Всероссийский музей А.С.Пушкина

10 февраля 1837 года не стало Александра Сергеевича Пушкина. В России в этот день вспоминают великого поэта. Об архивах Пушкина в рамках проекта «Музей истории библиотеки» рассказывает главный специалист сектора истории библиотеки Ольга Соломина.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Последний прижизненный портрет Пушкина, работа художника Н. Л. Линёва, 1836—1837 год. Фотохромолитография. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

С именем Александра Сергеевича Пушкина был тесно связаны Московский публичный и Румянцевский музеи, в которых долгое время хранился его архив. Архив создавался по двум направлениям — выявление документов поэта в архивах и коллекциях его современников, друзей и родственников, а также передача музею архива, хранившегося в семье Пушкина.

С собраниями Вукола Ундольского, Сергея Полторацкого, Михаила Жихарева, Михаила Погодина в музей поступили письма поэта, автографы стихотворений «Не пой, волшебница, при мне…» и «Цветы последние милей…», статей, записи народных песен «Как у нас было на улице…» и «Не белинька берёзанька к земле клонится…».

Единичные поступления документов поэта продолжались до 1935 года.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Портрет Пушкина с работы Т. Райта 1837 года. Фото Фишера, Москва, Кузнецкий Мост. 1899 год

Передача архива, хранившегося в семье поэта, началась в 1880 году. В Москве был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину. К этим дням было приурочено открытие Пушкинской выставки, организованной Обществом любителей российской словесности.

Выставка открылась 5 июня и разместилась в двух залах Дворянского собрания (ныне Дом Союзов): были «в особых витринах выставлены рукописи, черновые наброски стихотворений, рисунки пером». Автографы Пушкина предоставил на выставку сын поэта — Александр Александрович. В РГБ хранятся два издания о выставке.

Одно из них —  «Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 года. Издание Общества любителей российской словесности под редакцией действительного члена Льва Поливанова», напечатанный в 1882 году (переиздан в 1887 году).

Экземпляр 1882 года ранее принадлежал меценату и собирателю Кузьме Терентьевичу Солдатёнкову, о чём есть отметка на форзаце: «Из библ. К. Т. Солдатёнкова».

Сохранился также отчёт о выставке в приложении к журналу «Народная школа» № 9 1880 года издания, составленный Александром Петровичем Пятковским, под названием «Пушкинский праздник в Москве». На форзаце дарственная надпись: «Князю Павлу Петровичу Вяземскому от… автора. 18.12.1880». Возможно, эта книга происходит из библиотеки Вяземских в Остафьево.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Памятник Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Ещё до открытия памятника и выставки, 9 мая 1880 года старший сын поэта Александр Александрович Пушкин сообщил музею о своём желании: «В ознаменовании торжественного дня открытия в г.

Москве памятника отцу моему Александру Сергеевичу Пушкину, предполагая передать в общественную собственность сохранившиеся у меня подлинные рукописи его сочинений, я избрал местом хранения их на вечные времена находящийся под вашим управлением Московский публичный музей, куда эти рукописи и будут доставлены из Общества любителей российской словесности». Передача автографов проходила через Петра Ивановича Бартенева в 1880—1903 годах. Кроме автографов основных произведений, были переданы 89 писем к Пушкину, 64 письма поэта к его жене, о которых было оговорено, что они «в течение 50 лет в чтение никому выдаваемы не будут».

В 1899 году музей принял участие в юбилейной Пушкинской выставке. В Москве были организованы две выставки: одна — Обществом любителей российской словесности, она проходила в залах Исторического музея с 29 мая по 13 июня, поставив перед собой задачу дать изображения «самого Пушкина».

Всероссийский музей А.С.Пушкина Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 года. Издание Общества любителей российской словесности под редакцией действительного члена Льва Поливанова. Москва, 1882. На форзаце помета: «Из библ. К. Т. Солдатёнкова». РГБ

Другую Пушкинскую выставку проводил Музей в Пашковом доме в залах картинной галереи с 12 по 25 мая 1899 года. Комиссией по устройству Пушкинской выставки было принято решение: «Посетители допускаются на выставку бесплатно. Устроить выставку в Ивановском зале и в соседнем с ним, заградив вход в следующие залы щитами.

Принять меры предосторожности для охранения экспонатов. При выборе рукописных тетрадей для выставки руководиться степенью известности произведения и количеством поправок, заключающихся в рукописи.

Из рисунков выставлять как можно более оригинальных; ввиду того, что не все оригиналы могут быть выставлены, часть их представить в фотографических снимках». Сыну поэта Александру Александровичу Пушкину было послано приглашение посетить выставку, тогда же он был избран почётным членом Московского публичного и Румянцевского музеев.

Был выпущен «Указатель к Пушкинской выставке 1899 года Московского публичного музея». Выставка состояла из двух разделов: в первом были помещены рукописи и рисунки поэта, во втором — печатные издания.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Московский публичный и Румянцевский музеи. Пушкинская выставка. Указатель. Москва, 1899. РГБ

К 1917 году в Музее в архиве поэта хранились все его рабочие тетради, множество тетрадок, листов и листков с его записями и рисунками, переписка с родными и друзьями, его стихотворные и прозаические работы, больше всего в черновиках, а некоторые переписанные поэтом. Здесь же находились автографы поэм «Евгений Онегин», «Борис Годунов», прозаических произведений «Повести Белкина», «История Пугачёва», лирических стихотворений и другие документы.

После расформирования музея в 1922—1924 годах в составе библиотеки остался отдел рукописей, который продолжал собирать и обрабатывать архивные документы, в том числе и документы Пушкина.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Письменный стол с рукописями Пушкина. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В июле 1919 года от внука Александра Сергеевича, Григория, поступил дневник деда за 1834—1835 годы. Дневник был приобретён за 40 000 рублей «керенками», поскольку, как писал Григорий, «это последнее средство к жизни моей семьи». Последние годы жизни внук Пушкина Григорий Александрович работал в библиотеке в отделе рукописей библиотекарем 1-го разряда.

Вместе с другими архивами продолжали поступать и автографы Пушкина. К 1937 году объём архива Пушкина достиг более 8800 страниц, став наиболее полным собранием пушкинских документов. За время хранения пушкинского архива в библиотеке его активно использовали специалисты и не только.

Сохранились письма видных пушкинистов — Бориса Модзалевского, Павла Щеголева, Татьяны Цявловской с просьбой о предоставлении и копировании рукописей. В 1936 году Татьяна Цявловская беспокоится, что «рукописи Пушкина кажутся мне слишком легко доступны для учащейся молодёжи.

Учиться на рукописях — непозволительная роскошь. Для этого существуют фотокопии. М[ожет] б[ыть,] следовало бы завести умывальник, для мытья рук непосредственно перед обращением к рукописи».

Архив поэта хранился в шкафчике, который, по музейному преданию, поступил из имения Лопасня, принадлежавшего Александру Александровичу Пушкину, вместе с документами.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Портрет Пушкина работы Е. Е. Вивьена. 1826 год. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В отделе стали собирать и мемориальные вещи поэта. Так, из Симонова монастыря 21 июля 1930 года был получен перстень Веневитинова. После ликвидации литературного музея в Остафьево, в котором хранились мемориальные вещи Пушкина, Карамзина, Вяземского, часть этих реликвий была перевезена в библиотеку, а остафьевская библиотека поступила в основной фонд Ленинки.

Тогда же из Остафьево в отдел рукописей попадает мебель из Карамзинского кабинета: письменный стол Пушкина, его витрина для книг, чугунный бюст Пушкина с подставкой, витрина с жилетом Пушкина, восковой свечой и белой лайковой перчаткой, рисунок с местом дуэли Пушкина, картины Козлова и Дмитриева, изображающие поэта, кресло, вышитое Натальей Николаевной Пушкиной.

Всероссийский музей А.С.Пушкина Трость А. С. Пушкина. Камышовая тросточка, с головкой, шнурком и кистями. В головку трости Пушкин врезал пуговицу с мундира своего деда Ганнибала. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Белая лайковая перчатка с левой руки А. С. Пушкина. В этих перчатках Пушкин был на последней дуэли. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Жилет А. С. Пушкина. В этом жилете поэт был на последней дуэли. Пуля прошла ниже жилета и не оставила на нём никаких следов. Съёмка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

В 1937 году страна впервые на государственном уровне отмечала 100 лет со дня смерти Пушкина. В декабре 1935 года был создан Всесоюзный Пушкинский комитет для организации и руководства мероприятиями по увековечению памяти поэта.

Выставка была открыта 12 февраля 1937 года: в 17 залах второго этажа Исторического музея в Москве разместились экспонаты из Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, музеев Москвы и Ленинграда.

Тогда же начались и передачи пушкинских материалов из библиотеки. В Ленинград в музей «Последняя квартира Пушкина. Мойка, 12» 31 декабря 1936 года передаются «письменный стол и жилет (в футляре) предназначаемые для экспозиции». Туда же отправляются «перчатка и свечи, связанные с памятью А. С. Пушкина».

В 1937 году был издан «Краткий путеводитель по выставке, посвящённой столетию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина». 

  • Всероссийский музей А.С.Пушкина Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ
  • Всероссийский музей А.С.Пушкина Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ
  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ
  • Краткий путеводитель по выставке 1937 года, РГБ

 

4 марта 1938 года вышло Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР № 256 «Об организации Государственного музея А. С. Пушкина», согласно которому Всесоюзная Пушкинская выставка реорганизовалась в Государственный музей А. С. Пушкина, переданный в ведение Института мировой литературы имени А. М.

 Горького (ИМЛИ). В музее сосредоточились все материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина: подлинные рукописи поэта, архивные дела и документы, живопись, графика, скульптура, предметы быта, редкие книги и другие материалы.

Музеи, архивы, библиотеки, хранящие материалы о поэте, были обязаны сдавать их в Государственный музей А. С. Пушкина. Планировалось «предоставить музею А. С. Пушкина необходимое помещение в старом здании библиотеки им. В. И. Ленина (Пашков дом). Впредь до освобождения здания библиотекой им. В. И.

 Ленина, музей А. С. Пушкина оставить в помещении Государственного исторического музея».

Скульптура Пушкина работы А. И. Теребенева (1837 год, посмертно) на шкафчике с надписью: «Собственноручные рукописи Пушкина». Рядом оборот фотографии со штампом фотоателье Б. Аванцо и адресом: «Москва, Кузнецкий Мост». Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Читайте также:  Каналы Санкт-Петербурга

Вплоть до 1941 года вновь созданный музей собирает материалы, а библиотека принимает в этом активное участие. Из архивов, хранящихся в отделе рукописей, изымаются пушкинские письма, документы, картины и литографии того времени.

Передаются не только подлинные документы, но и их копии. В сентябре 1938 года Государственному музею А. С. Пушкина было передано 4848 негативов с автографов поэта.

По описи сдали мемориальные вещи, полученные из остафьевского музея, — «статуэтку (восковую) работы Теребенева, пюпитр с бронзовым дельфином, тросточку Пушкина и ящик Вяземского с деревянными обрезками».

В марте 1939 года в музей передали кресло, вышитое Натальей Николаевной Гончаровой. К 1941 году все рукописи и мемориальные вещи Пушкина из библиотеки были переданы в Государственный музей А. С. Пушкина.

Скульптура Пушкина работы скульптора А. И. Теребенева. Съёмка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского; Скульптура Пушкина работы скульптора А. И. Теребенева. Съемка 1899 года. Фотография Левицкого. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

После Великой Отечественной войны Пушкинский музей всё ещё находился в здании Исторического музея и состоял в ведении ИМЛИ. Стало понятно, что Пашков дом освободится не скоро. Строительство нового здания библиотеки закончилось только в 1960 году.

По решению Президиума Академии наук СССР, в свете подготовки к 150-летию со дня рождения Пушкина, Государственный музей А. С.

 Пушкина перевели из Москвы в Ленинград, все архивные фонды, принадлежавшие музею, были переданы в Институт русской литературы (Пушкинский Дом).

В июне—июле 1948 года рукописи поэта и связанные с его именем архивные материалы перевезли из Москвы в Пушкинский Дом, где, соединившись с уже хранившимися в рукописном отделе автографами и документами, они образовали Пушкинский фонд.

Шкаф с рукописями Пушкина. Съемка 1935 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

До 1991 года продолжалось действие постановления СНК СССР № 256, поэтому документы Пушкина, которые поступали в отдел рукописей библиотеки после 1938 года, должны были передаваться в Пушкинский Дом. После распада СССР исчезла и необходимость выполнять постановление СНК СССР № 256.

В конце 1995 года отдел рукописей приобретает альбом, бытовавший в семье Пушкиных и, по семейному преданию, подаренный Василием Андреевичем Жуковским Наталье Николаевне перед её новым замужеством. В отделе рукописей в фонде Оленина (Ф.211) хранится подписной лист на сооружение памятника Николаю Ивановичу Гнедичу, датированный апрелем 1833 года.

Среди подписавшихся на пожертвование есть подпись Александра Сергеевича.

Портрет А. С. Пушкина, принадлежавший Е. А. Энгельгардту. Неустановленный автор. Внизу надпись: «А.С. Пушкин в лицее». Литография. Съемка 1899 года. Отдел рукописей РГБ. Архив Г. П. Георгиевского

Музей изобразительных искусств им. Пушкина: история и наши дни

Идея создания общественной выставки искусств возникла в аристократических кругах еще во времена царской России. Однако вспомнили о ней лишь к концу XIX в. Николай II, будучи лицом Российской империи, лично одобрил строительство музейного объекта.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаОкончательный проект здания был разработан архитектором Р. И. Клейном.

Макет был подготовлен Цветаевым. Демонстрация музейных набросков была произведена в 1898 г. на личном приеме у императора. Основание музея искусств состоялось в 1912 г. в историческом центре Москвы на Волхонке.

За более чем вековую историю руководство заведения приобрело столько музейных экспонатов, что современники могут изучать историю мировых искусств в стенах одного здания.

По числу хранящихся в выставочных залах (архивах) произведений живописи и скульптуры музейный комплекс уступает лишь Эрмитажу.

Художественный замысел

В 1894 г. состоялся Первый съезд русских художников, на котором профессор Цветаев выступил с инициативой организовать музейный центр искусств. Опыт у Цветаева уже имелся. В 1848 г. при Московском университете он открыл выставку «Кабинет изящных искусств».

Не дождавшись помощи из окружения, Цветаев обращается к Николаю II. Демонстрация проекта проводится в императорской бильярдной, на столах которой размещаются макеты будущего здания и его отдельных архитектурных элементов.

Одобрение строительства самим императором вносит коррективы в планы профессора. Помимо финансовой помощи из казны, Цветаев получает поддержку крупных меценатов.

Формируется команда идейных сподвижников, которые соглашаются выкупать картины и скульптуры у частных коллекционеров.

По замыслу выставочный музей искусств должен был сформировать у посетителя чувство художественного вкуса.

Неспроста для коллекции изначально были выбраны работы античных мастеров — то, на чем строилось европейское искусство.

Возведение здания

Первый камень будущего музея был заложен в 1898 г. при личном присутствии императора. Спонсорами экспозиции стали князья Юсуповы, купчиха Алексеева, приближенные императора. Основной вклад в строительство музейного комплекса внес предприниматель Ю. Нечаев-Мальцов, потративший на выставку более 2,6 млн руб.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаЗдание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники (фото 1905 года).

Архитектор и инженер музейного комплекса были выбраны посредством всероссийского конкурса, условия которого разрабатывал лично Цветаев.

Первые пять лет работы прошли впустую из-за пожара, уничтожившего большую часть выставочных построек и находящихся в них предметов искусств.

Дальнейшая реконструкция музейного объекта в основном финансировалась Нечаевым. Другие меценаты отказывались браться за безнадежный проект.

Залы музейного здания строились с учетом размещения скульптур в полную высоту. Планировка второго этажа выставки представляла собой анфиладу комнат, последовательно примыкающих друг к другу.

На верхних этажах размещалась музейная экспозиция Античности и Средневековья. Для лучшего обзора шедевров искусства в конструкции здания был предусмотрен арочный свод со стеклянными перекрытиями.

Он служил естественным источником света, позволяющим разглядеть все тонкости работ мастеров.

Первый этаж музейной выставки искусств был задуман под экспозицию предметов из стран Европы эпохи Возрождения, древнего Египта и Ассирии. Залы оформлялись росписями и панно художника И. Нивинского.

Внешний дизайн музея искусств разрабатывался под руководством Нечаева-Мальцова. Морозостойкие колонны из мрамора были заказаны в Норвегии, парадная лестница из разноцветного камня — в Венгрии. Фриз, фрески, настенные панно полностью скопированы с работ Собора Святого Марка. Музейное здание строилось в античном стиле эпохи неоклассицизма с элементами греческого декора.

Открытие

Торжественное открытие музея искусств прошло спустя 14 лет после закладки фундамента — 31 мая 1912 г. В качестве главных гостей на официальное мероприятие были приглашены члены императорской семьи и Нечаев-Мальцов.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаТак выглядело здание в день открытия — 31 мая 1912 года.

Первые выставочные экспозиции состояли из слепков со скульптур. Все они заказывались за границей. Копии музейных экспонатов выполнялись по технике гипсового литья.

Такой метод позволяет восстанавливать точные копии скульптур. Так появилась первая музейная выставка изваяний, скульптурных композиций Античности, Средневековья и Ренессанса.

Выставочный зал музея искусств был дополнен принятыми в дар коллекциями аристократов.

Заведение с первых дней работы стало популярным среди просвещенной молодежи, профессоров и художников.

В нерабочие дни число гостей музея превышало 2 тыс. человек — неслыханная по тем временам посещаемость.

Формирование коллекции

Первоначально выставочная коллекция состояла из экспонатов, находящихся в распоряжении Московского университета. Перед открытием Цветаеву удалось выкупить собрание египетских древностей у частного коллекционера В. Голенищева.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаКоллекция Голенищева вошла в число первых экспонатов Пушкинского музея.

После революции музейные залы пополняются живописью. В дар принимались картины частных коллекционеров, меценатов (Юсуповых, Бобринского, Брокар, Хомякова, Шуваловой, Щукина и др.). Часть полотен выкупалась у ученых (Н. Лихачева, В. Шилейко, А. Живаго и Б. Фармаковского). Художественная коллекция быстро пополнялась за счет копий полотен, написанных в XIX-XX вв.

Советское время

После революции заведение было закрыто. Первая музейная выставка, посвященная освобождению труда, прошла только в 1920 г. На ней лично присутствовал В.И. Ленин.

После этого главный музейный объект Москвы решили переделать под галерею мировой живописи. Проектом занялись ученые Н. Романов, А. Эфрос, В. Лазарев.

Выставочные залы постепенно пополнялись картинами зарубежных романистов, импрессионистов, авангардистов, классицистов.

После Великой отечественной войны музею искусств имени Пушкина достаются работы Пикассо, Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Дега, Матисса, а также живопись американских художников. Музейные выставки проводятся все реже.

К концу 1949 г. руководством было принято решение оформить одну постоянную экспозицию, посвященную Сталину (в честь 70-летия).

Читайте также:  Музей ретро автомобилей в санкт-петербурге: адреса и фото

Пять лет подряд музей экспонировал коллекцию подарков вождя от народов республик и зарубежных стран.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаОсновную массу подарков составляли предметы с изображениями Сталина – ковры, панно, вазы, около 1000 статуй и бюстов вождя и его соратников.

Во второй половине XX в. работники заведения занимаются преимущественно экспедиционно-разведывательной деятельностью с целью пополнения музейного фонда археологическими находками. Музей начинает функционировать как площадка для временных выставок.

Список директоров

За годы работы заведения пост директора принимали различные деятели науки, культуры и искусства.

Директора:

  • И. Цветаев;
  • В. Мальмберг;
  • В. Гиацинтов;
  • Н. Романов;
  • Ф. Ильин;
  • В. Полонский;
  • Б. Этингоф;
  • И. Бык-Бек;
  • А. Васильев;
  • В. Эйферт;
  • И. Коротков;
  • В. Крылова;
  • С. Меркуров;
  • Н. Слоневский;
  • А. Замошкин;
  • И. Антонова.

Должность действующего директора музея искусств им. Пушкина занимает Марина Лошак.

Названия

Название заведения менялось несколько раз.

Варианты:

  1. Музей изящных искусств имени Александра III при Императорском Московском университете (1912-1917 гг.). Первое название было дано по просьбе родственников царя Александра III.
  2. Музей изящных искусств при Московском университете (1917-1923 гг.). Название дано заведению после пополнения выставочных коллекций картинами, иконами, предметами быта и искусства. Первоначально экспозиции формировались только слепками.
  3. Государственный музей изящных искусств (1924-1932 гг.). Заведение становится самостоятельным культурным объектом, отделенным от Московского университета, что отражается в новом названии.
  4. Государственный музей изобразительных искусств (1932-1937 гг.). Заведение меняет профориентацию на изобразительное искусство — публике показываются выставка живописи мирового уровня, редкие работы художников.
  5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (с 1932 г.).

Последнее название дано в честь годовщины гибели писателя. Оно сохранилось за объектом по настоянию чиновников того времени. Культурная и политическая элиты активно отстаивали «Пушкинский» статус музейного объекта. С тех пор заведение не переименовывают по идеологическим соображениям.

Пушкинский художественный музей в Москве в наши дни

Сейчас музей располагает несколькими локациями (филиалами), доступными для посещения. Постоянные экспозиции дополняются временными выставками коллекций, в стенах здания проводятся тематические вечера и торжества. В 2018 г. заведение вошло в ТОП-50 самых посещаемых музеев мира.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаПушкинский художественный музей пользуется заслуженной популярностью и у молодежной аудитории.

Локации ГМИИ

Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.

Главное здание

В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.

Отдел личных коллекций

Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.

Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева

Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В стенах музея рассказывают о жизни советского пианиста Рихтера, основоположника музыкальных «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее искусств. Заведение музея находится на Большой Бронной, 2/6.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаМемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»

В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.

Усадьба Вяземских-Долгоруковых

В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.

Дом текста

В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.

Музейные экспозиции

Музейные выставки разделены по жанрам.

Слепки

Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.

Скульптуры

Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаИтальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.

Художественная коллекция

Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.

Египетское собрание

Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.

Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).

Нумизматика

Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.

Виртуальная площадка

Музей организует виртуальные экскурсии на базе официальной платформы «Виртуальный Пушкинский». Онлайн-лекции проводятся индивидуально и для групп. Каждый желающий может посмотреть любую музейную экспозицию (коллекцию) при помощи виртуального медиагида с элементами дополненной реальности.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаВиртуальные туры дают возможность поб­ро­дить по Пуш­кин­ско­му му­зею не вы­ходя из до­ма.

Интересные факты

Музей ежегодно посещает более 1 млн человек. Однако прибыль, полученная от продажи билетов, не может покрыть всех затрат. Стоимость подготовки одной музейной выставки редко обходится дешевле 1 млн евро. При этом в год может экспонироваться до 40 коллекций с предметами искусств.

Самая массовая по посещаемости музейная экспозиция была открыта в 1981 г. под названием «Париж — Москва. 1900-1930». Зрителями коллекции стали более 650 тыс. человек.

Пушкинский музей стоит в одной ряду с Лувром и Метрополитен-музеем. В 1974 г. сюда привозили «Джоконду» Леонардо да Винчи. На картину пришли посмотреть более 300 тыс. посетителей.

Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.

Адрес: как добраться

На метро до станции Кропоткинская. Далее по указателю на Волхонку, 12.

Режим работы

Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.

Стоимость билетов

Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.

Льготные билеты в музей предполагают скидку 50% (пенсионеры, инвалиды).

Контакты

Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.

Отзывы посетителей

  • Нина, 31 год, Екатеринбург
  • Красивая архитектура здания и впечатляющие музейные коллекции предметов искусства, бесплатный вход для детей.
  • Светлана, 38 лет, Москва

Уникальные музейные коллекции картин и скульптур! Античное искусство! Приятно удивлена музейными онлайн-гидами.

Мария, 20 лет

Интересная коллекция древностей, необычная выставка монет! Низкая цена билета.

Художественный музей имени Пушкина всего за сто с небольшим лет своего существования стал знаменитым на весь мир. Его коллекции сравниваются с экспозициями Эрмитажа, Лувра и Метрополитен-музея. Именно за мировой уровень заведения и многогранность представленных коллекций произведений искусства туристы называют его лучшим.

Всероссийский музей А. С. Пушкина

Всероссийский музей А.С.Пушкина

Адрес: 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 12.

Читайте также:  День дома 2019: запись на прогулки по петербургу

Сайт: www.museumpushkin.ru

Музей-квартира А. С. Пушкина

Музей-квартира представляет собой воссозданную в своем первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний друзей последнюю квартиру первого поэта России, в которой он, смертельно раненный на дуэли, скончался 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни. В музее представлены личные вещи поэта и членов его семьи.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 12.

Литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Жизнь и творчество»

Экспозиция, торжественно открытая в год празднования 200-летия поэта, представляет его личность и творчество на фоне исторических событий 1810—1830-х гг. и основана на материалах, являющихся гордостью коллекции музея — гравюрах, литографиях, акварелях, миниатюрах, редких книжных изданиях, предметов быта и убранства первой трети ХIХ в.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 12.

Музей-Лицей

Музей-Лицей воссоздает обстановку учебного заведения, основанного по проекту Александра I для подготовки будущих государственных деятелей, в историческом здании, в котором жили и учились лицеисты I (пушкинского) выпуска. На основе архивных материалов восстановлены подлинные учебные классы и спальни воспитанников, а экспозиция в целом позволяет представить более чем столетнюю историю этого замечательного учебного заведения.

Адрес: г. Пушкин, Садовая ул., 2.

Музей-дача А. С. Пушкина

Всероссийский музей А.С.Пушкина

Адрес: г. Пушкин, ул.Пушкинская, 2/19.

Музей-квартира Н. А. Некрасова

Музей-квартира Н. А. Некрасова представляет собой последнюю квартиру поэта, в которой он прожил двадцать лет, и где находилась редакция лучших русских журналов второй половины XIX века: «Современника», задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и «Отечественных записок».

Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., 36.

Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени

Экспозиция Музея Г. Р.

 Державина и русской словесности его времени — одного из самых молодых литературно-мемориальных музеев Петербурга, открытого к 300-летию города в подлинном доме поэта, долгое время являвшемся одним из культурных центров тогдашней столицы, — посвящена жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века. Предметы быта, рукописи, редчайшие книги того времени, журналы, портреты поэта и его современников создают «эффект присутствия» самого Державина в музейных залах.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 118.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

История одного из старейших музеев России — Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина началась в 1898 году. Официальное открытие состоялось в 1912 году. Музей считается крупнейшим в России по коллекции предметов зарубежного искусства. В его экспозиции находятся произведения искусства различных времен, начиная с античности и заканчивая эпохой Возрождения.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Коллекция музея представляет собой, как слепки и художественные копии, так и подлинники произведений различных мастеров.

Изначально выставочный комплекс носил имя Александра III и являлся частью Московского Императорского университета.

В 1923 году музей вышел из-под контроля университета, а спустя 10 лет был переименован в Государственный музей. Имя великого поэта было присвоено в 1937 году.

Фонды музея содержат больше 680 тысяч экспонатов. Ежегодная посещаемость составляет 1 миллион человек, что делает Государственный музей одним из наиболее ценных музейных комплексов России. На территории здания действует Центр эстетического воспитания детей «Мусейон».

Деятельность музея отличается постоянным проведением различного рода выставок, концертов, лекций и массовых мероприятий.

На территории выставочного комплекса можно услышать выступления главных оркестров страны. Особой популярностью пользуются сезоны органной музыки.

Научная жизнь музея представлена большим количеством лекций и выступлений исследователей, многие из которых проходят в открытом доступе.

Всероссийский музей А.С.ПушкинаГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств активно занимается региональной деятельностью. Филиалы музея открываются по всей России, а акции затрагивают жителей не только столицы, но и всей страны.

Режим работы:

  • вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11:00 до 20:00;
  • четверг, пятница — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 400 рублей;
  • льготный билет — 200 рублей;
  • дети до 6 лет включительно — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте: https://pushkinmuseum.art/index.php

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина . Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Всероссийский музей А.С. Пушкина

Всероссийский музей А.С. Пушкина — старейший Пушкинский музей России. Ведет свою историю с 1879 года. Включает 6 музейных объектов и является одним из крупнейших литературно-мемориальных музейных комплексов в Европе. Основой собрания музея стала пушкинская коллекция Императорского Александровского лицея, где и был создан первый в России пушкинский музей.

В 1997 году Указом Президента Российской Федерации Всероссийский музей А.С. Пушкина отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Богатейшее собрание музея складывалось на протяжении многих десятилетий, и сегодня фонды музея обладают значительной коллекцией мемориальных, изобразительных, историко-бытовых материалов XVIII–XX столетий.

Всероссийский музей А.С. Пушкина предлагает посетителям знакомство с экспозициями, тематически связанными с жизнью Пушкина, его современников, предшественников и последователей, абонементы, тематические и театрализованные экскурсии, программы для детей и юношества.

В состав Всероссийского музея А.С. Пушкина входят:

Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина

Единственная в Петербурге мемориальная квартира А.С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. В музее представлены письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, диван, на котором умер поэт, и другие уникальные вещи, принадлежавшие как самому Пушкину, так и членам его семьи, друзьям и знакомым.

Основная литературно-монографическая экспозиция «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество»

В экспозиции, открытой в 1999 году, представлены уникальные экспонаты пушкинского времени. В бывшем особняке князей Волконских на набережной реки Мойки, 12 можно увидеть знаменитый портрет поэта кисти В.А.

 Тропинина, прижизненные изображения Пушкина и его современников, мемориальные вещи, среди которых письменный стол поэта из болдинского дома, любимое кресло И.А. Крылова, походная банкетка М.И.

 Кутузова, изысканный игрушечный «нащокинский домик» — волшебный памятник старины и кропотливого искусства, жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны прадеду поэта Абраму Петровичу Ганнибалу. Представлены первые издания произведений поэта «Руслан и Людмила», главы «Евгения Онегина» и другие.

Мемориальный музей-Лицей

Открыт в 1949 году в здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея — одного из привилегированных учебных заведений России 1-й четверти XIX века, основанного императором Александром I в 1811 году для детей дворян. С 1811 по 1817 гг. здесь воспитывался А.С. Пушкин.

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска: Большой зал, Газетная комната, Библиотека с подлинными книгами лицеистов, учебные классы, спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С. Г. Чирикова.

На втором этаже открыта постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», представляющая 200-летнюю историю учебного заведения и рассказывающая о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова

Музей создан в доме, где поэт жил с 1857 по 1877 год. Здесь размещались редакции двух прогрессивных и популярных журналов: «Современник» и «Отечественные записки». В квартире Некрасова бывал весь цвет русской литературы второй половины XIX века: И.С.

 Тургенев, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский и другие. Музей открыт в 1946 году.

В квартире сохранена подлинная обстановка и представлены личные вещи поэта, а также письма, фотографии, черновые варианты рукописей и беловые автографы стихотворений и поэм.

Музей-усадьба Г.Р. Державина

Является уникальным мемориальным объектом, воссозданным в 2003–2011 годах. Городская усадьба поэта, где Державин жил с 1791 по 1816 год, включает особняк, Домашний театр, Оранжерею и Усадебный сад. В доме поэта (Центральный корпус) находится Музей Г.Р.

 Державина и русской словесности его времени, литературно-мемориальная экспозиция которого занимает шестнадцать интерьерных залов, включая зал заседаний литературного общества «Беседа любителей русского слова», кабинет поэта, кухни и ледник.

В экспозициях представлены книги и рукописи, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В Восточном корпусе размещена литературная экспозиция «Владельцы русской лиры». От Г.Р. Державина к А.С.

 Пушкину», где можно увидеть живопись, гравюру, прикладное и медальерное искусство, портретную галерею деятелей литературы, истории и культуры второй половины XVIII — начала XIX века. В Западном корпусе работает постоянно действующая экспозиция «В белом глянце фарфора».

С января 2015 года в музее действует Медиацентр, главная задача которого — предоставление доступа широкой аудитории к редким материалам из собрания Всероссийского музея А.С. Пушкина. Оцифрованные, переведенные в электронный вид, редко представляемые из-за особенностей условий их хранения, уникальные экспонаты стали доступны каждому посетителю Медиацентра.

Мемориальный музей-дача А.С. Пушкина

Музей был открыт в 1958 году в г. Пушкине в одноэтажном деревянном здании, принадлежавшем А.К. Китаевой, и во многом сохранившем свой первозданный архитектурный облик. С мая по октябрь 1831 года поэт жил здесь с молодой женой.

Интерьеры комнат воссозданы по воспоминаниям современников, включая кабинет поэта. Представленные в экспозиции музея материалы рассказывают о жизни и творчестве поэта в этот период.

Здесь им были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и другие произведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector