Музей-усадьба Державина
После смерти знаменитого хозяина усадьба отошла в распоряжение Римско-католической церкви. В советские годы усадьба оказалась в собственности государства и превратилась в огромную коммуналку.
Именно на это время и пришлись основные переделки внутри здания, изменившие внутреннее убранство дома до неузнаваемости. От первоначальной красоты ни в интерьере, ни в экстерьере здания почти ничего не осталось.
Восстановлением памятника архитектуры и его музеификацией занялись лишь в конце девяностых годов. Сейчас музей-усадьба Державина является филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина.
Усадьба представляет собой цельный архитектурный ансамбль зданий: главный особняк, в котором жил хозяин, два парных флигеля и дом для гостей. Интерьеры дома воссозданы в стиле екатерининской эпохи. При разработке проекта опирались на известные аналоги.
Вокруг построек раскинулся парк Польский сад. Во время реконструкции усадьбы его воссоздали по архивным чертежам, теперь это точная копия того парка, по которому прогуливался Державин.
Под сенью деревьев прячется зеленый театр, в котором весной, летом и осенью проходят представления. При этом и сам музей-усадьба сейчас часто становится площадкой для проведения творческих встреч, спектаклей, музыкальных вечеров и научных конференций.
Это еще одна реминисценция — после 1811 года здесь проходили литературные собрания «Беседы любителей русского слова».
Кроме того, в особняке собрана большая коллекция, посвященная жизни Державина, его творчеству. Акцент при формировании экспозиции всегда делается на вклад поэта в развитие русского литературного языка.
Огромное внимание сотрудники музея уделяют маленьким посетителям. Для учеников младших классов музейные педагоги проводят программы, которые позволяют малышам легко учиться азам литературного творчества. Есть и специальные программы для старшеклассников и студентов.
Временные экспозиции в этом музее имеют широкий тематический круг — от выставок, посвящённых историческим персонам, чаще всего писателям, до проектов, рассказывающих о Санкт-Петербурге и театре; здесь даже проходят выставки современных живописцев и мастеров хэнд-мэйда.
Кроме того, в усадьбе Державина можно отпраздновать день рождения, устроив самый настоящий бал, который пройдёт с соблюдением всех канонов светского общества конца 18-го — начала 19-го веков.
Стоимость единого входного билета без экскурсионного обслуживания — 120 рублей, для студентов и пенсионеров — 60 рублей, лица младше 16 лет могут посетить музей бесплатно. Желающим вести видео- или фотосъёмку придётся доплатить.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Источник: https://KudaGo.com/spb/place/muzei-derzhavina/
Музей-усадьба Державина на Фонтанке
посмотреть на карте Google
На набережной Фонтанки уютно расположилось величественное здание, которое стало домом Гавриила Романовича Державина, старшего друга Александра Сергеевича Пушкина.
Державин – легендарный поэт и драматург, который последние годы жизни прожил в усадьбе, ставшей историческим достоянием нашей страны.
Музей-усадьба Державина обладает не только интересной судьбой, но и имеет ряд визуальных отличий.
Внешние особенности музея-усадьбы Державина
Музей усадьба Державина в Санкт Петербурге является неким ансамблем, который состоит из архитектурных достопримечательностей. Главный дом, в котором жил сам хозяин, по бокам дополнен парными флигелями, а также домом для гостей.
Интерьеры – одна из главных особенностей оформления дома, и произведены они в старинном Екатерининском стиле.
Разработка проекта велась, опираясь на самые популярные аналоги, из-за чего результат декоративных работ получился просто потрясающим.
Вокруг самой постройки располагается просторный парк, получивший название «Польский сад». Во время реконструкции работники отталкивались от оригинальных чертежей, чтобы с точностью воссоздать улочки, по которым часто прогуливался сам Державин.
На данный момент площадь сада нередко выделяется для организации творческих мероприятий. Выставки, концерты – все это можно увидеть здесь в теплые времена года. Изобилие деревьев, аккуратно подстриженные газоны – все это располагает к отдыху.
Музей усадьба Державина на Фонтанке отошла во владение Римско-Католической церкви после смерти хозяина. В советские годы здесь располагалась огромная коммуналка, которая приютила в своих стенах множество семей.
Именно в это время внутренняя красота усадьбы попросту пропала, поскольку семьи до неузнаваемости изменили помещение. От первоначальной красоты и величавости здания ничего не осталось, что серьезно усложнило работу строителей в процессе реставрации.
Говоря о восстановлении, стоит отметить, что данные работы начались в конце 90 годов.
Во времена войны этот дом претерпевал свои худшие годы. Потрескавшиеся стены, практически полная разруха, заросшие сады – все это не только угнетало, но и постепенно губило архитектурный памятник нашего государства.
Современность
Дом усадьба Державина, как уже было сказано, стала настоящим пристанищем для творческих людей. Но особенное внимание работники музея уделяют маленьким посетителям, прививая им любовь к прекрасному.
Профессиональные педагоги очень часто устраивают научные программы и экскурсии по местам усадьбы. Помимо этого, здесь организуется множество учебных программ и для учащихся школ, студентов.
Любители нестандартных проявлений искусства могут посетить кружки хэнд-мэйда, а также фотовыставки.
Неоспоримый факт того, что столь необычное строение не стоит без дела не может не радовать. Жизнь вокруг исторического памятника, буквально, кипит, из-за чего память о великих русских людях будет жить вечно.
Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов
Поделиться в социальных сетях
Вам понравится
Пока что нет комментариев. Будьте первыми!
Отзывы:
Оставить отзыв к Музей-усадьба Державина
Источник: https://droogie.ru/spot/muzej-usadba-derzhavina/
О музее державина в санкт-петербурге: история и официальный сайт усадьбы в спб
Музей-усадьба Гаврилы Романовича Державина официально существует с 2003 года как подразделение Государственного музея им. А. С. Пушкина. Открытие приурочили к 300-летнему юбилею северной столицы. В историческом здании на Фонтанке собраны уникальные предметы быта, интерьера и культурной жизни эпохи рубежа XVIII-XIX столетий.
Более четверти века в доме знаменитого поэта вершились литературные судьбы России, собирался петербургский бомонд: такие выдающиеся люди своей эпохи, как первый российский историограф Н. М. Карамзин, знаменитый комедиограф Д. И. Фонвизин, баснописец И. И. Дмитриев, поэты и мыслители А. Н. Оленин и Н. А. Львов.
В 1811 году члены державинского кружка постановили учредить регулярные литературоведческие собрания, названные ими «Беседа любителей русского слова».
На повестку дня в «Беседах» выносились проблемы чистоты устной и письменной речи, реформы стихосложения, давались критические разборы новинок российской печати.
Встречи и осуждения проходили в стенах особняка: гостей торжественно встречал парадный зал.
Уникальные экспозиции
В роскошных залах музейного комплекса (их 16) собраны эксклюзивные экспозиции, демонстрирующие предметы мебели, интерьера, ежедневного обихода дворян первой четверти XIX столетия. Богатая книжная коллекция знакомит посетителей музея с раритетными изданиями произведений Г. Р.
Державина и его современников, вышедшими при жизни поэта, томами литературно-философских сочинений из домашнего книжного собрания и библиотеки Царскосельского лицея.
На витринах представлены рукописи Державина, материалы личной переписки, образцы государственных документов, с которыми он работал по долгу государственной службы.
Музей Державина
Коллекцию фонда «оживляют» оригинальные портреты Г. Р. Державина кисти Александра Васильевского и Василия Боровиковского, а также копия знаменитого портрета, выполненного Тончи.
Убранство комнат воссоздано согласно сохранившимся планам усадьбы и соответствует их назначению. Особый интерес вызывает у посетителей «Соломенная гостиная» со «златовидными» обоями, собственноручно сотворёнными Е. Я. Державиной и М. А. Львовой.
Оригинальна также обстановка малой гостиной «Диванчик», кухни, «прадедушки» современного холодильника — ледника.
Интересно! Наибольшую литературно-историческую ценность представляет кабинет Державина. Каждый предмет из его обстановки был изобретён самим поэтом: обманные шкафы, призванные замаскировать двери, оттоманка с боковыми тумбами для хранения служебных проектов и стихотворных рукописей, оригинальный стол-бюро с «подъёмным налоем».
Восточное крыло усадьбы отведено выставке «Владельцы русской лиры», рассказывающей о творческой связи Г. Р. Державина и А. С. Пушкина. Экспозиция включает в себя уникальные документы: образцы рукописей великих поэтов, журнальные публикации, прижизненные и посмертные издания признанных широкой публикой сочинений.
В пяти просторных комнатах Восточного крыла представлены портретно-скульптурные композиции, знакомящие посетителей музея с виднейшими представителями русской культуры рубежа столетий, творцами культуры пушкинско-державинского круга. Образ эпохи довершают оригинальные вещицы ручной работы, карты, эстампы, наглядные пособия, картины.
Диван с тумбами в кабинете поэта
В Западном крыле усадебного комплекса работают две дополнительные стационарные выставки:
- «В белом глянце фарфора» —фарфоровые статуэтки и посуда конца XVII — середины XX века;
- «Всероссийский музей А. С. Пушкина. Страницы истории» — знакомство с фондами основного музея.
Осмотрев усадебный дом, можно посетить Парадный Двор, прогуляться по Саду и зайти в Оранжерею. В начале позапрошлого века Державины в изобилии выращивали здесь экзотические для северных широт ананасы. Сегодня в Оранжерее проходят литературные вечера. В усадьбе воспроизведён домашний державинский театр, приглашающий посетителей на тематические праздники и филологические конференции.
Экскурсионное сопровождение
Музей подводная лодка в Санкт-Петербурге
Музей предлагает вниманию посетителей ознакомительные тематические экскурсии:
- Обзорная экскурсия «Музей Державина и русской словесности его времени». Билет* с экскурсией взрослый — 240 руб., детский — 120 руб., студенты-очники, пенсионеры — 180 руб.
- Усадебный сад. Погулять в саду без экскурсовода можно за 60 рублей*, с экскурсией — за 120 рублей*, для детей — то и другое бесплатно. Студентам-очникам и другим льготным категориям экскурсия обойдётся вполцены, а прогулка по саду без экскурсовода — бесплатно.
- «Я услышал тебя в первый раз…» (С. Т. Аксаков в гостях у Г. Р. Державина). Цена* билета — 300 рублей для всех гостей музея.
Обратите внимание! Также можно заказать пешеходную прогулку «Фонтанка — река времён» или экскурсию на автобусе «Г. Р. Державин в Петербурге».
О появлении новых экскурсий заранее отдельно сообщает афиша.
Усадебный сад
5 и более человек — это экскурсионная группа. Перед групповым посещением музея необходимо позвонить по телефону: (812) 713-07-17.
Группы, в которых посетителей больше 7, платят за экскурсию 1200 руб.* В часы, не предусмотренные режимом работы музея, стоимость каждой экскурсии увеличивается до 8000 рублей*.
Важно! Если в экскурсионной группе меньше 25 посетителей, одному сопровождающему разрешается осмотреть музей без оплаты билета.
3 раза в год (18 апреля, 18 мая и 3 июля) музей можно посетить бесплатно.
Действует отдельный прейскурант на культурно-массовые и культурно-развлекательные программы. Цены можно посмотреть на официальном сайте.
Что предлагает музей детям
Работая по программе творческого взаимодействия со школами, музей проводит тематические встречи, посвящённые двум произведениям Державина: стихотворениям «Евгению. Жизнь Званская» и «На тленность». Школьникам предлагается виртуальный экскурсионный тур «Державин в Званке» и знакомство с материалом басен Ивана Крылова, написанных под впечатлением военных коллизий 1812 года.
Музей динозавров в Санкт-Петербурге
Также музей Державина в СПб предлагает школьникам от 7 до 12 лет следующие интерактивные программы:
- «Державинские кухни». Продолжительность — 1 час. Программа рассчитана на 15 чел.
- «И.А. Крылов в доме Г. Р. Державина». Продолжит. — 1 час. Рассчитано на 20 чел.
- «День рождения в музее». Длится празднично-развлекательное действо 3 часа. Рассчитано на 15 чел.
Обратите внимание! По желанию в конце представления сопровождающие детей взрослые могут устроить сладкий стол в соседнем помещении.
Расписание и билеты
Каждый день — с 10:30 до 18:00 (касса закрывается в 17.00).
Музей оптики в Санкт-Петербурге
Четверг — с 12:00 до 20:00 (касса закрывается в 19:00).
Обратите внимание! Во вторник у музея выходной, в последнюю пятницу каждого месяца — санитарный день.
Сколько стоят билеты
Комплексный билет, дающий право посетить усадьбу и Усадебный сад без сопровождения экскурсовода, стоит 300 руб.* Студентам и людям пенсионного возраста он обойдётся в 200 рублей*, детям — бесплатно.
Чтобы попасть на временные выставки, без экскурсии, нужно купить билет за 60 рублей*.
Вход в Медиацентр с правом посещения экспозиций Западного крыла без экскурсии — 120 рублей* для взрослых, 60* — для студентов и людей, находящихся на пенсии, детям — бесплатно.
Входной билет* в основное здание усадьбы + услуги экскурсовода будет стоить 240, 180 и 120 рублей для взрослых гостей, детей, студентов соответственно.
Цены* на услуги:
- пользование аудиогидом — 180 рублей;
- профессиональная фотосъёмка/фотосессия (со вспышкой, осветительными приборами, штативом) — 2000 рублей в час;
- непрофессиональная фотосъёмка — бесплатно.
Важно! Фотосъёмка во время проведения экскурсий запрещена.
Как добраться
Музей Державина на карте
Информацию об экскурсиях, расписании и входных билетах можно уточнить у работников музея.
Музей Державина в Санкт-Петербурге, официальный сайт.
Телефоны: (812) 713-07-17, (812) 335-09-82, (812) 493-45-49.
Музей-усадьба Державина, СПб находится по адресу: набережная р. Фонтанки, д. 118.
Приехать в музей можно на личном автотранспорте (предусмотрена парковка), метро, автобусе, трамвае.
Проезд на метро: до станции «Технологический институт», «Сенная площадь».
Внимание! Вход в Усадебный сад с 1 мая 2018 года расположен на набережной реки Фонтанки. Летом сад открыт для посещений до 21 часа. С 19:00 до 21:00 вход бесплатный.
Дополнительная информация
Ежегодно в начале июля (3 числа) в день рождения первого российского поэта рубежа веков в музее проводятся праздники поэзии. Подробности можно уточнить на официальном сайте музея-усадьбы Державина в Санкт-Петербурге.
Домашний театр
Для туристов работает сувенирный киоск. Имеется конференц-зал на 70 посадочных мест, «Домашний Театр» на 52 посадочных места, Медиацентр.
В ближайшей доступности расположены гостиницы, кафетерии. Прямо на территории музейного комплекса открыта гостиница «Усадьба Державина».
Музей-усадьба Г. Р. Державина — это отражение целой литературной эпохи России. Его посещение обогатит впечатлениями и знаниями не только детей, но и взрослых.
*Цены актуальны на 5 августа 2018 г.
Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/muzej-derzavina-v-sankt-peterburge.html
Музей-усадьба Г.Р. Державина
Музей — усадьба Г.Р. Державина при жизни хозяина
Поэт, сенатор, государственный деятель и, по выражению А.С. Пушкина, «бич вельмож» жил в усадьбе на берегу Фонтанки с 1791 по 1816 гг. Приобретенный Г.Р. Державиным дом был перестроен зодчим и по совместительству музыкантом Н.А. Львовым, имевшим с ним дружеские связи.
Эта усадьба обладала притягательной силой для деятелей культуры – в ней бывали Д.С. Бортнянский, Д.И. Фонвизин, В.Л.Боровиковский многие другие. В доме поэта собирались члены общества «Беседа любителей русского слова», ратовавшего за чистоту родного языка. Среди них, кроме Г.Р. Державина, были такие литераторы, как И.А. Крылов, А.С. Шишков.
После смерти хозяев здание было приобретено и перестроено Римско-Католической духовной коллегией. Поэтому подлинные интерьеры усадьбы не дошли до нас, их пришлось заново воссоздавать для музея.
Интерьеры державинской усадьбы
Музей-усадьба Г.Р. Державина был открыт в 2003 г., но интерьерные работы продлились еще восемь лет. Было воссоздано шестнадцать залов. Самые интересные из них выглядят сейчас, как при жизни хозяина:
- Просторный зал, где проводились заседания славной «Беседы».
- Соломенная гостиная с необычными расписанными обоями.
- Гостиная «Диванчик», где бывали самые близкие хозяину люди.
- Кабинет поэта, воссозданный очень точно благодаря сохранившемуся рисунку.
Эти залы наполняют мемориальные предметы, прижизненные изображения Г.Р. Державина, издания с его автографами. Восстановлены также усадебный сад, оранжерея, где находится кафе.
Музейные экспозиции
Музей-усадьба Г.Р. Державина включает несколько экспозиций:
- Г.Р. Державину и русской словесности его времени посвящена экспозиция в залах центральной части усадебного дома.
- «Владельцы русской лиры» — так названа экспозиция, раскрывающая преемственность литературного процесса от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.
- В Западном корпусе с 2015 г. работает Медиацентр, где с помощью современного оборудования посетители имеют возможность познакомиться с уникальными изданиями прошлых веков.
В экспозиционных залах можно полюбоваться фарфором XVIII-XX вв., узнать вехи истории музея А.С. Пушкина, филиалами которого, кроме музея Г.Р. Державина, являются музей — квартира Н.А. Некрасова и другие интересные литературные музеи города.
Источник: http://excava.ru/homestead-derzhavin-museum/
Музей-усадьба Державина
Рубрика: Санкт-Петербург
Музей-усадьба великого русского поэта Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге представляет собой уютное здание-особняк близ одноименного Державинского переулка. Точный адрес – Набережная Фонтанки, 118. С 2004 г. носит официальный статус литературно-мемориального музея, являясь филиалом Всероссийского музейного комплекса А. С. Пушкина.
В состав усадьбы входят также пара флигелей, компактное здание для гостей и зимний сад. Сведения о создании усадьбы поэт представил в стихотворных произведениях «К первому соседу» (1780) и «Ко второму соседу» (1791), адресованных, соответственно, таким известным в городе лицам, как откупщик М. С. Голиков и полковник М. А. Гарновский.
В помещении обширного двуцветного зала начиная с 1811 г. регулярно собирались известные петербургские литераторы, объединившиеся в общество «Беседа любителей русского слова» (Г. Р. Державин, А. С. Шишков, С. А. Ширинский-Шихматов, Д. И. Хвостов, А. А. Шаховской, И.С.Захаров и др.).
В 1847 г. особняк претерпел внутреннюю реконструкцию сообразно потребностям Римско-католического духовного коллегиума, где квартировал грекокатолический архиепископ-митрополит. В эпоху СССР здание использовалось в качестве обычного жилого дома с целым рядом коммунальных квартир.
Постановление о создании музея приняли в 1997 г. Дизайн интерьеров был воссоздан в 2001—2002 гг. по проекту, разработанному петербургскими реставраторами на основе образцов екатерининских времен. Групповые посещение музея практикуются с июня 2003 г.
Планом реконструкции было предусмотрено также воссоздание Польского сада, примыкающего к обратной стороне усадьбы. Парк, аллеями которого некогда прогуливался Державин со своими приспешниками, реконструировали по данным сохранившихся в архивах планов и чертежей.
Это позволило воссоздать его в точном соответствии с оригиналом XVIII в. В уютной тени развесистых древесных крон, как и прежде, в весенний, летний и осенний периоды дает представления труппа Зеленого театра.
Да и в самом здании регулярно проводятся спектакли, музыкальные вечера, научные конференции творческие встречи, что является своеобразной данью традиции в духе заседаний «Беседы любителей русского слова».
Помимо этого, в музее представлено множество экспонатов, иллюстрирующих жизнь и творчество поэта, внесшего бесценную лепту в дело формирования и развития родной русской словесности.
Особое внимание коллектива сосредоточено на детской посетительской аудитории. Так, младшеклассники имеют возможность постигать азы поэтического творчества по специальным программам, созданным работающими в музее педагогами.
Разработаны также специальные обучающие курсы для учеников старших классов и студентов.
Большое познавательное значение имеет тематика регулярно позиционируемых временных экспозиций, представляющих собой выставки живописных полотен, мероприятия, позволяющие больше узнать о развитии в России литературы и театра, проекты, посвященные архитектуре и истории Санкт-Петербурга.
Адрес: набережная реки Фонтанки, д. 118, город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/muzej-usadba-derzhavina-spb
Дом-музей Г.Р. Державина
Любовь граждан и слава намЛишь воздвигают прочны домы;Они, подобно небесам,
Стоят и презирают громы.
Г. Державин28 сентября 2013 года, будучи в Петербурге, я была затащена в музей Державина. Музей — единственный в России музей, посвященный литератору XVIII века! — был открыт в 2003 году, а в 2011 году завершилась реконструкция усадьбы, и он стал знаменит. Туда мечтала попасть моя тетушка, его же мне настоятельно рекомендовала посетить моя преподавательница по фольклору Е.Н Разумовская. Она сообщила, что идти туда следует не самим, а только на экскурсию и только с лучшим экскурсоводом музея, исследователем творчества Державина и — по совместительству — дальним родственником поэта Сергеем Дмитриевичем Дзюбановым. Мы с тетушкой узнали день, когда экскурсию ведет Сергей Дмитриевич и в указанное время подошли ко входу в музей.
Когда мы подошли к началу экспозиции, выяснилось, что на это время назначена школьная экскурсия.
Сергей Дмитриевич Дзюбанов, посмотрев на нас с тетушкой (она выглядела вполне на свои 80) и выслушав наше твердое намерение попасть в музей только с ним, разрешил нам присоединиться к старшеклассникам.
Экскурсия превзошла все мои ожидания: я вышла переполненная впечатлениями и потрясенная силой, глубиной и актуальностью стихов Державина. Дзюбанов читал стихи, много стихов, так читал и такие выбирал, что они ощущались современными.
В 1791 году Гаврила Романович Державин приобрёл недостроенный двухэтажный дом на левом берегу Фонтанки. В XVIII веке по Фонтанке проходила граница города, а левый берег считался загородным, поэтому покупка была дешевой, но уже через 50 лет тут оказался центр города! В купленном доме не было ни печей, ни дверей, а оконные проемы зияли пустотой.
С просьбой о завершении строительства и внутренней отделке здания Державин обратился к своему другу архитектору Н. А. Львову:Зодчий Аттики преславныйМне построй покойный дом.Вот черты и мысли главныЗдесь начертаны перомНа брегу реки Фонтанки.
Гаврила Романович прожил здесь четверть века, до самой смерти, затем здесь жила его вторая жена, а с 1842 года — в связи с отсутствием наследников — дом подвергался большим или меньшим перестройкам. После смерти хозяйки дом и усадьба несколько лет пустовали.
В 1846 году они были приобретены Римско-католической духовной коллегией и немедленно стали перестраиваться и приспосабливаться под многочисленные канцелярии, архивы и квартиры служащих. Были надстроены на один этаж главный дом и флигели на набережной, уничтожена колоннада, изменено оформление фасадов.
Кардинальной перестройке подверглись служебные здания, изменилась планировка, была сломана лестница, появились новые перегородки. В двухсветном зале «Беседы» появилось встроенное перекрытие, а хоры и колонны были уничтожены. Помещения упраздненного домашнего театра занял архив коллегии. Во второй половине XIX века оранжереи были разрушены.
Но с особой страстью наш экскурсовод обрушился на переделки советского времени: во дворце были устроены коммунальные квартиры! Каким образом при этом сохранились остатки прежнего здания — декоративные элементы, в том числе 16 барельефов, — одному Богу известно.
В любом случае Державин оказался пророком, написав о своем доме:Кто весть, что рок готовит нам?Быть может, что сии чертоги,Назначенны тобой царям,Жестоки времена и строгиВо стойлы конски обратят.
В конюшни дворец обращен не был, достаточно было нескольких десятков густонаселенных коммунальных квартир.
В 1988 году здание было передано Музею имени Пушкина и началась работа по его восстановлению.
Изучая места пребывания Державина, особенно внимательно собирая сведения о доме поэта в Санкт-Петербурге, анализируя мемуары близких Державину людей, проживавших или гостивших в доме на Фонтанке, мы вполне отчетливо представляли не только план дома, но и особенности убранства многих комнат. Было очевидно и другое: у Державина, как, может быть, ни у кого из русских поэтов, реальные черты интерьера зримо отразились в его поэзии. И потому основные характеристики литературно-мемориальной экспозиции, концепция будущего музея были ясны задолго до того, как началась реконструкция державинского дома, — пишет С.М.Некрасов (http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10503.php).
http://b1.culture.ru/c/103447.jpg — парадный зал дворца http://www.museumpushkin.ru/assets/images/museums/1stfloor.jpg В парадном зале дворца висят друг напротив друга портреты Г. Державина и Екатерины Второй. Портрет Державина довольно необычный: без медалей и орденов, такой, как поэт просил написать его художника Сальватора Тончи:…ты лучше напишиМеня в натуре самой грубой:В жестокий мраз с огнем души,В косматой шапке, скутав шубой;Чтоб шел, природой лишь водим,Против погод, волн, гор кремнистых,В знак, что рожден в странах я льдистых,Что был прапращур мой Багрим.Не испугай жены, друзей,Придай мне нежности немного:Чтоб был я ласков для детей,Лишь в должности б судил всех строго;Чтоб жар кипел в моей крови,А очи мягкостью блистали;Красотки бы по мне вздыхали,Хоть в платонической любви.Этот портрет, снятый с подрамника, подпорченный, с осыпями, многие десятилетия хранившийся на валу, находился в Третьяковской галерее. Руководство галереи согласилось передать его на временное хранение в дом-музей Державина. Там привели в порядок холст, натянули его на подрамник и вместе с резной золоченой рамой доставили портрет в Санкт-Петербург. Когда они водружали державинский портрет на его историческое место, у кого-то из присутствующих невольно вырвалось: «Добро пожаловать домой, Гаврила Романович». Естественно, что меня привлек не столько портрет поэта, сколько инструмент под ним.Экскурсовод рассказал о детстве Державина, о том, что он учился в первой провинциальной гимназии, что обнаружил необыкновенные дарования к живописи и музыке, и ему прочили блестящее будущее на этих поприщах, а в поэзии это отразилось самым прямым образом: до Державина в русской поэзии не было ни натюрмортов, ни пейзажей.Он, белыми взмахнув крылами,По зыблющей равнине волнПошел, — и следом пена рвами,И с страшным шумом искры, огньПод ним в пучине загорелись…(«Флот»)Багряна ветчина, зелены щи с желтком,Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,Что смоль, янтарь — икра, и с голубым перомТам щука пестрая: прекрасны!(«Евгению. Жизнь Званская»)Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами, Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу, бьет вверх буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит.(«Водопад»)В годы службы в армии (с 1762) начинающий поэт подражал Сумарокову, Тредиаковскому, особенно Ломоносову, сотрудничал с «Петербургским вестником», делал переводы с немецкого, которым хорошо владел. В 90-е годы в доме Державиных собирался львовско-державинский литературный кружок, здесь читали друг другу новые сочинения, готовили их к изданию, обсуждали иллюстрации. Для Державина, который был без достаточного образования (только гимназия), это было важно, хотя именно потому он, возможно, и пошел своим оригинальным путем; а об атмосфере встреч прекрасно говорит написанный ранее стих «Пикники».Но если весел кто, забавен,Любезнее других тот нам;А если скромен, благонравен,Мы чтим того не по чинам, Нас не касаются раздоры,Обидам места не даем;Но, души всех, сердца и взорыСовокупя, веселье пьем.А кто, кроме Державина, мог — до него и в его время — написать подобное обращение «Властителям и судиям»? Даже при том, что это вольное переложение 81-го псалма? Написано чеканно, резко, точно, образно и мощно:Восстал всевышний бог, да судитЗемных богов во сонме их;Доколе, рек, доколь вам будетЩадить неправедных и злых?Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных.Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!Покрыты мздою очеса:Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстны,И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет!От гнева императрицы автора спасло только то, что библейский текст крамольным быть все-таки не может.Подойдя к часам, С. Дзюбанов продекламировал стихи на смерть кн. Мещерского. Он читал их так, что казалось — бьют часы, бьет колокол, бьют удары неумолимого времени.Глагол времен! металла звон!Твой страшный глас меня смущает;Зовет меня, зовет твой стон,Зовет — и к гробу приближает.Едва увидел я сей свет,Уже зубами смерть скрежещет,Как молнией, косою блещет,И дни мои, как злак, сечет.»Какую же эпитафию ты мне напишешь?» — спросил его подружившийся с ним, несмотря на 14 лет разницы, А. Суворов. Знаменитые слова на его могиле: «Здесь лежит Суворов» — принадлежат Державину.Первая жена Гаврилы Романовича, Екатерина Яковлевна, была воспета им в стихах под именем Плениры. Это была дочь камер-лакея императора Петра III португальца Бастидона и кормилицы Павла I. Она и Павел Петрович были молочными братом и сестрой, но так как Державин в свое время восхвалял Екатерину II, то Павел его недолюбливал и постоянно бросал на него тень (то есть освободил от всех государственных постов). Она была вдвое моложе 35-летнего Державина. В стихотворении «Невесте» поэт превозносил ее красу:Как по челу власы ты рассыпаешь черны, Румяная заря глядит из темных туч; И понт как голубый пронзает звездный луч, Так сердца глубину провидит взгляд твой скромный.
В 1778 году Державин женился. С женой он даже не ссорился никогда, хотя ссорился со всеми, неустанно воюя за правду. Екатерина Яковлевна была начитанна, спокойна, кротка и умна, отличалась хорошим вкусом.
Она увлекалась художественным рукоделием: вышивала, рисовала, искусно вырезывала силуэты и вставляла их в рамки и табакерки, изготовляла картины для узоров и разрисовывала по соломе обои, тогда бывшия новинкою (https://memoirs.ru/texts/Mil_RV903_283_2.htm).
Екатерина Яковлевна брала уроки у Боровиковского. Полукруглая столовая украшена соломенными обоями ее работы.
Первые, наверное, живые, человеческие любовные стихи в русской литературе о любимой жене написаны Гаврилой Романовичем:Мне любезная предстанет В прежней нежности своей, И внимать, как прежде, станет Нежности она моей. Сколько будет разговоров! Сколько радостей прямых! Сколько милых, сладких взоров, Лучше и утех самих!Здесь сам стих уже не тяжел и не громоздок.Портрет Екатерины Яковлевны Державиной кисти Боровиковского не могу не приложить, хотя во дворце я его не видела. Фото из Интернета.Екатерина Яковлевна умерла в возрасте 33 лет от туберкулеза.Уж не ласточка сладкогласнаяДомовитая со застрехи —Ах! моя милая, прекраснаяПрочь отлетела, — с ней утехи.Не сияние луны бледноеСветит из облака в страшной тьме —Ах! лежит ее тело мертвое,Как ангел светлый во крепком сне.Роют псы землю, вкруг завывают,Воет и ветер, воет и дом;Мою милую не пробуждают;Сердце мое сокрушает гром!О ты, ласточка сизокрылая!Ты возвратишься в дом мой весной;Но ты, моя супруга милая,Не увидишься век уж со мной.Зная традиции крестьянского плача, невозможно не услышать в этих стихах их отражения, в сочетании с высоким штилем.
Пара зал дворца с сайта http://www.culture.ru/institutes/2963/muzey-usadba-g-r-derzhavina
Из этого полукруглого зала есть выход в сад, это итальянская планировка. О многих деталях интерьера рассказывал нам гид, и о том, что происходило в этих стенах, какие дискуссии и шутки, сценки разыгрывались, какие разочарования и переживания довелось испытать тут хозяину.
Фигура Ганимеда
Вот этот зал с верхней галереей был уставлен стульями для лекции:И вот наш С.Д.Дзюбанов читает школьникам стихи Державина:В течение четверти века, с 1791 по 1816 год, особняк являлся одним из главных центров культурной жизни Петербурга. Здесь собиралась творческая элита общества. Постоянными гостями дома были участники львовско-державинского кружка: Н. А. Львов, В. В. Капнист, А. Н.
Оленин, В. Л. Боровиковский, Д. С. Бортнянский, бывали Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев. С 1811 года в парадном зале особняка ежемесячно заседала знаменитая «Беседа любителей русского слова». Здесь звучали новые произведения Г. Р. Державина, И. А. Крылова, А. С. Шишкова, Н. И. Гнедича, А. А. Шаховского и других авторов, обсуждались вопросы развития русского языка и литературы.
В зал набивалось до трехсот человек, и Державин был душой компании. С. Дзюбанов рассказал байку о том, как И. Крылов любил дремать на диване во время обсуждений литературных вопросов, и как Дм. Хвостов написал о нем стишки:Небритый и нечёсаный,Взвалившись на диван.Как будто неотёсанныйКакой-нибудь чурбан.
Лежит совсем разбросанныйЗоил Крылов Иван:Объелся он иль пьян?
Крылов угадал стихокропателя: „В какую хочешь нарядись кожу, мой милый, а ушей не спрячешь“, — сказал он. Месть его была добродушной.
Под предлогом желания прослушать новые стихи графа Хвостова, он напросился к нему на обед, ел и пил за троих, а когда хозяин, пригласив гостя в кабинет, начал читать стихи свои, Крылов завалился на диван и проспал до позднего вечера (цит. по http://fisechko.ru/100vel/origin/55.html).
Во дворце был и театр, маленький домашний театр:Державин писал пьесы, и лучшие актеры играли в его театре, ставили там трагедии Озерова и Шаховского.Второй женой Державина была Дарья Алексеевна Дьякова, из довольно выдающейся семьи: на ее родных сестрах были женаты два близких друга поэта — Львов и Капнист. Портрет Дарьи Алексеевны висит в столовой второго этажа:
.
Это была высокая, красивая, сильная духом женщина, стараниями которой состояние поэта удвоилось. Получив предложение, Дарья Алексеевна пожелала узнать о материальном благополучии жениха, потребовала приходно-расходные книги и две недели их изучала. Сохранились ее записи о расходах, в которых стояли даже ¼ копейки на корм птичке. О ней он писал в стихах как о Милене.
Характер Гаврилы Романовича был вспыльчивый, прямолинейный.Не умел я притворяться,На святого походить,Важным саном надуватьсяИ философа брать вид;Я любил чистосердечье,Думал нравиться лишь им,Ум и сердце человечьеБыли гением моим.Если я блистал восторгом,С струн моих огонь летел,Не собой блистал я — богом;Вне себя я бога пел.
(«Призвание»)
В доме поэта меня заинтересовал, конечно, клавикорд, 1792 года:
Известно, что литераторы того времени старались переводить иностранные слова на русский, и Державин употреблял слово тихогром вместо фортепиано. Ноты на клавикорде — собрание народных русских песен «с их голосами» Львова и Прача (1790).
А также шахматный столик:
И письменный столик:На необычную форму письменного столика многие обратили внимание, и гид пояснил, что в то время – с легкой руки Екатерины Второй – считалось, что именно такая форма стола самая удобная, чтобы за ним сидеть. Может быть, это и так. В то время все вокруг приспосабливали к потребностям человека, особенно богатого.
Вид из окна второго этажа:
Наиболее значимой комнатой дома является кабинет Державина, воссозданный по рисунку П. А. Кожевникова и воспоминаниям современников. Вся мебель в нем выполнена «по изобретению» поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с «подъемным налоем», диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились «проекты по делам службы» и «стихотворство».Здесь наш гид прочел нам стихотворение Державина «Бог»:Я связь миров, повсюду сущих,Я крайня степень вещества,Я средоточие живущих,Черта начальна Божества.Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю;Я царь, — я раб, — я червь, — я бог! —Но будучи я столь чудесен,Отколь я происшел? — Безвестен;А сам собой я быть не мог.Твое созданье я, Создатель,Твоей премудрости я тварь,Источник жизни, благ Податель,Душа души моей и Царь!
Источник: https://in-es.livejournal.com/281806.html