Иконы Казанского собора в Петербурге: история и интересные факты
Вспоминая самые известные достопримечательности огромного города Санкт-Петербурга, нельзя не вспомнить Казанский Собор — старинное сооружение, храм, который хотят посетить миллионы людей не только нашей страны, но и других государств. А когда речь идет о данном соборе, то невозможно не упомянуть чудотворные иконы Казанского собора.
Гостей у входа встречают скульптуры Барклая де Толи и Кутузова, установленные когда-то Орловским. Собор был возведен в 19 веке, и по сей день он популярен не только среди старших поколений, но и среди подростков, в особенности тех, кто изучает историю нашей страны и углубляется в её культуру.
История создания собора
Казанский собор в Петербурге
Из истории строительства собора известно, что в 1801 году было положено начало и долгих 10 лет собор строился. Раньше на этом месте стояла церковь Рождество-Богородичная, но со временем она обнищала.
Архитектор, который был выбран для планирования будущего собора, принял решение строить церковь только из отечественных материалов, к таким в то время относили гранит, мрамор, известняк. Кстати, архитектором был небезызвестный Воронихин. Строился храм с опорой на Римские церкви, на которые всегда было приятно смотреть.
В 1811 году появились иконы в Казанском соборе в Петербурге. Храм осветили, и внесли в него знаменитую икону Божьей матери, которая и сейчас творит невероятные чудеса.
Вообще все иконы Казанского собора в Петербурге известны своей силою. Люди верят в них, они приходят в собор, чтобы замаливать грехи, просить у Бога здоровья, счастья. Они приходят, потому что верят в себя, в страну, и конечно же в Бога.
То, на что хочется смотреть
Казанский Собор в Петербурге заполнен иконами. Там вы сможете увидеть иконы, написанные в 18-19 веках
- Сергеем Бессоновым;
- Карлом Брюлловым;
- Василием Шебуевым;
- Лаврентием Бруни;
- Петром Басиным;
- Григорием Угрюмовым.
Работали художники в академическом стиле, их вдохновителями были коллеги из-за границы, в основном из Италии.
Посетители также приходят посмотреть на иконостас, украшенный позолотою. Это очень красивое и эстетичное сооружение.
Если вы давно хотели увидеть надгробие известного полководца, то в соборе можно посмотреть на надгробие Кутузова. Тот же Воронихин планировал будущее надгробие, ныне обнесенное решеткой. Здесь же можно лицезреть ключи от городов, которые пали под силой и мощью полководца Кутузова.
Собор богат памятью, а это самое важное для населения нашей страны, для будущего поколения, которое должно знать историю, дабы построить будущее.
Советы для посетителей
Посмотреть на иконы Казанского собора в Петербурге может каждый. Изучите следующий список правил, если собираетесь посетить достопримечательность (в особенности, полезно будет прочитать девушками, которые редко бывают в церкви или вообще никогда там не были):
- войти в собор можно бесплатно;
- вы имеете право делать фотографии, но только не во время службы;
- богослужения проходят каждый день;
- у вас есть возможность венчаться или креститься в соборе, для этого вам необходимо заранее заказать венчание/крещение;
- в будние дни открытие собора приходится на 8:30, а закрытие на 20:00, в выходные он открывается в 7:30, закрывается после окончания богослужения в 20:00;
- в соборе весь день дежурит священник, поэтому если у вас возникнет какой-либо вопрос, вы можете обратиться к нему;
- в храме не приветствуется косметика, поэтому женщинам лучше не красится во время посещения собора;
- юбка на девушках должна быть ниже колена, а голова покрыта платком (правило, которое действует во всех церквях).
Чудотворные иконы Казанского собора
Иконы Казанского Собора в Петербурге — это сила и мощь, которую хранит наша страна в святом месте. Многие знают историю о пожаре, случившемся в 1579 году. Пожар был страшный, очень много чего сгорело, но та самая икона Божьей матери осталась нетронутой. Огонь обошел её, не коснулся святого всея Руси. Спустя время её наши под пеплом, точно такую же, как и до пожара.
Несмотря на то что существует множество мифов и сплетен, икона продолжает дарить добро и творить чудеса. Многие говорили о том, что большевики во время революции забрали оригинал из собора, подложили копию. Но, верить или не верить в это — решает человек самостоятельно.
Нам лишь стоит добавить, что Казанский собор — это важная часть Петербурга, которой нет аналогов. Это объект культурного, а также религиозного, архитектурного наследия нашей страны.
Он включен в большинство экскурсий, направленных на осмотр самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Источник: https://vpitergo.ru/ikony-kazanskogo-sobora/
Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектор, иконы
Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.
История создания Казанского собора в Питере
Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин.
Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма.
Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.
В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры.
Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя.
Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны.
Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики.
У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Где находится собор
Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2.
Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор».
Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.
Что расположено внутри
Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:
- Сергей Бессонов;
- Лаврентий Бруни;
- Карл Брюллов;
- Петр Басин;
- Василий Шебуев;
- Григорий Угрюмов.
Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.
Полезные советы для посетителей
Вот что обязательно следует знать:
- Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
- Богослужения проводятся каждый день.
- Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
- Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
- В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
- Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
- Делать фото можно, но не во время службы.
По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет.
В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках.
Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.
Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.
Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Источник: https://www.miroworld.ru/kazanskij-sobor-v-peterburge/
Интерьеры, иконостас
Премаци Луиджи. Интерьер Казанского собора |
Изнутри храм напоминает больше огромный дворцовый зал, чем храм.
Три его нефа разделяются великолепными колоннами из розового финляндского гранита, они создают основной эффект от внутреннего убранства собора и придают ему исключительную торжественность.
Четыре мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек.
Его диаметр превышает 17 м. Внешняя оболочка включает в себя ребра из кованого железа расходящиеся радиально. В свое время высказывались сомнения в прочности этой конструкции, но проект Воронихина оказался безупречным как с художественной, так и с технической точки зрения.
Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Торжественный и строгий интерьер храма первоначально включал разнообразное художественное убранство. Лепка сводов, парусов и купола не дошла до наших дней. Скоро она стала осыпаться и была частично заменена декоративной росписью.
Чернецов Г. Г., Интерьер Казанского собора в Петербурге. Начало 1830-х годов.На картине показан иконостас работы А. Н. Воронихина, позже заменённый на созданный К. А. Тоном. |
Иконостас А.Н.Воронихина |
Серебряный иконостас К.А.Тона 1836г |
56 монолитных колонн из красного гранита, добывали на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами плит из шокшинского камня и олонецкого мрамора.
В марте 1803 года Воронихин подготовил список всех произведений живописи для Казанского собора, определил их местоположение и размеры. Весь заказ был передан в Академию художеств.
Над ним трудились видные мастера классицизма, лучшие художники Академии живописцы В. Л. Боровиковский, С. А. Бессонов, А. И. Иванов, О. А. Кипренский, Г. И. Угрюмов, В. К. Шебуев К. Брюллов и другие.
От былого живописного великолепия сейчас мало что осталось в соборе. Большая часть картин сейчас находится в Русском музее.
Генерал Платов, через Кутузова, в декабре 1812 года передал Церкви 40 пудов трофейного серебра, которое русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал, от лица воинов, предлагал изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А.
Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну и был забракован. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса, но все средства теперь уходили на строительство Исаакиевского собора. Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон.
Иконостас, вновь созданный в 2000 году переместили на 4 метра в сторону зала |
На фасаде северного портика, в специальных нишах разместили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С.
Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.
Иоанн Креститель и Андрей Первозванный |
Доминантой скульптурного убранства северного фасада Казанского собора являются бронзовые двери, обрамленные мраморным наличником.
Они представляют собой приближенную копию восточных дверей флорентийского Баптистерия, исполненных в 1442 году по модели скульптора Лоренцо Гибберти. Двадцать один год работал мастер, создавая свой шедевр. По преданию, восхищенный искусством скульптора Микеланджело назвал двери Райскими.
В Петербурге бронзовые двери, установленные в 1811 году, стали именоваться Флорентийскими вратами.
Флорентийские ворота |
Райские врата Флорентийского Баптистерия |
Постаменты для статуй |
Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году. Комиссия по строительству собора работу Иванова не приняла. Новый проект создал И. П. Мартос, но время было потеряно.
К открытию храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы со временем обветшали и в 1824 году их пришлось убрать. В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад.
Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, опять не оказалось денег.
Когда стройка подходила к концу, архитектор напомнил о своей идее построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн.
Эта идея была принята и даже замечена в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Крылья этих двух колоннад, по замыслу зодчего, с западной стороны смыкались с концами огромной дуги — решетки на пилонах.
Там, где решетка соединялась с колоннадой, предполагалось установить на высоких гранитных постаментах величественные фигуры апостолов Петра и Павла.
Но южная колоннада так и не была построена. Полукруглая ограда, по замыслу архитектора, замыкавшая пространство между колоннадами, теперь потеряла всякую связь с собором. Оставаясь прекрасным образцом искусства литейщиков и каменотесов, ограда стала частью сквера, расположенного рядом.
Для фигур апостолов под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга. Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок.
В конце концов, этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса на крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.
<\p>
Теперь Казанский собор с запада и юга обступают дома, арку ограды отделяет от собора Казанская улица, а с востока пространство отрезает канал.
Гениальный замысел Воронихина по формированию четырех площадей вокруг Казанского собора так и не был воплощен.
Фонтан в сквере у собора |
Памятник Макарову на Якорной площади в Кронштадте |
Ко дню завершения работ в старой Рождественской церкви провели последнюю службу. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма.
15 сентября 1811года состоялось освящение Казанского собора. К торжественному дню чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.
«Торжество сие происходило самым блистательным образом в присутствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии. Начиная от Зимнего Дворца, до самого нового Собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом.
Нельзя представить себе ничего величественнее бывшего по сему случаю крестного хода, два Архиерея, подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего Храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве.»
Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма, архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
Невский проспект 1820г |
До 1826 года перед колоннадой собора простоял деревянный обелиск. ( Еще одно сходство с площадью собора Св. Петра) Воронихин предполагал наличие здесь каменной стеллы, но из-за недостатка средств это осуществлено не было. Зарезервированную для этой цели запасную гранитную колонну увенчали шаром и отправили на Васильевский остров в сад Академии Художеств по случаю празднования 50летия.
………………………………………………….
Я вспоминаю, как желторотым юнцом в 70тые годы приходил к собору. Ночью он особенно эффектен. Таинственный лес колоннады манил и пугал, строгие линии форм и изгиб громадной арки. Теплая шершавость камня. Застывшие фигуры полководцев и белый пушистый снег, падающий с неба как молчаливый привет от Бога. И гулкая черная пустота пространства.
Я стоял в тени колонн и разглядывал бронзу барельефа на гигантских Флорентийских воротах. Фигурки людей, куда — то бегущая толпа, там разворачивалась баталия,картина мне непонятная и потому не трогающая ум.
Две или три бронзовые головы, выступающие из плоскости двери, были отпилены чьей то варварской рукой. И странное дело, зародилась сумасшедшая и дикая мысль тоже прийти сюда с ножовкой… Мы были дети своего времени..
Под карнизом портика большими буквами читалась надпись:
Музей истории религии и атеизма.
Источник: https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2016/02/blog-post_13.html
«Казанский собор» Санкт-Петербурга
Казанский кафедральный собор — один из главных и красивейших храмов С-Петербурга.
Собор Казанской иконы Божией Матери находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Давно хотел написать о нем подробный пост…
Павел I очень хотел построить нечто Великое, что затмило бы храмы в Риме. Собор построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным.
Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге. Собор посвящен Казанской Божией Матери. Эта петербургская святыня, принадлежавшая царице Прасковии Федоровне, является списком со знаменитой иконы, чудесным образом явленной в 1579 году в Казани девятилетней девочке Матрене Онучиной и через 33 года вдохновившей русских на борьбу с польскими захватчиками.Петербургская икона была привезена в столицу Петром I и помещена в скромной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости. На месте этой церкви и был сооружен Казанский собор.
Раньше перед собором стоял обелиск (вид был поход на собор святого Петра). Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.
У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы, не сложилось. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.
Церковь была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.
Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.Воронихиным.Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.
Площадь Святого Петра Римский собор святого Петра
Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом А. С. Строгановым.
В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.На эту просьбу Павел I ответил отказом: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся». На мой взгляд верное решение. Колокольня собору не нужна.
Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины.
Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.Высота собора — 71,5 метра.
Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.
Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал )))Ворота в БаптистерийПримечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.Скульптуры перед входом в собор.В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.
Барклай де Толли и КутузовВ 12-м морозили французовА ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!
В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.
6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.
В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений.
Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы… он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.Всевидящее око… масоны, сними в то время не шутили… такое же око на долларе…В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма.
Заступничество Казанской Божией Матери понадобилось нашему городу и в Великую Отечественную войну. Существует легенда, что в январе 1943 года икону Казанской Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора, где она тогда хранилась, и обнесли вокруг города. 18 января блокада была прорвана.
С 1991 года Казанский собор действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.Теперь сам собор, снятый два часа назад.Вид от собора на Невский и дом Зингера.
Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.Иду мимо собора по набережной канала Грибоедова.В фильме Итальянцы в России колонну даже свалили… )))) но ни одна колонна во время съемок не пострадала.Репродукция иконы Казанской Божьей матери.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города — Александра Невского.Увы, ныне РПЦ покрасила собор какой-то непонятной краской типа известки. Её даже на весь собор не хватило. Фото 2017 года.
Основа инфы (С) Википедия. Некоторые фото цинично (С) интернет.
Источник: https://pantv.livejournal.com/365865.html
Казанский собор в Петербурге: история создания, архитектор здания, фотографии, музей
Казанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым крупным храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.
Внеконкурсный проект Андрея Воронихина
Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон.
Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась.
Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.
Рим, Флоренция, Петербург
Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма.
96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной.
По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».
Музей российского природного камня
Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра.
Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму.
Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.
Художники и скульпторы
И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.
Храмовый музей Отечественной войны 1812 года
Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.
В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.
В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.
Храм дома Романовых
Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии.
Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма.
Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.
В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.
Главная соборная святыня
Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.
После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.
Благотворительный центр
В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром.
В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства.
Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.
Музей истории религии и атеизма
В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма.
Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований.
Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.
Мощи на чердаке
На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме.
Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского.
Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Источник: https://www.culture.ru/materials/144865/pridvornyi-khram-semi-romanovykh-10-faktov-o-kazanskom-sobore
Архитектура Казанского собора в северной столице
Оглавление:
Полюбоваться Казанским собором в Петербурге считают своим долгом практически все гости Северной столицы. Этот православный храм расположен в центре города, на перекрестке Невского проспекта и канала Грибоедова. Его именем названы островок на Неве, расположенный неподалеку мост и площадь, примыкающая непосредственно к Казанскому собору.
Известное культовое сооружение способно впечатлить неискушенного туриста своими размерами: его высота превышает 70 м. Храм был построен специально для хранения иконы Казанской Божьей Матери, согласно преданию способной исцелять больных и творить чудеса.
Архитектор и скульптор Казанского собора
История строительства Казанского собора в СПб довольно необычна. Знаменитая достопримечательность имела более скромную предшественницу – церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Эта постройка из камня, строительство которой началось в 1733 году, стала примечательным образцом стиля барокко в архитектуре.
Отличительными характеристиками церкви являлись колокольня, размещенная прямо над дверями, и купол из натуральной древесины.
Первым архитектором и скульптором, участвовавшим в создании будущего Казанского собора в Петербурге, оказался Михаил Земцов. Рождество-Богородичную церковь, возведенную по его проекту, завершили спустя четыре года после закладки первого камня.
Перед первым богослужением в нее перенесли глубоко почитаемый образ Казанской Богородицы – точную копию чудотворной иконы, таинственно появившейся в Казани в конце XVI века.
В Северную столицу реликвия была привезена еще во времена царствования Петра I и ранее хранилась в Троицком соборе.
На рубеже XVIII и XIX веков Павел I решил устроить конкурс на лучший вариант нового храма. Монарху хотелось, чтобы город украшала практически идентичная копия ватиканского собора святого Петра.
Даже проекты знаменитых зодчих – Тромбаро, Камерона, Гонзаго и других – Павла не впечатлили. В 1800 году граф Строганов, чей особняк располагался неподалеку от церкви, представил на рассмотрения царя эскиз одаренного молодого мастера Андрея Воронихина.
Его сразу же одобрили, а графа назначили главой попечительского совета, заведовавшего строительными работами.
В 1801 году состоялась торжественная закладка первого камня новой постройки в присутствии уже нового российского правителя Александра I. Однако Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен не только по проекту и при участии архитектора Воронихина, но и с помощью его талантливого коллеги Н. Алфёрова.
Предполагалось, что в западной части храма будет находиться вход, в восточной – алтарь, а северный и южный фасад украсят монументальные колоннады из более чем 90 колонн с впечатляющей высотой 13 м. Однако на практике была завершена только северная колоннада, и по сей день являющаяся подлинным украшением Невского проспекта.
Колонны установлены 4 рядами.
После открытия нового храма старая церковь сразу же подверглась сносу. Дальнейшая история собора довольно необычна. Среди знаковых событий стоит отметить следующие:
В 1812 году после победы над французами сюда на хранение были переданы около 30 знамен, оставленных разгромленными наполеоновскими войсками и добытыми в качестве трофеев.
Также в собор доставили около 100 ключей от европейских крепостей и населенных пунктов, сдавшихся на милость российских военачальников, их флаги и персональный жезл Даву – главнокомандующего вражеской армии.
В северном приделе святилища захоронен прах выдающегося российского полководца М. И. Кутузова – истинного героя своего Отечества.
Во второй половине XIX века на площади перед храмом регулярно проходили выступления и демонстрации революционеров. Среди них был и знаменитый Плеханов – лидер одной из групп народнического толка.
В 1913 году во время празднования трехсотлетнего юбилея правления династии Романовых в Казанском соборе в Питере произошла давка, в которой погибли более 30 человек.
В первые годы советской власти храм стал объектом мародерства: из него изъяли более 2 т серебряной утвари и других ценностей. С начала 1930-х годов в его стенах располагался Музей истории религии и атеизма. Богослужения были возобновлены лишь после распада СССР в 1990-х годах.
Внешний облик собора и стиль архитектуры
Колоннада собора считается настоящим украшением Невского проспекта. Основная магистраль города тянется в направлении с запада на восток, а православные храмы при строительстве ориентируют аналогичным образом. Это часто создает сложности для зодчих. Необычное проектировочное решение позволило сделать боковую – северную – часть строения, выходящую на проспект, парадной.
Крест на куполе также в соответствии с религиозными канонами развернут к проспекту ребром и со стороны северного фасада практически незаметен. Сам собор выполнен в форме традиционного католического креста.
Колокольня в храме отсутствует, а звонница находится в западной части колоннады.
С обеих сторон последней расположены большие портики, а также два пьедестала, на которых до середины XIX века стояли гипсовые изваяния ангелов.
Для облицовки фасадов строения использовался оригинальный материал – известковый туф серого оттенка. Его также называют пудостским камнем, поскольку он добывается неподалеку от поселка Пудость Ленинградской области.
Напротив собора установлены монументы М. Б. Барклаю де Толли и М. И. Кутузову. Бронзовые памятники выглядят почти аналогично: знаменитые военачальники изображены во весь рост и в плащах, напоминающих о временах античности. Однако поза де Толли свидетельствует о покое, в то время как Кутузов энергично призывает армию к наступлению.
У северной стены храма размещены 4 бронзовые скульптурные композиции, изображающие Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Их авторами являются соответственно С. Пименов (первые две скульптуры), И. Мартос и В. Демут-Малиновский.
Бронзовые врата на северной стене строения полностью копируют известные «райские двери» флорентийского крестильного дома, датированные XV веком. Портики храма привлекают внимание красивыми барельефами:
- Восточный проезд со стороны северной колоннады украшен барельефом Мартоса, изображающим, как Моисей во время исхода евреев добывает воду из камней. Над западным проездом симметрично расположен барельеф И. Прокофьева, посвященный возведению этим же пророком медного змия в пустыне.
- Стены строения, имеющие портики, декорированы большими барельефами и маленькими панно авторства скульпторов Рашетта, Гордеева, Кашенкова, Анисимова и других. Все они описывают жизнь Богородицы и чудеса, связанные с иконой Казанской Богоматери.
Икона Казанской Божьей Матери и внутреннее убранство собора
Внутри собор схож с гигантским залом императорской резиденции. Монументальность ему придают более 50 колонн коринфского ордера, украшенных позолоченными капителями. Материалом для этих элементов послужил розовый гранит, доставленный в Петербург из Финляндии.
Колонны делят внутреннюю часть храма на 3 прохода – нефа. Ширина центрального нефа в 4 раза превышает ширину боковых, а свод полуцилиндрической формы позволяет визуально еще больше увеличить его пространство.
В потолки боковых нефов органично вписаны прямоугольные кессоны и розетки в виде фантастических цветов, имитирующие настоящие картины и изготовленные из алебастра.
Мозаика на полу в храме сделана из натурального розоватого и серого мрамора, привезенного из Карелии. Напольные ступеньки амвона и алтаря, а также кафедра, выложены кораллово-малиновым порфиром.
Большинство икон Казанского собора написаны великими живописцами конца XVIII – начала XIX веков: Брюлловым, Боровиковским, Шебуевым, Басиным, Угрюмовым, Бессоновым, Ивановым, Кипренским и другими. Их произведения украшают не только иконостас, но и стены и пилоны строения. Все полотна выполнены в стилистике художников эпохи Ренессанса.
Иконостас создавался в 1830-х годах по эскизу архитектора Тона и отделан трофейным серебром, доставшимся русским войскам после бегства наполеоновской армии.
В советскую эпоху драгоценная облицовка была украдена, однако сейчас она полностью восстановлена. Над северным и южным входами размещены скульптурные композиции, изображающие арест Иисуса и его шествие к месту казни.
Главная святыня – лик Казанской Богоматери – находится с левой стороны от Царских Врат.
Режим работы и экскурсии в собор
Вход в храм свободный. Он открыт для посещения с понедельника по пятницу с 8.30 (в субботу и воскресенье – с 6.30) до окончания вечернего богослужения. Доехать до собора удобнее всего на метро до станций «Невский проспект» либо «Гостиный двор», причем выйти следует к каналу Грибоедова.
Обзорные экскурсии по храму, на которых гид расскажет вам об истории его строительства и святынях, длятся в основном 1,5-2 часа и обойдутся от 600 до 4000 RUB в зависимости от количества участников.
Казанский собор является уникальным памятником архитектуры, органично сочетающим в себе черты православия и католицизма.
Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/kazanskiy-sobor/
Достопримечательности и святыни Казанского собора в Санкт-Петербурге
Вы можете мысленно представить, как выглядит любимое место для венчаний императоров, которое одновременно является некрополем, хранилищем ключей от захваченных в войнах городов и знаменитой иконы, которую не одно столетие «выгуливают» по улицам города? Не можете? А ведь все довольно просто. Это место – Казанский кафедральный собор в Петербурге.
Где находится и как добраться
- Адрес Казанского собора: СПб, Невский проспект, 25 / Казанская пл., 2.
- Справочные телефоны: (812)314 46 63, (812)314 58 56.
Всего лишь нужно найти станцию метро «Гостиный Двор» и идти в сторону канала Грибоедова.
Казанский собор в Питере найти несложно, 2 минуты пути от метро – и он перед вами во всей своей необычности.
Казанский собор в Санкт-Петербурге принадлежит епархии православной церкви, поэтому он действующий и часы его работы очень удобны для прихожан и приезжих туристов.
- Открывает он двери в 7:00 по будням, а по выходным и праздникам – на полчаса раньше.
- Закрытие собора происходит, когда завершается вечерняя служба.
Перед визитом в Казанский собор немаловажно учесть правила поведения в подобных святых местах. Будьте уверены, что словите косые взгляды, услышите гул за спиной и придется уйти, если:
- наденете открытую одежду;
- не возьмете головной убор (для женщин на входе их не предлагают);
- будете фотографировать много, да еще и во время службы.
За вход платить не придется, но раз душе захочется экскурсию, то при входе у стойки услуги знающего мирянина или паломника предлагают за пожертвования.
Даже если скачаете путеводитель с сайта самого собора, без помощи экскурсовода внутри можно сломать мозг, пытаясь понять, что и где расположено.
Работает лавка, где можно приобрести либо для службы, либо на память церковные атрибуты, а также емкости для освященной воды (если уж не взяли с собой).
Расписание богослужений в Казанском соборе
Довольно удобно, что время работы Казанского собора не меняется в зависимости от сезонов, а когда совершаются богослужения, можно уточнить на сайте собора. В принципе, расписание служб в Казанском соборе (СПб) не меняется из-за дней недели, поэтому и запоминать его легко. На службу и на исповедь можно попасть каждый день.
- Утром литургию совершают в соборе в 7:00, в это же время можно приходить на исповедь.
- Более поздняя литургия начинается в 10:00, а вот на исповедь надо попасть на 9:30.
- Вечерняя служба (или акафист, или полиелей) совершается в 18:00.
Кроме того, в соборе можно провести и крещение, и венчание, а также заказать панихиду или молебен. И, конечно, можно побеседовать с дежурным священником.
Специальных паломнических гостиниц у Казанского собора нет в отличие от других соборов и обителей. Учитывая расстояние от них до Казанского собора, проще и дешевле снять номер в ближайшем хостеле или мини-гостинице.
История Казанского собора
Возникновением шедевр зодчества обязан находившейся прежде на его месте Казанской церкви и идеям императора Павла I. С легкой императорской руки в XVIII в. церковь стала собором, где было принято венчаться особам королевских кровей. Обвенчавшийся там Павел I решил: пора здание обновить в духе времени и в духе своих желаний.
Уж очень ему засел в голову римский собор св. Петра. Он объявил конкурс на лучший проект, который выиграл А. Воронихин, предложив императору вариант 2-в-1 (аналог собора св. Петра+православные традиции).
На строительство были отданы баснословные суммы и задействованы сотни лучших умов отечества. Первый камень Павлу I заложить не удалось по причине гибели в 1801 г.
, но дело продолжил его сын, Александр I. Длилось строительство, на котором трудились тысячи крепостных, до 1811 г., кое-какие детали плана Воронихину воплотить не удалось. Тем не менее, шедевр у него получился: в начале XIX в. религиозного здания выше, да еще и такой планировки не было.
Просто дворцовой красотой поражал Казанский собор изнутри, и это при использовании сугубо материалов из недр России.
С началом войны 1812 г. собор превратился в хранилище трофеев с полей битвы, здесь отмечали каждую победу русских войск, продолжали венчать высших особ и даже отпевали знаменитостей.
Советская власть собор не взлюбила, как проявление религиозности. В 1932 г.
его закрыли, предметы культа раздали по музеям, крест сняли, останки святых замуровали на чердаке, а внутри разместили музей истории религии и атеизма. Во время Второй мировой собор успел послужить штабом фронтовиков и мишенью для обстрелов. Ремонтировать строение принялись в 1951 г.
, и длился этот процесс до конца 1960-х гг. (так много было повреждений).
Разрешили службы в его стенах лишь в 1991 г., вернули золотой крест на купол и даже отлили новые огромные колокола. В 1999 г.
храм официально стал Казанским кафедральным собором в Санкт-Петербурге, в который возвратили его особую святыню – икону Казанской Божьей Матери.
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по желанию императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, возведя с северной стороны собора колоннаду из 94 столпов высотой 14 м и весом около 28 т.
Но если в Риме соборные колонны являются просто декорацией площади, то в Петербурге они полукругом вписываются в Невский проспект и ловко прячут несимметричность постройки: храм-то православный, и главный вход у него с запада, то есть с Казанской улицы, да и купол не посередине, как в католической традиции, а восточнее входа.
Если рассматривать Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, этой тонкости можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, подобный травертино – камню для наружных работ в соборе св. Петра. Его без особых усилий добывали в деревне Пудость в 49 км от Петербурга.
- Памятники у Казанского собора.
Несмотря на то, что само здание имеет религиозный смысл, на территории собора расположились бронзовые скульптуры двух знаменитых полководцев – М. Кутузова и М. Барклая де Толли.
По желанию императора Николая I изображены они на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и олицетворяют разные этапы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступали, а Кутузов разбил их начисто. Трио мастеров – Б. Орловский, В. Екимов и С.
Суханов – закончили работу над памятником Кутузову у Казанского собора в 1831 г., а статую Барклая – в 1835 г. Хотя на законные места памятники водрузили одновременно, в 1837 г., отмечая 25-летнюю годовщину победы над армией Наполеона. Столетием позже возле статуй совершали присягу бойцы советской армии.
Могила фельдмаршала
Многие соборы России могут похвастаться, что являются последними пристанищами известных фамилий, религиозных или политических деятелей. Собор на Казанской площади не исключение.
Кто же похоронен в Казанском соборе Петербурга? Здесь захоронен тот, чья жизнь была тесно переплетена с историей собора, – фельдмаршал М. Кутузов. Будучи военным губернатором города, он помогал в строительстве собора и принял командование армией только после молитвы здесь.
Когда фельдмаршал скончался в походе 1813 г., император Александр I принял решение навсегда оставить тело полководца в Казанском соборе. Правда, до места покоя гроб кочевал по Европе 2 месяца. Архитектор собора А. Воронихин оказал Кутузову посмертную услугу, занявшись оформлением его захоронения.
Сверху над забальзамированными останками повесили икону Смоленской Богоматери и, подтверждая военный статус Кутузова, 6 связок ключей от взятых городов (Брюсселя, Нанси и Ахена). Существовала легенда, что сердце фельдмаршала осталось на боях сражений с его солдатами. В 1933 г.
при вскрытии цинкового гроба миф был развеян: в серебряной банке рядом с останками покоится сердце смелого полководца. Несмотря на это, могила Кутузова в Казанском соборе остается своеобразным военным символом России.
Святыни
Из всех богатств Казанского собора особенно стоит выделить иконы, как утерянные, так и с трудом сбереженные. Многие были созданы В. Боровиковским (икона великомученицы Екатерины, царицы Елены и царя Константина), К. Брюлловым, А. Ивановым и О. Кипренским в духе итальянского Ренессанса.
У главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге вообще было несколько жизней. Первый перекочевал из прежней Казанской церкви, второй появился в 1836 г. трудами архитектора К. Тона с использованием 100 пудов серебра, отвоеванного у французов, но в 1920-х гг. был переплавлен на металл.
Нынче можно полюбоваться не работой Тона, а росписью сохранившихся Царских Врат иконостаса руки В. Боровиковского.
Главной из духовных святынь собора является икона Казанской Божьей матери, для сохранения которой собор, в принципе, и был сооружен.
Считается, эту реликвию, хранившуюся в царской семье, в Казанскую церковь принесли в 1737 г. Зарекомендовавшая себя как приносящая победы над врагами, Казанская икона XVI в. обросла копиями. Той копии, которую принесли в Петербург, посвящали большие праздники, и она вновь использовалась во время военных действий в крестных ходах (так поступал М.
Кутузов и даже советские командиры при битве за Сталинград). Во времена советской власти святыню передали в Князь-Владимирский собор, а в 1990-х гг. вернули Казанскому собору.
Интересные факты о Казанском соборе
- Колоннад должно было быть две, с севера и с юга, по плану архитектора они соединялись. Если посчитать все колонны собора, их 136.
- Проект Казанского собора А. Воронихину обеспечил пенсию до конца жизни.
- Металлический каркас для купола с диаметром 17 м до Воронихина использовать в строительстве никто не догадывался.
- В 1893 г. в Казанском соборе устроили прощание с композитором П. Чайковским и даже продали 800 билетов. На литургии раздавалась его музыка.
- Название собору, а также его предшественнице-церкви дала икона Божьей Матери.
- К интерьеру и экстерьеру Казанского собора причастны скульпторы И. Мартос (наружный северный барельеф, внутренние статуи), И. Прокофьев (наружный западный барельеф, внутренние статуи), Ж.
Рашетт (наружный восточный барельеф), С. Пименов (статуи охранников храма, князя Владимира и князя Александра Невского), Ф. Щедрин (барельеф над южным входом). Это то немногое из скульптурных богатств собора, сберегшихся до нашего времени.
- Отлив из бронзы двери для северного входа в собор, мастер В. Екимов расположил библейские сюжеты иначе, чем в оригинальных дверях дома для крещения во Флоренции, созданных Л. Гиберти в XV в.
Фото Казанского собора в Санкт-Петербурге
Собор, стиль которого сложно обрисовать одним словом, прославил бывшего крепостного А. Воронихина на всю Европу.
Разноцветная мраморная плитка, высоченные колонны. Чем вам не дворец?
Икона Казанской Божьей Матери до сих пор путешествует в крестных ходах.
Казанский собор — видео
Это видео о Казанском соборе в Санкт-Петербурге, с его удивительной историей. Приятного просмотра!
Выходя из Казанского собора, невольно задумываешься о том, сколько радостных и печальных событий он видел за свою историю, сколько раз он получал подарки и сколько ценностей у него отобрали. Каких впечатлений осталось больше у вас, дорогие читатели? Ждем ваших комментариев.
Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/kazanskij.html