Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

В Санкт-Петербурге практически каждая улица имеет собственную богатую историю. Сегодня хочется рассказать об одной из магистралей, расположенной в самом центре города, — Гороховой улице.

Начинается она от Адмиралтейского проспекта, тянется практически на 1 800 метров, пересекая Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку, и заканчивается у Загородного проспекта.

В северной части она упирается в Александровский сад со знаменитым зданием Адмиралтейства, в южной — в Пионерскую площадь с Театром юных зрителей.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Гороховая улица в Санкт-Петербурге
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
В южной части Гороховая улица переходит в Пионерскую площадь с Театром юных зрителей
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Памятник А. С. Грибоедову

Немного истории

Гороховая — одна из старейших улиц в городе, она занимает важное место в его исторической планировке. Ее можно найти на планах с конца 1710-х годов, именно в это время начались работы по упорядочиванию застройки на левом берегу Невы.

В первое время строительства Санкт-Петербурга Гороховая именовалась Средней перспективой, по отношению к Большой перспективе (Невский проспект) и Вознесенской перспективе (Вознесенский проспект).

Таким образом, улицы образовывали три луча, что было утверждено Комиссией о Санкт-Петербургском строении в 1738 году, в которую входили П. Е. Еропкин, М. Г. Земцов и И. К. Коробов.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Фасад одного из домов
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дом Е. А. Дерновой
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
На первых этажах расположены многочисленные заведения торговли и общественного питания

В средине XVIII века улицу стали называть Адмиралтейским проспектом. Она значительно преобразилась: постройки были преимущественно каменными, мостовая выложена булыжником, тротуары покрыты известковыми плитами, организованы стоки для воды.

При этом окончательный облик еще не был сформирован, отдельные участки магистрали получали свои народные названия. Одним из таких и стало Гороховая — после того как в 1756 году купец Горохов построил здесь дом и открыл в нем лавку.

Горохов, скорее всего, был одним из иноземцев на службе Петра I, и звали его Гаррах, впоследствии он был переиначен на Горох. С 1849 года на планах улицу начали именовать Гороховой официально.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дом Кукановой
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Пересечение с набережной Фонтанки
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дом Яковлевых

События 1917 года добавили улице известности. Так в доме № 2 начала работать Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, руководившая «красным террором». Поэтому в 1918-м она была переименована в Комиссаровскую, а в 1927-м — в улицу Дзержинского, в честь известного революционного деятеля Ф. Э. Дзержинского.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Примечательно, что на некоторых домах размещена информация об их бывших владельцах

Каменный мост

В советский период улица внешне не сильно изменилась. Вот только места частных фирм и лавочек заняли уже совсем другие организации. Большие квартиры превратились в обычные коммуналки. При этом здесь продолжили проживать многие известные личности.

Перспектива в сторону Адмиралтейства

Здание Торгового дома «Эсдерс и Схеффальс»

Пересечение с Большой Морской улицей

Историческое название, Гороховая улице вернули лишь в 1991 году. По ней проходит административное деление Санкт-Петербурга: четная сторона относится к Центральному району, а нечетная — к Адмиралтейскому.

Здесь Гороховая пересекается Малой Морской улицей

Здание Адмиралтейства

Перспектива, открывающаяся со стороны Александровского сада

На Гороховой расположено множество достопримечательностей, например квартира Распутина, дом с ротондой, неподалеку, в Большом Казачьем переулке, находится небольшой, но очень интересный музей «Разночинный Петербург», посвященный истории города.

Если кратко, в целом:

  • улица с богатой историей;
  • великолепная архитектура;
  • подойдет для неспешной прогулки.

Блокадный Ленинград: фотохроника

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива.

Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города.

Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. По разным оценкам за годы блокады погибло от 300 тыс. до 1,5 млн человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек.

Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97 % умерли от голода. Фотографии ленинградки С.И. Петровой, пережившей блокаду. Сделаны в мае 1941 года, в мае 1942 года и в октябре 1942 года соответственно:

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

«Медный всадник» в блокадном облачении.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Окна заклеивались крест-накрест бумагой, чтобы не трескались от взрывов

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Дворцовая площадь

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Сбор урожая капусты у Исаакиевского собора

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Артобстрел. Сентябрь 1941

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Тренировочные занятия «бойцов» группы самозащиты ленинградского детдома №17.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Новый год в хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Невский проспект зимой. Здание с проломом в стене — дом Энгельгардта, Невский проспект, д.30. Пролом — результат попадания немецкой авиабомбы.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации.

У мест, где жители брали воду образовывались огромные ледяные горки от расплесканой на морозе воды. Эти горки были серьезным препятствием для ослабевших от голода людей.

  • Токарь 3-го разряда Вера Тихова, отец и два брата которой ушли на фронт
  • Грузовые автомобили вывозят людей из Ленинграда. «Дорога Жизни» — единственный путь в осажденный город для его снабжения, проходил по Ладожскому озеру

Учительница музыки Нина Михайловна Никитина и ее дети Миша и Наташа делят блокадный паек. Рассказывали про особое отношение блокадников к хлебу и прочей пище уже после войны. Они все всегда съедали до чиста, не оставляя ни одной крошки. Холодильник забитый продуктами до отказа это тоже была для них норма.

Хлебная карточка блокадника. В самый страшный период зимы 1941-42 года (температура падала ниже 30 градусов) выдавали 250 г хлеба в день на работника физического труда и 150 г всем остальным.

Голодающие ленинградцы пытаются добыть мясо, разделывая труп погибшей лошади. Одна из самых страшных страниц блокады — каннибализм. За людоедство и сопряженные с ним убийства в блокадном Ленинграде было осуждено более 2 тыс. человек. В большинстве случаев людоедов ждал расстрел.

Заградительные аэростаты. Воздушные шары на тросах, которые мешали самолетам врага летать низко. Наполнялись аэростаты газом из газгольдеров

  1. Транспортировка газгольдера на углу Лиговского проспекта и Разъезжей улицы 1943 г.
  2. Жители блокадного Ленинграда набирают воду, появившуюся после артобстрела в пробоинах в асфальте на Невском проспекте
  3. В бомбоубежище во время авианалета
  4. Школьницы Валя Иванова и Валя Игнатович, потушившие две зажигательные бомбы, упавшие на чердак их дома.
  5. Жертва немецкого артобстрела на Невском проспекте.
  6. Пожарные смывают с асфальта на Невском проспекте кровь ленинградцев, убитых в результате немецкого артобстрела.

Таня Савичева — ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. В этом дневнике, ставшем один из символов ленинградской блокады, всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей. 1) 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра. 2) Бабушка умерла 25. января 1942-го, в 3 часа дня. 3) Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.

4) Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 5) Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. 6) Мама — 13 мая в 730 утра. 7) Савичевы умерли. 8) Умерли все. 9) Осталась одна Таня.

В начале марта 1944 года Таню отправили в Понетаевский дом инвалидов в селе Понетаевка, в 25 километрах от Красного Бора, где она умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника, ослепнув незадолго до смерти.

9 августа 1942 г. в блокадном Ленинграде впервые прозвучала 7-я симфония Шостаковича — «Ленинградская». Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут.

Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети.

Дмитрий Шостакович в пожарном костюме. Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории во время бомбежек, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – «ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии», и услышал в ответ: «А может быть, иначе и не было бы этой симфонии.

Всё это надо было прочувствовать и пережить».

  • Жители блокадного Ленинграда на уборке улиц от снега.
  • Зенитчики с аппаратом для «прослушивания» неба.
Читайте также:  Где находится Государственный Русский музей. Местоположение Государственного Русского музея на карте Санкт-Петербурга и описание

В последний путь. Невский проспект. Весна 1942

  1. После артобстрела.
  2. На постройке противотанкового рва

На Невском проспекте у кинотеатра «Художественный». Кинотеатр под тем же названием существует до сих пор по Невскому проспекту, 67.

  • Воронка от авиабомбы на набережной Фонтанки.
  • Прощание со сверстником.

Группа детей из детского сада Октябрьского района на прогулке. Улица Дзержинского (ныне Гороховая улица).

  1. В разрушенной квартире
  2. Жители блокадного Ленинграда разбирают на дрова крышу здания.
  3. Возле булочной после получения хлебного пайка.
  4. Угол Невского и Лиговского проспектов. Жертвы одного из первых первых артобстрелов
  5. Ленинградский школьник Андрей Новиков дает сигнал воздушной тревоги.
  6. На проспекте Володарского. Сентябрь 1941
  7. Художник за этюдом
  8. Проводы на фронт
  9. Моряки Балтийского флота с девочкой Люсей, родители которой умерли во время блокады.
  10. Памятная надпись на доме №14 по Невскому проспекту
  11. Диорама Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

«Город на память». 338. Улица Казакова

12 июня 2017 года
Фотопроект «Город на память». 338. Улица Казакова

Улица Казакова (Гороховская, Гороховая, в XVIII веке Горохово поле) – улица в Басманном районе Москвы, переименованная в 1939 году в честь архитектора Матвея Казакова.

По его проектам здесь построены Демидовский дворец и церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.

Со старинными городскими усадьбами на улице Казакова соседствуют учебные заведения, доходные дома, советская жилая застройка, а чуть в стороне можно увидеть реконструированные корпуса и газгольдеры Московского газового завода.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Улица Казакова начинается от Садового кольца малозаметным переулком и, если смотреть под ноги в поисках старых люков, то можно проскочить мимо нужного поворота.

В самом начале улицы сохранились один круглый и два прямоугольных технологических люка Народного комиссариата путей сообщения СССР, изготовленных до 1932 года.

Именно до этого года существовала старорежимная эмблема транспортного ведомства со скрещенными якорем и топором, что символизировало речной транспорт и мостостроение. В Москве такие люки чаще всего встречаются на Садовом кольце, иногда с указанием завода-изготовителя – Э.Т.Р.З. Н-Днепровск.

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Улица Казакова, № 3с1 – жилой дом (1880)

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)
Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Гороховский переулок, № 4 фасад нового корпуса Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) украшен граффити. Это высшее учебное заведение, готовящее инженеров-геодезистов, картографов, аэрофотосъёмщиков. Его история началась в мае 1779 года с открытия в Москве Константиновского землемерного училища, а в современном статусе существует с 1930 года.

Старый корпус университета выходит фасадом на Гороховский переулок, это памятник русского классицизма, Демидовский дворец, построенный в 1789-1791 годах архитектором Матвеем Казаковым.

Здесь в конце XVIII века находилась усадьба богатого заводчика Ивана Никитича Демидова с несколькими жилыми строениями, регулярным и пейзажным парками, прудом, с круглым островом посреди него, садом с оранжереями и теплицами, среди которых был и специальный «ананасник».

Его сын – тоже Иван – построил себе эту роскошную резиденцию. Ну а с 1867 году в здание вселился Константиновский Межевой институт.

Смотрите старые фотографии: Константиновский межевой институт. 1905 год: https://pastvu.com/p/65442

  • В Гороховском переулке немало зданий XIX века, к примеру, дом № 4с7, построенный в 1887 году.
  • Гороховский переулок, № 5 – типовое довоенное школьное здание (1937)
  • Гороховский переулок, № 6с2 – главный дом городской усадьбы А.Александрова, памятник архитектуры конца XVIII-XIX веков

Гороховский переулок, № 10 – здание возведено в 1860 году, позднее перестраивалось архитекторами А.Никифоровым и В.Шервудом для нужд частного женского пансиона Веры фон Дервиз.

Она открыла это заведение в 1881 году в память об умершей дочери Вареньке под названием Пансион имени Варвары фон Дервиз. После революции гимназия и пансион превратились в среднюю школу № 12, которая затем не раз меняла номера.

Это одно из старейших действующих школьных зданий в Москве.

Смотрите старые фотографии: Гороховский переулок. Московская женская гимназия имени Веры фон Дервиз. 1900-1906 гг.: https://pastvu.com/p/611341

Гороховский переулок, № 14 – особняк состоятельного крестьянина С.Морозова (1901, архитектор Николай Бутусов). Ну и времена были – крестьянин строит особняк в центре Москвы! Перед Первой Мировой здание перешло во владение купцу Николаю Бахрушину, что из семьи известных суконных и кожевенных фабрикантов.

Гороховский переулок, № 17 – детский приют Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях (1889, архитектор Максим Геппенер). С 1999 года в здании размещается Московская государственная академия акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом.

Вернёмся на улицу Казакова по Малому Демидовскому переулку, где высится внушительная восьмиэтажная сталинка.

Смотрите старые фотографии: Вид из окон на улицу Казакова и строительство дома № 6 по Малому Демидовскому переулку. 1958-1959 гг.: https://pastvu.com/p/177414

Улица Казакова, № 8с6 – жилой дом (1914)

Улица Казакова, № 8с2 – меломанам запомнился клуб IKRA, находящийся здесь до 2011 года

Смотрите старые фотографии: Улица Казакова, дом 8с2. 1982 год: https://pastvu.com/p/71374

Улица Казакова, № 8А – «Гоголь-центр» — театральный центр, созданный режиссёром Кириллом Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра имени Н.В.Гоголя.

История театра началась в 1925 году, когда при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. Творческий коллектив, возглавленный Кириллом Головановым, выступал перед рабочими железнодорожного транспорта и других предприятий Москвы.

В основном это были разножанровые сборные спектакли-концерты агитационно-публицистического характера. Театр несколько раз менял название: в 1931 году переименован в Московский театр транспорта (МОСТТ), в 1939 году стал именоваться Центральным театром транспорта, а с 1959 года назывался Московским драматическим театром имени Н.В.Гоголя.

В 1943 году театр получил своё постоянное помещение на улице Казакова. Это здание дореволюционной постройки изначально относившееся к железнодорожному депо, с 1925 года в нём разместился клуб, с 1930 года — театр.

«Гоголь-центр» – пространство, где сосуществуют все виды современного искусства, где, помимо спектаклей российских и европейских режиссёров, проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки. Резиденты «Гоголь-центра» — Студия «SounDrama», «Седьмая студия», Компания современного танца «Диалог Данс» (Кострома) и труппа МДТ имени Н.В.Гоголя.

В репертуаре «Гоголь-центра» несколько десятков спектаклей, в том числе «Отморозки» по мотивам романа Захара Прилепина, «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира, «Русская красавица» по роману Виктора Ерофеева, «Мёртвые души» по повести Николая Гоголя, «Павлик — мой Бог» по пьесе Нины Беленицкой, «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова, «Кафка» Валерия Печейкина и другие.

В рамках программы «Гоголь-музыка» в «Гоголь-центре» постоянно проходят концерты ведущих российских и зарубежных музыкальных коллективов и исполнителей.

Среди групп и певцов, выступавших на сцене «Гоголь-центра» — немецкий музыкант Бликса Баргельд, шведский вокалист Jay Jay Johanson, литовская певица Алина Орлова, белорусское кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», ростовская группа «Motorama», певец и поэт Псой Короленко.

Дискуссионный клуб «Гоголь+» проводит регулярные встречи, дискуссии и лекции на самые разные темы, от спектаклей «Гоголь-центра» до проблем общественной жизни, от ситуации в современном российском театре до основ contemporary dance.

В числе гостей «Гоголь+» побывали Андрей Архангельский, Алексей Бартошевич, Константин Богомолов, Марина Давыдова, Виктор Ерофеев, Максим Ковальский, Олег Кулик, Юрий Норштейн, Захар Прилепин, Анатолий Смелянский, Татьяна Толстая, Михаил Швыдкой и многие другие режиссёры, писатели, журналисты, учёные.

Программа «Гоголь-кино» представляет первые российские показы самых резонансных европейских кинопремьер, многие из которых не доходят до широкого проката.

  1. На фотографиях: создатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и молодые артисты театра
  2. Вениамин Смехов и театральный критик Алла Шендерова
  3. Режиссёр Валерия Гай-Германика и концертное выступление певицы Линды
  4. Перформанс в фойе «Гоголь-центра»

Улица Казакова, № 15 – Московский институт землеустройства (1930-1934, архитектор Иван Фомин). Этот вуз готовит специалистов в области землеустройства, кадастра недвижимости и городского кадастра, а также геодезистов, архитекторов, юристов, экономистов-менеджеров в области управления земельными ресурсами и земельного рынка, оценщиков земли и недвижимости.

Читайте также:  Экскурсии в Санкт-Петербурге: практическая информация для туристов

Улица Казакова, № 16с1 – старый корпус НИИ Радио (1949)

В сторону Курского вокзала ведёт Нижний Сусальный переулок. Здесь находился Московский газовый завод — памятник промышленной архитектуры XIX-XX веков, который интересен сохранившимися старинными газгольдерами и заводскими корпусами с перекрытиями инженера Владимира Шухова. Строительство Московского газового завода началось в 1865 году, а окончательно ансамбль сформировался в 1911 году.

На протяжении нескольких десятилетий завод снабжал Москву газом, а потом был перепрофилирован под производство газовой арматуры и в последние годы своего существования назывался «Арма». После вывода производства здания были реконструированы под бизнес-центр.

Улица Казакова, № 18 – городская усадьба Разумовского. Деревянный дворец возвёден архитектором Адамом Менеласом для графа Алексея Разумовского в 1799-1802 годах.

Центральная часть дома сооружена из дерева, боковые двухэтажные флигели — из кирпича. В них сделаны арки-ворота, ведущие во дворы.

Этот замечательный шедевр русского зодчества является ярким образцом городского усадебного строительства.

Смотрите старые фотографии: Бывшая усадьба Разумовского. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/64508

Смотрите старые фотографии: Московский институт физической культуры. 1975-1977 гг.: https://pastvu.com/p/97744

Дом Разумовского был некогда окружен обширным парком. Этот парк, доходивший до реки Яузы, славился как «место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его (посетителя) забывать, что он в городе».

Разумовский летом давал для знати балы и гулянья в парке.

Осенью 1812 года при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.

Смотрите старые фотографии: Парковый фасад дворца. Лучницы позируют на спортивной площадке, устроенной вместо прудов. 1926-1930 гг.: https://pastvu.com/p/360830

Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, а после его смерти в 1822 году усадьба стала приходить в запустение.

В 1833 году, усадьбу выкупил Московский Опекунский совет (игравший тогда роль земельного банка) для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры».

С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 году из приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт для детей обоего пола.

В разные годы в усадьбе размещались Александринское сиротское малолетнее отделение, фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин, учительская семинария, «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».

После Октябрьской революции в бывшей усадьбе Разумовского по распоряжению Ленина был открыт Московский институт физической культуры. В здании разместились общежития и учебные аудитории для студентов. Пруды были засыпаны, вместо них устроены стадионы и спортплощадки. В 1968 году для института построили новые корпуса на Сиреневом бульваре и начался поэтапный переезд факультетов в Измайлово.

Дворец начали ремонтировать к Олимпиаде-80, вероятно, планируя использовать старинные залы для официальных приёмов, но не успели закончить к началу Игр.

В 1980-1990-е годы в усадьбе находились различные спортивные организации Госкомспорта СССР, главным из которых являлся ВНИИФК (Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры).

Пребывание в главном доме Российской академии художеств Церетели обернулось пожаром, нанёсшим серьёзный ущерб. Сейчас усадьбу занимают Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и Музей физической культуры и спорта.

На фотографии 2010 года активист Сергей Удальцов требует отставки министра спорта Виталия Мутко по причине провала российской сборной на зимней Олимпиаде в Ванкувере. Министр по сей день занимает свой пост, а вот оппозиционер вряд ли мог наблюдать триумф наших спортсменов в олимпийском Сочи, так как был арестован и осуждён по «Болотному делу».

Улица Казакова, № 23с1 – особняк купца И.Дёмина (1885, архитектор В.Веригин). Ансамбль составляют особняк с сохранившимися интерьерами (1885, В.Веригин, 1894, Н.Струков, 1909, Е.Опуховский), флигель (1893-1894, архитектор Н.Струков); ограда и ворота.

Смотрите старые фотографии: Улица Казакова, особняк Дёмина. 1925-1940 гг.: https://pastvu.com/p/45128

Улица Казакова, № 29 – доходный дом (1910, архитектор Н. П. Евланов)

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле была построена в 1790-1793 годах архитектором Матвеем Казаковым.

После закрытия в 1935 году в здании находилось общежитие, а в 1980 году бывший храм заняла типография производственного объединения «Упаковка» Министерства легкой промышленности.

В девяностые памятник архитектуры раннего классицизма был отреставрирован и возвращён православным верующим.

  1. На снимке внизу – граффити возле Театрально-художественного колледжа
  2. Фотографии: Евгений Чесноков
  3. В следующем сюжете – Московский газовый завод…
  4. Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.

2.1. Очень странный сосед

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица) Дзержинского улица (ныне Гороховая улица) Дзержинского улица (ныне Гороховая улица) Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Очень странный сосед был у Гоголя. А может, Гоголь сам был странным соседом?.. А рассказ наш будет об Обломове, об авторе романа о нем и все-таки немножко о Гоголе. Придется распутывать этот клубок!

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов».

Но совсем рядом, по соседству, жил еще один литературный персонаж — герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Парфен Рогожин жил тоже на Гороховой улице. Романы разделяют 12 лет, но даже для человеческой жизни это не такой уж долгий срок.

У Достоевского (как и у А. Гончарова, как и у любого значительного писателя) ничего не бывает случайным, поэтому важно понять, что это за место, почему Рогожин живет на той же улице, на Гороховой.

Но увидим мы Гороховую глазами князя Мышкина:

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

И. Глазунов. Дом Рогожина.1983 г. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Идиот»

Он знал про дом, что он находится в Гороховой, неподалеку от Садовой.

…Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он сам удивился своему необыкновенному волнению… Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: «Это наверно тот самый дом». С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал

Почему неприятно? Потому что князь Мышкин боится, что даже дом, даже эти стены могут подтолкнуть к преступлению.

«Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого. Некоторые, очень впрочем немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками».

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Возникает ощущение, что дом хранит тайны не только прошлого, но и будущего. И изменить это невозможно. «Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну».

Кстати, на Гороховой находилось и III отделение (Бенкендорфа) (например, дом 19), поэтому стены были особенно толстые.

«И снаружи, и внутри, как-то негостеприимно и сухо, все как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома, — было бы трудно объяснить».

Гороховая — это улица, разделяющая «чрево Петербурга» (Сенную площадь) и парадный Петербург (Невский проспект). И жили здесь люди достаточно обеспеченные (Обломов, например), но не составляющие высший свет.

В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина»

Гороховая улица имеет тяжелый характер и сложную историю. Каменная, узкая, не парадная, эта улица, кажется, спрятана в бесконечных дворах.

Большею частью внизу меняльная лавка (рядом и Сенная площадь, и Апраксин двор — самые для меняльных дел подходящие места). Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху

Упоминание соседа-скопца кажется неслучайным, потому что Ф. М. Достоевский подчеркнет это еще раз — уже голосом Рогожина:

— Вишь! — неопределенно усмехнулся Рогожин, не совсем понимая неясную мысль князя. — Этот дом еще дедушка строил, — заметил он. — В нем все скопцы жили, Хлудяковы, да и теперь у нас нанимают

О житье этих сектантов в Петербурге написана статья А. Панченко «Петербург как столица скопцов». «Их жизнь — строгая аскетика, включавшая отказ от мясной пищи и алкогольных напитков, а также запреты на любые формы сексуальных отношений, употребление бранных слов». Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Удивительное соседство, ведь у Парфена Рогожина образ жизни противоположный. Он, наоборот, во власти разрушающих его страстей. Но Достоевскому, христианскому писателю, должны быть чужды обе крайности.

Скопцы отрекаются от традиционного христианства, Парфен Рогожин тоже. И картина Г. Гольбейна «Мертвый Христос», от которой «веру потерять можно», висит в доме на Гороховой.

На Гороховой нет храмов, что для Достоевского, конечно, важно.

Читайте также:  Гостиница музея эрмитаж – атмосфера xix века и новые технологии

Дзержинского улица (ныне Гороховая улица)

Картина Г. Гольбейна «Мертвый Христос»

Домом Рогожина принято считать дом № 33 на бывшей Гороховой улице в Петербурге (ныне ул. Дзержинского; см.: Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. Л., 1970. С. 187−188). Но сейчас все больше исследователей называют домом Рогожина дом № 41.

«В краеведческой литературе указывают четыре разных «дома Рогожина» на Гороховой, но топографически и с учетом текста романа подходит только один — № 41, второй по левой руке за Семеновским мостом, если идти, как и князь Мышкин, от Загородного. В романах Достоевского у Гороховой особая аура: преступление Ставрогина с Матрешей тоже на Гороховой», — поясняет Борис Тихомиров.

Сам Достоевский подчеркивает сходство хозяина и дома, и Гороховая создает атмосферу гнетущую, тяжелую:

— Я твой дом сейчас, подходя, за сто шагов угадал, — сказал князь. — Почему так? — Не знаю совсем. Твой дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни, а спроси, почему я этак заключил, — ничем объяснить не могу. Бред, конечно. Даже боюсь, что это меня так беспокоит. Прежде и не вздумал бы, что ты в таком доме живешь, а как увидал его, так сейчас и подумалось: «Да ведь такой точно у него и должен быть дом!

Может, поэтому и Обломов старается не выходить из своей квартиры, чтобы не попадать в этот сложный мир, на эту каменную улицу, чтобы не встретиться невзначай с Рогожиными.

Вл. Машков в роли Парфена Рогожина

Присоединяйтесь к нашему чату в Telegram!

Призраки петербурга

Литературный курс с авторской интерпретацией классических и современных произведений. Онлайн-курс в формате экскурсий по Санкт-Петербургу в контексте русской литературы: от Пушкина до авторов XXI века.

Большинство литературных произведений, писателей и героев вам знакомы из школьной программы, но авторский взгляд погрузит вас в иной литературный мир, который полон загадок, мифов и таинственных событий.

20 глав с конспектами, лонгридами и дополнительными материалами

Свободное расписание: нет дедлайнов и сроков сдачи заданий

Все материалы доступны сразу, можно начать обучение в удобное время

Задания после каждой части

Профессиональное видео и современная графика

Быстрая связь с техподдержкой и чат с сокурсниками

Сертификат о прохождении курса

Запишитесь на курс, чтобы общаться в чате с сокурсниками, выполнять задания и получить сертификат. Вы получите доступ немедленно. Это бесплатно.

Совершить виртуальную экскурсию по Петербургу и расширить кругозор

Увидеть другой подход к преподаванию

По-новому прочитать известные тексты

Научиться видеть в текстах детали

Понимать чужие интерпретации прочтения и искать свои

«Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями о курсе „Призраки Петербурга“. Это поможет нам в дальнейшей работе. Ругать или хвалить можно через чат-бота. Чтобы его запустить, выберите удобный вам мессенджер»

Вероника Разумец, автор курса

Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта

Close

Гороховая улица

Гороховая улица

Это средняя часть «петербургского трезубца» – трех улиц, расходящихся веером от Адмиралтейства – одна из старейших магистралей города. Она проходит от Адмиралтейского до Загородного проспекта.

Первое ее название, присвоенное в 1738 году, соответствует местоположению – Средняя Проспективая улица, сокращенно Средняя перспектива.

Поскольку указом от 20 апреля 1738 года давались имена только улицам Адмиралтейской части, первое время улица официально доходила только до Мойки, и лишь 20 августа 1739 года была продлена до Фонтанки, а некоторое время спустя – до Загородной улицы – ныне Загородный проспект, у которого заканчивается и сейчас.

Среди шестнадцати названий улицы, встречающихся в источниках XVIII и первой половины XIX века, упомянем следующие.

Семёновская перспектива или Семёновский проспект. Так именовалась последняя часть улицы, от Фонтанки до Загородного проспекта, которая вела в расположение Семёновского полка. Полк занимал всю территорию между современными Загородным, Московским проспектами, Звенигородской улицей и Обводным каналом (см. Пионерская площадь).

Графский пролом – единственный «пролом» за всю историю города – от Мойки до Екатерининского канала (канал Грибоедова). Проезд был проложен – «проломан» – через владения графа П. И. МусинаПушкина, отсюда и его название.

Адмиралтейская улица или Адмиралтейский проспект – с 1751 по 1846 год официальное наименование магистрали. Современный Адмиралтейский проспект получил свое название лишь в 1880 году.

2-я Адмиралтейская перспектива или улица. 1-й и 3-й Адмиралтейскими в этом случае считались соответственно Невский и Вознесенский проспекты.

И, наконец, Гороховая улица. Это имя впервые появляется в «СанктПетербургских ведомостях» в 1770 году. Происхождение его не вполне ясно.

Часто встречается легенда, что это переделанное на русский лад название Гаррахова улица, по фамилии английского купца Гарраха, но существование такого купца и такого названия никакими источниками не подтверждается.

Более правдоподобная версия – по фамилии купца Никиты Горохова, однако он жил на Малой Миллионной улице, то есть в той части нынешней Большой Морской, которая примыкает к Дворцовой площади, не очень близко к Гороховой улице.

Первое время Гороховой чаще называли участок улицы от Мойки до Загородного, а первая часть магистрали – от Адмиралтейства до Мойки – обычно именовалась Адмиралтейской. На планах первой половины XIX века, как правило, встречается двойное название – Адмиралтейский проспект или Гороховая улица. Лишь после 1846 года Гороховая становится официальным именем магистрали.

Название совершило злую шутку над составителями двуязычного русско-немецкого плана Петербурга 1821 года. По-немецки они обозначили улицу Erbsenstrasse, то есть «Гороховая улица» в прямом смысле.

В октябре 1918 года улицу переименовали в Комиссаровскую, поскольку здесь в доме № 2 с декабря 1917 года до переезда в Москву в марте 1918 года располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) – прообраз ОГПУ-КГБ-ФСБ.

Безликое название вызвало возмущение членов городской Комиссии по наименованиям, работавшей в 1925 году: «Комиссары и у короля бывают». Предлагалось даже переименовать Комиссаровскую в улицу Урицкого, а площадь Урицкого (Дворцовую) – в площадь 9 января 1905 года.

Городские власти к мнению Комиссии прислушались, и через два года, 13 января 1927-го, улица получила новое имя – правда, не Урицкого, а Дзержинского.

Феликс Эдмундович Дзержинский (1877–1926) больше всего известен как первый председатель ВЧК, но в действительности его биография гораздо сложнее и разнообразнее.

Сын обедневшего польского дворянина, он в 19 лет выбрал путь профессионального революционера. Семь раз был арестован и провел в общей сложности 11 лет в тюрьмах и ссылке.

Один из организаторов Октябрьского вооруженного восстания, он в декабре 1917 года по предложению В. И. Ленина стал председателем ВЧК.

В 1921 году Дзержинский сдал руководство ВЧК своему заместителю В. Р. Менжинскому, хотя формально оставался председателем ВЧК-ОГПУ до самой смерти, и переключился на хозяйственную работу.

В январе этого года он возглавил Комиссию по улучшению жизни детей, которой удалось неслыханное – в сравнительно короткий срок покончить с беспризорностью и вырастить из беспризорных детей полноправных членов общества, а в апреле Дзержинский встал во главе Наркомата путей сообщения.

В феврале 1924 года он занял пост председателя Верховного Совета народного хозяйства, говоря современным языком – стал первым вице-премьером по экономике.

  • 4 октября 1991 года улице Дзержинского было возвращено историческое название – Гороховая.
  • Дом № 2 – дом Губернских присутственных мест; Петроградская ЧК в первые послереволюционные годы
  • Дом № 3 – доходный дом 1910-х годов
  • Дома № 4, 6 – доходные дома начала XX века
  • Дом № 5 – дом Орлова-Давыдова, доходный дом в стиле модерн
  • Дом № 19 – дом Таля, доходный дом 1-й половины XIX века
  • Дом № 20 – Александровская женская гимназия (2-я половина XIX века)
  • Дом № 28 – жилой дом конца XVIII века
  • Дом № 30 – доходный дом 1-й половины XIX века
  • Дом № 33 – дом Адельсон, жилой дом конца XVIII века
  • Дом № 34 – дом Жукова, построенный в середине XIX века за 32 дня
  • Дом № 38 – дом Мадерни, жилой дом конца XVIII века
  • Дом № 39 – дом Шлегель, жилой дом 1-й половины XIX века
  • Дом № 40 – дом Васильевых, жилой дом первой половины XIX века

Дома № 41–43 – дома Дурышкина, доходные дома середины XIX века. Дом № 41 – «дом Рогожина», персонажа романа Ф. М. Достоевского «Идиот»

  1. Дома № 47, 49 – торговые здания 2-й половины XIX века
  2. Дом № 57а – административное здание конца 1930-х годов
  3. Дом № 61 – дом Дерновой, доходный дом начала XX века

Дом № 64 – дом Бадаевой и Тимофеевой, доходный дом начала XX века; здесь с 1913 года до убийства в 1916 году жил Г. Е. Распутин

Дом № 66 – дом Домонтовича, жилой дом начала XIX века

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector