Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

Слайд 1Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ: ОТ РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ —

Слайд 2Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» За последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества.

Слайд 3Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

А. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951
6 июля 1933 года
(Исаак Бродский, Евгений Кацман, Александр Герасимов)

Слайд 4Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

Рождение метода социалистического реализма

Слайд 5Описание слайда:

Август 1934 года – А.А. Жданов выступает на первом Всесоюзном съезде советских писателей
«Социалистический реализм как действительность в ее революционном развитии»

Слайд 6Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – СТИЛЬ ИЛИ МЕТОД? Принципы социалистического реализма НАРОДНОСТЬ ПАРТИЙНОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ

Слайд 7Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
Василий Ефанов (1900-1978)
«Незабываемая встреча. Руководители Партии и Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности в Кремле». 1936-1937 гг.

Слайд 8Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

Иван Владимиров (1869-1947)
Иностранные туристы в Ленинграде. 1937

Слайд 9Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

Сергей Герасимов (1885-1964)
Колхозный праздник. 1937
Аркадий Пластов (1893-1972)
Колхозный праздник. 1937

Слайд 10Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IVОписание слайда:

Александр Дейнека (1899-1969)
Стахановцы. 1937

Слайд 11Описание слайда:

Проект Дворца Съездов. 1930-е г.

Слайд 12Описание слайда:

А. Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути. 1938

Слайд 13Описание слайда:

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Борис Иогансон (1893-1973)
На старом уральском заводе. 1937

Слайд 14Описание слайда:

Б. Иогансон. Допрос коммунистов. 1933

Слайд 15Описание слайда:

ОБРАЗЫ НОВЫХ ЛЮДЕЙ: ЛЮДИ ТРУДА
Александр Самохвалов (1894-1971)
Метростроевка со сверлом. 1937

Слайд 16Описание слайда:

Юрий Пименов (1903-1977) Новая Москва. 1937

Слайд 17Описание слайда:

СПОРТ
А. Дейнека. Бег. 1933

Слайд 18Описание слайда:

А. Самохвалов
С.М. Киров принимает парад физкультурников 1935.

Слайд 19Описание слайда:

Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)
В саду. Портрет Нины Гиляровской. 1912 год

Слайд 20Описание слайда:

Портрет К.Е. Ворошилова. 1927. 

Слайд 21Описание слайда:

Ленин на трибуне. 1930.

Слайд 22Описание слайда:

Первая Конная Армия. 1933

Слайд 23Описание слайда:

Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной. 1934

Слайд 24Описание слайда:

К. Малевич Красная конница. 1932
«Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы»

Слайд 25Описание слайда:

Париж. Кабаре. 1934 год «О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок». 1935.

  В полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства»

Слайд 26Описание слайда:

Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года
Размер холста — 7 на 11 метров (размеры картины «Явление Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров). 

Слайд 27Описание слайда:

И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938

Слайд 28Описание слайда:

Колхозное стадо. 1950-е гг.

Слайд 29Описание слайда:

Портрет И.В. Сталина. 1939 год
И. В. Сталин и А. М. Горький в Горках. Конец 30-х.

Слайд 30Описание слайда:

После дождя (Мокрая терраса). 1935
Портрет балерины О.В. Лепешинской. 1939

Слайд 31Описание слайда:

Семейный портрет. 1938
Деревенская баня. 1938

Слайд 32Описание слайда:

Гимн Октябрю. 1942 

Слайд 33Описание слайда:

И.В. Сталин на передовой
1944

Слайд 34Описание слайда:

Похороны Сталина. 1953 год
Улица в Бенаресе. 1954 год

Слайд 35Описание слайда:

Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955

Слайд 36Описание слайда:

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1917-1934 гг. Революционный утопизм Художественный плюрализм Социалистический реализм

Слайд 37Описание слайда:

ИСКУССТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945

Слайд 38Описание слайда:

Ираклий Тоидзе
Родина-мать зовет
1941

Слайд 39Описание слайда:

Альфред Лит. Лорд Китченер. 1914
Джэймс Флэгг. I want you for U.S. Army 1917
Дмитрий Моор. Ты записался добровольцем? 1920

Слайд 40Описание слайда:

Кукрыниксы (Куприянов Михаил 
Крылов Порфирий 
Соколов Николай ) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»  
1941 

Слайд 41Описание слайда:

Кукрыниксы. Таня. 1942

Слайд 42Описание слайда:

С. В. Герасимов Мать партизана. 1943. 

Слайд 43Описание слайда:

Павел Соколов-Скаля (1899-1961)
Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен. 1942

Слайд 44Описание слайда:

Михаил Авилов (1882-1954)
Поединок Пересвета с Челубеем 1943

Слайд 45Описание слайда:

А. Пластов Фашист пролетел 1942

Слайд 46Описание слайда:

Федор Богородский (1895-1959)
Слава павшим героям. 1945

Слайд 47Описание слайда:

Борис Неменский (род. 1922) Мать 1945

Слайд 48Описание слайда:

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 1950-1960-Х ГГ. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ «ОТТЕПЕЛЬ» «СУРОВЫЙ СТИЛЬ» РОЖДЕНИЕ НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Слайд 49Описание слайда:

ИСКУССТВО НАКАНУНЕ «ОТТЕПЕЛИ» 1946-1954

Слайд 50Описание слайда:

Федор Шурпин (1904-1972)
Утро нашей Родины. 1946-1948

Слайд 51Описание слайда:

Никита Чебаков (1916-1968)
Павлик Морозов. 1952

Слайд 52Описание слайда:

Александр Лактионов
(1910-1972) Переезд на новую квартиру. 1952

Слайд 53Описание слайда:

А. Пластов. Ужин трактористов. 1951

Слайд 54Описание слайда:

Михаил Суздальцев. Завтра в школу. 1951

Слайд 55Описание слайда:

Борис Гринин. Подарок. 1954

Слайд 56Описание слайда:

Виктор Зарецкий. Теща. 1954

Слайд 57Описание слайда:

Федор Решетников
(1906-1988) Прибыл на каникулы. 1948

Слайд 58Описание слайда:

Федор Решетников Опять двойка
1952

Слайд 59Описание слайда:

Федор Решетников Переэкзаменовка. 1954

Слайд 60Описание слайда:

Татьяна Яблонская. Утро. 1954

Слайд 61Описание слайда:

Г.С. Столбова «За детство счастливое наше…». 1949

Слайд 62Описание слайда:

Галина Столбова. Юный пограничник. ЛФЗ. 1951

Слайд 63Описание слайда:

Анатолий Киселев Впервые
1954

Слайд 64Описание слайда:

А.А. Киселев

Слайд 65Описание слайда:

А. Киселев. Молодые. 1963

ЕГЭ. История. Кратко. Культурная революция в СССР

Культурная революция в СССР

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция.

  • Культурная революция
  • Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР  с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.
  • История термина
  • Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых
  • Далее этот термин использовал Ленин В.И. в статье « О кооперации» (1923): «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
  1. Цели
  • Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя
  • Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян
  • Ликвидация безграмотности
  • Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения
  • Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия
  • Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

  • 23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.
  • Созданы государственно — партийные органы для управления культурной жизнью : Агитпроп — отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР ( действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован  в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения( государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В.), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.
  • Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.
  • Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.
  • Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование. По всей стране создавались ликбезы — центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»
  • Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).
  • Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.
  • Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.
  • Активно привлекались к работе учёные царской России.
  • Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе» ( обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры
  • С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции — «врагов народа» : «Академическое дело» ( дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» ( о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).
  • С 1929 начали работу шарашки — технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.
  • Создан Пролеткульт(работал с 1917-1932).
  • В искусстве был утверждён единый метод — социалистический реализм
Читайте также:  Набережная южной дороги в санкт-петербурге

Итоги

  • К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.
  • Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.
  • Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.
  • Формировался слой советской интеллигенции из рабочих и крестьян.
  • Введено бесплатное всеобщее начальное образование
  • Налажен выпуск огромными тиражами книг, журналов, газет
  • Унификация культурной и духовной жизни в стане
  • В годы первых пятилеток( 1928-1932, 1933-1937) больших успехов достигла наука , учёные: И.П.Павлов, И.В.Мичурин, А.Е.Ферсман, Н.Д.Зелинский, К.Э.Циолковский, А.П.Карпинский, В.А.Обручев – добились мирового признания.

Примечание.

О культуре 1920-1930- годов готовится отдельная статья. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Урок 20. культурное пространство в 30-е гг. — История — 10 класс — Российская электронная школа

История, 10 класс. Урок № 20.

Тема – Культурное пространство в 30-е гг.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Формирование «нового человека». Культ героев.

2. Культурная революция.

3. Достижение отечественной науки в 1930-е гг.

4. Советское искусство.

5. Повседневность в 1930-х гг.

6. Общественные настроения.

7. Культура русского зарубежья.

Тезаурус:

«Коммуналка» — разговорное от жилищно-коммунальных услуг — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Барак (от итал. baracca — хижина) — временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное, с общей кухней и санузлом.

Культурная революция — социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — приобщение трудящихся к достижениям культуры.

Русское зарубежье — Учебные заведения и педагогическая мысль в русской эмиграции после 1917. Эмиграция российских граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с нач. 1918 до 30 х гг.), вызванная установлением эмигрантов

Социалистический реализм — творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1. /М.М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В. Торкунова.- М.; Просвещение, 2016.

Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”. Москва – Московский рабочий – 1999 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

Культурная революция подразумевала, во-первых, рост образовательного уровня советских граждан, во-вторых – обеспечение проникновения и господства марксизма-ленинизма во все сферы духовной жизни страны.

30-е годы – консервативный переворот в образовании. Возвращается урочная система, домашние задания, строгая дисциплина, восстановлено преподавание истории и географии.

В начале 30-х гг. начался переход к обязательному 4-летнему образованию, в 1937 – к семилетнему. В то же время резко выросло число школ (за 5 лет рост в 2 раза) и высших учебных заведений. К 1939 году грамотность в СССР достигла показателя в 87,4% от всего совершеннолетнего населения. К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учеников и студентов.

  • Ведущий стиль искусства в 30-е годы, продвигаемый государством –соцреализм (социалистический реализм).
  • Соцреализм основывался на следующих положениях:
  • 1) Народность – произведение должно быть понятно простому народу, использовать элементы народной культуры;
  • 2) Идейность – цель произведений заключается в пропаганде коммунистических идеалов;

3) Конкретность – настроение картины должно соответствовать характеру изображаемой эпохи (если картина об эпохе капитализма – все страдают, кроме капиталистов, если об эпохе социализма – страдают капиталисты, а народ радуется). В 20-30-е гг., несмотря на жёсткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».

Известными становятся десятки актёров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов).

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъёме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др.

Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седова на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: В 20-30-е гг.

, несмотря на жесткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.

  1. Примеры и разбор решения заданий
  2. 1.Вставьте пропущенные слова в предложениях:
  3. _______________- это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

______________— временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное.

_____________— значит то, что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает декретированием, что все задачи свои он может решить коммунистическим

Правильный вариант: Культурная революция, изба-читальня, футуризм.

2.Назовите фамилию русского академика, борца с генетикой, изображенного на снимке.

Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

  • Ответ___________
  • Правильный вариант:
  • Трофим Денисович Лысенко.

Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда — Вопросы литературы

Печатается с сокращениями.

В последнее время студенты, изучающие советскую культуру, уделяют все большее внимание периоду перехода от авангарда 1920-х годов к социалистическому реализму 30-х и 40-х1.

До недавнего времени этот переход не выглядел проблематичным: он обычно трактовался как победа сталинского консервативного и деспотического режима, как крах «правдивого, современного и революционного» искусства русского авангарда, как распространение «обратного искусства», в духе натурализма XIX столетия, отражающего низкий культурный уровень как широких народных масс, так и партийного руководства. Но тщательное и пристальное изучение этой эпохи опровергает подобное чисто социологическое объяснение происшедшей смены направлений.

Читайте также:  Иван ожогин даст концерт в спб 4 апреля 2019

Во-первых, возражение вызывает декларируемая близость социалистического реализма искусству XIX века (названному «критическим реализмом»). На самом деле соцреализму как идеальному («мечтательному») искусству чужда бесстрастная аналитичность и критицизм (иногда откровенно дидактический) его «предшественника». Соцреализм – искусство образцовое и нормативное.

Тем не менее он не может считаться новой версией классицизма, несмотря на широкое использование в художественных композициях классических элементов. И характер античных стилизаций в соцреализме иной, чем, скажем, в искусстве нацистской Германии (при схожести многих аспектов).

Соцреализм рассматривает общество, созданное в СССР, как наивысшее достижение всей истории человечества. Отсюда отсутствие ностальгии по утраченному «античному идеалу» 2, что было свойственно западноевропейскому искусству.

Социалистический реализм является одним из направлений искусства 30 – 40-х годов, в которых художники возвращаются к образному стилю после периода преобладания авангардистских течений. Эта «реакция» охватила и другие страны.

Во Франции возникает неоклассицизм, в Бельгии и Голландии получают распространение различные формы «магического реализма», в США – региональная живопись. Тот же переход к образному искусству наблюдается и в странах с тоталитарными режимами. Тем не менее, несмотря на отмеченную общность тенденций, стилистические различия между соцреализмом и параллельными движениями в искусстве более чем очевидны.

Все вышесказанное убеждает в том, что соцреализм сталинской эпохи является оригинальным течением в искусстве, обладающим собственной самобытной стилистикой. Общее описание существующих различий и входит в задачу данной работы.

Характерной чертой социалистического реализма становится возвращение к художественной манере, близкой русской реалистической живописи XIX века – прежде всего школе передвижников.

Но преемственность обманчива, ибо использование традиционных приемов для воплощения совершенно другого идеологического содержания в изменившихся социальных и исторических условиях приводит к фундаментальному разрушению самой художественной формы реалистического искусства.

Аналогичная ситуация сложилась и в интерпретации русского авангарда. Он часто трактуется в чисто эстетическом, формально стилистическом плане3, что противоречит главной цели этого направления, стремившегося преодолеть обычный созерцательный взгляд на творчество.

Несмотря на то, что сегодня работы русских художников-авангардистов выставлены во многих музеях мира и воспринимаются как произведения искусства, мы не должны забывать, что сами авторы демонстрируемых полотен выступали за уничтожение музеев как социального института.

Им претило представление о художественном творчестве как индивидуальном, «штучном» производстве картин, служащих объектом эстетического созерцания.

Отсюда стремление создавать не традиционные полотна, а проекты и модели для полной перестройки мира на новых основаниях, согласно которым исчезала разница между потребителем и производителем, между художником и зрителем, между произведением искусства и предметом потребления.

Тот факт, что картины русских авангардистов висят в современных музеях как традиционные работы, лишь свидетельствует о том, что идеология авангарда потерпела поражение и окончательно утратила свои исторические позиции.

Если авангардная живопись появилась в выставочных залах в несвойственной ей первоначально роли (подобно находящимся там же иконам), то искусство социалистического реализма не представлено в должной мере ни в музеях Советского Союза, ни на Западе.

В СССР эта живопись и скульптура исчезли еще в период «оттепели», а на Западе и вовсе никогда не рассматривались в качестве произведений искусства.

Сложившееся положение соцреализма «за рамками» искусства закономерно, являясь доказательством духовной близости авангарду, во времена которого желание выйти из тесных стен музеев становилось побуждающим импульсом художественных экспериментов.

Искусство соцреализма, как и авангард, стремилось преодолеть сложившиеся взаимоотношения: художник – зритель – объект восприятия. Поэтому, несмотря на внешнее сходство с реалистической манерой, соцреализм не может рассматриваться как реализм низкого качества.

Коллективистская программа социалистического реализма была устремлена к преодолению традиций – к синтезу эстетического («высокого») и утилитарного (искусство как средство воспитания). И в этом соцреализм продолжает стратегию русского авангарда, правда, с использованием других приемов.

Происшедшая смена приемов также не случайна и не может рассматриваться как искусственное разрушение манеры авангарда, как нечто, навязанное извне. Более того, к концу 20-х годов русские авангардисты в разных формах начинают возвращаться к прежним репрезентативным принципам: Малевич вырабатывает собственную интерпретацию традиционной живописи; Родченко, Эль Лисицкий, Клуцис увлекаются фотомонтажом, где в рамках прежней авангардистской композиции происходит поворот от чистого эстетизма к фигуративности. Именно движение от портретного изображения к перестройке жизни (свойственное поздним композициям авангарда) становится движущей силой искусства социалистического реализма. За чисто внешними, формальными различиями между соцреализмом и русским авангардом (как, например, между фотомонтажом и полотнами общества станковой живописи) скрывается единство их конечных целей – создание нового мира с помощью организационных и технических методов социалистического строительства, в котором художник соединяет творчество и утилитаризм. Итак, внешняя реалистичность социалистического реализма не имеет ничего общего с подражательной природой живописи XIX века и целиком принадлежит искусству XX столетия, задача которого – проектирование будущего.

Самым сложным и спорным моментом в становлении социалистического реализма по-прежнему остаются формы и причины перехода от «жизнетворчества» в духе авангарда к «жизнетворчеству» соцреализма. Этот процесс обусловлен как внутренней логикой развития авангарда, так и сменой оценок и приоритетов в советской идеологии 20 – 30-х годов.

Искусство как строительство жизни – давняя традиция русской культуры. Истоки ее могут быть прослежены в теургической концепции Владимира Соловьева, впоследствии позаимствованной русскими символистами. Однако решающий шаг к пониманию искусства как преображению мира, а не его отражению был сделан К. Малевичем.

Для Соловьева и символистов непременным условием теургического искусства4 было открытие художником скрытого идеального порядка космоса («софийность») и общества («соборность»). «Черный квадрат» Малевича символизировал опознавание небытия или абсолютного хаоса, лежащего в основе вещей.

Для Малевича черный квадрат означал начало новой эры в истории человечества и космоса, в нем все данные формы космической, физической или другой какой-либо реальности раскрывали свою иллюзорность.

Малевич, натура мистическая и созерцательная, отвергал технический прогресс и социальные институты, пытавшиеся взамен дискредитируемым христианским ценностям искусственно навязать свои.

В то же время Малевич пришел к заключению, что новая перестройка мира на эстетических основаниях для установления утраченной гармонии необходима5.

«Архитектоника», или схематичность, Малевича стала проектом осуществляемой перестройки, а супрематические композиции художника были одновременно созерцанием внутренних космических энергий и проектами новой организации космоса. И вряд ли является совпадением то, что во время дискуссии с представителями Ассоциации художников революционной России Малевич отстаивал позиции «создания жизни», демонстрируя тем самым фундаментальную солидарность устремлений русских авангардистов.

Логический вывод из концепции супрематизма Малевича как «последнего искусства» был сделан среди прочих Татлиным и Родченко, призвавшими к полному отказу от мольбертной живописи в пользу прямого конструирования новой реальности.

Радикализм конструктивистов не может быть объяснен лишь специфическими надеждами, возникшими у художников после Октябрьской революции с ее лозунгами всеобщей перестройки страны в соответствии с единым планом.

Если, по Марксу, философия должна двигаться от объяснения мира к его изменению, то этот тезис только подтверждал для художников авангарда обоснованность их собственной цели – оставить пассивное портретное изображение мира и обратиться к его творческой трансформации.

Кроме того, приведенные параллели между взглядами марксистов и авангардистов показывают, что художник, стремившийся к переустройству жизни, волей-неволей вступал в состязание с силой, преследовавшей ту же задачу, но только больше в области экономики и политики.

Проект превращения страны, а в конечном итоге и всего мира в произведение искусства (создаваемого коллективно, в соответствии с общей художественной композицией), вдохновивший русских авангардистов в первые послереволюционные годы, привел к субординации искусства, политики, экономики, технологии и их подчинению единой воле творца. То есть в конце концов воле одного художника-демиурга.

В некотором смысле подобная точка зрения авангардистов означала возвращение к античному синтезу искусства и техники – объединению, которое Сократ дополнил еще и деятельностью законодателя.

Читайте также:  Статьи о городе Санкт-Петербург

Отказ авангардистов от художественной автономии и «буржуазных» взаимоотношений между художником и зрителем («производителем» и «потребителем») привел их к требованию политической власти.

Утверждение новой власти как идеального инструмента для осуществления эстетических задач особенно характерно для ранних заявлений художников и теоретиков авангарда.

Так, один из идеологов конструктивизма, Алексей Ган, отказываясь от отображения жизни в искусстве, настаивал на его сугубо практическом предназначении.

Для него все должны стать «конструктивистами в общем деле строительства и движения многомиллионных человеческих масс» 6. Этот пафос разделяли не все. Например, И.

Пуни скептически относился к иллюзиям конструктивистов, отождествивших художника и инженера7. Но подобные трезвые суждения со временем звучали все реже.

Родченко и Татлин, одними из первых выступившие за эстетическое проектирование новой действительности, впоследствии сами становятся объектами резкой критики: их обвинили в отказе от практических задач творчества и увлечении формальным экспериментаторством.

Эволюция авангарда от Малевича до конструктивистов и далее к Лефу проходила по линии ужесточения требований: отказа от традиционной художественной индивидуальности и безусловного выполнения новых социальных задач8.

Проделанный авангардом путь не укладывается, таким образом, в рамки привычной концепции, согласно которой художники, ставшие жертвами революционных иллюзий, в новых условиях были вынуждены от них отказаться.

Даже если предположить, что эстетические программы авангарда были лишь иллюзиями, то эти иллюзии впоследствии оказались плодотворными, дав ростки.

Если проследить развитие внутренней полемики внутри авангардистских течений или их конфронтацию с другими художественными группами, то станет очевидным нарастание политических обвинений. Эстетические дискуссии постепенно превращались в откровенную борьбу за влияние, за власть.

Производственная позиция Лефа – крайняя точка развития авангарда. Здесь переосмыслены и отвергнуты многие ранние установки авангарда: индивидуализм, эстетизм, буржуазность.

Поэтому позднейшая массированная критика соцреализмом авангарда не содержит ничего нового – она лишь повторяет обвинения, сформулированные в процессе развития самого авангарда.

Представителей авангарда обычно обвиняли в пренебрежении человеческим фактором в планах переустройства мира. Свои взгляды (чуждые большинству русского народа) они стремились навязать, используя политическую и административную власть, предоставленную революцией. Этот «тоталитаризм» осознавался и самими авангардистами.

Художники-авангардисты, как и марксисты, верили, что вкусы формируются окружающей средой. Исторически они были материалистами, считая, что можно перестроить механизмы человеческого восприятия путем изменения самого мира. Малевич полагал, что при взгляде на его «Черный квадрат»»меч» выпадет из рук героя и молитва замрет на губах «святого» ## H.

Социалистический реализм как реализация авангарда

Гройс Борис. Gesamtkunstwerk Сталин

Термин Gesamtkunstwerk был введен в обращение композитором Рихардом Вагнером в середине XIX века. В Википедии дано семь вариантов его перевода на английский язык. Столь же неопределенно это понятие на русском. Именно поэтому Борис Гройс использует его без перевода.

Этот довольно широко используемый термин можно истолковать, например, как «совокупное или синтетическое художественное произведение». Этим понятием Вагнер стремился описать «искусство будущего», которое виделось ему как синтез, объединение всех видов искусств.

Но в контексте книги Gesamtkunstwerk можно расшифровать скорее как «тотальное искусство Сталина», которое автор рассматривает в определенном смысле как наследника русского авангарда, ставившего своей целью ни много ни мало радикальное преобразование искусства. И для понимания его требовался новый человек.

В этом смысле цели авангарда и советских вождей совпадали. А под искусством Сталина в данном случае понимается вся его деятельность как демиурга, творца советской истории.

Совпадение целей авангарда и советских вождей было неслучайным. Гройс отмечает, что советский проект был задуман как абсолютно искусственная конструкция, в которой человек должен был обрести новые черты.

Его, так же как и все общество, предстояло создать в результате сознательных усилий революционного авангарда — тех, кто уже перековал себя и создал партию нового типа, являющуюся зародышем нового общества.

И в этом смысле советский проект родственен искусству, причем именно авангарду, и отличается от всех других революционных проектов, таких, например, как Французская революция, вожди которой скорее стремились, как они считали, вернуть человека в его естественное состояние.

Те, кто задумал советский проект, пишет Гройс, предполагали, что «русский пролетариат будет освобожден от отчуждающего труда, которым он вынужден заниматься в условиях капиталистической эксплуатации, и превратится в коллективного художника, творящего новый мир и в то же время себя как художественное произведение».

Точно так же авангард стремился создавать новый мир, неотъемлемой частью которого станет новое искусство. «Русский авангард рассматривал себя не как искусство критики, а как искусство власти, способное управлять жизнью российских граждан и всего мира».

Знаменитые строки «Интернационала» «Мы наш, мы новый мир построим — кто был ничем, тот станет всем» вызывали одинаковый энтузиазм и у коммунистов, и у футуристов. Не зря Маяковский ставил эти слова рядом:

  • Только тот коммунист истый,
  • Кто мосты к отступлению сжег.
  • Довольно шагать, футуристы,
  • В будущее прыжок!

И тут-то пути партии и художественного авангарда разошлись.

Еще Ленин говорил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», то есть призывал ковать нового человека, не забывая о старых богатствах; Ленин был великий утопист, но свою утопию он хотел построить на крепком фундаменте. Сталин пошел дальше: он не терпел соперничества в борьбе за души людей, поэтому авангард и Сталин ужиться не могли. И кто из них более прав в этой борьбе за будущее человечества, обсуждать уже бессмысленно.

Контекст их соперничества изжит.

Обращенные к Сталину обвинения, что он запретил и уничтожил авангард, бессмысленны — хотя бы потому, что авангард был не менее тоталитарен в своих художественно-политических устремлениях, чем Сталин.

Авангардисты ведь тоже хотели сбросить Пушкина с корабля современности. И в этом смысле им просто не повезло, что среди советских вождей не оказалось их поклонников. Иначе, возможно, мы бы сейчас сокрушались о судьбе реалистов.

Как замечает Гройс, «все более и более настойчиво художники, поэты, писатели и публицисты авангарда комбинировали эстетические обвинения с политическими, прямо призывая государственную власть приступить к репрессиям против их оппонентов.

Но по мере того, как стабильность советского режима стала все более очевидной и самые широкие круги интеллигенции, поначалу враждебные большевикам, стали переходить к их поддержке (что последними, естественно, приветствовалось), база авангарда стала неуклонно сокращаться».

Выбор социалистического реализма Сталиным, как считает, Гройс оказался более адекватным тем задачам, которые Сталин ставил перед своей властью, — задачам воспитания нового человека.

При этом, как отмечает Грейс, социалистический реализм совсем не был тем, за что его принимали многие современники, — отражением традиционалистского вкуса масс, будто бы любящих подражание классике.

Массам-то как раз нравились голливудские комедии, джаз и приключенческие романы, а не соцреализм, от которого за километр разило высокомерным менторством, скукой и «полным отрывом от реальной жизни, отрывом, по радикальности не уступавшим “Черному квадрату” Малевича».

«В сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду».

Но со смертью вождя началось разложение соцреализма, просто потому, что он, как и авангард после Гражданской войны, оказался не приспособлен к массовому потреблению в обществе, уставшем от пресса сталинского режима.

И Гройс замечает, что западному ценителю советского искусства — и авангарда, и соцреализма — не понять перегруженность сознания советского человека (а книга писалась в середине восьмидесятых, под занавес советской власти) образами, которые связывают и то и другое с «проклятым» прошлым.

Гройс Борис. Gesamtkunstwerk Сталин. — М.: Ad Marginem Press, 2013. — 168 с. Тираж 3000 экз.

Александр Механик

Эксперт

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector