Театр балета бориса эйфмана – лучшие постановки сезона

Борис Эйфман: театры и балет Эйфмана

Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества».

В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические.

Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

Обратите внимание

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня — Академия русского балета имени Вагановой).

Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского.

«Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов.

Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн.

После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет».

«Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство.

Ощущение было, что не сегодня — завтра всё прикроют», — говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность.

Важно

Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно — негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский».

Композитор в постановке Бориса Эйфмана — это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя.

Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие — что он исказил биографию великого композитора.

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову.

«Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого — это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны — генерал — становится современным олигархом.

А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

В 2015 году Борис Эйфман поставил спектакль «Up & Down» по роману Фрэнсиса Фицджеральда «Ночь нежна». После премьеры о Борисе Эйфмане заговорили как о хореографе-психоаналитике.

Балетмейстер так объяснил название постановки: «Движение вверх героини и вниз героя выражает философию спектакля. Артисты постоянно делают движения вверх и вниз». По сюжету талантливый врач-психиатр теряет свое «я», разрушая собственную карьеру и личную жизнь.

Борис Эйфман говорил о идее Фицджеральда: «В этом романе есть главная тема — служение своему дару, что не у всех получается».

Совет

Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Источник: https://www.culture.ru/materials/126574/baletnaya-vselennaya-borisa-eifmana

Лучшие балеты театра Бориса Эйфмана — Журнал «Культурная Столица»

Главная › Каталог статей › События. › ТеатрЛучшие балеты театра Бориса Эйфмана

ПЕТЕРБУРЖЦЫ УВИДЯТ ЛУЧШИЕ БАЛЕТЫ БОРИСА ЭЙФМАНА.

В марте Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана покажет на сцене Александринского театра избранные постановки своего репертуара. Эти представления станут первой большой серией выступлений труппы в Санкт-Петербурге в 2017 году, в котором коллектив отмечает 40-летие.

Программу мартовского блока спектаклей составят балеты «Красная Жизель» (6 и 7 марта), премьера 2016 года «Чайковский. PRO et CONTRA» (22 и 23 марта), «Роден» (24 и 25 марта) и «Анна Каренина» (26 и 27 марта). Показ «Родена» 25 марта пройдет в День работника культуры, а второе представление «Анны Карениной» труппа проведет в честь Всемирного дня театра.

Главную женскую партию – роль Балерины – в балете «Красная Жизель» в один из вечеров впервые исполнит солистка Большого театра России Ангелина Карпова.

Другой показ постановки будет отмечен дебютом в той же партии молодой солистки труппы Бориса Эйфмана Дарьи Резник, пришедшей в коллектив летом прошлого года.

И конечно, в ходе мартовской серии спектаклей петербургские зрители увидят признанных звезд театра балета – лауреатов международных конкурсов, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Габышева и других.

Информация о спектаклях:
«Красная Жизель» Балет «Красная Жизель» на музыку П. И. Чайковского, А. Шнитке и Ж. Бизе был впервые представлен Театром в 1997 году. Спектакль повествует о судьбе русской балерины Ольги Спесивцевой.

Драматичная история великой танцовщицы, которая попала в водоворот революционных событий, эмигрировала из России и, пройдя череду личных драм и потрясений, оказалась в стенах лечебницы для умалишенных, была тонко прочувствована и виртуозно поведана Эйфманом. Со временем «Красная Жизель» выпала из репертуара Театра.

Однако в 2015 году Борис Эйфман возродил знаменитый балет, переработав и усовершенствовав его хореографический текст. Сценография постановки была также обновлена.

«Наш спектакль посвящен Ольге Спесивцевой, одной из величайших балерин XX века.

Я был потрясен, узнав детали ее жизни: уникальная актриса, обласканная славой, боготворимая поклонниками и критиками, 20 лет провела в клинике для душевнобольных под Нью-Йорком, оказавшись абсолютно одинокой и бесправной! И те трагические эмоции, что я испытал, стали импульсом для создания спектакля. Это не иллюстрация биографии Спесивцевой, а попытка обобщить ее судьбу и судьбы многих талантов, вынужденных покинуть Россию, переживших трагический исход», — отмечает Эйфман.

«Чайковский. PRO et CONTRA» Балет «Чайковский. PRO et CONTRA» – итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Спектакль сочинен на музыку П. И. Чайковского. Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в конце мая 2016 года в преддверии юбилея Бориса Эйфмана, 22 июля отметившего свое 70-летие.

Обратите внимание

В ноябре за исполнение партии Антонины Милюковой, жены Чайковского, солистке Театра Любови Андреевой была вручена премия «Золотой Софит». Артистический ансамбль балета «Чайковский. PRO et CONTRA» удостоился специального приза экспертного совета «Золотого Софита». П. И. Чайковский – самый любимый композитор Эйфмана.

На его музыку хореографом поставлены такие знаковые спектакли, как «Идиот» (1980), «Красная Жизель» (1997), «Мусагет» (2004), «Анна Каренина» (2005) и «Евгений Онегин» (2009). Отдельно необходимо отметить балет «Чайковский», выпущенный в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему миру.

Сегодня Борис Эйфман предлагает новое, оригинальное пластическое высказывание, соответствующее современным художественным и технологическим возможностям балетного театра – спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA». «Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора.

Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского», — говорит Эйфман.

Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает

внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.

«Роден» Премьера состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне и посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы и многих других городов.

Балет отмечен премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».

Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле «Роден»: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».

«Анна Каренина» Поставленный в 2005 году на музыку П.И. Чайковского, этот балет является одним из наиболее успешных спектаклей в репертуаре Театра.

На протяжении уже 12 лет постановка с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, Америки, Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Франции, Китая и многих других стран.

Важно

В своем спектакле Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом». Спектакль отмечен престижными театральными премиями «Золотая Маска» и «Золотой Софит».

В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей», — говорит хореограф.

Источник: http://kstolica.ru/publ/sobytija/teatralnaja_afisha_124_repertuar/luchshie_balety_teatra_borisa_ehjfmana/31-1-0-775

5 причин, по которым балеты Бориса Эйфмана нравятся всем

22 июля исполняется 70 лет Борису Эйфману — руководителю академии и театра танца, которые носят его имя. Лайф на пяти примерах объясняет, почему спектакли главного современного российского хореографа пользуются огромной популярностью во всём мире.

Эйфману в своих постановках удаётся совмещать необычные хореографические решения, глубину содержания и эффектность. Сценография продумана до мелочей, и это помогает удерживать внимание публики. Даже если неподготовленный зритель устаёт воспринимать сам танец, он всё равно не может отвести взгляд от действия на сцене.

Одним из самых эффектных балетов Эйфмана можно назвать «Красную Жизель», где рассказана история Ольги Спесивцевой — знаменитой танцовщицы XX века с трагической судьбой, которая создала наиболее яркий в истории балета образ Жизели и закончила жизнь в психбольнице.

В этом спектакле сцены меняются так часто, что любой зритель находит эпизод себе по душе. Любители классики радуются балеринам в пачках в роскошных театральных декорациях и обстановке, имитирующей репетиционный зал, а также цитатам из классической постановки «Жизели».

Ну а те, кто жаждет зрелищ, с увлечением следят, как лихие пляски чекистов и работниц в косынках переходят в лирические дуэты и элегантные танцы кавалеров и дам.

Подбору костюмов к своим балетам Эйфман уделяет не меньше внимания, чем созданию декораций. В его постановках невозможно увидеть на танцовщиках наряды в стиле «дорого-богато» со множеством страз и пайеток. Он предпочитает костюмы, в которых нет ничего лишнего. Часто они строгие, но при этом стильные.

Читайте также:  Эрмитаж: режим работы, цена билета, правила посещения

Особенно интересные костюмы были созданы для балета Up&Down, поставленного по мотивам романа Фицджеральда «Ночь нежна». События разворачиваются в Век джаза — 20-е годы прошлого века. Художники-постановщики спектакля создали несколько десятков костюмов, точно повторяющих стиль того времени — цветные купальники, мужские костюмы-тройки, короткие и длинные вечерние платья.

Красавцы-танцовщики

Конечно, артисты многих балетных трупп отличаются своей красотой. Но танцовщики Бориса Эйфмана особенно хороши. В его труппе собран особый тип артистов — практически все как на подбор длинноногие и очень высокого роста. Зрители не могут не обратить на это внимания, особенно в массовых сценах.

Удивительные линии тел танцовщиков подчёркиваются костюмами. Например, в балете «По ту сторону греха», поставленному по мотивам романа «Братья Карамазовы» Достоевского, Алёша в рясе выглядит не менее завораживающе, чем Грушенька в длинном платье насыщенного бордового цвета.

Сюжетность спектаклей

Зрители довольно легко понимают хореографию Бориса Эйфмана, и во многом в этом им помогает сюжетность его балетов. Большая часть постановок Эйфмана — это его интерпретация известных шедевров классической литературы. «Евгений Онегин» Пушкина, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Дон Жуан» Мольера. Пожалуй, можно смело сказать, что Борис Эйфман — самый «литературный» хореограф.

Часто в известных сюжетах хореограф сосредотачивает внимание на переживаниях и драме какого-то одного героя, выстраивая вокруг него всё действие. Например, в «Анне Карениной» — всё максимально сконцентрировано на главной героине, а другие линии и персонажи, присутствующие у Толстого, опущены.

Те, кто приходят на балеты Бориса Эйфмана впервые, обращают внимание на пластику танцовщиков, которая свойственна только труппе Эймана. Артисты одинаково хорошо владеют многими танцевальными стилями, и это понятно: хореография Эйфмана — сложный сплав классики и модерна.

Интересный в этом плане пример — балет «Роден», рассказывающий о судьбе и творчестве скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. В некоторых сценах главный герой «лепит» свои скульптуры из тел танцовщиков, обтянутых серой сеткой. И в эти моменты трудно отличить, что под его пальцами: человеческие тела или глина.

Источник: https://life.ru/880609

Современный балет: театр Бориса Эйфмана

Если очень коротко попытаться описать состояние балета конца 20-21 вв., то надо сказать, что сегодня есть академический балет, народный танец и всё остальное, что следует называть – современный балет. И вот здесь, в современном балете, царит такое разнообразие, что можно и потеряться.

Чтобы найтись, можно поговорить о балете разных стран, вспомнить современных исполнителей, но, пожалуй, лучший подход – это начать разговор о балетмейстерах, тех людях в мире балета, кто собственно его всегда и создаёт.

Совет

А особенно интересны будут те, кто реализует свои собственные хореографические идеи.

Таким балетмейстером является петербуржец Борис Эйфман, 69ти лет от роду, народный артист РФ, лауреат нескольких российских премий, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством» разных степеней, руководитель Театра балета (г. Санкт-Петербург). И на этом с биографией Эйфмана можно и закончить, потому что, то, что он делал и делает – гораздо интересней.

О личных мотивах

Есть известное выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка, но тогда балет – это звуки музыки в объёме, движении и пластике. Или ещё – парящая архитектура, или танцующая живопись. В общем, это к тому, что увлечься и полюбить балет – легко, а вот потом разлюбить – вряд ли.

И хорошо, когда можно написать о явлении, в данном случае о балете, с позиций дилетанта. Потому что, чтобы прослыть знатоком надо будет пользоваться профессиональным языком, терминами (поддержки, па-де-де, па-де-труа и проч.), аргументировать оценки, проявить балетный кругозор и т.п.

Иное дело – дилетант, который может показать свежий взгляд на явление, а при недостаточной обоснованности заметить: ну, хорошо, ещё подучусь. И, что важно – говорить о личных впечатлениях, но главное – чтобы не было смешно.

Автор впервые встретился с балетами Бориса Эйфмана в середине 80х гг. прошлого века в тогдашнем Ленинграде, и с тех пор, что называется, это стало «любовью на всю оставшуюся жизнь».

Что есть у Эйфмана, и чего нет у других?

Ещё когда он называл свой Театр просто ансамблем балета п/у Б.Эйфмана (конец 70х г.) всё равно его постановки выделялись.

Музыку молодой хореограф для своих спектаклей выбирал исключительно первоклассную: высокая классика, из современной – та, что была художественно привлекательной и убедительной.

По жанрам – симфоническая, оперная, инструментальная, камерная, по именам – Моцарт, Россини, Чайковский, Шостакович, Бах, Шнитке, Петров, «Пинк Флойд», Маклафлин – и это далеко не всё.

Обратите внимание

Балеты Эйфмана – глубоко содержательны, очень часто для своих постановок хореограф берёт сюжеты классической литературы, среди имён – Куприн, Бомарше, Шекспир, Булгаков, Мольер, Достоевский или это могут быть творческие и биографические события, скажем, связанные со скульптором Роденом, балериной Ольгой Спесивцевой, композитором Чайковским.

Эйфман любит контрасты, у него в одном спектакле может звучать музыка разных композиторов, эпох и стилей (Чайковский-Бизе-Шнитке, Рахманинов-Вагнер-Мусоргский). Или известный литературный сюжет может истолковываться другой музыкой («Женитьба Фигаро» – Россини, «Гамлет» – Брамс, «Поединок» – Гаврилин).

Касаясь содержания спектаклей Эйфмана, нужно обязательно говорить о высокой духовности, эмоциях и страсти, философском начале. Во многих спектаклях Театра балета присутствует сюжетность, но это не «драмбалет» образца 60-70гг., это скорее события, насыщенные глубокими чувствами и имеющие пластическое истолкование.

О стилевом начале у Эйфмана

Интересная особенность биографии Эйфмана – он никогда не был танцовщиком, не выступал на сцене, свою творческую деятельность он начал сразу в качестве хореографа (первые постановки в 16 лет в детском хореографическом ансамбле), а потом была работа в хореографическом училище им. А.Вагановой (г. Ленинград). Это к тому, что академическая база у Эйфмана есть, другое дело, что в своём Театре балета он начал искать что-то другое.

О пластике и хореографии эйфмановских балетов невозможно говорить в отрыве от музыки и сценического содержания спектаклей. Это некое единство духа, звука, жеста, движения и события.

Поэтому бесполезно искать какие-то привычные балетные па, всё время сохраняется ощущение, что любое балетное движение у Эйфмана – единственное и неповторимое.

Если сказать, что это пластическое истолкование музыки, то это будет обидно для Эйфмана и его танцовщиков, а если выразиться, что это «перевод» движения и пластики в музыку, то так, пожалуй, будет точнее. А ещё точнее: балеты маэстро – это некое триединство музыки, танца и театрального действа.

Чего пока ещё нет у Эйфмана?

В Санкт-Петербурге у Театра балета ещё нет собственного помещения, хотя репетиционная база уже появилась. Спектакли идут на сценах лучших петербургских театров, надо просто следить за афишами.

У Театра балета Эйфмана нет собственного симфонического оркестра, спектакли идут под фонограмму, но это художественный принцип: высококлассная запись в исполнении лучших оркестров или звучание специально созданных аранжировок. Хотя однажды в Москве один из спектаклей озвучивал симфонический оркестр п/у Ю.Башмета.

У Эйфмана пока ещё нет всеобщего мирового признания (как, скажем у Петипа, Фокина, Баланчина), но мировая известность – уже есть. Авторитетный критик New York Times написал, что балетный мир может прекратить поиски хореографа номер один, потому что он уже есть: это Борис Эйфман.

У танцоров Эйфмана – тоже нет мирового признания, но они могут в жанре балета делать всё, в этом легко убедится, попав на спектакль театра балета. Вот имена 5 ведущих танцовщиков театра: Вера Арбузова, Елена Кузьмина, Юрий Ананян, Альберт Галичанин и Игорь Марков.

У Эйфмана нет самоуспокоенности, желания заканчивать карьеру хореографа, а значит, будут ещё новые спектакли и новые художественные потрясения.

А пока надо пытаться попасть на спектакли Театра балета в Санкт-Петербурге, пытаться искать в сети фильмы, снятые по балетам Б.Эйфмана, заглянуть, в конце концов, на сайт театра.

И даже по фрагментам спектаклей становится ясно, что Борис Эйфман – это настоящее явление в мире современного, нет, не балета, а – искусства, где музыка, литература, драма посредством пластики и жеста говорят о высоких духовных началах.

Сайт Театра балета Бориса Эйфмана – http://www.eifmanballet.ru/ru/schedule/

Автор – Александр Бычков

Источник: https://music-education.ru/boris-eifman/

Театр балета Бориса Эйфмана: планы на новый сезон

“Анна Каренина” в постановке Бориса Эйфмана

Труппа театра балета Бориса Эйфмана начала подготовку к открытию нового, 41-го сезона.

В его первой половине продолжится празднование 40-летия коллектива Эйфмана, отмечаемого в текущем году.

Предлагаем вашему вниманию информацию о творческих планах театра на 2017–2018 гг.

7 сентября труппа начала гастроли в Китае. Они продлятся до 16 сентября и охватят Шанхай и Пекин.

Важно

В обоих городах будут представлены балеты «Анна Каренина» и «Роден, ее вечный идол». Спектакли в китайской столице откроют программу ежегодного Танцевального фестиваля Национального центра исполнительских искусств — главной площадки Поднебесной, которая примет петербургских артистов.

Во второй половине сентября труппа впервые в своей истории выступит во Владивостоке (на Приморской сцене Мариинского театра), а также посетит Хабаровск. Зрители городов Дальнего Востока России увидят балет «Евгений Онегин».

29 сентября в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра будет показана выпущенная в нынешнем году новая версия балета «Русский Гамлет». Уточним, что именно в этот день 40 лет назад в Ленинграде состоялось первое официальное публичное выступление труппы Бориса Эйфмана, ставшее точкой отсчета в истории коллектива.

В начале октября театр приедет в Кишинев с балетом «По ту сторону греха», а во второй половине месяца исполнит эту же постановку (а также «Красную Жизель») в Санкт-Петербурге. Конец октября и начало ноября ознаменуются гастролями в Сургуте и Красноярске (со спектаклями «Анна Каренина» и «Евгений Онегин»).

На 17 ноября назначена премьера балета «По ту сторону греха» в Братиславе. Постановку Бориса Эйфмана по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» представит труппа Словацкого национального театра.

18 и 19 ноября петербургский коллектив исполнит балет «Анна Каренина» на сцене Оперы Лозанны. 25 ноября в концертном зале «Барвиха Luxury Village» в честь своего 40-летия театр покажет спектакль-концерт «EIFMAN GALA». Его программу составят фрагменты из лучших работ Бориса Эйфмана.

Кульминацией празднования юбилея коллектива будет большой гала-концерт на сцене Александринского театра. Мероприятие запланировано на 12 декабря.

Помимо сцен из избранных постановок театра петербургская публика увидит номера в исполнении воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана, а также сочинения молодых хореографов.

Во второй половине декабря труппа отправится на гастроли в Испанию, в ходе которых покажет спектакль «Анна Каренина» в Памплоне и Барселоне (в знаменитом оперном театре «Лисео»). Столицу Каталонии коллектив посетит впервые.

Начало января будет отмечено участием театра в Пекинском фестивале танца со спектаклем «По ту сторону греха». Затем артисты вернутся в Санкт-Петербург, где начнутся съемки фильма-балета «Русский Гамлет».

Знаковым событием февраля станут представления балета «Реквием» в Монреале в сопровождении оркестра и хора. Во второй половине марта состоятся гастроли труппы в Прибалтике со спектаклем «Чайковский. PRO et CONTRA». Тур охватит Таллин, Ригу, Вильнюс и Калининград.

Совет

В апреле театр дебютирует на сцене Линкольн-центра. В крупнейшем и наиболее престижном культурном центре Нью-Йорка труппа проведет серию показов «Анны Карениной». Танцовщикам будет аккомпанировать оркестр.

В мае коллектив примет участие в Международном фестивале «Боденское озеро», проходящем в Фридрихсхафене (Германия). Его зрители смогут познакомиться с балетом «Евгений Онегин». Два его представления также пройдут в сопровождении оркестра.

Насыщенная гастрольная жизнь ожидает театр в июне. В течение месяца труппа даст спектакли в Монако, немецком Реклингхаузене (в рамках одного из старейших европейских фестивалей искусств «Рурфестшпиле»), а также в Вене и других столицах на Дунае. Европейские гастроли подведут черту под 41-м сезоном театра.

Кроме того, в этом сезоне Борис Эйфман планирует вести работу над новым балетом. Спектакль, вдохновленный античным мифом о скульпторе Пигмалионе и переосмысляющими данный сюжет произведениями искусства, станет первым за долгие годы обращением хореографа к комедийному жанру.

СПб Музыкальный вестник

Источник: https://www.classicalmusicnews.ru/anons/boris-eyfman-41-sezon-2017/

Балет Бориса Эйфмана «Реквием»

  • Прима-балерина Мария Абашова в роли Матери

24 апреля Театр балета Бориса Эйфмана покажет премьеру новой хореографической версии балета «Реквием», работа над которой велась в первой половине сезона 2017–2018 гг.

В первой части «Реквиема», задуманной как балетное посвящение Анне Ахматовой, Борис Эйфман затрагивает тему массовых репрессий 1930–1950-х годов.

С помощью языка танца хореограф создает эпическую картину страданий жертв политического террора, насыщенную пронзительными образами.

Второй акт «Реквиема» является пластическим осмыслением бессмертной музыки одноименного произведения В. А. Моцарта. Балет будет представлен петербуржцам в новой версии.

Читайте также:  Геологоразведочный музей спб на васильевском

«Изменился хореографический текст, но заложенный в спектакле философский посыл сохранился и более того – получил серьезное развитие. Партия Матери в «Реквиеме» стала для меня принципиально новой сценической работой. Конечно, огромное значение имеет звучащая в первом акте музыка Камерной симфонии Шостаковича.

Танцевать под столь выразительное, эмоционально мощное произведение – большая артистическая удача и ответственность одновременно. Моя роль –психологически очень трудная. Я не могу без слез читать «Реквием» Ахматовой, а танцевать посвященный поэтессе спектакль еще сложнее.

И, конечно, выходя в этой партии, нельзя не думать о том, что ты обращаешься к трагическим страницам истории нашего города – Ленинграда-Петербурга. Города, где по-прежнему стоят печально известные «Кресты», у стен которых бесконечные часы провели сама Ахматова и тысячи других несчастных матерей, дочерей и жен…

», – рассказывает прима-балерина Мария Абашова. 

Спектакль имеет долгую историю создания. В 1991 году Борис Эйфман поставил на музыку «Реквиема» Моцарта одноименный одноактный балет – философскую притчу о вечном таинстве человеческой жизни. Спустя десятилетия он вновь обратился к своей работе и создал на ее основе полномасштабный спектакль.

Переосмыслив хореографическую партитуру прежней постановки, он добавил в балет еще один акт, сочиненный на музыку Камерной симфонии Д. Д. Шостаковича. Последний раз этот уникальный хореографический диптих был показан в Петербурге более двух с половиной лет назад. В 2017 году Борис Эйфман дополнил первый акт «Реквиема» сценами на произведение С. В.

Обратите внимание

Рахманинова «Литургия святого Иоанна Златоуста» и еврейскую музыку. Новая версия была триумфально представлена 21 февраля 2018 года в Монреале.

Начало в 20:00

Место: Александринский театр 

Источник: http://www.sobaka.ru/events/theatre/70658

«Вчера. Сегодня. Завтра» – Театр Бориса Эйфмана – La Personne

Откуда только ни приехали в Петербург почитатели мэтра. Театр Бориса Эйфмана знают и любят во всем мире: от Нью-Йорка до Токио, от Сиднея до Москвы.

Основатель психологического балета и собственного неповторимого стиля пригласил на юбилей преданных поклонников труппы и тех, без кого не состоялся бы триумф – танцовщиков и балерин, которые исполняли созданные им партии в разное время существования театра.

Концерт под названием «Вчера. Сегодня. Завтра» начался при включенном в зале свете. Под всеобщие овации к зрителям выходили артисты всех поколений театра.

Валентина Морозова, Ольга Калмыкова, Валерий Михайловский, Вера Арбузова, Юрий Смекалова, Алексей Турко – лишь некоторые имена солистов, которые смогли приехать на грандиозное событие. Завершали праздничный поклон ученики Академии танца.

Большая сцена Александринского театра была полностью заполнена соратниками Бориса Эйфмана, от чего даже мэтр с трудом сдерживал слезы (что уж говорить о зрителях!).

Первое отделение спектакля было полностью посвящено будущему театра: ученики Академии танца исполняли классические номера из спектаклей Бориса Эйфмана и одноактные балеты педагогов театра – «Вальс» Ирины Кузнецовой, «Дриады» Елены Кузьминой и «Черное золото» Константина Кейхеля. Здесь была и классическая хореография, и неоклассика, и современный танец.

Юные артисты, которые безусловно трогательно нервничали – шутка ли: в зале столько прославленных предшественников, – показывали мастерство и универсальные возможности своей пластики.

Закрывалась же первая часть фрагментом из балета «Красная Жизель», в котором воспитанники Академии символично встретились с артистами труппы – Дарьей Резник и Олегом Марковым в главных партиях.

«Русский Гамлет» – Мария Абашова

Из второго акта было решено сделать гала. Мария Абашова, Олег Габышев, Любовь Андреева, Сергей Волобуев, Дмитрий Фишер, Дарья Резник исполняли фрагменты из спектаклей Бориса Эйфмана, среди которых – «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», Up&Down.

Важно

Отдельным сюрпризом стала премьера постановки Олега Габышева «Метель» на музыку Чайковского и одноименного романса Свиридова.

Несмотря на то, что хореограф здесь делает акцент на более абстрактной пластике, отличной от того, что он сам исполняет в театре, балет все же создан по канонам философии Бориса Эйфмана. Получилась настоящая психологическая драма в чеховском и толстовском духе.

Как и принято в спектаклях учителя, Олег Габышев показывает синтез классики, русской культуры и раскованного современного танца. Постановка настолько органична другим спектаклям театра, что имеет все шансы занять лучшие позиции в репертуаре.

Концерт завершился фрагментом из балета «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру» – на сцену вывозит золотую колесницу сам Борис Яковлевич. Под громкие аплодисменты он устраивает настоящий венецианский карнавал, который охватывает весь мир. Одна за другой сменяются проекции с видами городов, где уже много лет безостановочно рукоплещут петербургской труппе – «Да здравствует, Театр Бориса Эйфмана!»

Текст Ольга Угарова

Фото Евгений Матвеев

Источник: https://www.lapersonne.com/post/ballet-boris-eifman

17 па

19 мая 2014

Балет «Анна Каренина» Борис Эйфман создал первым в мире. Кредо хореографа: не «переставлять» чужих балетных работ, создавать все самому, с чистого балетного листа. © Пресс-служба Театра балета Бориса Эйфмана, Майкл Кури

Борис Эйфман – человек-легенда. Он всю жизнь живет и ставит свои балеты вопреки: запретам, общественному мнению, конкурентам. Он доказал, что можно танцевать так, как хочется, а не так, как учили в академии.

Эйфман создал балет, которому предстояло перевернуть представление о хореографии, а затем (вот где ирония судьбы) – стать частью учебника по истории балета. Сегодня Борис Эйфман – прижизненный классик.

15–19 апреля на сцене London Coliseum его театр показывает два балета: «Роден» и «Анна Каренина».

Генеральный партнер лондонских гастролей Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – инвестиционная компания ВТБ Капитал, входящая в группу ВТБ.

Балет Эйфмана в цифрах и фактах разбирает корреспондент VTBRussia.ru

В пуантах и без пуантов

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана изначально назывался «Новым балетом». Он появился в 1977 году при Ленконцерте. Под свое начало Эйфман получил эстрадный коллектив, из которого стал готовить своих будущих артистов.

Для Ленинграда того времени (да и для Советского Союза вообще) театр, который он создал, был абсолютно новаторским.

Совет

Это была лаборатория одного автора – Эйфмана, экспериментатора, который сочетал в своих балетах хореографию академическую и беспуантовую под музыку мастодонтов рока групп Pink Floyd, Yes или таких креативных современников, как композитор Бела Барток.

И камни могут танцевать

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет, зафиксировав его в тетрадку, которую он назвал «Мои первые спектакли». «Я начинаю эти заметки для того, – писал этот мальчик, – чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества».

Уже тогда, в детстве, он смотрел на будущее дело своей жизни взглядом, свободным от систем и штампов, правил и обязанностей.

Позже Эйфман, которого с первых же его постановок называют Треплевым от балета, то есть новатором и искателем новых форм (не случайно, наверное, в репертуаре его театра появился спектакль «Чайка»), скажет: «В принципе, ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века.

Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня».

Киевский талисман

Самые первые гастроли «Нового балета» состоялись через месяц после его образования. В 1977 году театр поехал в Киев выступать на сцене Октябрьского дворца. Гастроли сопровождал скандал.

В советский Киев привезли балет «Бумеранг», поставленный по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта на музыку Джона Маклафлина, что было очень не по-советски.

Артисты уже разминались перед гримом, когда до них дошла новость, что местные партийные руководители считают невозможным проведение антисоветского мероприятия в столице Украины. Тогда балерина Алла Осипенко, исполнявшая главную партию в «Бумеранге», заявила, что покончит с собой, если им не дадут выйти на сцену.

Обратите внимание

Так «Бумеранг» показали киевлянам, которые поняли и приняли смелый, сложносочиненный язык хореографа-новатора. С тех пор в Театре Эйфмана Киев считают городом-талисманом. Сам Борис Яковлевич шутит: «Если публика Киева принимает спектакль, значит, он понравится зрителям и других городов».

Без маэстро

В первых зарубежных гастролях своего театра Борис Эйфман не участвовал. Коллектив уехал в Финляндию без маэстро, которому не дали разрешения на выезд за рубеж.

Триумф

В 1990-х годах Театр балета Бориса Эйфмана стал выезжать в Нью-Йорк, постепенно сделав гастроли в Америку регулярными. После первых гастролей балетный критик Анна Киссельгоф написала в «Нью-Йорк Таймс»: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Потрясти!

Времена меняются, меняется мода на стили в танце, темы, хореографические решения. А Эйфман продолжает гнуть свою линию. «Сегодня СМИ, – рассуждает он, – много говорят о кризисе мировой экономики, о глобальных социальных проблемах, экологии.

Но для меня основным проблемным полем остается духовный мир современного человека, переживающий, к сожалению, достаточно печальные времена.

Мы наблюдаем, как утрачиваются важнейшие нравственные и гуманистические ценности, как идеи творчества, преображения действительности вытесняются культом потребления.

И балет, вне всякого сомнения (равно как и другие виды высокого искусства), является той светлой силой, которая способна противостоять этим негативным процессам. Конечно, нельзя в одночасье изменить мир и людей вокруг. Но можно потрясти их, вызвать в душах живой отклик. И уже это будет важной победой».

Замкнуть каре

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Лондоне в апреле 2014 года со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден» станут четвертым визитом коллектива в столицу Великобритании за его 37-летнюю историю.

Костюмная драма

Важно

Для спектакля «Анна Каренина» художник Слава Окунев создал 177 костюмов (включая мужские, женские костюмы, костюмы солистов и артистов кордебалета). Ольга Шаишмелашвили для постановки «Роден» разработала 282 костюма.

12 тонн балета

В Лондон все декорации, реквизит, костюмы и световое оборудование для спектаклей «Анна Каренина» и «Роден» транспортируются на двух грузовиках. Объем грузов для каждой машины – 120 кубических метров. Вес грузов для каждого спектакля – около шести тонн. Итого на Туманный Альбион приехали 12 тонн Театра Эйфмана.

И снова Анна

Балет «Анна Каренина», поставленный на музыку П. И. Чайковского, публика впервые увидела в Санкт-Петербурге в 2005 году. Этот спектакль – один из самых успешных спектаклей театра.

В центре внимания – любовный треугольник Анна – Вронский – Каренин. Остальные персонажи толстовской драмы остались «за кулисами».

Анну Борис Эйфман трактует как женщину-оборотня, которая для чужих – светская дама, а для самой себя – изъеденная страстями, гибнущая душа.

Учитель и ученица

Премьера балета «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне состоялась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Балет посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Обувают!

Обувь в театре балета – расходный материал. Каждая солистка театра использует за год 4 пары пуантов фирмы Gaynor Minden (итого: 40 пар в год на театр).

Каждая артистка кордебалета использует за год 8 пар пуантов фирмы Grishko (итого: 160 пар в год на театр). Помимо этого каждый танцовщик труппы использует в месяц 2 пары мягкой обуви марок Sansha и Grishko.

Получается, что всего в год театр «протанцовывает» 1320 пар.

Вытянуть в линию

Совет

В Театре Бориса Эйфмана все танцовщики необычно для балета высоки. Женщины в труппе – от 172 см, мужчины – от 182 см. «Балет для меня, – поясняет Эйфман, – это прежде всего линии. Они должны быть тонкими и вытянутыми».

Минус 3 кило

Постановки Бориса Эйфмана очень затратны для танцоров с точки зрения физиологии.

Сложная хореография, которую сравнивают с акробатикой, большой рост и вес артистов, поддержки, непрерывное нахождение солиста на сцене – все это приводит к тому, что за один спектакль артист, исполняющий главную партию, теряет от полутора до трех килограммов веса. Можно представить, как худеют артисты во время ежедневных длительных репетиций!

Живой звук

Спектакли Бориса Эйфмана, как правило, идут под фонограмму. Исключение – премьера спектакля «Реквием» в Санкт-Петербурге, которая состоялась в 70-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады.

Премьера прошла на сцене Александринского театра в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова.

Спиваков, по словам самого музыканта, без колебаний согласился на это мероприятие, в том числе потому, что его мать была блокадницей.

20 минут оваций

Самые длинные, рекордные овации коллектив Эйфмана получил в 1990 году на гастролях в Японии с балетом «Пиноккио». Крайне сдержанная в эмоциях публика по окончании спектакля устроила овации длиной в 20 минут.

Свое слово

На сегодняшний день в репертуаре Театра балета Бориса Эйфмана спектакли «Чайковский», «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием».

Читайте также:  Бесплатные мероприятия в спб в декабре 2019

Не случайно в этом списке нет «Жизели», «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Кредо Эйфмана – не брать в работу уже ранее кем-то поставленные балеты.

Обратите внимание

В данный момент хореограф работает над созданием спектакля «Ночь нежна» по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда.

Источник: https://vtbrussia.ru/culture/teatr-baleta-borisa-eyfmana/17-pa/

Борис Эйфман. Новые редакции прежних балетов

Нина Аловерт
Фото автора.

“Чайковский” Двойник – Сергей Волобуев

Гастроли Театра Бориса Эйфмана – всегда событие в театральной жизни Нью-Йорка. Последние годы Эйфман привозил в Сити Центр свои новые балеты, в этом году мы увидели редакции его прежних шедевров: «Красную Жизель» и «Чайковского» (теперь: «Чайковский: pro et contra”).

Причины, побудившие хореографа пересмотреть свои старые балеты, можно понять. Среди них: новый взгляд хореографа на прежние темы и сюжеты, совершенно иное поколение танцовщиков…

Начну с балета «Чайковский: pro et contra”.

Балет поставлен на собранную музыку из произведений П.И.Чайковского.

В переосмыслении хореографом спектаклей, созданных ранее, много подводных камней. Но в данном случае мы увидели новый балет, хотя и с некоторыми сценами, которые вошли в него из старой постановки. Но дело не в том, какое количество хореографического текста осталось от прежнего варианта. Дело прежде всего – в новом ритме всего спектакля.

Балет в целом можно сравнить с извергающимся вулканом. Мощная энергия фантазии хореографа не знает предела, что приводит иногда к излишнему нагромождению сцен. Но это понимаешь потом, когда, освободившись от спектакля, начинаешь его обдумывать. Поэтому, даже посмотрев балет дважды, невозможно выстроить внутреннюю логику сюжета.

Ограничусь главными линиями спектакля и сценами, которые производят наибольшее впечатление.

“Чайковский: Чайковский – Олег Габышев

Весь балет построен как воспоминания умирающего Чайковского, иногда – безумные и мучительные, иногда радостные (о творчестве и успехе). В центре балета – Чайковский как гениальный творец. И его Двойник.

В прежнем балете Двойник олицетворял тайное знание Чайковского о себе. В новой версии – Двойник скорее представлен, как некое злое начало, во всяком случае – недоброе.

Он как будто вбирает в себя то темное, что есть у каждого человека в душе, в данном случае – у композитора.  Двойник – олицетворение тайных и запретных желаний Чайковского.

Вообще в балете многие герои предстают в разных ипостасях. Так например, сам Двойник еще является Чайковскому в виде Ротбарта, Дроссельмейера и Германна,  Надежда фон Мекк – Пиковой Дамой.

“Чайковский” Пиковая Дама – Мария Абашова, Германн – Сергей Волобуев

Важно

Возвращаюсь к Чайковскому и Двойнику. В прежнем балете Чайковский идет в игорный дом, в новом хореограф отправляет туда Двойника, который, вырывавшись на свободу, начинает жить почти самостоятельной жизнью. В конце балета Двойник, лишенный прежней губительной силы, возвращается к композитору, чтобы затем расстаться с ним навсегда.

И во всем балете нет ничего трагичнее этой сцены прощанья композитора со своим двойником, частью своей души. Двойник  уходит в бессмертие в сопровождении эскорта белых лебедей. Чайковский умирает на руках своих родственников в «реальной» жизни. Может быть, не совсем логично, но вся сцена прощания поставлена на таком уровне высокой трагедии, что нет смысла подвергать ее анализу.

Это театр, это его мистика,  его эмоциональное воздействие на душу зрителя.

“Чайковский” Ротбарт – Сергей Волобуев, Чайковский – Олег Габышев

В прежнем спектакле гораздо отчетливее была подана тема гомосексуализма Чайковского. В новом она заметно «притушена», отчего не совсем понятно, почему общество заставляет Чайковского покончить с собой: в то время к гомосексуализму относились иначе, чем сегодня.

Поэтому не совсем понятна и трагедия женитьбы композитора. В прежнем балете Чайковский женился, пожелав в какой-то момент быть «как все». В новой версии упор сделан на то, что девушка насильно женит на себе Чайковского.

Но эта невозможность быть, как все, одна из основ  раздвоения личности: с одной стороны – гениальный творец, который хочет жить не только творчеством, с другой – Двойник, олицетворение тайных страстей, ликующий, соблазняющий, разрушающий…  Но в  этой душевной раздвоенности кроется не только причина трагедии, но и один из источников творчества.

“Чайковский Чайковский – Олег Габышев, Жена – Любовь Андреева

Контрастные картины сменяют одна другую: освободившись от власти Ротбарта и его свиты, Чайковский создает мир прекрасных белых лебедей.

К нему приходит слава, Надежда фон Мекк надевает на него лавровый венок, его женит на себе молодая девушка, Двойник в образе Дроссельмейера издевается над его любовью к Принцу, подменяя прекрасного юношу уродливой куклой … Весь этот калейдоскоп прожитой жизни, все душевные метания героя, воплощенные в меняющихся сценах, несутся перед глазами зрителя.

В балете существуют две точки наивысшего напряжения: еще до трагического прощания  Чайковского и Двойника – это фантасмагорическая сцена из «Пиковой дамы» в игорном доме, шабаш игроков. В этой части, правда, по сравнению с первой версией, уменьшена роль Пиковой Дамы, а жаль. Но Эйфман еще работает над своей новой редакцией.

“Чаковский”. Общая сцена. В центре – Даниель Рубин

После разгула страстей в игорном доме,  после встречи с Пиковой Дамой и  крушения – Двойник  возвращается к композитору. И тогда среди общей тревоги, несущихся белых лебедей и черной свиты Ротбарта, происходит трагическое прощание композитора со своим двойником.

Совет

Единственное, что категорически нельзя принять в новом балете – это оформление Зиновия Марголина.

Художник оформляет уже не первый балет Эйфмана, но так и не пришел к пониманию жанра его спектаклей и стиля его хореографии.

Опять унылые цвета декораций, опять какая-то конструкция наподобие моста на фоне задника (повторяющаяся из спектакля в спектакль). Стол, покрытый ярким зеленым сукном, в игорном доме появился лишь по логике сюжета.

Костюмы  Вячеслава Окунева, оставшиеся от первого спектакля, и новые Ольги Шаишмелашвили  удачны, но не гармонируют с оформлением.

.”Чайковский” Чайковский – Олег Габышев, Двойник – Сергей Волобуев

***

В «Красной Жизели»  ситуация иная.

В данном случае Эйфман оставил в целом прежний спектакль, внеся в него изменения, выкидывая важные сцены, что привело к разрушению прежнего шедевра. А «Красная Жизель» – шедевр, созданный в свое время как будто на одном дыхании, в нем нет места переменам.

Три главные перемены нарушают прежний замысел, который по своей сути остался прежним.

“Красная Жизель”. Балерина – Дарья Резник

Прежде всего – образ Чекиста. Чекист в балете, каким он был представлен раньше, приходит не из среды «ликующих хамов», которые врываются на сцену императорского театра. Он явно принадлежал к более высокому классу общества и пришел в революцию по убеждению.

  Новый Чекист – психопат и садист. Когда я сказала об этом Эйфману, он возмущенно ответил, что не изменил ни одной детали в образе. Да, не изменил. Но добавил сцену, (вообще не нужную), где происходит избиение заключенных в застенке. Чекист сидит и хладнокровно наблюдает.

И в спектакле эта сцена сразу меняет все историю отношений Балерины и Чекиста. Не может он отпустить Балерину в эмиграцию. Не может по логике своего характера. Прежний Чекист отпускал, у него еще были понятия, хотя и подавленные, но Балерину он по-своему любил.

А этот – не может отпустить. А по сюжету – отпускает.

“Красная Жизель”. Балерина – Дарья Резник, Учитель – Олег Марков

Второе: выпущена центральная сцена балета, знаменитая сцена с головой Чекиста. В ночном клубе, куда Балерина ходит танцевать, ей вдруг видится Чекист.

В прежнем спектакле все исчезало, и в прорезь черного задника виделась ей лишь голова Чекиста, которую она перекатывала носком своей туфли.  С этой страшной мистической сцены начинала развиваться новая трагическая тема спектакля –  надвигающееся безумие Балерины.

Обратите внимание

  Сейчас сцены с головой нет, на этом месте – дуэт: Балерина и Чекист. Смысл его непонятен: то ли Чекист действительно является в Париж, то ли Балерина его вспоминает.

«Взрыва» безумия нет, есть обычное балетное «воспоминание», а потому дуэт смотрится, как вставной номер. Последующая блестящая сцена с красным плащом повисает в воздухе, она не является продолжением предыдущей.

“Красная Жизель” Партнер – Олег Габышев

И третье изменение, в котором нет необходимости, Эйфман сочинил  в концовке балета. Безумие покидает Балерину, перед смертью наступает просветление. Балерина уходит в «зазеркалье», в смерть.

Почему в этой сцене вдруг появился Партнер??? Я понимаю, хореограф хотел создать ассоциацию с той сценой в балете «Жизель», где Альберт ищет на кладбище тень привидевшейся ему Жизели. Но в классическом балете это и происходит в начале второго акта. А в концовке балета уже нет места другим героям.

Балерина остается одна наедине со смертью и бессмертием. Бегающий между зеркалами Партнер нарушает пафос и величие концовки.

Но те, кто не видели оригинальный вариант, все равно находятся под большим впечатлением от спектакля: такая эмоциональная сила в нем заложена. Тем более жаль видеть отдельные разрушения шедевра.

Артисты труппы Эйфмана. 

Когда я уезжала в эмиграцию в 1977 году, Эйфман только готовился к началу первого сезона своего нового театра. С труппой первые годы танцевали приглашенные «звезды» других театров.

  Вернувшись в Ленинград в  конце 80х годов, я еще застала премьеров  Валентину Морозову и Валерия Михайловского. Труппа постепенно пополнялась. В нее приходили солисты из других театров.

И с начала 90-х труппа Эйфмана – это уникальный ансамбль солистов и кордебалета, которому нет аналогий.

“Красная Жизель” Партнер – Олег Габышев

Важно

Новое поколение, которое мы увидели сегодня,  яркое, талантливое, совсем иное, чем прежнее, как впрочем, оно иное и во всем балетном мире.

О технике говорить не приходится. Сейчас все высоко прыгают, крутятся, у всех высокий шаг и умение делать любые акробатические трюки, привносимые хореографами в балет.

Все премьеры труппы Эйфмана– танцовщики, обладающие ярко выраженной актерской индивидуальностью. Им надо было бы посвятить отдельную статью. Поэтому сейчас я только кратко остановлюсь на индивидуальных особенностях премьеров (кордебалет – отдельная тема).

Олег Габышев. Пластичный, музыкальный, тонко чувствующий танцовщик. Чайковский Габышева слишком мягок, слишком тонко организован душевно, открыт и беззащитен для мира, в котором он живет. Чайковский Габышева живет в диапазоне между страданьем в миру и радостью созидания.

“Чайковский” Чайковский – Олег Габышев, Жена – Любовь Андреева

Двойник Сергея Волобуева – особое  явление в спектакле. В нем есть какая-то сатанинская сила, очарование зла, безудержность разрушительных страстей.  Мне очень жаль, что я не увидела другой состав исполнителей.

Дмитрий Фишер (Чайковский) и Дмитрий Крылов (Двойник), вероятно, вносят в балет другие оттенки, что весьма интересно. Фишера мы знаем по предыдущим гастролям. Он всегда держится с большим достоинством, обаятелен и слегка «закрыт» для внешнего мира (в «Красной Жизели» он танцевал Друга Партнера).

Крылова я вижу впервые. И поразил не только феноменальный прыжок его Шута в игорном доме, но есть в актере какое-то лукавство, какая-то ирония, которые заставляют следить за ним даже в роли Принца в эпизоде из «Щелкунчика».  Олег Марков – еще одна яркая актерская индивидуальность.

Думаю, все мы отметили благородство, артистичность и властную силу его Учителя  в «Красной Жизели».

Совет

Мария Абашова наибольшее впечатление оставила в роли баронессы Надежды фон Мекк, особенно в роли Феи Карабосс и Пиковой дамы, где она так выразительна  в сочетании красоты безупречного танца и ликующего злорадства мстительной волшебницы.

“Чайковский” Надежда фон Мекк – Мария Абашова

Любовь Андреева  – лирическая танцовщица. Она трогательна даже во всех сценах своей агрессии в роли жены Чайковского.

В одном из спектаклей «Красной Жизели» роль Балерины танцевала Дарья Резник, недавняя выпускница Академии балета им.А.Я.Вагановой. Она несомненно талантлива, ей теперь надо работать над ролью. Это только начало ее творческого пути.

И теперь – кордебалет… Нет, не кордебалет, ансамбль актерских индивидуальностей. Можно только поражаться танцовщикам в этих ансамблях.

  Каждый из них не только блестящий исполнитель, но каждый существует в своем образе, в котором он не менее выразителен, чем солисты  в своих премьерных ролях.

И все таки все вместе – ансамбль,  который в балетах Эйфмана часто наиболее ярко воплощает идею или эмоциональную силу всего спектакля. Как Эйфман подбирает танцовщиков для массовых сцен, это его загадка, они и внешне поражают: высокие, стройные красавицы и красавцы, рост в рост… браво!

“Чайковский” Джокер – Дмитрий Крылов

Закончились гастроли, закончился праздник, но мы еще долго будем вспоминать и переживать увиденное, все pro etcontra. До следующего приезда Театра Бориса Эйфмана.

Источник: http://elegantnewyork.com/boris-eifman-alovert-1/

Ссылка на основную публикацию