Главная магистраль Санкт-Петербурга — Невская Першпектива (ныне Невский проспект) была проложена в 1710-х годах. Она соединила Адмиралтейство (промышленный центр новой столицы) и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру — монастырь, заложенный в те же годы Петром I.
Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Император повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В мае 1716 года был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, пересекавший как саму реку, так и заболоченную пойму Фонтанки с островами и заводями.
Длина моста составляла около 170 метров, ширина — около 6,5 метров, судя по докладу от 15 мая 1716 года: «На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Для проводки по Фонтанке мачтовых судов подъёмные щиты снимали, а затем возвращали на место вручную.
Строительство моста обошлось казне в 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост (произносится с ударением на второй слог).
В течение XVIII века по реке Фонтанке проходила граница города. На Аничковом мосту стоял шлагбаум, а рядом, на левом берегу Фонтанки, в 1726 году построили Караульный дом. Здесь находилась «рогатка» — застава, где у въезжающих в Санкт-Петербург проверяли документы и брали плату за въезд, в качестве которой могли быть как деньги, так и камни, необходимые городу для мощения улиц.
В 1730 году рядом с Аничковым мостом, в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, была установлена триумфальная арка. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали.
Реконструкции и ремонты
Деревянный Аничков мост быстро обветшал, и 3 апреля 1719 года генерал-полицмейстер А.М. Девиер сообщил в своем докладе обер-комиссару Канцелярии городовых дел А. М. Черкасскому о том, что из-за плохого состояния моста через Фонтанку проезд по Невской першпективе затруднен, и переправе требуется срочный ремонт.
В 1721 году мост перестроили по проекту голландского инженера Хармана ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини. Переправа была расширена, стала 18-пролетной с разводным пролетом подъемного типа. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства.
В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет.
В 1749 году архитектор Семен Волков построил в этом месте новый, более широкий, деревянный мост по типовому проекту того времени. Пролеты моста были обшиты деревом и отделаны под гранитный руст. Опоры – свайные. При въезде установили фонари на высоких деревянных столбах.
В 1780-х годах началось сооружение гранитной набережной реки Фонтанки. Работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. С 1782 по 1788 год было построено семь мостов через Фонтанку: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Семеновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин, а также гранитные набережные.
Мосты возводились по типовому проекту, который разработали, согласно различным источникам, инженеры И.К. Герард, П.К. Сухтелен, Ф. Бауэр или Ж-Р. Перроне (большинство историков склоняется к тому, что автором типового моста был французский архитектор Жан-Родольф Перроне).
Новый Аничков мост был сооружен в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам.
Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы.
Мост разводился вручную с помощью цепей.
Мост был огражден каменным парапетом, на разводной части — легкая металлическая решетка. В первой половине XIX века парапеты заменили чугунными решетками с каменными тумбами. При входах на мост установили каменные обелиски с овальными фонарями на кронштейнах.
В 1839 году узкая проезжая часть Аничкова моста перестала справляться с возросшим движением по Невскому проспекту, и было принято решение о реконструкции. Проект разработали инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер.
В декабре 1840 года царь Николай I утвердил проект, затем старый мост разобрали, и 22 мая 1841 началось строительство новой переправы под руководством директора Путейского института генерал-лейтенанта А.Д. Готмана.
Мост перестал быть разводным и сделался трехпролетным, равным по ширине Невскому проспекту.
На въездах с четырех сторон были воздвигнуты гранитные постаменты, на которых стоят знаменитые скульптурные группы «Укрощение коня» работы скульптора П.К. Клодта.
Для перил были отлиты чугунные решетки, чей узор повторяет рисунок перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1824 году немецким архитектором Карлом Шинкелем.
Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой.
Над промежуточными опорами решетки разделены гранитными тумбами, на которых по изначальному проекту планировалось установить вазы, но позднее строители отказались от этой идеи.
Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года.
Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах: жёсткая гранитная облицовка была недостаточно прочно связана с легкосжимаемой кирпичной кладкой. При отсутствии качественной гидроизоляции в щели в местах соприкосновения разнородных материалов попадала вода, разрушавшая своды.
В связи с прокладкой трамвайной линии по Невскому проспекту возник риск, что своды моста не выдержат нагрузки. В 1907–1908 годах Аничков мост был реконструирован по проекту С.П. Бобровского и Н.Г. Кривошеина под руководством архитектора П.В. Щусева. Замена сводов потребовала и замены опор, поэтому мост был полностью разобран.
Перестройка производилась секциями, при этом швы между ними оставались незаполненными. После реконструкции быки и устои остались прежними, кирпичные своды были выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание, и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом.
Большое внимание в проекте реконструкции было уделено не только укреплению конструкций, но и сохранению исторического архитектурного облика переправы.
В годы войны и блокады Ленинграда знаменитые скульптурные группы П.К. Клодта были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). 9 июня 1945 года «Укротители коней» вернулись на свои места.
В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом сбросило в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 метров перил, повреждения получили гранитные парапеты. Решетка была восстановлена еще во время войны, а след от осколков немецкого артиллерийского снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда.
- При этом сама конструкция Аничкова моста не пострадала, и он долго и бесперебойно функционировал без капремонта.
- В середине 1990-х годов была выполнена замена чугунных перильных ограждений: их сняли с моста и отлили заново.
В 2000 году были отреставрированы скульптурные группы П.К. Клодта.
В 2007–2008 годах пролетное строение переправы капитально отремонтировали. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», а строительные работы выполнило ЗАО «Пилон».
- В рамках капитального ремонта произведена вычинка кирпичной кладки сводов в местах локальных вывалов и сильно деструктированных зон кладки, инъектирование кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, замена гидроизоляции пролетного строения и асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решеток перильного ограждения.
- Движение по Невскому проспекту на время ремонта не закрывали.
Характеристики моста
Аничков мост, перекинутый через реку Фонтанку в створе Невского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное сооружение на каменных опорах, облицованных гранитом. Пролетное строение выполнено в виде трех пологих сводов, выложено из кирпича и облицовано гранитом.
- Длина моста по задним граням устоев – 50 метров, ширина между осями перил – 38,2 метров.
- Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Информация для туристов
Интересно, что скульптуры коней на правом берегу Фонтанки имеют на своих копытах подковы, а на левом — не подкованы. Согласно легенде, это объясняется тем, что в XVIII веке в Литейной части находились литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «скачут» от кузниц в сторону Адмиралтейства, а неподкованные — наоборот, «идут» к кузницам, в сторону Литейного проспекта.
Аничков мост
- ФОНТАНКА
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
- Итак, мы подошли к Аничкову мосту, по которому Фонтанку пересекает Невский проспект.
Аничков мост — одна из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Напомню его историю (см., например, [26]).
Первый, деревянный мост был построен при Петре I, в 1715 — 1716 гг. Он перекрывал не только саму Фонтанку, но и заболоченную пойму. Строительством руководил инженер-подполковник М.О.Аничков. Его именем оказался назван мост; мало того, позже название Аничков распространилось и на дворец рядом с мостом.
В дальнейшем этот мост несколько раз заменялся новыми, тоже деревянными. А в 1783 — 1787 гг. был построен первый каменный Аничков мост.
Здесь представлена литография «Вид на Аничков мост с набережной Фонтанки возле дома Нарышкина» (1820-е, Русский музей; фрагмент этой литографии рассмотрен также на предыдущей странице):
Это был один из семи однотипных мостов с башнями, из которых до нашего времени сохранились только два — Чернышев (Ломоносова) и Калинкин. Подробнее об этих прекрасных мостах сказано на странице, посвященной Чернышеву мосту.
Но как бы ни был красив этот мост — все же на Невском проспекте не место типовому сооружению. В 1841 г. вместо этого моста был построен новый, ныне существующий:
29 сентября 2012 г.
Мост украшают знаменитые конные скульптурные группы, созданные П.К.Клодтом.
Напомню, что ансамбль из четырех скульптурных групп сформировался не сразу. Сначала были установлены две одинаковые пары скульптур — одна на левом берегу, другая на правом. До нашего времени дошла пара скульптур на правом берегу:
![]() |
![]() |
29 сентября 2007 г. | 9 сентября 2012 г. |
О том, что первоначально на мосту стояли две одинаковые пары скульптур, свидетельствует прекрасная акварель В.С.Садовникова «Вид Аничкова моста» (начало 1840-х гг.; Эрмитаж):
Эти скульптуры принесли славу П.К.Клодту. Известны несколько авторских повторений этой пары скульптур. Такие же пары скульптур стояли, например, в Петергофе у дворца Бельведер в Луговом парке, в Стрельне в Орловском парке, в подмосковной усадьбе Кузьминки. (Скульптуры в Петергофе и Стрельне погибли во время Великой Отечественной войны.)
Но уже в 1842 г. по распоряжению Николая I одна из пар скульптур была снята с пьедесталов на Аничковом мосту, и скульптуры были отправлены в Берлин в подарок прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, а на Аничковом мосту были временно установлены гипсовые копии.
Клодт выполнил две новые такие же скульптуры. Но и они недолго простояли на этом месте: в 1846 г. они были отправлены в подаорк неаполитанскому королю. И тогда Клодт не стал больше повторять ту же композицию, а создал в 1849 — 1850 гг.
две новые скульптурные группы, которые с тех пор стоят на левом берегу Фонтанки:
![]() |
![]() |
29 сентября 2007 г.
Эти четыре скульптурные группы широко известны. Их популярность такова, что уже мало кто обращает внимание на архитектуру самого моста. А между тем и мост красив, он служит прекрасным фоном для скульптур.
До сравнительно недавнего времени считалось, что мост построен по проекту архитектора, генерал-лейтенанта А.Д.Готмана. И только в 1970-х гг. было установлено, что на самом деле проект составил его подчиненный — инженер-майор И.Ф.Буттац.
Вот как выглядит решетка моста:
![]() |
![]() |
16 сентября 2012 г.
Довольно интересен вопрос об авторстве решетки.
Обычно автором решетки называли (а нередко и сейчас называют) А.П.Брюллова. Между тем на самом деле она очень похожа на решетку Замкового моста (Schloßbrücke) в Берлине, построенного в 1819 — 1824 гг. по проекту великого немецкого архитектора К.-Ф.Шинкеля (в 1840 г. на мосту были установлены скульптуры).
- Вот старая фотография моста [39], до его разрушения в 1945 г. (после войны мост был восстановлен):
- На фотографии действительно видна очень похожая решетка.
- Но в то же время есть отличия в деталях. В этом мы можем убедиться при взгляде на такую фотографию [40]:
- Если мы сравним ее с фотографией аналогичного звена решетки Аничкова моста, то увидим, что на Аничковом мосту изменен даже пол мифологических существ.
И все же, по-моему, даже таких различий недостаточно для того, чтобы считать решетку Аничкова моста самостоятельным произведением. Все равно это неточная копия решетки Шинкеля.
- В заключение покажу фотографии зданий вокруг Аничкова моста, на углах Фонтанки и Невского проспекта.
- Дом на правом берегу (наб. Фонтанки, 29/66; третьим фасадом он выходит на Караванную улицу):
- 29 сентября 2007 г.
Бывший доходный дом П.И.Лихачева. Построен в 1877 — 1878 гг. Автор проекта — А.В.Иванов, выдающийся архитектор второй половины XIX — начала XX века. [3] По проектам А.В.Иванова построено много красивых, добротных зданий в Петербурге и в Москве (куда он переселился в конце XIX века). Впрочем, данное здание, на мой взгляд, — все же далеко не лучшая его работа.
На левом берегу, на той же стороне Невского проспекта тоже стоял доходный дом (наб. Фонтанки, 40/68). Он был разрушен во время войны, и в послевоенные годы на его месте было построено здание Куйбышевского райисполкома (арх. И.И.Фомин, Б.Н.Журавлев). В 2011 г. это здание было разобрано. В 2012 — 2013 гг. на этом месте построен новый дом с такими же фасадами. Фотография, сделанная до сноса:
29 сентября 2007 г.
На мой взгляд, здание представляло собой заурядную работу в духе официозной сталинской архитектуры. В оформлении фасадов использованы мотивы классицизма — но с характерными искажениями, утяжеленные.
У архитектора не хватило смелости ни сделать полноценный портик, ни отказаться вообще от колонн — и в центре фасада появилась довольно уродливая лоджия с двумя колоннами.
А чего стоят статуи рабочего и работницы на фронтоне!
Снос этого здания вызвал многочисленные протесты. Мне лично эти протесты кажутся надуманными. Другое дело — то, что какое-то новое здание на этом месте могло бы оказаться еще хуже; лучше уж хотя бы восстановить прежние фасады — что и было сделано. Вот как выглядит вновь отстроенное здание:
20 июля 2014 г.
Я заметил только одно изменение: по-другому выглядит нижняя часть; вместо одного ряда окон первого этажа сделаны два — высокие и низкие. (На моей старой фотографии низ почти полностью закрыт машинами, виден только кусочек самого левого окна). На мой взгляд, это изменение несущественно — учитывая то, что прежнее здание было далеко не шедевром архитектуры.
Здания на двух других углах Невского проспекта значительно более интересны. Они будут отдельно рассмотрены на других страницах. А здесь ограничусь двумя фотографиями — по одной на каждое здание — и краткой информацией.
Здание Кабинета (наб. Фонтанки, 31/39; 1803 — 1805, арх. Дж.Кваренги; позже перестраивалось):
5 ноября 2007 г.
Дворец Белосельских-Белозерских (наб. Фонтанки, 42/41; 1847 — 1848, арх. А.И.Штакеншнейдер):
- 27 сентября 2007 г.
- Оглавление
- Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
- Предыдущая Следующая
- Литература
- Главная страница
© Прохоров С.О.
Аничков мост — 51 фото
Скульптуры Аничкова моста
78044
автор: Дмитрий Казаков
Прогулочные катера
78039
автор: Дмитрий Казаков
Аничков мост, фото
78049
автор: Дмитрий Казаков
Скульптура укротителя коня
78054
автор: Дмитрий Казаков
Вид на Фонтанку
78055
автор: Дмитрий Казаков
Ограда
78056
автор: Дмитрий Казаков
78057
автор: Дмитрий Казаков
78062
автор: Дмитрий Казаков
78078
автор: Дмитрий Казаков
Скульптуры
78081
автор: Дмитрий Казаков
78086
автор: Дмитрий Казаков
У каждого свой конь
78089
автор: Дмитрий Казаков
78040
автор: Дмитрий Казаков
Скульптуры Укротители коней
78041
автор: Дмитрий Казаков
78042
автор: Дмитрий Казаков
78043
автор: Дмитрий Казаков
78045
автор: Дмитрий Казаков
78046
автор: Дмитрий Казаков
78047
автор: Дмитрий Казаков
Укротители коней
78048
автор: Дмитрий Казаков
78050
автор: Дмитрий Казаков
78051
автор: Дмитрий Казаков
Фотография Аничкова моста
78052
автор: Дмитрий Казаков
78053
автор: Дмитрий Казаков
78058
автор: Дмитрий Казаков
78059
автор: Дмитрий Казаков
78060
автор: Дмитрий Казаков
Скульптура
78061
автор: Дмитрий Казаков
78063
автор: Дмитрий Казаков
78064
автор: Дмитрий Казаков
78065
автор: Дмитрий Казаков
78066
автор: Дмитрий Казаков
78067
автор: Дмитрий Казаков
78068
автор: Дмитрий Казаков
Дворец Белосельских-Белозерских
78070
автор: Дмитрий Казаков
78071
автор: Дмитрий Казаков
Мост 16 яиц
78072
автор: Дмитрий Казаков
78073
автор: Дмитрий Казаков
Застыли кони, люди
78074
автор: Дмитрий Казаков
Туристические катера
78075
автор: Дмитрий Казаков
Кораблики
78076
автор: Дмитрий Казаков
Фонтанка
78077
автор: Дмитрий Казаков
Фото Аничкова моста
78080
автор: Дмитрий Казаков
78082
автор: Дмитрий Казаков
78083
автор: Дмитрий Казаков
Набережные реки Фонтанки в Новый год
78085
автор: Дмитрий Казаков
Река Фонтанка — гирлянды над водой
78088
автор: Дмитрий Казаков
Одна из четырёх скульптур Аничкова моста
160234
автор: Дмитрий Казаков
Аничков мост
?
suosaari82 (suosaari82) wrote, 2014-01-27 02:19:00 suosaari82 suosaari82 2014-01-27 02:19:00 Categories: Лошадь влекли под уздцы на чугунныйМост. Под копытом чернела вода.Лошадь храпела, и воздух безлунныйХрап сохранял на мосту навсегда.Песни воды и хрипящие звукиТут же вблизи расплывались в хаос.Их раздирали незримые руки.В черной воде отраженье неслось.Мерный чугун отвечал однотонно.Разность отпала. И вечность спала.Черная ночь неподвижно, бездонно -Лопнувший в бездну ремень увлекла.Всё пребывало. Движенья, страданья -Не было. Лошадь храпела навек.И на узде в напряженьи молчаньяВечно застывший висел человек.
А.Блок
Думаю, с трудом найдётся такой петербуржец, который не видел знаменитого Аничкова моста и многие гости нашего города спешат увидеть его великолепные скульптуры. Сегодня мой рассказ именно о нём.
[Из истории Аничкова моста]Начало XVIII века – по берегам Невы в её устье развёрнуто колоссальное строительство, по указу царя Петра Алексеевича возводится будущая столица будущей Империи.
Для осуществления сухопутной связи с центральной Россией от Адмиралтейства в сторону Новгородского тракта (район современного Лиговского проспекта) в 1710 году начинают прокладывать Большую Першпективу (Невский проспект).
Для переправы через реку Фонтанку в 1715 году Петром I было велено «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».
К маю следующего года приказ был исполнен. Через Фонтанку перекинулся деревянный мост, возведённый силами солдат располагавшегося здесь же инженерного батальона под командованием подполковника Михаила Осиповича Аничкова (ударение в фамилии как и в названии моста на второй слог).
В силу недолговечности дерева как строительного материала мост неоднократно перестраивался. В 1749 году мост капитально отреставрировали, укрепив его основание для того, что бы он мог выдержать вес слонов, доставленных в Петербург в качестве подарка от персидского шаха.
В 1783-1787 годах по типовому проекту Ж.Р. Перроне Аничков мост был перестроен. Мост был выполнен из камня с четырьмя гранитными башенками, где были укреплены цепи и помещён разводной механизм, поднимавший центральный деревянный пролёт.
В 1841-1842 годах в результате перестройки Аничков мост приобретает известный нам сегодня вид. Автором проекта выступили инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер.
Новый мост стал полностью каменным а на гранитных пьедесталах западной стороны установили скульпутрные композиции «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», на восточной стороне были установлены их гипсовые копии окрашенные под бронзу.
- Ограда моста была выполнена по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля и представляла из себя чугунные перила с чередующимся изображением русалок и гиппокампусов.
- Схожий рисунок ограды можно встретить и на Дворцовом мосту в Берлине.
Вскоре временные гипсовые скульптуры должны были заменить на бронзовые, но прямо с литейного двора Николай I подарил их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Статуи и сейчас находятся в Берлине в весьма непрезентабельном виде в Кляйст-парке.
В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго. Николай I снова подарил их, на этот раз королю обеих Сицилий, в знак благодарности за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. В 1846 году скульптуры оказались в Неаполе.
Пётр Клодт решил больше не делать копий, а продолжить начатую тему «Покорение коня человеком». В 1851 году новые статуи заняли своё постоянное место на восточной части Аничкова моста, создавая единую композицию, запечатлевшую четыре стадии укрощения коня.
Любопытно, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в противоположную сторону – нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному – нет.
- Тоже очень любопытная история ходит среди петербуржцев, поговаривают, что во время работы над скульптурой одного из коней ваятель из чувства мести запечатлел в весьма интересном месте лицо любовника своей супруги, ну верить в это или нет – дело каждого, но фото прилагаю.
В период с 1906 года по 1908 год под руководством архитектора П.В. Щусева в связи с выявленной деформацией сводов, а так же прокладкой трамвайного движения проводилась очередная реконструкция Аничкова моста.
Одним из обязательных атрибутов моста с момента его торжественного открытия и вплоть до 1917 года был городовой, дежуривший на пересечении Невского и Фонтанки. В дореволюционном городе даже была такая загадка – сколько яиц находится на Аничковом мосту? – и непременно с юмором отвечали – 18!
Уже в советские времена родился другой анекдот
На Аничковом мосту мужик справляет малую нужду. Подходит милиционер и вежливо начинает стыдить мужика:- Как же это, гражданин… В центре города… На таком месте… А небось ещё рабочий…- Рабочий, рабочий… – нетерпеливо отмахивается мужик.
– не видишь, что написано: «отливал барон Клодт». – как барону , так можно, а рабочему так нет?!
В первые же месяцы Великой Отечественной войны были проделаны огромные работы, чтобы укрыть и сберечь от разрушения художественные ценности.
В ноябре 1941 года скульптуры с моста сняли и закопали в саду Аничкова дворца.
- Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов, его основная конструкция не пострадала, и мост продолжал исправно функционировать, и лишь опустевшие гранитные пьедесталы напоминали людям: «Идет война».
В ночь на 6 ноября 1942 года в мост попала фугасная бомба. Взрывной силой смело в Фонтанку чугунные тумбы и более тридцати метров чугунной решетки. Но уже во время войны решетка была заново отлита на заводе «Лентрублит» и вновь установлена на мосту.
- Бронзовые статуи вернулись на свои места уже после победы, в ночь на 2-ое июня 1945 года они были извлечены из под земли, промыты и установлены на пьедесталы.
- Сегодня только следы от осколков артиллерийских снарядов на гранитных пьедесталах напоминают о пережитой войне.
Во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста. В середине 1990-х годов чугунные ограждения моста были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в Снежинске, а заменённые секции ограды теперь украшает клеймо завода в виде стилизованной снежинки.
- В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста были вновь сняты и отвезены на реставрацию, и уже спустя год обновлённые статуи были возвращены на своё место.
- К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга изображение статуи Аничкова моста было использовано в оформлении одного из шести памятных жетонов метрополитена.
Много памятных исторических событий пережил за свою без малого 300-летнюю историю Аничков мост, являющийся невольным свидетелем преобразований, связанных с развитием и совершенствованием города, а так же ставший одним из его символов. И наша задача состоит в том, что бы если и не создать что-то столь же прекрасное, то хотя бы сохранить для потомков всё богатство и красоту культурного наследия Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург, ч.4 — От Аничкова моста к улице Росси
?
yarowind (yarowind) wrote, 2012-06-24 18:16:00 yarowind yarowind 2012-06-24 18:16:00 Category: Аничков мост, пожалуй, самый известный и узнаваемый. Первый мост был поставлен еще в 1716г, тогда он был деревянный. Первый каменный мост появился в 1785 году.Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой.1.
2. Табличка для тех, кто не узнал мост.
Известные всем статуи коней появились лишь в 1841г.3.4. Покорения коней5. Ничего, что он к вам спиной?:)На решетках какие то странные русалки — у них еще есть конские ноги.6.
Дворец Белосельских-Белозерских, 1848г. Кто здесь только не жил! Что самое смшеное, князь Белосельский-Белозерский как-раз и не жил, ибо не успел и умер раньше окончания строительства.
7.
На другой стороне Фонтанки находится бывшее здание Кабинета Его Императорского Величества, 1811. Хотя изначально оно строилось для торговых рядов и частично под жилье.
8.
- Аничков дворец, вид с торца.
9.10. Статуи11.Возле дворца веселый клоун выдувал гигантские мыльные пузыри. Левушка за ним что-то тренькала на ксилофоне.12.13.14.Девушка Таня у интересом за всем этим наблюдала. Мы спросили ее электронку и отправили ей фотографии:).15.16.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы», 1906, модерн. Чем-то он напомнил мне ряд модерновых зданий в Праге.
17.Тут мы пошли налево. К Кате. Памятник поставлен в 1873г к именинам императрицы.18.У ее ног сидят ее известные современники, например это — графиня Дашкова.18.19. Наш современник бродит по клумбам.
Александринский театр, он же им. Пушкина, 1832г, работы известного Росси.
20.
21.22. Управленец квадригой — товарищ Аполлон.23. Собственный доходный дом архитектора Н. П. Басина
За театром открывается великолепная перспектива улицы зодчего Росси, 1834г. Эта улица уникальна своим точным следованием античным канонам — её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.
Аничковский мост (67 фото)
фото мостов со всего мира
1
Аничков мост
2
Аничкин мост в Санкт-Петербурге
3
Аничкин мост в Санкт-Петербурге
4
Аничкин мост в Санкт-Петербурге
5
Анненков мост Санкт-Петербург
6
Аничков мост
7
Аничкин мост в Санкт-Петербурге
8
Невский проспект река Фонтанка Санкт-Петербург
9
Аничкин мост в Санкт-Петербурге
10
Аничков дворец мост в Петербурге
11
Ломоносовский мост в Санкт-Петербурге
12
Кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге
13
Ленинград Аничкин мост
14
Аничков мост через Фонтанку силуэт
15
Аничков мост в Санкт-Петербурге кони
16
Дворец у Аничкова моста
17
Аничков дворец и мост в Санкт-Петербурге
18
Аничков мост дворец Белосельских-Белозерских
19
Аничкин мост 19 век Петербург
20
Питер Аничков мост
21
Питер панорама Фонтанка
22
Аничков мост дворец Белосельских-Белозерских
23
Ленинград Аничков мост
24
Аничков мост в Санкт-Петербурге
25
Ленинград Аничков мост
26
Река Фонтанка мост Ломоносова
27
Река мойка Певческий мост
28
Мост Санкт-Петербург Краснофлотский Крюков канал
29
Петр Клодт кони Аничкова моста
30
Река Фонтанка мост Ломоносова
31
Измайловский мост в Санкт-Петербурге
32
Река Фонтанка мост Ломоносова
33
Синий мост Питер
34
Петербург Пантелеймоновский мост
35
Лиговский канал Санкт-Петербург
36
Мосты Невы в Санкт-Петербурге
37
Троицкий мост через реку Неву в Санкт-Петербурге (1903)
38
Красногвардейский район Большеохтинский мост
39
Аничков мост лошади Клодта
40
Питер Ушаковский мост
41
Нева Дворцовый мост
42
Троицкий мост мост Санкт-Петербурга
43
Биржевой мост в Санкт-Петербурге
44
Развод мостов на Неве
45
Достопримечательности Санкт-Петербурга 2 класс Аничков мост
46
Троицкий мост через Неву в Санкт-Петербурге
47
Ушаковский мост в Санкт-Петербурге
48
Аничков дворец Кваренги
49
Наб. реки мойки. Поцелуев мост
50
Невский проспект Санкт-Петербург Аничков дворец
51
Варваровский мост Николаев
52
Картинка мост в нюлркк
53
Зелёный мост Санкт-Петербург
54
Костомаровский мост
55
Кировский мост Троицкий мост
56
Кировский Троицкий мост
57
Аничков мост литография 19 века
58
Калинкин мост 19 век
59
Василий Семёнович Садовников (1800-1879)
60
Большая Невка Ушаковский мост
61
Город Николаев Ингульский мост
62
Императорский мост в Ульяновске
63
Прачечный мост в Санкт-Петербурге
64
Невский проспект Аничков мост 19 век
65
Река Енисей Красноярск Красноярск реки
66
67