры, картины, статуи. Некоторые из них античные, например, в центральном вестибюле можно увидеть фигуру Аполлона, которая датируется II веком.
Советы и правила посещения
В настоящее время посетить дворец можно только в составе экскурсионной группы, сеансы начинаются каждые полчаса, а его продолжительность – 1 час. Поэтому рекомендуется заранее бронировать билеты. Каждый гост обязан быть в средствах индивидуальной защиты.
Как добраться
Дворец Меншикова расположен по адресу Кадетская линия Васильевского острова, 1. Ближайшие остановки общественного транспорта «1-я и Кадетская линии» и «Университетская набережная». Добраться можно на автобусах № 6, 7, 24 и 47, а также на троллейбусах № 1, 10 и 11. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», расстояние от нее до дворца – 2 километра, примерно 25 минут пешей прогулки.
Официальный сайт: https://www.hermitagemuseum.org
Телефоны: +7 (812) 323-11-12, круглосуточная справка (автоответчик): +7 (812) 710-96-25