Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Этот музей открылся совсем недавно — в декабре 2017. Огромное здание музея было построено буквально за полгода, и мы, живя неподалеку, все время гадали — будет ли тут Окей, Лента или ТЦ какой — а вот оно как вышло — музей истории! Мы с ребенком были одними из самых первых посетителей.

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

Здание музея огромное во всех смыслах — построено с большим размахом, большое по площади, с панно в полстены по внешнему периметру. Внутри — просторнейший зал, сравнимый с вестибюлем БКЗ. Даже, пардон, туалеты внушительные по площади. А вот экспозиции, кстати, достаточно компактные. Я бы сказала, комфортно компактные по сравнению с общим размахом…

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

В общем, после тщательно проверки охранниками на входе (вы проходите через рамку, причем сумку просят оставить, из карманов вынуть телефон, ключи и все металлическое и только потом идти к рамке, у меня с собой была большая сумка — ее попросили открыть) вы попадаете в гардероб. Затем проходите в зал. Тут есть несколько диванчиков, пуфиков, куда можно присесть отдохнуть.

Судя по указателям, тут планируются (или уже есть?) конференц-зал, лекторий и ресторан.

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

По левую сторону от зала экспозиция временного периода от революции до наших дней, по правую — от Рюрика до 1917 года. Мы были только в одной части — «современной», вторую решили отложить на следующий раз.

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Экспозиция весьма немаленькая. Это череда залов (как в большинстве «классических» музеев, каждый из который посвящен определенному временному периоду.

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото) Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Изображение на настенных экранах постоянно в движении — меняются картинки или тексты.

На стендах картинками можно «управлять» — то есть «нажимать» кнопки, «листать» изображение. Правда, не всегда это выходит с первой попытки.

  • Вместо экспонатов — интерактивные стенды, проекции на стенах, «информационные киоски», то есть интерактивные стойки.
  1. Некоторые стенды весьма необычных форм — в виде круглого стола, чаши, длинных «прилавков».

А ниже — стол, воспроизводящий изображения зарубежных антисоветских плакатов разных эпох. Тут и призыв бороться с коммунистами, и бойкотировать олимпиаду-80, карикатуры на генсеков… Любопытно посмотреть.

Самые примечательные «экспонаты»:

Интерактивный «конструктор» для детей — можно собрать по деталям ретро-автомобиль, самолет, танк или военное орудие. Простенькие задания, на пару минут — наверное, чтоб дети не заскучали. Экран по принципу планшета, все происходящее дублируется на большой экран рядом.

Интерактивные викторины на темы «советский космос», «советский спорт», «советское кино». Собраны в круглом зале. Не проходите мимо, проверьте знания ))

Стенд, посвященный электрификации страны. Треугольные башенки можно снять или сдвинуть, тогда стрелка в нижней части экрана поползет вниз — типа мощность упала. Если все башенки расставить на места, стрелка взлетит на максимум и стенд буквально засветится, побегут «электрические молнии». Детям особо нравится ))

Информация, конечно, общая, из учебников истории. Но тем, кто историю последний раз изучал (или пропустил мимо ушей) в школе или вузе, очень полезно освежит знания. Ну и школьникам-студентам, само собой.

Детям помладше зрелище интересно именно за счет интерактивности. Моему 5-летнему ребенку тут понравилось. Ну а пока ребенок любуется визуальными эффектами, родитель может почитать информацию на больших экранах.

Конечно, если вы хотите внимательно изучить информацию, стоит идти без детей. Экспозиция большая, дети устанут долго бродить, а малышам исторические факты мало интересны. Но сводить детей, показать, что есть такое интересное место и рассказать общие факты истории (какие раньше были дома, как люди одевались, как воевали и победили захватчиков), думаю, все же стоит.

Мы были в музее в конце декабря, народу было очень мало, так что спокойно ходили от экспоната к экспонату, могли все увидеть и попробовать в действии.

Ну и еще приятно удивили, извините, туалеты — просторные, с современной сантехникой. Есть на выбор и сушилки для рук и салфетки. Смесители с сенсорными датчиками, дозаторы мыла Grohe.

Судя по афише у входа, в Музее будут проводиться дополнительные мероприятия.

В общем, очень советую посетить музей. Очень интересное место.

ВТОРОЕ НАШЕ ПОСЕЩЕНИЕ

После новогодних праздников сходили в музей еще раз. Посетили еще одну часть экспозиции — от Рюрика до последнего царя.

Организована эта часть точно как первая — большие экраны, маленькие стойки с интерактивными экранами.

  • Что особо запомнилось в этой части — это проекционное изображение «луж» на полу в одном из залов.

И круглый зал (напомнил мне новый планетарий), где можно присесть на банкетку или на мягкое кресло-«мешок»и посмотреть мини-фильм о крещении Руси. Да и отдохнуть заодно.

  1. Мне понравилась подача информации — не просто события и даты, но и информация о быте людей, о том, что ели-пили, в каких домах жили, каковы были обычаи, откуда пошли известные поговорки.
  • Тут тоже есть интерактивные викторины

Минус — народу было много. Это неудобно, учитывая, что большинство стендов интерактивные. Один человек встанет минут на 10 листать-читать, остальным приходится ждать или довольствоваться только стендами с общей информацией. Я так не люблю. Бродить по свободным залам, где кроме тебя всего пара человек, и смотреть все, что захочется, куда приятнее.

В гардеробе был аншлаг — стояли очереди. Теперь, если увижу очередь, не пойду, толпиться там смысла нет, ничего толком не посмотреть.

В этот раз ходили экскурсионные группы. Не знаю, заранее заказывают экскурсии или набирают народ на месте.

Стало работать кафе. Мы зашли перекусить. Принцип организации тут напоминает столовую Икеи. Стойка с салатами. Стойка с десертами. Горячие блюда по выдаче. Отдельно — стойка с напитками. На выходе — стойка с кассой. Два зала со столиками. Пока все новенькое, чистенькое. Видимо, столовая будет расширяться, некоторые прилавки еще пустуют.

Кормят довольно вкусно. Супы по 150 р. Гарниры около 100 р., котлеты и мясо по 150-200. Цены выше среднего, не бюджетно. Впрочем, хорошо, что, подустав бродить по залам, есть где посидеть отдохнуть и выпить кофе или чаю,

Есть микроволновки, где можно разогреть еду самостоятельно.

===================================

Адрес — Бассейная 32, м. Парк Победы и далее — одну остановку на любом транспорте, идущем к СКК, или пешком через парк. Здание находится рядом с СКК Юбилейный.

PS в инете пишут, что бесплатным вход сюда будет до 1 апреля. Так что торопитесь!

Как сообщили в Комитете по культуре, до 1 апреля исторический парк будет принимать посетителей бесплатно. Для сравнения: взрослый билет в аналогичный выставочный центр в Москве стоит от 500 рублей, детский — от 300.

На постоянной основе здесь разместятся экспозиции «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к великой Победе» и «Новое время». Посетители смогут узнать интересные факты из истории России с помощью 900 «единиц мультимедийной техники» – сенсорных столов, экранов и панелей.

======================

КУДА ЕЩЕ СХОДИТЬ В ПИТЕРЕ с ребенком и не только

Кидбург http://irecommend.ru/content/kidburg-teper-i-v-rad…

Гранд-макет России ВИДЕО http://irecommend.ru/content/nu-kak-uznaete-svoi-r…

Экзотариум в ТРЦ «Рио» http://irecommend.ru/content/net-slov-smotrite-sam…

Новый крутейший планетарий на Обводном… Крутейший?

Музей-фотосалон Карла Буллы

Если свернуть с Невского проспекта на Малую Садовую улицу, то можно увидеть памятник петербургскому фотографу. Установлен он в 2001 году и представляет собой 2,5 метровую бронзовую фигуру фотографа, который готовится к съёмке. Фотографируются по примете — взяв фотографа под правую руку.

Для финансового благополучия с фотографом «мирятся» за мизинец.Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Появилась это скульптура в этом месте не случайно. Именно здесь, по адресу Невский  проспект 54, с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла. Их работы увековечили знаменитых политиков, учёных и художников, важнейшие события российской истории, шедевры Петербургской архитектуры.Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Фотоателье имени Карла Буллы действующее. Но это не просто фотоателье, это музей, фонд исторической фотографии. Поднимаемся по лестнице на четвёртый этаж.

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Фотоателье на месте нынешнего Фонда было создано в 1850-е годы, точная дата неизвестна, установлено лишь, что это было до 1858 года (по информации на обороте сохранившейся фотографии). Первый владелец его — Карл Людвигович Кулиш.

Первоначально фотоателье имело длинное название — Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. Демидов — это хозяин всего дома, купец, а № 55 — потому что это было до перенумерации домов 1858 года. Сохранилось лишь несколько фотографий-портретов малого формата этого мастера.

В 1866 году владелец сменился — ателье приобрёл фотограф-итальянец Иван (Джованни) Бианки. Он в числе первых фотографирует город, работает в жанре фоторепортажа. Впоследствии, начиная с 1872 года, фотоателье неоднократно меняло владельцев. В 1882—1883 годах здание, в котором располагалось ателье, было перестроено по проекту Павла Сюзора.

Примерно в 1906—1908 годах (точная дата неизвестна) владельцем фотоателье становится Карл Карлович Булла, ему помогали сыновья Виктор и Александр.

Читайте также:  Исчезающий мир дворов и подъездов Петербурга

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

Сейчас тут спокойствие и благодать, приятная атмосфера искусства фотографии, переплетающегося одновременно с историей и современностью. Музей-фотосалон Карла Буллы обставлен стилизованной мебелью, обстановка дополнена цветами и деревьями. Главным украшением являются работы Карла Буллы, кроме этого, здесь периодически проходят не менее интересные временные экспозиции.

Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)Фото Музея истории Санкт-Петербурга (17 фото)

  • Из салона можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается вид на Невский проспект.
  • Внузу Гостинный двор.

И улица Садовая. Кстати, обратите внимание, трамваи здесь уже не ходят, однако рельсы и контактная сеть сохранены. Этому есть причина, о которой я скажу чуть позже.

Российская национальная библиотека — уникальное место. Её богатейшие фонды книг, газет и журналов ставят её на второе место в мире.

  1. Вид на Екатериненский сад.
  2. И театр драмы.
  3. Петербургские крыши.
  4. Но, возвращаемся снова в музей.

Во время проведенной реконструкции, был восстановлен стеклянный купол помещения. С четвертого этажа открывается потрясающий вид на город, на фоне которого любят фотографироваться посетители.

Родился Карл Карлович Булла в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. В 1875 году он открыл свое собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.

Еще в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза.С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.

После 1916 года Карл Булла передал свое фотографическое дело сыновьям — Александру и Виктору, а сам поселился на острове Эзель. Там же он и умер в 1929 году.

  1. Тяжелые социальные потрясения не обошли стороной знаменитую династию: в 1928 году был арестован и отправлен в ссылку Александр Булла, а в 1938-м как немецкий шпион по доносу своего “коллеги” по фотоателье Виктор Булла был приговорен к расстрелу.

Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда – негативы, накопленные за десятилетия кропотливой работы. Часть негативов была варварски уничтожена при обыске, оставшиеся негативы были изъяты и в настоящий момент составляют основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов (более 130000 единиц хранения!).

Более подробную информацию о салоне можно прочитать на его официальном сайте: http://www.bullafond.ru/12.html.

В 2002 году по инициативе и на средства нового владельца помещения Валентина Евгеньевича Эльбека к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. Была произведена полномасштабная реставрация съемочных павильонов, в которых творили Карл Булла и его сыновья.

    Если случится Вам оказаться на Невском 54, обязательно загляните сюда. Вход в музей платный, но в нём стоит побывать даже ради потрясающего вида со смотровой площадки на центр Санкт-Петербурга.

    Старый Петербург

    Существует мнение, что Петербург консервативен и не терпит преобразований во внешнем виде, что он мало меняется со временем, если сравнивать его с другими городами, однако это не совсем так. За триста лет своей истории Северная Пальмира многократно менялась.

    Даже за последние 150 лет облик города претерпел столь значительные изменения, что современники Гоголя и Достоевского вряд ли смогли бы удержаться от возгласов удивления, пройдя знакомыми маршрутами. Как любой живой город за годы своего существования, Петербург не только приобретал, но и терял свои памятники.

    Во все времена на месте старых зданий возникали новые, разрушая привычные уходящим поколениям ансамбли и создавая новые для их потомков.

    Ещё в начале XX века, в 1902 году, в юбилейном «петербургском» выпуске журнала «Мир искусства» появилась статья Александра Бенуа «Живописный Петербург», которая в значительной степени повлияла на развитие движения за художественное возрождение столицы. Бенуа призывал спасать Петербург от «посягательств грубых невежд», пытающихся исказить его внешний вид.

    Спустя пять лет, в 1907 году, искусствоведы, члены Общества архитекторов-художников, входившие в специальную Комиссию по изучению и описанию города, основали Музей Старого Петербурга. Музей имел своей целью «собирание материалов по истории художественного строительства столицы, её культуры и быта».

    Дирекция музея обращалась ко всем любителям старины с просьбой помочь музею пожертвованием гравюр, оригинальных рисунков, чертежей, книг, скульптурных и архитектурных деталей разрушаемых домов и, конечно же, фотографий.

    Любителей-фотографов просили жертвовать «отпечатки с изображений как зданий, так и уголков Петербурга», сами организаторы и сотрудники передали музею множество ценных экспонатов. Это собрание стало крепким фундаментом для коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

    Представляя выставку «Старый Петербург.

    Санкт-Петербург в фотографиях XIX – начала XX века», Государственный центр фотографии не только продолжает развивать одно из наиболее важных направлений своей деятельности – выявление и исследование памятников искусства светописи в фондах музеев и архивов России, но также старается привлечь внимание публики к облику современного Петербурга, переживающего очередную волну преобразований.

    Мы рады, что, благодаря совместной работе с Российской национальной библиотекой, Институтом истории материальной культуры РАН и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, мы имеем возможность показать более 150 редких снимков, многие из которых будут впервые представлены зрителю.

    Например, уникальная 13-кадровая панорама Санкт-Петербурга, снятая неизвестным мастером в 1861 году со шпиля Адмиралтейства, серия фотографий 1870-х годов, запечатлевших строительство Литейного моста, прекрасные листы из альбома, поднесённого фотографами Буассоном и Эгглером великому князю Константину Константиновичу и его супруге Елизавете Маврикиевне на 25-летний юбилей бракосочетания в 1909 году, или серия «цветных» фотографий 1910-х годов издательства «Photoglob».

    Наиболее ранние из представленных на выставке фотографий были сделаны ещё в 50-е и 60-е годы XIX столетия, в самом начале истории фотографии, когда технические особенности нового искусства не позволяли запечатлевать движущиеся объекты, определяя тем самым отсутствие на снимках людей.

    Сегодня эти фотографии, выполненные известными фотографами Дж. Бианки, А. Лоренсом, Э. Ришбуром, Э. Юаром и другими, завораживают ясностью и чистотой знакомых видов Петербурга.

    Фотографии пустого города чередуются со снимками городских торговцев, извозчиков, городовых, рабочих и простых обывателей, выполненных В. А. Карриком, К. К. Буллой, А. Смирновым и другими.

    Хроникальные, или репортажные, как теперь называется этот жанр, снимки, запечатлевшие важные события из жизни города, открытия монументов, праздничные шествия, строительство важных объектов, также представляют большой исторический интерес.

    Хронологически выставка охватывает все основные этапы становления и развития фотографии: отпечатки на солёной, альбуминовой, коллодионовой или желатиносеребряной бумагах, фотографии, выполненные в технике бромойля, или гелиогравюры, первые опыты с цветом, появляющимся на снимке пока ещё не в момент съёмки, а в процессе печати с окрашенных литографских камней. Созданные лучшими фотографами, они являют собой прекрасные образцы светописи того времени.

    Особняк Н. П. Румянцева (продолжение)

    Фото — Mary, 2008.

    Особняк Н. П. Румянцева                                                  классицизм

     Пам. арх. (федеральн.)

    Дом построен 1720-1730-е гг.

    Перестроен в 1820-е гг. — арх. Глинка Василий Алексеевич, скульптор  Мартос И. П.

             см. Особняк Н. П. Румянцева   (начало) 

             см. Особняк Н. П. Румянцева  (по Галерной ул.)

    • Государственный музей истории Санкт-Петербурга — Особняк Румянцева
    • История музея
    • Румянцевский музей

    В 1831 г. в доме был открытРумянцевский музей — первый в России частный публичный музей. В основу экспозиции музея легли коллекции графа Н. П. Румянцева. В 1861 г. музей был переведен в Москву в особняк Пашкова на Неглинке.

    Государственный музей истории Ленинграда

    В основу музея легли коллекции Музея «Старый Петербург», созданного в 1907 г. (размещался в доме арх. П. Ю. Сюзора — Кадетская линия ВО, 21.).

    В 1918 г. был переведен в Аничков дворец и преобразован в Музей истории Города. В 1935 г. музей был закрыт, фонды расформированы.

    В 1938 г. часть фондов была переведена в бывший Румянцевский музей, здесь был основан Музей истории и развития Ленинграда. Началась реставрация здания, но открытию первых экспозиций помешала ВОВ.

    Возродился музей в 1953 г. и стал называться — Государственный музей истории Ленинграда.

    В Румянцевском особняке разместился филиал музея — экспозиция

    «Ленинград за годы Сов. власти». Исторический отдел музея — со времени основания города до Февральской революции 1917 г. — размещался в Комендантском доме Петропавловской крепости.

    Государственный музей истории Санкт-Петербурга

    С 1991 г. — Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

    К 300-летию Санкт-Петербурга были открыты парадные залы особняка, воссоздающие интерьеры дома 1880-х гг. В одном из залов находится уникальное зеркало площадью 28 кв. м.

    Сейчас — Государственный музей истории Санкт-Петербурга — Особняк Румянцева.

    Читайте также:  Большое строительство: восстановление города. Часть III

    (Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград (энциклопед. спр-к). Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992; 

    Все музеи СПб . Каталог-справочник. Изд. Дом «Лира», 2005,  добавил — Mary)

    • Дубовая лестница Фото начала 1900-х гг
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Парадная гостинаяФото начала 1900-х гг
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Музыкальный залФото начала 1900-х гг
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Главная лестницаФото начала 1900-х гг
    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Белый зал в доме Румянцева.Фото конца XIX в.
    • Фото — Наталия, 04.2018.

    Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец  с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых.  В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль  «Людовика XVI», т.к.

    высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии,  требовало  соответствующей декоративной отделки  парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах  — античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков.

    Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма . Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона , представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.

    (аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г.  При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом .

    Первоначально на этом месте был большой гобелен  итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины  II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).

    Музыкальный зал. В период существования  в особняке Румянцевского музея  в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка  9 июля 1884 г. графиней З. Д.

    Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для  музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный.

    Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок.

    Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы  1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету.

    Они были выполнены по картонам художника  Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.

    Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа.

    В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок — профилированными кессонами.

    Завершение лестницы оригинальным  световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.

    В первые послевоенные годы был   отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг.

      произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса  с приспособлением их под экспозицию «НЭП.

    Образ города и человека» и комнаты первого этажа – бывшая «Дамская гостиная».  

    В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика.

      В комплекс работ входило: укрепление фундамента , скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика  с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне.

      С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с  начала XIX в. В 2002 г. началась  реставрация вестибюля и залов анфилады  2-го этажа.

    (информация со стендов музея; добавил Наталия)

    • 2-й этажМузыкальная гостиная
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Фото — Andrey Damir, 04.2011.
    • Парадная гостинаяЗеркало
    • В десюдепортах -античные вазыФото — Наталия, 04.2018.
    • Фото — Andrey Damir, 04.2011.
    • Антикамера
    • Дубовая лестница
    • Фонарь
    • Белый зал
    • Фото — Наталия, 04.2018.

    В 1938 г. здание на наб. Красного флота, 44 было передано Музею истории и развития Ленинграда. Такое наименование получил учрежденный в 1918 г. Музей города, размещавшийся в Аничковом дворце и бывшем особняке графини Карловой (Фонтанка, 46). В 1935 г. Музей Города был закрыт, а все коллекции вывезены в  помещения училища Штиглица.

    С момента обретения здания особняка на набережной музей приступил к чрезвычайно сложным задачам по переезду, устройству помещений и возобновлению музейной работы.  Фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения. Научные сотрудники приступили к изучению особняка, будущего экспозиционного пространства и экскурсионного маршрута.

      Здание требовало капитального ремонта, сложных реставрационных работ, а недостаточное финансирование затягивало его открытие для посетителей.  27 марта 1941 г. Исполком Ленсовета выделил  дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции.

    Однако  начавшаяся война и блокада Ленинграда прервали эти планы.

    В июле-августе 1941 г. коллекции были эвакуированы в г. Сарапул  (Удмуртская АССР). Оставшиеся предметы хранились в залах музея и Исаакиевском соборе. В особняке разместился медицинский стационар для музейных работников. Весь период блокады здание охранялось специальными службами  во главе с начальником объекта.

      Были приняты меры по укреплению и защите дверных и оконных проемов, закрыт доступ в здание со стороны набережной  и дворовых флигелей. Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги  и обстрелов.

      Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка, систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций музея.

    В сентябре 1945 г. фонды, имущество и персонал вернулись из эвакуации. Сотрудники приступили к разбору и изучению коллекции, систематизированию материалов и инвентаризации. Одновременно возобновилась разработка будущей экспозиции по истории города.

    Однако, сфабрикованное «Ленинградское дело» вновь приостановило музеефикацию особняка. В целях дискредитации Ленинграда, нивелировки его истории, музей получил название «Музей архитектуры Ленинграда».  Первая послевоенная экспозиция, открытая в 1946 г.

    называлась  «Строительство и городское хозяйство Петрограда-Ленинграда».

    5 апреля 1953 г., через месяц после смерти И. В. Сталина,  музею возвратили  историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться государственным музеем истории Ленинграда (ГМИЛ).  Директором была назначена Л. Н. Белова.  С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.

    В 1954 г. по распоряжению Совета Министров РСФСР музею на правах филиала передается Петропавловская крепость. В 1955 г. в 18-ти залах особняка открылась выставка  «История Петербурга-Петрограда-Ленинграда 1703-1954 гг.». В 1957 г. в расширенном и обновленном виде она размещалась уже в 23-х залах. В 1964 г.

    отдел истории города и дирекция  были переведены в Петропавловскую крепость. К 20-летию полного разгрома немецких войск под Ленинградом   в особняке открылась экспозиция  «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», основанная на подлинных документах и материалах.

    В нее вошла часть экспонатов разгромленного в период  «Ленинградского дела» Музея обороны Ленинграда.

    В филиале на набережной рождались новые формы просветительства. Проходили творческие вечера с композиторами, артистами, писателями.  Здесь бывали Н. К. Черкасов, О. Ф. Берггольц, Д. А. Гранин, М. А. Дудин. В 1959 г. начали работу Университет культуры и Совет содействия музею.

    В настоящее время  сотрудниками отдела «Особняк Румянцева» бережно сохраняется экспозиция посвященная блокаде Ленинграда. За последние годы она была дополнена новыми экспонатами и тематическими разделами. На экспозиции ведется большая экскурсионная работа.  При музее действует военно-исторический клуб «Ленинградец» .

    Более 40 лет в стенах музея действует лекторий, которым на протяжении многих лет руководит  И. М. Золотухина. В программу лектория входят краеведческие лекции, музыкальные вечера. Лекции-концерты. В выставочных залах дворца (Галерная ул., 45) проводятся временные выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства — за последние 10 лет их состоялось около 50.

    Читайте также:  Петроград становится Ленинградом

    Успешно развивается сотрудничество с другими музеями.

    (информация со стендов музея; добавил: Наталия)

    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Свод над парадной лестницей
    • Парадная лестницаФото — Виктор М, 01.2011.
    • Фото — НатИгн, 2013.
    • 1-й этажДубовый кабинетФото — Andrey Damir, 04.2011.
    • 1-й этажКабинет
    • Вестибюль
    • Фото — Наталия, 04.2018.
    • Фото — dj-2,, 2009.
    • Вестибюль
    • В вестибюле.Фото — Виктор М, 01.2011.
    • Фото — НатИгн, 2013.

    1973: Музей истории Ленинграда, Государственный наб. Красного флота, 44                                                                          ([211]. С.84)

    2003: Музей «Особняк Румянцева», филиал Музея истории Санкт-Петербурга — Английская наб. (быв. Красного Флота наб.), 44            Примечание: экспозиция «Ленинград в годы ВОВ и блокады», выставочный залы: 1) «Петербург на рубеже веков»; 2) «Зал, посвященный

                владельцам особняка»; 3) «НЭП — образ города и человека (20 век)»; вечерний лекторий по истории города с октября по май с 18.30            Режим работы: 11.00-18.00, вт до 17.

    00, впуск посетителей прекращается на час раньше; выходной — среда                      (TopPlan2003)      2009: «Особняк Румянцева» филиал Музея истории Санкт-Петербурга   — Английская наб.

    , 44             Примечание: Экспозиция «Ленинград в годы ВОВ и блокады» выставочные залы: «Зал, посвященный владельцам особняка»; «НЭП — образ

    История мечты

    Практика организации специализированных центров и музеев фотографии появилась в 90-е годы ХХ века. Однако до сих пор они существуют не в каждом городе и даже не в каждой стране. 19 августа, в рамках Всемирного дня фотографии, знакомимся с одним из самых интересных музеев Петербурга.

    С чего начинался, как развивался Музей истории фотографии, что представлено в экспозиции – рассказывает Анна Белова, музейный педагог и куратор проектов.

    Уникальная коллекция – первые шаги

    Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге – музей частный. Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству, с создания коллекции. В случае же с нашим музеем, все началось с любви к женщине.

    В 1958 году, уходя в армию, Владимир Платонов, главный коллекционер и хранитель нашего музея, сфотографировал свою девушку. Фотокарточку он хранит до сих пор, хотя подруга его не дождалась. Но с этого снимка началось его увлечение фотографией.

    Сама коллекция также началась с женского портрета – фотографии 1918 года, которую Владимир Платонов нашел на помойке. В Советском Союзе был период, когда помойка являлась местом паломничества коллекционеров. Население избавлялось от громоздкой старой мебели, предметов быта и даже памяти, особенно если эту память хранили альбомы с фотографиями никому неизвестных или забытых людей.

    Витрина «Стереоскопы и стереофотоаппараты XIX века»
    Фото – Юлия Якобсон

    В 80-е годы Владимир Платонов начал преподавать фотодело. Возникла необходимость объяснять ученикам устройство фототехники, именно тогда коллекция стала пополняться фотоаппаратами, объективами, экспонометрами, лабораторной техникой.

    Фотоаппараты находили в комиссионных магазинах, на свалках, принимали в дар, аккуратно записывая имя дарителя на тот случай, если когда-нибудь коллекция станет музеем. Сами учащиеся увлеклись собирательством. Вместе с учителем они устраивали передвижные выставки в музеях Петербурга. Коллекция разрасталась и вскоре потребовала постоянного места хранения.

    Дирекция художественного училища имени Н. К. Рериха (ранее ЛХУ имени В. А. Серова), в котором преподавал Владимир Платонов, выделила для экспозиции небольшое помещение.

    Как создавался музей

    В 90-е годы Владимир Платонов не раз выступал на радио и телевидении, поднимая вопрос о создании государственного музея фотографии. Однако никто не решался предоставить отдельное помещение. Проблема счастливо разрешилась в 2003 году, когда будущий главный хранитель познакомился с будущим директором музея Дмитрием Шнеерсоном, известным фотографом и бизнесменом.

    Директор музея Дмитрий Шнеерсон и главный хранитель Владимир Платонов
    Фото – Павел Маркин

    Цели и мотивация создателей музея совпали. Перед ними стояло несколько задач:

    • сохранить историю;
    • показать путь, который проделала фотография от ремесла к искусству;
    • представить эволюцию фототехники;
    • создать «клуб по интересам» для поклонников серебряной фотографии и одновременно стать площадкой для молодых авторов.

    Музей удачно разместился в месте, которое можно назвать сердцем своеобразного музейного кластера. По соседству с Музеем истории фотографии расположен знаменитый Ботанический сад и несколько малых музеев различной направленности.

    Музей истории фотографии сегодня

    Экспозиция музея менялась 5 раз. Объяснялось это, в первую очередь, тем, что с течением времени росла коллекция фототехники и появлялась возможность более полно показать тот или иной этап ее развития. В настоящий момент помещения музея включают в себя зал постоянной экспозиции, фондохранилище, библиотеку и фотолабораторию.

    Экспозиция Музея истории фотографии
    Фото – Юлия Якобсон

    На основной экспозиции, которая охватывает XIX и XX века, можно проследить этапы развития фотографии, как технологического процесса в хронологической последовательности. Экспонаты представлены таким образом, чтобы разобраться при самостоятельном осмотре мог даже несведущий в фотографии посетитель.

    Экспозиция зонирована: представлено фотоателье XIX века, походная фотолаборатория для мокроколодионного процесса, профессиональная фотолаборатория 1930-х годов. Отдельные витрины посвящены стереофотографии, камерам наиболее известных производителей ХХ века, фототехнике специального назначения.

    Экспозиция Музея истории фотографии. Фотоателье XIX века
    Фото – Юлия Якобсон

    Экспозиция Музея истории фотографии. Походная фотолаборатория
    Фото – Юлия Якобсон

    Также выделен колумбарий, как его называет наш главный хранитель, с советской фототехникой: в нем аппараты представлены не по датам производства, а по алфавиту.

    Это своеобразный книксен посетителям, у которых дома наверняка остались фотокамеры, и алфавитный порядок помогает быстрее найти своего пленочного друга и, с одной стороны, вспомнить молодость, а с другой – почувствовать свою сопричастность истории.

    В экспозиции главным образом представлена фототехника, фотопринадлежности и фотоаксессуары, и практически нет оригиналов фотографий, для экспонирования которых необходим строгий контроль интенсивности освещения и уровня влажности. Однако в двух витринах экспонируются пара дагерротипов, несколько ферротипов, амбротипов, а также примерно два десятка фотографий на бромосеребряной бумаге.

    Остальные фотографии, среди которых отпечатки на соленой, альбуминосеребряной, желатиносерябряной бумаге, мокроколодионные и желатиновые стеклянные негативы, пленочные негативы, негативы на бумаге, винтажи, амбротипы, дагерротипы (есть даже дагерротипная стереопара!), хранятся в фонде фотодокументов. Самый ранний экспонат фотофонда – лейпцигский дагерротип 1847 года. В фонде представлена как историческая фотография, так и работы современных авторов.

    Витрина «Фотографические технологии XIX века»
    Фото – Юлия Якобсон

    На данный момент большая часть коллекции фотофонда оцифрована и доступна для работы исследователей, в том числе удаленной.

    Библиотека музея включает в себя журналы и книги, изданные в период с конца XIX века и до настоящего времени. Наиболее полно в коллекции книжно-журнального фонда представлен период с 1945 по 1990 годы. Есть литература на русском, английском, французском, итальянском, немецком и других языках.

    Музей ждет гостей

    До 2011 года музей был открыт для бесплатного посещения и самостоятельного осмотра. Экскурсии на постоянной основе не проводились, однако везунчики могли повстречать на экспозиции главного хранителя и подробно его обо всем расспросить.

    Музейное занятие по фотомультипликации
    Фото – Марина Мартынова

    В 2011 году штат музея пополнился экскурсоводом. Экскурсии и занятия в фотолаборатории стали проводиться на постоянной основе.

    Музей начал активно работать со школами; познавательные экскурсии и практические занятия по фотопечати дополняли школьные уроки химии и физики.

    С 2012 года музей начал принимать участие в городских фестивалях, постепенно превращаясь из музея для фотолюбителей и профессиональных фотографов в музей для широкой аудитории.

    Проекты музея

    МИФ принимал участие в международных проектах. Среди них:

    • «Современное искусство в традиционном музее»;
    • «Биеннале музейного дизайна»;
    • кинофестиваль «Послание к человеку»
    • … и другие.

    Два года подряд музей являлся параллельной площадкой международной конференции After Post-Photography, на которой проходят встречи с русскими и зарубежными исследователями фотографии и кино.

    В рамках конференции музей проводил партиципаторные проекты, участники которых могли примерить на себя роль исследователя собственного семейного архива.

    Один из проектов был посвящен любительским кинофильмам, снятым на 8 мм пленку, другой – семейным фотоальбомам.

    Home Movie Day в рамках конференции After Post-Photography
    Фото – Людмила Ерпулёва

    В настоящий момент в штате музея 4 человека – директор, главный хранитель, смотритель и музейный педагог. Довольно часто посетители, которые приходят в музей, становятся нашими друзьями и возвращаются в качестве волонтеров. Люди хотят стать частью нашей команды – и это ценно. Наша история продолжается!

    Анна Белова – музейный педагог, куратор проектов

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector