Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Посмотреть все

  • Все просто. Выберите заинтересовавшие вас билеты и нажмите оформить заказ.
  • С помощью банковской карты на сайте онлайн.
  • После оплаты заказа вы получите ваши билеты на email либо доставкой на дом.

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

У ценителей культурных мероприятий есть возможность купить билеты и абонементы на концерты и другие мероприятия Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Можно выбрать из 16 видов абонементов, где доступно от 4 до 7 концертов в зависимости от тематики подборки. Купить официальные билеты в филармонию им. Шостаковича можно онлайн на нашем сайте.

Филармония в Санкт-Петербурге – старейшая в России. Это постоянная площадка, где выступает и репетирует симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Почти целый век она остается центром культурного сообщества города и страны. Большой зал расположен на Михайловской улице, в бывшем доме дворянского собрания. Он способен вместить до 1500 зрителей.

Малый зал находится на Невском проспекте в доме Энгельгардта.

До 1988 года коллективом руководил Евгений Мравинский. Затем пост занял Юрий Темирканов. Филармония ведет музыкальную, концертную и издательскую деятельность. Имеет большую репертуар и библиотеку произведений.

Зрителям доступен заказ билетов на отдельные концерты и абонементы, позволяющие посетить несколько тематических мероприятий.

Абонементы по тематикам позволят подобрать направленность концертов для получения наибольшего музыкального удовольствия.

Досуг помогут скрасить такие подборки, как классика, джаз, вокальные вечера, оркестровые концерты, вечера скрипки, фортепиано, русской классики, музыка для всех и другие.

Где купить билеты в Санкт-Петербургскую филармонию им. Д.Д. Шостаковича?

Купить билеты в филармонию им. Д. Д. Шостаковича можно на сайте philkassa-spb.com. Для этого нужно оформить быстрый заказ, выбрав место в зале и указав способ оплаты. Удобнее всего сделать онлайн-заказ, не выходя из дома.

Посещать кассу филармонии Шостаковича, чтобы купить билет, не придется. На странице мероприятия потребуется указать платежные данные карты и e-mail, куда придут электронные билеты с чеком о покупке.

Распечатывать их не нужно – достаточно показать на экране смартфона при входе в зал.

Для тех, кому удобнее платить наличными, есть опция доставки. Курьер привезет билеты в филармонию Шостаковича на указанный адрес. Стоимость доставки рассчитывается отдельно.

Ценителям прекрасной музыки открывается хорошая возможность разнообразить семейный досуг. Посетите концерты великолепных музыкантов и насладитесь лучшими отечественными и иностранными музыкальными произведениями!

Филармония имени Д.Д. Шостаковича

Санкт-Петербургская филармония имени Шостаковича ведет свою историю с 1803 года, тогда в городе появилось первое Филармоническое общество. На протяжении многих лет концертный зал был сердцем музыкальной жизни Санкт-Петербурга, музыканты не покинули ее даже в годы Великой Отечественной войны (в 1942 году здесь была исполнена Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича).

Сегодня концерты филармонии по-прежнему собирают целые залы поклонников, а билеты по самые популярные выступления раскупаются за несколько дней. Главный дирижер оркестра — маэстро Юрий Темирканов.

Большая филармония Санкт-Петербурга:

В рамках проекта «Открытая филармония» проходят концерты в фойе, лекции и творческие встречи, экскурсии по залам. Экскурсии проводятся в Большой филармонии по предварительной записи.

Расписание филармонии Санкт-Петербурга: лекции, концерты в фойе 2022, экскурсии

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

© Сайт филармонии Д. Шостаковича

Афиша Большого и Малого залов филармонии Санкт-Петербурга в 2022 году

Каждый месяц в залах филармонии Шостаковича проходят десятки мероприятий: концерты симфонической музыки, фортепианные, органные и вокальные вечера, концерты академической музыки для детей и др.

Ежегодно учреждение принимает участие в международных фестивалях «Музыкальная коллекция» и «Площадь Искусств», в рамках которых в Северную столицу приезжают знаменитые музыканты из разных стран мира.

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

© Сайт филармонии Д. Шостаковича

К сожалению, не все могут посетить филармонию Санкт-Петербурга самостоятельно, но это не повод отказать себе в удовольствии наслаждаться любимой музыкой — посмотреть выступление можно с помощью онлайн-трансляции.

Малый зал на Невском проспекте:

Купить билеты в филармонию Шостаковича

Продажа билетов и абонементов осуществляется через кассы в Большом и Малом залах, через интернет-кассы или через официальный сайт филармонии. Чтобы купить билеты через сайт, нужно зайти в раздел «Афиша» (ссылка есть выше), выбрать нужный концерт и нажать кнопку «Купить билет». Стоимость билетов зависит от зала, выбранного места и концерта — в среднем от 300 до 3500 рублей.

Время работы касс:

  • Большой зал: ежедневно с 11:00 до 20:00 (в дни концертов — до 20.30);
  • Малый зал: ежедневно с 11:00 до 19:00 (в дни концертов — до 19.30).
  • Перерыв в кассах с 15.00 до 16.00.

Любители симфонической музыки, которые посещают филармонию регулярно, могут приобрести абонементы (на 6 концертов). Варианты можно посмотреть в соответствующем разделе сайта.

Промо-видео: Абонементы филармонии Шостаковича в сезон 2018/2019

Большой зал был построен в 1936 году, а Малый — спустя 13 лет. Фасад здания Большого зала был создан архитектором Карлом Росси, который является автором знаменитых построек Северной столицы — Дворцовой и Сенатской площадей, ансамблей Михайловского и Елагина дворца. Концертный зал главного корпуса вмещает 1500 человек. На сцене Большой филармонии установлен орган.

Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

В центре Санкт-Петербурга находится старейшая в России Академическая филармония, которая располагает двумя концертными залами европейского уровня: Большим и Малым, имеет два симфонических оркестра, заслуживших высокое признание во всем мире. Здесь выступали выдающиеся исполнители разных эпох.

Филармония носит имя всемирно известного композитора Дмитрия Шостаковича в память о многолетнем плодотворном сотрудничестве и премьерном авторском исполнении его Первой симфонии в 1926 году.

Историческая справка

История начинается с Малого зала, в старинном особняке на Невском проспекте, известном в Петербурге как дом Энгельгардта. Именно здесь в начале XIX века Петербургское филармоническое общество проводило открытые концерты, на которых блистали выдающиеся европейские и отечественные исполнители.

Очень скоро это место становится центром притяжения культурной жизни столицы. Построенное по проекту Б. Растрелли здание перестраивается архитектором П.П.

Жако в стиле позднего классицизма, и в 1832 году в нем появляется новый концертный зал на 400 мест с великолепной акустикой, где проводятся музыкальные вечера Дворянского собрания и маскарады.

О популярности в обществе свидетельствуют строки произведения «Маскарад» (1835 г.), принадлежащие М.Ю. Лермонтову: «…ведь нынче праздники и, верно, маскерад у Энгельгардта…».

В 1839 году для Дворянского собрания архитектор П.П. Жако возводит здание на площади Искусств, сохраняя в облике фасада проект К.И. Росси.

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото Здание филармонии им. Шостаковича.

Внутри здания роскошная лестница ведет в невероятно красивый и огромный белоснежный зал с колоннами и хрустальными люстрами, первоклассной акустикой, вмещающий 1,500 человек. Это и есть Большой зал филармонии.

Датой торжественного открытия Петроградской филармонии становится 12 июня 1921 года, когда состоялся симфонический концерт, посвященный творчеству П.И. Чайковского, под руководством талантливого дирижера и первого директора филармонии Э. Купера.

В 1949 году в состав филармонии входит Малый камерный зал имени М.И. Глинки. В продолжение старинных традиций здесь и в наши дни звучат новинки европейской музыки, проходят музыкальные конкурсы и фестивали.

