Государственный Русский музей — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства.
Русский музей сегодня — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации.
Государственный Русский музей
Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей — 7 марта 1898 года. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет.
К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли — Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
Государственный Русский музей
В Михайловском дворце, корпусе Бенуа и флигеле Росси размещается в настоящее время основная экспозиция музея. Здесь можно увидеть произведения художников, составляющих славу и гордость русского искусства — Андрея Рублева, Дионисия, Ф.Шубина, Д.Левицкого, В.Боровиковского, К.Брюллова и многих других.
В залах Строгановского дворца экспонируется уникальная коллекция минералов рода Строгановых. Работает постоянная экспозиция «Семейные реликвии и вклады рода Строгановых в русские храмы». В Мраморном дворце был открыт для посетителей «Музей Людвига в Русском музее». Его основу составили произведения современных художников Европы, России и Америки, подаренные Русскому музею.
Государственный Русский музей
Михайловский замок построен как парадная резиденция императора Павла I. В его проектировании принимал участие сам император. Свое название замок получил в честь небесного покровителя Дома Романовых — Архангела Михаила. Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма.
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII — начале XVIII века.
Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.
Государственный Русский музей
Режим работы Михайловского дворца и корпуса Бенуа:
- понедельник — с 10:00 до 20:00;
- среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00;
- четверг — с 13:00 до 21.00;
- вторник — выходной день.
Режим работы Строгановского дворца, Мраморного дворца, Михайловского замка и Домика Петра:
- понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00;
- четверг — с 13:00 до 21:00.
- вторник — выходной.
В период с 1 октября по 31 марта Летний сад открыт для посетителей ежедневно с 10.00 до 20.00. Выходной день — вторник.
Телефон для справок: +7 (812) 595–42–48, +7 (812) 347–87–04, +7 (812) 570–51–12
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://rusmuseum.ru/about/
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про государственный Русский музей . Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Русский музей: что посмотреть в первую очередь
Государственный Русский музей — это один из крупнейших художественных музеев мира, где представлены работы отечественных художников и скульпторов. Наряду с Третьяковской галерей в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге прославляет искусство российских авторов.
Прогуливаясь по залам Русского музея, вы сможете увидеть настоящие «жемчужины» изобразительного искусства. Здесь собраны коллекции от старинных икон до картин и скульптур современных художников.
В музее экспонируются работы Андрея Рублева, Бартоломео Растрелли, Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева, Валентина Серова — и это далеко не полный список.
Местная коллекция настолько обширна, что её экспозиции расположились сразу в нескольких зданиях. Чтобы легче было ориентироваться, приводим названия основных корпусов Русского музея:
- Михайловский дворец
- Корпус Бенуа
- Михайловский замок
- Строгановский дворец
- Мраморный дворец
Центральным корпусом Русского музея считается Михайловский дворец и прилегающий к нему корпус Бенуа, именно в этих зданиях находится основная экспозиция музея. Расположен Михайловский дворец неподалеку от собора Спас-на-Крови и Грибоедовского канала.
Мало времени на музей? Мы все просчитали и составили маршрут на 2,5 часа: сюда вошло только самое-самое.
Михайловский дворец и корпус Бенуа — это два сообщающихся между собой здания, соединенные внутренней лестницей. Для посещения экспозиций этих корпусов Русского музея действует единый билет. Войти в Михайловский дворец можно с улицы Инженерной, тогда как парадный вход корпуса Бенуа находится на набережной канала Грибоедова.
Разделены Михайловский дворец и корпус Бенуа скорее тематически, чем архитектурно. Если сказать кратко, то в Михайловском представлены иконы, скульптуры и живопись вплоть до XIX века включительно, а в корпусе Бенуа — современное искусство XX века.
Михайловский дворец был возведен в начале XIX века. Он строго выдержан в стиле ампир. Автором проекта стал известный архитектор того времени Карл Росси.
Войдя во дворец, вы увидите оригинальную отделку вестибюля в том же стиле ампир. Аутентичные интерьеры сохранились и в некоторых залах дворца.
Например, Белый зал украшен настоящей настенной росписью, здесь же вы увидите уникальный паркет и мебель, которые были созданы по проекту России.
В Михайловском дворце легко ориентироваться: он разделен на 17 залов, маршрут по которым построен по хронологии развития искусства в России. Так, свой осмотр вы начнете с древних икон, а закончите работами авторов XX века.
Первые несколько залов посвящены древней русской иконописи. Здесь самыми известными работами считаются «Архангел Михаил» неизвестного автора и «Крещение» Андрея Рублева.
Далее вы перейдете в Маленький кабинет, который славится оригинальной отделкой и предметами интерьера.
Следующие несколько залов будут посвящены скульптурному искусству — и здесь самой известной работой считается скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» автора Бартоломео Растрелли.
Самые знаменитые экспонаты
Среди того, что стоит посмотреть в Русском музее, отметим портретные работы художников Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского. Их утонченное искусство не ускользнет от глаз пытливых ценителей.
После работ портретистов вы перейдете в залы, посвященные авторам XIX века. Здесь экспонируются работы художников, имена которых у всех на слуху.
Самыми знаменитыми картинами в этих залах считаются «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый Вал» Ивана Айвазовского, «У дверей мечети» Василия Верещагина, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.
«Девятый вал». Иван Константинович Айвазовский
Корпус Бенуа имеет не менее захватывающую коллекцию предметов искусства. Он был построен позже Михайловского дворца — в начале XX века, и изначально предназначался только для временных выставок.
Автором-архитектором сооружения является Леонтий Бенуа. Михайловский дворец и корпус Бенуа соединены переходом. Ориентироваться здесь также просто, как и во дворце, поскольку залы сохраняют хронологию.
Войдя в корпус Бенуа, вы сразу же окажетесь перед работами Михаила Врубеля. Именно им посвящен первый зал корпуса. Здесь стоит обратить внимание на картину автора «Демон летящий».
Далее вы перейдете в залы символистов, а затем к работам Михаила Нестерова. Здесь экспонируется его выдающаяся работа «Святая Русь».
Далее друг за другом идут залы Валентина Серова, Александра Головина, Бориса Кустодиева, Юрия Анненкова, Василия Кандинского, Казимира Малевича и некоторых других.
Настоящими «визитными карточками» корпуса Бенуа можно считать «Вестник весны» Алексея Саврасова, «Миф и реальность» Михаила Врубеля, «Портрет Иды Рубинштейн» Валентина Серова, «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, «Святой Георгий» Василия Кандинского, «Святое семейство» Павла Филонова и другие.
Выйдя из корпуса Бенуа или Михайловского замка, в зависимости от того, откуда вы начали осмотр Русского музея, вы окажетесь в Михайловском саду. Сад примечателен архитектурными сооружениями, которые представляют собой исторические памятники. Так, например, здесь находится павильон Росси, фонтаны, скульптуры, пруд, цветники. Не забудьте сделать фото: снимки в саду получаются ну очень атмосферными.
В Михайловском замке вы увидите парадные залы и несколько постоянных экспозиций, а именно портретную галерею Русского музея и экспозицию «Петербургское общество эпохи Романовых».
В Строгановском дворце работает постоянная экспозиция «Русский ампир». Декоративно-прикладное искусство времени царствования императора Александра I», а также Минералогический кабинет.
Постоянные экспозиции Мраморного дворца: коллекция петербургских собирателей братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских; коллекция «Мировое искусство XX века: идеи и направления»; коллекция «Константин Романов — поэт серебряного века».
Часы работы Русского музея и как добраться
Русский музей знаменит своей выдающейся коллекцией художественного искусства отечественных авторов. Основными корпусами музея считаются Михайловский дворец и корпус Бенуа, однако многие работы экспонируются и в других зданиях музея. К ним, в частности, относятся Михайловский замок, Строгановский и Мраморный дворцы.
Если Михайловский дворец и корпус Бенуа находится рядом друг с другом, то остальные здания расположены отдельно. Далее приводим адреса, местоположение корпусов и часы их работы:
- Михайловский дворец,Инженерная ул., 4 (ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», городские автобусы: №3, №22, №27, №49, К212). Часы работы – с 10.00 до 20.00, по средам – до 21.00. Вторник — выходной день.
- Корпус Бенуа, Набережная канала Грибоедова, 2 (ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», городские автобусы: №3, №22, №27, №49, К212). Часы работы — с 10.00 до 20.00, по средам — до 21.00. Вторник — выходной день.
- Михайловский замок,ул. Садовая, 2 (ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», городские автобусы: №3, №22, №27, №49, К212). Часы работы — с 10.00 до 18.00, по средам — до 21.00. Вторник — выходной день.
- Строгановский дворец,Невский пр., 17 / наб. Мойки, 46 (Ближайшая станция метро: «Невский проспект», городские автобусы: №3, №22, №27, №49, К212). Часы работы — с 10.00 до 18.00, по средам — до 21.00. Вторник — выходной день.
- Мраморный дворец,Миллионная ул., 5/1 (Ближайшая станция метро: «Невский проспект»). Часы работы — с 10.00 до 18.00, по средам — до 21.00. Вторник — выходной день.
Как видите, Русский музей — это целый комплекс собраний отечественного искусства.
В музее представлены картины, скульптуры, декоративно-прикладное искусство, предметы мебели, декор, интерьеры и многое другое.
25 главных шедевров Русского музея
В этом музее Санкт-Петербурга хранится самая большая коллекция русского искусства в мире. Ей может позавидовать даже Третьяковка.
АЛЕКСАНДРА ГУЗЕВА
Музей был основан в 1895 году по высочайшему указу Николая II. Основное здание музея — Михайловский дворец в центре Петербурга, но в обширный музейный комплекс входит еще несколько дворцов и зданий города, а также Михайловский и Летний сад.
Русский музей
Кипренский известен как портретист, в особенности по эмблематичному изображению поэта Александра Пушкина. Однако, самая известная его картина в Русском музее — портрет гусара, героя Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.
2. Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
Русский музей
Художник работал над картиной около шести лет в Италиие и ездил на раскопки Помпеи. Полотно размером 4.5 × 6.5 метра экспонировалась в Милане, затем в Эрмитаже. Люди, в ужасе бегущие от извержения вулкана Везувия, производили невероятное впечатление на публику. В Русский музей она была передана прямо к открытию в 1897 году.
3. Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850
Русский музей
Эта картина мариниста Айвазовского знакома каждому школьнику. Людей, потерпевших кораблекрушение, на которых обрушится еще одна огромная волна, художник поместил на полотне 2 x 3 метра. Она также попала в музей в 1897 году из Эрмитажа.
4. Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73
Русский музей
Одна из самых известных картин художника-передвижника Репина, посвящена тяжелому народному быту. Картина ездила на Всемирную выставку в Вене и позже была куплена членом императорского семьи.
5. Василий Верещагин. У дверей мечети. 1873
Русский музей
Верещагин был военным, много ездил в Среднюю Азию и написал целую «Туркестанскую серию». Основная ее часть, в том числе, шедевр «Апофеоз войны», хранятся в Третьяковской галерее, а жемчужина Русского музея — «У дверей мечети».
6. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880
Русский музей
Мастер работы светописи, Куинджи долгое время искал художественное решение для изображения великого Днепра. Лунная дорожка на ночной реке обладает прямо-таки фосфорическим сиянием. Полотно купил еще в незавершенном виде один из великих князей Романовых. Специально для нее также впервые в истории России устроили выставку одной картины.
7. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Русский музей
Васнецова занимали герои русского фольклора. В Третьяковской галерее хранится его знаменитое полотно «Богатыри». На этом полотне печальный витязь никак не может решить, в какую сторону пойти (а камень сулит только смерть).
8. Василий Поленов. Христос и грешница (Кто не без греха?). 1888
Русский музей
Ради написания этой картины художник ездил в путешествие по Палестине и Сирии, где сделал множество эскизов — лиц, ландшафтов, зданий. Картину размером 3 x 6 метров купил лично Александр III и она хранилась в Эрмитаже, затем была передана в Русский музей в 1897 году. На вырученные с продажи деньги художник построил дом, сейчас это музей-усадьба Поленово.
9. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899
Русский музей
Суриков славится своими историческими полотнами. Масштабная «Боярыня Морозова» украшает залы Третьяковской галереи, а эта 5-метровая картина занимает целую стену в Русском музее. Сюжет почерпнут из истории Швейцарского похода русской армии под предводительством полководца Александра Суворова.
10. Илья Репин. Запорожцы. 1880-1891
Русский музей
Часто картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В работе отражено шумное веселье вольного военного сословия казаков. В 1675 году турецкий султан написал им унизительное послание, чтобы они немедленно сдавались. А они вместе сочинили язвительный ответ. Картину купил Александр III и она переехала в Русский музей из Зимнего дворца.
11. Николай Рерих. Заморские гости. 1902
Русский музей
Рерих, известный по всему миру своими гималайскими пейзажами, писал еще и такие картины на народные сюжеты. На этом полотне изображены варяги, которых по легенде призвали славянские племена править Русью. Картину купил Николай II. Одна из авторских версий хранится также в Третьяковской галерее.
12. Валентин Серов. Портрет княгини З.Юсуповой. 1902
Русский музей
Автор известной картины «Девочка с персиками», которая хранится в Третьяковской галерее, был популярным портретистом и писал даже Николая II и многих придворных особ.
Зинаида Юсупова была одной из самых модных дам своего времени, она происходила из древнейшего княжеского рода, ее семья была очень богата. В особняке Юсуповых на Мойке Серов провел около 80 сеансов, а портрет получился скандальным — многие критиковали его за неестественность позы и за слабую композицию.
Но сам Серов считал его удачным и особенно гордился тем, как у него получилась тень улыбки этой великосветской дамы.
13. Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903
Русский музей
Это монументальное полотно размером 4 х 8.7 метров было выполнено по заказу Николай II. Художник работал в течение трех лет, каждый член Совета позировал для портрета. У Репина были проблемы с рукой, поэтому ему ассистировали художники Иван Куликов и Борис Кустодиев.
14. Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904
Русский музей
В Третьяковской галерее Врубелю посвящен целый зал, заполненный его демонами и мистическими созданиями. Но и Русский музей может похвастаться несколькими шедеврами символиста. Картину можно считать иллюстрацией к стихотворению Пушкина «Пророк». Во время написания этой мрачной работы Врубель находился в тяжелой депрессии и страдал галлюцинациями.
15. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905
Русский музей
Более 20 лет жизни Нестеров посвятил живописи на религиозную тематику, а также росписям храмов. Художник искал ключ к русской душе и на многих его картинах священники и монахи изображены на фоне невзрачного русского пейзажа. Картину «Русь святая» сам Нестеров считал вершиной своей религиозной живописи.
16. Лев Бакст. Древний ужас (Теrrоr Аntiquus). 1908
Русский музей
Лев Бакст был прославился на весь мир как театральный художник, работавший над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Кроме того, он много и успешно работал в жанре книжной иллюстрации. Картиной «Античный ужас» Бакст хотел отобразить апокалиптическое мироощущение, царившее в обществе в начале XX века.
17. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910
Русский музей
Этот портрет — яркий пример живописи русского модерна. Серов написал скандально известную танцовщицу, исполнившую главную роль в балете «Шехеразада» русских сезонов Дягилева.
18. Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913
Русский музей
Амазонка русского авангарда долгие годы жила в Париже и увлекалась разными направлениями в живописи, от импрессионизма до фовизма и кубизма. «Велосипедист» — одна из самых ярких работ русского футуризма.
19. Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915
Русский музей
Картины авангардиста Петрова-Водкина имеют корни в иконописи, при этом отражают сцены из народной жизни. В этой работе очевидна отсылка к богоматери и революционные мотивы.
20. Натан Альтман. Портрет Ахматовой. 1915
Русский музей
Самая известная русская поэтесса XX века Анна Ахматова говорила про этот портрет в стиле кубизм: «как в зеркало гляжусь» и находила множество сходств с этим изображением. Это один из самых известных портретов поэтессы.
21. Казимир Малевич. Супрематизм. 1915-1916
Русский музей
В Русском музее хранится и версия знаменитого «Черного квадрата», но эта работа — квинтэссенция изобретенного Малевичем супрематизма в живописи.
22. Василий Кандинский. Синий гребень. 1917
Русский музей
Эта картина — манифест «абсолютной живописи» и свободы художественного замысла. В музее хранится более 20 ранних работ прославленного абстракциониста, созданных еще до его отъезда в Германию.
23. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918
Русский музей
Кустодиев — настоящий певец купеческого быта и пряничного русского стиля, ставшего популярным в конце XIX — начале XX века. Народные гуляния, масленица и балаганы — это его узнаваемый художественный язык.
24. Марк Шагал. Прогулка 1917-1918
Русский музей
Глубоко символичная картина Шагала продолжает его цикл автопортретов с любимой женой Беллой, на которых они парят над родным городом Витебском.
25. Александр Дейнека. Оборона Севастополя 1942
Русский музей
Одно из самых известных военных полотен советской живописи. Монументальная работа (2 × 4 м) написана не по канонам соцреализма и без четкого соблюдения перспективы, однако, накал и символизм выразительных средств здесь важнее.