История храма «спас на крови» в петербурге, режим работы, телефон

Собор «Спас на крови»

Это знаковое сооружение не только для города Петра, но и для всей России, оно было воздвигнуто с двоякой целью. С одной стороны сын Александра второго, злодейски убитого, Александр третий, хотел строительством собора показать русскому народу, что царская семья и Россия едины.

Тем самым он хотел успокоить народные волнения. Со стороны российского народа это был знак покаяния перед убитым царём за совершённое злодеяние. Чтобы разобраться во всех хитросплетениях истории и понять причины, которые привели к строительству собора необходимо углубиться немного в историю, чем давайте и займёмся.

Покаянный собор

Царь Александр второй был активным реформатором. На его счету такие события, как:

  • Отмена крепостного права;
  • Реформирование судебной системы;
  • Реформирование армии.

В основном реформы проходили успешно, и государь был любимцем у народа, его уважали все сословия, но, как говорится, все довольны, быть не могут. И вот из этих недовольных реформаторскими идеями и собралась некая организация, которая стала именовать себя «Народная воля».

Её целью стало устранение царской семьи и её приближённых. Они считали, что убив царя, смогут вызвать мятеж, что, по их мнению, привело бы от монархического режима к республиканскому управлению. Они совершали много попыток устранить царя и после многочисленных покушений их замысел удался.

Некий бомбист Гриневский бросил под ноги государю бомбу, Александр второй получил ранения, от которых впоследствии скончался. Замысел не удался. Ожидания «Народной воли» не оправдались, и вместо мятежа народ охватил стыд за содеянное, они винили себя в том, что допустили убийство государя.

Обратите внимание

Результатом этого стало то что «Народная воля» прекратила своё существование. А вот народ, который чувствовал свою вину, с радостью воспринял весть о строительстве собора с символичным названием.

В глазах народа Александр второй, как и Христос, своей кровью спас людей от погибели. Замысел его сына удался, и собор Воскресения Христова на крови стал тем элементом, который объединил Россию, правда, как мы знаем из истории ненадолго.

Чем интересен собор?

Ну, для начала тем, что он построен на месте убийства Александра второго. Это место украшает своеобразный восьмиугольный шатёр, который создан из яшмы и родонита. А также убранство и его украшенные мозаикой стены. Длина мозаичного изображения составляет 7кв.км и является самой большой в мире. Сюжеты на мозаике в основном о жизни царя и его реформах.

Автор мозаичного убранства великий мастер Фролов, который получил заслуженное право на украшение этого собора. Несмотря на то, что с ним конкурировали за это право многие российские и иностранные признанные мастера своего дела.

Собор Воскресения Христова на крови является жемчужиной не только Санкт-Петербурга, который богат на памятники, но и всей России.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/sobor-spas-na-krovi/

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Ин. название: англ. Church of the Savior on Blood

  • Обновлено: 02 августа 2018

Храм Воскресения Христова, более известный под названием Храм Спаса на Крови — православный собор, построенный в Санкт-Петербурге на месте убийства царя Александра II.

В настоящее время это действующий храм (проводятся отдельные богослужения) и одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

История

1 марта 1881 году император  Александр II был смертельно ранен в результате нападения революционеров-народовольцев. Место ранения на набережной Екатерининского канала сразу приобрело особое, святое значение, и было огорожено в тот же вечер.

Уже на следующий день депутаты городской Думы обратились к императору Александру III с просьбой увековечить память отца строительством церкви или часовни. Император провозгласил решение возвести на месте гибели Александра II храм-памятник. На время его строительства была поставлена временная часовня.

В том же, 1881 году, был объявлен конкурс на лучший проект храма. Победителем стал русский архитектор Альфред Парланд. Строительство собора по его проекту было завершено в 1907 г.

В годы советской власти с 1930 года храм использовался властями как склад, что нанесло серьезный ущерб его декоративному убранству. В 1970 году решено провести реставрацию Спаса на Крови и сделать его филиалом музея «Исаакиевский собор». С 1997 года после завершения реставрации собор вновь открыт для посетителей.

Храм Воскресения Христова — уникальный памятник русского мозаичного искусства. Разноцветные мозаики и мозаичные панно покрывают полностью стены, своды и купола храма. В нем представлено самое большое в Европе собрание мозаики общей площадью 7050 квадратных метров.

Панно выполнены по рисункам Васнецова, Нестерова и других русских художников. В мозаичной технике также созданы иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», украшающие иконостас.

В западной части храма есть место, на котором было совершено трагическое покушение на царя Александра II. Под сенью (покровом) над местом гибели хранятся части мостовой и ограждения, на которые упал истекающий кровью император.

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Можно также взять в аренду аудиогид за 200 рублей. Цены приведены по состоянию на февраль 2017 года.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Как добраться до храма Спас на Крови

Добраться до храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге можно на метро, ближайшая станция — «Невский проспект». Выход — на канал Грибоедова.

Также в этом направлении следуют маршруты автобусов №3, 7, 22, 27, троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Храм Спаса на Крови входит в маршрут двухэтажного экскурсионного автобуса Hop on Hop off, на котором за полтора часа можно увидеть все основные достопримечательности города.

Источник: https://byvali.ru/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/hram-spasa-na-krovi

Достопримечательности и святыни Храма Спаса на крови в Санкт-Петербурге

Каждый раз приезжая в Питер, как-то по-новому рассматриваешь давно знакомые места. Какие-то объекты реставрируются, какие-то просто начинаешь замечать, чего не делал прошлый раз.

 С подобным столкнулся, когда в прошлый раз посетил СПб: удивился, как раньше не замечал храм Спаса на Крови, видимо, из-за нехватки времени. Знаменит храм своим архитектурным решением, привлекает многих своей историчностью и уникален своей символичной высотой – 81 метр.

 Сегодня расскажу, как найти храм Спаса на Крови в Петербурге и какие его архитектурные особенности.

Где находится храм Спаса на Крови

Церковь Спаса на Крови была возведена в интересном историческом районе Санкт-Петербурга и находится в очень красивом и живописном месте города – на берегу канала Грибоедова. Неподалеку можно увидеть Михайловский сад и Конюшенную площадь рядом с Марсовым полем. Хорошим ориентиром может стать известный Казанский собор.

  • Адрес храма Спаса на Крови: город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а.
  • Телефон храма:+7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63, +7 (812) 315-16-36; настоятеля: 274-26-33.

Как лучше добраться к храму Спаса на Крови

Храм располагается в историческом центре Питера, поэтому к нему можно добраться несколькими видами городского транспорта или на личном авто.

  • Как доехать на метро. Близлежащими станциями метро к собору будут «Канал Грибоедова», «Невский проспект» и «Гостиный двор». Лучшим выбором станет станция «Невский проспект», так как от нее ближе всего к храму – примерно 7 минут пешком вдоль канала (около 500 м). Кому удобнее выйти на «Канале Грибоедова», то от этой станции до храма потребуется 10 минут времени пешим ходом.
  • Как доехать на автобусе и троллейбусе. В случае выбора маршрутного такси к нужному месту довезут автобусы № 27, 22, 7, 3. Чуть дешевле можно добраться на троллейбусе – подойдут № 22, 11, 10, 7, 5, 1.
  • Как доехать на авто. Путешествуя по Питеру на личном авто, добраться до храма Спаса на Крови не составит труда, забив в своем навигаторе его GPS-координаты: 59°56’24.4″N 30°19’44.1″E.

Режим посещения и часы работы храма Спаса на Крови

В храме Спаса на Крови действуют стандартные правила поведения и стиля одежды, как при посещении любого культового здания. Посетителям запрещена спортивная и пляжная одежда. Для женщин нежелательны брюки и мини-юбки, и они всегда должны быть с покрытой головой, а для мужчин – шорты.
При посещении храма нельзя:

  • курить;
  • выражаться нецензурными слова;
  • быть под действием алкоголя;
  • шуметь и бегать.
  • Двери храма Спаса на Крови открыты каждый день кроме среды.
  • Собор принимает посетителей с 10:30 до 18:00, приобрести билеты в кассах можно до 17:00.
  • Желающим также предлагают воспользоваться вечерними экскурсиями «Спас на Крови в белые ночи», которые проводятся с первых чисел мая по конец сентября, начинаются в 18:00 и длятся до 22:00. Касса в это время работает до 21:00.

Стоимость билетов

Посещение собора Спас на Крови обойдется:

  • взрослым посетителям – в 250 рублей;
  • 6-летним детям и младше – бесплатно;
  • 7-летним детям и старше – в 50 рублей;
  • студентам России – в 50 рублей;
  • пенсионерам России – в 50 рублей;
  • в вечернее время – в 400 рублей.

Расписание богослужений в храме Спаса на Крови

Суббота 7:20 – Проводится литургия и часы; 18:00 – Проходит всенощное бдение.

Воскресение

7:20 — Проводится литургия и часы;

Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.

Где рядом можно остановиться

К сожалению, ни в самом соборе, ни поблизости нет паломнических гостиниц, готовых принять к себе путешествующих верующих. Однако, рядом с храмом находится довольно много отелей, которые разнятся как ценовой политикой, так и комфортабельностью.

  • Дворы Капеллы – в 300 м от храма. Ориентировочная стоимость экономного двухместного номера 2 300 р.;
  • Гостиничный комплекс«Наука» – в 0,5 км от церкви. Предлагается самая низкая стоимость за двухместный номер – 1 519 р.;
  • Пушка ИНН – в 300-350 м от собора. Примерная цена за экономный двухместный номер составит около 5 720 р.;
  • Отель Екатерина – в 400 м от храма. Предлагается комфортабельный двухместный номер, цена которого 5 900 р.;
  • Гранд Отель Европа – в 0,5 км от собора. Стоимость номера люкс составит 22 360 р.

История создания храма Спаса на Крови

  1. Официальное строительство храма Спаса на Крови, или Воскресения Христова, началось еще в 1883 году. Двумя годами ранее на том месте, где сейчас красуется храм, народоволец Игнатий Гриневицкий, используя бомбу, убил императора Александра II.

    Уже на следующий день на месте гибели правителя была построена деревянная часовня, однако по причине многочисленных пожертвований с разных губерний было принято решение возвести храм и таким образом на века оставить царя-мученика в памяти людей.

  2. На постройку храма ушло около 24 года, и к 1907 году он уже был готов.

    Поскольку культовое сооружение возводилось рядом с каналом Грибоедова, архитекторами было предложено не использовать сваи, а соорудить специальное основание из крепкого бетона по всей площади, что обеспечило невозможность прохождения воды под здание.

  3. В 1908 году неподалеку собора была освещена Иверская часовня, и спустя 15 лет храму Спаса на Крови дают статус кафедрального собора. В 1930 году его закрывают. Советская власть вскоре прекращает финансовую поддержку собора от государства, а затем и вовсе решает построить на месте церкви что-то полезное.

    Однако началась война и здание не сносится, а начинает использоваться под морг и овощехранилище. Позже в послевоенный период в помещении храма долгое время хранятся декорации из театра.

  4. В 1970 году церковь Спас на Крови передают музею «Исаакиевский собор» в виде отдельного филиала.

    Начиная с 1977 года и на протяжении 14 лет собор капитально реставрируется и только спустя 90 лет после того, как он был официально освящен, в 1997 году, храм Спас на Крови открывается для посетителей.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Сам храм является музеем-памятником за свою историчность и невероятное огромное количество использованных мозаик и различных изображений. Впечатляет ассиметричная форма здания, вытянутая по оси восток-запад.

С западной стороны собор имеет двухъярусную столпообразную колокольню, увенчанную массивным куполом. С восточной части храма можно увидеть наличие трех алтарных аспидов – центральной и боковых с медными позолоченными куполами. С юго-западного и северо-западного углов собора видны входные двери.

С цокольной части сооружения заметен сердобольский гранит.
«Русский стиль» церкви Спаса на Крови очень напоминает столичный собор Василия Блаженного.

В ее внешнем оформлении использовалось мозаичное панно, выполненное по рисункам знаменитых художников, таких как Васнецов.

Также в отделке храма Спаса на Крови можно увидеть:

  • разные породы итальянского цветного мрамора;
  • крупнейшее собрание мозаики (свыше 7 тысяч кв. м);
  • разновидности полудрагоценных уральских и алтайских поделочных камней – яшмы, горного хрусталя, топаза и прочих;
  • мозаичную коллекцию российской геральдики.

Помимо всего прочего, цоколь церкви украшен 20 гранитными досками, рассказывающими о важных событиях при царствовании Александра II и его реформах, а колокольня имеет изображения гербов губерний и областей России.

Фото храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Фасад храма выполнен различной мозаикой в самых ярких цветах.
Декоративная люстра внутри собора поражает своей величественностью, хотя, впрочем, она соответствует храмовому предназначению.

Одна из реставрированных храмовых икон – «Сошествие во ад», изображающая освобождение людей от уз смерти и греха и передающая смысл Воскресения Христа.

На фото представлена часть мозаики внутри храма Спаса на Крови, впечатляющая как божественностью, так и мастерством ее создателей.

Храм Спаса на Крови — видео

Кажется, что Питерский храм Спаса на Крови – один из красивейших соборов не только города, но и страны.

 Увидев немалое количество различных мозаичных картин и икон как внутри храма, так и снаружи, понимаешь, какая огромная работа была проделана, чтобы все довести до такого совершенства.

Посетители теперь лишь наслаждаются осмотром этих шедевров и заряжаются определенной духовностью.

Важно

Поделитесь, чем вам запомнилось посещение храма Спаса на Крови, какие вы отметили для себя его интересные особенности и на что еще стоит обратить внимание? Жду ваших обсуждений в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/xram-spasa-na-krovi.html

Спас на Крови – История/Режим Работы в 2019 | Гид по Петербургу 2019

Собор Воскресения Христова — праздничный и яркий, будто сказочный. Этот храм на набережной канала Грибоедова ознаменовывает мрачное, трагическое событие в истории России – убийство императора Александра II, названного освободителем.

Взрыв бомбы, которую метнул под ноги царю революционер-террорист Игнатий Гриневицкий, оборвал его жизнь. В память о невинно пролитой крови собор именуют Спасом на Крови. Мемориальный храм выстроили на пожертвования собранные по всей стране.

История возведения и названия

Покушение на Александра II, закончившееся смертью императора, было осуществлено 1 марта 1881 года. А уже на следующий день вступивший на престол Александр III провозгласил намерение увековечить память об убиенном отце, воздвигнув на месте трагедии храм.

Первоначально, по проекту Леонтия Бенуа, была сооружена временная часовня. Освятили ее через полтора месяца после гибели Александра II. Просуществовала она до 1883 года – начала строительства храма.

Возведению собора предшествовал конкурс архитектурных проектов. В течение двух лет на рассмотрение Александру III было представлено несколько разработок.

После отклонения многих из них император утвердил проект, созданный русским архитектором Альфредом Парландом в соавторстве с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием.

Летом 1883 года архитектурная разработка получила одобрение императора, окончательно утвержден проект был в мае 1887 года после некоторых доработок.

Спас на Крови

Комиссия по строительству, собранная в конце марта 1883 года, на первом же своем заседании одобрила предложение архимандрита Игнатия об освещении памятного храма в честь Светлого Воскресения Христова.

Именно поэтому за храмом, освященным во имя Воскресения Христова, и возведенным на месте кровопролития, закрепилось название Спас на крови.

Строительство

Почти четверть века – 24 года понадобилось, чтобы воздвигнуть великолепное сооружение с богатым, уникальным декором.

При строительстве собора с целью укрепления грунта, подверженного размытию водами канала, впервые было воплощено передовое для своего времени­ строительное решение — сооружено гидроизоляционное бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай. Также разработали проекты по оснащению храма паровым отоплением, электрическим освещением и молниезащитой.

Храм освятили в августовский день 1907 года, в праздник Преображения Господня, в присутствии Николая II и членов императорской семьи.

Описание и архитектура собора

Путешественников, которые недостаточно знакомы с историей, или тех, кто впервые видит Спас на Крови, удивляет его внешнее сходство с храмом Василия Блаженного, расположенным на Красной площади в Москве. Экскурсоводов часто спрашивают — не один ли архитектор является автором этих двух соборов.

Сравнение с храмом Василия Блаженного

Сходство объясняется тем, что оба этих храма выстроены из красного кирпича и оформлены в псевдорусском стиле. Фигурные главы обоих соборов – резные цветные купола.

Собор Покрова Божией Матери — таково каноническое название храма Василия Блаженного. Он воздвигнут на 300 лет раньше Спаса на Крови. И это не одна, а десять церквей и колокольня, которые объединены в единый архитектурный ансамбль. Церкви венчают 11 куполов: 9 луковичных и по одному шатрообразному на колокольне и главном храме.

Архитектурные особенности

Пять из девяти куполов Спаса на Крови, включая главный, покрыты эмалированными медными пластинами цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью. Самый высокий, центральный восьмигранный шатер расположен в окружении луковичных глав. В его основании находятся окна продолговатой формы, обрамленные наличниками – кокошниками.

Имеющий в своем основании четыре опоры, Спас – четырехстолпный храм. Фасадные стены северной и южной боковых сторон завершают полукруглые кокошники, оформленные мозаичными иконами.

Собор с восточной стороны – это три полукруглых выступа алтарной части — апсиды, увенчанные небольшими золочеными куполами луковичной формы.

Колокольня

С западной стороны к храму примыкает двухъярусная 63-метровая колокольня, сооруженная на месте, где был смертельно ранен император. Ее купол — самый большой по размеру из всех глав собора, а стены украшены мозаичными гербами российских городов и губерний, олицетворяя всенародную скорбь по убиенному царю.

Под колокольней, обозначая место мученической гибели, сооружен крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

Мемориальные доски

В углублениях цоколя храма закреплены 20 памятных досок со своеобразной летописью жизни Александра II. Покрытые позолотой надписи, высеченные на красном граните, повествуют о важных событиях жизни императора и официальных событиях его царствования:

  • рождение и бракосочетание
  • провозглашение наследником и восшествие на престол
  • манифесты, указы, уставы
  • перечень реформ
  • внешнеполитические достижения

Одна из 20 досок посвящена истории создания Спаса на Крови. Она описывает событие, которому посвящено строительство храма, время заложения и освящения, а также сообщает, что собор был выстроен на всенародные пожертвования.

Наружное оформление фасадов

Воплощая в жизнь пожелания Александра III, создавая отделку храма, Парланд старался применить наиболее яркие и насыщенные декоративные элементы, присущие «русскому стилю» в архитектуре. Облик собора отличается обилием деталей и богатой палитрой:

  • цветные кирпичи, гранит, позолоченная медь, эмаль
  • ажурные арки
  • резные мраморные наличники
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображениями святых

Русский стиль в архитектуре храмов и соборов — очень сложное абстрактное понятие. Лев Масиель-Санчес объясняет феномен русского стиля, но не надейтесь, что после просмотра его монолога всё станет кристально понятным:

Оформление фасадов Спаса на Крови доверили мастерам частной мозаичной мастерской художников Фроловых. Площадь мозаики на фасадах храма превышает 400 квадратных метров.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство Спаса на Крови поражает своим великолепием. Чтобы избежать разрушающего воздействия влажного климата города на Неве, при оформлении интерьера также использовали не живопись, а мозаику. Стены и своды храма, а также сами иконы — все это мозаичная кладка из полудрагоценных самоцветных камней.

Мозаика

Эскизы создавались талантами многих мастеров. Среди них русские художники-живописцы, члены Императорской Академии Художеств:

  • Виктор Васнецов – прославленный мастер религиозной живописи
  • Андрей Рябушкин – автор с самобытным русским стилем, использовавший приемы академической школы
  • Николай Харламов – создатель самой масштабной композиции – образа благословляющего Христа Вседержителя в окружении серафимов, расположенного под сводом главного купола
  • Василий Беляев — автор самого большого количества мозаик Спаса на Крови
  • Михаил Нестеров – по эскизам которого создавались иконы для центральной алтарной перегородки

В работе над ними принимали участие художники, придерживающиеся разных стилей: академической живописи, модерна, византийской иконописи. Поэтому композиции интерьера вышли разноплановыми. Среди тематик мозаичной кладки выделяются:

  • растительные орнаменты
  • ветхозаветные сюжеты
  • изображения земных деяний Иисуса Христа, сцены его страданий, Распятия и Воскресения
  • образы апостолов, святых и мучеников

Образцы по эскизам также изготовила мастерская Фроловых. Главным создателем мозаичного убранства Спаса на крови считается Владимир Фролов. Он освоил так называемый «венецианский» способ набора масштабных композиций.

Особый декоративный эффект мозаик достигается за счет усиления основного фона, четких границ оттенков. Солнечный свет, проникая внутрь храма через окна, освещая мозаичные иконы и отражаясь от них, наполняет пространство мягким свечением.

Каменное убранство

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использовали полудрагоценные камни всевозможных пород:

  • мрамор
  • яшма
  • порфир
  • лабрадорит
  • орлец
  • порфир

Пол выложен мраморными плитами итальянской работы. Верхнее покрытие толщиной 5 мм представляет собой мозаичный узор из геометрических фигур. Разрушенное за годы существования храма оно было впоследствии отреставрировано.

Центральный иконостас — еще один образец камнерезного искусства и одна из главных достопримечательностей. Алтарная перегородка из итальянского мрамора разных оттенков, от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева. Карниз иконостаса украшен кокошниками, которые венчают кресты из горного хрусталя и мрамора.

Перед другими двумя иконостасами, северным и южным, расположены киоты, выполненные из цветных камней – ярко-розового родонита, яшмы, порфира. Когда-то эти места для особо почитаемых икон были заполнены реликвиями. Сейчас они все утрачены, кроме двух сохранившихся мозаичных композиций: молящийся Александр Невский и «Воскресение Христа».

Сень

Внутри храма под сводами колокольни находится сокровенное место.

Сейчас этот участок находится ниже уровня пола храма на несколько ступеней.

Внутренняя поверхность свода шатра сразу после создания была богато украшена: из более, чем 30 видов отделочных камней была выполнена кладка в технике флорентийской мозаики.

Но, к сожалению, за годы существования это уникальное сооружение оказалось практически полностью­ разрушенным. Его восстановили в ходе реставрации храма. Сюда, на место гибели императора, люди несли и продолжают нести цветы.

История существования в датах

После своего возведения Спас на Крови был недоступен для массового посещения прихожан. Здесь проводились отельные богослужения памяти Александра II.

Краткую историю храма можно описать перечнем дат. Вот некоторые из них, наиболее значимые:

  • 1930 – вышло постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о закрытии Спаса на Крови
  • годы ВОВ – в помещении храма был организован морг, куда свозили тела погибших от голода и холода жителей блокадного Ленинграда
  • послевоенные годы – собор существовал в качестве склада для декораций Малого оперного театра
  • 1968 – храм взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников
  • 1970 – Спас на Крови стал филиалом музея «Исаакиевский собор»
  • 1997 – храм открыт для посетителей после долгой реставрации
  • 2004 – отслужена первая, после более чем 70-летнего перерыва, литургия

Интересные факты и легенды

Спас на крови – единственный православный храм Санкт-Петербурга, в котором просят не зажигать свечи – огонь может закоптить уникальные мозаики. История его существования окружена многими событиями, порой загадочными.

Несокрушимый

Спас на крови приобрел славу несокрушимого собора: его неоднократно планировали уничтожить, но каждый раз этому препятствовали различные обстоятельства.

В 1941 году даже успели просверлить в стенах храма отверстия для заложения взрывчатки.

Взорвать собор помешала начавшаяся Великая Отечественная война: все специалисты-взрывники были срочно отправлены на фронт.

«Мир вам»

Храм не пострадал даже во время фашистских авиационных налетов. Единственную авиабомбу обнаружили случайно во время реставрации в 1961 году – она застряла и 20 лет пролежала не взорванной в главном куполе собора, как будто прямо на руках Спасителя, держащего евангельский текст «Мир вам».

«Спас на картошке»

После прорыва блокады Ленинграда собор шутливо именовали «Спас на картошке» – в это время он служил овощехранилищем. В этом названии была своеобразная горькая ирония: мерзлая картошка спасала выживших ленинградцев от голодной смерти.

Символика цифр

Высота храма составляет 81 метр. Эта же цифра – 81 – год трагической гибели Александра II. Второй по высоте купол Спаса на Крови — колокольня возвышается на 63 метра. Столько же лет было императору на момент его смерти.

Подводные Кресты

После того, как с приходом большевиков к власти в России стали повсеместно закрываться храмы, угроза уничтожения нависла и над Спасом на Крови.

Совет

По легенде, чтобы уберечь от переплавки святыню собора — кресты с купола, их тайно сняли и укрыли на дне канала Грибоедова. Впоследствии во время начавшейся реставрации их никто не мог найти.

Совет поискать их на дне канала дал реставраторам проходивший мимо незнакомец, который, возможно, вовсе не являлся случайным прохожим. Кресты были найдены водолазами именно там, где он указал.

«Мечтаю снять леса со Спаса на крови…»

Это строки из песни Александра Розенбаума. Его, как и других творческих людей, храм вдохновлял, даже будучи окруженный строительными лесами. Восстановительные работы, начавшиеся в 1971 году, затянулись на два десятилетия, и реставрируемый собор стал привычной картиной для жителей Петербурга.

А в середине 80-х годов родилась легенда, гласившая, что советская власть в стране продержится до тех пор, пока вокруг Спаса на Крови стоят строительные леса.

Легенда оказалась пророческой: леса разобрали накануне августовского путча 1991 года – государственного переворота, с которым закончилась советская эпоха.

Загадочная икона

Экскурсоводы, рассказывая историю храма, часто упоминают о некой таинственной иконе, хранящейся под его сводами. Никто не знает, существует ли она на самом деле, но ходит легенда о том, что на ней в определенные моменты можно заметить проявляющиеся цифры — судьбоносные для истории России даты.

Так когда-то на иконе были замечены цифры: 1917 – год революционного коммунистического переворота, 1941 – год начала Великой Отечественной войны, 1953 – год смерти Иосифа Сталина.

Мистически настроенные любители тайн верят, что на иконе можно увидеть и другие неясные цифры, возможно несущие пророчество о других будущих поворотных датах в истории страны.

Информация для посещения

Собор Воскресения Христова расположен по адресу: набережная канала Грибоедова, 2 корп. А.

Добраться к месту можно при помощи метрополитена. Ближайшая станция – «Невский проспект». Далее около 3 минут пешком по набережной канала Грибоедова.

Режим работы на 2019 год

Храм открыт для посетителей ежедневно, кроме среды, с 10-00 до 18-00. В туристический сезон, с конца апреля до донца сентября, посетить Спас на Крови можно до 22-30. Планируя посещение, стоит помнить о том, что кассы заканчивают работу на полчаса раньше.

Стоимость посещения

Цена биле­тов для осмотра храма:

  • взрослые: 250 рублей
  • студенты, пенсионеры: 50 рублей
  • учащиеся 7 – 18 лет: 50 рублей
  • дети до 7 лет: бесплатно
  • посещения в вечернее время с 18-00 до 22-30 — в летний туристический сезон: 400 рублей

Музей камня

В часовне-ризнице храма организован Музей камня. Здесь действует выставка, на которой представлены образцы горных пород, цветных поделочных камней, использовавшихся в убранстве Спаса на Крови. Выставлены экспонаты и фотографии, повествующие о воссоздании элементов декора и исторического убранства храма:

  • Царских врат, которые были утрачены в послереволюционные годы XX века
  • мозаичных образов афонских святых, украшающих иконостас
  • наружных дверей Спаса на Крови, которые являлись настоящим произведением ювелирного искусства

Осмотреть коллекции Музея можно с 10-00 до 18-00, купив билет, стоимость которого составляет 100 рублей для взрослых и 50 рублей – для студентов и пенсионеров. Учащиеся 7 – 18 лет могут посетить его бесплатно.

Экскурсии

В храме можно посетить тематические экскурсии: с рассказами об истории и архитектуре храма, об уникальной мозаичной коллекции Спаса на Крови и художниках – создателях эскизов, о христианской символике икон и библейских сюжетах, которые они иллюстрируют.

  • стоимость экскурсий 400 рублей
  • продолжительность 45 минут
  • телефон для предварительной записи: (812)315-16-36 — для группового посещения

Дай знать, если понравилось.

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/spas-na-krovi/

История храма Спаса на крови

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики.

Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого — двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова.

Обратите внимание

Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам.

Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх.

Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким.  когда он направлялся на парад войск на Марсово поле.

Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие.  Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови».

Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях.

Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества».

Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью.

Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

Важно

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования.

После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова.

если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении.

место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала.

В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью.  Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

 Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты.

Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова.

В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры.

Совет

Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Особенности оформления

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами.

Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала.

За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души.

Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец — композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора.

  Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга.

Обратите внимание

Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Churches/Spas-na-krovi/

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге красивое и праздничное строение города, которое возведено на месте трагической смерти государя Александра II и имеет второе официальное название Храм Воскресения Христова.

В настоящее время является Государственным музеем, и каждый человек посетивший Питер мечтает побывать в этом соборе. Популярность архитектурного здания очень большая, поэтому лучшее время для посещения это будни дни.

История собора Спас-на-Крови

1 марта 1881 года государь Александр II направлялся на Марсовое поле. Бомба террориста Гринцевича смертельно ранила царя и он скончался.

На следующий день построили часовенку для молебна по убиенному. Со всех губерний стали приходить денежные средства, и было принято решения построить на этом месте храм.

Поэтому название собора происходит от слова Спаситель сокращенно «спас» и «на крови».

В связи с тем, что здание строилось на берегу реку по каналу Грибоедова, стройка затянулась на двадцать четыре года. По проекту не применялись деревянные сваи, а использовали бетон для укрепления, чтобы вода не проникала в здание. Первоначально вход в собор был открыт не для всех, а только для членов императорской семьи.

Собор простоял десять лет до революционных событий. В тридцатые годы местные власти решили снести храм, но события отечественной войны помешали полному разрушению святыни. В блокадное время Ленинграда здание использовали в качестве морга для трупов и хранилища для картофеля. В Питере собор Спаса-на-Крови называли «спас на картошке».

В Послевоенное время строение использовали как склад декораций оперного театра. В семидесятые годы двадцатого столетия храм перешел в подчинение Исакиевского собора, который выделил денежные средства на его восстановление. Открылся музей в 1997 году после реставрационных работ.

Архитектура

Храм посвящен трагическому событию, но по внешнему виду этого нельзя сказать, он выглядит как сказочный пряничный домик и напоминает московский собор Василия блаженного. Зодчий проекта Альфред Парланд применил старорусский стиль:

  • на стенках сотни монограмм из мозаики уездов и губерний, которые пожертвовали денежные средства на строительство, а также герб императорской семьи Романовых;
  • крест колокольни завершает царская эмблема как знак того, что династия Романовых внесла больший вклад в возведение строения;
  • на гранитных плитах позолоченными буквами отражены жизненные события Александра II;
  • главы строения оформлены медными деталями, которые покрыты ювелирной морозоустойчивой эмалью и уникальным мозаичным украшением площадью более 7 тыс. кв.м.

Обязательно к прочтению:  Благовещенский собор город Воронеж

Внутренне помещение выглядит еще красивее. Храм предназначался для императорской семьи и посторонним запрещался вход. Можно наблюдать богатую композицию самоцветов, напольное покрытие с красивейшим узором из мрамора. Пол покрыт всевозможными другими видами камней. Интерьер украшен мозаичными изображениями и иконами. На плафонах куполов образы Богоматери и создателя.

Основное место в храме отведено шатровой беседке с топазовым крестом, в которой булыжник, плитка тротуара и часть решетки. В ее изготовлении применяли:

Это оригинальная и замысловатая часовня с полированными колоннами из яшмы. Ажурные литые золоченые решетки выполнены лаконично. Это сооружение выглядит поистине волшебным.

Адрес и режим работы

Адрес собора Спаса-на-Крови: Санкт-Петербург, наб. Грибоедова, 2Б.

Добраться можно на метро, станция «Канал Грибоедова», дальше 15 минут пешим ходом.

Режим работы собора спаса на крови: каждый день с 10:30 до 17:30.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sobor-v-sankt-peterburge-spasa-na-krovi/

Спас на Крови в Санкт-Петербурге: почему так называется, история собора

Нарядный, как пряничный домик, Спас на Крови или собор Воскресенья Христова на Крови, очень узнаваем и любим как жителями Петербурга, так и туристами.

История храма

Если в названии церкви есть это немного зловещее «на крови», то знайте, возведена она там, где было совершено убийство царя. И пролилась святая для русского человека царская кровь. Ведь в сознании народа царь всегда присутствовал как связующее звено между Богом и Отечеством.

Спас на Крови один из трех таких, построенных на месте пролитой царской крови, храмов. Самый ранний был построен еще в 17 веке на месте загадочной гибели царевича Дмитрия, последнего из наследников Ивана Грозного. Храм Во имя Всех святых в земле Российской просиявших в Екатеринбурге, там, где были расстреляны последний российский император Николай II и его семья, освящен уже в 2003 году.

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербург знает, как храм-памятник, поставленный в том месте, где император Александр II был смертельно ранен народовольцами, поэтому нельзя рассказать о храме, не сделав при этом некий краткий экскурс в российское прошлое. Из курса истории известен тот факт, что Александра II, называемого освободителем и реформатором, убили народовольцы, члены партии «Народная воля», тоже стремившиеся к переустройству российских порядков того времени.

Цветные купола Спаса

Почему же они его убили?

Марсово поле в Санкт-Петербурге

Царские реформы носили характер позднего прозрения. Очень многое изменили они, но с опозданием: недовольство властью как бы укоренилось, стало неотъемлемой частью прогрессивной русской жизни. А в среде народовольцев вообще считалось, что средством борьбы за социальные преобразования может быть только убийство, террор.

Только, так называемый, террор индивидуальный: не массовые убийства с целью устрашения, подобно тому, как это делают современные экстремистские организации, а направленный против конкретных представителей власти.

С сатрапами надо говорить на их языке, т.е. с позиций силы. Хорошо законспирированная организация фанатично шла к своей цели: устранения императора как символа авторитарной власти, именно посредством убийства.

Террористический акт 1 марта 1881 г.

Важно

Но кровавая акция народовольцев не нашла понимания и поддержки у народа: никакого восстания не произошло, наоборот, на место гибели Александра II люди понесли цветы, там появился временный памятник.

Сразу же после трагедии Городская петербургская дума просила уже нового царя разрешить возвести на средства города часовню или памятник убитому царю.

Александр III повелел построить такую церковь, которая напоминала бы «душе зрителя о мученической кончине покойного императора Александра II и вызывала верноподданические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».

На создание храма ушло 26 лет. Храм во имя Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 уже при императоре Николае II, внуке убитого.

В таком названии звучит идея торжества жизни, утверждается связь между мученической кончиной царя и искупительной жертвой Христа.

Эту мысль отражают слова из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», которые присутствуют во внутреннем убранстве, как осмысление духовного подвига царя, который освободил крестьян и был казнен своим же народом.

Храм во имя Воскресения Христова

Красно-коричневый кирпич в наружной отделке как символ крови, пролитой Спасителем, наличники из белого мрамора, кокошники и цветочное украшение фасада показывают радость Воскресения Христова.

У мраморного мозаичного распятия под золотым навесом проходили церковные службы. Здесь читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти царя-мученика.

Совет

Однако не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским.

Мозаичное распятие

На специально построенном выступе, как бы выдвинутом в русло канала, стоит колокольня высотой 62,5 метра с крестом и с императорской короной на верху. Колокольня обозначает находящееся внутри храма скорбное место.

Следует знать.Чтобы вода не проникала под здание и чтобы укрепить грунт, впервые при строительстве зданий и сооружений Санкт-Петербурга было сделано бетонное основание под фундамент вместо традиционных свай.

Судьба у этого собора оказалась горькая, непростая.

Его не приняли современники: «небывалое архитектурное уродство», «декоративное изуверство» говорил художественный критик Сергей Маковский и даже призывал уничтожить произведение архитектора Парланда.

Того же мнения придерживались и его собратья по обществу «Мир искусства». Считалось, что это сооружение не вписывается в классицистические петербургские застройки, и его прозвали «бонбоньерка».

Следует знать. Храм невзлюбила и советская власть: собор неоднократно хотели снести.

Храм со стороны канала

Судьба храма в советское время

В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно.

Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства.

Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку.

В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения.

Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.

Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.

Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации.

А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода.

Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.

После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль.

Обратите внимание

В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры.

Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.

Храм в лесах

Сень над местом убийства

Никольский собор в Санкт-Петербурге

Строительные леса стояли возле Спаса на Крови так невозможно долго и так ленинградцы хотели, чтобы их наконец, убрали, и храм засиял прежней красотой, что они стали легендой и достопримечательностью города. За годы запустения и надругательства сильно было разрушено главное место храма — Сень — покров над местом, где лежал смертельно раненый царь.

За золоченой решеткой видно булыжную мостовую, плиты тротуара и часть решетки канала. По преданию, до закрытия в 1930-м, здесь еще можно было увидеть следы царской крови. У Сени всегда молились о душе погибшего императора, сейчас эта традиция возобновлена. Здесь читают проповеди, служат панихиды, проводят службы, посвященные памяти царя-мученика.

Самым трудоёмким для реставраторов оказался процесс восстановления мозаики: она была с трещинами, царапинами, потеряла яркость красок, частично утратила смальтовое покрытие. Художники создавали сначала специальные живописные оригиналы для последующего мозаичного воспроизведения. Сами мозаики выполнены в разных стилях такими художниками, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин.

Следует знать. В соборе более двухсот изображений святых, наиболее почитаемых на Руси. В своде главного купола лик Господа Вседержителя, его взор устремлен прямо на нас, перед Ним раскрытое Евангелие со словами «Мир вам».

Господь Вседержитель

Мозаичная икона небесного покровителя царя — Святой Александр Невский выполнена по эскизам известного художника Михаила Нестерова. Святой изображён молящимся в домовой церкви. Часть уникальных икон сегодня утрачена, но изображение Александра Невского, благодаря реставраторам, можно видеть на прежнем месте.

Несколько мозаичных орнаментов выполнил сам Парланд. В технике русской мозаики были задуманы и выполненные на фасаде гербы русских городов и уездов, жители которых передавали на возведение храма свои личные сбережения.

Гербы русских городов и уездов

19 августа (по новому стилю) 1997 года в день Преображения Господня собор был открыт, как музей.

C тех пор прошло много лет, кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра, кладка кокошников пострадала от питерской непогоды, а покрытый эмалью купол «пестрел» сколами и трещинами.

Важно

Сейчас специалисты очищают поверхность шатра от столетней пыли и копоти и укрепляют дошедшую до наших дней историческую эмаль.

Полностью заменить ее реставраторы не могут: чтобы нанести новое покрытие и обжечь его в печи, необходимо демонтировать купол. После завершения работ на главном куполе реставраторы займутся и остальными, затем дойдут и до фасада.

В прошлом году Спас на Крови, как государственный музей вошел в рейтинг наиболее знаменитых культурных объектов мира и стал самой популярной достопримечательностью России.

Дополнительная информация

Телефон собора Спас-на-Крови
+7 (812) 315-16-36, +7 (812) 314 — 40 — 96

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова,

Официальный сайт.

Как доехать: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Режим работы: с 10:30 до 18:00, выходной день среда.

Расписание богослужений: по воскресным и праздничным дням богослужения начинаются в 7:00, всенощная литургия по субботам в 18:00.

В высокий туристический сезон, а именно в период с 1 мая по 30 сентября, музей работает до 22:30. Кассы закрываются на 0,5 часа раньше.

С 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи». Стоимость билета составляет 250 рублей* для взрослых и 50 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Можно также взять в аренду аудиогид.

* Цены указаны на август 2018 года.

Спас на Крови — это собирательный образ православного храма, ориентированного на образцы Ярославля и Москвы XVI-XVII веков. На его облик большое влияние оказала архитектура знаменитого собора Василия Блаженного в Москве, поэтому он и не похож на строгие, величественные дворцы и церкви Петербурга, построенные по правилам классицизма.

Источник: https://turproezdka.ru/dostoprimechatelnosti/spas-na-krovi.html

Ссылка на основную публикацию