Интересные факты

  • Выдающийся дирижер Е.А. Мравинский 50 лет своей деятельности (1938-1988) посвятил филармонии. Под его руководством основной исполнительский коллектив, полное название которого — Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, становится одним из лучших в мире.
  • В годы войны в блокадном Ленинграде давал концерты единственный оставшийся в городе симфонический оркестр радиокомитета. 9 июля 1942 года на сцене Большого зала филармонии он исполнил Седьмую (Ленинградскую) симфонию Д. Шостаковича. В память об этом событии, имевшем огромное значение, установлена мемориальная доска на стене здания. Сам же оркестр в 1953 году становится вторым музыкальным коллективом филармонии и меняет название. С тех пор и поныне – это Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В настоящее время работает под руководством главного дирижера А. Дмитриева.
  • Орган Большого зала заслуживает отдельного упоминания. Этот замечательный инструмент фирмы Валькер изначально был установлен в одном из медицинских институтов и служил целям исцеления больных, являясь частью научной методики. Во избежание участи уничтожения, постигшей многие органы в период становления советской власти, в 1931 году его перенесли в филармонию.
  • Реконструкция Большого зала в 2007 году не только восстановила исторические интерьеры, но и вернула ту особенную атмосферу, благодаря которой он по-прежнему остается «одним из лучших мест на земле», по словам известного литературоведа И. Андроникова. Посетителей ожидает не только виртуозное исполнение музыкальных шедевров в потрясающе красивом зале, но и ресторан «Дворянское собрание», уютное кафе «Шоколад», фойе, оформленное как музей, в котором представлены скульптуры и фотопортреты великих музыкантов, памятные доски, афиши и программки значимых концертов.
Читайте также:  Цпкио им. кирова в спб – место отдыха горожан и туристов

Репертуар и творческая деятельность

Сохранить Заслуженный коллектив России и его престиж в сложные 90-е годы прошлого века удалось одному из самых ярких дирижеров современности Юрию Темирканову. С 1988 года он является художественным руководителем филармонии и главным дирижером основного оркестра. В 2005 году оркестр открывал сезон в Карнеги-холл, а в 2006 году включен в ТОП-10 симфонических оркестров Европы.

Полтора десятка лет стартует фестиваль «Площадь искусств», который объединяет Русский музей, Михайловский театр, Храм Спаса на крови, Театр музыкальной комедии.

Его главным участником с самого начала был и остается Большой зал филармонии, а бессменным руководителем – основатель фестиваля Ю. Темирканов. Масштабным событием XVIII зимнего фестиваля в 2017 году стало исполнение «Реквиема» Д.

Верди, посвященное памяти замечательного оперного певца Дмитрия Хворостовского.

Финальным аккордом концертного сезона 2018 года станет XII международный фестиваль «Музыкальная коллекция».

Большой и Малый залы Академической филармонии Санкт-Петербурга являются одними из лучших концертных площадок мира, выступать здесь почетно для величайших музыкантов всех стран. Чтобы не пропустить волнующее событие, билеты лучше приобретать на официальном сайте филармонии заранее, так как концерты здесь проходят с аншлагом.

Где находится и как добраться

Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодёжи

История Государственной филармонии для детей и молодёжи, а насчитывает более сорока лет. Первоначально она была одним из подразделений объединения «Ленконцерт». Свой сегодняшний статус театр приобрел в 1989 году.

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фотоГосударственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодёжи

Государственная филармония для детей и молодёжи — это:

симфонический оркестр, драматическая труппа, оперные солисты, кукольный театр. Филармония создана для широкой просветительской деятельности.

  • В репертуаре коллективов и артистов Филармонии — отечественная и зарубежная классика, современное искусство.
  • В Большом и Малом залах Филармонии идут драматические, музыкальные и кукольные спектакли, проводятся циклы симфонических концертов, камерные концертные программы.
  • Объединение в рамках одной организации актеров разных творческих специальностей открывает простор для экспериментов, способствует созданию новых театральных и концертных форм.
  • Многие концерты и спектакли Филармонии, а также абонементные циклы проходят при участии музыковедов, литературоведов, театроведов.

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фотоГосударственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодёжи

Симфонический оркестр Филармонии выступает на лучших концертных площадках города. В его репертуаре программы как для юных, начинающих, так и для искушенных меломанов.

Оркестр оказывает творческую поддержку талантливым юным исполнителям. Лучшие из них получают возможность публичных выступлений в качестве солистов.

Концерты и спектакли Филармонии проходят не только в залах основного здания, но и на других площадках города и пригородов (Дома культуры, Дома творчества юных, Дома молодежи, Культурные центры, библиотеки, лицеи, гимназии, школы, детские сады).

Основная аудитория — дети, подростки и молодёжь. Дар общения, умение установить контакт с аудиторией любого возраста — непременное условие успешной работы в Филармонии.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://www.filspb.ru/page/about/

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодёжи. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Большой зал Филармонии

Филармония в Санкт-Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Санкт-Петербургская филармония имени Д.Д. Шостаковича – это особое место на музыкальной карте мира, своеобразная Мекка для всего культурного сообщества.  Старейшая концертная организация нашего города уже почти целый век ведёт разностороннюю музыкальную, лекционно-просветительскую и гастрольную деятельность.

В знаменитых на весь мир залах концертировали великие музыканты разных времён: Владимир Горовиц, Бенджамин. Бриттен, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович.

В репертуаре Филармонии – собственные уникальные программы, гастроли выдающихся исполнителей различных направлений в музыке, литературно-музыкальные проекты с участием известных актёров.

Здание Дворянского собрания, в котором расположился Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, построено в 1839 году по проекту Павла Жако и Карла Росси.

Пространство с несравненной акустикой и вместимостью около полутора тысяч человек привлекало внимание исполнителей академической музыки со всей Европы. Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Гюстав Малер, Пабло де Сарасате исполняли свои шедевры в этом удивительном зале.

Революция не остановила кипение музыкальной жизни – и в 1921 году здесь открылась Петроградская филармония, развернувшая масштабную музыкально-просветительскую деятельность.

На базе Ленинградской филармонии был создан великолепный симфонический оркестр, ставший прообразом современных коллективов филармонии: Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра (ЗКР АСО) и Академического симфонического оркестра (АСО). В течение полувека оркестром руководил талантливый дирижер Евгений Мравинский. Сегодня Филармония Санкт-Петербурга по праву гордится своими исполнителями. С 1988 г. художественным руководителем Филармонии служит выдающийся дирижер Юрий Темирканов.

Малый зал имени М.И. Глинки ведёт свою историю с 1802 года, когда в уютном особняке на Невском проспекте, 30 стали проходить концерты деятельной организации любителей музыки — Филармонического общества. Зал был признан лучшим камерным пространством в Европе.

На протяжении почти ста лет Филармония СПб хранит свою неповторимую атмосферу.

Особенности уникальных залов Филармонии

Большой зал Филармонии может принять 1441 зрителя. Малый зал рассчитан на 400 мест. Залы обладают высокой степенью комфортности для слушателей и потрясающей акустикой.

Для людей с ограниченными возможностями в Большом зале есть специальный подъемник. Работает система навигации для слабовидящих посетителей.

Купить билеты в Филармонию на Кассир.ру

Филармония Шостаковича – одна из самых приоритетных концертных площадок Санкт-Петербурга. Узнать о событиях Филармонии, ознакомиться с афишей, выбрать мероприятие и места в зале, оформить и оплатить заказ можно на нашем сайте spb.kassir.ru.

Филармония в Санкт-Петербурге

Содержание

Летопись Санкт-Петербургской академической филармонии ведется с далекого 1803 года. На момент основания она стала первым в Европе филармоническим обществом. В 1821 году оно справило новоселье, переехав в бывшее здание Дворянского собрания.

Строение было спроектировано архитектором Полем Жако, фасадом занимался Карл Росси. С тех пор филармония олицетворяет собой музыкальную жизнь города, она стала ее центром. Здание, в котором находится Малый зал, имеет свою собственную историю. Под его сводами проходили балы и светские приемы.

Именно в этом здании разворачивается сюжет лермонтовской драмы «Маскарад».

Еще через три года общество, как сказали бы сейчас, громко заявило о себе, организовав мировую премьеру «Торжественной мессы» Людвига ван Бетховена. В стенах филармонии выступали известные музыканты прошлого столетия: Ференц Лист, Рихард Вагнер, Петр Чайковский, Роберт Шуман, Антон Рубинштейн, Модест Мусоргский, Полина Виардо, Николай Римский-Корсаков и другие.

Говорят, искусство находится вне политики. Однако различные общественные катаклизмы – смена государственного строя, война – затрагивают и его, чему свидетельством дальнейшая история этой концертной площадки. Так, 12 июня 1921 года новая революционная власть решила изменить прежнее «царское» название филармонии, присвоив ему новое, революционное – Петроградская.

Торжественное открытие последней ознаменовалось симфоническим концертом, в программе которого звучали произведения П. И. Чайковского. Дирижировал первый директор «новой старой» филармонии, русский и американский дирижер Эмиль Альбертович Купер. Он уроженец Херсона, впервые вставший за дирижерский пульт в 1896 году.

Сначала работал в Киевской опере, затем в частной опере Зимина в Москве и, наконец, в Русской имперской опере.

Еще один связанный с политикой эпизод из летописи Санкт-Петербургской филармонии. Летом 1922 года в его здании проходил процесс над петроградским православным духовенством. На скамье подсудимых оказались 86 обвиняемых.

Власти вменили им причастность к волнениям, происходившим при изъятии из местных церквей ценностей.

К смертной казни были приговорены 10 человек, среди которых митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и другие.

Читайте также:  Музей политической истории санкт-петербурга на горьковской

Когда началась Великая Отечественная война, то, казалось бы, всем было не до высокого искусства. Особенно в блокадном Ленинграде.

Однако на то оно и искусство, что умеет пробиться даже сквозь пелену горя и страданий, находя путь к сердцам людей и согревая их, поэтому исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 9 августа 1942 года имело огромное морально-психологическое и агитационно-политическое значение.

В тот знаменательный и волнительный день оркестром дирижировал К. И. Элиасберг. О значимости этого события говорит и факт его увековечения: в 1985 году в память о нем на стене филармонии установили мемориальную доску.

Уже после войны, 15 мая 1949 года, филармония получила еще один зал – Малый. Он разместился в здании на углу Невского проспекта (дом №16) и набережной канала Грибоедова (дом №30), известном как Дом Энгельгардта. Его построил русский архитектор итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли.

Филармония сегодня, репертуар

Ежегодно во второй половине декабря филармония в Санкт-Петербурге принимает зимний музыкальный фестиваль «Площадь искусств», ставший традиционным.

Учреждение выступает не только как его концертная площадка, но и в качестве организатора. Концерты в рамках фестиваля проходят не только в филармонии, но и в залах питерских театров, музеев и храмов.

А с мая по июнь в стенах учреждения проводится ряд международных фестивалей, например «Музыкальная коллекция».

Концерты в филармонии Санкт-Петербурга, и не только в рамках тех или иных фестивалей, являются, разумеется, платными. Между тем здесь организуется и немало бесплатных мероприятий, собирающих самую широкую аудиторию, в числе которых и гости Северной столицы.

Среди них можно выделить «Концерты в фойе», их проводят для постоянных слушателей, а также концерты для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, призванные помочь их развитию и социальной адаптации, объединенные общим названием «Волшебный дирижабль».

Особенно трогательно, когда юные слушатели и зрители приглашаются на сцену вместе с исполнителями.

Дети в такие моменты окрылены происходящим, они чувствуют себя нужными обществу, в них крепнет стремление стать достойными гражданами своей страны, ставить перед собой высокие цели и достигать их.

Санкт-Петербургская академическая филармония, помимо концертной, ведет музыкально-лекционную и издательскую деятельность. Учреждение располагает обширным библиотечным фондом. Исполнителями являются два прославленных академических симфонических оркестра.

Первый имеет звание Заслуженного коллектива Российской Федерации, художественным руководителем и главным дирижером которого является народный артист СССР Юрий Темирканов, дирижером – народный артист России Николай Алексеев.

Вторым руководят дирижеры: народный артист СССР Александр Дмитриев и заслуженный артист России Владимир Альтшулер.

К сведению: осенью 2016 года Большой зал Санкт-Петербургской филармонии стал одним из участников проекта «Говорящий город», благодаря которому для слабовидящих посетителей создаются комфортные условия. Специальные радиоинформаторы установлены на входах со стороны Итальянской и Михайловской улиц. Они помогают слабовидящим посетителям попасть в кассовое фойе и зал.

Репертуар концертов в филармонии им. Д. Д. Шостаковича расширяется за счет отечественных и зарубежных произведений музыкальной классики, включая творения таких выдающихся композиторов прошлого столетия, как Бела Барток, Игорь Стравинский, Арнольд Шёнберг, Пауль Хиндемит. Все они, каждый в свое время, выступали в Большом зале.

Одновременно ширился и круг гастролеров. Назовем несколько фамилий, которые в дополнительном представлении не нуждаются: М. Ростропович, О. Клемперер, Ар. Рубинштейн, А. Б. Микеланджели, И. Менухин, Б. Вальтер, Э. Кляйбер и другие.

На эстраде Большого зала играли оркестры филармоний Берлина, Нью-Йорка и Вены, оркестры из Чикаго, Бостона, Кливленда, Филадельфии, амстердамский «Концертгебау».

В настоящее время Санкт-Петербургская академическая филармония – одна из лучших концертных площадок Европы. Выступать на ней престижно, давать здесь концерты почитают за честь самые именитые музыканты и коллективы, потому что это знаменует собой совершенно новый уровень признания.

За 215 лет существования многое в концертной жизни стало другим, менялись имена на афишах, но главное предназначение филармонии неизменно – нести людям высокое искусство, воспитывать в них добро и любовь. Знаменитый литературовед и артист Ираклий Андроников как-то сказал о Большом зале филармонии, что он, как и прежде, остается «одним из лучших мест на Земле».

Думается, эти слова вполне можно отнести и к Санкт-Петербургской филармонии в целом.

Как добраться

До здания Большого зала филармонии им. Шостаковича можно доехать на метро. От станции метро «Невский проспект – Гостиный двор» нужно выйти на Михайловскую улицу и пройти по ней до площади Искусств, весь путь займет 3 минуты.

Альтернатива подземке – автобусы. Добраться можно маршрутами №№ 7, 22, 24, 27 и 191. Выходите на остановке «Станция метро «Невский проспект».

Добраться до филармонии также можно на троллейбусе (маршруты №№ 1, 5, 7, 10, 11 и 22, остановка та же) и маршрутном такси (№№ 107, 289). Просите водителя остановить на площади Искусств, как раз перед входом в Большой зал.

Слушатели заходят со стороны площади, подъезд № 1. Вход в кассу – на Михайловской улице, д. 2.

Вход в Малый зал и кассу находится по Невскому проспекту, 30. Сюда можно подъехать на автобусах №№ 7, 22, 24, 27 и 191 (остановка «Станция метро «Невский проспект») и троллейбусах №№ 1, 5, 7, 10, 11 и 22 (остановка та же).

Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича

Зал, где ныне располагается филармония, построен в 1839 году архитектором П.Жако (фасад спроектировал К.Росси) для Дворянского собрания Петербурга.

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер, Г.

Малер, А. Рубинштейн, К.Шуман, П.Виардо, П.Сарасате и многие другие.

Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова…

12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии. Симфоническим концертом дирижировал первый директор филармонии Э. Купер — талантливый дирижер и отличный организатор. Программа концерта была посвящена творчеству П.И. Чайковского.

В короткое время филармония развернула многостороннюю концертную, музыкально-лекционную и издательскую деятельность, чему способствовало наличие фундаментальной библиотеки.

Основным исполнительским коллективом стал симфонический оркестр филармонии (ныне Заслуженный коллектив России). В течение полувека (1938-1988) этим оркестром руководил выдающийся отечественный дирижер Е.А. Мравинский, с 1988 г.

художественным руководителем и главным дирижером оркестра является один из самых известных и ярких современных дирижеров Ю.Х. Темирканов.

Репертуар филармонических концертов расширялся за счет отечественной и зарубежной музыкальной классики, а также произведений выдающихся композиторов ХХ века: Шенберга, Стравинского, Бартока, Хиндемита (все они в свое время выступали в Большом зале). Расширялся и круг гастролеров. В Большом зале давали концерты известнейшие музыканты современности: О.

Клемперер, Б. Вальтер, Э. Ансерме, Э. Кляйбер, Л. Стоковский, А. Корто, А. Шнабель, Ар. Рубинштейн, В. Горовиц, Б. Бриттен, Д. Фишер-Дискау, С. Рихтер, Э. Гилельс, А.Б. Микеланджели, Г. Гульд, И. Менухин, М. Ростропович и многие другие.

На эстраде Большого зала играли Бостонский, Филадельфийский, Кливлендский, Чикагский оркестры, оркестры Берлинской, Венской и Нью-Йоркской филармоний, амстердамский оркестр «Концертгебау». Здесь начинались великие судьбы. 12 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича.

Много лет великому композитору аплодировали в этом зале. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская филармония носит его имя.

Сейчас Большой зал Петербургской филармонии — один из лучших концертных залов Европы. Выступать в нем считается почетным и престижным. Многое изменилось в концертной жизни зала, иные имена украшают его афиши, но, как и прежде, он является, по словам знаменитого литературоведа и артиста Ираклия Андроникова, «одним из лучших мест на земле».

Как открывалась первая в стране филармония | Филармония имени Д. Д. Шостаковича

В июне 1921 года прошел первый концерт Петроградской Государственной филармонии. В зале бывшего Дворянского собрания на бывшей Михайловской улице бывший придворный императорский оркестр играл Чайковского (музыку для Советской России, тоже, кажется «бывшую»). Как, зачем и для кого была открыта первая советская концертная академическая сцена в стране?

Читайте также:  Международный фестиваль рекон-2019 в санкт-петербурге

1921 год. Где-то далеко от бывшей имперской столицы подходит к печальному финалу история Белой армии, а вместе с ней и надежды на восстановление прежнего мира. В Петербурге тяжело, мучительно умирает Александр Блок. По сфабрикованному делу расстреливают другого поэта – Николая Гумилева.

Так заканчивался блистательный Серебряный век. И в это же время начинался век первой в истории страны филармонии.

Петроградская филармония © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Создание Государственной филармонии в голодном, нищем 1921-м кажется парадоксом, нонсенсом. Кругом разруха Гражданской войны. Хлеб по карточкам. Лозунги. Марши трудящихся. Высылка «бывших» – аристократы бросают дворцы и усадьбы и становятся парижскими таксистами и гувернантками.

Надеть фраки, белые рубашки и бабочки, чтобы играть в это время Чайковского и Бетховена? Не контрреволюционная ли это идея? Оказалось, что нет.

Декрет об образовании Государственной Петроградской филармонии 13 мая 1921 года подписывает нарком просвещения Анатолий Луначарский. Этому предшествует долгий период согласований и большая пропагандистская кампания, которую развернул Луначарский в прессе еще в первые послереволюционные годы.

Тогда важной задачей нарком видел спасение бывшего императорского симфонического оркестра. В необходимости существования коллектива, созданного в царские времена, уверены далеко не все, но Луначарский умеет быть убедительным. В «Петроградской правде» от 27 сентября 1918 года он пишет:

В числе прочего годного к употреблению наследия из царского двора достался нам и «императорский придворный оркестр». Взяв власть, мы, коммунисты, представители трудового народа, и не подумали — как ожидали от нас, «вандалов» — разрушить и распустить оркестр…..

мы … предоставим народу на поучение и наслаждение этот прекрасный музыкальный коллектив.

Приемы революционной риторики присутствуют и в «Положении о Государственной филармонии».

Главной целью создания авторы проекта объявляют «централизацию всех академических, исполнительских и подсобных им коллективов Петрограда в один общий музыкальный коллектив, одно идейное связанное учреждение».

В конце документа – рукописная пометка: «Тов. Куперу. Проводить в жизнь».

Эмиль Купер станет первым директором и главным дирижером Петроградской филармонии © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дирижер Эмиль Купер станет, пожалуй, главным персонажем истории открытия филармонии и главным действующим лицом первого филармонического сезона.

Его имя хорошо известно дореволюционной публике: Купер работал в Москве в Большом театре, принимал участие в «Русских сезонах» Дягилева в Париже и Лондоне, гастролировал по Европе, представлял премьеры знаменитых композиторов-современников: так, в 1909 году в Москве, в присутствии автора, Купер дирижировал Божественной поэмой и Поэмой экстаза Скрябина.

За первых три филармонических сезона Купер даст в Большом зале 123 концерта – невероятно много!

А еще Купер моет вместе с оркестрантами зал, хлопочет о новых трубах: не оркестровых, а водопроводных.

Трогательная пометка: «Зал отапливается» появится на филармонических программках только в середине зимы.

В 1924 Эмиль Купер уедет на гастроли по Европе и, как и многие музыканты, больше никогда не вернется в Россию. Вскоре после открытия покинет страну и солистка первого концерта – скрипачка Цецилия Ганзен.

Портрет Цецилии Ганзен. Художник Илья Репин. 1922 год © Wikimedia Commons

В 1922 году ее портрет напишет Илья Репин – уже в финских «Пенатах». Отсюда Ганзен отправится не обратно в Петербурге, а в Европу и Америку, где тут же получит признание и успех. А пока скрипачка играет на открытии Концерт Чайковского. В программе открытия также звучат Шестая симфония и «Франческа да Римини» Чайковского.

Программка открытия Петроградской филармонии © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Эту программу повторяют три раза подряд – 12, 15 и 19 июня, а затем еще раз в июле. И зал каждый раз полон!

Эмиль Купер с восхищением пишет:

Родились совершенно новые массы слушателей и зрителей, многие из которых, вероятно, в прошлом никогда не посещали концертов в зале Дворянского собрания.

Бывший Мариинский, Александринский и Михайловский театры всегда были переполнены […] Зал же Государственной филармонии заполнялся так тесно, что люди сидели на чем угодно, на полу, лишь бы только услышать музыку, которая в прошлом не была им доступна…

Эмиль Купер. Воспоминания

Ощущение от воспоминаний музыкантов, от филармонической деловой переписки, от программ первого сезона – невероятный энтузиазм. Программы составлены без скидок на новую публику: в филармонии исполняют симфонии, дают «клавирабенды», проходят «бенефисы».

И этот просветительский пыл – такая же примета времени, как исполнение «Интернационала» в начале некоторых программ или обозначения адресатов концертов: «В пользу голодающих», «Для Петрогубполитпросвета», «В пользу безработных Союза работников искусств».

Афиша цикла Бетховена «В пользу голодающих»Август 1921 года © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

На афишах нет имен гастролеров – молодая страна пока не имеет возможности приглашать зарубежных звезд.

Но выступают солисты знаменитой труппы бывшего Мариинского театра, дирижирует Александр Глазунов, играют музыканты, карьера которых сложилась еще в прежние, дореволюционные времена.

Играют и молодые исполнители, которым предстоит прославить уже новую, советскую школу: фортепианные вечера дают Владимир Софроницкий и Мария Юдина, оба они в 1921 году только окончили Петроградскую консерваторию.

В программах много Бетховена и Вагнера – идеологи новой страны берут их в «сообщники» великих революционных идей. Но также звучат сочинения композиторов, навсегда покинувших страну – явление, позднее немыслимое – Рахманинова, Стравинского.

Для трудящихся масс играют сложную, непонятную музыку – Фантастическую симфонию Берлиоза, декадента и мистика Скрябина. Странным, невероятным контрапунктом развернувшей антирелигиозной кампании смотрятся на филармонических афишах названия хоровых духовных сочинений: «Ангел вопияше», «Верую», «Ныне отпущаеши» …

Афиша Большого зала филармонии © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В концертной программе есть и перерывы. Первый из них – осенью. В октябре на протяжении целой недели в Большом зале ежедневно идут показы масштабного, почти четырехчасового «киноспектакля» американского режиссера Дэвида Гриффита «Интолеранс» («Нетерпимость»).

Впоследствии его назовут предтечей «артхауса», а влияние Гриффита будут признавать все молодые советские кинематографисты.

Известно, что показы в Большом зале произвели огромное впечатление на будущего хореографа Жоржа Баланчина и поэта Михаила Кузмина.

В почти четырехчасовом кинодействе соединятся разные эпохи – от Вавилона до Америки 1910-х. Один эпизод называется «Жизнь и страдания Христа».

Суд над священнослужителями. Фото 1922 года © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Ближе к концу сезона концерты в зале снова прерываются, но не ради киносеансов или развлекательных программ: в Большом зале проходит так называемый «Петроградский процесс 1922 года». Судят священников во главе с митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином за сопротивление «изъятию церковных ценностей». На судебные заседания продают билеты. Итог процесса – десять смертных приговоров.

Во втором сезоне духовных концертов в Филармонии больше не будет. Да и вообще многое изменится.

Большой зал Петроградской филармонии (20-е годы) © Архив Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Как и в любом начинании первых постреволюционных лет в истории открытия Петроградской филармонии было что-то от утопии. Неслучайно позднее, уже в следующих сезонах, в праздничных программах ко дню 7 ноября или к профсоюзным праздникам, будут звучать не Девятая симфония Бетховена или «Поэма экстаза» Скрябина, а песни народов СССР и сочинения «правильных» советских композиторов.

Но, вероятно, первые сезоны успевают привлечь и воспитать «свою» публику. И именно эти, «серьезные» академические программы неизменно будут сопровождаться вопросами о «лишнем билетике» у входа в Большой зал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector