Доходный дом барона Фитингофа

Доходный дом барона Фитингофа

Список петербуржцев, решивших за свой счет (и буквально собственными руками) заняться ремонтом в старом фонде, с каждым годом пополняется. «Собака.ru» рассказывает четыре замечательные истории восстановления парадных, а инициаторы ремонта делятся лайфхаками.

Доходный дом барона Фитингофа

Первый ряд слева направо: Максим Павличук с женой Алиной и сыном Марком, Сережа Красюков, Маргарита Ким (в кресле), ретривер Блэк, без которого не проходит ни одно правление ТСЖ, Маргарита Скворцова (в кресле), Маруся с медведем и ее мама София Никонова (на ручках кресла), Валентина Ахадова, Юрий Клейнер, Борис Бабурин, позади которого стоят сын Глеб и жена Светлана. Второй ряд слева направо: Лидия Булыгина, Ольга Красюкова, Юлия Виноградова с дочерью Риммой и сыном Сашей, Савелий Зибарев, Виктория Кава- лерова, Надежда Николаевская Третий ряд слева направо: Мария Шарапова, Вячеслав Фетцов, близнецы Александр и Алина Болотины, управдом Юлия Василевская, Александр Назаров, Ирина Шлыкова

Реставрация этой парадной началась еще в середине 1990-х, когда несколько собственников занялись восстановлением мраморной лестницы, — а в финале истории уже общими усилиями всех жильцов были отреставрированы 42 витража, камин зеркала и светильники.

Адрес

Архитектор Яков Гевирц построил доходный дом акционерного общества «Строитель» в 1915 году. После революции по этому адресу жила советская номенклатура.

Как было

В начале 1990-х годов штукатурка в парадной была отбита до кирпича, окна с остатками витражей заколочены досками, по мраморной лестнице скатывали чугунные батареи. Камин и черепаховые светильники сняли в конце перестройки местные «хозяйственники».

Как стало

Самым сложным был вопрос подбора мрамора: современный каррарский не подходил по цвету, поэтому на стены пошел турецкий, а на лестницу — уральский. Одно из последних дополнений в интерьере — хрустальная люстра, купленная новым соседом Максимом.

Доходный дом барона Фитингофа

Ужас запустения в парадной дома на Добролюбова, 19, не остановил жильцов, которые смогли победить разруху.

За чей счет

Работы финансировали сами жители: в общую копилку принимали и сто рублей, и тысячу долларов. Декор возрождали по архиву Якова Гевирца, который хранят дети архитектора.

  • Препятствия
  • Все члены ТСЖ постоянно начеку: то с подачи чиновников ремонт лицевого фасада исключат из городских планов, то согласуют перепланировку со сносом несущих стен без согласия собственников.
  • Лайфхак
  • Самостоятельное управление через ТСЖ — в противном случае жилкомсервис будет рекомендовать залить историческую лестницу цементом, а бороться с затопленными подвалами и вовсе откажется.

Доходный дом барона Фитингофа

На помощь профессору Консерватории пришли художники и студенты Академии Штиглица — совместно они вернули исторический облик парадной в доходном доме барона Фитингофа на Мойке, 100.

Адрес

Четырехэтажное здание в стиле неоренессанс построено в середине XIX века. До этого здесь располагался дом с трактиром купца Поцелуева — тогда известное всем название получил и близлежащий мост.

Как было

Стены в парадной были обшарпаны, повсюду торчали трубы, а по полу бегали крысы.

Сначала солистка Мариинского театра Ирина Богачева, ее супруг, оперный режиссер Станислав Гаудасинский, и их дочь, профессор Консерватории Елена Гаудасинская, своими силами приводили парадную в порядок, но требовался капитальный ремонт. Затем за работы взялся фонд «Мастер класс», который привлек к ним студентов Академии Штиглица и художников.

Доходный дом барона Фитингофа

Как стало

После замены всех инженерных сетей художники расписали медальоны, повесили стилизованную люстру и восстановили витраж. На лестнице появились кованые ограждения и новые ступени белого мрамора.

  1. За чей счет
  2. Часть расходов взяли на себя город и Жилищное агентство Адмиралтейского района, а реставрацию исторической дубовой двери помогла финансировать семья Гаудасинских.
  3. Лайфхак

Дубовое окно в парадной не подлежало восстановлению, но специалисты Kramarev Group реанимировали его, используя дерево и алюминий. Эта же технология применялась и в процессе реставрации Екатерининского дворца.

Доходный дом барона Фитингофа

Родители будущего историка принялись восстанавливать парадную, как только четыре года назад пере­ехали в доходный дом В. Г. Чубакова на Большом проспекте П.С., 5. Семья привела в должный вид балясины, перила лестницы, входную дверь, шпингалеты и витражи.

  • Адрес
  • Дом с арочными окнами, вазами на парапете и скругленным углом, формирующим облик квартала и начало Зверинской улицы, построил архитектор Вильгельм Ван-дер-Гюхт в 1910 году.
  • Как было
  • В 2014 году фасад здания был отремонтирован, но парадная была в заброшенном состоянии, хотя часть декора — немецкая плитка, окна, фурнитура, дверные ручки — сохранилась.
  • Как стало

Реставрация началась с восстановления лепнины, которую дополняли по сохранившимся фрагментам. Наибольшего внимания потребовали витражи: при демонтаже выяснилось, что стекла в спайках еле держатся, а дореволюционные технологии утрачены. За работу взялась мастерская «Русский витраж», которая постаралась придать объектам первоначальный вид.

Доходный дом барона Фитингофа

В 1920-е в доме жил поэт Николай Тихонов, в гости к которому приходили Владимир Маяковский и Ольга Берггольц.

За чей счет

Расходы и реализацию проекта Ягирские полностью взяли на себя — многое делали своими руками. Так, лепнину расписывала старшая дочь. Из-за отсутствия помощи соседей работы растянулись на четыре года.

Препятствия

Исторические элементы пришлось спасать от ЖЭКа, который пытался демонтировать «родную» входную дверь и поставить вместо нее железную. Попытка «благоустройства» оказалась безуспешной: бдительные родители Даниила написали заявление в КГИОП и дверь была спасена.

Лайфхак

Цвет краски для стен подбирали так, чтобы он совпадал с цветовой гаммой фасада, — остановились на светло-желтом оттенке.

Доходный дом барона Фитингофа

Cовладелец заведений Jack & Chan и Со-Оp Garage переехал в доходный дом графа Апраксина несколько лет назад. Потратив полтора года на переговоры с управляющей компанией по поводу ремонта парадной, он взялся за него сам и сделал входную группу образцом советского модернизма.

Адрес

Здание в стиле классицизм на набережной реки Фонтанки, 67 было построено архитектором Андреем Бертельсом во второй половине XIX века. Заказчиком выступил граф Антон Степанович Апраксин, владелец одноименных торговых рядов, инициатор создания одного из лучших частных театров в Петербурге — ныне имени Товстоногова.

Как было

Еще в 1960-х сквозь черную винтовую лестницу провели шахту лифта, а чуть позже разрезали часть витражей, чтобы проложить железные переходы на третьем и четвертом этажах. Остальное выглядело традиционно: многочисленные слои масляной краски на стенах, висящие провода, разбитые окна и немного сохранившейся лепнины у карнизов шестиметровых потолков.

Как стало

Декор, который можно было бы восстановить, практически не сохранился. Олег решил сделать свой собственный проект: снял штукатурку, открыл кирпич, отмыл круглые элементы витражных окон, а стекла, не подлежащие реставрации, заменил.

Доходный дом барона Фитингофа

Согласовывать проект с КГИОП не пришлось: в перечне объектов культурного наследия значится только фасад здания.

  1. За чей счет
  2. Перед тем как приступать к ремонту, Олег написал заявление в управляющую компанию, в котором просил разрешения на работы и содействия, — помощь пришла и заключалась в вывозе мусора, благодаря чему удалось сэкономить на этой статье расходов.
  3. Препятствия

Часть соседей была недовольна строительной пылью и писала в ЖЭК жалобы. Однако полученный результат, за который не пришлось платить, жителей дома все же устроил.

  • Лайфхак
  • Чтобы закрыть бетонные дыры в стенах, Олег искал мрамор и плитку на Avito — и нашел.
  • текст: Ольга Угарова фото: Мария Павловская, аврхив пресс-службы

Благодарим за поддержку проекта «Петербург будущего 2019»  Ауди Центр Витебский.

Доходный дом банкира И. О. Утина

?

Vladimirtan (vladimirtan) wrote, 2018-10-05 05:36:00 Vladimirtan vladimirtan 2018-10-05 05:36:00 Categories: Доходный дом барона Фитингофа

Доходный дом банкира Исаака Осиповича Утина на Конногвардейском бульваре (дом №17) был построен по проекту архитектора Романа Ивановича Кузьмина в конце 1850-х годах. Его протяжённый фасад выходит также на Галерную улицу и Замятин переулок.Сам банкир жил рядом, в снимаемом у Шереметевых особняке (Английская наб. 12). И.О. Утин разбогател на винных откупах.

Доходный дом барона Фитингофа

Лицевые фасады дома И. О. Утина архитектор решил в пышных формах необарокко. Модели для лепнины фасада выполнил скульптор Д. И. Иенсен. На третьем этаже расположено 13 балконов, каждый балкон поддерживается двумя фигурками путти.

Конногвардейский бульвар. Дом Гинцбурга.1872

Доходный дом барона Фитингофа

Это первое в Санкт-Петербурге жилое здание, дополненное мансардным этажом. В июле 1859 года Департамент проектов и смет рассмотрел ходатайство И. О. Утина и Р. И.

Кузьмина в котором они, «усматривая ныне недостаточность в доме помещения для прислуги и в видах придания кровле здания характера более соответствующего общему стилю фасада» просили устроить здесь вместо простого чердака «мансардную кровлю с жилыми … комнатами». Главноуправляющий департамента К. В.

Черкин, подавая это прошение лично императору, отмечал, что до сих пор в России мансарды никто не строил. Высочайшее разрешение в итоге было получено.

Конногвардейский бульвар, 17. 1914 – 1916

Доходный дом барона ФитингофаРабота архитектора Кузьмина не осталась незамеченной не только в Петербурге. 23 мая 1863 года Академия художеств Императорского французского института избрала зодчего за этот проект своим членом-корреспондентом.

Читайте также:  Музей игрушки в санкт-петербурге для детей и взрослых

Субботник на Бульваре Профсоюзов. 1918 –1924

Доходный дом барона Фитингофа

Интерьеры дома И. О. Утина были также роскошны, как и фасады. В газете «Русский инвалид» отмечалось, что «в доме Утина Кузьмин проявил с полным блеском всю роскошь и разнообразие модного стиля, и, конечно, это здание смело встанет наряду со зданиями, служащими украшением столицы»

На бульваре Профсоюзов. 1924

Доходный дом барона Фитингофа

В 1891г домом  владел барон Гораций Евзелевич Гинцбург. Он «назван действительным статским советником, гласным Городской думы, членом ее комиссии по благотворительности, директором компании цепного пароходства по р. Шексне и Сергинско-Уфалейских горных заводов, членом совета Биржевой барачной больницы в память имп. Александра II.»

Согласно Адресной книге 1893 г., участок принадлежит СПб. обществу страхования от огня имуществ и страхования пожизненных доходов и денежных капиталов. Никто из Гинцбургов не назван в числе лиц, имевших отношение к этому дому.

В 1905 год владельцем дома назван Михаил Александрович Александров, потомственный почетный гражданин и купец 1-ой гильдии, проживающий на Моховой, 37, держащий оптовую мануфактурную торговлю и служащий в СПб ремесленной управе.

В  1917 г. владелицами дома названы жена потомственного дворянина и надворного советника Людмила Кузьминична Бибикова, живущая на Миллионной, 10,  и Мария Алексеевна Рошко, жена отставного лейтенанта, живущая здесь.

Дом № 17 на бульваре Профсоюзов. 1949 –1951. Доходный дом Утина. Конногвардейский бульвар, 17. Построен в 1859-1860 гг. Архитектор Р.И. Кузьмин

Доходный дом барона Фитингофа

В 1893-1895 г.г. в этом доме жил выдающийся российский инженер, один из основоположников теории автоматического управления, Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895)

Иван Алексеевич Вышнеградский (1831-1895)

Русский учёный-механик и государственный деятель. Основоположник теории автоматического регулирования, почётный член Петербургской АН. С 1875 года занимал должность директора Технологического института.  В 1887-1892 гг. — министр финансов России. Находясь на этом посту он много сделал для оздоровления финансовой системы и повышения государственных доходов. Этими достижениями удачно воспользовался его преемник С. Ю. Витте. В 1888 году министр был избран академиком. В 1880-х годах он был владельцем особняка на Английской набережной, где жил с семьей (женой Варварой Федоровной и четырьмя детьми).В апреле 1892 Вышнеградский по состоянию здоровья ушёл в отставку с поста министра, оставшись членом Государственного совета. Управляющим делами министерства финансов был назначен товарищ (заместитель) министра — Ф. Г. Тернер. Тернер управлял министерством до назначения С. Ю. Витте 30 августа (11 сентября) 1892 года. Похоронен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры в Петербурге, в настоящее время могила утрачена.

Особняк Фитингофа | Санкт-Петербург Центр

г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, 2; Адмиралтейский проспект, 6

Доходный дом барона ФитингофаДоходный дом барона ФитингофаДоходный дом барона ФитингофаДоходный дом барона ФитингофаДоходный дом барона Фитингофа

http://www.polithistory.ru/404.php

На Гороховой улице много зданий, уникальных, не только с архитектурной точки зрения, но и в связи с их исторической значимостью. Практически у каждого строения своя судьба и своя, иногда очень увлекательная история. А начинается улица с весьма примечательно здания, известного как дом Фитингофа.

История дома

Участок земли, где он сейчас находится, долгое время пустовал и, по сути дела, являлся частью Адмиралтейского луга. В 70-х годах XVIII века Екатерина II подарила землю одному из своих фаворитов Александру Петровичу Ермолову. Однако он строиться здесь не захотел и продал участок барону Ивану Федоровичу фон Фитингофу, возглавлявшему тогда Медицинскую коллегию.

Строил дом для барона известный архитектор Джакомо Кваренги. Правда, с того времени здание перестраивалось, и внешний вид его изменился. Сохранился только декор фасада, украшенного портиком с десятью колоннами коринфского ордера.

Наследники барона фон Фитингофа продали дом графу Александру Николаевичу Самойлову. Но он владел зданием недолго и тоже продал его, на этот раз в казну. И с 1804 года начался новый этап в истории дома, тесно связанный с политической историей России.Канцелярия губернатора и резиденция политической полиции

После частичной перестройки и внутренней перепланировки здесь разместилась канцелярия губернатора и ряд «присутственных мест», в том числе, уголовный и гражданский суд. Во второй половине XIX века здесь были оборудованы тюремные камеры, в которых содержались исключительно политические заключенные. В 1900 году в одной из таких камер в течение 10 дней сидел Владимир Ильич Ульянов (Ленин).

Свои полицейские функции здание продолжало выполнять и после Октябрьской революции. Уже в декабре 1917 года в доме Фитингофа разместилась «Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с терроризмом и саботажем» (ВЧК), которую возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский. Собственно, поэтому Гороховую улицу переименовали сначала в Комиссаровскую, а потом в улицу Дзержинского.

Филиал музея политической истории

И в настоящее время в здании находится Управление уголовно-исполнительной системы Северо-Западного федерального округа. 

Но интересен дом Фитингофа еще и тем, что в нем располагается уникальный  Музей политической полиции – филиал Музея политической истории России. Здесь можно увидеть редчайшие фотографии и подлинные документы и царского департамента полиции, и ВЧК, и КГБ.

В музее несколько залов, каждый из которых посвящен одному из периодов истории политической полиции в России.

Нерасторопность Мариинского театра может загубить дом барона Мирбаха

Строительство доходного дома барона Мирбаха, расположенного на улице Садовой, 63 (фактический адрес Большая Подьяческая, 24), завершилось в 1872 году. Здание в стиле эклектики возвели по проекту Николая Брюллова. В отличие от соседнего дома на Садовой, 61, где проживал Михаил Лермонтов, этот памятник архитектуры вряд ли может похвастаться богатой историей.

До 1917 года по этому адресу работала известная в те годы булочная Филиппова, которая не прекратила свое существование и после революции, лишь сменила название. Какое-то время тут располагался вино-водочный магазин, куда во время перестроечного дефицита и горбачевского сухого закона выстраивались длиннющие очереди. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.

В Росимуществе НЕВСКИМ НОВОСТЯМ сообщили, что нежилое здание было включено в адресный перечень многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Здание расселено в 2010 году в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2010 № 896.

Как НЕВСКИМ НОВОСТЯМ объяснили в КГИОП, дом барона Мирбаха, несмотря на то, что его построили до 1917 года, так и не признали архитектурным памятником.

Еще три года назад, исходя из информации, размещенной на официальном сайте государственных закупок, дома № 61 и 63 по Садовой улице стояли на балансе Мариинского театра. На портале опубликованы документы о замене фальшфасада.

Доходный дом барона Фитингофа

«Дом так выглядит уже около пяти лет. С тех пор как его купил Мариинский театр, здание находится на реставрации. Волнует ли меня это — честно, за свой дом на Никольской площади я волнуюсь больше. У нас все 200 лет не было ремонта», высказалась местная жительница Валентина Боярникова.

В пресс-службе Мариинского театра признали, что соседний дом, в котором проживал Михаил Лермонтов, планируют реконструировать, чтобы в дальнейшем выдать там жилье сотрудникам учреждения и обустроить музей русского поэта. Однако от здания на Садовой, 63 там открестились. 

«Здание по адресу ул. Садовая, дом 63, о котором идет речь в запросе, не имеет отношения к Мариинскому театру», — пояснили в пресс-службе учреждения культуры.

Это действительно очень странно, так как это здание фигурирует в закупке вместе с домом Лермонтова на Садовой, 61. А также в нескольких других закупках по изготовлению и монтажу металлоконструкций и баннерного полотна на фасад здания.

Здесь стоит отметить, что Мариинский театр и бюрократическая волокита тянется многие годы, а баннер имеет свойство изнашиваться.

И вместо того, чтобы тратить бюджетные деньги непосредственно на реконструкцию, театр тратит их на обновление фальшфасада.

Доходный дом барона Фитингофа

Доходный дом барона Фитингофа

Мы решили прояснить ситуацию, обратившись в Росимущество, где нам подтвердили, что доходный дом барона А.И. Мирбаха закреплен на праве оперативного управления за Мариинским театром.

«На сегодняшний день Мариинский театр провел комплекс работ по консервации и установил охрану. В настоящий момент для последующей реконструкции доходного дома барона А.И. Мирбаха ведется проектирование», — добавили в пресс-службе ведомства.

В то же время в конце декабря прошлого года на сайте госзакупок разместили информацию о закупке на присоединение здания к электрическим сетям почти за 8 млн рублей.

Доходный дом барона Фитингофа

Мариинский театр так и не сообщил, какие планы у него на этот дом. Но радует, что спустя 10 лет домом барона Мирбаха наконец занялись всерьез: здание признали аварийным в 2010 году, а в 2015 году законсервировали.

И вот спустя еще пять лет, в 2020 году к нему присоединили электрические сети. Уже наметилась тенденция: каждое новое действие по реконструкции театр делает раз в пять лет.

Читайте также:  Куда сходить с ребенком в санкт-петербурге: развлечения и квесты

Таким образом, Петербург может и потерять историческое здание дореволюционной постройки.

Если Вас волнует судьба заброшенных зданий возле Вашего дома или работы, пишите нам на letter@nevnov.ru или звоните по телефону +7 (981) 722-50-48.

Доходный дом барона Фитингофа

Бывший доходный дом барона А. Фитингофа расположен в центре Петербурга, на набережной реки Мойки. Здание было построено в 1855 – 1861 годах по проекту петербургского архитектора, шведа по происхождению, Карла Андерсона. Этот дом на набережной Мойки – одна из первых крупных работ этого зодчего.

Четырехэтажное здание своими фасадами выходит на набережную Мойки, Крюкову каналу и улице Глинки. Здание отличается монументальностью и цельностью. Андерсон выполнил дом в стиле и архитектурных приемах итальянского ренессанса. Это выражается, прежде всего, в арочной форме окон, ярусной системе пилястр и лопаток, филенчатой структуре стен и т.д.

В небольших круглых нишах установлены бюсты работы известного петербургского скульптора Д.И. Иенсена. Здание вызывает ассоциации с венецианским палаццо.

Выбор такого архитектурного решения связан, во-первых, с тем, что участок для строительства находился на пересечении реки и канала, чем живо напоминал Венецию, и, во-вторых, тем, что в петербургской архитектуре того времени неоренессанс являлся чрезвычайно популярным течением.

Доходный дом барона Фитингофа

Петербургский зодчий Карл Карлович  Андерсон родился в 1826 году в Стокгольме. Среди его работ в Петербурге можно отметить «Дом Андерсона» на углу Малой Конюшенной улицы и Шведского переулка, церковь Святой Екатерины на Малой Конюшенной улице и др.

Андерсон умер в 1888 году, и был погребен на Волковском лютеранском кладбище, где до нашего времени сохранилась его могила и надгробие. В 2005 году на Малой конюшенной улице был торжественно открыт музей выдающихся петербургских архитекторов шведского происхождения К. Андерсона и Ф. Лидваля. На церемонии открытия музея присутствовали праправнучка К.К.

Андерсона, генеральный консул Швеции в Санкт-Петербурге, дьякон шведской Евангелическо-лютеранской церкви и др.

Доходный дом барона Фитингофа

В настоящее время в бывшем доходном доме барона Фитингофа на набережной Мойки размещается музейно-выставочный центр «Петербургский художник», ориентированный на сохранение творчества художников реалистического направления второй половины XX века. Здесь проводятся выставки петербургских художников, устраиваются творческие встречи и вечера, издается журнал для любителей живописи художников соцреалистов 1950-х – 1990-х годов.

Музейно-выставочный центр Петербургский художник

Если вы хотите посмотреть работы художников, писавших в духе реализма в Санкт-Петербурге в период с 1930 по 1990 годы, вам стоит посетить музейно-выставочный центр Петербургский художник. Здесь собраны полотна таких известных живописцев как Н. Н. Репин, В. Гайдар, М. Д. Рубан, И. М. Варичев и многих других. Картины большинства из них так же хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.

История

Основу постоянной коллекции выставочного центра составляют работы учеников Ленинградской школы искусства реализма. Эта ветвь, отличавшаяся от социалистического реализма или авангардизма, появилась в 20-е годы ХХ века. Представителями ее стали в основном выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина.

В арсенале музея картины самой разнообразной тематики. При этом они настолько просты и близки простому народу, что, вряд ли, оставят кого-нибудь равнодушными.

Пейзажи, зарисовки быта, натюрморты и портреты – вот главная основа всех представленных работ.

Здесь нет никакой политической направленности, все очень просто и реалистично: на каждой выставленной картине изображен простой знакомый каждому мир.

Доходный дом барона Фитингофа

Центр Петербургский художник быт открыт сравнительно недавно – в 2005 году под руководством Галины Георгиевны Степановой.

Целью было – найти и сохранить лучшие картины представителей реалистической Ленинградской школы, и это удалось.

За годы существования была собрана интереснейшая коллекция, которая сейчас насчитывает более 2.5 тысяч работ и продолжает пополняться.

Художественным руководителем является Анатолий Иванович Перевышко – известный художник и член Союза Художников России

Помимо постоянной экспозиции, в центре организуются временные выставки, проводятся театральные и музыкальные вечера. Так же на регулярной основе проводятся пленэры, во время которых современные художники организованно выезжают на природу для поиска вдохновения.

Выставочный центр выпускает собственный журнал с одноименным названием, освещающий историю, а так же современные тенденции в области реалистического искусства. Главный редактор периодического издания все тот же А. И. Перевышко.

В магазине Петербургского художника можно приобрести картины современных художников, книги и сувениры.

Архитектура

Выставочный центр находится в особняке XIX столетия, выполненном в стиле эклектик по проекту архитектора Карла Карловича Андерсона. Изначально здесь был доходный дом барона Фитингофа. Так же в свое время в этом здание находилось Российское общество страхования капиталов — Жизнь.

Четырехэтажное здание выходит своим фасадом к реке Мойке, Крюкову каналу и улице Глинки. При проектировании Карл Андерсон активно использовал приемы итальянского ренессанса. Об этом открыто говорят оконные проемы арочного типа, ярусные выступы и филенчатые стены. В нишах овальной формы находятся бюсты работы известного скульптора Давида Ивановича Йенсена.

А в середине XVIII века на этом самом месте был двухэтажный особняк из камня, принадлежавший купцу третьей гильдии Никифору Васильевичу Поцелуеву, где он и держал свой знаменитый трактир. Именно в честь него был назван мостик, который можно увидеть сегодня напротив музея – Поцелуев.

Экскурсии

Если вы хотите не просто посетить центр Петербургский художник, а самостоятельно изучить экспозицию, можете сходить на экскурсию.

Вам расскажут об истории развитии реалистического искусства, остановятся на основных картинах, художниках и их приемах.

Возможно, после такого рассказа вы по-новому посмотрите на этот жанр в искусстве. В ходе экскурсии вы можете задать любые беспокоящие вас вопросы.

Цена билета и режим работы 2019

  • полный 250 рублей
  • для школьников и студентов 150 рублей
  • для пенсионеров 100 рублей

Право на бесплатное посещение есть:

  • у студентов художественных ВУЗов
  • у членов Союза художников России

Если вы относитесь к льготной группе граждан, во избежание недоразумений, не забудьте взять с собой подтверждающие документы.

  • Музейно-выставочный центр работает каждый день без перерывов и выходных.
  • Время работы с 11:00 до 20:00.
  • Экскурсии проводятся по средам в 19:00 и воскресеньям в 14:00.
  • Официальный сайт
  • piter-art.com
  • Телефон
  • 8-812-314-0609

Где находится

  1. Адрес
  2. Набережная реки Мойки, 100
  3. Метро
  • Сенная площадь
  • Садовая
  • Адмиралтейская
  • Спасская

Как добраться

От Садовой, Спасской и Сенной площади до выставочного центра можно добраться на следующих видах городского транспорта:

  • от остановки Сенная площадь на маршрутных такси № 1 или № 169 до Мариинского театра и пройти пешком около 200 метров
  • от остановки Сенная площадь на маршрутных такси № 124 или № 350 до остановки Площадь Труда — Центральный Военно-Морской музей и пройти до Петербургского художника чуть более 500 метров
  • от остановки Сенная площадь на автобусе № 50 до остановки Театральная площадь и пройти пешком примерно 300 метров

От станции метро Адмиралтейская до выставочного центра можно доехать на следующих видах общественного транспорта:

  • на троллейбусах № 5 или № 22 до остановки Площадь Труда (Центральный Военно-Морской музей) и пройти пешком чуть более 600 метров
  • на автобусе № 22 до Мариинского театра и пройти пешком около 200 метров
  • на автобусах № 3 или № 27 до остановки Театральная площадь и пройти пешком примерно 300 метров

Так же до остановки Театральная площадь ходят маршрутные такси № К-62, К-124, К-186, К-350.

Отзывы

Если перед посещением вы решите поискать для ознакомления отзывы о музейно-выставочном центре Петербургский художник, будьте готовы к тому, что их окажется немного. Однако общее представление об этом месте на их основе сделать вполне реально.

Плюсы

  • Довольно удачное местоположение: центр Санкт-Петербурга, рядом с Мариинским театром. Кстати, именно посетители Мариинки чаще всего и заходят в выставочный центр, а потом возвращаются сюда вновь для более детального осмотра.
  • Картины. Здесь представлена одна из наиболее полных и богатых коллекций ленинградской живописи второй половины ХХ века. Можно увидеть множеств известных картин, которые будут по достоинству оценены любителями реализма.
  • Общая атмосфера музея. Практически все без исключения отмечают по-домашнему уютную атмосферу и колоритность этого места. Вы можете сначала насладиться живописью, а затем отдохнуть на диванчике, обсуждая увиденное.

Минусы

  • Удаленность от метро. Хоть путь пролегает по историческому центру города, не всем нравится, что метро от выставочного центра находится практически в 2 километрах.
  • Выставка на любителя. Если вы не понимаете и не любите этот жанр искусства, то выставка вам вряд ли понравится. Это не Эрмитаж или Русский музей, где в разных залах можно увидеть разные направления. Здесь представлены работы художников  -реалистов ХХ века.
Читайте также:  Фестиваль уличной культуры - urban culture festival 2019 в питере

В целом

Как видите, плюсов все-таки значительно больше. Многие посетители отмечают, что заглянули в выставочный центр Петербургский художник буквально на 5 минут, а провели там несколько часов.

Эта удивительная атмосфера словно переносит вас на 100 лет назад, и, кажется, что вы оказались в гостях у старого доброго друга-дворянина, который просто ненадолго вышел.

Обстановке так же способствуют дружелюбные сотрудники выставочного центра, которые рады всем гостям и с удовольствием помогают и отвечают на все интересующие вопросы.

Доходный дом барона Фитингофа

Дом И. Ф. Фитингофа

Доходный дом барона Фитингофа

Главный фасад дома И. Ф. Фитингофа

Участок дома №6 по Адмиралтейскому проспекту (№2 по Гороховой улице) является частью квартала, который появился только в 1770-х годах, а до того был частью Адмиралтейского луга. Вскоре он был подарен Екатериной II своему фавориту Александру Петровичу Ермолову, тогда же произведённому в генерал-поручики.

Ермолов здесь ничего так и не построил, а 27 марта 1788 года продал территорию барону Ивану Фёдоровичу (Отто Герману) фон Фитингофу. Последний в 1787 году был назначен главным директором Медицинской коллегии. Дом для Фитингофа построил архитектор Джакомо Кваренги, который украсил особняк 10-колонным портиком.

В дальнейшем здание меняло только свои интерьеры, а кваренгиевский фасад дошёл до нас без существенных изменений.

После смерти барона (в 1792 году) дом перешёл по наследству его сыну Борису. В 1795 году он продал участок генерал-прокурору и государственному казначею графу Александру Николаевичу Самойлову.

За год до того он женился на Екатерине Сергеевне Трубецкой, дом на Адмиралтейском проспекте стал обителью новой семьи.

Здесь часто останавливался племянник Александра Николаевича Александр Львович Давыдов, у которого в 1801 году гостил 17-летний Денис Давыдов, будущий герой войны 1812 года. По воспоминаниям Шарля Массона:

«В доме Самойлова, одном из самых красивых дворцов Петербурга, имелись потайные темницы, предназначенные для содержания оговоренных в ожидании секретных распоряжений на их счёт» [Цит. по: 1, с. 188].

Содержание богатого дома рядом с императорской резиденцией требовало больших расходов. При Александре I граф лишился большинства своих должностей и был вынужден в 1804 году продать особняк в казну для размещения в нём губернских присутственных мест и канцелярии губернатора. Для этого здание перестраивалось внутри по проекту архитектора Александра Алексеевича Михайлова (Михайлова 1-го).

Среди размещавшихся здесь учреждений были палата гражданского суда и палата уголовного суда.

С 1821 года в палате уголовного суда работал заседателем от дворянства Кондратий Фёдорович Рылеев, а ещё через два года сюда же поступил на службу сверхштатным членом Иван Иванович Пущин.

Своим трудом будущие декабристы пытались доказать, что и на этих должностях можно принести пользу, особенно в борьбе со взяточничеством среди судейских чиновников.

В 1872 году была введена должность санкт-петербургского градоначальника, чей «офис» разместился в доме №6/2. К новому использованию интерьеры подготавливал академик Архитектуры Карл Карлович Андерсон. 30 марта 1873 года первым петербургским градоначальником стал генерал Фёдор Фёдорович Трепов. До этого он был обер-полицмейстером и жил в доме №38 по Большой Морской улице.

В 1877 году сюда из его прежней квартиры перенесли церковь во имя святителя Николая Чудотворца, которую освятили 4 сентября. 24 января 1878 года здесь на него совершила покушение Вера Ивановна Засулич, Трепов был серьёзно ранен. В ходе суда присяжные заседатели Засулич оправдали. После выздоровления Фёдору Фёдоровичу пришлось уйти в отставку.

Канцелярия градоначальника оставалась в доме №6/2 до 1917 года.

Следующие перестройки в бывшем доме Фитингофа производил городской участковый архитектор А. П. Максимов в 1890 году.

При градоначальстве имелась арестантская. 21 мая 1900 года сюда был доставлен Владимир Ульянов, приехавший в столицу из Пскова без разрешения. Брату Дмитрию он писал: «При градоначальстве сидеть было очень скверно — грязь невозможная, а кроме того, ночью шум, ругань» [Цит. по: 2, с. 68]. Спустя 10 дней он отправился в Подольск, а затем покинул пределы страны.

Церковь святого Николая Чудотворца ремонтировалась в 1903 году когда градоначальником был генерал-адъютант Н. В. Клейгельс.

7 декабря 1917 года была создана «Всероссийская Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем». В тот же день её разместили в этом доме. Возглавлял ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский. 9 марта 1918 года ВЧК вместе с правительством переехали в Москву.

В Петрограде появилось местное ЧК, руководителем которой стал Моисей Соломонович Урицкий. В первые месяцы работы ЧК именно здесь проводились расстрелы заложников и людей, обвинявшихся в контрреволюционный деятельности.

Обитательница соседнего дома №4 так описывала эти события:

«Страшно было слышать то, что мы слышали каждую ночь — с тех пор, как рядом с нами водворилось ЧеКа. Сначала было слышно, как отворялись тяжёлые ворота и выезжали автомобили с чекистами, производившими обыски.

Потом автомобили возвращались и запирались ворота.

Через некоторое время наступало самое страшное — заводились моторы грузовиков, чтобы притушить звуки расстрелов, и затем открывали ворота и выезжали тяжёлые, нагруженные телами грузовики» [Цит. по: 2, с. 69].

«Благодаря» деятельности в доме №6/2 ВЧК Гороховую улицу в 1918 году переименовали в Комиссаровскую. После смерти Ф. Э. Дзержинского в 1927 году магистраль стала называться улицей Дзержинского.

Когда количество арестованных значительно увеличилось и помещений стало не хватать, их стали увозить в тюрьмы на Шпалерной улице. В 1922 году было создано Объединённое Главное политическое управление, которому передали функции ЧК. В 1934 году ОГПУ переехало в дом №4 по Литейному проспекту. Бывший дом ЧК стал жилым.

В 1970-1980-е годы дом №6/2 находился в ведении Главленинградстроя. Здесь работало Управление автоматизированной системы планирования, контроля и регулирования строительства с информационно-вычислительным центром и центральной диспетчерской.

25 февраля 1974 года здесь был открыт мемориальный музей-кабинет Ф. Э. Дзержинского, который стал филиалом Государственного музея ВОСР. Сейчас это филиал Государственного музея политической истории России «Гороховая-2».

Кроме того, здесь размещены Управление уголовно-исполнительной системы Северо-Западного федерального округа, Судебный департамент при Верховном суде, Межрегиональное территориальное управление при министерстве имущественных отношений.

1 Шульц мл. С. С.: «Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки». Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 — 912 стр.

2 Бройтман Л. И.: «Гороховая улица». Издательство «Крига», 2010 — 424 стр.

Музейно-выставочный центр «Петербургский художник»

Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» был основан в конце октября 2005 г. Он собрал большую коллекцию картин ленинградских реалистов, созданных в 30-х – 90-х гг. XX века.

В музее представлены полотна художников, работы которых выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее.

Его посетители увидят произведения Николая Репина, Владимира Гайдара, Георгия Мороза и других выпускников Ленинградского института имени И. Е. Репина.

Русские пейзажи и домашний уют, радость каждого дня и жизнь города — тематика картин близка любому человеку. Ленинградская школа художественного реализма объединена совокупностью стилистических особенностей.

Произведения авторов не попадают под признаки формального социалистического реализма и контрастируют с «левым» авангардизмом. Школа, сформировавшаяся в городе на Неве, выбрала отличный от всех путь развития.

Ее характерными чертами стала простота и выверенность композиции, сдержанный колорит и достоверность изображения пространства, сезона и времени.

Заданное направление было подхвачено в XXI веке, оно вышло за исторические рамки постсоветского периода и продолжило существование в наши дни. Об этом свидетельствуют многочисленные выставки молодых мастеров и представителей старшего поколения с успехом проходящие в галерее.

«Петербургский художник» находится в помещении бывшего доходного дома барона Фитингофа, построенном по проекту шведского архитектора–эмигранта К. Андерсона. Зодчий «посадил» здание на пересечении реки Мойки и Крюкова канала.

Место сильно напоминало Венецию, в результате чего появился дом, выполненный в стиле итальянского ренессанса. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений Петербурга.

Напротив этого памятника неоренесанса находится легендарный Поцелуев мост.

В пространстве музея регулярно проходят выставки, вечера классической музыки и театрализованные постановки. Выставочный центр активно сотрудничает с частными коллекционерами и аукционными домами.

Все картины имеют экспертное заключение и прошли предпродажную подготовку.

При центре издается одноименный журнал, отражающий современные тенденции в реалистическом искусстве и затрагивающий вопросы истории классической живописи.

Музей занимает площадь 300 кв. метров, 200 из которых отведены под проведение временных выставок. В нем работает 10 сотрудников, 5 из которых — научные. Ежегодно музей посещает более 20000 человек.

Вход бесплатный.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector