Мраморный дворец – является уникальным памятником архитектуры XVIII в., расположен в центре Петербурга на Дворцовой набережной реки Невы. Строительство дворца длилось более 17 лет, работы были начаты в 1768 году, а окончены лишь в 1785 году. В качестве архитектора выступал итальянец Антонио Ринальди.
Новый дворец был возведен по распоряжению Екатерины II, которая хотела подарить его своему фавориту графу Г.Г. Орлову. Граф Орлов не пожил в нем, так как скончался за два года до окончания строительный работ. Почти сразу же после смерти графа, Екатерина II решает выкупить дворец у наследников, коими были братья Орловы, чтобы подарить его своему внуку Великому князю Константину Павловичу. Дворец стал ее подарком на свадьбу князя, которая произошла в 1796 году. После смерти Константина Павловича в 1831 году, правящий император Николай I решает передать Мраморный дворец своему сыну — князю Константину Николаевичу. В 1844 – 1849 году Мраморный дворец реконструировался, проект был подготовлен архитектором Александром Брюлловом. Работы были приурочены к бракосочетанию Константина Николаевича. Реконструировался в основном второй этаж, на котором решили создать новую планировочную структуру, также были по-новому отделаны парадные и жилые интерьеры. Изначально в Мраморном дворце был расположен висячий сад, в процессе работ его заменили на зимний сад. После смерти Константина Николаевича, дворец в 1892 году переходит по наследству его сыну – князю Константину Константиновичу. Новый владелец проживал в помещении на первом этаже, окна из его апартаментов выходили на Миллионную улицу. Кстати художественное оформление этого помещения, частично сохранились и до нашего времени. В данный момент в этих апартаментах размещена мемориальная экспозиция, которая знакомит посетителей с жизнью князя Константина Константиновича, который по совместительству был известным поэтом серебряного века, писавшим свои работы под криптонимом КР.
После смерти великого князя Константина Константиновича Мраморный дворец по наследству переходит его сыновьям. У них не было денег на содержания комплекса зданий Мраморного дворца и поэтому им пришлось продать его в национальную собственность. Это все происходило в 1917 году, в то время к власти уже пришло Временное правительство, а в здании дворца заседало Министерство труда.
Внешний облик Мраморного дворца
С 1919 по 1936 года на территории Мраморного дворца была расположена Государственная Академия Истории Материальной культуры. В этот временной отрезок дворец подвергается изменениям, особо это отражается на парадных и жилых интерьерах, которые новые владельцы пытаются приспособить для нужд большого научного учреждения.
Параллельно с этим происходит реставрация фасадов и решеток здания. В 1936 году на заседании Ленсовета принято решение, что на территории Мраморного дворца отныне будет размещен Ленинградский филиал Центрального музея В.И. Ленина. Работы по реконструкции дворца и переделки его под музей были доверены Н.Е. Лансере.
Официальное открытие нового музея состоялось 7 ноября 1937 года. Музей был создан в максимально короткие сроки и является хорошим примером по-настоящему профессионального переосмысления, как известному памятнику архитектуры можно дать новую жизнь, чтобы он отвечал всем требованиям нового времени.
Следующее важное событие в истории Мраморного дворца произошло в декабре 1931 года, Мэрия Санкт-Петербурга принимает решение о передаче дворца в собственность Государственного Русского музея. Почти сразу же была создана абсолютно новая концепция использования дворца, которой дали имя “ Русское искусство в контексте искусства мирового”.
С этого момента уникальный памятник архитектуры тщательно изучается и идет его научная реставрация. Сотрудники музея шаг за шагом пытаются вернуть историческую планировку, исконные объемы помещений и декор интерьеров. В стенах Мраморного дворца функционирует постоянная экспозиция “ Музея Людвига в Русском музее”.
В ее основе лежит коллекция немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, которые в свое время подарили свое собрание Русскому музею. Экспозиция дает возможность посетителям познакомиться с работами отечественных и зарубежных художников, творивших во второй половине XX в.
Помимо этого, в отреставрированных залах дворца размещают и другие экспозиции, которые наглядно показывают роль и место русского искусства в обще мировом. Размышления над этими вопросами позволяет увидеть и понять своеобразие национальных традиций, а также прочувствовать самобытность отечественных мастеров, и при этом и разглядеть традиционные общеевропейские корни.
Архитектура и интерьеры
Мраморный дворец можно смело причислить к числу уникальных памятников отечественной архитектуры второй половины XVIII в. Он вместе с Зимним дворцом являются жемчужинами в ожерелье панорамы Дворцовой набережной Невы. Мраморный дворец это яркий пример архитектуры в стиле раннего классицизма в Санкт-Петербурге.
Если говорить об отечественной архитектуре в целом, то тут дворец можно назвать уникальным примером использования природного камня в отделки здания.
Ведь наружные фасады Мраморного дворца несут чуть ли не главную художественную ценность всей постройки, а учитывая тот факт, что они сохранились до наших дней почти в первозданном своем виде, значимость его, как памятника архитектуры возрастает в разы.
Парадная лестница Мраморного дворца
Если говорить про общую композицию фасадов дворца, то тут ключевым момент становится решение отделать первый этаж темно-красным гранитом, а второй и третий этаж — светло-серым гранитом.
За счёт разного цвета, первый этаж смориться, как монументальное основания, на котором базируется все здание.
Стоит обратить внимание и на коринфский ордер, посредством которого были объединены второй и третий этаж, этого удалось добиться путем использования пилястр и трехчетвертных колонн, созданных из розового тивдийского мрамора.
Красиво смотрится ритмичное чередование капителей и беломраморных баз с оконными проемами. Обратите внимание, что наличники окон были созданы из серого рускеальского мрамора. Притягивает взгляды и рельефные беломраморные гирлянды, которые размещены между окнами второго и третьего этажей.
Парадная лестница
Северный фасад дворца обращен к набережной Невы, а южный к Марсово полю. При их создании бралось в расчет то, чтобы они красиво смотрелись с большого расстояния. Им характерны ярко выраженные центральные оси симметрии.
Обратите внимание на балконы, которые заключены в ниши с полуциркульными завершениями, а венчают их картуш на аттике. Ограждения балконов бросается в глаза, так как были созданы из мрамора и декорированы золоченными бронзовыми балясинами. Аттик дворца по всему своему периметру декорирован вазами из серого доломита.
Между зданием Мраморного дворца и служебным домом можно увидеть кованую решетку, декорированную золочеными элементами. Она расположена на гранитном цоколе из красного гранита. Гранитные столбы в ограде увенчаны вазами из мрамора, а если посмотреть на ворота, то можно заметить военную арматуру.
Если говорить о главном восточном фасаде Мраморного дворца, то тут довольно много скульптурного декора. Фасад венчает часовой павильон, украшенный вазами из мрамора. В часовом павильоне размещены дворцовые куранты, они были восстановлены усилиями Русского музея в 1999 году.
По обе стороны от часового павильона размещены мраморные аллегорические статуи, которые носят имена “Щедрость” и “Верность”. Статуи были созданы Ф. И. Шубиным.
Мраморная комната в Мраморном дворце
Стоит сказать пару слов и о конной статуе Императора Александра III, которую в свое время создал П. Трубецкой. Она была установлена перед главным входом в Мраморный дворец в 1994 году, а до этого с 1939 года хранилась в фондах Русского музея. Изначально она была установлена на Знаменской площади (современная площадь Восстания) перед Московским вокзалом, где простояла с 1909 по 1937 года. Ее многие причисляют к числу главных памятников русской монументальной скульптуры начала XX в.Стоит зайти в Мраморный дворец, как посетитель оказывается в пространстве Парадной лестницы. Этот уникальный интерьер в истории русской архитектуры XVIII в., который дожил до наших дней почти без изменений. Во время отделки использовались разные сорта цветного мрамора. Если посмотреть на противоположную стену от входа, то можно заметить мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди. Графу Орлову так понравился проект архитектора, что таким образом он решил показать признание его заслуг. Правда кто сделал этот портрет до сих пор неизвестно. Если говорить о художественном декоре парадной лестницы, то стоит обратить внимание на скульптуры из итальянского мрамора, установленные в нишах, на рельефные композиции, украшающие стены третьего этажа, и оригинальный лепной декор перекрытия. Про скульптуры, украшающие парадную лестницу во дворце, стоит сказать пару слов, ведь они представляют собой единственный аллегорический ансамбль XVIII в., который сохранился в Петербурге до нашего времени. Четыре мраморные статую размещены в нишах, декорированных раковинами из мрамора, между первым и вторым этажами. Скульптуры олицетворяют собой время суток:
Ночь – девичья фигура с атрибутами, совой;
Утро – девичья фигура в образе богини утренней зари Авроры; солнечный диск лежит у ее ног, а в руках она держит гирлянду из звезд;Полдень – девичья фигура держащая стрелу, символизирующую лучи солнца, солнечные часы указывают полдень, а также знаки зодиака олицетворяют собой неизменность этого явления в течении всего года; Вечер – девичья фигура в виде богини озоты Дианы. У нее колчан со стрелами.Автора первой статуи неизвестен, а вот три другие были созданы скульптором Федором Шубиным.
Внутренние интерьеры Мраморного дворца
Между вторым и третьем этажами бросаются в глаза прямоугольные ниши в которых установлены две статуи, они символизируют весеннее и осеннее равноденствие.Поднявшись на третий этаж сразу же замечаешь четыре рельефные изображения на стенах, которые олицетворяют собой главные добродетели нашего мира: Справедливость, Умеренность, Благоразумие и Сила Духа. Если посмотреть на западную стену, то на ней отчетливо бросается в глаза композиция: “Игры амуров”. Когда Мраморный дворец был только построен, то вся композиция декора парадной лестницы завершалась циферблатом часов. В то время башенные куранты дворца были оснащены двумя циферблатами, один размещен на фасаде, другой же был расположен горизонтально в перекрытии. В наши дни вместо циферблата установлен плафон “Суд Париса” руки Иосифа Кристи. Его перенесли в интерьеры парадной лестницы из зала дворца в середине XIX в.После парадной лестницы посетители попадают в Мраморный зал, который также считается уникальным интерьером в истории русской архитектуры XVIII в. Он дожил до наших дней лишь с небольшими изменениями. Для облицовки стен использовались разнообразные сорта отечественного и итальянского мрамора. Изначально мраморный зал был одноэтажным, но в наши дни он уже двухъярусный, таким он стал после реконструкции А. Брюллова. Зал отлично освещен за счет большого количества окон на втором и третьем этажах. При декоре стен был использован коринфский ордер. Пилястры были созданы из тивдийского мрамора, помимо них тут также использовались бронзовые золочёные базы и капителями.
Если говорить про скульптурное убранство Мраморного зала, то стоить отметить, что оно было создано известными отечественными скульпторами. По всему периметру стен зала размещены 14 круглых барельефов, объединённых одной тематикой – Жертвоприношений. Все они были созданы творческим дуэтом русского скульптора Федора Шубина и итальянца Антонио Валли.
Над дверьми размещены два десюдепорта, которые также были созданы Ф. Шубиным. Западную стену украшают два барельефа: “Возвращение Регула в Карфаген“ и “Камилл избавляет Рим от Галлов“, они были созданы М. Козловским. Перекрытие декорировано великолепным плафоном “Свадьба Купидона и Психеи”, работы С.Торелли.
При отделочных работах в Мраморном зале использовался довольно редкий камень – лазурит.
- Внутренние интерьеры Мраморного дворца
- О постоянных экспозициях
- Одной из постоянных экспозиций в Мраморном дворце является коллекция братьев Якова Александровича и Иосифа Александровича Ржевских, любителей искусства из Санкт-Петербурга.
С 2001 по 2010 года по инициативе Русского музея проходили масштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы в Мраморном зале, главное задачей было воссоздание художественного убранства середины XIX в. Во время этих работ был реконструирован многоцветный наборный паркет XVIII в. с довольно сложным орнаментом. Посетители имеют возможность увидеть этот паркет, только благодаря сохранившимся чертежам, без ни о какой реконструкции не было бы и речи. Также по истерическим фотографиям были воссозданы два мраморных камина, декорированные зеркалами в золоченых резных рамах. О других залах и апартаментах мы поговорим в следующей статье. Мраморный дворец — это не просто шедевр русской архитектуры XVIII — XIX вв., но и неотъемлемая часть Государственного Русского музея. Само здание дворца обладает большим культурно-историческим значением, которое можно сравнить со всеми коллекциями, хранящимися в фондах Государственного Русского музея.
- Временные выставки в Мраморном дворце
- Интересные факты о Мраморном дворце
- Как добраться до Мраморного дворца
- Адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург
Зимой 1998 года Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские, известные коллекционеры в Санкт-Петербурге, решают отдать в дар Русскому музея свою ценнейшую коллекцию произведений искусства. Свое собрания они формировали на протяжении 50 лет, они собирали скульптуры, произведения живописи и графики, предметы декоративно-прикладного искусства. Среди 503 экспонатов почти половина – это произведения живописи и графики второй половины XIX — начала XX века. Тут есть работы А.Иванова, И.Айвазовского, К.Петрова-Водкина, М.Добужинского, И.Шишкина, П.Кончаловского, З.Серебряковой, А. и Альб. Бенуа, Б.Кустодиева и многих других. Также стоит обратить внимание и на старинную мебель, напольные и каминные часы, созданные в Западной Европе и России в XVIII — XIX веков. Ряд предметов вы не встретите в других отечественных музеях, у них нет аналогов. В коллекции также есть произведения из фарфора, которые были созданы на Императорском фарфоровым заводе, Берлинских фарфоровых мануфактурах, заводах Гарднера и Кузнецова, и ряда других предприятий. Некоторые источники уверяют, что первый набросок будущего дворца сделал лично Екатерина.Во время возведения дворца в его фундамент был замурован ящик с золотыми монетами. Одна легенда гласит, что во дворце со стороны Мраморного переулка есть секретная дверь, которая использовалась Екатериной и графом Орловым для тайных свиданий. Именно в Мраморном дворце в 1883 году появился первый телефон.Ближайшие станции метро Адмиралтейская (1,5 км — 18 мин), Невский Проспект (1,3 км — 16 мин), Гостиный двор (1,8 км — 21 мин) Чернышевская (2,3 км — 28 мин).Время работы: ежедневно с 10:00–18:00, вторник — выходнойСтоимость билетов: 350 рублейСайт: www.rusmuseum.ru/marble-palace/Путеводитель по музеям Санкт-Петербурга
Мраморный дворец. г. Санкт-Петербург. Фото
Мраморный дворец – это первое здание, которое было отделано мрамором. 32 вида мрамора использовалось при строительстве дворца. Дворец был подарен императрицей Екатериной ее фавориту Григорию Орлову за то, что он помог ей взойти на престол.
Это один из самых шикарных дворцов, построенных в Петербурге. Внутреннее убранство дворца поражает богатством и великолепием. Парадная лестница украшена скульптурами День, Ночь, Утро и Вечер, а также скульптурами воспроизводящими весеннее и осеннее равноденствие. Во дворце находится библиотека, картинная галерея, два вида бань: турецкая и греческая, а также гостиные, спальни и кабинет.
Граф Орлов умер когда дворец еще не был построен до конца и в его владение вступили внуки Екатерины 11.
Революция внесла свои коррективы, дворец национализировали, все находившиеся в его стенах коллекции искусства предали Эрмитажу. Различные организации занимали дворец после революции и только в 1992 году здание было передано в ведение Русского музея.
Мраморный дворец. Миллионная ул., 5/1.
Дом-музей В. М. Васнецова. Фото
Дворец Топкапы в Стамбуле. Четвертый двор — Павильоны, Пролив Босфор, Мраморное море. Часть 5
?
amarok_man (amarok_man) wrote, 2018-01-18 22:01:00 amarok_man amarok_man 2018-01-18 22:01:00 Categories:
- Архитектура
- Путешествия
- Cancel
Всего 57 фото
Продолжаем осмотр Четвертого двора Дворца Топкапы. Сейчас мы снова сойдем в Сад Тулип, но уже по другой лестнице за Ереванским павильоном и приступим к осмотру Павильона Софы. Султанский сад прекрасен и изыскан. Представляю как здесь неистово цветут весенние тюльпаны.
В этой части мы осмотрим павильон Софы, мечеть Софы, Медицинский павильон, башню Главного Лекаря Султана, насладимся шикарными видами на Босфор и Мраморное море.Мы в Саду Тулип (Сад Тюльпанов).Фонтан у Багдадского павильона.02.
Павильон Софы также получил название Павильона Кара Мустафа Паша или MerdivenbaşıKasrı. Он был построен в период правления Мехмеда IV (1648-1687 гг.).
Его конструкция, состоящая из двух раздельных частей, называлась Зал Диван (Divanhane) или Комната Щербет (ŞerbetOdası).
Такие названия она получила благодаря серии реконструкций, проведённых в эпохи правления Ахмеда III (1703-1730 гг.) и Махмуда (1730-1754 гг.).
03.
Павильон, откуда султаны наблюдали за спортивными мероприятиями, принимали гостей и вели беседы, был построен пажами двора Эндерун. На протяжении всего времени его существования было проведено несколько реконструкционных работ. В настоящее время он является первым зданием в истории, выполненным в стиле «Турецкое рококо».04.05.06.07.08.09.10.11.Вы спросите, а что за спортивные мероприятия проводились и где? Сад Тулип явно для них не был предназначен.На фото ниже слева направо — Павильон Софы и Багдадский павильон — они находятся на террасе выше сада Тулип к северу. А перед ними ниже как раз и была площадка для спортивных состязаний. Сейчас там идут реставрационные работы.12.
Так что вот они — смотровые стороны Павильона Софы на сводчатых опорах с севера.13.
Однако пройдем теперь от павильона Софы в сторону Медицинского павильона, а точнее в сторону смотровой площадки.14.Терраса Сада Тулип.15.
Башня Главного преподавателя (BaşLalaKulesi), также известная как Павильон Главного лекаря Султана (HekimbaşıOdası) была возведена для того, чтобы Мехмед II (Завоеватель) мог осматривать окрестности с её вершины.
Это строение было своего рода дворцовой аптекой, названное так в честь главных дворцовых лекарей, офтальмологов и хирургов, чья численность достигала 60-70 человек.
Они принадлежали к Османской государственной системе под названием “Bîrûn” (в противоположность к понятию Enderûn, что значит внутренний, Bîrûn значит внешний).
16.Султан, а также все жители Гарема и внутреннего двора Эндерун лечились группой лекарей, окулистов и хирургов, находившейся под ответственностью Главного Лекаря. Микстуры и лекарства, которые прописывались пациентам, изготавливались медицинскими работниками под предводительством Главного Лекаря. Эти особые микстуры сначала приготавливались, а затем разливались по специальным склянкам, флаконам и бутылочкам.Абдулхак Молла, который служил во время правления Абдул-Меджида (1839-1861 гг.), был последним Главным Лекарем дворца Топкапы. После того, как Топкапы перестал быть местом жительства Османских Султанов, Павильон Главного лекаря стали использовать в качестве музыкальной комнаты, а позже в качестве оружейной мастерской. В начале XX века отреставрированное здание Павильона Главного лекаря использовали для хранения медицинских и фармацевтических материалов.17.Это Врата, соединяющие Четвертый двор с Пятым двором (или внешней территорией дворца к северу), сейчас это часть парка Гюльхане.18.Эти симпатичные башенки — помещения для охраны — ворот ведущих в Пятый двор.19.20.21.
Павильон Медицины является наиболее современным зданием во всём дворце Топкапы. Он был возведен архитектором Саркисом Балаяном, спроектировавшим также и дворец Долмабахче, по указу Султана Абдул-Меджида в 1859 году. Изначально он назывался Новым Киоском, но впоследствии был переименован в Киоск Медицины.
22.Он был спроектирован по подобию Теневого Киоска и Киоска Лучников, датирующихся XV веком. А некоторые детали здания относятся к Византийской эпохе. Во время периода в истории, когда Султаны жили во дворцах Долмабахче и Йылдыз, они посещали дворец Топкапы только на короткий срок для участия в церемонии восхождения на трон (Cülus) или для нанесения традиционного визита Священной мантии. В этих случаях они обычно останавливались в Павильоне Медицины.23.
Павильон Гардеробная представляет собой место во дворце, где хранилась вся одежда и драгоценности Султанов со времён правления Мехмеда Фатиха. Задача надлежащего хранения одежды и драгоценностей в ранний период истории лежала на Мастере Муслина (DülbentAğası). В более поздние периоды истории эта функция выполнялась Начальником хранилища одежды (Esvabcıbaşı) и его служащими.
24.
25.Гардеробная располагается рядом с Павильоном Медицины. Она является единственным зданием во всём дворце Топкапы, которое не меняло своего названия на протяжении всего своего периода существования.Теперь мы на обзорной площадке Дворца Топкапы перед Павильоном Медицины.26.Отсюда прекрасно виден пролив Босфор27.
Зрелище надо сказать впечатляющее! На дальнем плане Босфорский мост или сейчас Мост мучеников 15 июля. Мост недавно переименован в память погибших патриотов при попытке воспрепятствовать государственному перевороту в среде военных в 2016 году.
28.
- Рассмотрим Мост мучеников 15 июля поближе.
29.30.В нижней части кадра ниже можно заметить верхушки знаменитых крепостных стен Константинополя времен римского императора Септимия Севера (193-211 гг.).31.Вот здесь вид зубцов крепостных стен покрупнее.32.А теперь рассмотрим это место со стороны Босфора и Мраморного моря.33.Вид этих крепостных стен со стороны Босфора соединяющегося в этом месте с Мраморным морем.Мы же с вами находимся сейчас на смотровой у Медицинского павильона (слева частично на фото ниже), а от него вправо — Пятый двор Дворца Топкапы (полного доступа туда с территории музея нет).34.На фото ниже (в левой части кадра) Павильон Фатиха Третьего двора, правее небольшая мечеть Софы и Медицинский павильон справа.Мы с вами как раз на углу Медицинского павильона.35.Медицинский павильон Дворца Топкапы со стороны Мраморного моря.36.Смотрим уже правее — Босфор здесь условно соединяется с акваторией Мраморного моря. Перед нами азиатский берег Стамбула.37.Мраморное море и Пристань Хайдарпаша правее на азиатском берегу.38.На фото ниже я намеренно отснял для наглядности большу́ю часть территории за стенами Топкапы в направлении Мраморного моря. Здесь проходит внутренняя автодорога парка вдоль стен Топкапы. Чуть далее можно заметить железнодорожную ветку из-за который был снесено большое количество зданий старого дворца византийских императоров расположенных когда-то вдоль морских стен Константинополя. А на самом берегу сейчас большая автомагистраль. Она была создана путем отсыпки скального грунта. Ранее крепостные стены Константинополя выходили непосредственно к Мраморному морю.39.40.Мраморное море. Там вдали — знаменитые Принцевы острова.41.Зубцы былых морских крепостных стен Константинополя.42.Смотровая площадки «устроена» также и вдоль фасада Медицинского павильона.43.44.На ярус ниже устроились кафе и ресторан с видом на Мраморное море.Из-за нехватки времени не побывал там)45.
Принцевы острова это группа из девяти островов недалеко от берега Стамбула в Мраморном море. А знамениты они тем, что во времена Византийской империи принцы и другие близкие к императорам особы ссылались на эти острова. После 1302 года, когда османы захватили г.
Пили (Ялова), на острова устремился поток греческих беженцев из Малой Азии. Сами острова были захвачены османами лишь в 1453 году, незадолго до падения самого Константинополя. Позднее на Принцевы острова отправляли родственников оттоманских султанов, что и дало островам их нынешнее название.
В течение XIX века острова стали популярным местом отдыха состоятельных греков, армян и евреев Константинополя.
46.
Старые уцелевшие морские стены Константинополя со стороны Мраморного моря меня чрезвычайно интригуют, поэтому снова выкладываю их картинку с внутренней стороны.47.На фото ниже памятник прославленному мусульманскому мореплавателю Тургуту Реису установленный рядом с четырехрядной автомагистралью Kennedy Cad., проходящей вдоль побережья мыса Сарайбурну (Sarayburnu – Дворцовый мыс). Он поставлен почти напротив того места, где воды Босфора соединяются с Мраморным морем. Позади памятника, за руинами византийской крепостной стены времен римского императора Септимия Севера (193-211 гг.), и железнодорожными путями, проложенными тут англичанами в 1871 году, на верху крутого заросшего деревьями откоса, там где когда-то находился древний Византийский акрополь. Пройти и детально поснимать все морские стены Константинополя в этот раз мне не удалось из-за нехватки времени.48.Мраморное море49.Справа на смотровой Медицинский павильон, на дальнем плане — мечеть Софии.50.Навес ресторана Konyalı с видом на Мраморное море.51.Первоначально на месте, где сейчас стоит Мечеть Софы, располагался Теневой Киоск или Киоск Мечников (SilahdarağaKöşkü), построенный по указу Мехмеда Завоевателя в то время, когда впервые был воздвигнут дворец Топкапы. По данным из некоторых источников, Мечеть Софы (Sofa Camii) была возведена вместе с корпусом, прозванным Софа Ocağı, во время правления Сулеймана Великолепного.52.В 1809 году по указу Махмуда II Киоск Мечников был разрушен, а на его месте была воздвигнута маленькая мечеть Софа (Sofa Mescit). В 1859 году во время реконструкции Павильона Медицины и Павильона Мечника по указу Абдул-Меджида маленькая мечеть Софа была разрушена и перестроена в Мечеть-террасу Софы, сохранившуюся и по сей день. Из начертанного на ней эпиграфа видно, что мечеть была построена для того, чтобы в ней молились служащие Палаты Казначейства и Сокровищницы. Так мечеть Софы выглядит со стороны Мраморного моря.53.Слева от мечети Софы — Павильон Фатих (Третий двор).54.Ну что ж! Вот мы уже почти и закончили осмотр Четвертого двора Дворца Топкапы. Сейчас справа у нас Медицинский павильон, слева на дальнем плане Павильон Гардеробная.55.Фото Павильона Гардеробная и Павильона Медицины со стороны внутреннего дворика мечети Софы.56.Ну и последнее фото — второй переход назад в Третий двор Дворца Топкапы…57.
Наверное следует что-то сказать в заключении. Дворец обязателен к посещению, если уж вы добрались до Стамбула. Хоть я и не поклонник мусульманской архитектуры и ее специфического окружающего контекста, это место очень древнее вообще.
При доле воображения ничего не стоит вообразить на этом месте Акрополь древнегреческого Византия и строения Большого императорского дворца византийских императоров с обширными и богатыми оливковыми рощами что произрастали здесь на крутых склонах мыса Сераглио.
Выделять на посещение Дворца Топкапы следует как минимум один день поскольку посмотреть есть на что и получить удовольствие не только от красот акватории пролива Босфор, но и восхититься османской архитектурой, сокровищами османских султанов и помечтать.
И заметьте, сюда не входит археологический музей на территории Дворца Топкапы который также очевидно требует целого дня для осмотра.
Источники:
Дворец Топкапы в Стамбуле. Портал turako.ru
© Vladimir d’Ar, 2018
Часть 1 — Первый двор — двор янычар
Часть 2 — Второй двор — Диван, Казначейство, Гарем и Дворцовые кухниЧасть 3 — Третий двор — Двор Эндерун, Покои султана, СокровищницаЧасть 4 — Четвертый двор — Султанский сад, Мраморная терраса, Золотой Рог
взято с блога : https://vladimirdar.livejournal.com/135014.html
Петербург 100 лет назад: обитатели Мраморного дворца
Совместно с «Домом культуры Льва Лурье» «Бумага» запускает проект «Петербург 100 лет назад». Что происходило в городе в начале века: чем торговали лавки, как развлекались горожане, как жили простые люди и самые известные петербуржцы дореволюционной России.
Всё о Петербурге век назад — в газетных заметках и исторических зарисовках из книги «Град обреченный».
Мраморный дворец, который в 1992 году стал филиалом Русского музея, был домом для нескольких поколений Романовых.
Откровения «скрытого гея» великого князя Константина Константиновича, воспоминания о князьях-женофобах, шутки на религиозные темы и история о том, как дворец стал коммунальным жилищем, — в отрывке из книги историка Льва Лурье.
Первым хозяином Мраморного дворца, созданного для екатерининского фаворита Григория Орлова архитектором Антонио Ринальди, был великий князь Константин Павлович, эксцентричный брат Александра I.
При Николае I дворец отошел его второму сыну — либерально настроенному генерал-адмиралу Константину Николаевичу, «strong man» царствования Александра II, Анатолию Чубайсу эпохи великих реформ. В 1840-х здание было отреставрировано, интерьеры оформил Александр Брюллов.
Дворец должен был достаться его старшему сыну Николаю Константиновичу, но тот влюбился в американскую женщину-канатаходца, довольно алчную особу. В результате, чтобы удовлетворить прихоти своей любовницы, Николай Константинович украл у матери бриллианты.
Дело обнаружилось, старшего сына по просьбе Константина объявили безумным и сослали.
Дворец достался следующему из сыновей, Константину Константиновичу. Слабый поэт, неудачливый актер, никудышный драматург, в царствование Николая II считался наиболее изысканным и трепетным из Романовых. Любил трюфели в шампанском.
В браке с супругой принцессой Саксен-Альтенбургской, в России переименованной в Елизавету Маврикиевну, скучал: «Со мной у нее редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости.
В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, не стоящим никакого внимания. Переделаю ли я ее на свой лад когда-нибудь?».
Великий князь Константин Константинович Романов
Скрытый гей, постоянно грешивший с банщиками и половыми, а потом каявшийся: «Мой тайный порок совершенно овладел мною. Было время, и довольно продолжительное, что я почти победил его, от конца 1893-го до 1900-го.
Но с тех пор, и в особенности с апреля текущего [1903] года (перед самым рождением нашего очаровательного Георгия), опять поскользнулся и покатился и до сих пор качусь, как по наклонной плоскости, всё ниже и ниже».
При этом великий князь оставался образцовым супругом и отцом: в семье было 9 детей, которых воспитывали в военно-патриотическом духе. С началом Первой мировой войны все его сыновья, кроме слабого здоровьем Гавриила, отправились на фронт, Олег Констатинович — погиб в 1914 году под Вильно.
Князь был многолетним начальником Измайловского полка, где завел «Измайловские досуги» — своего рода дом культуры для офицеров полка. Также возглавлял все военные учебные заведения страны. Зиму семья К. Р.
проводила в Мраморном дворце, на лето переезжали в принадлежавший им дворец в Павловске или в Стрельну.
Сыновья великого князя, достигая совершеннолетия, получали право отделать «квартиры» в Мраморном дворце, так что к 1913 году дворец напоминал коммунальное жилище.
Великий князь Дмитрий Константинович Романов
Здесь жил, например, брат Константина — Дмитрий Константинович, командир Конных гренадеров. Глава всего российского коннозаводства. Как писал генерал А. А. Мосолов, в беседе с ним не следовало касаться ни вопросов современной политики, ни психологии женщин: «Дмитрий Константинович был определенный женофоб».
В семье брата строгий командир конногренадеров находил тепло и радость общения с близкими и дорогими людьми. Племянники обожали своего «дяденьку», как они называли Дмитрия Константиновича в отличие от других многочисленных дядей. «Я нежно любил его, — писал впоследствии, уже в эмиграции, великий князь Гавриил, — он был прекрасным, добрым человеком».
Князь Иоанн Константинович Романов
Сыновья великого князя, достигая совершеннолетия, получали право отделать «квартиры» в Мраморном дворце, так что к 1913 году дворец напоминал коммунальное жилище.
Старший сын и наследник Мраморного и Павловского дворцов великий князь Иоанн Константинович, «Иоанчик», с детства отличался религиозностью и любовью ко всему церковному. Религиозный пыл не оставил его даже после свадьбы с принцессой Сербской Еленой.
«Так как Иоанчик был очень религиозен, то братья его дразнили, что его сын родится с кадилом в руке. Поэтому они заказали маленькое кадило и, как только Всеволод родился, ему вложили кадило в ручку. Так что Иоаннчик впервые увидел сына с кадилом в руке».
Иоанн, как и его братья Константин и Игорь, были убиты в Алапаевске в 1918 году. Всеволода и его сестру вывезла из Петрограда бабушка, Елизавета Маврикиевна.
Санкт — Петербург. Мраморный дворец
Памятник Александру третьему. Фото автора.Памятник Александру третьему. Фото автора.
Привет всем. Недавно я сходила в Мраморный дворец, который находится на Дворцовой набережной и спешу поделится с вами своими впечатлениями. Адрес дворца: Миллионная ул., дом 5 А. Ближайшее метро » Невский проспект». Немного истории. . При Петре первом на месте, где сегодня находится дворец, располагался Почтовый двор, построенный в 1714 году. Около этого места с 1714г. находился Зверовой двор, в который был помещен первый в Петербурге слон, подаренный царю персидским шахом. После смерти слона в 1717 г. из него сделали чучело и выставили на обзор в Кунсткамере, а в слоновом амбаре разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он был перенесен так же в Кунсткамеру. Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находившегося перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью».
Решетка у Мраморного дворца. Фото автора.Решетка у Мраморного дворца. Фото автора.
Это место долго пустовало и лишь в 1768г. по велению Екатерины второй здесь началось строительство дворца для графа Г.Г. Орлова в качестве подарка за его помощь в возведении Екатерины на престол. На фасаде здания императрица намеревалась поместить надпись золотыми буквами «Здание благодарности».
Фото автора.
Дворец был построен в 1768 -1785г. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Граф Г.Г. Орлов не дожил до окончания строительства и после его смерти, Екатерина выкупила дворец у его наследников — братьев Орловых и подарила своему внуку великому князю Константину Павловичу к его бракосочетанию.
Статуи в нишах дворца на улице. Фото автора.Статуи в нишах дворца на улице. Фото автора.
После его смерти, император Николай первый назначил дворец своему сыну, великому князю Константину Николаевичу. В 1844 — 1849г. дворец и принадлежащий ему служебный дом реконструировали по проекту А.
Брюллова к бракосочетанию нового владельца дворца.
Изменения коснулись второго этажа, парадные и жилые помещения получили новую художественную отделку, а на месте существовавшего висячего сада, был создан зимний сад.
Барельеф с изображением архитектора Ринальди. Фото автора.Барельеф с изображением архитектора Ринальди. Фото автора.
В 1892 году дворец наследует сын великого Князя Константина Николаевича — великий Князь Константин Константинович. После его смерти его сыновья за неимением средств на содержание дворца , были вынуждены продать его в национальную собственность. В 1917г. во дворце размещалось Министерство труда.
С 1919 — 1936 года там размещалась Академия Истории Материальной культуры. В 1936 году Ленсоветом принято решение о размещении в Мраморном дворце Ленинградского Центрального музея В.И. Ленина. В 1991 г. он перешел в распоряжение Государственного Русского музея. С 1950 -1980г.
перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль «Остин — Путиловец», установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившееся место в 1997г.
был поставлен памятник Александру третьему, работы Паоло Трубецкого, который раньше стоял на площади Восстания.
Мраморная лестница. Фото автора.Мраморная лестница. Фото автора.
Фасад дворца и внутреннее убранство облицованы мрамором различных оттенков. Декор лестницы выполнен Ф.И. Шубиным. На стене парадного вестибюля установлен барельеф с изображением архитектора Ринальди.
Плафон на лестнице И. Крист. «Суд Париса». Фото автора.Плафон на лестнице И. Крист. «Суд Париса». Фото автора.
В нишах парадной лестницы размещены статуи , символизирующие «Ночь», «День», «Вечер», «Осень», «Весеннее равноденствие».
Фото автора.Фото автора.Фото автора.Статуи в нишах на лестнице. Фото автора.Статуи в нишах на лестнице. Фото автора.Мраморная лестница. Фото автора.Мраморная лестница. Фото автора.
Поднявшись по великолепной мраморной лестнице, мы попадаем в Мраморный зал. На потолке мы увидим плафон «Свадьба Амура и Психеи, расписанный С.Торелли. Люстры в зале подлинные.
Мраморный зал. Фото автора.Мраморный зал. Фото автора.
На стене имеются золоченые аллегорические барельефы на темы древнеримской истории, как напоминание о военных подвигах Г.Г. Орлова.
Плафон в Мраморном зале. Фото автора.Плафон в Мраморном зале. Фото автора.
Рядом с этим залом мы попадаем в еще один, не менее красивый. Посмотрите сами. К сожалению я не имею возможности показать все фотографии, которые сделала, чтобы показать все великолепие этих залов, да и фотографии у меня получились не очень.
Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.
А этот зал оформлен мраморными колоннами и лепниной на потолке.
Фото автора.Фото автора.
Пойдемте дальше.
Фото автора.Фото автора.Фото автора.Фото автора.
Дальше мы попадаем в зимний сад.
Зимний сад. Фото автора.Зимний сад. Фото автора.
Здесь есть фонтан и много растений, украшающих зимний сад.
Фото автора.
А это Белый зал, выполненный в готическом стиле. После революции люстры были уничтожены, а изготовили их по сохранившимся рисункам. Так что , то что мы видим — это копии.
Фото автора.Белый зал. Фото автора.Мраморные колонны и статуи на верху. Фото автора.Мраморные колонны и статуи на верху. Фото автора.Фото автора.
На этом я с вами прощаюсь. Будет возможность обязательно сходите в этот дворец. Там еще размещаются различные выставки, так что скучно не будет.
Источник: сайт Википедия и сайт Русский музей.