Государственный музей-памятник Спас на Крови

Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).

Государственный музей-памятник Спас на КровиСпас на Крови

Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.

Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».

Государственный музей-памятник Спас на КровиИмператор Александр II

Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III.

Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Государственный музей-памятник Спас на КровиАльфред Парланд

Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма.

Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве.

Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).

С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.

Государственный музей-памятник Спас на КровиЧасовня на месте гибели Александра II

Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды.

Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь.

На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.

После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ.

Из числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества».

На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место.

Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.

После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.

Государственный музей-памятник Спас на КровиПроект храма архимандрита Игнатия

Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II.

Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.

Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора.

Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.

Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.

Иверская часовня-ризница

Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.

Государственный музей-памятник Спас на КровиСпас на Крови внутри

В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.

С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим.

С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания.

Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.

В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.

Государственный музей-памятник Спас на КровиСледы от снарядов

В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.

Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами.

Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.

Государственный музей-памятник Спас на КровиКупола собора

На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.

Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.

Государственный музей-памятник Спас на КровиМозаика собора

Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

Читайте также:  Фестиваль грузия play в санкт-петербурге: билеты онлайн

Спас на крови: цена билета, как купить и режим работы в 2022 году

Спас-на-крови, или собор Воскресения Христова на Крови, был построен в 1907 году. Он был сооружен как памятник царю Александру II, которого смертельно ранили в марте 1881 года, на том же месте где и возвышается храм. Для строительства потребовалось 24 года, ныне же церковь имеет статус музея.

Посещение собора Спас на Крови в Санкт-Петербурге – обязательная часть туристического маршрута в Северной столице. Ведь примечателен не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство, над созданием которого работали более 30 художников, включая Васнецова, Нестерова, Беляева и других. Коллекция мозаик, которые украшают стены собора, является одной из самых крупных в Европе.

Режим работы собора Спас на Крови

Музей «Спас на Крови» работает с 10:30 до 18:00 ежедневно, кроме среды.

Во время школьных каникул, за исключением летних, а также в дни государственных праздников, кроме 1 января, музей работает без выходных.

С середины июля до конца сентября музей работает и вечером, с 18:00 до 21:30, но без экскурсионного обслуживания. Точные даты начала сезона вечерних программ меняются каждый год, поэтому необходимо уточнять информацию перед посещением.

Кассы закрываются за 30 минут до закрытия музея.

В соборе по выходным дням проводятся богослужения в 7:30 и 18:00, актуальное расписание можно узнать на официальном сайте.

Цена билета в собор Спас на Крови

Стоимость стандартного билета для посещения музея – 350 рублей. Держатели удостоверения ISIC – 200 рублей. Льготный билет – 100 рублей. По нему музей могут посетить дети от 7 до 18 лет, студенты и учащееся в России и Беларуси. А также пенсионеры, женщины, старше 55 лет, и мужчины, старше 60 лет, имеющие гражданство России или Беларуси.

Для того чтобы купить билеты в храм Спас на Крови по льготной цене необходимо представить кассиру подтверждающих право на льготу документов. В противном случае работники музея могут отказать в продаже такого билета.

Для посещения собора и Часовни-музея можно приобрести комплексный билет, его стоимость – 350 рублей.

Билет для посещения Спаса на Крови в вечернее время, в период, когда это опция предоставляется, стоит 400 рублей. Льготы не распространяются на вечернее посещение.

Бесплатно музей могут посетить Герои СССР и РФ, члены многодетных семей России и Беларуси, дети до 7 лет, инвалиды I и II групп с сопровождающим.

Каждый третий четверг месяца для несовершеннолетних школьников, а также других учащихся – билеты в спас на крови в Санкт-Петербурге бесплатны.

Будьте внимательны, приобрести входной билет можно только за полную стоимость. Льготные билеты приобретаются в кассах музея. [/su_note]

Экскурсии и цены

Государственный музей-памятник Спас на Крови

Для посещения музея разработано несколько обзорных программ. Экскурсии в Спасе на Крови позволят познакомиться с его архитектурой, историей и достопримечательностями.

Цена экскурсий в собор Спас на Крови – 400 рублей. Продолжительность любой программы – 45 минут.

Спас на Крови: снаружи и внутри

Экскурсия начнется на площади искусств, откуда вы пройдетесь вместе с гидом в музей, по дороге узнав о жизни XIX века в Петербурге. В соборе вы увидите знаменитые мозаики и резные иконостасы.

Гид расскажет вам об истории храма с момента основания до современных дней, о его тайнах и императоре, которому был поставлен этот памятник.

После осмотра Спаса на Крови, вы отправитесь к Марсову полю, где узнаете о Российской Империи в период революции.

  • Тип: групповая, пешеходная.
  • Продолжительность: 2 часа.
  • Стоимость: 590 рублей.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Евангельские сюжеты в мозаиках храма

Мозаики собора – одна из его главных достопримечательностей. Сюжеты, воплощенные на стенах собора рассказывают о 277 христианских персонажах, а количество изображенных стен насчитывает 68 сюжетов. На экскурсии гости поближе познакомятся с впечатляющими мозаиками.

Мозаика храма-памятника «Спас на крови»

На этой экскурсии гости узнают не только о сюжетах и героях мозаик собора, но и узнают об истории мозаичного ансамбля. Гид расскажет о том, как и кем создавались эскизы, о мастерах, создававших произведения искусства, а также нюансы техники создания таких рисунков.

Архитектура и наружное убранство

Экскурсия познакомит гостей с удивительным собором, выполненным в русском стиле. Они смогут увидеть его со всех сторон, а программа не оставит незамеченной ни единую деталь внешнего и внутреннего убранства.

Правила посещения

На территории музея нельзя заходить за ограждения, а также прикасаться к элементам внутреннего убранства. С собой нельзя проносить и употреблять напитки или еду, проезжать на велосипеде, роликах и других средствах передвижения. Исключение составляют только лица с ограниченными возможностями здоровья.

Лица, находящиеся в состоянии опьянения не допускаются в музей. С собой нельзя брать чемоданы и другие крупные сумки.

Фотосъемка может осуществляться только без использования специализированной техники, в том числе монопода, и без вспышки.

Как добраться

  1. Спас на Крови располагается на набережной канала Грибоедова, 2а.
  2. Ближайшая станция метро – «Невский проспект».

  3. Рядом расположены остановки общественного транспорта «Летний сад», где останавливается трамвай №2, а также автобусы №46 и 49, маршрутка № К-76.

Добраться можно от остановки «Площадь искусств», на ней останавливаются маршрутки К-107 и К-289. До остановки «метро Невский проспект» можно добраться на автобусе № 191, троллейбусах №1, 7, 10 или 11.

Официальный сайт храма: http://spas.spb.ru/

История храма

Возвести памятник на месте нападения на императора было решено уже на следующий день. Сначала это была небольшая часовня, которая простояла до 1883 года. Собор возводилась на собранные со всех губерний пожертвования.

С самого начала, как и Исаакиевский собор, храм был на государственном содержании, а не на деньги прихода. В нем проходили только проповеди и службы в честь погибшего императора.

После революции 1917 года собор перестали финансировать, и даже хотели разобрать. Однако начавшаяся война эти планы были отложены. В долгие дни блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранили декорации оперного театра. С 1968 года он начал охраняться как государственный памятник, и только в 1997 году открылся для посетителей.

Что посмотреть

Государственный музей-памятник Спас на Крови

Главная ценность собора – мозаика. Она украшает не только стены, но и своды с куполами. Здесь можно увидеть драгоценные самоцветы и другие необычные породы. Обратить внимание следует на иконостас, украшенный полудрагоценными камнями, а также на иконы, выполненные по эскизам Нестерова и Васнецова.

Виртуальный визит

История создания Спаса на Крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

Государственный музей-памятник Спас на Крови

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права.

Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений.

На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля». 

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00.

В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца.

После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне. 

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади. 

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен.

Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю.

Читайте также:  Культурная революция: от авангарда до соцреализма. Часть IV

Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.

Государственный музей-памятник Спас на Крови

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового. 

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм. 

Подготовлено О.В.Андреевой

Музей Памятник "Спас-на-крови"

В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Государственный музей-памятник Спас на Крови Ночной «РЎРїР°СЃ-РЅР°-РєСЂРѕРІРё»

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II .

Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы.

Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства.

Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей.

Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров.

Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови.

Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем.

Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.

1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем �гнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.

Читать далее..

Спас на Крови

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.

Государственный музей-памятник Спас на Крови

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы.

Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.

Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Музей-памятник «Спас на Крови»

В историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, привлекает внимание своим силуэтом, композицией и богатым декоративным убранством выполненный в «русском стиле» храм Воскресения Христова, более известный как «Спас на Крови».

Храм возводился с 1883 по 1907 год, в период царствования императоров Александра III и Николая II, по проекту архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), на месте смертельного ранения Александра II. Освященный в честь Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX — начала XX века.

https://www.youtube.com/watch?v=yGmitMdMOmc

Интерьер собора, его стены, сень над местом смертельного ранения императора, уникальнейший мозаичный пол, иконостас и киоты поражают воображение разнообразием самоцветов и поделочного камня; здесь собраны алтайские и уральские разновидности яшмы, родонит, порфир, лабрадорит, итальянские мраморы и серпентинит. Изящны по рисунку многочисленные изразцы, украшающие фасады и барабан центрального шатра. Их цветовой гамме вторит синяя, желтая, белая и зеленая черепица. Нарядность храма подчеркивают золоченые и эмалевые купола площадью более 1 000 кв. м, не имеющие аналогов в истории русского эмальерного искусства.

Особую неповторимость внешнему убранству храма придают его многочисленные мозаичные иконы, отличающиеся разнообразием цветовых сочетаний, а также выполненные в технике мозаики 134 герба губерний, областей и городов Российской империи, жители которых внесли пожертвования на строительство. В соборе находится одно из крупнейших в Европе собраний мозаики, общей площадью более 7 000 кв. м. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе В. Беляев, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Харламов.

Одной из особых достопримечательностей каменного убранства храма является сень над местом смертельного ранения Александра II, стилизованная под шатер и воспроизводящая формы деревянных Царских мест XVI–XVII веков.

Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами, в его центре находились выложенные из топазов и заключенные в серебряную оправу звезды.

Завершал восьмигранный шатер сени позолоченный крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.

Часовня-ризница была построена по проекту архитектора А. Парланда в год окончания работ по возведению храма Воскресения Христова. 27 апреля 1908 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II (Вадковским) часовня-ризница была освящена во имя Иверской иконы Божией Матери.

Здание часовни-ризницы использовалось для хранения и экспонирования икон, церковной утвари, пожертвований, поднесенных в память о кончине Александра II, здесь также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, живописные эскизы мозаик и образцы материалов, использованных в отделке собора.

 Венчает здание христограмма — священная монограмма, символизирующая имя Иисуса Христа.

Музей-памятник «Спас на Крови» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — «Музея четырех соборов».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Не просто храм

У этой статьи два информационных повода. Во-первых, Спас-на-Крови продолжает мой цикл статей «Прощание с Петербургом». Это мой самый любимый храм. Во-вторых, ровно 140 лет назад, 1 марта (по старому стилю, 13-го – по новому) был убит российский император Александр II , памятником которому и стал храм Спас-на-Крови.

Это самый молодой из знаменитых храмов Северной столицы – его строительство закончилось в 1907 году, всего лишь за десять лет до Октябрьской революции.

Не все знают, что официальное название этого храма – Собор Воскресения Христова. Но все знают его как Спас-на-Крови. Почему же?Спас – так коротко в народе называли Спасителя, Иисуса Христа, а именно его имя официально носит храм. А на крови – потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года в результате теракта был смертельно ранен российский император Александр II.

Александр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь ФинляндскийАлександр II, император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский

Что мы знаем о русском императоре Александре II ? Что был реформатором, что отменил крепостное право, что многим в России стоял поперек горла. Покушения на императора совершались семь раз. Есть легенда, что еще при рождении будущего царя было предсказано, что «новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах». Так и случилось.

1 марта 1881 года под колеса кареты, в которой ехал император, была брошена бомба.

Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 годаПокушение на императора Александра II 1 марта 1881 года

Читайте также:  Международный театральный фестиваль балтийский дом 2019

Император не пострадал и вышел из кареты, чтобы оценить обстановку. Вторая бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, отбросила его на ограду моста. Император получил тяжелые травмы, ему почти оторвало ноги выше колен. В тот же день Александр II скончался в Зимнем дворце на руках у своей морганатической супруги княгини Екатерины Юрьевской.

Таким образом, 1 марта 1881 года прервалась жизнь императора Александра II и началась жизнь одного из самых удивительных храмов Санкт-Петербурга – Спаса-на-Крови.

Начиналось все с маленькой часовни, которую по приказу взошедшего на трон императора Александра III возвели на месте гибели его отца. Вскоре был объявлен конкурс на проект храма. Меньшего, по мнению Александра III , его отец не заслуживал.

Часовня на месте покушения на императора Александра IIЧасовня на месте покушения на императора Александра II

Выиграли конкурс русский архитектор шотландского происхождения Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.

Архитектор Альфред ПарландАрхитектор Альфред Парланд

Их проект сильно отличался от всех других и не был похож ни на один петербургский храм. Парланд и архимандрит предложили храм в русском стиле. Думаю, русский стиль в особых представлениях не нуждается.

Это исторически сложившееся переплетение древних славянских архитектурных традиций с византийскими. Это буйство цвета и обилие декора, свойственное южной средиземноморской архитектуре, перенесенное в холодные реалии наших широт.

Спас-на-Крови – типичный образчик русского стиля. Он как пирожное, которое хочется съесть.

  • Вся суть храма, по-моему, отражена в стихотворении Елены Игнатовой:
  • Теперь скажу: тяжеловесный Спас
  • поставлен на крови царя и террориста –
  • сюжет трагический. Но отчего ребристый,
  • лазоревый, глазурный, в завитках,
  • собор сверкает весело для глаз?
  • О, Александр больной, о, нищий Гриневицкий!
  • Две горсти праха спорят до сих пор:
  • — Тиран, душитель, если б знал ты тяжесть…
  • — Дурак, мальчишка, если б знал ты тяжесть…
  • Но общая их повенчала тяжесть –
  • оплывший цветом, лакомый собор.

Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Чаще всего Спас-на-Крови сравнивают с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)

Но это сравнение справедливо только для внешнего облика, в то время как уникальность Спасу придает его внутреннее убранство и особая символичность, которая делает его не просто храмом, а именно памятником, и не просто памятником, а именно российскому императору Александру Николаевичу Романову.

Самая большая высота храма – от пола до вершины центрального купола — 81 метр, который напоминает о годе гибели императора – 1881. Второй по высоте купол — 63 мeтра, символ возраста убиенного императора.

Двадцать красногранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов.

Кровь императора до сих пор символически находится в храме. На том самом месте, где он упал, истекая кровью, возведена сень, под которой находится сохранённый в неприкосновенности фрагмент набережной Екатерининского канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой, на которую упал император-освободитель.

Сень, вырезанная русскими мастерами-камнерезами, представляет собой восьмигранный шатер, который поддерживают четыре колонны. Большая часть убранства была создана из алтайской и уральской яшмы, а балюстрада, вазоны и каменные цветы на шатре – из уральского родонита.

Внутреннее убранство храма уникально. Вся роспись полностью состоит из мозаики. Эта техника свойственна некоторым итальянским храмам, но нигде мозаика не занимает такую большую площадь — более 7000 кв. метров.

Мастера работали над ней более десяти лет. Живописные эскизы для мозаики создавали 32 художника, среди которых Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Алексей Харламов, Василий Беляев. Потом по этим эскизам набиралась мозаика.

Снизу колонны отделаны лабрадоритом. Этот минерал выглядит черным, а на свету играет всеми оттенками синего. Я пыталась его сфотографировать, но вживую он намного красивее.

Не меньшего внимания, чем мозаичное убранство храма, заслуживает его иконостас. Он выполнен из цветного итальянского мрамора мастерами генуэзской фирмы «Нови» по эскизам Альфреда Парланда. Оттенки мрамора переходят от красно-коричневого внизу до нежно-кремового наверху.

Царские врата из чеканного серебра с эмалью были созданы для иконостаса в 1900 году в мастерской братьев Грачевых. А их декор выполнен московскими ювелирами.

Всего в храме три иконостаса — центральный, северный и южный, но посетителям виден только центральный. Боковые скрыты за киотами — местами для наиболее почитаемых икон. Киоты выполнены из уральского радонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. Когда-то киоты были заполнены многочисленными иконами в богатых окладах.

Дореволюционные фото киотовДореволюционные фото киотов

Но сейчас сохранились лишь две мозаичные иконы по эскизам художника Михаила Нестерова — «Воскресение Христа» в южном киоте и «Святой благоверный князь Александр Невский» в северном.

Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «Южный киот с иконой «Воскресение Христа»Северный киот с иконой «Святой благоверный князь Александр Невский «

Сейчас в ризнице Спаса-на-Крови открыт Музей камня, где можно поближе познакомиться с самоцветами, которые были использованы в убранстве храма.

Музей камня

Конец XIX века ознаменовался научно-техническим прогрессом, и одно из самых значимых сооружений Российской империи строилось с применением новейших технологий. Например, здание было полностью электрифицировано, его освещали 1689 электроламп, а в купола храма была искусно вмонтировала система молниеотвода.

Строительство храма началось 6 октября 1883 года и длилось 24 года.

Строительство храма (1900-1906)Строительство храма (1900-1906)

Когда строительство уже подходило к концу, началось создание великолепной ограды вокруг храма. Она была создана в 1903-1907 годах по рисункам Альфреда Парланда на заводе компании «Карл Винклер». Она была выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей.

Спас-на-Крови был торжественно освящен 19 августа 1907 года в присутствии императорской семьи.

Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)Крестный ход с участием императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (1907)

Храм вмещал в себя около 1600 молящихся, и средства на его содержание выделяло государство.

Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)Фотография Спаса-на-Крови С.М. Прокудина-Горского (1905-1910)

Жизнь храма после революции была полна тягот и разрушений. Его не раз собирались сносить. Здесь был морг во время войны, склад декораций Малого оперного театра и даже продуктовый склад, из-за чего Спас-на-Крови иногда насмешливо именовали Спасом-на-картошке.

Во время войны в главный купол Спаса попал артиллерийский снаряд. Он не разорвался и пролежал между сводами храма почти двадцать лет. Его обезвредили только в 1961 году. Если посмотреть на купол, то можно увидеть, что снаряд, несущий смерть и разрушения, упокоился рядом со словами «Мир вам».

Отреставрированный купол храмаОтреставрированный купол храма

Много лет храм находился под угрозой уничтожения, пока в 1970 году исполком Ленгорсовета не принял решение «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови». Началась реставрация храма, которая длилась 27 лет.

Храм в процессе реставрации, 1970-еХрам в процессе реставрации, 1970-е

Ленинградцы настолько привыкли к виду храма в строительных лесах, что уже не чаяли увидеть его без них.

Даже в песне Александра Розенбаума «Налетела грусть» есть строка «Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови». В 1997 году леса сняли, но реставрационные работы внутри храма продолжались.

А теперь он вновь одет лесами, и завершение реставрационных работ планируется к 2025 году.

Цены и льготы остаются прежними, докарантинными, но, как и везде, в Спасе-на-Крови действует ряд ограничений, с которыми можно ознакомиться по ссылке.

Спас-на-Крови открыт ежедневно, кроме среды, с 10.30 до 18.00. Стоимость билетов – 350 р., студентам, молодежи и российским пенсионерам – 100 р.

  1. Также в Спасе-на-Крови сейчас проводятся службы, во время которых вход в храм бесплатный.
  2. Актуальную информацию о работе храма-музея и расписание богослужений смотрите на официальном сайте.
  3. Храм находится по адресу Набережная канала Грибоедова, 2б, метро «Гостиный двор», «Невский проспект».

Статью дополняют видео «Спас-на-Крови. Очарование мозаики и камня» и галерея с фотографиями.

  • ???????? ????Ваши лайки и подписка очень меня радуют ????????????
  • Цикл статей «Прощание с Петербургом»
  • Рубрикатор канала
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector