Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

kumbergia все записи автора Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

История «Большого дома» началась в феврале 1917, когда был подожжен и разрушен символ свергнутой монархии — Окружной суд на углу Шпалерной и Литейного.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Рядом с Окружным судом на Литейном проспекте стояла Сергиевская Всей Артиллерии церковь. В народе — Артиллерийская». В самом начале 1930-х она была взорвана.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

В 1931-1932 годах на месте этих двух зданий вдоль Литейного проспекта и квартале между улицами Воинова (ныне Шпалерная) и Чайковского (в прошлом Сергиевская) были выстроены два административных здания, объединенные общими переходами и коридорами.

Они были соединены с еще одним зданием — старинной царской тюрьмой, расположенной на участке №25 по Шпалерной улице. Это т.н.

ДПЗ (Дом предварительного заключения или «Домой пойти забудь» в мрачном фольклоре советского периода), знаменитая в свое время «Шпалерка».

Шпалерка, Шпалерка,

Железная дверка…

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Внутренний коридорчик между тюрьмой и админ.зданием известен по имени «Таиров переулок». Среди арестантов он также известен как «Мостик вздохов». Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одно из арестанотов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

  • С 1932 года в помещениях всех трех зданий расположилось управление НКВД — зловещая организация, получившая в народе всевозсожные прозвища:
  • «Жандармерия»
  • «»Девятый угол»
  • «Девятый вал»
  • «Мусорная управа»
  • «Черная сотня»
  • «Большой дом»
  • «Литейка»
  • «Белый дом»
  • «Серый дом»
  • «Собор Пляса-на крови»
  • «Дом на Шпалерной»
  • «Малая Лубянка»

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

В период строительства «Большого дома» все тротуары Шпалерной улицы были завалены гранитными плитами, демонтированными с ленинградских кладбищ, и сотни заключенных обрабатывали их: готовили для облицовки высокого первого этажа строящегося монументального здания, тщательно убирая все надписи с могильных плит. Когда стройка заканчивалась, в начале 1934 года в подавляющем большинстве квартир этого района были сняты телефоны, т.к. они потребовались для «Большого дома». По завершении строительства всего комплекса зданий туда переехало Ленинградское управление НКВД, размещавшееся ранее вместе со следственным изолятором на Гороховой улице. В дальнейшем Шпалерная улица, соединяющая «Большой дом» со Смольным, превратилась в важную правительственную магистраль и была одной из первых в городе полностью заасфальтирована.

Актовый зал «Большого дома»:

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Далее я хотела продолжить экскурс по книге Наума Синдаловского «Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского зазеркалья», но вовремя нашла очень похожий пост, написанный ранее.

http://www.liveinternet.ru/community/769936/post43480985/

Поэтому, чтобы не повторяться, просто дополню:

«Что выше — ОГПУ или Исаакиевский собор?» — «Конечно, ОГПУ. С Исаакия виден Кронштадт, а из ОГПУ — Соловки и Сибирь».

(ОГПУ — Объединенное Государственное Полит. Управление, в народе — «О Господи, помоги убежать!» и наоборот «Убежишь — поймают, голову оторвут»).

Говорят, первоначально подвалы Большого дома были разделены на три отсека, в одном из которых и производились расстрелы. Сейчас он будто бы замурован.

Есть легенда, согласно которой между «Большим домом» и «Крестами» существовал подземный ход.

Будто бы в кабинетах следователей стояли большие книжные шкафы, которые на самом деле были пустыми внутри и служили для изощренных пыток над заключенными.

Сохранился леденящий душу рассказ о подводных призраках, с которыми столкнулся один водолаз. Он «чуть не сошел с ума от ужаса, когда увидел на дне Невы множество вертикально расположенных трупов. К их ногам был привязан груз и их подняло течением и трепало так, что мертвецы размахивали руками, качали головами, и получалась странная картина митинга мертвецов».

В начале ХХ века перед фасадом Арсенала на нечетной стороне Литейного стоял целый ряд старинных пушек, направленных дулами на здание Окружного суда. До того времени умники злословили «Пушки направлены на правосудие». Затем на месте суда появился «Большой дом» и пушки стали нацелены на него. Что при этом говорили неизвестно. Но пушки убрали в конце 1960-х годов.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

  1. На улице Шпалерной
  2. Стоит волшебный дом.
  3. Войдешь туда ребенком,
  4. А выйдешь стариком.
  5. Литейный четыре,
  6. Четвертый подъезд.
  7. Здесь много хороших

Посадочных мест…

Воинова улица (ныне Шпалерная улица) Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

«Самое страшное в моей работе было обещать человеку свободу, а порой и жизнь в обмен на показания, зная, что это заведомая ложь»… Это все, что говорил о своей работе следователя мой дед, призванный по партмобилизации в органы госбезопасности в 1938 году и проработавший в Большом доме в 1-м отделении 4 отдела УНКВД ЛО до войны…

Санкт-Петербург. Шпалерная улица (1)

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
  • ШПАЛЕРНАЯ УЛИЦА
  • Оглавление
  • Страница  1  2  3  4  5  6
  • Следующая
  • Литература
  • Главная страница

Шпалерная улица (в советское время — ул. Воинова) — одна из пяти параллельных улиц, проходящих с запада на восток перпендикулярно Литейному и Воскресенскому (ныне Чернышевского) проспектам и Потемкинской улице. Четыре других параллельных улицы: Кирочная, Сергиевская (ныне ул. Чайковского), Фурштатская и Захарьевская. Шпалерная улица — самая длинная из пяти, она проходит от Гагаринской улицы до Екатерининской площади (ныне пл. Растрелли).

Этот район, расположенный за Фонтанкой, долго был окраиной Петербурга. С середины XIX века началось его развитие. Теперь это уже давно не окраина.

В то же время Шпалерная улица (так же, как и Захарьевская) значительно отличается по характеру и от аристократической Сергиевской (Чайковского), и от вполне фешенебельных Фурштатской и Кирочной улиц: в ее облике сохранилось многое от бывшей городской окраины.

Здесь мы почти не увидим каких-то богатых домов, зато есть и бывшие производственные корпуса (свое название улица получила по Шпалерной мануфактуре), и тюрьма, и различные здания Придворного ведомства, и множество корпусов казарм.

Пожалуй, именно казармы играют определяющую роль в облике улицы, придают ей своеобразный «военный» колорит — даже после того, как в последней трети XX века были снесены многие казарменные корпуса.

С другой стороны, на Шпалерной улице сохранились отдельные блестящие памятники архитектуры классицизма — знаменитый Таврический дворец (арх. И.Е.

Старов), а также церковь Богоматери Всех скорбящих Радости, один из корпусов казарм Кавалергардского полка и обращенный на улицу боковым фасадом манеж того же полка (все три здания — арх. Л.Руска), есть и уникальный памятник архитектуры раннего барокко времени Петра I — Кикины палаты.

Кроме того, на протяжении большей части Шпалерной улицы в конце ее виден прекрасный храм в стиле барокко — Смольный собор, созданный Ф.-Б.Растрелли.

Шпалерная улица отходит от Гагаринской (в советское время — ул. Фурманова). Рассмотрим угловые дома.

Дом на левом углу (Шпалерная ул., 2/4):

Воинова улица (ныне Шпалерная улица) Воинова улица (ныне Шпалерная улица) Воинова улица (ныне Шпалерная улица)
31 мая 2016 г. 2 июня 2016 г. 2 июня 2016 г.

До сравнительно недавнего времени здесь стоял небольшой доходный дом в духе эклектики, перестроенный из более старого здания в 1878 г. по проекту П.Ю.Сюзора [1].

Его едва ли можно отнести к числу значительных произведений этого крупного мастера, но здание, во всяком случае, выглядело красиво, благородно. В конце XX века дом был снесен.

Существующее здание — новодел, повторяющий (кажется, весьма точно) фасады прежнего дома.

  1. Здание на правом углу (Шпалерная ул., 1/6):
  2. 31 мая 2016 г.

Бывшая казарма роты дворцовых гренадер, построена в 1894 — 1896 гг. по проекту военного инженера М.А.Поливанова [1]. Первая из многих казарм на нашем пути. Эклектика. Строгая архитектура, с легким налетом казенщины.

  • Продолжим рассмотрение домов по правой стороне улицы.
  • Шпалерная ул., 3:
  • Воинова улица (ныне Шпалерная улица)
  • 31 мая 2016 г.

Доходный дом, 1897, арх. И.Н.Иорс [1]. Весьма красивое рядовое здание в духе эклектики.

  1. Шпалерная ул., 5:
  2. Воинова улица (ныне Шпалерная улица)
  3. 31 мая 2016 г.

Доходный дом архитектора А.Ф.Пеля, построен в 1911 г. по проекту самого А.Ф.Пеля и Г.Г.Цолликофера [3, №2174]. Фасад в формах северного модерна — на мой взгляд, довольно хаотичный, далеко не лучшее произведение данного направления.

Шпалерная ул., 7:

Воинова улица (ныне Шпалерная улица) Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

31 мая 2016 г.

Доходный дом, 1889, арх. К.К.Циглер фон Шафгаузен (перестроен из старого здания) [1]. Эклектика (необарокко), изящный фасад.

  • Шпалерная ул., 9:
  • Воинова улица (ныне Шпалерная улица)
  • 31 мая 2016 г.

Этот доходный дом построен в 1903 — 1904 гг. по проекту П.И.Гилева [1]. Эклектика. Одно из многих зданий этого архитектора — красивых, добротных, но большей частью довольно однообразных. Впрочем, если не сравнивать этот дом с другими постройками Гилева, то он сам по себе производит приятное впечатление.

  1. Перед входом на лестницу на каменном полу выложена дата постройки:
  2. 2 июня 2016 г.
  3. Шпалерная ул., 11:
  4. 31 мая 2016 г.

Еще один доходный дом, построен в 1907 г., арх. Н.И.Товстолес [1]. Неплохая работа в стиле модерн, с классицизирующим оттенком.

Следует сказать, что Товстолес построил в Петербурге более 50 зданий, и подавляющее большинство их — на городских окраинах (в крайнем случае — и то редко, — в отдаленных, непрестижных частях Петроградской стороны).

Этот дом — кажется, единственная постройка Товстолеса в центральной части города.

Шпалерная ул., 13, фотография около 1960 г. [44]:

Этот доходный дом перестроен из более старого здания в 1897 г. по проекту В.К.Гаугера [1]. (По данным [15], до этого, в 1868 — 1869 гг. дом перестраивал Н.В.Лиссопацкий.) Эклектика. Красоту зданию придавали эркеры, завершенные шатрами.

  • Современный вид:
  • 31 мая 2016 г.

Дом варварски переделан. Надстроен четвертый этаж, при этом уничтожены не только шатры над эркерами, но и сами эркеры, здание обезличено, приобрело совершенно убогий вид.

Кроме того, здание, очевидно, немного расширено и поглотило стоявшее слева от него строение своеобразной архитектуры, находившееся по адресу: Шпалерная ул., 15-17. Это строение запечатлено на фотографии около 1960 г. [46]:

Очень живописная постройка, архитектура близкая к модерну. К сожалению, история строительства мне почти неизвестна. По данным [1], в 1858 г. на этом месте был построен конюшенный двор для А.Б.

Фитингофа, которому принадлежал построенный в это же время особняк на противоположной стороне улицы (Шпалерная ул., 18); автор обоих зданий — архитектор Е.А.Тур. Впоследствии особняк перешел к другому владельцу и был перестроен (см. далее).

Какова была судьба конюшенного двора, я не знаю, но совершенно ясно, что здание перестроено в конце XIX — начале XX в.

Вернемся к началу Шпалерной улицы и рассмотрим дома по левой стороне.

Следующий дом после углового здания (Шпалерная ул., 4) — это бывшая Екатерининская школа Императорского Женского патриотического общества (основано в 1812 г. для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим» [6]). Вот как выглядело здание школы в начале XX века (фотография 1907 — 1912 г. [5]):

Раньше это был особняк, фасад которого был оформлен (для Морозовой) в 1874 г. по проекту А.В.Мусселиуса [1].

В 1882 г. здание было куплено Женским патриотическим обществом и приспособлено для школы. В 1895 г. на третьем этаже была устроена церковь по проекту Ю.Ю.Бенуа, а в 1907 г. на фасаде появилась звонница.

(См. [4, том второй, №243; 7]. В других работах ([1]; [8]; [9], с. 394) представлены совершенно другие данные об устройстве церкви: автором проекта церкви назван Л.Н.

Читайте также:  Кальянная индиго - хороший чай и качественные кальяны в спб

Бенуа (другой член той же семьи архитекторов и художников) и — что особенно важно — она датируется более поздним временем — 1912 — 1913 гг. Видимо, Л.Н.Бенуа в 1912 — 1913 гг.

переделал уже существовавшую церковь (хотя ни в одной из названных трех работ об этом не сказано).

Фотография иконостаса церкви [4]:

По данным [4], одноярусный дубовый иконостас вырезал П.С.Сакалаев по эскизу архитектора В.В.Виндельбандта.

А вот как выглядит здание в наше время:

2 июня 2016 г.

Церковь закрыта в 1918 г. Со звонницы исчезла главка с крестом, пролеты застеклены — хотя над центральным пролетом все же сохранился рельеф, изображающий херувима. Исчез трехгранный эркер. Впрочем, и в таком виде этот фасад в духе эклектики весьма красив.

Слдующий дом по левой стороне (Шпалерная ул., 6):

2 июня 2016 г.

Доходный дом, 1859, арх. П.А.Чепыжников [1]. Эклектика. Изящный декоративный барельеф во фронтоне, скорее всего, был не единственным лепным украшением. Видимо, фасад ободран в советское время. Такое предположение кажется особенно вероятным, если посмотреть на богатый и довольно красивый фасад в формах необарокко, выходящий в противоположную сторону, на наб. Кутузова, 16:

31 мая 2016 г.

(Все следующие участки на этом отрезке Шпалерной улицы тоже выходят в противоположную сторону на наб. Кутузова (бывшую Французскую, в 1923 — 1945 гг. называвшуюся наб. Жореса). Но для них я не представляю фотографий со стороны набережной, поскольку по Шпалерной улице находятся отдельно стоящие флигели. Впрочем, не исключено, что позже я добавлю соответствующие фотографии.)

  1. Шпалерная ул., 8:
  2. 2 июня 2016 г.

2 июня 2016 г.

Дом С.П.Неклюдова. Противоположной стороной этот участок выходит на наб. Кутузова, 14. Корпус по Шпалерной улице построен в 1832 г. [3, №1778]. Ампир. Характерный фасад времени упадка классицизма — скучный, монотонный, но все же со следами прежнего благородства стиля в лепных украшениях. Неоготическая балконная решетка свидетельствует о начинающемся отходе от классицизма.

  • Шпалерная ул., 10:
  • 2 июня 2016 г.

Флигель дома графини М.Э.Клейнмихель (главное здание [45] выходит на наб. Кутузова, 12). Построен в первой половине XIX в. Ампирный фасад — очень скромный, но благородный.

  1. Шпалерная наб., 12:
  2. 2 июня 2016 г.

Этот участок выходит противоположной стороной на наб. Кутузова, 10, и именно туда обращен фасад прекрасного главного здания — дома Е.П.Пашковой, построенного в 1842 — 1843 гг. по проекту Г.Э.Боссе (позже в нем было французское посольство).

На Шпалерной улице расположен флигель, построенный в конце XVIII века, а затем перестраивавшийся в 1862 г. (арх. П.С.Самсонов) и в 1890 г. (арх. Э.И.Жибер) [2].

В существующем виде здесь, видимо, ничего не остается от конца XVIII века (эпохи классицизма!), это довольно грубая утилитарная постройка.

  • Шпалерная ул., 14:
  • 2 июня 2016 г.

На этом участке, принадлежавшем Г.М.Петрову, находятся два дома, обращенные фасадами в противоположные стороны — один на наб. Кутузова, 8, другой на Шпалерную ул., 14. Дом по Шпалерной улице получил существующий вид в результате перестройки по проекту П.И.Гилева в 1899 г. [3, №1776]. Эклектика, неплохой строгий фасад.

  1. Шпалерная ул., 16:
  2. 2 июня 2016 г.

Главное здание на этом участке (особняк К.Я.Соколова (архитектора), позже Г.М.Петрова) выходит на наб. Кутузова, 6. На Шпалерной улице расположен флигель. Здание, построенное в 1770-х гг., перестроено в 1892 г.

по проекту К.К.Вергейма, а в 1899 г. его фасад изменен по проекту С.А.Данини. [3, №1775] Эклектика. Довольно красивы наличники в центре фасада.

Был ли фасад в целом таким казенно упрощенным или он позже ободран — мне неизвестно.

Последнее (и наиболее интересное) здание на этом отрезке (Шпалерная ул., 18) выходит двумя другими фасадами в Кричевский (бывший Самбургский) переулок, 1 и на наб. Кутузова, 4. Вид с угла Шпалерной улицы и переулка:

2 июня 2016 г.

Это бывший особняк А.Д.Шереметева, перестроенный из старого здания в 1883 — 1885 гг. архитекторами В.А.Пруссаковым и В.Г.Тургеневым, при участии А.И.фон Гогена и Д.Д.Зайцева [1].

Следует заметить, что есть разночтения в именах авторов и участников проекта (что, видимо, неизбежно, когда их так много). В [10, с. 488] автором проекта был назван Н.В.Султанов (что довольно удивительно для этого архитектора, работавшего преимущественно (хотя и не всегда) в «русском стиле»). Есть еще одно разночтение, о котором будет сказано далее, когда речь пойдет об интерьерах.

У этого здания (единственного богатого особняка на Шпалерной улице) красивые, изящные фасады в духе эклектики. Посмотрим их подробнее.

Фрагменты фасада по Шпалерной улице:

2 июня 2016 г.

Фасад по переулку:

2 июня 2016 г.

Вид с угла переулка и набережной и фасад по набережной:

  • 31 мая 2016 г.
  • Вход в особняк с переулка:
  • 2 июня 2016 г.
  • Внутренние помещения особняка получили богатую, изысканную отделку.

В 1932 г. в здании разместился Дом писателей. В 1993 г. произошло несчастье: в здании случился пожар. Восстановление началось только в 2001 г. Теперь в доме с восстановленными роскошными интерьерами размещается очень дорогая гостиница. (А Дом писателей находится в другом месте — на Звенигородской улице, 22.)

Мне не по душе новое использование здания. Но как бы то ни было, интерьеры восстановлены. Их фотографии можно увидеть, например, на сайте [11] (по утверждению автора текста, их автор — А.И.фон Гоген).

Я здесь скажу только об одном интерьере, который, судя по всему, не восстановлен — а скорее всего, погиб еще в советское время. Это домовая церковь Александра Невского (освящена в 1887 г., но затем расширена и повторно освящена в 1888 г. [4, том второй, №156]).

Вот проект ее иконостаса, выполненный А.И.фон Гогеном [12]:

В [4] автором проекта церкви назван другой архитектор — Г.В.Барановский. Однако следует сказать, что А.И.фон Гоген назван автором (во всяком случае, иконостаса) не только в[12], но и в изданной самим Г.В.Барановским Архитектурной энциклопедии [13, том I, с. 256], где помещен упрощенный вариант того же чертежа; а самого себя Барановский в связи с этой церковью не называет.

Шпалерная улица

Информация о материале Категория: Прогулки по Петербургу Просмотров: 4483

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)За время своего существования Шпалерная улица имела несколько названий. Первоначально она называлась Первой, или Каменной линией. Так её называли по находившимся там каменным дворцам и домам высокопоставленных лиц. К 1725 году Первую линию переименовали в Первую Береговую улицу (как первую от левого берега Невы). В середине 18в. улица получила новое название — Воскресенская, так как она шла к строящемуся Смольному Воскресенскому монастырю. В 1730 году, когда улица именовалась ещё Первой Береговой, сюда из Екатерингофа была переведена Шпалерная мануфактура. Находилась она на месте нынешнего дома № 27, а позднее к ней добавился дом на противоположной стороне улицы (Шпалерная, 28).

В 1859 году, в связи с тем, что на улице более ста лет находилась Шпалерная мануфактура, Воскресенскую улицу, на участке между Гагаринской и Кавалергардской улицами, переименовали в Шпалерную.

В 1887г.

это название распространили на всю магистраль, то есть в Шпалерную улицу, как её продолжение вошла и Екатерининская улица, которая доходила до Екатерининской площади, нынешней площади Растрелли.

В 1918 году улицу переименовали в честь рабочего-большевика И. Воинова, который был убит здесь юнкерами в один из июльских дней 1917 года, когда он распространял газету «Листок «Правды». Старинное название — Шпалерная — улице было возвращено в 1991 году.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)Брюссельские шпалеры третьей четверти XVI века «Иоанн Креститель» и «Встреча Исава и Иакова» в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина

Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera) — это стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения.

Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалеры рубчатую фактуру.

Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. В Россию их привозили со второй половины 17в. в качестве посольских даров. Привозные шпалеры, как признак необычайной роскоши, были очень дороги.

Императорская шпалерная мануфактура была основана в Петербурге  в эпоху проводимых Петром I реформ, широко затронувших все стороны русской жизни.

Ее создание положило начало новому для страны художественному производству, призванному обеспечить новостроящиеся дворцы шпалерами и коврами для убранства их интерьеров. Проблема обеспечения мануфактуры квалифицированными специалистами была решена традиционным для тех лет путем — приглашением иностранных мастеров.

В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами всемирно известной Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург вскоре, в 1717 году. Особое внимание в тех контрактах уделялось обучению мастерству шпалерного дела русских ткачей.

Однако лишь один из французских специалистов — Филипп Бегагль-сын сыграл большую роль в развитии шпалерного искусства в России. И уже в 1720-е годы первыми русскими учениками был выполнен ряд работ.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)Эрмитаж владеет одной из самых ранних шпалер, созданных на Петербургской мануфактуре, — «Полтавская баталия«.

Еще будучи в Париже в 1717 году, Петр I заказал французскому художнику Депи Мартену Младшему эскизы с изображением эпизодов Северной войны. Работа затянулась, поэтому Петр I приказал русским мастерам выткать шпалеру с изображением Полтавской битвы.

Гобелен был выткан по эскизу придворного живописца Л. Каранакка французским мастером Филиппом Бегаглем и его учеником Иваном Кобылякой. Закончена шпалера была в 1722 году, и свидетельствует об этом надпись: «Зделана всанктъ питербуръхе паръ Филипъ Бегаглъ 1722 году».

Парижские мастера прибыли, но прошел год, за ним второй, третий. «Ни жалования, ни инструментов, ни работы не дано,- писали они царю челобитную, — и оттого мы пришли во всеконечное разорение и помираем голодною смертию».Трудно налаживалось «коверное художество» в России.

Не было постоянного помещения для мануфактуры, один за другим сменялись директора. Шелк, шерсть и красители — чернильный орех, сандал, индиго и другие, — всё везли итз-за границы. По всей России искали шерсть, пригодную для шпалер. Мастера — французы по большей части — не спешили раскрывать свои секреты русским ученикам.

Тем не менее, уже в 20- гг. 18 века ученики постепенно осваивают ковровое мастерство. Русские шпалеры развивались в общем русле с европейскими, постепенно меняя стили соответственно эпохам. Среди сюжеттов — батальные сцены, портреты, декоративные композиции.После смерти Петра I  положение мануфактуры было тяжелым, но работы продолжались.

Русские ученики становились мастерами. По словам наиболее талантливого из них, Ивана Кобылякова, он «шелковые и гарусные колеры сам без мастера прибирал, смотря по примеру картин, какие присланы будут с цветами и лицами, и может упомянутую работу… делать и колеры прибирать и все нуансы собирать и пробы для крашения давать».

В 1732 шпалерная мануфактура состояла в ведомстве Придворной конторы, из Екатерингофа она была переведена в  бывший дом  царицы Марфы Матвеевны. После её смерти в 1715 году  дом вместе со всем имуществом перешли к её брату адмиралу Федору Апраксину, одному из ближайших сподвижников  Петра I, и дом стали называть «домом Апраксина».

Апраксин вскоре построил себе дворец у Адмиралтейства, а дом сестры отдал Берг- и Мануфактур-коллегии, основанной в 1717 году.

Читайте также:  Памятник довлатову в петербурге и дом, где жил писатель

В новом помещении мануфактуры установили 10 ткацких станков и сделали красильню.

В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Ф.Бегаглем и его помощниками. Здесь создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей, вошедших в сокровищницу русского декоративно-прикладного искусства того времени.

О том, что мастерски выполненные в Петербурге серии шпалер использовались в декоре интерьеров императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был».

(до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе).

В 1732-46гг. было изготовлено 80 шпалер.

Серия декоративных шпалер этого времени говорит о высоком мастерстве ткачей, создавших пышные композиции с фонтанами, архитектурными фрагментами, букетами, птицами и пейзажами на дальнем плане.

Значительна серия «Индийские ковры» . Образцами для неё послужили известные гобелены Королевской мануфактуры в Париже. Близки по сюжетам к этой серии шпалеры на тему борьбы зверей.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Шпалера «Слон и лошадь». Императорская  Шпалерная Мануфактура. 1748г.

Не так давно музей приобрел у одного из коллекционеров редкий русский гобелен  “Cлон и Лошадь”, сделанный в 1748 году. Плетеная рама включает в себя монограмму ЕП – императрицы Елизаветы Петровны. Его размер  3,03 х 5, 26 метра, и  русский мастер И. Старков с пятью помощниками ткали его целых пять лет.

Уже тогда эта работа оценивалась в  огромную сумму 1500 рублей золотом. Ценность русских гобеленов эпохи барокко не только в богатстве передачи  цветов  и оттенков, но и в том, что их сохранилось совсем немного.

Большинство работ погибло в пожарах, было раздарено зарубежным гостям или утеряно в годы  революции и гражданской войны.

Обычно одну шпалеру ткали несколько ткачей, причем каждый специализировался на своём. Самым простым считалось ткачество цветов, архитектуры. Наиболее сложным — лиц и фигур. Соответственно работе и жалование получали. На ткачество одного квадратного аршина (51 кв. см) шпалеры четырьмя мастерами требовался месяц.

О внимании к развитию шпалерного дела в России говорит создание в 1741 году школы рисования при мануфактуре. Но, несмотря на несомненные успехи русской шпалерной мануфактуры, шпалеры почти не использовались и гнили на складе.

Со второй половины 40-х гг. 18 века производство шпалер замирает. На мануфактуре в голоде и холоде работают лишь два ткача, остальные нищенствуют. Здание разрушается.Новый расцвет ожидал мануфактуру с середины 18 века.

По указу 1755 года императрицы Елизаветы Петровны надлежало привести мануфактуру в порядок для производства шпалер в будущий Зимний дворец. В конце 1750-х гг. Шпалерная мануфактура была реконструированаархитектором А. Вистом. Но  уже не было ни ткачей, ни живописцев, ни красильщиков. И вся история повторяется заново.

Снова вербуют мастеров в Париже, а в ученики отправляют детей тех, кто работает на петербургской мануфактуре, «гарнизонных школьников», солдатских детей.

Особенно заботилась о мануфактуре Екатерина II: отпускались деньги на содержание 117 учеников, закупались лучшие заграничные сорта шерсти и шелка. Мастеров обучали рисунку. Частные заказы пополняли казну мануфактуры. В 1764 был принят  Устав  мануфактуры, определивший финансовую базу, штат и задачи предприятия. В 80-гг. штат её состоял из 180 русских мастеров, работавших на 30 станках.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)Вплоть до начала 19 века отмечается расцвет шпалерного дела. С 1770-х гг. на мануфактуре попечительствовали Н.И. Панин (1763-1783), А.П. Шувалов (1783-1789), Н.Б. Юсупов (1789-1802). Художественный надзор осуществляли профессора Академии художеств.

Шпалера «Гектор, укоряющий Париса». ГЭТематика шпалер в эти годы разнообразна и тесно связана с влиянием стиля классицизм. Все большее место в продукции мануфактуры начинают занимать шпалеры на античные сюжеты.

Одна из первых таких работ — «Гектор, укоряющий Париса» на сюжет из «Илиады» Гомера. Шпалера является одной из лучших работ тех лет и позволяет судить о высоком техническом и художественном уровне произведений русских мастеров.

Георги так описывал эту часть города в 1790-х годах: «Императорская Шпалерная мануфактура находится выше по Неве на Воскресенской улице в большом двухэтажном каменном строении.

Здесь работают прекрасные гладкие и выпуклые шпалеры, также портреты чрезвычайного сходства и красоты. Работа производится единственно для Двора, и охотники могут смотреть сии искусные вещи в первую субботу каждого месяца.

Главное начальство над оною имеет ныне Его сиятельство князь Николай Борисович Юсупов».

С 1764 по 1802 гг. были сотканы 93 шпалеры по картинам известных живописцев, находящихся в Эрмитаже, портретам, повторяются «индийские ковры», аллегорические композиции, гарнитуры, включающие «обои» и обивку для мебели.

Была  освоена новая техника ткачества — «савонери», началось изготовление напольных ковров, выполнялись заказы коронованных особ и знатных придворных на повторение живописных работ.

Вошло в моду составление «картинных обоев», сплошь покрывавших стены дворцовых интерьеров.

В 1802 году Шпалерная мануфактура была передана в ведение Кабинета Его Императорского Величества, освоила выпуск обивочных тканей, портьер, скатертей, чепраков и др., однако доходы от их продажи не покрывали расходов.

В конце 20-х гг. 19 века шпалеры выходят из моды, продаются плохо и дохода мануфактуре не приносят. С 1827 года производятся главным образом ковры и утилитарные изделия. Всего за сто сорок лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер.

Убыточность мануфактуры все время растет и указом от 1 июня 1858 года она была закрыта.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)Шпалерная, 27. Фото 1911г.

Здания мануфактуры были перестроены В.В. Келлером в 1859 году под нужды Собственного Его Величества Конвоя. На Шпалерной, 27 разместились канцелярия, офицерское собрание, часть офицерских квартир  Конвоя, а на противоположной стороне улицы (Шпалерная, 28) — казармы.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Шпалерная № 27. Фото В. Ильина. 2011г.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)Шпалерная улица: справа — дом № 27, слева — дом № 28.

Фото В. Ильина. 2011г.

Воинова улица (ныне Шпалерная улица)

Шпалерная, дом № 28. Фото В. Ильина. 2011г.

В 1862г. архитектор П.К. Сверчков перестроил трехэтажный жилой дом чиновников и служителей Шпалерной мануфактуры, прибавив этаж. Во дворе — отдельное здание казармы нижних чинов.

История одного названия: Шпалерная улица

ГлавнаяНовости и статьиГородская недвижимостьНазад
poster-group.ru

У каждой улицы в Санкт-Петербурге присутствует свой характер, одни –широко раскидывают объятия и с гордостью демонстрируют памятники архитектуры, которыми владеют. Другие – скромные и тихие, уводят по малоизученным местам и маршрутам и дарят маленькие открытия – сохранившуюся уникальную решётку парадных ворот или отбойные тумбы в арках. У каждой улицы было своё предназначение, лишь у немногих оно сохранилось без изменений, у остальных — с течением времени стёрлось.

Одна из главных улиц Петербурга меняла своё название 6 раз. Речь идёт о Шпалерной улице.

Удивительно то, что с момента основания за этим местом были закреплены те характеризующие его функции, которые дали название самой улице, сохранившееся до сего дня.

В 1730 году из Екатерингофа переехали на Шпалерную (тогда она называлась Первой линией) пять мастерских с десятком станков и красящим оборудованием.

Разместились они за домом № 29, тогда там находился Пушечный литейный двор. В шпалерных мастерских трудились более ста человек, в первое время функционирования мануфактуры, необходимые материалы привозились исключительно из-за границы.

Шпалеры в то время были видом патриотического искусства. Одно из самых значительных произведений, которое было создано мастерами Петербургской мануфактуры – «Полтавская баталия», представляет собой парадный портрет Петра I перед сражающимися войсками.

Хранится она в Государственном Русском музее.

Итак, ныне Шпалерная улица сначала называлась Первой линией, затем Первой Береговой улицей, после — Воскресенской улицей, потом она сменила своё название и стала Воскресенской набережной, после чего стала Шпалерной, а потом улицей Воинова и окончательно превратилась в Шпалерную.

Название Воскресенская набережная появилось от имени храма, на месте которого сейчас располагается Скорбященская церковь. А улицей Воинова Шпалерная была сразу после революционных событий вплоть до девяностых годов двадцатого века, в честь убитого в 1917 году Ивана Воинова, который будучи большевиком, распространял «Листок Правды» именно на этой улице, где его и убили.

Шпалерная, 47. Одно из главных и старейших зданий на Шпалерной улице — Таврический дворец. Построен он был в конце 18 века и возводился для фаворита Екатерины II князя Потёмкина-Таврического. На его строительство была потрачена колоссальная по тем временам сумма – почти полмиллиона рублей золотом.

Что только не размещалось в Таврическом дворце — Конногвардейский полк, Госдума, Временное правительство, партийная школа и сельскохозяйственный университет, сейчас в здании располагается Межпарламентская Ассамблея государств-участников стран СНГ.

Шпалерная, 56. Здесь размещаются здания водопроводной станции, которые были построены в середине 19 века. С начала двухтысячных в здании разместился музей «Вселенная воды». Так же здесь находится Информационно-образовательный центр Филиала Водоканала Санкт-Петербурга.

Шпалерная, 18. Это здание было особняком графа А. Д. Шереметева, которое возводилось в 18 веке, в 80-х гг. 19 века было перестроено. С 30-х годов 20 века по девяностые годы здесь нашёл своё пристанище Ленинградский дом писателей. Здание было решено отреставрировать и открыть там пятизвёздочный отель.

Шпалерная 41, 43. По этому адресу размещались манеж и казармы Кавалергардского полка, построенные в начале 19 века. Сейчас здесь находятся Военный инженерно-технический университет и выставочный зал «Цветы».

Многие риэлторы сходятся во мнении, что район Шпалерной улицы входит в так называемый «золотой треугольник» Петербурга, который характеризуют заоблачные цены и высокая востребованность среди покупателей.

Если вы присматриваете себе жильё в данной локации, то вам будет интересно узнать о том, какие квартиры предлагаются на Шпалерной улице.

5 комнатная квартира на Шпалерной, 60, в ЖК класса de Luxe, построенный в 2009 году, продаётся за 170 миллионов рублей. Метраж квартиры – 308 м², размер кухни – 35 м². Если ваши запросы скромнее и вас устроит старый фонд, то и для вас найдётся приемлемый вариант. На Шпалерной, 34Б предлагается 5 комнатная квартира площадью 130 м² уже за 35,8 миллионов рублей, метраж кухни – 26 м².

Тем, кто ищет не столь дорогие варианты, предлагается приобрести двух комнатную квартиру 75 м² за 6,5 миллионов рублей, без балкона и лифта, с кухней 17 м², такая квартира продаётся на улице Шпалерной, 11.

К сожалению, найти более дешёвые варианты в старом фонде не представляется возможным. Внесём небольшую каплю дёгтя в бочку мёда для тех, кто собирается приобретать недвижимость на Шпалерной. Несмотря на очевидные плюсы и достаточно впечатляющий зелёный массив в виде Таврического сада, в плане бытовой инфраструктуры данная локация вызывает сомнение.

На протяжении всей Шпалерной улицы, а её длинна около 3 км, располагается всего два продуктовых магазина и один детский сад.

Читайте также:  «Оттепель» НЭПа. Индустриализация и новая интеллигенция. Часть II

Естественно, что детские сады и продуктовые магазины можно найти в некотором количестве на прилегающих и близлежащих от Шпалерной улицах, но мы ведём речь о конкретном месте, которому при всей эстетической привлекательности, не хватает некоторой степени бытового удобства и комфорта.

Разумная Недвижимость

https://www.youtube.com/watch?v=YW2W03fREd0\u0026t=1857s

По информации портала. При использовании материала гиперссылка на Razned.ru обязательна.

Шпалерная улица

Шпалерная улица

1710-е… Строительство в 1711 году Литейного двора сыграло определяющую роль в освоении левого берега Невы восточнее Фонтанки.

От будущего Литейного проспекта, представлявшего собой в то время болотистую просеку от Невы к Невской прешпективе, на восток одна за другой потянулись улицы. Первая от береговой линии так и называлась: 1-я от Невы реки линия.

В 1740-х годах название было откорректировано: Набережная к Неве линия. Это была главная улица Литейной слободы.

Характерной особенностью Петербурга начала XVIII века было расселение его жителей по так называемому национальному признаку. В то время, как мы уже говорили, в Петербурге были Финская, Немецкая, Татарская и другие подобные слободы.

Был и район, который в петербургском обиходе прозвали «Русской слободой». Здесь, как правило, селились прибывшие из Москвы на постоянное жительство в Петербург ближайшие родственники Петра I и его приближенные.

«Русская слобода» находилась между Литейной слободой и Смольным двором, в районе современной Шпалерной улицы.

Здесь жили любимая сестра Петра Наталья Алексеевна, царевич Алексей, вдовствующие царицы Марфа Матвеевна и Прасковья Федоровна, один из сподвижников Петра Алексей Кикин и другие. Населяли они, как правило, каменные дома, и потому улица в народе звалась «Каменной».

Петр I любил бывать в «Русской слободе» у своей сестры Натальи Алексеевны. В ее дворце, согласно одному из преданий, была устроена специальная чертежная, или кабинет, где царь мог заниматься государственными делами.

В слободе Наталья Алексеевна открыла первый русский театр, где ставились русские пьесы и вход в который был бесплатным, «без всякого опасения».

Последнее замечание в то время было исключительно важным, если вспомнить, что в допетровские времена театр считался «бесовским действом» и преследовался как церковью, так и государством.

1770-е.

На четвертом году своего царствования набожная императрица Елизавета Петровна решила отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но расстаться со столицей – творением своего великого отца – ей, верной дочери Петра I, не хотелось. Поэтому будто бы и возникла идея возведения собора на берегу Невы, на месте старого Смольного дома.

Смольный собор был заложен в 1748 году и строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнаны для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых – для возведения стен. Щедрое финансирование из казны поступало на удивление регулярно.

Набережная к Неве линия была в то время единственной дорогой из центра Петербурга к строящемуся собору. В 1770-е годы она была переименована и стала называться Воскресенской улицей, по Смольному собору, официальное название которого было: собор во имя Воскресения Христова всех учебных заведений.

1859. В 1730 году, еще в то время, когда улица носила название 1-й Береговой, на ней появились мастерские Шпалерной мануфактуры, переведенной сюда из Екатерингофа. Шпалеры ткали для царского двора.

Они пользовались громадным спросом, в мастерских под руководством иностранных мастеров работало до 180 рабочих.

Производство просуществовало до 1858 года, а через год в память об этом Воскресенская улица была переименована в Шпалерную.

1918. В 1918 году улица вновь подверглась переименованию. На этот раз ей присвоили имя погибшего в июле 1917 года большевика рабочего корреспондента газеты «Правда» И. А. Воинова. Она стала улицей Воинова.

В 1930-х годах на улице Воинова появились четыре жилых дома, построенных по проекту архитектора К. Д. Халтурина. Дома предназначались для вернувшихся в Ленинград передовых рабочих-большевиков, так называемых двадцатипятитысячников.

Здания, выдержанные в конструктивистском стиле, были расположены не вдоль улицы, а перпендикулярно к ней, что уже само по себе вызывало некоторое недоумение. Появилась легенда о том, что произошло это не случайно. Будто бы такое расположение домов приближало их жильцов к штабу революции – Смольному.

Преданные партии большевики-ленинцы, прошедшие суровую школу раскулачивания, должны быть всегда наготове. На всякий случай.

В 1970-х годах улица Воинова приобрела статус правительственной трассы. Она вела к Смольному. В народе ее прозвали «Романовской трассой», по имени одного из самых одиозных первых секретарей Ленинградского обкома КПСС. Об улице рассказывали ядовитые анекдоты.

Автомобиль сворачивает на улицу Воинова. «Правительственная трасса», – тихо говорит шофер лейтенанту. «Правительственная трасса», – шепчет лейтенант полковнику. «А почему шепотом?» – спрашивает шепотом полковник лейтенанта. «А почему шепотом?» – спрашивает лейтенант шофера.

«А я вчера пива холодного выпил», – отвечает шофер.

1991. Улице вернули ее старинное название. Она вновь стала Шпалерной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Шпалерная улица: дом А. П. Голицыной — В. Ф. Колобовой. Историческое открытие и интересные факты о Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Сегодня мало, кто догадывается, что в Санкт-Петербурге сохранилось немало — достаточно старинных зданий. Дом № 37 по Шпалерной улице или № 4 на проспекте Чернышевского является именно таким, который ведёт свою историю с начала XVIII века, с эпохи преобразований Петра I, с того времени, когда строился и сам Санкт-Петербург.

Шпалерная улица в центре Санкт-Петербурга, пролегающая ныне между Гагаринской улицей и площадью Растрелли, начала формироваться в те же годы. Интересны её прежние названия. Также мы расскажем ещё немало интересного.

История и названия Шпалерной улицы

До 1727 года Шпалерная улица носила имена — Первая линия, затем Первая Береговая улица. С конца XVIII века её величали как — Воскресенская улица (набережная), названная так по собору Воскресения Словущего — домовой Воскресенской церкви царевны Натальи.

Ещё в 1730 году сюда из Екатерингофа переехали 5 мастерских с 10-ю станками и красильней, которые расположились за Пушечным литейным двором, сейчас это участок дома № 29.

По мастерским Шпалерной мануфактуры участок от современного проспекта Чернышевского до Таврической улицы (позднее — до Потёмкинской) был назван Шпалерной улицей. В 1887 году к Шпалерной была присоединена Екатерининская улица.

В 1918 году эта магистраль была названа улицей Воинова в честь большевика И. А. Воинова, убитого здесь во время Июльского кризиса 1917 г. И она так и называлась практически всё время при советской власти. Лишь в 1991 году улице было возвращено историческое название.

Историческое открытие

В начале XVIII века находящийся на этом месте дом принадлежал князь-игуменье Всешутейшего и Всепьянейшего собора — Настасье Петровне Голицыной. Это историческое открытие произошло буквально недавно.

Исследователь творчества Алексея Зубова (гравера чёрной манерой и резцом из Москвы) — Г. Н. Комелова предположила, что на «Панораме» изображён дом А. П. Голицыной.

Характерная архитектура была довольно точно отражена на известной «зубовской» панораме, показывающей Московскую часть Петербурга. Неоднократно перестраиваемый дом был совершенно забыт…

Но сопоставление с петровской архитектурой и археологические раскопки подтвердили очевидность того, что это и есть особняк Голицыных. Развороченный дымоход обнажил кирпич, производимый в петровское время.

Дом Светлейшей княгини А. П. Голицыной

В 1712 году на другом углу современной Шпалерной улицы, на месте дома № 4 был построен дом для Светлейшей княгини А. П. Голицыной, известной князь-игуменьи Всешутейшего собора. Стиль строения определяют как классицизм. Увы, автор проекта неизвестен.

На панораме изображён на углу набережной и Воскресенского проспекта большой 2-хэтажный дом с очень высокой многопрофильной крышей с переломами, с 3-мя лучковыми фронтонами, завершающими повышенную центральную часть и 2 боковых; 2 крыльца указывают на входы в дом.

Гениальный гравёр

Алексей Фёдорович Зубов (1682—1751) был младшим братом знаменитого гравера Ивана Зубова. Сам мастер жил в Москве, но с 1711 года работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. А. Зубов вместе с П. Пикартом выгравировали конный портрет Петра Великого.

Также А. Ф. Зубов исполнил по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I этот гениальный гравер создал портрет императрицы с оригинала И. Адольского. 

А. Ф. Зубов был очень искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках — лучшее произведение А. Зубова.

Ему также принадлежат изображения морских сражений, празднеств по случаю побед и других важнейших событий того времени. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

Дом В. Ф. Колобовой

В дальнейшем этот участок, где находился дом Светлейшей княгини А. П. Голицыной, в XIX веке принадлежал купцу Милову. На нём находился каменный дом, построенный не позднее первой четверти XIX в. План дома, показанный Шубертом, идентичен плану существующего дома.

Трехэтажный Е-образный в плане дом симметричным главным фасадом в двенадцать осей обращен на Шпалерную ул. Боковой фасад в 9 осей выходит на проспект. Главный фасад выделен ризалитом. Декор обоих фасадов очень прост: оконные наличники на втором этаже и завершение в виде антаблемента.

В доме работала частная школа Коммандер. В 1840-х дом перешёл во владение к дочери Милова — Марье Ивановне Морозовой. Она владела участками домов №№ 4-8 с тремя каменными домами: двумя трехэтажными и одним двухэтажным между ними.

В начале ХХ века дом принадлежал В. Ф. Колобовой. С 1965 года здесь находился Речной порт Ленинградский Северо-Западного речного пароходства.

В доме № 4 десятки лет находится Управление Санкт-Петербургского порта Северо-Западного речного пароходства. Интересно отметить, что до революции В. Ф. Колобова была держательницей почти всех акций Шлиссельбургского пароходства.

Сейчас в доме размещается Петербургскский региональный информационный центр ИТАР-ТАСС. В 2001 году дом был включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Адрес и как добраться до дома Голицыной — Колобовой

  • Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 37 лит. А / просп. Чернышевского, 4
  • Ближайшая станция метро «Чернышевская»
  • От ст. м. «Чернышевская» пешком ~ 7 минут = 604 м. Следовать всё время по проспекту Чернышевского, пересечь следующие улицы — Фурштатская, Чайковская, Захарьевская; на пересечении со Шпалерной улицей свернуть направо и вы на месте. 
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector